На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Становление Николо-Корельского монастыря. Хронология строительства и разрушения Николо-Корельского монастыря (XVIIXX вв.). Морской форпост. Хозяйственная и миссионерская деятельность Николо-Корельского монастыря в Заполярье (XIXначало XX в.).

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: История. Добавлен: 25.11.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
контрольная работа
по дисциплине «История Севера»
Тема: «Северные монастыри и их деятельность по хозяйственному освоению Русского Севера (на примере Николо-Корельского монастыря
План контрольной работы

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Основание и становление Николо-Корельского монастыря………..5
2. «Взлет и падение». Хронология строительства и разрушения Николо-Корельского монастыря (XVII -XX вв.)………………………………7
3. Николо-Корельский монастырь - морской форпост……………...….9
4. Миссионерская деятельность Николо-Корельского монастыря в Заполярье (XIX - начало XX в.)………………………………………………..11
5. Хозяйственная деятельность Николо-Корельского монастыря........13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………………..15
Введение

В период вхождения северных земель в состав Московского государства (1470-е гг.) основными видами земельной собственности были: черносошная, дворцовая (или удельная, то есть принадлежащая на праве феодальной собственности московскому князю, позднее - царю), монастырская.
Монастырь - обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, принявших монашество, монашеский обет.
Монах - отрекшийся от светских сует, постриженик во ангельский образ, мних, инок, чернец, прописанный к монастырю. (В.И. Даль, «Толковый словарь русского языка»)
Северные монастыри, в условиях отсутствия помещичьего землевладения, были самыми крупными хозяйствами на Севере. Монастыри владели землями, пожнями, рыбными ловлями. Все это позволяло строить красивые церкви, восстанавливать и значительно приумножать хозяйство. Наиболее прибыльный промысел - солеварение - вскоре оказался в руках у монастырей. Это придавало им здесь особое значение. Богатейшими монастырями были Соловецкий, Антониево-Сийский, Михайло-Архангельский, Николо-Корельский и другие.
Нынешний Архангельск благодаря Михайло-Архангельскому монастырю получил свое название и месторасположение. В эпоху Ивана Грозного Поморье приобретает особое геополитическое положение как для России («окно в Европу»), так и для всего мира (транзит на пути из Европы и страны Востока). Торговые связи с Россией устанавливают многие европейские страны. Для сосредоточения всех торговых операций в одном месте, под наблюдением таможенных чиновников, Иван Грозный распорядился выбрать место для будущего портового города. Такое место нашли, где располагался Михайло-Архангельский монастырь, и в 1584 году вокруг монастыря был поставлен деревянный город. В течение некоторого времени новое поселение называлось либо Архангельским городом, либо Новохолмогорами. С 1613 года город получил название «Архангельский город».
Монастыри являлись хранителями культуры и распространителями книжности в регионе. Здесь, как правило велось летописание, собирались богатые библиотеки, писались иконы, открывались духовные училища. Это были своего рода духовные крепости. Исполняя функции просветителей местного населения, северные монастыри занимались также активной колонизацией северных и сибирских земель. Так, Стефан Пермский (1346-1396) мессионерствовал среди народа коми, составил для них азбуку, перевел на коми-язык богослужебные книги и Библию; соловецкий монах Феодорит Кольский (1489-1570) обращал в православие Кольских лопарей.
В эпоху Смутного времени голод, охвативший центральные районы России, пришел и в Поморье. Монастыри, располагавшие большими хлебными запасами, воспользовались спросом и высоко подняли цены на продовольствие. Голод стал причиной того, что северные крестьяне шли в кабалу к монастырям. В это же время, для защиты от западных захватчиков северных рубежей России правительство построило в поморье систему каменных и деревянных крепостей. Особенно мощные стены были возведены вокруг Соловецкого монастыря.
В XVII веке, в «эпоху дворцовых переворотов», а также вплоть до середины XX века северные монастыри, благодаря их удаленности и суровому климату использовались в качестве мест отбывания ссылки для политических преступников.
