На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Восстановление экономики и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период (1945 - 1953 гг.). Первые попытки либерализации тоталитарного режима. СССР во второй половине 60-х годов. Отечественная культура в условиях тоталитарного общества.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 07.06.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


19
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра Гуманитарных и социально - экономических дисциплин
Дисциплина: Отечественная история

РЕФЕРАТ

по теме № 7: «Советский Союз в 1945-1985 гг.»

Подготовил:

Студент 453 группы

Пронькин Н.Н.

Подготовил:

преподаватель кафедры Г и СЭД

капитан милиции

Хряков Р.Н.

Белгород - 2008

План Реферата
Страницы
Вступительная часть
4
Учебные вопросы:
1. Восстановление экономики и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период (1945 - 1953 гг.)
6
2. СССР в 1953 - 1964 гг. Первые попытки либерализации тоталитарного режима
8
3. СССР во второй половине 60-х - начале 80-х гг.
12
4. Отечественная культура в условиях тоталитарного общества
17
Заключительная часть (подведение итогов)
26

Введение

После окончания второй мировой войны, которая причинила всем ее участникам огромный ущерб, перед ведущими странами Западной Европы и США встала сложнейшая задача реконверсии, то есть, перевода экономики на мирные рельсы. Это была общая для всех проблема, но существовала и национальная специфика.

США были единственными из ведущих стран мира, которые смогли нажиться на войне. На территории этого государства находилось 75 % мировых запасов золота. Доллар стал главной валютой западного мира. Иная ситуация была в Западной Европе. Западноевропейские страны можно условно разбить на три группы: в первую входит Англия, на территории которой не велись наземные бои (она подвергалась только бомбардировкам), во вторую - Германия, временно утратившая свой суверенитет, и в наибольшей степени пострадавшая от боевых действий, в третью - остальные государства - участники войны. Что касается Англии, то ее общие потери превысили четверть всех национальных богатств. Государственный долг утроился. На мировом рынке Англию потеснили США. В Германии в сфере экономики ситуация была вообще близкой к краху: промышленное производство не достигало и 30 % от довоенного уровня. Население оказалось полностью деморализованным, а судьба страны - абсолютно неясной. Ярким примером государств, относящихся к третьей группе, можно считать Францию. Она весьма серьезно пострадала от четырехлетней оккупации. В стране ощущался острый недостаток топлива, сырья, продовольствия. Финансовая система также находилась в состоянии глубокого кризиса. Такова была та исходная ситуация, с которой начался процесс послевоенного восстановления. Практически везде он сопровождался острейшей идейно-политической борьбой, в центре которой стояли вопросы о роли государства в осуществлении реконверсии и о характере социальных отношений в обществе. Постепенно обозначилось два подхода. Во Франции, Англии, Австрии сложилась модель государственного регулирования, предполагавшая прямое вмешательство государства в экономику. Здесь была проведена национализация ряда отраслей промышленности и банков. Так, в 1945 г. лейбористы осуществили национализацию английского банка, чуть позднее - угледобывающей промышленности. В собственность государства были переведены также газовая и электроэнергетические отрасли промышленности, транспорт, железные дороги, часть авиакомпаний. Крупный государственный сектор образовался в результате проведения национализации и во Франции. В него вошли предприятия угольной промышленности, заводы «Рено», пять главных банков, основные страховые компании. В 1947 г. был принят общий план модернизации и реконструкции промышленности, заложивший основы государственного планирования развития основных секторов экономики.

По-иному решалась проблема реконверсии в США. Там частнособственнические отношения были намного прочнее, и поэтому акцент делался лишь на косвенные методы регулирования через налоги и кредит.

Первостепенное внимание в США и Западной Европе стали уделять трудовым отношениям, основе всей социальной жизни общества. Однако на эту проблему смотрели везде по-разному. В США был принят закон Тафта-Хартли, который вводил жесткий государственный контроль над деятельностью профсоюзов. В решении же остальных вопросов государство пошло по пути расширения и укрепления социальной инфраструктуры. Ключевой в этом плане стала выдвинутая в 1948 г. программа «справедливого курса» Г. Трумэна, предусматривавшая повышение минимума заработной платы, введение медицинского страхования, строительство дешевого жилья для низкодоходных семей и т. д. Сходные мероприятия проводило лейбористское правительство К. Эттли в Англии, где с 1948 г. внедряется система бесплатного медицинского обслуживания. Прогресс в социальной сфере был очевиден и в других западноевропейских странах. В большинстве из них профсоюзы, находившиеся тогда на подъеме, активно включились в борьбу за решение основных социальных проблем. Результатом этого стало небывалое увеличение государственных расходов на социальное страхование, науку, образование и профессиональную подготовку.

