Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Cущность эпохи Смуты, ее предпосылки, хронология, содержание и историческое значение. Внешнеполитический кризис России в конце XVIначале XVII веков, царствование Лжедмитрия I. Исторический портрет Бориса Годунова. Освобождение страны от интервенции.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: История. Добавлен: 27.11.2009. Год: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1
1. Как вы понимаете сущность эпохи смуты…..

Смута - глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI- начале XVII в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.
Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Термин «смута» использовался в обиходной речи 17 в., делопроизводстве московских приказов, вынесен в заголовок сочинения Григория Котошихина (Смутное время). В 19- начале 20 в. попал в исследования о Борисе Годунове, Василии Шуйском.
В советской науке явления и события начала 17 в. классифицировались как период социально-политического кризиса, первой крестьянской войны (И.И.Болотникова) и совпавшей с ней по времени иностранной интервенции, но термин «смута» не использовался. В польской исторической науке это время именуется «Димитриада», поскольку в центре исторических событий стояли Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Лжедмитрий III - поляки или сочувствовавшие Речи Посполитой самозванцы, выдававшие себя за спасшегося царевича Дмитрия.
Хронологические рамки Смуты определяются, с одной стороны, смертью в Угличе в 1591 царевича Дмитрия, последнего представителя династии Рюриковичей, с другой - избранием на царство первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича в 1613, последующими годами борьбы с польскими и шведскими захватчиками (1616-1618), возвращением в Москву главы русской православной церкви патриарха Филарета (1619).
2. Выделите предпосылки «смуты»

Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558-1583: разорение экономики, рост социального напряжения.
Причины Смуты как эпохи безвластия, согласно историографии 19 - начала 20 в., коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств (особенно объединенной Литвы и Польши, отчего период иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела Московского царства. Совокупность этих событий привела к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов (что проявилось в крестьянской войне Болотникова). Церковная историография 19- начала 20 в. считала Смуту периодом духовного кризиса общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей.
3. Воссоздайте исторический портрет Бориса Годунова

Годунов Борис Федорович - боярин, фактический правитель Московского государства 1584-1598, русский царь в 1598-1605, с именем которого связывают начало Смутного времени.
Сын царедворца Федора Ивановича Годунова, по семейному преданию - потомка татарского мурзы Чета, перешедшего на русскую службу в начале 14 в. Праправнук Четы получил имя Годун, от него пошла семья Годуновых. Мать Бориса - Степанида Ивановна (в иночестве Сандулия), ее происхождение неясно.
После смерти отца (1560-е) воспитывался дядей. Был грамотен, но «не учен в Священном писании», что в 16 в. было свидетельством слабой образованности. Имея «ко властолюбию ненасытное желание», был хитер и осторожен, при этом «красотой славился, внешностью своей превзойдя многих, роста был среднего, был весьма красноречив» (Летописная книга).
Под началом дяди начал в 1567 придворную службу при Иване IV Васильевиче Грозном. Упрочил положение при дворе женитьбой на дочери главного опричника Малюты - Григория Скуратова Марии Григорьевне Скуратовой (? -1605) в 1570. Сестра Бориса Ирина была выдана за царевича Федора Ивановича (1574). Старался стать заметным при дворе: был в 1571 дружкой Марфы Собакиной, невесты Ивана IV в третьем браке. Числился во втором царском саадаке (войске), участвовал в походах, в том числе шведском 1572 (куда был приписан рындой при царевичах Иване и Федоре). При деятельном участии Малюты Скуратова получил придворные чины: в 1577 - крайчего, с осени 1580 - постельничего. Выиграв тяжбу с боярином В.И.Сицким, был удостоен боярского звания (1580).
Незадолго до смерти Грозный распорядился о передаче престола младшему сыну Федору, деверю Годунова. Зная о нездоровье Федора, царь назначил регентский совет (Верховную думу) из пяти членов, в который вошел и Годунов. Узнав в 1584 первым и объявив подданным о смерти Грозного, Борис затем победил всех соперников (кн. И.П.Шуйского, бояр И.Ф.Мстиславского и Б.Я.Бельского) и к 1587 сосредоточил власть в своих руках.
Важным достижением его правительства было учреждение в 1589 патриаршества. Это укрепило престиж русской церкви и подарило царю патриарха Иова, который сыграл определяющую роль в оправдании Годунова от обвинений в убийстве царевича Дмитрия Ивановича. Несмотря на слухи, что именно Годунов подстроил смерть царевича в Угличе 15 мая 1591, ее представили как «небрежение Нагих» (матери и тетки царевича) и нечаянное самоубийство (страдавший эпилепсией мальчик якобы ударил сам себя ножом в горло). В стране начиналась Смута, названная современниками «великим разорением».