В устье Никольского рукава Северной Двины, по которому тогда пролегал тогда основной судовой ход, был поставлен Николо-Корельский монастырь. Стоя на стыке речного и морского пути поморян, он служил морским форпостом на побережье, хорошо связанным с Холмогорами. Еще в 1772 году академик И.И. Лепехин точно и объективно оценил его роль и значение: «В истории Архангелогородской торговли монастырь сей первое занимать должен место … При сем монастыре была в Никольском Двинском устье и пристань корабельная и привал Двинских судов из Холмогор и прочих мест… пристань сия пребывала сборищем как иностранных, так и русских судов по 1584 год». К этой формулировке остается добавить, что и после основания Архангельска, спустя 100-150 лет, судоходство по Никольскому рукаву было довольно оживленным. К 1419 году обитель имела две деревянные церкви, комплекс жилых и хозяйственных построек, причалы.
В середине XVI в., именно у стен монастыря Святого Николая с прибытием сюда английского судна «Эдуард Бонавентура» под началом Ричарда Ченслера начались торговые отношения Западноевропейских государств и Московии.
1. Основание и становление Николо-Корельского монастыря.

Николаевский Корельский монастырь был основан преподобным Ефимием Корельским в конце XIV столетия. Обитель постепенно стала подниматься на пустынном берегу Двинского залива Белого моря. На протяжении многих веков знаменитый поморский монастырь переживал разные периоды. Дважды, в 1419 и 1613 годах он подвергался нападению и разграблению соответственно скандинавских и литовских разбойников.
Николо-Корельский монастырь название свое получил от племени «корел», обитавшего на южном побережье Белого моря, а также в честь Николая Чудотворца, считавшегося на Севере покровителем мореходов, охотников, рыбаков.
Первое упоминание в летописи о монастыре, относящееся к 1419 году, драматическое. «Пришед мурмане войною в 500 человек в бусах и шняках … повоеваша … Варгузу, Онегу, Неноксу, … в Корельском монастыре Святого Николы … церкви сожгли, а христиан посекли …» Эта запись позволяет без натяжки отнести возникновение монастыря на первые годы XV века. Первые сведения о постройках и деятельности монастыря можно найти в сотной грамоте 1558 года, в которой перечисляются Успенская и Никольская деревянные церкви, двадцать келий иноков, гостиные кельи, хозяйственные постройки и ограда вокруг монастыря «в замет». Названо около двадцати вотчинных деревень с крестьянами, земли пашни, пожни, рыбные ловли. Эта грамота, а также другие документы позволяют судить о большой хозяйственной, просветительской деятельности и о роли монастыря как военного форпоста на северных рубежах России.
Становлению и бурному развитию монастыря способствовали несколько обстоятельств.
Во-первых, удачное, вопреки многим утверждениям, месторасположение монастыря. Издавна, изучив особенности Белого моря, очертания берегов, течений и ветров, поморы проложили морской путь, проходивший через Никольский рукав. Именно здесь, в защищенной от ветров тихой гавани, и встал монастырь, назвав который именем Святого Николая монахи получили многочисленных и благодарных прихожан. Северяне - поморы, купцы, земледельцы, служивые люди - всегда считали своим покровителем Николая Чудотворца.
Во-вторых, после разорительного 1419 года быстрому восстановлению обители способствовала и могущественная новгородская посадница Марфа Борецкая, построившая Никольскую церковь в память о погибших на Белом море сыновьях Алексее и Феликсе, а затем одарившая монастырь щедрыми вкладами, новыми землями, пожнями, рыбными ловлями, соляными варницами. Все это позволило построить красивые церкви, восстановить и значительно приумножить хозяйство.
