Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Конфронтация двух систем и менталитет советского общества. Проблемы внешней политики. Начало создания соцлагеря. Послевоенная конверсия. Развитие военно-промышленного комплекса. ГУЛАГ в экономической и политической жизни страны. Причины распада СССР.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 25.02.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет

Институт экономики, управления и права

Факультет архивного дела
Кафедра отечественной истории новейшего времени

Реферат по монографии

«СССР и холодная война»

студентки 1 курса 5 группы д/о Факультета управления

Научный руководитель
преп. Львов К.В.

Москва 2005

Оглавление

1. Конфронтация двух систем и менталитет советского общества
3
2. Проблемы внешней политики
4
3. Начало создания соцлагеря
6
4. Послевоенная конверсия
7
5. Тупики аграрной политики (1945-1953 гг.)
9
6. Развитие военно-промышленного комплекса
11
7. ГУЛАГ в экономической и политической жизни страны
15
8. Сельский социум в 60-80-е годы
19
9. Партноменклатура: формы и методы секретного руководства
21
10. К вопросу о причинах распада СССР
23
Рецензия
25
Список использованной литературы
26

1. Конфронтация двух систем и менталитет советского общества

«Бархатные революции» конца 80-х - начала 90-х годов, самороспуск Совета Экономической Взаимопомощи, распад СССР воочию обнаружили метастазы казарменного социализма, анахронизм имперской политики Кремля.

Уже в 1945 г. в СССР готовилась новая идеологическая война, где главным противником были намечены США и Англия, а затем почти исключительно американский империализм. На первый план вернулась тематика, призванная показать преимущества социалистического строя, его победоносную поступь к новым вершинам, величие задач дальнейшего подъёма народного хозяйства. Начиналось формирование образа нового противника. Автор подчёркивает всеохватность идеологических мероприятий, задуманных и реализованных под контролем партийно-государственного аппарата. Своего апогея они достигли на рубеже 40-50-х годов. Произведения, направленные на антиамериканскую пропаганду, оперативно заполнили всё художественно-информационное пространство СССР - радио, телевидение, кинотеатры, библиотеки, книжные магазины, театры. В результате в общественном сознании укоренялся образ американца, американской культуры, США в целом как враждебных советскому человеку, духовной жизни СССР, социалистическим идеалам.

В аспекте рассматриваемой проблемы автор уделяет особое внимание организации 12-го (специального) отдела при 2-м Главном (разведывательном) управлении МВД СССР. Он был создан «для проведения диверсий на важных военно-стратегических объектах и коммуникациях на территории главных агрессивных государств - США, Англии, а также на территории других капиталистических стран, используемых главными агрессорами против СССР».

Далее автор рассматривает широкую общественно-политическую кампанию, которую развернул КГБ для дискредитации деятельности ЦРУ. Эти мероприятия вызвали ответную волну против народов СССР.

Анализируя результаты опроса, проведённого в 1992 г. среди студентов и преподавателей трёх вузов столицы, а также научных сотрудников РАН, автор приходит к выводу, что как ни значительны сдвиги в переоценке прошлого, борьба за приоритет общечеловеческих ценностей продолжается, и ни в коем случае нельзя игнорировать социально-психологические последствия холодной войны. Одно из них, утверждает он, порождено практикой сталинских репрессий, символом которых остаётся террористический режим ГУЛАГа.

Сопоставляя ход событий внутри СССР и на международной арене, автор обращает внимание на то, что усиление гонки вооружений, вызванное соревнованием двух систем, давалось СССР намного тяжелее, чем США. Причиной этому были разные последствия войны для обеих стран, а также существенное различие их экономических потенциалов.

2. Проблемы внешней политики

Советская дипломатия подошла к окончанию второй мировой войны, руководствуясь теми базовыми доктринальными установками, первоначальные наметки которых были сделаны ещё при Ленине, а затем углублены, развиты и дополнены. Ими и определялись все основные направления политики советского государства с самого его зарождения и до окончания второй мировой войны.

После окончания войны сложилась новая международная ситуация. В то время как США значительно усилили свои позиции, западные страны из лагеря победителей вышли из войны с ослабленной экономикой. Небывало возрос международный вес СССР, в то время как его экономическое положение было сильно подорвано. Поэтому в первое время во внешней политике советское руководство старалось создать образ СССР как миролюбивого государства, готового к поиску компромиссов в решении актуальных международных проблем совместно с бывшими партнёрами по антигитлеровской коалиции.