1. Восстановление экономики и общественно-политическое развитие

СССР в послевоенный период (1945 - 1953 гг.)

Война унесла, по меньшей мере, 27 млн. человеческих жизней и 30 процентов национального богатства страны. Производство зерна упало в 2 раза, мяса - на 45 процентов.

Верховный Совет СССР в 1946 г. утвердил план четвертой пятилетки на 1946 - 1950 гг. Основной задачей пятилетки было достигнуть и превзойти довоенный уровень развития, что требовало первоочередного восстановления тяжелой промышленности. По официальным данным, уже к 1948 г. объем промышленного производства достиг довоенного уровня, а в 1950 г. превысил его на 73 %. Этому способствовал не только самоотверженный труд людей, но и максимальная концентрация ресурсов, достигнутая за счет «экономии» на сельском хозяйстве, легкой промышленности и социальной сфере. Немалую роль сыграли и репарации с Германией (4,3 млрд. долларов).

Успехи промышленности базировались на откровенном ограблении крестьян. Доходы от колхоза составляли в среднем лишь 20,3 % денежных доходов семьи крестьянина. Не случайно в начале 50-х годов деревня только приблизилась к довоенному уровню производства сельхозпродукции (по четвертому пятилетнему плану должна была превзойти на 27 %).

В 1946 г. в результате сильной засухи и прекращения поставок американского зерна страну постиг голод. Отмена карточек в 1947 г. и денежная реформа серьезно ударили по жизненному уровню широких слоев населения, сделав недоступными для них многие товары.

Для политической жизни страны в послевоенные годы характерно укрепление тоталитаризма. Уже в 1946 г. прокатилась волна процессов над молодежными группами, квалифицированными как «антисоветские» и «террористические». В августе 1946 года по инициативе Сталина было принято постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», ставшее началом похода против вольномыслия.

Наибольшего размаха репрессии достигли после 1948 г., начиная с проведения компании «борьбы с космополитизмом», которая преследовала цель вытравить из народного сознания возникший интерес и симпатии к Западу, усилить идеологическую изоляцию страны, разжечь шовинистические и антисемитские чувства, а в целом - воссоздать пошатнувшийся в войну образ внутреннего врага. С 1948 г. возобновляются массовые репрессии, открытые процессы, чистки. По некоторым оценкам, в результате послевоенной волны репрессий в лагерях и ссылках оказалось 5,5 - 6,5 млн. человек.

В международной политике берется решительный курс на насаждение в Восточной Европе коммунистических и откровенно просоветских правительств. Усиливается конфронтация с Западом. Тоталитарно-бюрократическая система в СССР в конце 40-х - начале 50-х годов еще более укрепилась. Культ Сталина достиг своего апогея. Празднование 70-летия вождя в 1949 г. превратилось в невиданное даже по прежним меркам всенародное торжество. Сталин окончательно превратился в живое божество. В этой ситуации парализовалась всякая возможность позитивных изменений.

2. СССР в 1953 - 164 гг. Первые попытки либерализации тоталитарного режима

5 марта 1953 года умер Сталин. В результате борьбы за власть среди партийной элиты партию возглавил Н.С. Хрущев.

Смерть диктатора открыла новый период в истории страны, получивший название «оттепели». Ключевым событием этого противоречивого периода был ХХ съезд КПСС (1956 г.), оформивший курс на десталинизацию советского общества. Однако следует отметить, что процессы обновления начались уже с весны 1953 года, когда были прекращены массовые репрессии, появились первые статьи о необходимости развития демократии.

В апреле 1954 г. МГБ было реорганизовано в Комитет Государственной Безопасности. Значительно были обновлены кадры карательных органов, а часть их руководителей была отдана под суд. Служба госбезопасности ставится под контроль прокурорских органов.

Выступление Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях» перевернуло общественное сознание и частично раскрыло правду о преступлениях Сталина. Началась массовая реабилитация невинно пострадавших людей. Были приняты новые основы законодательства по всем отраслям права. Либерализация проявилась также в сфере государственного строительства. Происходило расширение прав союзных республик в экономической и правовой сферах.

Преобразования в управлении экономикой привели к тому, что в середине 50-х - начале 60-х годов развитие новых отраслей народного хозяйства было весьма динамичным. В социальной сфере обозначились крупные позитивные сдвиги, быстро росли заработная плата и потребление товаров. В 1964 г. впервые были введены пенсии колхозникам.

