На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Экономические и социальные условия подготовки и принятия конституции СССР 1924 года. Перестройка государственного аппарата в соответствии с конституцией. Проблемность взаимоотношений между органами власти и управления СССР и союзных республик.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 16.11.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):




Оглавление
    Введение 3
    Раздел I. Экономические и социальные условия подготовки и принятия Конституции СССР 1924 г. 5
      1.1. Предпосылки и образование суверенности СССР 5
      1.2. Структура и содержание Конституции СССР 1924 г. 9
      1.3. Перестройка государственного аппарата в соответствии с Конституцией 1924 г. 12
    Раздел II. Проблемность взаимоотношений между органами власти и управления СССР и союзных республик 17
      2.1. Национально-государственное разграничение 17
      2.2. Суверенные права республик и их гарантии по конституции 18
    Заключение 21
    Список литературы 23
    Приложение 1 24
Введение
    Суверенитет (от английского sovereignty и французского souverainete) - это верховная власть. Суверенитет - важный признак государства. Дает возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны. Позволяет не допустить вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяют: единство, верховенство, независимость государственной власти.
Актуальность данной темы состоит в том, что она остается не ученой до конца и требует более тщательного рассмотрения, ввиду, все открывающихся новых фактов. Существует множество вопросов, которые остаются спорными. Этот период, становления СССР, интересен так же тем, что за период с 1917 по 1925 год действовало столько различных партий и течений, сменяя друг друга и действуя одновременно, что по справедливости это можно назвать периодом анархии и хаоса.
Наша цель - опираясь только на факты уловить внутреннюю ло-гику событий, приглядеться к их участникам, мотивам их поведения. Мы сознательно оставляем в стороне военные действия. Они достаточно изучены, да и выпадают в целом из принятой нами структуры.
Исходя из цели данной работы я ставлю перед собой следующие задачи:
В первом разделе рассмотреть экономические и социальные условия подготовки и принятия Конституции СССР 1924 г.
    Дать определение понятию "государственного суверенитета", рассмотреть его юридические свойства. Выявить взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом;
Рассмотреть предпосылки и образование суверенности СССР;
Определить структуру Конституции СССР 1924 г.;
Детально рассмотреть перестройку государственного аппарата в соответствии с Конституцией 1924 г.;
Во втором разделе, показать проблему взаимоотношений между органами власти и управления СССР, с союзными республиками;
Описать причины национально-государственного разграничения;
Описать суверенные права республик и их гарантии по конституции
    Исходя из этих задач, мы можем проследить внутреннюю логику событий. Смена власти и формы правления, были встречены большинством стран с радостью. Большевизация началась в Стране насильственными методами. Многие страны, вступившие в состав СССР, оказались лишены возможности самостоятельно управлять внитри-экономическими реформами, что привело к развалу экономики. Но благодаря активным действиям "Москвы" эти проблемы были решены иными путями.
    Раздел I. Экономические и социальные условия подготовки и принятия Конституции СССР 1924 г.

1.1. Предпосылки и образование суверенности СССР

Объединительное движение по созданию Советского многонационального государства началось сразу после победы Октябрьской революции и распада империи и прошло три этапа. Первый (октябрь 1917г. - середина 1918г.) ознаменовался рождением Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, которая последовательно, по мере реализации курса на равноправие народов, превращалась в федерацию нового типа. Второй Всероссийский съезд Советов подчеркнул, что советская власть все-таки обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение.
На первом этапе на территории бывшей царской России возникли автономные республики, территориальные автономии с учетом национального состава населения, появились суверенные Советские республики. Второй этап объединительного движения народов советских республик связан с периодом гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920гг.). К этому времени сложилась группа советских республик, связанных друг с другом сотрудничеством по самым разнообразным вопросам.
Декретом от 6 июня 1919 г. был оформлен военно-политический союз России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии. Его суть сводилась к тесному объединению: 1) военной организации и военного командования; 2) советов народного хозяйства; 3) железнодорожного управления и хозяйства; 4) финансов и 5) комиссариатов труда республик - с тем, чтобы руководство указанными отраслями было сосредоточено в руках единых коллегий. Всероссийский ЦИК проводил объединение усилий республик на основе соглашения с ЦИК и СНК указанных республик. В этот период были заключены двусторонние соглашения РСФСР с УССР, БССР и другими республиками. Для второго этапа характерно становление советской государственности в национальных районах, где развернулась острая борьба с националистической контрреволюцией.
На третьем этапе объединительного движения народов советских республик (1921-1922гг.) они договариваются о военно-хозяйственном союзе, организуют единый дипломатический фронт. Время показало, что федерация на двусторонних договорах имела существенные недостатки. Назревшие потребности более тесного сотрудничества республик в экономической и государственной жизни обусловили необходимость создания нового союзного государства.
С победой в гражданской войне продолжалась работа по созданию автономных национальных государств в рамках РСФСР.
Восстановление народного хозяйства с помощью РСФСР укрепляло и расширяло сотрудничество республик. Возникла потребность в принятии общефедерального законодательства.