В-третьих, в 1553 году корабль английской торговой компании под командованием Ричарда Ченслера подошел к гавани монастыря. Царь Иван Грозный откликнулся на предложение англичан о торговле указом об образовании порта Святого Николая, и уже через год потекли в обе стороны обильные товары, принося большие прибыли русским и английским купцам, государству и монастырю, который сам вступал в торговые отношения с иноземцами. Гавань, быстро обустроенная, кишела большими и малыми судами. В короткое северное лето по Двине шли караваны речных судов с грузами в обе стороны. Заморские товары перегружались на Волге и по сухопутной дороге доставлялись в Москву и другие города вплоть до Астрахани.
Доходы монастырю приносили и многочисленные торговые люди, и приезжие служивые, для которых была построена еще одна гостиная келья. Солидные вклады в казну делали именитые приезжие как русские, так и иностранцы, часто следовавшие по государственным делам. В то же время обитель занимается постоянной хозяйственной работой (связанной с землей, рыбной ловлей, промыслом зверя и солеварением), которая всегда приносила гарантированный доход. Монастырь богател, обустраивался, строил и приобретал подворья в Холмогорах, Москве, Вологде. Позднее, в 1672 году, он содержал скиф на Новой Земле, где священники-мессионеры крестили самоедов по православному обряду. Старцы, ведавшие хозяйством, получили возможность откладывать средства на каменное строительство.
Но тревожная обстановка на Севере России, постоянные нападения на торговые суда и побережье Беломорья вражеских кораблей, угрозы недругов Руси сжечь порт Святого Николая заставляли обитель принимать дополнительные меры по обороне монастыря, просить власти о помощи солдатами, вооружением, боеприпасами.
Между тем соперники англичан в торговых делах - голландцы обосновываются с разрешения русских поселенцев у глубоководного рукава Северной Двины на мысе Пур-Наволок, где по указу царя Ивана Грозного возводятся гостиные и торговые дворы, закладывается будущий город Архангельск. Англичане еще долго торговали у стен монастыря, но и они, оценив преимущества Архангельска, в 1591 году покинули свою обжитую факторию.
Но, несмотря на это, семнадцатое столетие монастырь встретил в расцвете своего благополучия. Законченный архитектурный ансамбль, с достаточно грозными крепостными стенами, внушительными башнями поражал современников своеобразной красотой. Все также не уменьшалось число паломников, все также процветала торговля солью, которая добывалась в варницах Неноксы и Уны, также исправно и своевременно взималась арендная плата на землю, угодья и пастбища. Поморы, верные своему покровителю, делали изрядный крюк (из-за обмеления Никольского рукава), чтобы поставить благодарственную свечу Святому Николаю, чем, несомненно, приносили доход монастырю. Обитель начинает вплотную заниматься своим обустройством, но надвигаются тревожные годы Смуты, основательно потрясшей Россию.
Докатились беды и до монастыря. В 1613 году, предприняв ряд попыток овладеть крупными населенными пунктами Беломорья и Подвинья, в том числе и Холмогорами, и получив отпор, остатки литовско-польских войск нападают на монастырь и, преодолев его слабую защиту, грабят и сжигают обитель.
2. «Взлет и падение». Хронология строительства и разрушения Николо-Корельского монастыря (XVII -XX вв.)

Прошли годы и опять встают из пепла церкви, рубятся жилые и хозяйственные постройки. Восстанавливается религиозно-просветительская деятельность обители. Несомненно, что большая часть состояния монастыря была эвакуирована или просто припрятана, ибо отстроившиеся монахи начинают подготовку к каменному строительству. В 60 км, на р. Мечке строится кирпичный завод, нанимаются на стороне мастера, которые обучают вотчинных крестьян каменному делу.
В 1668 году поднимается Успенская церковь с трапезной в 160 кв. м. здание, возведенное на высоком подклете, имеет множество подсобных помещений, в том числе «палатку книгохранительную».
Почти одновременно строится колокольня с восьмериком в ярусе звона. Глава была достроена в 1700 году, в новую колокольню были перенесены древние часы с боем и девять колоколов. Десятый, набатный колокол со Спасских ворот Московского Кремля, отлитый мастером Федором Моториным, был доставлен в монастырь в 1681 году как подарок царя.
