Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Процесс формирования сословного слоя феодального общества Руси. Первые центральные органы Руси, правящий класс. Осуществление высшей власти в Российском государстве. Возникновение и рост ремесленно-торговых поселений, образование слоя купечества.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: История. Добавлен: 09.11.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


23
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра истории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по отечественной истории на тему:
ТЕМА Русская правда________________
Преподаватель
Студент
Владимир - 2008.
План работы

1. Введение
2. «Русская Правда»
3. Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное уложение 1649 г
- высшие органы власти и управления
- Великий Государь
- первые центральные органы Руси
- правящий класс
- духовенство
- местничество
- Боярская дума
- Земские Соборы1
- горожане (посадские люди)
- купечество
- крестьяне
4. Заключение
5. Тест
6. Список использованной литературы
1. Введение

В начале нашей эры племена славян занимали большую территорию от западных рек Одры и Лабы (Эльбы) до берегов Дуная на южных рубежах. Но со временем древние общины распадались, на смену им пришли мелкие крестьянские хозяйства. Вожди и богатые общинники угнетали бедных, отнимали у них обработанную землю, закабаляли их и заставляли работать на себя. Для укрепления своей власти господствующая верхушка создавала свою правящую организацию и войско. Так на смену племенным порядкам пришло классовое общество и государство. В начале в древней Руси было несколько небольших государств - племенных княжений, на месте которых в IX веке возникла могучая Русская держава. Началась эпоха феодализма.
В государстве возникали разные сословия населения: бояре, феодалы, духовенство, горожане, купечество, крестьяне. В разные века отношения между этими сословиями регулировались с помощью таких государственных нормативных актов, как «Русская Правда», Судебники, Соборное Уложение.
2. «Русская правда»

В древней Руси слово «правда», кроме привычного для нас значения, имело еще одно: закон, устав. Поэтому сборник своих древнейших законов русские люди называли «Русской правдой».
По содержанию «Русскую правду» делят на краткую и пространную. Краткая «Русская правда» возникла раньше пространной: в неё вошли законы, установленные еще в XI в. при Ярославе Мудром и его сыновьях. Пространная «Русская правда» появилась позже на основе краткой, но с дополнением законов XII в.
«Русская правда» дает возможность понять отношения между феодалами - князьями и боярами - и народом. Князья и бояре господствовали над остальным населением - крестьянами и горожанами-ремесленниками. В каждом княжестве (как тогда говорили, «земле») княжил свой род. Князья вели между собой нескончаемые войны, а в мирное время забавлялись охотой; они же творили суд и расправу. Князей окружали приближенные люди: конюхи, повара, ремесленники, дядька - воспитатель княжеских сыновей (как его тогда называли, кормилец) - лицо важное и почетное, хотя он иногда и был княжеским рабом.
При князе были и воины-дружинники.
Особенно высоким считалось звание «конюшего тиуна», ведавшего княжескими конями, потому что князья и дружинники сражались на конях и на конях ездили в путешествия. Из княжеских дружинников главным образом и вышли бояре на Руси.
Главным достоянием феодала была земля, на которой работали земледельцы - смерды. Ко времени, о котором рассказывает «русская правда», князья и бояре захватили земли свободных ранее смердов.
Боярам принадлежали обширные земли. Боярское имение с усадьбой было окружено рвами и валами, на которых стояли деревянные стены - срубы, засыпанные землей (укрепление очень прочное для того времени, когда огнестрельное оружие было еще неизвестно). Боярин держал при себе вооруженные отряды холопов и был полновластным господином в своих владениях.
«Русская правда» ярко рисует бедственное положение смерда, сидевшего на чужой земле. Князь пользовался трудом смерда при его жизни и имел право на его имущество после смерти. «Русская правда» устанавливала: если смерд умрет, не оставив сыновей-наследников, то его имущество достанется князю; если же осталась незамужняя дочь, то для нее выделяется только часть наследства.
Подробно рисует «Русская правда» положение другого зависимого человека - закупа. У закупа нет своего хозяйства. Он возделывает господскую землю при помощи господских же земледельческих орудий - плуга и бороны. Если закуп сломает эти орудия, то он обязан за них уплатить господину; если закуп не загонит скотину во двор, не затворит ворота или если скотина погибнет в поле во время работы, то вина также лежит на нем. Если закуп убежит от господина, то по возвращении его хозяину он становится полным рабом.
Всего труднее жилось «холопам» - рабам. Их в древней Руси было меньше, чем смердов. Холопами становились, прежде всего, дети холопов. Иногда свободные люди были вынуждены продавать себя в холопство. Холопом становился и тот, кто брал на себя заведование княжеским или боярским хозяйством, делался тиуном или ключником, не договорившись, что он останется свободным. Холоп был полной собственностью господина, и «Русская правда» грозит строгими наказаниями тем, кто поможет бежать холопу, укажет ему путь при побеге.
«Русская правда» в первую очередь охраняла княжеские интересы. Князь мог отдать имущество неугодного ему человека на «поток и разграбление». В его казну шли штрафы с населения, взимавшиеся по суду. За убийство княжеского тиуна «Русская правда» устанавливает штраф в 80 гривен, а за убийство смерда или холопа, работавшего в княжеском хозяйстве, - только 5 гривен.
Из «Русской правды» можно узнать и о торговых порядках древней Руси. Купцы были в большом почете, в особенности «гости», торговавшие с чужими странами. «Русская правда» устанавливала порядок разрешения различных споров. Например, если человек, взявший у купца на хранение товар, отказывался это признать, он должен был принести клятву. Клятва называлась «ротой». «Рота» произносилась в церкви, переел крестом, но она часто оказывалась лживой.
В случае разорения купца имущество его продавалось. И если он задолжал князю, тогда первым получили свои деньги «гости» - русские и чужеземные, если купец был должен им. В случае же стихийного бедствия, если товар утонул, сгорел во время пожара или его отняли во время войны, купец получал отсрочку для платежа, потому что «пагуба» признавалась происшедшей не по его вине. Но если купец «в безумии своем», как говорилось в «Русской правде», пропьет чужой товар или проспорит его, побившись с кем-нибудь «об заклад», то за это его продавали в рабство.
При различного рода тяжбах и обвинениях часто применялся так называемый «божий суд». А этот суд был и жестоким и несправедливым. Обвиняемого заставляли брать в руки раскаленное железо, а потом по характеру ожогов судили, нужно его оправдать или обвинить.
3. Судебники 1497 г. и 1550 г., Соборное Уложение 1649 г.

