На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Двоеверие на Руси в X-XI веках как итог религиозной реформы князя Владимира. Первые древнерусские сборники энциклопедического характера. Выдающиеся русские подвижники-мыслители. Появление светских литераторов в XII в. Русское искусство в X-XVII веках.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 21.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Реферат
"Русская культура в X-XVII веках"

Духовная культура

До принятия крещения при князе Владимире восточнославянские племена были язычниками. Однако о самой языческой вере известно довольно немного, поскольку христианские миссионеры уничтожали все следы традиционных верований.

Высшими славянскими богами были Перун и Белее, которые воплощали военную и хозяйственно-природную функции. Однажды Белес в образе змея похитил скот и людей и, спасаясь от Перуна-громовержца, живущего на небе, прятался то под деревом, то под камнем, превращался в человека, коня и корову. Перун расколол молниями дерево, камень и в конце концов победил Белеса. В знак победы на землю пролился дождь, который принес плодородие. Некоторые ученые предполагают, что Белее в древнейшие времена был богом охотников и почитался в образе медведя - хозяина леса. С переходом к земледелию и скотоводству он стал покровителем домашних животных. Перун же был богом войны и дружины, который оттеснил Белеса во время разложения общины и выделения военных князей. Если идол Перуна всегда ставили на холмах, то святилище Белеса располагалось в низине.

Также высшими божествами считались Сварог, Стрибог, Дажбог и Ярило. Сварог почитался восточными славянами как бог огня, атрибутами которого были конь, копья и огромный вепрь, выходящий из моря (образ встающего Солнца). Стрибога почитали как покровителя ветра. Дажбог упоминается только вместе либо со Сварогом, либо со Стрибогом, и его функция неизвестна. По-видимому, Дажоог был связан с богатством, золотом и серебром. Ярило Почитался как бог весеннего плодородия и зерна, умирающий в земле, чтобы возродиться колосом.

Хотя официальной датой крещения считается 988 год, принятие христианства затянулось на столетия, и в народе очень долго существовали остатки языческих верований. Само крещение киевлян и утверждение новой религии в столице Древнерусского государства произошло 1 августа 990 года. Перед этим князь Владимир объявил населению города: "Завтра всяк пойдет на реку Почайну креститься, а ежели кто из некрещеных завтра на реку не явится, богат или нищ, вельможа или раб, тот будет противником моего повеления". Спустя месяц насильно был крещен Новгород. В город прибыло войско во главе с дядей Владимира новгородским посадником Добрыней и его помощником Путятой. Однако новгородцы заранее узнали о приближении его дружины, разрушили мост через Волхов и затворились в крепости. Воинам Добрыни пришлось штурмом брать Новгород, сжечь языческое капище и силой затаскивать горожан в воды Волхова, где их принудили принять крещение. Как было написано позднее: "Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня огнем". Жители Ростова сначала приняли крещение, но затем выгнали одного за другим трех епископов. Только четвертый епископ Исайя при помощи военной силы смог разрушить языческое капище в Ростове и заставить горожан принять христианство. В 992 году был крещен Полоцк, несколько лет спустя - Туров. Смоленская земля принимала христианство довольно долго, и епископство в Смоленске было утверждено только в 1137 году. Не сохранилось никаких сведений об обращении в новую веру населения Рязанской и Муромской земли. По-видимому, христианизация этих областей началась не ранее XII века.

Восточные славяне весьма болезненно отреагировали на требование отказаться от веры предков. Стойкие приверженцы язычества бежали из городов. Уже в 998 году началось восстание язычников под предводительством некоего князя Могуты, которое продолжалось вплоть до 1003 года. Разгром язычников православная традиция приписывает Илье Муромцу, совершившему подвиги во имя церкви. В 1024 году в Суздале началось восстание под предводительством волхвов - языческих жрецов. Князь Ярослав жестоко подавил движение волхвов. Однако, спустя менее полувека, в 1071 году, волхвы вновь подняли смуту на Ростовской земле и в Новгороде. Большинство народа пошло за волхвами, но князь Глеб Святославич смог справиться с повстанцами.

Тем не менее, если князья и могли насильно крестить, то насильно заставить верить кого-либо было невозможно. Итогом религиозной реформы князя Владимира стало двоеверие, которое господствовало на Руси начиная с X - XI веков. Христианство медленно смешивалось с языческими верованиями, создавая совершенно новый тип мировоззрения, в котором мирно уживались догмы и ценности старой и новой религии. Сельское население в основной своей массе оставалось верно язычеству, с которым была связана вся народная культура. Более того, в городах христианство закрепилось только внешне. Это верно как для простых горожан, так и для княжеско-боярской среды. Еще в XIII веке в княжеские погребения при храмах клали украшения и оружие, как того требовал языческий обряд. Даже самого князя Владимира после смерти для отпевания внесли в храм на санях, по-язычески. Тогда же родился русский православный обычай вкладывать умершему в руку листок с молитвой - своего рода "пропуск" в загробный мир, что является очевидным примером сильного влияния язычества.