Однако политика обновления отличалась противоречивостью, соединяя в себе демократическую новизну и стойкие стереотипы старого. Это хорошо заметно в создании системы совнархозов и непрерывном усложнении ее структуры, в переходе к семилетнему планированию, в разделении партийных, советских и других структур на «промышленные» и «сельскохозяйственные». Реальные сдвиги, достигнутые благодаря усилиям Хрущева в сельском хозяйстве, во многом были перечеркнуты кукурузной кампанией. Противоречивым было воздействие Хрущева и на культурную жизнь общества, где полезные начинания в сфере народного образования сочетались с грубым и некомпетентным вмешательством в развитие искусства.

Во многом противоречивость «оттепели» была обусловлена особенностями личности самого Хрущева, но главной причиной непоследовательности преобразований выступала попытка их проведения в рамках сохранения основ существовавшей тоталитарной системы.

Проводимые Хрущевым преобразования вызывали недовольство в правящих кругах, среди которых крепло желание избавиться от «творца оттепели». Эта задача облегчалась импульсивностью самого Хрущева и непродуманностью многих его решений. В октябре 1964 г. Хрущев был снят со всех постов и отправлен на пенсию.

«Оттепель» не могла не отразиться и на внешней политике СССР, основные принципы которой были сформулированы на ХХ съезде КПСС:

- тезис о необходимости мирного сосуществования государств с различным государственным строем;

- признание возможности различных путей построения социализма.

Результатом реализации первого принципа внешней политики СССР стало то, что, хотя холодная война и продолжалась, были предприняты попытки, если не к преодолению конфронтации, то к изменению механизмов, некоторому снижению ее уровня. Наряду с юридическим оформлением военнополитического блока европейских стран «социалистического лагеря» (Организация Варшавского договора), противостоявшего НАТО, СССР выступил с рядом масштабных инициатив по разоружению, используя в качестве дипломатического аргумента крупные односторонние сокращения вооруженных сил. В 1958 г. был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. 0днако адекватного отклика у Запада эти инициативы не вызвали. Дело заключалось не только в декларативности выдвигавшихся СССР проектов, но и в недоверии к нему со стороны Запада, особенно возросшем после прямого военного вмешательства в Венгрию в 1956 г. Не менее серьезным кризисом были события 1961 года в Германии, когда была возведена «берлинская стена». Последовавший затем «карибский» кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы, довел конфронтацию между СССР и США до небывалой остроты. Вместе с тем, «ракетный кризис» дал опыт взаимодействия правительств двух крупнейших ядерных держав в условиях жесткого столкновения интересов, позволил выработать механизм поиска компромиссов. После этой кульминации «холодной войны» начался медленный процесс улучшения отношений между странами и Востока и Запада.

Признав многовариантность путей построения социализма, советское правительство в 1955 г. достигло нормализации отношений с Югославией. Однако из-за резкого недовольства правительств Китая и Албании критикой «культа личности Сталина» значительно осложнились отношения с этими странами.

СССР по-прежнему проявлял большую активность по обеспечению «социалистической ориентации» развивающихся стран. Для достижения этой цели предпринимались настойчивые попытки установления в странах «третьего мира» прокоммунистических режимов.

В целом в середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира и снижение международной напряженности.

3. СССР во второй половине 60-х - начале 80-х гг.

Еще в начале 60-х годов специалисты, а затем и хозяйственные руководители пришли к выводу о необходимости глубоких экономических реформ. В этих условиях руководство вынуждено было пойти на хозяйственную реформу (1965 г.), суть которой заключалась в усилении экономических рычагов, расширении самостоятельности предприятий. Реформа дала импульс развития экономики, несколько повысив темпы роста производства в восьмой пятилетке. Однако, будучи непоследовательной уже в замысле и еще более выхолощенной в ходе реализации, реформа свертывается. В 70-е годы происходит скатывание советской экономики к стагнации. От восьмой (1966 - 1970 гг.) к одиннадцатой (1981 - 1985 гг.) пятилетке неуклонно снижались основные экономические показатели.

В тяжелом положении оказалось сельское хозяйство. Обладая плодородными землями, СССР превратился в мирового лидера по закупкам зерна за границей. Потери сельскохозяйственной продукции доходили до 40 %. С начала семидесятых годов в СССР перестала увеличиваться средняя продолжительность жизни и начала расти детская смертность. К началу 80-х годов страна находилась лишь на 35 месте в мире по продолжительности жизни и на 50-м по уровню детской смертности.

