На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Развитие экономики СССР как единого народно-хозяйственного комплекса, высокая степень экономической интеграции в 80-х гг. XX в., структура производства в союзных республиках. Предпосылки и сущность экономических реформ в государствах-участниках СНГ.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 12.04.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
Содержание

    Введение 3
    1. Структурные и институциональные преобразования в государствах-участниках СНГ после распада СССР 5
      1.1 Структура производства в союзных республиках в конце 80-х гг 5
      1.2 Экономические реформы в государствах-участниках СНГ 7
    2. Стратегическое партнёрство России, как основного стержня СНГ 14
    Заключение 18
    Список литературы 20

Введение

На современном этапе мирового развития невозможно представить себе деятельность какого-либо экономического субъекта в изоляции от окружающего мира. Сегодня благосостояние экономического субъекта зависит не столько от внутренней организованности, сколько от характера и степени интенсивности его связей с другими субъектами. Решение внешнеэкономических проблем приобретает первостепенное значение. Мировой опыт показывает, что обогащение субъектов происходит посредством и только посредством их интеграции друг с другом и с мировым хозяйством в целом.

Интеграционные процессы в экономическом пространстве нашей планеты носят на данном этапе региональный характер, поэтому сегодня представляется важным рассмотрение проблем внутри самих региональных объединений. Предметом исследования данной работы стало интеграционное объединение двенадцати стран - бывших республик СССР - Содружество Независимых Государств.

После распада СССР в СНГ произошли кардинальные структурные преобразования, повлекшие за собой серьёзные осложнения и повальное обнищание всех стран-участниц Содружества.

Цель работы - рассмотреть и изучить историю и современность СНГ.

Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:

1. Проанализировать динамику преобразования структур национальных экономик.

2. Рассмотреть интеграционные процессы в СНГ на региональном уровне.

Столь пристальное внимание внешнеторговым отношениям обусловлено тем, что по нашему мнению их регулирование является задачей первостепенной важности, поскольку от их характера напрямую зависит благосостояние государства, а также тем, что селективное ведение внешнеторговой политики не требует никакого финансирования, недостаток которого испытывают на данном этапе как РФ, так и все остальные государства Содружества.

1. Структурные и институциональные преобразования в государствах-участниках СНГ после распада СССР

1.1 Структура производства в союзных республиках в конце 80-х гг.

Планомерное развитие экономики СССР как единого народно-хозяйственного комплекса привело к высокой степени экономической интеграции. Этот комплекс включал экономику всех республик страны и был основан на глубоком разделении труда в общественном производстве. Все секторы экономики функционировали в условиях высокой степени специализации и кооперирования производства.

Разнообразие природно-климатических условий и высокий уровень обеспеченности природными ресурсами обусловили относительную замкнутость СССР по отношению к мировому рынку.

Отраслевая структура валовой добавленной стоимости показывает, что в республиках Союза значительный удельный вес в валовой добавленной стоимости занимала промышленность и сельское, лесное, рыбное хозяйство.

Доля промышленности колеблется от 0,203 в Казахстане до 0,392 в Беларуси. Среди стран СНГ Молдова выделяется тем, что у неё самая высокая доля сельского, лесного, рыбного хозяйства и самая низкая доля строительства и услуг.

Союзные республики были индустриально-аграрными странами с преобладающим развитием промышленности и сельского, лесного, рыбного хозяйства. При этом сложились определённые направления специализации государств.

Армения, Беларусь, Россия, Украина обладали наиболее развитым машиностроением, удельный вес которого в их промышленном производстве в 1990 году колебался от 0,303 в России до 0,342 в Беларуси.

Грузия, Молдова, Азербайджан специализировались на производстве продукции пищевой промышленности, доля которой достигала 0,374 в Грузии.

Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан характеризуются высоким уровнем развития лёгкой промышленности: от 0,274 в Кыргызстане до 0,422 в Туркменистане Моисеев Е. Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. - М.: Юристъ. - 1997. - С. 23.

Энергетической базой СССР были в основном нефтегазовая промышленность России, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, угольная и металлургическая промышленность России, Украины, Казахстана.

Предприятия химической и нефтехимической промышленности, а также промышленности стройматериалов имелись во всех республиках СССР.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность была сконцентрирована в России и Беларуси.

Глубокая отраслевая специализация обусловила в каждом из государств высокую долю продукции, производимой для других республик и получаемой из них.

