На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Молодые годы С.Ю. Витте, формирование его личности. Служба в Петербурге при Александре Александровиче. На службе у Государя Николая Александровича. Блестящая работа С.Ю. Витте на посту министра финансов. История разрыва с царем и ухода в отставку.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 23.03.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Московский социально-педагогический институт
Реферат по истории
С.Ю. Витте - ключевая фигура российской политики конца XIX - начала XX века
Выполнила
Ицкович И.Ю.
Москва 2009
Введение

На рубеже XIX-XX веков в мировом сообществе происходили крупные изменения в социально-экономическом и политическом планах. Впечатляющий рывок в своем развитии продемонстрировали США, вышедшие в начале 90-х годов на первое место по промышленному производству и опередившие «промышленную мастерскую мира» - Англию. Резкий скачок в экономическом и особенно в индустриальном развитии сделала в это время Германия, также переживавшая экономический бум, ставший возможным в результате объединения страны. На Востоке высокими темпами экономического роста выделялась Япония, хотя по абсолютным показателям прироста она еще отставала от развитых стран Запада. Старые промышленно Развитые страны - Англия и Франция, уступая в темпах роста молодым своим соперницам, по экономическому своему потенциалу продолжали удерживать лидирующие позиции в Европе. Все это ставило перед Россией, одной из великих держав мира, задачи по ускорению своего экономического развития. Если бы сия задача не была решена, и Россия из сверхдержавы превратилась в колониально-зависимый придаток индустриальных стран Запада, (что мы имеем несчастье наблюдать ныне), это грозило бы нарастанием внутренних экономических и социально-политических осложнений, чреватых непредсказуемыми потрясениями. Эти предпосылки придавали проблеме ускорения темпов роста и структурной перестройки экономики, особенно усиления промышленного потенциала страны, характер национальной сверхзадачи, решение которой взял на Себя величайший из русских Самодержцев, Государь Александр Александрович. Грандиозные задачи преобразований требовали появления незаурядных личностей. Вокруг Александра III трудились такие выдающиеся деятели, как М.Т. Лорис-Меликов, финансисты А.А. Абаза, Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский, администраторы Булыгин и Дурново, охранитель традиционных русских ценностей К.П. Победоносцев. Александр III нашел в Одессе инициативного служащего частной железнодорожной компании, разглядел в нем недюжинные государственные таланты и призвал его в Петербург на царскую службу. Этим служащим был Сергей Юльевич Витте. С.Ю.Витте действительно оказался яркой личностью. На его долю выпали не только выработка и проведение нового курса экономической политики, но первые глубокие реформы политического строя самодержавной России. По моему некомпетентному мнению, оставайся он на государственной службе в 1914 году, он бы нашел способ избежать войны, а впоследствии и революции. Но ключевым словом тут является слово личность. Увы, гениальный ум не смог взять под контроль личностные амбиции. Он не смог смириться и верно и просто служить своему Государю. Не нам его судить, ибо мы, в силу нашего воспитания , скорее всего тоже не смогли бы. Да и в те времена не все приближенные Государя проявили верность до конца, несмотря на то, что их готовили к этому с детства. Не один Витте виноват в трагическом разладе русской элиты, в разладе, приведшем к параличу власти, и ко всем ужасам революции. Но крупная личность, большой ум, внес большой вклад в это дело… Он сам весьма страдал от этой своей раздвоенности, и люди еще при жизни постарались указать и наказать его за каждую ошибку. Я верю, что мы не один раз приходим на землю, и желаю этой душе дальнейшего совершенствования с учетом прошлого опыта… Жизнь и деятельность С.Ю. Витте до восшествия на престол Государя Николая Александровича.
Молодые годы С.Ю. Витте. Формирование его личности