Пробуя спасти от него страну, царь настаивал на необходимости «замирения» с соседними странами. Это не помешало ему принять личное участие (в чине дворцового воеводы) в походе против крымского хана Казы-Гирея. Его Годунов разбил близко от Кремля, на месте, где ныне стоит Донской монастырь. В том же 1591 он получил за эти свои подвиги высший боярский чин слуги и право именоваться «начальным человеком в земле русской, ему приказанной».
Призывы к «замирению» вполне согласовывались в его планах с войной с ослабевшей на время Швецией. Едва в 1590 закончилось Плюсское перемирие 1583, началась война. Ее итоги закрепил в 1595 Тявзинский мир, по которому, хотя Россия и не получила выхода к Балтике (современник иронично заметил о Годунове, что все же «в тех бранех он не искусен бысть»), но вернула себе утраченные ранее Корелу, Орешек, Ивангород, Ям, Копорье и Кольский полуостров. Потери годуновского войска, особенно под Нарвой, были значительны, так что сразу после сражений «начальный человек» распорядился строить новые крепости на южных рубежах (Воронеж, Ливны, Елец, Белгород) и на востоке (Березов, Нарым), позволившие ускорить освоение Сибири. В этих распоряжениях проявился государственный ум Годунова, стремившегося быстро пополнить казну и не допустить дальнейшего «разорения». На рубеже 16-17 вв. укрепились русские позиции на Северном Кавказе, в Закавказье, Заволжье, возросла внешняя торговля (через Архангельск и по Волге).
Годунову как стороннику укрепления самодержавия приписывается подготовка указа 1597, закрепостившего крестьян и отменившего возможность их перехода в Юрьев день (текст указа не сохранился). Подарив русскому фольклору поговорку «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», указ удовлетворил интересы и боярской аристократии, и дворян, и монастырей, ведших друг с другом необъявленную войну за крестьян, впервые переписанных в Писцовые записи в 1592 и бежавших от поборов и насилия своих хозяев.
Годунов захватил престол после смерти царя Федора Ивановича в 1598, захват был представлен как «всенародное избрание», вдова Федора (сестра Бориса) отреклась в пользу Годунова. 29 июня он дал пир войску, находящемуся под Серпуховым, что обеспечило ему лояльность армии. Земский собор венчал Бориса на царство 1 сентября 1598. Спустя несколько месяцев был организован победный въезд в Москву русского войска, привезшего из Сибири плененного хана Кучума с семьей - символ триумфа политики «прирастания» земель при Годунове на Востоке.
Новый царь способствовал сближению России с Западом, в 1601 заключил 20-летнее перемирие с Речью Посполитой, звал на службу иноземцев, освобождал их от налогов, пытался выписать из Германии, Англии, Испании, Франции и других стран ученых, чтобы учредить в Москве высшую школу, где бы преподавались языки, но этому воспротивилась церковь. Обратный вариант - попытки послать «робят» на учебу в Европу («для науки разных языков») тоже провалился, посланные в Москву не вернулись.
Поощрял распространение книгопечатания, открыв в Москве новые типографии. При нем выросло число каменных лавок в городах, в 1601 был сооружен первый водопровод, подававший воду из Москвы-реки на Конюшенный двор. Часто ездивший по Воскресенскому мосту через Неглинку, царь распорядился сделать его каменным. Обновились стены Китай-города, взметнулась колокольня Ивана Великого в Кремле, которую окрестили «годунов столб». Росли храмы (церковь Николая Явленного за Арбатскими воротами), были основаны первые в столичной истории богадельни «у Моисея пророка на Тверской улице, напротив Пушечного двора» и «богадельня на Кулишках», для их устройства из Пскова были приглашены три старицы-мирянки. В те же годы творил пушечный мастер Адрей Чохов (автор Царь-пушки); Ф.Конем были отстроены мощные стены Смоленского кремля - тоже по царскому приказу.
1601-1602 оказались неурожайными и голодными. Люди умирали тысячами, были случаи людоедства, поползли слухи, что «Бориска - царь не от Бога», а голод - кара божья, вот «Бориска-де и несчастен в царстве».