Высшие органы власти и управления

Процесс формирования сословного слоя феодального общества Руси начался с конца XVI в. со времен Киевской Руси и завершился к концу XVII в. Сословия - это большие социальные группы (или слои населения), которые отличаются друг от друга совокупностью прав и обязанностей (владение землей, передача имущества по наследству, обязанности по уплате податей и налогов, служба в армии, ответ по суду за правонарушения и т.д.). иногда из одного сословия могло образоваться несколько. Так из городского (посадского) населения выделились буржуазия, рабочий класс и различная интеллигенция. Таким образом, со временем каждое сословие стало отличаться своими особыми правами, привилегиями, повинностями и обязанностями.
Великий Государь (князь, царь, самодержец)

На самом верху иерархической государственной сословной лестницы стоял великий Государь - князь, царь. Однозначно о власти царя говорить сложно, т.к. это целиком зависело от воли, характера и нравов каждого конкретного правителя. Недаром почти все они заслужили в истории прозвища (Грозный, Тишайший, собиратель земель, денежная сума и т.д.)
Принятие церковного титула укрепляло авторитет центральной власти, ставило царя в один ряд с могущественными государями Западной Европы и Востока. Царская власть всегда передавалась строго по наследству - по старшинству сыновей. Если наследник был малолетним, ему по распределению патриархата назначался опекун. Опекуном мог быть только ближайший родственник из царской семьи.
Великий Государь на власть непременно венчался в Успенском соборе Московского кремля. Он имел особые атрибуты царской власти: величественный трон, царскую золотую корону, усыпанную драгоценными камнями, скипетр, державу. Одеяние царя отличалось роскошью, расшивалось золотой канителью. Государь единолично распоряжался царской казной, имел право казнить и миловать, издавать указы, объявлять войну соседним государствам. Армия государства подчинялась напрямую царю.
Великокняжеским двором управлял дворецкий. Подавать на стол яства и вино обязан был кравчий. Оружничий ведал военными доспехами, ему же подчинялись все оружейники. Чуть ниже шли сокольничие, ясельничие, постельничие, ловчие (руководившие царской охотой). На всех этих должностях служили менее знатные бояре.
Со временем единоличное княжеское правление утратило свою силу, и царь вынужден был править совместно с Боярской думой, Земским собором.
Со времен киевских князей при дворе царили зависть, коварство, интриги, в борьбу за власть шли все средства: обман, отравления, убийства, заточения в монастырь на всю жизнь.
Возрастающую власть самодержавного монарха отразило Соборное Уложение 1649 г. Уложение устанавливало жесткую кару за преступления против царя, его чести, достоинства, здоровья. Жестоко наказывались все преступления, совершенные на территории царского Дворца. Так впервые появилось выражение «государственное преступление». Смертной казнью карались все умыслы против царя и государства (восстания, заговоры, измена).
А в XVII в. появились уже именные указы, только от имени царя, без участия Боярской думы. А в 1655 г. царь Алексей Михайлович учредил Приказ тайных дел, где решались государственные вопросы без участия боярской думы.
Так к XVII в. происходило усиление власти и авторитета царя, а политическая власть бояр уменьшалась. И, наконец, при Петре I произошел переход от одной формы государства к другой: от сословной монархии к самодержавию.
Первые центральные органы Руси

Прообразом первого центрального органа стала государева казна (канцелярия). У нее был большой штат дьяков. Казначеи ведали финансовыми вопросами. Был в штате канцелярии печатник-хранитель государевой печати. Службой связи - почтой ведали дьяки.
Правящий класс

