На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Зарождение и развитие фашизма. Образование очага военной опасности в Европе. Внешняя политика советского государства накануне войны. Советско-германский пакт о ненападении и договор о разделе сфер влияния. Современная оценка этих документов.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 06.09.2006. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


6

Содержание


    Введение 3
    1. Зарождение и развитие фашизма. Образование очага военной опасности в Европе. 5
    2. Внешняя политика советского государства накануне войны 7
    3. Советско-германский пакт о ненападении и договор о разделе сфер влияния. Современная оценка этих документов. 16
    Заключение 19
    Список использованных источников 20

Введение

Придя к власти, большевики развернули активную деятельность по претворению в жизнь своих призывов покончить с империалистической войной. Мир был необходим для закрепления октябрьского переворота 1917 года, для осуществления преобразований в городе и деревне. Продолжение войны грозило погубить дело революции и представляло смертельную опасность для самого существования России. Экономика страны находилась в состоянии развала, армия на исходе 1917 фактически полностью потеряла боеспособность.

Однако сложилось так, что советской власти пришлось ввести острую и бескомпромиссную гражданскую войну, в которой наступила полная разруха народного хозяйства. В то же время государство вышло из войны политически, и в военном отношении окрепшим в значительной степени поддерживаемое трудящимися стран мира. Все последующие годы, стремясь восстановить экономику, советское руководство упорно боролось за признание СССР на международной арене.

Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Во-первых, рассматриваемый период позволяет проследить стратегию и тактику большевистского руководства, сумевшего создать условия в капиталистическом окружении (в явно враждебном окружении) для восстановления и развития народного хозяйства СССР, сотрудничая в сфере экономики со всеми ведущими державами мира.

Во-вторых, несмотря на крупные ошибки и жесткость сталинского режима власти, Советский союз сумел - в главном - создать фундамент, на котором строилась оборона страны в начале Великой Отечественной войны, а затем и разгром Германии и Японии.

В-третьих, советское руководство сумело увидеть и использовать разногласия между государствами капиталистического мира. Об этом свидетельствуют следующие факты: прием СССР в лигу наций; торговые отношения с ведущими державами мира; недопущение ведения войны на два фронта; создание, в итоге, антигерманской коалиции и т.д. Словом, СССР находил возможности сотрудничества с миром, и в трудных ситуациях не оставался в одиночестве.

Так же события последних лет показывают, что в мире угроза войны становится реальной (Югославия, Ирак и др.). Идет процесс нового передела мира за сферы влияния, за владение природными богатствами, а также энергоресурсами в ХХI веке. И если тогда не сумели противопоставить совместные силы, против тех, кто развязал вторую мировую войну, то и сегодня, как видим, нет силы, способной остановить глобалистскую, великодержавную внешнюю политику США.

В нынешних условиях, в до предела накаленной обстановке, Россия оказалась ослабленной во всех отношениях и окруженной со всех сторон. Это - не преувеличение, а факт: расширение НАТО, появление военных американцев на территориях бывших советских республик, территориальные претензии на Дальнем Востоке, попытки отсечения Калининградской области, двойные стандарты на события в Чечне и т.д. - все это говорит о возможных внешних опасностях для России (как экономических, так и политических).

Историография по рассматриваемой теме очень обширна. Источниками по данной теме являются сборники документов внешней политики СССР.

В рамках данного введения невозможно провести более или менее подробный анализ огромного количества монографий, учебников, специальных статей. Причем с разными подходами и точками зрения. Одни авторы продолжают излагать историю внешней политики СССР в полном согласии с многотомной историей КПСС, вышедшей в свет в 60-70-е годы. Другие исследователи начисто отвергают все накопленное практикой нашего государства, считая его историю «темным пятном».

В литературе особенно остро ведутся споры вокруг пакта Риббентропа - Молотова и секретных протоколов к нему. Сравнение разных точек зрения я рассматриваю в третей главе.

По моему мнению, весь этот разброс суждений и гипотез, следует воспринимать как стремление к поиску истины.