Большая часть ввозимой в республики продукции поступала из других республик СССР, а на импорт же приходилось в среднем 0,22 части всего ввоза.

Если в среднем по республикам доля межреспубликанского вывоза продукции промышленности составила 0,28, то доля вывоза сельскохозяйственной продукции - лишь 0,41.

Во ввозе ситуация аналогична. Средняя доля межреспубликанского ввоза промышленной продукции составляла 0,29, а доля сельхозпродукции - лишь 0,024.

Таким образом, страны будущего СНГ при слабой связи с мировым рынком в основном обменивались между собой промышленной продукцией. В этих поставках особое место занимала продукция отраслей специализации.

Анализ структуры производства в союзных республиках и его взаимозависимости в рамках единого хозяйственного комплекса накануне распада СССР позволяет сделать следующие выводы:

1. Производство в республиках имело высокоразвитый индустриально-аграрный характер и обладало глубокой отраслевой специализацией, сложившейся за десятилетия совместного развития.

2. Несмотря на высокий уровень интегрированности, в каждой из союзных республик осуществлялся собственный воспроизводственный процесс, основанный на использовании имеющегося экономического потенциала и ставший в дальнейшем фундаментом их суверенитета.

3. Хозяйства республик в значительной мере взаимно дополняли друг друга и были слабо связаны с мировым рынком. В связи с этим разрыв межреспубликанских связей в результате распада СССР привёл, с одной стороны, к уменьшению спроса на продукцию, производимую в странах СНГ, и увеличению спроса на импортную продукцию, а с другой стороны, к снижению ресурсного обеспечения производства, то есть стал одним из основных факторов экономического спада.

1.2 Экономические реформы в государствах-участниках СНГ

После образования новых суверенных государств, взявших курс на формирование открытой рыночной экономики, всё постсоветское пространство оказалось подверженным глубокой экономической трансформации.

Если стартовая нормативная база, как наследство СССР, была примерно одинаковой, то в результате нового законотворческого процесса в государствах СНГ наметились, а затем и закрепились существенные различия в экономической стратегии. Переход к рыночным отношениям осуществляется по разным сценариям и с разной степенью интенсивности.

Тем не менее в методах и целях проведения экономических реформ можно выделить следующие общие направления:

1. Приватизация и решение вопросов собственности и других гражданских прав, создание конкурентной среды.

2. Аграрная реформа - перемещение центра тяжести производства сельскохозяйственной продукции на негосударственные и фермерские хозяйства, изменение форм собственности в колхозах и совхозах, их разукрупнение и уточнение производственного профиля.

3. Сокращение сферы государственного регулирования в отраслях экономики и секторах деятельности экономических субъектов. Это в первую очередь либерализация цен, уровня заработной платы, внешнеэкономической и других видов деятельности.

4. Структурная перестройка реального сектора экономики, осуществляемая в целях повышения его эффективности, наращивания объёмов производства, повышения качества и конкурентоспособности продукции, выбраковки неэффективных производственных единиц, конверсии оборонной промышленности, снижения товарного дефицита.

5. Создание банковских и страховых систем, инвестиционных институтов и фондовых рынков.

6. Обеспечение конвертируемости национальных валют.

7. Создание товаропроводящей сети как в оптовой, так и в розничной торговле Киреев А. Международная экономика. - М.: Международные отношения. - 2001. - С. 38.

В ходе преобразований создавались и обеспечивались:

1. Механизм банкротств и антимонопольного регулирования.

2. Меры по социальной защите и регулированию безработицы.

3. Антиинфляционные меры.

4. Меры по укреплению национальной валюты.

5. Пути и способы интеграционного экономического развития.

К 1997 году завершился процесс становления национальных денежных систем стран Содружества. В 1992 году вошли в обращение новый российский рубль и украинский карбованец, в 1993 - армянский драм, белорусский рубль, грузинский купон, казахский тенге, киргизский сом, молдавский лей, туркменский манат, узбекский сум-купон, в 1994 - азербайджанский манат и узбекский сум, в 1995 - грузинский лари и таджикский рубл, в 1996 - украинская гривна.