Тем не менее, принятие новой религии повлекло за собой гигантские изменения не только в мировоззрении восточных славян, но и открыло качественно новую страницу в их истории и культуре, сделав их составной частью христианской цивилизации. Прежде всего христианство требовало письменной традиции, что вызвало массовый перевод книг и создание древнерусской литературы.

Прежде всего, переводились Библия, творения отцов церкви и богослужебная литература. Библия переводилась по частям, и в домонгольскую эпоху существовали переводы Нового и нескольких книг Ветхого Завета. Полный перевод Библии был сделан только XV веке по инициативе новгородского архиепископа Геннадия. Содержание же Ветхого Завета становилось известным древнерусскому читателю при помощи сборников Паремийник и Палея, содержавших толкование ветхозаветных сюжетов. Самой Популярной книгой была Псалтырь, включавшая в себя псалмы библейского царя Давида. Также широко распространены были переводы Шестодневов - богословских Произведений, толковавших ветхозаветный сюжет о сотворении мира.

После гибели первого Болгарского царства на Русь хлынул поток беженцев, в том числе и священников, которые оказали значительное влияние на развитие древнерусской духовной культуры. В частности, появились переводы философских произведений видного деятеля староболгарской культуры Иоанна Экзарха. В 1073 и 1076 годах были составлены два Изборника - первые древнерусские сборники энциклопедического характера, содержащие переводы философских произведений византийских и болгарских авторов.

Первым оригинальным русским автором стал избранный в 1051 году киевским митрополитом священник церкви княжеского села Берестова Илларион. Он был первым русским, занявшим этот пост, - ранее митрополитами становились только ромеи, присланные из Константинополя. Его перу принадлежит "Слово о законе и благодати", написанное между 1037 и 1050 годом. Произведение Иллариона состояло из трех частей: сопоставление закона и благодати, описание распространения христианства в Древнерусском государстве и похвала князю Владимиру. После смерти своего покровителя князя Ярослава Мудрого Илларион вынужден был оставить митрополию, которую возглавил присланный из Константинополя священник.

Выдающимся подвижником-мыслителем был настоятель Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский, автор 11 сочинений. Он был активным общественным деятелем, помогал бедным и обличал князей, вероломно захватывавших власть и попиравших законы.

Вторым митрополитом из русских спустя почти 100 лет после Иллариона стал монах Зарубского монастыря Климент Смолятич. Он занял этот пост при князе Изяславе, поскольку был широко известен на Руси как знаток книжной премудрости. Климент Смолятич оставил после себя несколько произведений, из которых наиболее значительным является "Послание к Фоме". В "Послании" Климент отвечает на обвинения в чрезмерном увлечении античной философией, доказывая, что "языческое" наследие помогает ему толковать образы Священного писания. Он был представителем достаточно распространенного типа средневековых мыслителей-мистиков, которые использовали философские методы для поисков скрытого сокровенного смысла Библии.

Выдающимся древнерусским проповедником был епископ Туровского княжества Кирилл. Его творчество стало вершиной древнерусского красноречия. Кирилл Туровский был автором проповедей, которые наряду с произведениями таких знаменитых византийских авторов, как Иоанн Златоуст, вошли в сборники "Златоуст" и "Торжественник", предназначенные для торжественного чтения в церкви. Наиболее известными его произведениями являются: "Притча о слепце и хромце", "Сказание об иноческом чине", "Слово о премудрости".

В XII веке появились первые светские литераторы. Ими стали князь Владимир Мономах и неизвестный автор знаменитого "Слова о полку Игореве". Эпическая поэма "Слово о полку Игореве" стала вершиной древнерусской литературы и по праву занимает главное место среди произведений русского национального эпоса. "Слово" посвящено походу на половцев, совершенного в 1185 году русскими князьями под предводительством князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича. Русское войско было разбито, а Игорь и остальные князья попали в плен.

Князь Владимир Мономах является автором "Поучения", которое он составил для всех русских князей. Незадолго до своей смерти князь пытался предотвратить неизбежное междоусобие, его произведение проникнуто состраданием и стремлением уберечь людей от зла. В древнерусской литературе образ Владимира Мономаха представлен как воплощение идеала христианского правителя.

Современником Мономаха был митрополит Никифор, происходивший из Малой Азии. Наиболее ярким его творением является "Послание к великому князю Владимиру на Великий пост". Это произведение написано в виде наказа главы церкви главе государства о пользе строгого соблюдения христианских норм в сокрушении язычества.