Особо, в период зарождения СССР проявила себя "автономизация", которая показала свою живучесть, но привела к обострению местного национализма. Особенно резко она проявилась в Грузии, где возник так называемый "грузинский инцидент". В конце октября 1922 г. ЦК КП(б) Грузии коллективно подал в отставку. Поддерживая решения октябрьского пленума ЦК РКП(б) 1922 г. об образовании Союза, Ф.И.Махарадзе от имени ЦК компартии Грузии предложил вместо пункта о вхождении в Союз ССР Закавказской Федерации предусмотреть возможность самостоятельного, т.е.отдельного вхождения в Союз Грузии, Армении, Азербайджана.

30 декабря 1922 г. в Москве в Большом театре работал I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик. На нем присутствовали 1727 делегатов от РСФСР, 364 - от УССР, 33 - от БССР, 91 - от ЗСФСР. По данным мандатной комиссии среди делегатов преобладали рабочие - 44,4%, крестьян было 26,8%, служащих и интеллигенции - 28,8%. На съезде присутствовали представители более 50 национальностей. С кратким докладом выступил И.В.Сталин. Он зачитал тексты Декларации об образовании Союза ССР и Союзного Договора, одобренные накануне Конференцией полномочных делегаций советских республик. Исаев И.А.История государства и права России. Учебник. 2-е издание. - М.: Юрист, 2001. - С. 650-659.

В Декларации подчеркивался вывод о великой роли Советов в сплочении народов страны, в создании федерации нового типа. Подчеркивалось, что Союз гарантирует внешнюю безопасность, экономический и культурный подъем, свободу национального развития народов. Декларация отмечала, что союз - это добровольное объединение равноправных народов, что за каждой республикой закреплено право свободного выхода из Союза и что доступ в Союз открыт всем социалистическим республикам - существующим и будущим.
Договор об образовании СССР содержал 26 статей, которые определяли компетенцию Союза ССР и его органов. К ведению Союза были отнесены вопросы внешней политики, дипломатические, экономические, военные и основы организации единых вооруженных сил. В рамках Союза объединялись важнейшие экономические и политические рычаги управления. Устанавливались основы общего плана развития народного хозяйства, единый госбюджет, денежная и кредитная системы, землеустройство, судоустройство и судопроизводство, гражданское и уголовное союзное законодательство, объединялись транспорт, почта и телеграф. Союзу поручили регулировать трудовые отношения, народное просвещение, здравоохранение, статистику.
Союз имел право отменять нарушающие Договор постановления съездов Советов, ЦИК и СНК союзных республик. Для всех граждан республик устанавливалось единое союзное государство.
Верховным органом власти был признан Съезд Советов СССР, а между съездами его функции осуществлял ЦИК СССР, избираемый съездом. Исполнительным органом ЦИК СССР явился Совнарком СССР, избираемый ЦИК СССР в составе Председателя СНК СССР, его заместителей и 10наркомов.
Договор разграничивал полномочия Союза ССР и союзных республик, которые добровольно отдавали часть своих прав во имя общих интересов. Союзный Договор закреплял суверенитет союзных республик. Статья 13 утверждала самостоятельность актов высших органов Союза для всех республик. В то же время статья 15 закрепляла право ЦИК союзных республик опротестовывать документы союзных органов, а в исключительных случаях, по статье 17, ЦИК союзных республик имели право приостановить исполнение распоряжения наркомов Союза, поставив в известность СНК СССР и наркома Союза.
Съезд завершился избранием ЦИК СССР (371 член и 138 кандидатов - пропорционально численности населения союзных республик). При этом РСФСР и УССР добровольно уступили ряд мест в пользу менее населенных республик. Среди избранных членов ЦИК СССР рабочие составляли 46,2%, крестьяне - 13,6% и интеллигенция - 40,2%.
В процессе работы над проектом Конституции СССР были внесены дополнения, касающиеся усиления политических гарантий представительства всех национальных республик и областей на началах равенства в ЦИК СССР. С этой целью, наряду с уже действовавшим Союзным Советом, создавался новый, равноправный с ним орган - Совет Национальностей.
Вторая сессия ЦИК СССР, заслушав 6 июля 1923 г. доклад А.С.Енукидзе, обсудила по главам и ввела в действие Конституцию СССР. Окончательное утверждение Основного Закона СССР состоялось на Втором съезде Советов Союза ССР.
Второй Всесоюзный съезд Советов 31 января 1924г. утвердил первую Конституцию СССР, оформив создание единого союзного государства как федерацию суверенных советских республик.