В своей работе я широко использовала специальные главы и разделы учебников (различных авторских коллективов) по истории России, где события рассматриваются с опорой на источники, либо дискутируется то или иное событие.

Цели работы сформулированы в названиях ее глав и параграфов: попытаться рассмотреть тактику советского государства в деле преодоления дипломатической изоляции после гражданской войны; стратегию и тактику СССР в 30-е годы и особенно накануне и в начальный период Второй мировой войны. Я допускаю, что в моей трактовке событий вполне могут быть какие-то ошибки, так как в море суждений сложно выделить абсолютно верное.

1. Зарождение и развитие фашизма. Образование очага военной опасности в Европе.

Война, подготовленная силами междунар. империалистич. реакции и развязанная главными агрессивными государствами -- фаш. Германией, фаш. Италией и милитаристской Японией. Вторая мировая война (В. м. в.), как и первая, возникла в силу действия закона неравномерности развития капиталистич. стран при империализме и явилась результатом резкого обострения межимпериалистич. противоречий, борьбы за рынки сбыта, источники сырья, сферы влияния и приложения капиталов. Война началась в условиях, когда капитализм уже не был всеобъемлющей системой, когда существовало и крепло первое в мире социалистич. гос-во -- СССР. Раскол мира на две системы привёл к возникновению главного противоречия эпохи -- между социализмом и капитализмом. Межимпериалистич. противоречия перестали быть единственным фактором мировой политики. Они развивались параллельно и во взаимодействии с противоречиями между двумя системами. Враждующие капиталистич. группировки, борясь друг с другом, одновременно стремились уничтожить СССР. Однако В. м. в. началась как схватка двух коалиций крупных капиталистич. держав. По своему происхождению она была империалистической, её виновниками явились империалисты всех стран, система совр. капитализма. Особую ответственность за её возникновение несёт гитлеровская Германия, возглавлявшая блок фаш. агрессоров. Со стороны гос-в фаш. блока война носила империалистич. характер на всём её протяжении. Со стороны гос-в, сражавшихся против фаш. агрессоров и их союзников, характер войны постепенно менялся. Под влиянием нац-освободит. борьбы народов шёл процесс превращения войны в справедливую, антифашистскую. Вступление Сов. Союза в войну против вероломно напавших на него гос-в фаш. блока завершило этот процесс.
Силы, развязавшие В. м. в., задолго до её начала подготавливали выгодные для агрессоров стратегич. и политич. позиции. В 30-х гг. в мире образовались два гл. очага воен. опасности: Германия -- в Европе, Япония -- на Д. Востоке. Усилившийся герм. империализм под предлогом ликвидации несправедливостей Версальской системы стал требовать передела мира в свою пользу. Установление в Германии в 1933 террористич. фашистской диктатуры, выполнявшей требования наиболее реакц. и шовинистич. кругов монополистич. капитала, превратило эту страну в ударную силу империализма, направленную прежде всего против СССР. Однако планы герм. фашизма не ограничивались порабощением народов Сов. Союза. Фаш. программа завоевания мирового господства предусматривала превращение Германии в центр гигантской колон, империи, власть и влияние которой распространялись бы на всю Европу и богатейшие р-ны Африки, Азии, Лат. Америки, массовое уничтожение населения в завоёванных странах, особенно в странах Вост. Европы. Реализацию этой программы фаш. верхушка планировала начать со стран Центр. Европы, распространив её затем на весь континент. Разгром и захват Сов. Союза с целью прежде всего уничтожения центра междунар. коммунистич. и рабочего движения, а также расширения “жизненного пространства” герм. империализма являлся важнейшей политич. задачей фашизма и вместе с тем основной предпосылкой дальнейшего успешного развёртывания агрессии в мировом масштабе. К переделу мира и установлению “нового порядка” стремились также империалисты Италии и Японии. Т. о., планы гитлеровцев и их союзников представляли серьёзную угрозу не только для СССР, но и для Великобритании, Франции, США. Однако правящие круги зап. держав, движимые чувством классовой ненависти к Сов. гос-ву, под видом “невмешательства” и “нейтралитета” проводили по существу политику пособничества фаш. агрессорам, рассчитывая отвести от свою стран угрозу фаш. вторжения, силами Сов. Союза ослабить своих империалистич. соперников, а затем с их же помощью уничтожить СССР. Они делали ставку на взаимное изнурение СССР и гитлеровской Германии в затяжной и истребит, войне.