Но так продолжалось недолго. Внутренние процессы, а также кардинальные перемены в международной обстановке сопровождались ужесточением советской правящей верхушкой политико-доктринальных установок, определявшие конкретные цели и действия советской дипломатии, направления идеологической обработки населения.

Далее автор останавливается на некоторых событиях, предварявших открытую конфронтацию.

В сентябре 1947 г. на совещании представителей ряда компартий в Польше эмиссары ВКП(б) обнародовали заявления, отражающие видение СССР о расстановке политических сил в мире - образовании двух лагерей - империалистического и антидемократического во главе США, и антиимпериалистического и демократического во главе с СССР; а также цель демократического лагеря - борьба против угрозы новых войн и империалистической экспансии, укрепление демократии. Американская сторона противопоставляла взятую на вооружение правительством США в 1947 г. доктрину сдерживания коммунизма, носившую не менее конфронтационный характер.

Автор отмечает, что, несмотря в то время США значительно превосходили Советский Союз по количеству имеющихся атомных боезарядов и по техническим возможностям их доставки на территорию СССР, тезис «если империализм развяжет третью мировую войну, то он в ней и погибнет» на долгие годы внедрился в программные партийно-государственные документы, в выступления высших руководителей СССР, в учебно-пропагандистскую литературу. В публикациях советских военных специалистов подчёркивалось, что исход войны будут решать не только и не столько атомные бомбы, сколько обычные виды вооружений, численность и качество войск, таланты военачальников и т.д. Автор считает, что эти рассуждения мели целью ориентировать «в правильном направлении» население страны, поддерживать боевой дух армии и заодно максимально выиграть время, чтобы ликвидировать отставание СССР от США по ядерному оружию.

В годы правления Хрущева и его сторонников теоретико-политические принципы и нормы, определявшие внешнюю политику СССР, подверглись существенному осмыслению и трансформации. На XX съезде КПСС Хрущёв заявляет о возможности и желательности длительного и серьёзного сотрудничества между Востоком и Западом. В новой программе КПСС, принятой в 1961 г. подчёркивалось, что «мирное сосуществование социалистических и капиталистических - объективная необходимость развития человеческого общества. Война не может и не должна служить способом решения международных проблем». В то же время «мирное сосуществование, - говорилось в документе, - служит основой мирного соревнования между социализмом и капитализмом в международном масштабе и является специфической формой классовой борьбы между ними». На XXII съезде КПСС Хрущёв поднимает вопрос о необходимости борьбы народов за избавление от гонки вооружений.

Но несмотря на изменения во внешнеполитической доктрине, автор обращает внимание на фактически полную консервацию советской военной доктрины в тот период. В СССР, как и в США, большое значение придавалось задаче накопления максимального количества оружия, в том числе и ядерного.

С приходом в 1964 г. к власти Л.И.Брежнева и его команды во внешней политике стал отдаваться приоритет задаче расширения рамок социалистической системы, а добиться этого, как представлялось, можно было прежде всего благодаря укреплению единства социалистического лагеря. В целом же в годы брежневского правления оставались в силе основные доктринальные и концептуальные новации в области внешней политики, предложенные раннее Н.Хрущёвым. В то же время с именем Брежнева связано появление доктрины «ограниченного суверенитета».

К началу 70-х годов СССР догнал США по количеству ядерных зарядов. В это время, одной из главных концепций, взятых на вооружение руководством обеих стран, стала концепция ядерного сдерживания.

Начиная с 1977 г. советское руководство начинает предпринимать шаги, направленные на ограничение гонки вооружений. Однако договорённости с Западом достичь не удалось.

Положение дел в сфере международных отношений коренным образом изменилось во второй половине 80-х годов, когда к руководству страной пришёл М.С.Горбачёв и его единомышленники. Главными составляющими поворота, совершенного советским руководством, стали:

- отход от абсолютизации классового подхода ко всем явлениям международной жизни;

- выдвижение на первый план задачи выработки и претворения в жизнь нового политического мышления.