В 1994 году практически во всех странах Содружества имело место снижение курсов национальных валют по отношению к российскому рублю. В результате проведения жёсткой денежно-кредитной политики национальными банками Кыргызстана и Молдовы оставались относительно стабильными киргизский сом и молдавский лей. В течение 1995 года наблюдалась устойчивая тенденция повышения курсов национальных валют по отношению к российскому рублю в Азербайджане, Армении, Беларуси, Кыргызстане, Молдове.

К концу 1996 года тенденция повышения курсов национальных валют по отношению к российскому рублю сохранилась в Азербайджане, Армении, Молдове, повысились курсы валют Грузии, Казахстана, Украины.

Произошли значительные изменения в структуре финансовых ресурсов. В большинстве стран Содружества уменьшилась доля ресурсов, аккумулирующихся в государственном бюджете, и увеличилась доля средств, находящихся у хозяйствующих субъектов и населения.

Во всех странах СНГ существенно изменились функции и структура государственных бюджетов. В составе доходов государственных бюджетов большинства стран основным источником стали налоговые поступления, на которые в 1991 году приходилось 0,1-0,25 общей суммы бюджетных доходов, а в 1995 году они составили около 0,58 части. Основная часть налоговых поступлений приходится на НДС, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы. В Молдове, России, Украине с 1993 года отмечена тенденция некоторого снижения доли налогов в доходах государственных бюджетов.

Привлечение прямых иностранных инвестиций в страны СНГ происходило с разной степенью интенсивности. В 1996 году их доля в общем объёме вложений составила в Кыргызстане 0,68 части, Азербайджане - 0,58, Армении - 0,42, Грузии - 0,29, Узбекистане - 0,16, Казахстане - 0,13. В то же время эти показатели незначительны в Беларуси - 0,07, Молдове - 0,06, России - 0,02, Украине - 0,007. Когда речь идёт об иностранных инвестициях всегда следует помнить, что они не только стимулируют национальную экономику к росту, но и приводят к частичной переориентации права собственности на результаты производства в пользу иностранных инвесторов, что непосредственным образом редуцирует национальную независимость и самобытность, превращает национальную экономику в наёмного работника иностранного инвестора, который будет довольствоваться только заработной платой, но никогда не будет полноценно участвовать в прибыли и выработке и реализации собственной экономической политики.

По линии 23 федеральных министерств и ведомств США на осуществление 215 двусторонних программ помощи республикам бывшего СССР было ассигновано 5,4 млрд. долларов. Кроме того, 10 млрд. долларов было выделено на программы предоставления бывшим советским республикам займов, гарантий кредитов и страхование финансовых ресурсов. В пересчёте на душу населения самую большую финансовую помощь США получили Армения, Грузия, Кыргызстан. Необходимо отметить, что значительная часть средств из общих 10 млрд. долларов, ассигнованных на кредитные программы помощи, в действительности была получена американскими компаниями в результате оплаты их товаров и услуг бывшими республиками СССР.

Стремление уменьшить инвестиционные риски побудило правительство США распространить государственные программы стимулирования и защиты национального капитала на американские компании, действующие в странах СНГ. Прямую поддержку компаниям США в их зарубежной деятельности оказывает ОРIC (Overseas Private Investment Corporation (корпорация поддержки прямых иностранных инвестиций)). К 1993 году OPIC заключила двусторонние межправительственные соглашения со всеми 12 странами СНГ. Анализ первых лет деятельности OPIC в странах СНГ свидетельствует о том, что эта организация способствует притоку прямых иностранных инвестиций в экономику региона, объём которых в 1994 году составил 2,1 млрд. долларов, в 1995 - около 2,8 млрд. долларов.

Институциональные преобразования.

В результате осуществляемых институциональных преобразований, пик которых в большинстве стран пришёлся на 1993-1994 годы, доля занятых в государственном секторе экономики в среднем по Содружеству сократилась с 0,74 в 1991 году до 0,47 в 1996 году, в частности в Молдове к 1996 году этот показатель составил 0,28 части.

Одним из основных форм изменения отношений собственности в рассматриваемый период были разгосударствление и приватизация.

В структуре приватизированных предприятий и объектов наибольший удельный вес приходится, как правило, на предприятия и объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Доля этих предприятий и объектов в общем числе приватизированных составляет в Беларуси, Казахстане, Молдове 0,48-0,5 части, Кыргызстане, России - 0,57-0,59, Украине - 0,66, Грузии - 0,79, Узбекистане - 0,85.

За рассматриваемый период и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.