2. Внешняя политика советского государства накануне войны

Посмотрим теперь как же развивались события в международной политике накануне второй мировой войны.

Начать отсчет событий можно, на наш взгляд, с 1933 года, как даты прихода к власти в Германии Национал-социалистической партии фашистского толка во главе с А. Гитлером, который уже в 1934 году сосредоточил в своих руках всю полноту власти в стране, совмещая одновременно посты канцлера и фюрера. Фашисты установили в стране диктатуру, режим реакции, аннулировали Версальский мирный договор, который не устраивал эту быстро развивающуюся империалистическую державу, и начали активную подготовку к войне за передел мира.

В этот же период (30-ые годы) произошла значительная активизация внешней политики Италии, в которой фашизм был главенствующей идеологией уже с 1922 г., усилилось ее влияние на расстановку сил в мировом сообществе.

Одним из первых агрессивных актов, совершенных этими государствами, был захват в 1935 - 36 г.г. Эфиопии и установление там фашистского режима.

В 1936-37 годах Германия, Япония и Италия заключили "антикоминтерновский пакт", который положил начало формированию новых военных блоков, дальнейшему продвижению к военному конфликту, а также свидетельствовал о проявлениях агрессии фашизма против СССР.

Таким образом, в Центре Европы сложился опаснейший очаг будущей войны.

В это время политические круги Англии, США, Франции вели политику поощрения Германии, пытаясь направить ее агрессию против Советского Союза. Эта политика проводилась как на мировой арене, так и внутри самих государств. Так, например, почти во всех странах велась кампания против СССР, активно пропагандировалась идея "растущей советской опасности", мысль о "военных приготовлениях русских". Во внешней политике британские и французские лидеры, как об этом свидетельствуют документы, решали задачу, как бы отвести от себя угрозу Германской агрессии и разрядить энергию нацизма и экспансии на Восток.

В этой обстановке СССР выступает с предложениями по обеспечению мира и коллективной безопасности. В ответ на политику капиталистических государств наша страна предпринимает следующие шаги:

1933 г. - установление дипломатических отношений с США.

1934 г. - СССР вступает в Лигу Наций, где выступает со своими предложениями относительно создания системы коллективной безопасности и отпора завоевателям, которые, однако, не находят поддержки. В начале 1934 г. Советский Союз выступает с конвенцией об определении нападающей стороны (агрессора), в которой подчеркивалось, что агрессией является вторжение на территорию другой страны с объявлением или без объявления войны, а также бомбардировки территории других стран, нападения на морские суда, блокада берегов или портов. Правительства ведущих держав холодно отнеслись к советскому проекту. Однако Румыния, Югославия, Чехословакия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Турция, Иран, Афганистан, а позднее и Финляндия подписали в СССР этот документ.

1935 г. - подписание Францией, Чехословакией и Советским Союзом пакта о взаимопомощи. Этот пакт мог бы сыграть существенную роль в предотвращении гитлеровской агрессии, однако по настояния Франции в этот договор была внесена оговорка. Суть ее состояла в том, что военная помощь Чехословакии со стороны СССР может быть оказана только в том случае, если ее будет оказывать и Франция. Вскоре именно эта оговорка и нерешительность тогдашнего правительства Чехословакии облегчили агрессию со стороны Германии.

Особую остроту события стали принимать в 1938 г., когда Германия оккупировала Австрию и включила ее в состав Третьего Рейха, вмешалась в гражданскую войну в Испании, где помогла установлению фашистской диктатуры, потребовала от Чехословакии передачи Судетской области и присоединила ее после одобрения этой акции Мюнхенским совещанием глав правительств в составе Англии, Франции, Германии, Италии, принявший решение о расчленении Чехословакии, на котором СССР и Чехословакия не присутствовали. Этот "мюнхенский сговор" поощрил агрессора и подтолкнул его к дальнейшей активизации действий, по его условиям от Чехословакии было отторгнуто около 20 % ее территории, где проживала четверть населения страны и размещалось около половины мощностей тяжелой промышленности.