3. Начало создания соцлагеря

Победа над фашизмом, одержанная в значительной мере усилиями Красной Армии, обострила интерес европейских стран к советской системе, временно затушевав преступные стороны сталинского режима. В это время возникает и распространяется концепция «национального пути». Эволюция, а не революция, гражданский мир и широкий межклассовый союз , а не гражданская война и диктатура пролетариата - таковы были её основные опорные точки. Советское руководство, на определённом этапе послевоенного развития высказывалось за мирный переход к социализму.

Однако к середине 1947 г. ситуация на международной арене резко изменилась. Маятник общественных настроений в Западной и Северной Европе всё более активно смешался вправо. Московское руководство в новых условиях взяло установку на форсированное развитие революционного процесса, что означало возврат к классовому противостоянию. Для обеспечения унификации путей и методов создания нового общественного строя была сформирована новая международная замкнутая политическая структура - Информационное бюро коммунистических партий. После полной концентрации власти в странах Восточной Европы в руках компартий приверженность идее «национальных собственных путей к социализму» всё более стала рассматриваться в Москве как некая демонстрация самостоятельности и угроза сокращения масштаба советского воздействия.

Весной 1948 г. в ЦК ВКП(б) был подготовлен блок материалов, предназначенных для обоснования необходимости кардинальных перемен в руководстве ряда компартий.

Далее автор приводит фрагменты секретных подготовительных документов ЦК ВКП(б), подчёркивая однотипность содержавшихся в них «обвинений», которые выдвигались в адрес руководства компартий Югославии, Венгрии, Чехословакии и Польши, агрессивный тон документов не оставляют у автора сомнений в том, что на рубеже 1947-1948 гг. в Москве задумывалась широкомасштабная репрессивная политическая акция.

Но на начальном этапе реализации этого плана советская сторона столкнулась с неожиданным препятствием: ЦК КПЮ не пожелал подчиниться диктату из Москвы, отказавшись явиться на «слушание югославского дела» в Информбюро. Это вызвало серьёзные коррективы в тактической линии ЦК ВКП(б), определявшей отношения с компартиями стран Восточной Европы. Курс поначалу был взят на идейную дискредитацию и устранение отдельных деятелей, наиболее активно отстаивавших концепцию национального пути. Развернувшиеся затем репрессии в коммунистическом движении стран региона в конце 40-х годов имели цель прервать реализацию этой концепции.

4. Послевоенная конверсия

Приступая к рассмотрению конверсии (и реконверсии) середины 40-х годов, автор напоминает нам о некоторых явлениях, связанных со второй мировой войной, порождённых её. Прежде всего он рассматривает ущерб, нанесённый советской экономике в 1941-1943 гг. Неразрывно связан был с угрозой оккупации процесс миграции. Также автор отмечает, что в годы войны большинство мужчин и женщин трудоспособного возраста были призваны в армию. Наконец он указывает, что война потребовала коренной перестройки советской экономики и управления её.

Война породила такое развитие нашей экономики, когда валовая продукция военной промышленности стала превышать соответствующий показатель по производству средств производства и средств потребления.

Наиболее пострадало в ходе войны тяжёлое машиностроение. Вместе с тем автор обращает внимание на то, что при всех трудностях продолжавшейся войны не прекращался процесс разработки и постепенного внедрения в народное хозяйство передовой техники и важнейших достижений науки.

Вскоре после окончания войны Государственный Комитет Обороны (ГОКО) принял ряд крупных постановлений, связанных с переводом народного хозяйства на мирные рельсы.

Осуществление конверсии потребовало колоссальной работы государственных плановых органов. В составе Госплана СССР 9 июня 1945 г. была образована особая комиссия из наиболее квалифицированных работников, которой поручалось, в частности, рассмотрение проектов специализации заводов вооружения, боеприпасов, танковых и авиационных, освобождаемых от производства военной продукции. Немалую помощь осуществлению конверсии оказывали на местах уполномоченные Госплана СССР, имевшиеся в республиках, краях и областях. Работа уполномоченных находилась под постоянным контролем центрального аппарата и помогала ему в осуществлении контроля за ходом решения стоявших задач не только в масштабах административных центров, но и на предприятиях, располагавшихся на всей территории страны. Аппарат уполномоченных обычно старался не ограничиваться контрольными функциями, а оказывать помощь в налаживании дел, ликвидации недостатков.