Строгий и величественный храм Святителя Николая строился шесть лет, с 1670 по 1676 годы. Одновременно с Никольским храмом рядом с трапезной строится одноэтажная каменная поварня. Позднее, в 1852 году, здесь надстраивается второй деревянный этаж, а все здания переоборудуются в братскую. Переход, соединивший Никольскую и Успенскую церкви, был построен в 1684 году. Таким образом, в центре монастыря появился целый комплекс различного назначения зданий, отличавшийся большой целесообразностью и в то же время строгостью и торжественной величественностью.
В 1690-1692 годах плотники Федор Кулаков «со товарищи» поставили рубленую ограду высотой более четырех метров тарасами (каждый второй сруб заполнялся землей и камнями). В полых срубах - бойницы. Всего ограда имела семь башен, в том числе четыре угловых. Над восточными воротами срубили главную надвратную башню с обломом и бойницами. Восьмигранный шатер венчала сторожевая вышка.
В результате реформы Екатерины II в 1764 году у большинства монастырей отбираются земли. По указу Екатерины II произошла переориентация деятельности обители в пользу миссионерской и хозяйственной. Вводятся штаты, по которым Николо-Корельский монастырь переводится в разряд третьеклассных со скудным денежным содержанием, а вместо многочисленных земель ему отводится лишь шесть десятин. Главным «полигоном» для монахов Святого Николы стала Новая Земля, а также Большеземельская и Малоземельская тундра.
В 1768 году архимандрит Антоний за попустительство узникам, которых в монастыре всегда было несколько человек, и пьянство с ними был разжалован и сослан, а вместо него первым игуменом (согласно штатам) стал Герман I.
В 1778 году пожар испепелил старые настоятельские кельи. В мае 1793 года большой пожар от молнии уничтожил главы Никольского храма, сгорела Сретенская церковь (построенная в 1736 году на могилах), значительная часть ограды, несколько келий.
1809 год. Все Беломорье и Подвинье готовится к отражению интервенции со стороны Англии. Как и в прежние тревожные времена, в монастырь присылаются солдаты, создается ополчение, пополняются боеприпасы. На о. Ягры возводятся укрепления с береговыми орудиями. В этой компании монастырь последний раз сыграл роль военной крепости.
В 1881-1883 годах вместо изрядно обветшавших заново рубятся ограда и башня. Новая башня и стены получились невысокими, рубленными из неотборных бревен и лишенными бойниц. В 1897 году была разобрана каменная колокольня до звена. Каменный шатер заменили более низким, деревянным, но покрытым железом.
В 1899 году игумен монастыря Прокопий был отрешен от чина за пьянство, а должность игумена упразднили.
В 1900-1901 годах появился двухэтажный дом - гостиница для богомольцев. В 1909 году обновлены пять глав собора Святого Николая. На Успенской церкви вместо одной главы поставлено как прежде пять. Все храмовые и церковные кресты сделаны из железа.
В 1915 году в монастыре жило шесть монахов и один послушник. В лучшие времена число братии достигало 60 человек.
В 1918 году имущество монастыря было объявлено достоянием народа.
В 1920 году, после восстановления советской власти на Севере, монастырь закрыт, но в том же году по постановлению Архангельского губисполкома «Об использовании монастыря для дефективных детей» кардинально переменил свои функции.
1921 год. Колония для дефективных детей реорганизована в трудовую колонию для несовершеннолетних детей при Губюсте. В том же году Губернский карательный отдел направляет комиссию от Губполитпросвета в составе С.Г. Писахова, А.Н. Попова, Б.В. Шергина и др. для определения художественной ценности предметов и вещей. 22 декабря 1922 года члены карательного отряда в присутствии завхоза и двух монахов вскрывают два сундука настоятеля. Составлена опись, и все имущество передается в карательный отдел, а частично завхозу колонии Григорьеву.
В 1922 году в монастыре было: три жилых дома (один двухэтажный полукаменный, 15-комнатный и два дере и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.