Монголо-татарское нашествие породило целый цикл повестей о гибели русских городов. Наибольшими литературными достоинствами отличается "Повесть о разорении Батыем Рязани". Произведение проникнуто трагическим пафосом стойкости перед неотвратимостью гибели.

Вместе с духовной и светской литературой на Руси развивалось и летописание. Русские летописи испытали сильное влияние византийской исторической литературы, прежде всего "Хроник" Иоанна Малалы и Георгия Амартола (то есть грешника, как смиренно назвал себя автор). Эти произведения содержали не только исторические сведения, но и сжатую информацию о великих умах древности: Зороастре,

Зеноне, Сократе, Платоне, Аристотеле, Пифагоре, Марке Антонии и других деятелях.

Первыми центрами русского летописания стали Киев и Новгород. В 1113 году по поручению князя Святополка Изяславича монах Киево-Печерского монастыря Нестор обобщил Киевский и Новгородский летописные своды, создав на их основе знаменитую "Повесть временных лет". Позже, в связи с образованием новых политических центров, появились местные летописи во Владимиро-Суздальском, Полоцком, Галицко-Волынском княжествах.

В 1345 году братья Стефан и Варфоломей Кирилловы постриглись в монахи, а некоторое время спустя основали в лесу Троицкий монастырь. Во время пострига Варфоломей принял имя Сергия Радонежского, под которым и вошел в русскую историю как один из крупнейших духовных лидеров XIV века. Основанный братьями монастырь отличался строгостью устава. Монахи не имели личного имущества, своим трудом добывали себе пропитание и много времени тратили на изучение и переписку книг. Всего во 2-й половине XIV века в русских землях возникло 35 монастырей, подчинявшихся Троицкой обители. Одновременно троицкий устав приняли многие монастыри Москвы, Рязани, Новгорода Великого. В результате монастырской реформы Сергий Радонежский стал самым авторитетным духовным лицом, перед авторитетом которого отступали епископы и архимандриты. Он стал первым русским церковным деятелем, который отказался от безоговорочной поддержки Орды и благословил великого князя Дмитрия Ивановича на борьбу с татарами.

Сам Троицкий монастырь стал центром возрождения русской культуры. В его стенах было воспитано множество иконописцев, самым известным из которых стал Андрей Рублев. Здесь же были созданы шедевры древнерусской литературы - "Задонщина" и "Сказание о Мамаевом побоище", посвященные Куликовской битве.

До конца XV века русская православная церковь сохраняла известную независимость от светской власти, подчиняясь напрямую константинопольскому патриарху. Однако, когда московский митрополит Исидор в 1439 году на вселенском церковном соборе во Флоренции подписал унию с католической церковью, по возвращении домой он был смещен со своего поста. Когда в 1453 году Константинополь был захвачен турками, великие князья Московские посчитали себя вправе самостоятельно руководить церковной жизнью страны.

Наиболее крупным философом и духовным лидером русского общества середины XV века был Нил Сорский, основатель учения нестяжателей. Он считал, что церковь и монастыри должны отказаться от своего имущества и заниматься только духовным самосовершенствованием. Идеи Сорского быстро нашли поддержку у великих князей, мечтавших окончательно подчинить церковь своей власти и пополнить казну за счет ее богатств. Противником секуляризации церковных земель стал Иосиф Волоцкий, сторонники и последователи которого были прозваны осифлянами. На церковном соборе 1503 года произошло открытое столкновение осифлян и нестяжателей. Однако великий князь не стал принимать чью-либо сторону. Идея отобрать у монастырей земли, несомненно, была очень заманчива, но Иосиф Волоцкий разработал теорию о божественной природе власти великого князя, которая нравилась московским правителям не менее, чем предложения нестяжателей.

Лидером нестяжателей при дворе Василия III был ученик Сорского Вассиан Косой (Василий Иванович Патрикеев), которого великий князь использовал для ослабления позиций церкви. Литературное творчество Патрикеева стало расцветом нестяжательской мысли в Русском государстве. В 1518 году Василий III приглашает в Москву Максима Триволиса, бывшего доминиканского монаха, принявшего православный постриг в Афонском монастыре в Греции. Прибыв в Россию, Максим, получив прозвище Грек, сразу же стал на позиции нестяжателей и занимался переводами греческих книг. Вокруг мудрого грека, получившего европейское образование, вскоре возник философский кружок, активным членом которого был Вассиан Патрикеев.

Однако в 1525 году Василий III посчитал подобные беседы крамольными и разгромил кружок Максима Грека, а самого философа отправил в ссылку. В 1531 году великий князь созвал церковный собор, закончившийся полной победой осифлян. Максим Грек и Вассиан Патрикеев были осуждены за попытку выправить русские богослужебные книги по греческим оригиналам и заточены в монастырь.