Годунов распорядился организовать в столице раздачу денег голодающим. На «взрубе, где были царя Ивана хоромы», дешево продавалось зерно из царских житниц, отчего в Москву хлынул народ. 14 мая 1603 был введен особый порядок управления, чтобы «на Москве по всем улицам и по переулкам и по полым местам и подле городов боев и грабежов, и убийства и татьбы и пожаров, и всякого воровства не было...». Столицу разделили на 11 округов (Кремль, 2 округа в Китай-городе, 8 округов в Белом и Деревянном городах), во главе которых поставлены бояре и окольничие. Переулки и «полые места» патрулировали отряды стрельцов. Несмотря на это, в Москве появились шайки «разбоев», многие же бежали из города, вместе с подмосковными крестьянами, на юг. Назревал мощный социальный взрыв, предвестником которого было всстание Хлопка в центральных районах страны, с трудом подавленное правительством Годунова.
В начале 1604 на русско-шведской границе было перехвачено письмо иноземца из Нарвы, в котором говорилось, будто бы сын Грозного Иван «жив, ходит в монашеском одеянии и сейчас у казаков». Годунову донесли, чтослед самозванца обнаружился в Киеве, затем на Волыни. Соперник царя Бориса - Лжедмитрий I (он же Григорий Отрепьев) был ранее холопом в семье вяземского дворянина Федора Никитича Годунова, двоюродного брата царя, и оттого мог знать о его родственных делах и связях.
Осенью 1604 Лжедмитрий-Отрепьев, заручившись поддержкой польского короля Сигизмунда, перешел границу России во главе 3-тысячного отряда польско-литовских войск. Перед ним открыли ворота Моравск, Новгород-Северский, Брянск, но 21 января 1605 у Севска в решающем сражении правительственные войска разбили Лжедмитрия. Самозванец скрылся недалеко от Путивля, Годунов срочно направил туда два крупных воинских соединения под командованием Василия Шуйского и Федора Шереметева; они объединились в единое войско под Кромами и осадили город.
Однако переживания последних лет сказались на здоровье 53-летнего царя, которого мучила подагра. Обычно деятельный и дотошный, он чувствовал усталость, стал раздражительным. И ранее весьма набожный (говорили, что своего первенца он потерял в 1587 как раз «от излишней набожности», велев носить ежедневно зимой младенца в храм Василия Блаженного и поить святой водой), он стал мнительным, приглашал ко двору предсказателей, ведуний, расспрашивал о будущем своей семьи, тогда же «и ко врачам сердечное прилежание» обрёл - что было в то время признаком «неисправления и от Бога отлучения».
13 апреля 1605, отобедав с иностранными послами в Золотой палате, Борис поднялся на балкон верхних покоев, как утверждали, «снедаемый горем»; у него хлынула кровь изо рта, носа и ушей. «Дохтуры» сочли, что это «удар» (инсульт). Последними словами он благословил на царство сына Фёдора Борисовича (1589-1605). Рядом были жена и дочь, Ксения (1582-1622).
Царя похоронили в Архангельском соборе Кремля. Хотя сыну Годунова, образованному и подготовленному к выполнению царских обязанностей 16-летнему Федору, тут же присягнули, царствовать ему не пришлось. Вошедший вскоре в Москву Лжедмитрий I приказал убить его вместе с матерью 10 июня 1605. Дочь царя Ксения была взята самозванцем в наложницы. Тело Годунова по приказу Лжедмитрия вытащили из собора и зарыли вместе с телами жены и сына на погосте бедного Варсонофьевского монастыря (ныне церковь Вознесения между Сретенкой и Рождественкой). В годы царствования Василия Шуйского все три гроба были вновь выкопаны и перенесены в особую часть Троице-Сергиевой лавры.
Судьба Бориса Годунова привлекала к нему внимание историков и литераторов. Н.М.Карамзин считал его узурпатором, А.С.Пушкин отобразил трагедию судьбы правителя, от которого отвернулись подданные. В.О.Ключевский отмечал противоречивость натуры этого талантливого царедворца при одновременном тщеславии и бессердечности, С.Ф.Платонов призывал не осуждать его, успевшего много сделать в трагичных обстоятельствах.
4. Какие социальные слои внутри страны и за ее пределами поддерживали Лжедмитрия I и почему?

Лжедмитрий I 1602 бежал в Польшу, где обрел покровителя в лице кн. Адама Вишневецкого и Ежи (Юрия) Мнишека. Тайно перешёл в католичество.
В марте 1604 король Сигизмунд III за согласие уступить Польше Северскую и Смоленскую земли, помощь в войне со Швецией и участие в антитурецком союзе пообещал поддержку Лжедмитрию. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.