Основная цель конверсии - рост производства гражданской продукции за счёт военной - решалась различными способами. Наиболее простой состоял в том, что предприятие не меняло профиля, продолжая выпускать те же изделия, но снабжало ими не заказчиков от оборонных ведомств, а непосредственно рынок или по требованиям, договорам и заказам соответствующие наркоматы. «Смешанный» способ конверсии являл собой вариант, когда предприятие продолжало в основном обеспечивать своей продукцией военные ведомства, но часть цехов переводилась на выпуск гражданской продукции и изделий ширпотреба. Третий способ - полное освобождение того или иного предприятия от выпуска военной продукции.

В ходе конверсии особое внимание уделялось восстановлению производства товаров широкого народного потребления.

Осуществление послевоенной конверсии было связано с немалыми трудностями: техническим переоборудованием предприятий, переквалификацией рабочих и инженерно-технических работников, ломкой установившейся психологии.

В принятом Верховным Советом Законе пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. среди основных задач нашла отражение и проблема конверсии при одновременном росте военного могущества страны. Этим планом довоенный уровень (1940 г.) предполагалось достигнуть в течение двух лет - к 1948 г., а за всю пятилетку значительно превысить. При этом следовало восстановить пострадавшие районы страны.

Военная промышленность сталкивалась со значительными трудностями на пути перепрофилирования некоторых отраслей на преимущественный выпуск гражданских изделий. Среди основных причин неудовлетворительного выполнения планов - неподготовленность производственных мощностей вследствие отставания со строительством и восстановлением предприятий; неудовлетворительная работа министерства и ряда заводов; недостатки в материально-техническом обеспечении производства; задержки с отработкой конструкций новых видов машин; необеспеченность рабочей силой.

Автор приводит данные, которые подтверждают, что 1946 г. был поистине переломным в вопросах освоения военными предприятиями гражданской продукции. Успешное проведение конверсии обеспечивало в дальнейшем неуклонный рост производства товаров народного потребления.

Послевоенная конверсия нисколько не ослабила военное могущество СССР. В целом военно-технический потенциал продолжал поддерживаться на необходимом уровне, а в научном плане имел серьёзные достижения.

В заключении автор подчёркивает, что конверсия касалась также перевода гражданских предприятий на производство продукции для населения, а не для армии.

Вместе с тем автор отмечает, что на заключительном этапе войны и особенно после её окончания СССР получил большое количество оборудования ранее принадлежавшего Германии, что существенно отразилось на показателях выполнения планов первой пятилетки. Становятся известными факты активного вовлечения немецких специалистов в сферы отечественной химии, радиолокации, разработки атомного оружия.

Автор, заканчивая размышление над итогами перехода нашей страны от войны к миру, ставит вопрос «Можно ли однозначно утверждать, что в эти годы доминировал процесс конверсии? Или приоритет надо отдать созданию основ современного ВПК?».

5. Тупики аграрной политики.

После войны сельское хозяйство оказалось в особенно тяжёлом положении. Вследствие мобилизации на фронт и промышленность сильно поредело население деревни. Число трудоспособных мужчин уменьшилось к 1946 г. по сравнению с 1940 г. в два раза.

Засуха 1946 г. в зерновых районах России, Украины, Молдавии привела к тому, что в целом по стране собрали 4,6 ц зерна с гектара, т.е. меньше, чем 1944-1945 гг. С помощью карточной системы огромную массу сельских жителей, составлявших 65% общей численности населения, изолировали от государственной торговли. Политика продразвёрстки, применённая к колхозам и совхозам, дала возможность государству собрать достаточное количество продовольствия для нормированного снабжения населения городов и обеспечить пополнение резервов, но тем самым она обрекла на массовый голод жителей деревни. На страницах газет тех лет сообщалось о засухе, недороде, но не слова о голоде. В медицинских учётных разработках за 1946-1947 гг. настоящая причина роста смертности - голод - скрывалась за такими диагнозами, как желудочно-кишечные заболевания.