Сергей Юльевич Витте родился в 1848г. в Тифлисе в семье директора Департамента сельского хозяйства при Кавказском наместничестве. Юлий Федорович был потомком выходцев из Голландии, переселившихся в Прибалтику еще во времена шведского владычества. Российское потомственное дворянство фамилия получила в середине XIX века. Супруга его, урожденная Е.А. Фадеева, вела свою родословную от старинного княжеского рода Долгоруких. К той же семье принадлежала основательница Русской теософии Елена Петровна Блаватская, урожденная Ган, двоюродная сестра Сергея Юльевича, которой он посвятил несколько страниц в своих мемуарах. О себе он пишет, что «с раннего детства жил в атмосфере преданности Государю и монархическому принципу. Моя преданность Государям, которым я служил, и монархическому принципу вообще, унаследована мною от родных». Семья была православной и весьма благочестивой. Получив аттестат зрелости, Сергей Юльевич приехал в Одессу, чтобы поступить в университет, но оказалось, что плохая оценка по поведению преграждает ему доступ в него. Тогда он вновь поступил в Одессе в гимназию, но первые месяцы лодырничал, предаваясь развлечениям. И он бросил Одессу с ее соблазнами, уехал в Кишинев, где его никто не знал, и после усиленных занятий сдал там экзамен и получил новый аттестат. С этим аттестатом он и поступил в Одессе на физико-математический факультет в 1867г. Вскоре умер отец, и Витте вынужден был сам зарабатывать на жизнь и на учебу. Он оставался верен принципам монархизма и христианства, не поддаваясь студенческому вольнодумству, но товарищи уважали его серьезность и прилежание, и избрали в комитет, заведовавший студенческой кассой. Эта невинная касса взаимопомощи была закрыта, как опасное учреждение, а членам комитета, и Витте в том числе, грозила ссылка в Сибирь. Лишь благодаря случайному скандалу с ведшим дело прокурором, участники кассы отделались мировым судом и штрафом. Оканчивая университет, Витте мечтал заниматься наукой, но родные убедили его, что место дворянина - на государственной службе. Так он стал чиновником на Одесской железной дороге, которая впоследствии вошла в АО «Юго-Западные железные дороги». Однажды неподалеку от Одессы произошло крушение поезда, погибли люди. Общественное мнение требовало наказать виновных. Таковые были найдены в лице начальника дороги и Витте. Последний был приговорен к 4 месяцам тюрьмы. Таким образом, в своей жизни Сергей Юльевич имел и политическую, и уголовную судимость. До тюрьмы дело не дошло, т.к. пока суд да дело, Витте оставался на службе, и во время русско-турецкой войны очень хорошо организовал перевозку войск, несмотря на недостаточность подвижного состава. Он обратил на себя милостивое внимание вел. кн. Николая Николаевича старшего, и приговор застал его в Петербурге в составе правительственной железнодорожной комиссии. Тюрьма была заменена двухнедельной гауптвахтой, причем днем он продолжал ходить на службу. После убийства Александра II Витте, охваченный горем, написал своему дяде, генералу Фадееву, что правительство борется с террором неподходящими средствами. Между тем, на каждое революционное убийство надо бы отвечать таким же убийством виновного революционера. В это самое время в Петербурге граф Воронцов-Дашков организовал Священную Дружину - тайное общество с целями и задачами весьма близкими к виттевским. Генерал показал письмо племянника Александру III, тот - Воронцову-Дашкову, Витте был приглашен в Священную Дружину, вступил в нее и организовал ее отделение в Киеве. Дружина состояла из таких же тайных пятерок, как и нечаевцы. Вскоре Витте послан был в Париж, чтобы убить одного человека, если тот не убьет некоего революционера. Потом инструкции изменились, и Витте никого не убил. Но он понял, что тайное убийство не может служить высоким целям и предложил Воронцову-Дашкову следующее: «Мы должны опубликовать в правительственном вестнике свой устав и список своих членов, сделавшись таким образом мишенью для террористов. Тогда Священная Дружина воистину явится противовесом тайному революционному обществу убийц». На это благородное заявление Сергей Юльевич не получил ответа и счел себя свободным от данной присяги. Вот какому человеку - талантливому, смелому, твердому в своих убеждениях, судила судьба стать впоследствии царским советником.
Служба в Петербурге при Александре Александровиче