Застойные процессы в экономической и социальной сферах сопровождались складыванием кризисной ситуации в общественно-политической жизни общества. После снятия со всех постов Н.С. Хрущева новое руководство страны во главе с Л.И. Брежневым взяло курс на сворачивание десталинизации. Началось «закручивание идеологических гаек». Практически исчезла критика «культа личности», прекратилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Принятая в 1977 году новая Конституция СССР провозгласила построение в Советском Союзе «развитого социализма». В 6-й статье она закрепила монопольное положение КПСС в политической системе, определив партию как руководящую и направляющую силу общества. Такой статьи не было даже в сталинской Конституции. Фактически партия превратилась в элемент государственной структуры. Представительные органы в 70-е годы имели декоративное значение.

Декларированные Конституцией широкие права и свободы человека во многом расходились с политической реальностью, в которой осуществлялись гонения на инакомыслящих (от судебных преследований, принудительного помещения в психлечебницу здоровых людей до высылки за границу).

Параллельно с постепенной реабилитацией Сталина и его окружения началось складывание культа нового вождя - Л.И. Брежнева, многочисленные звания и ордена которого призваны восполнить отсутствующий в массах авторитет.

В 1982 г. Брежнев умер. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов, долгое время возглавлявший КГБ.

Андропов сделал ставку на «наведение порядка» путем ужесточения режима. Усилились репрессии по отношению к диссидентам. Умершего в 1984 году Андропова на посту руководителя партии сменил К.У. Черненко, взявший курс на восстановление порядков, существовавших при Брежневе, и дальнейшую пропаганду идей «развитого социализма».

Во второй половине 60-х годов устанавливается военно-стратегическое равенство (паритет) между Организацией Варшавского Договора и Североатлантическим Союзом (НАТО). Это создавало возможность для изменения международных отношений в сторону разрядки, для ограничения и сокращения вооружений.

Первостепенную роль в формировании международного климата сыграли отношения СССР и США. Их приход к поискам совместных решений означал поворот в международных отношениях. В результате визитов президента США Р. Никсона в Москву и Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в США были подписаны «Основы взаимоотношений между СССР и США», заключен договор ОСВ-1, ограничивавший системы противоракетной обороны, а также ряд соглашений по сотрудничеству.

Особое значение для упрочения международной стабильности имело мирное урегулирование территориальных вопросов. В начале 70-х годов СССР, ФРГ, Польша, ГДР, Чехословакия заключили договоры об основах взаимоотношений, в которых признавалась территориальная нерушимость государственных границ, сложившихся в Европе после второй мировой войны. Было заключено четырехстороннее соглашение по урегулированию статуса Западного Берлина.

Беспрецедентным в истории стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее летом 1975 года в Хельсинки. В нем участвовали руководители и представители 33 европейских стран, а также США и Канады. В Заключительном акте Совещания декларировались основные принципы межгосударственных отношений: суверенное равенство, отказ от применения силы или угрозы силы, нерушимость границ, невмешательство во внутренние дела, соблюдение прав человека. Эта встреча закладывала основы перехода к новому этапу разрядки.

После многолетних переговоров в 1979 г. СССР и США заключили Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Этот договор, подписанный Брежневым и Картером, не был ратифицирован американским конгрессом из-за вторжения СССР в Афганистан и из-за сопротивления администрации нового президента Рейгана, считавшего договор невыгодным для США.

Разрядку в военно-политической сфере укрепляло торгово-экономическое сотрудничество. В 60 - 70-е годы был заключен целый комплекс соглашений по расширению торговых, экономических, финансовых связей, широких обменов в области науки, культуры и образования. Однако основную долю нашего экспорта в развитые страны составляли топливно-энергетические ресурсы и минеральное сырье. Полученные средства использовались нерационально.

Особая роль во внешней политике советского руководства отводилась отношениям со странами социалистического лагеря. Основные усилия направились на то, чтобы продолжать удерживать эти страны в сфере своего влияния. В 1968 году в Чехословакии была предпринята попытка демократического обновления социализма. Создавалась угроза существованию сталинской модели общества в этой стране. 21 августа части войск Варшавского Договора перешли границу ЧССР. «Пражская весна» была подавлена. У руководства страной были поставлены послушные Москве люди.

В это время продолжали углубляться разногласия с Китайской Народной Республикой, вызванные в основном субъективными причинами. Противоречия дошли до вооруженных конфликтов на границе с Советским Союзом. Для нормализации отношений с обеих сторон не были использованы все возможности. Руководство СССР пошло по пути укрепления советск и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.