Правящий класс Руси четко делился на феодальную аристократию - бояр и служилое сословие - дворян, между которыми постоянно шла борьба за земли.
Бояре владели вотчинами и наследственной собственностью. Экономической базой дворян было поместное землевладение. Поместье дворянам давалось на определенный срок, с условием, что дворянин будет состоять на государственной службе. У бояр были большие, обширные владения, а поместные дачи у дворян - небольшие. Помещики неоднократно обращались к государю с просьбами (челобитные) то перераспределении земель, даже в 1551 г. предлагали отнять часть земель у церкви. Судебник 1497 г. защитил границы феодальной земельной собственности. А Соборное Уложение 1649 г. прямо указало, что владеть землей могут только служилые люди (дворяне).
Думные дворяне состояли в Боярской думе. Только из их числа назначались воеводы во время войн, начальники приказов. Они же служили воинами в дворянском конном ополчении, в гарнизонах пограничных крепостей. Все они имели право судить своих крестьян, за исключением крупных политических и уголовных дел. Эти дела разбирались уже в государственных судах. Законодательство Руси защищало жизнь, честь, имущество феодалов суровыми наказаниями.
Беззаботная и разорительная жизнь бояр и помещиков требовала все больше и больше денег. Они увеличивали оброк с крестьян, переводили их на барщину.
Духовенство

Церковь всегда занимала на Руси значимое место в управлении государством. Высшим ее органом был митрополит Москвы, а в 1589 г. он стал называться патриархом всея Руси. Он избирался поместным собором и утверждался царем.
Духовенство было освобождено от несения государственной службы, от повинностей, от налогов. У церкви был свой суд, в котором судились все духовенство и зависимое от церкви население. Но дела по государственной измене, душегубстве, разбое по-прежнему вершил государственный суд. А такие дела, как развод в семье, преступления против нравственности рассматривал церковный суд над всеми светскими людьми.
Духовенство делилось на белое (приходские попы, дьяки, пономари) и черное (монахи, жившие в монастырях). Попы, дьяки могли жениться единственный раз в жизни. А монахам было запрещено иметь семью, чтобы не делить, не дробить земельные угодья монастырских земель. В XVI в. 1/3 всех земель с населением на Руси принадлежала духовенству, чем были очень недовольны бояре.
Соборное Уложение 1649 г. во многом лишило церковь ее богатств. Так, оно запретило боярам передавать свои земли монастырям «на помин души». А в 1584 г. церкви вообще запретили духовенству приобретать землю, но оставили им ранее приобретенные вотчины от бояр (купленные или подаренные).
Это же Соборное Уложение диктовало правила о подсудности духовенства в общем порядке. Льготы сохранялись только за самим патриархом и его служащими. Духовенство было очень недовольно этим Уложением. Архимандрит Никон назвал его «дьявольским законом», не признавал его и просил Государя отменить его. Этот монастырский приказ был упразднен только после смерти Никона.
Местничество

Военные чины, управленцы уездами, воеводы назначались не по своим деловым качествам, не по таланту, а «по породе». Высшие должности в государстве занимали только потомки богатых и состоятельных князей. Чуть ниже в управленческой лестнице располагались потомки удельных князей, еще ниже - мелкие удельные князья, обедневшие бояре.
Эта порочная система мешала выдвижению на ответственные государственные посты умных, деловых, способных людей. В борьбе за высшую ступень бояре нередко клеветали друг на друга, писали доносы, кляузы, челобитные царю. Такой способ назначения на высшие посты нанес большой ущерб стране и был отменен лишь в XVII в.
Боярская дума

Высшая власть в Российском государстве осуществлялась великим князем вместе с Боярской думой. Великий князь сам назначал бояр в Думу на высшие государственные должности. По сути своей Дума являлась сословным органом княжеско-боярской аристократии. Бояре занимали ключевые посты в центральном и местном аппарате. Они решали наиболее значительные судебные споры феодалов.
Все важнейшие внешнеполитические дела рассматривались великим князем вместе с боярами. Думные должности занимали самые знаменитые и богатые аристократические фамилии бояр.
Все великие князья, а затем и цари в своей властной политике опирались на крупных бояр, владельцев крупных вотчин - на тех, кто был в силу своего богатства способен выставить на случай войны собственные вооруженные силы. Делопроизводство в Думе вели Думные дьяки.
Дума утвердила Судебник 1497 г. и Судебники 1550 и 1589 гг., указы о беглых крестьянах, о кабальном холопстве, новые налоги. Дума надзирала за местным управлением, принимала решения по вопросам организации армии, по земельным делам, вела переговоры с иностранными послами.
Большой урон в государственном управлении наносил порядок назначения на думные должности по принципу местничества, т.е. положением феодала на сословно-иерархической лестнице, от знатности его рода, от его происхождения. Нередко в Думу попадали только потому, что предки его когда-то служили при великокняжеском дворе.
Часто в Думе заседали престарелые, глуховатые, подслеповатые старики-феодалы и попросту засыпали на заседаниях Думы. Самостоятельность Боярской Думы во многом пошатнулась, когда в 1550 г. был издан новый «Судебник», по которому к правосудию привлекались представители посадского населения, черносошные крестьяне. Появилась бюрократия (судьи приказов, воевод, дьяков). А и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.