В 1888г. Витте имел случай особенно отличиться перед самим Императором. Но из-за своей принципиальности случаем этим не воспользовался… Государь должен был проезжать по его дороге. Витте получил из Петербурга расписание движения царских поездов. Согласно этому расписанию, скорость была чрезмерная, рискованная. Витте отказался ему следовать, чем вызвал сильное недовольство наверху. Он встретил поезд на киевской станции. Знакомые с детства сановники, вышедшие из поезда, сделали вид, что не узнают его. Сам Царь подошел к нему и сказал: «Везде меня возят с нужной скоростью, только вы один не можете. Ваша дорога самая плохая из всех русских дорог». И не пожелал слушать объяснения. Витте, однако, громко сказал, пока Царь мог его слышать: «Пусть другие поступают, как знают, а я не согласен подвергать опасности жизнь Государя. С такими скоростями мы сломаем ему шею». Этот знаменательный случай стал образцом для действий Витте на всю оставшуюся жизнь: спасать Россию и Царя по своему усмотрению, даже вопреки прямым указаниям Самого Царя… Через два месяца случилась катастрофа с царским поездом в Борках, Семья едва не погибла. Тогда и вспомнил Царь об умном и бесстрашном начальнике Юго-Западной дороги, призвал его в Петербург, где тот через два года стал министром путей сообщения, а через три - министром финансов. 1892год - время счастливого вдохновения для Витте. Он второй раз женился, вновь на разведенной женщине, еврейке, немало поспособствовав перед тем ее разводу, невзирая на общественное мнение, невзирая на возможную остановку карьеры. Но Царь наоборот оценил его верность своим убеждениям. Александр III для него - идеал Государя. Он пишет: «Александр III имел стальную волю и характер. Он был человек своего слова, царски благородный, с царскими возвышенными помыслами. У него не было ни личного самолюбия, ни личного тщеславия. Его «Я» было неразрывно связано с благом России. Он был мужествен не на словах и театрально, а попросту. Никто не мог Его не уважать. И Его уважал весь мир и вся Россия. Он был по натуре Самодержец, и Он мог поддержать исторически сложившееся в России неограниченное самодержавие». Витте составляет программу своих действий. В программном документе указывалось, что Российская промышленность достигла уже такого уровня развития, что правительство не может с этим не считаться. Вместе с тем Россия еще лишь в начале пути превращения из сугубо сельскохозяйственной в аграрно-индустриальную страну. Для выживания промышленности необходимо ее техническое соответствие самым высоким стандартам. Необходимо быстро приспособить патриархальное народное хозяйство к требованиям современной промышленности и торговли. Успешное выполнение сей великой задачи может произойти лишь при широком и разностороннем руководстве экономическим развитием со стороны правительства. Меры предлагались следующие: покровительственный таможенный тариф; надлежащий строй железнодорожных тарифов; пересмотр устаревшего фабрично-заводского законодательства; создание условий для проявления частной инициативы, особенно в новых производствах должно проявляться в прямой поддержке со стороны казны этих производств; мнение предпринимателей по экономическим вопросам должно учитываться правительством через систему представительных организаций буржуазии. Но главным препятствием успешного развития Витте считал неустойчивость русского рубля, его слабую конвертируемость. За 11 лет своей работы С.Ю.Витте удалось полностью преодолеть эту проблему. Впоследствии он без ложной скромности писал: «Только при мне наша валюта могла быть поставлена на прочное основание».