Во 2-й половине XV века одновременно с усилением великого князя Московского началось идеологическое обоснование его претензий на господство над всеми русскими землями. Уже во время Василия III появилось "Сказание о князьях Владимирских", содержащее поддельную родословную, которая выводила род Рюриковичей от римского императора Августа через мифического князя Пруса. А поскольку Василий был прямым потомком римских цезарей, то и его столица Москва являлась "третьим Римом" ("вторым" считался захваченный турками Константинополь). Таким образом, Московское государство, будучи "наследником" великой Римской империи, могло претендовать сначала на земли соседей, а затем и на гегемонию в Европе. Так или иначе, "Сказание" было переведено на латинский язык и разослано европейским дворам. Тогда же знаменитая шапка Мономаха, представляющая собой среднеазиатскую золотую тюбетейку XIV века, была объявлена даром византийского императора Константина Мономаха. Сами же византийцы якобы получили свои знаки вселенской царской власти прямо из Вавилона.

Идеология самодержавной царской власти получила дальнейшее развитие во время правления Ивана Грозного. В Москве были созданы единые общерусские летописи (Софийская I и II, Воскресенская и Никоновская), которые редактировал лично сам царь. Иван IV считал себя абсолютным владыкой над жизнью и смертью своих подданных, власть над которыми ему дана от Бога. Это нашло свое отражение в переписке царя с бежавшим от его жестокостей в Беларусь князем Андреем Курбским. Будучи учеником Максима Грека, князь Курбский обличал кровавую тиранию Грозного, оставив потомкам "Историю о великом князе Московском".

При Иване Грозном была предпринята попытка организовать типографию в Русском государстве. Впервые печатные книги были привезены в Москву из Великого княжества Литовского около 1527 года Богданом Онковым, компаньоном белорусского первопечатника Франциска Скорины. Однако книги были конфискованы и сожжены. Во время регентства Елены Глинской в Москве была издана книга "Триодь постная", после чего по невыясненным причинам книгопечатание было свернуто. В середине 50-х годов XVI века в Москве действовала так называемая анонимная типография, выпустившая несколько книг. Выпускник Краковского университета Иван Федоров при помощи белорусского книгопечатника и гравера Петра Мстиславца основал в Москве типографию, которая в 1563-1564 годы выпустила книги "Апостол" и "Часослов". В 1566 году Федоров и Мстиславец под натиском духовенства закрыли типографию и уехали в Великое княжество Литовское. Некоторое время спустя Иван Грозный устроил новую типографию в Александровской слободе, которой управляли Андроник Невежа и Никифор Тарасиев. Однако и она вскоре пришла в полный упадок. Только во время правления Федора Ивановича была основана постоянная типография, деятельность которой уже не пресекалась. Всего во 2-й половине XVI века в Москве было издано 20 наименований книг.

Во 2-й половине XVI века светская власть постепенно теснила церковь, отбирая у нее одну позицию за другой. В основном это выражалось в ограничении монастырского землевладения. В то же время падение Византии и полное запустение греческой церкви под властью турок превратили Россию в самое крупное православное государство в мире. Из сложившегося положения логически вытекало, что во главе русской церкви должен стоять не митрополит, а патриарх. Этот вопрос был особенно важен, учитывая притязания Москвы на белорусские и украинские земли, где большинство населения оставалось православными. В 1589 году Борис Годунов добился от константинопольского патриарха введения патриаршества в Москве. После этого значение русской православной церкви значительно возросло. Однако в 1596 году белорусские и украинские православные подписали Брестскую церковную унию и объединились с католиками. Учреждение московского патриархата не только не привело к усилению позиций церкви, но еще больше подчинило ее царской власти. Царь сам назначал митрополитов, епископов и настоятелей крупных монастырей, созывал церковные соборы и вмешивался в дела веры.

В течение довольно долгого времени Русское государство было в достаточной степени изолировано от окружающего Мира, что весьма сильно сказалось как на православной церкви, так и на мировоззрении народа. Само русское православие, веками боровшееся с язычеством, в конце концов вынуждено было пойти на компромисс с традиционными народными верованиями. Под влиянием местных условий весьма сильно изменилась и обрядность церкви. Особенно это касалось богослужения. В церкви было принято так называемое "многогласие", когда в целях сокращения службы все ее части проходили одновременно: поп читал свое, дьячок свое, а хор пел свое. Разобрать что-либо в этом гаме было невозможно, но при повальной неграмотности главным был не смысл религиозных учений, а внешнее благолепие. В монастырях переписчикам-монахам далеко не всегда хватало образования, чтобы правильно понять текст, из-за чего русские богослужебные книги с течением времени стали весьма сильно отличаться от греческих. К тому же, само греческое православие не стояло на месте и за это время успело претерпеть ряд серьезных изменений. В отличие от русских, гре и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.