Лидеры капиталистических государств, продолжая поддержку фашистской агрессии, подписали с Германией ряд договоров о ненападении (1938 г. - Англия и Франция).

Развязав себе руки таким способом, Гитлер продолжил агрессию: в марте 1939 г. полностью захватил Чехословакию и отторг от Литвы в пользу Германии порт Клайпеду. В апреле 1939 г. Италия захватила Албанию.

СССР, продолжая свою мирную политику, не признал оккупации Чехословакии и предложил ей военную помощь, от которой правительство этой страны отказалось. Франция не выполнила своих обязательств по договорам о военной помощи с этой страной и не стала оказывать ей поддержку.

Таким образом, внешнюю политику Советского Союза 30 г.г. (до 1939 г.) можно считать образцом стремления предотвратить войну, обуздать агрессора. Наша страна выступала самым непримиримым и последовательным противником фашизма, разоблачала его, отождествляла с войной.

Однако к лету 1939 г. положение изменилось, и результатом этого изменения впоследствии стало подписание договоров от 23 августа и 28 сентября 1939 г. и секретных протоколов к ним, по условиям которых СССР становился чуть ли не партнером Германии. Что же обусловило такой поворот событий? На наш взгляд таких причин было несколько.

В первую очередь необходимо отметить, что сама обстановка, сложившаяся на мировой арене к весне 1939 г., объективно способствовала тому, что Советский Союз не мог продолжать свою деятельность в одиночестве, и ему надо было позаботиться о своей безопасности, так как к весне 1939 г. вторая мировая война в своей локально - очаговой фазе была уже реальностью. В сложившейся военно-политической обстановке у СССР были три альтернативы: достичь военного соглашения с Францией и Англией; остаться в одиночестве; заключить договор с Германией. Наиболее выгодным представлялось англо-франко-советское соглашение о взаимной помощи, направленное против фашистской Германии. Оно привело бы к созданию единой антифашистской коалиции, эффективно послужило бы сдерживанию фашистских агрессоров и, возможно, воспрепятствовало бы развязыванию мировой войны.

Летом 1939 г. по инициативе советской стороны начались переговоры СССР - Англия - Франция о заключении пакта о взаимопомощи и создании антигерманской коалиции. На этих переговорах Советский Союз выступил с радикальными предложениями для решения вопроса о коллективной безопасности, однако для западных государств, продолжающих политику, выработанную на Мюнхенском совещании, эти предложения оказались неприемлемы. К 20 августа переговоры зашли в тупик и фактически провалились. По просьбе англичан и французов был объявлен перерыв на неопределенный срок, хотя и в Москве и в Лондоне знали, что агрессия в отношении Польши назначена на конец августа. Прийти к соглашению с западными державами СССР не удалось. Виноваты в этом обе стороны. Но виновность западных держав, особенно Англии, значительно больше, чем Советского Союза. У советской стороны не хватило выдержки, она проявила поспешность, переоценила степень враждебности западных держав к СССР и возможности их сговора с гитлеровской Германией. У западных держав не было искреннего желания идти на сближение с СССР, что можно объяснить, по - видимому, разными причинами, в том числе и опасения возможного предательства, и антигуманная внутренняя политика сталинского руководства, противоречащая его заверениям на мировой арене, и недооценка его силы как возможного союзника в борьбе против фашистского блока, и глубокая неприязнь к стране иной социально - экономической формации. Переговоры с СССР западные державы вели прежде всего для того, чтобы оказывать давление на Германию, заставить ее пойти им на уступки, они пытались навязать Советскому Союзу собственные условия, пренебрегали его интересами. "Вина за то, что не удалось создать широкий союз Англии, Франции и СССР, способный сдержать германские амбиции, - признают английские исследователи Р. Хайт, Д. Морис и А. Петерс, - должна быть возложена непосредственно на западных союзников. Именно те способы, с помощью которых они разрешали основные международные кризисы 30-х годов, постепенно подорвали веру в дело коллективной безопасности... Французские и британские лидеры постоянно предпочитали умиротворять Берлин, Рим и Токио, чем пытаться использовать советскую силу для защиты международной стабильности".