Призрак большого голода летом 1946 г. вызвал тревогу во многих неурожайных районах России. Началось бегство сельского населения из центральных областей, Поволжья, а также из Ростовской области и Ставропольского края. Многотысячные потоки голодных, ослабленных людей, передвигавшихся по стране в поисках пропитания, стали благодатной средой для распространения эпидемий. Заболеваемость сыпным тифом в 1947 г. по сравнению с предшествовавшим 1946 г. в целом по России возросла и была в 2,8 раза выше уровня 1940 г.

Война 1940-1945 гг. крайне пагубно сказалась на численном росте населения страны. в первом послевоенном году смертность значительно превышала рождаемость. В охваченных голодом районах РСФСР, Украины, Молдавии с населением в 20 млн. человек в 1947 г. произошло (по сравнению с 1946 г.) его сокращение на 5-6 млн. человек за счёт бегства в другие места и большого роста смертности.

Непризнание факта голода в стране позволяло правительству пренебрегать организацией необходимой продовольственной помощи населению. Государство почти бесплатно получало от колхозов и совхозов продовольствие, а помощь голодающим выдавалась в виде ссуды с процентами. На местах не смогли по-хозяйски распорядиться полученной помощью. Распределение производилось медленно и бесконтрольно, с нарушением законности.

В период войны и после нёё СССР получал гуманитарную помощь из-за рубежа. Руководство страны держало деятельность благотворительных организаций под своим контролем. Советское правительство с подозрением относилось к послевоенной помощи и искало предлог для отказа, что не раз и делалось. Демонстрируя Западу, что СССР способен сам оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, из Советского Союза было отправлено 2,5 млн.т зерна в другие страны.

Переход к ненормированной торговле сопровождался установлением единых розничных цен на хлеб и другие продовольственные и промышленные товары.

Пайково-карточная зависимость от государства, голод, необеспеченность питанием миллионов сельчан, лишённых нормированного снабжения, искусственно нагнетали криминогенность обстановки. Во второй половине 1946 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) приняли два постановления по усилению охраны хлеба. Сокращение поступления хлеба на внутренний рынок, необузданный рост цен весной 1947 г. привели к увеличению краж зерна, муки, печёного хлеба в городе и деревне. В том же году была создана комиссия для разработки гораздо более строгих мер уголовного наказания за кражу частного, государственного и общественного имущества. В городах продавцы хлебных магазинов и рабочие хлебзаводов не голодали. Воровство совершалось здесь в основном в целях спекуляции, и в таких случаях деятельность правоохранительных органов была правомерна.

Одной из самых болевых проблем, вызванных голодом, был рост преступлений, совершаемый бездомными и беспризорными детьми, среди которых было много сирот.

Чтобы заставить обессилевшую после войны и голода деревню работать, указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 г. были проведены мероприятия по выселению лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве. Одновременно правительство решило покончить с единоличниками, укрепляя заодно колхозы присоединением их скота и инвентаря.

Послевоенная система налогообложения состояла из нескольких видов государственных и местных налогов. Почти каждая семья в деревне подвергалась самообложению, которое в отличие от налога являлось добровольным сбором. В связи с ростом затрат на вооружение безудержно росло налоговое бремя. Завышенный сельхоз налог вынуждал жителей деревни за бесценок сбывать свою продукцию на рынке.

Если жалобы граждан на проведение политики доходили до правительства, то их проверка возлагалась на областные, краевые, республиканские организации, которые командировали на места своих представителей. Почти каждое дело завершалось отказом.

Людской протест против репрессий и налогового произвола выражался в разнообразной, порой необычной форме.

Вследствие названных государственных мероприятий разрушение деревни в конце 40-х - начале 50-х гг. стало катастрофическим. Несмотря на это экспорт зерна в 1948 г. был в 2,5 раза больше, чем в 1940 г. В последующие годы положение в деревне только ухудшалось. Всё более очевидным становились неэффективность сельского хозяйства и растущее недовольство народа. Сталинская аграрная политика зашла в тупик.

6. Развитие военно-промышленного комплекса.

ВПК выходит далеко за рамки чисто экономического явления и становится одним из столпов уходящего советского общества. Процесс его становления приходится на наиболее острый, первый период холодной войны - с конца второй мировой войны (1945-1946 гг.) до начала 60-х годов. Его особенностью было открытое военное противостояние, когда война «горячая» рассматривалась руководством обоих блоков как реальность.