На службе у Государя Николая Александровича

Начало работы под руководством нового Государя. Первые обиды. Едва успел Витте составить свою программу, как из Ялты пришло страшное известие: умер Александр III. Вся страна была охвачена горем. Перед русской аристократией встала задача: подчиниться новому Царю, служить Ему верой и правдой, вместе с Ним трудиться на благо Отечества. Задача эта для многих оказалась непосильной. Молодой Государь не обладал представительной внешностью Своего Родителя, Он был скромен и деликатен, с почтением относился к старшим родственникам и опытным государственным сановникам. И они не смогли Ему подчиниться. 10 веков русского самодержавия не приучили их подчиняться Царю просто потому, что Он Царь, данный Богом. Им необходим был дополнительный стимул в виде страха. Но Он не дал им этого стимула. До самого 17-го года Он твердо держался этой линии: никого не загонять насильно в рай. Если сановник Его не слушался - Он благодарил его за службу, щедро награждал - и удалял от себя, предоставляя жить полноценной частной жизнью. Но никогда не давал им творить свою волю, ибо знал, что только Он в ответе за Россию. В последние годы Александра II, во все блестящее царствование Александра III, каждому были показаны выгоды и перспективы монархии в России. 22 года Николай II никого не принуждал, предоставляя каждому сделать собственный свободный выбор. И в 17 году Россия свой выбор сделала. Царствование Николая Александровича - это последнее испытание кротостью. Это испытание Россия не прошла.… Не прошел его и мой герой. На первом же докладе Витте Государь заговорил об устройстве опорной военно-морской базы в Мурманске, за которое ратовал Витте. Государь выразил согласие с этим проектом. Однако через 2-3 месяца Витте прочел в газете царский указ об устройстве морского опорного пункта в Либаве. Сергей Юльевич очень обиделся, что Царь не посоветовался с ним и «обманул его». Витте начал искать, кто мог так зловредно повлиять на Царя. Выстроенная им цепочка оказалась довольно длинной, и всех уличенных людей Витте записал в свои враги. Решение устроить порт в Либаве имело, по мнению Витте, роковые последствия: оно заставило нас искать открытого моря на Дальнем Востоке и привело к злополучному шагу - захвату Порт-Артура, и в конце концов к Цусиме. Эти рассуждения не выдерживают критики. Во первых, почему Царь должен советоваться с Витте, если тот не моряк и не военный? Во вторых, если необходим порт на севере, то там со времен Петра существует военная база в Архангельске. В третьих, если нужно открытое море на Дальнем Востоке - там есть Владивосток и Находка. О русско-японском конфликте будет сказано ниже, и показано, что некий вклад в этот конфликт внес и почитаемый мною Сергей Юльевич.

Блестящая работа С.Ю.Витте на посту министра финансов

Таможенная защита нарождавшейся российской промышленности состояла в повышении ввозных пошлин на важнейшие изделия, а также на руду, чугун, уголь. Повышались ставки для стран, не способствовавших России в ее экспорте, особенно хлебном. Это правило было применено к Германии, которая ответила тем же, и разгорелась настоящая таможенная война, которая закончилась в 1904г. Заключением российско-германского торгового договора. Подобные договоры были заключены с другими странами. Льготные условия для промышленной деятельности оказались привлекательными для иностранного капитала - и инвестиции хлынули в страну, что дало повод врагам Витте утверждать, что он распродает Россию. Основным пороком финансовой системы были избыток кредитно-бумажной массы, девальвация рубля и его крайняя неустойчивость. Необходимо было золотое обеспечение рубля, сдержанность в расходных статьях бюджета, меры по увеличению доходов от экспорта и импорта, конверсия внешних займов, рассчитанных на увеличение сроков выплат и уменьшение процентов по ним. Денежная реформа проводилась поэтапно в течение 1895-1897гг. Суть ее была в придании рублю золотого паритета. В результате Государственный банк стал единственным учреждением, выпускавшим банкноты. На банкнотах было написано: «Госбанк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы… за 1 рубль - 17,424 долей чистого золота». В 1896 году золотой запас составлял 103,2% к номинальной сумме кредитных билетов, находившихся в обращении. После страшного голода 1891 года последовал ряд урожайных лет, и уже в 1893 и 1894 гг. бюджетные поступления превысили расходы на 98,6 и 162,6 млн. руб. соответственно. После различных поправок в налоговое законодательство, в 1898 утверждено новое «Положение о промысловом налоге». Суть его в следующем. Налогом облагалась, в основном, не собственность, как было раньше, а прибыль, причем только в том случае, если последняя превышала 3% на основной капитал. Отменялась дифференциация налогов в зависимости от сословий. Продолжалось движение к бесклассовому обществу. В 1893г. впервые, в виде опыта в нескольких губерниях, была введена государственная винная монополия, которая к 1902году распространилась на всю Россию. Реформа имела несколько целей. Во первых - увеличение доходов казны. По подсчетам Витте, в 1894г. весь питейный доход составил 297,4 млн. руб, к 1899г. он возрос до 310,3 млн. руб. и вместе с валовым доходом от продажи водки составил 421 млн.руб. Второй целью реформы было улучшение качества крепких напитков повышение культуры их потребления. Витте писал: «Потребление алкоголя, сравнительно с другими странами, у нас невелико, но в частной торговле вино и спирт появляются нередко с вредными, расшатывающими здоровье примесями. Самые условия этой торговли, допускающей, при неразборчивости в средствах, извлечение из нее наибольших выгод, способствовали укоренению многообразных злоупотреблений, разорявших низшие классы населения». В сочетании с многообразными мерами по борьбе с пьянством, реформа позволила значительно снизить употребление алкоголя в тех местах, где она проводилась. Большое внимание Витте уделял регулированию отношений между трудом и капиталом. Он стремился к созданию стабильных условий для развития промышленности путем предупреждения конфликтов на экономической почве. С другой стороны целью его было избежать классовых столкновений на политической почве. В 1896г. началась разработка законопроекта о нормировании рабочего дня. Кроме этого, был подготовлен ряд законов, предусматривающих улучшение положения со страхованием рабочих, от несчастных случаев, в связи с болезнью, по старости, об обеспечении детей школьным обучением, об улучшении врачебной помощи. К сожалению, формат реферата не позволяет написать ни о мерах для добывающей промышленности, ни об акцизной политике, ни о регулировании деятельности акционерных обществ, ни о развитии железных дорог. В общем, за 11 лет пребывания Витте на посту министра финансов годовой бюджет возрос более, чем в 2 раза. Среднегодовой прирост бюджета составлял 10,5%, в то время как в предыдущем десятилетии он равнялся 2,7%, а в последующее - 5%.