Таким образом, к началу осени 1939 г. Советскому Союзу не удалось решить задачу достижения военного соглашения с Англией и Францией. Здесь уместно будет подчеркнуть следующее. В это время Англия и Франция уже оформили свои договоренности о ненападении с Германией и, таким образом, объективно находились в преимущественном положении перед СССР.

Однако, несмотря на неудачу, начавшиеся англо-франко-советские контакты вызвали тревогу у руководства нацистской Германии. Оно осознавало, что соглашение о взаимопомощи трех великих держав могло явиться серьезным препятствием на пути намеченных Гитлером экспансионистских планов, и стало прилагать настойчивые усилия, чтобы воспрепятствовать такому соглашению.

С мая 1939 г. работники внешнеполитического ведомства Германии, следуя указания Риббентропа, неоднократно вступали в контакты с представителями СССР в Берлине, различными неофициальными и официальными способами давали понять о готовности Германии пойти на сближение с СССР. Вплоть до середины августа 1939 г., пока существовала надежда на заключение соглашения с Англией и Францией, советское правительство оставляло осуществлявшийся германской стороной зондаж без ответа, но одновременно внимательно следило за ее действиями. Долгое время большую роль в противодействии германским "ухаживаниям за Москвой" играл нарком иностранных дел Литвинов, считавший, что нельзя идти ни на какие уступки фашистской Германии. Однако в мае 1939 г. он был снят со своего поста, где его заменил В.М. Молотов. Такая замена не могла пройти незамеченной и, вероятно, она свидетельствовала о некоторых изменениях в ориентации советского руководства. Поэтому второй причиной того, что союз СССР и Германии стал возможен, по нашему мнению, необходимо назвать личностные амбиции и экспансионистские планы, вынашиваемые сталинским правительством. Нам кажется, что родственность этих стремлений и гитлеровских планов покорения мира во многом способствовала подписанию противоправных секретных протоколов 1939 г.

В продолжение германских попыток сближения с Москвой в начале июля в советское полпредство в Берлине поступило анонимное письмо, в котором предлагалась идея реабилитации договора 1926 г. о нейтралитете или заключения договора о ненападении и границах. Германская сторона, говорилось в письме, исходила при этом из предположения, что оба правительства питают естественное желание восстановить свои границы 1914 г. В начале августа 1939 г. в беседе с советским полпредом в Берлине Астаховым Риббентроп уже официально заявил, что СССР и Германия могли бы договориться по всем проблемам, имеющим отношение к территории от Черного моря до Балтийского. Советская сторона оставила эти попытки сближения без ответа. Видимо, Сталин хотел сначала прояснить, какие результаты можно получить от англо-франко-советских переговоров.

Необходимо заметить, что у немцев был запасной вариант действий на случай, если советское руководство откажется принять предложения Германии. На тайных переговорах в середине августа Лондон и Берлин сговорились о поездке 23 августа второго по рангу деятеля "третьего рейха" Геринга на Британские острова на негласную встречу с Чемберленом. Судя по документам, две империи собирались выработать "исторический компромисс", игнорируя интересы не только СССР, Польши и ряда других восточноевропейских стран, но даже Франции.

15 августа 1939 г. германский посол в Москве Ф. Шуленбург попросился на срочный прием к наркому иностранных дел СССР В.М. Молотову. Посол зачитал заявление Риббентропа, в котором предлагалось урегулировать к полному удовлетворению обеих сторон все имеющиеся спорные проблемы, для чего в Москву в самое ближайшее время был готов прибыть германский министр иностранных дел. Хотя в заявлении открыто не говорилось о решении территориальных вопросов, они имелись в виду. Эта сторона советско-германских отношений, наряду с договором о ненападении и активизации торговли с Германией, интересовали Советское правительство в н и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.