В сложном и многообразном процессе складывания ВПК автор выделяет два основных аспекта: экономико-технологический и социально-политический (милитаризация экономики и оформление ВПК как властной системы).

Автор считает, на начальном этапе решающую роль играло решение высшего партийного руководства, установка на политику холодной войны. Именно этот курс вызвал гонку вооружений, глубокую перестройку экономики на обслуживание военных нужд.

Партийная элита высшего звена непосредственно руководила работами по созданию новейшего ракетно-ядерного оружия, став на первом этапе верхушкой формирующегося военно-промышленного лобби.

До 1953 г. главные ресурсы были сосредоточены на овладении ядерным и термоядерным оружием, затем в значительной мере переместились в сторону ракет. Практически сразу после изобретения ядерного оружия на повестку дня встал вопрос о его носителях - средствах доставки к цели.

Общий курс руководства по отношению к авиационной промышленности не претерпел каких-либо существенных изменений, оставаясь в целом курсом на дальнейшую милитаризацию и развитие новых, более современных образцов вооружения. Практическая милитаризация выражалась в том, что уже после окончания войны военными заказами продолжали загружать и чисто гражданские учреждения.

Разгоравшаяся холодная война подхлестнула новую, ранее не виданную по объёмам финансирования и масштабам производства оружия «массового поражения» гонку вооружений. В результате после некоторого сокращения уровень военной продукции и её соотношение с гражданской стабилизировались в течение 1946-1947 гг. Одновременно с этим уже с 1946 г. начался настоящий бум реактивной техники. Однако здесь у военной авиации появляется мощный конкурент - ракеты. Острое соперничество между этими двумя отраслями и направлениями развития военной техники развернулось в конце 40-х - начале 50-х годов.

Постановление правительства от 13 мая 1946 г. упорядочило систему, связанную с разработкой и производством реактивных вооружений, и стало своего рода катализатором дальнейшего лавинообразного развития реактивных вооружений.

Автор подчёркивает, что среди всего комплекса работ по реактивному вооружению высшее руководство более всего интересовало создание именно управляемых баллистических ракет дальнего действия, которым отдаётся приоритет как носителям ядерного заряда.

При создании первой советской ракеты дальнего действия отечественные ракетостроители использовали большой технический задел, созданный немецкими специалистами, для быстрого решения практических вопросов на начальной стадии создания дальнобойных баллистических ракет.

С 1947 г. резко возрастает объём финансирования разного рода работ, связанных с ракетным вооружением. Постоянно растут ассигнования на научно-исследовательские работы. Для проведения испытаний образцов реактивного оружия возводятся всё новые объекты, испытательные полигоны, что требует снова и снова огромных вложений. На предприятиях, связанных с производством ракет, уже в 1948 г. уничтожаются остатки краткого периода конверсии. В 1949 г. происходит реорганизация управления разросшейся ракетной отраслью.

Уже к началу 50-х годов на востоке СССР создаётся разветвлённая военно-промышленная инфраструктура, целые районы становятся сферой деятельности формирующегося ВПК, строго засекреченной и, как правило, оторванной от внешнего мира.

В результате всех усилий за первую послевоенную пятилетку были созданы опытно-конструкторская и научно-исследовательская база по реактивному вооружению и мощности, необходимые для серийного производства различных его видов.

Принятие на вооружение Советской Армии первой баллистической ракеты ознаменовало новый этап в развитии отечественных средств вооружённой борьбы.

На рубеже 40-50-х годов сумела себя в какой-то степени реабилитировать себя отрасль самолётостроения. Для обеспечения выпуска современных самолётов, особенно тяжёлых стратегических бомбардировщиков, требовалась существенная реконструкция существующих и создание новых производственных мощностей. Руководители авиационной промышленности получили более выгодную возможность доказать первостепенное значение своей отрасли в начале 50-х годов в связи с обострением международной обстановки.

Но несмотря на некоторое возвышение роли авиации безусловным приоритетом по-прежнему оставалась ракетная отрасль. Главным стратегическим направлением работ в этой области являлось достижение максимальной дальности полёта ракет, приспособление их для доставки к цели атомного заряда. Намеченные планы по производству ракетного вооружения постоянно изменялись в сто и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.