Транссибирский путь. Неоднозначность его оценок

Служебная деятельность С.Ю. всегда была связана с железными дорогами. И на посту министра финансов он продолжал заниматься любимым делом. В 1889г. из 27,5тыс верст железных дорог более 21тыс. находилось в руках частных лиц. К концу его службы казне принадлежало уже 35,5 тыс. верст. Самой протяженной железной дорогой была Транссибирская магистраль. Со свойственной ему скромностью Сергей Юльевич писал: «Это великое предприятие было совершено только благодаря моей энергии». Александр III давно мечтал об этой магистрали. Но Он не смог заставить своих министров финансов выделить на это средства. Тут необходимо было широкое мышление Витте.

Он признавал, что в ближайшие десятилетия вряд ли удастся вернуть средства, затраченные на строительство. Но в перспективе «если даже не учитывать отдаленные местности, а считать, что экономическое оживление коснется стоверстной полосы по обе стороны дороги, то и тогда в хозяйственный оборот были бы вовлечены территории, равные тогдашней Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Голландии и Дании вместе взятым». Одновременно с укладкой рельсов Витте проектировал заложить десятки промышленных предприятий вблизи узловых станций. Он предвидел, что убогие поселки благодаря своему выгодному положению превратятся в промышленные центры. Так случилось с нынешними Новосибирском, Красноярском, Ишимом, Томском Улан Уде и Читой. При строительстве дороги не пришлось прибегать к внеэкономическому принуждению, как к труду крепостных, построивших Николаевскую дорогу, или заключенных, как на Беломорканале. На Транссибе работали каторжники, но их было всего 2тыс. человек, т.е. 3% от общего числа работавших. Министерству финансов не пришлось прибегать к займам, вводить новые налоги, конфисковать деньги у населения. Не потребовалось призывать к самопожертвованию, пробуждать энтузиазм. Большинство населения России вряд ли слышало о строительстве. Через 10 лет после укладки первых рельсов почти весь Сибирский путь, за исключением некоторых участков на Кругобайкалке, был сдан в эксплуатацию.

По своей протяженности - 9142 версты - дорога не знала себе равных. Общая длина мостов составляла 45 верст. Транссибирская магистраль оказала огромное воздействие на жизнь страны. С и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.