С образованием СССР Наркомнац в июле 1923г. был упразднен. Считалось, что оформившиеся в самостоятельные республики и области национальности, могут обойтись без указанного наркомата. Об этом говорилось в постановлении 2-ой сессии ЦИК РСФСР X созыва 7 июля 1923г. Проведение в жизнь национальной политики на местах возлагалось на президиумы ЦИК автономных республик и исполкомов Советов областей и губерний. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учебное пособие. - М.: Юрист, 2004. - С. 171-185.

31 января 1924 года Второй съезд Советов Союза ССР окончательно утвердил текст Конституции СССР и завершил конституционное оформление единого союзного государства, законодательно закрепил полное правовое равенство народов, их суверенитет, безоговорочное признание за всеми народами равных прав и равных обязанностей.

1.2. Структура и содержание Конституции СССР 1924 г.

Конституционному оформлению Союза ССР предшествовало складывание национальной государственности на базе Советов при непосредственном участии Всероссийских и республиканских съездов Советов, СНК и ЦИК РСФСР. В числе первых 13наркоматов, учрежденных 26октября (8 ноября) 1917г. - Наркомат по делам национальностей РСФСР. Наркомнац действовал до 1923г. под руководством Совнаркома и ЦК РКП(б), был тесно связан с национальными секциями, национальными центрами и местными партийными организациями. C точки зрения авторов Конституции, необходимость и неизбежность создания и расширения Союза ССР. Клеандрова В.М., Малукаев Р.С. История государства и права России. Учебник. - М.: Проспект, 2003. - С. 58-62.

31 января 1924 г. II съезд Советов СССР утвердил Конституцию. Главный смысл Конституции СССР 1924 г., заключался в конституционном закреплении образования СССР и разделения прав союзных республик. Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

В первой части Конституции - Декларации, говорилось об образовании СССР. В ней отражены принципы добровольности и равноправия при объединении республик в Союз Советских Социалистических Республик. За каждым участником Союза, оставлялось право свободного выхода из СССР.

Вторая часть Конституции - Договор состоял из 11 глав:

Глава 1. О предметах ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик.

Глава 2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве. В ней отмечалось, что суверенитет республик ограничен лишь в пределах, указанных в главе первой. Каждая из них, могла самостоятельно выйти из состава СССР. Всем гражданам Союзных Республик, присваивалось единое гражданство.

Глава 3. О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик. Фактически они оставались теми же, что и в Конституции 1918 г.

Глава 4. О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик. Комитет состоял из двух палат - Союзного Совета (414 членов) и Совета Национальностей.

Союзный Совет формировался съездом - из представителей союзных республик.

Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 человек от каждой), а также автономных областей (по 1 от каждой).

Сессии ЦИК должны были проводиться 3 раза в год. В период между сессиями высшим органом власти являлся Президиум ЦИК из 21 человека. Совместное заседание палат было предусмотрено при образовании ЦИК и СНК (путем раздельного голосования). ЦИК избрал четырех председателей по числу союзных республик.

Глава 5. О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. Президиум ЦИК был объявлен высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР. Во власти ЦИК было право отменять или приостанавливать решения правительства и всех других органов власти в стране, издавать любые собственные решения и указания.

Глава 6. О Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик. СНК получила статус исполнительного и распорядительного органа ЦИК. Состоял из 12 человек: председателя, его заместителя, председателя ВСНХ и 9 наркомов.

Глава 7. О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик. В компетенцию Верховного Суда относилось консультирование верховных судов СР, рассмотрение и опротестование перед ЦИК тех или иных решений по указаниям прокурора Верховного Суда, а также разрешение судебных споров между союзными республиками.

Глава 8. О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических Республик.

Глава 9. Об Объединенном Государственном Политическом Управлении. ОГПУ было создано для объединения революционных, усилий союзных республик в борьбе против политической и экономической революции, шпионажа и бандитизма при СНК. Надзором за действиями ОГПУ поручено осуществлять прокурору Верховного Суда.

Глава 10. О союзных республиках. Глава десятая раскрывала структуру органов власти союзных республик, не подчеркивая ограниченности их фактических прав.

Глава 11. О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических Республик. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учебное пособие. - М.: Юрист, 2004. - С. 180-184.

1.3. Перестройка государственного аппарата в соответствии с Конституцией 1924 г.

С 1924 г., экономическая власть кулаков в сельской местности, стала трансформироваться в политическую. Кулаки и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.