На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат Общая радиационная характеристика изотопа стронция 90Sr по воздействию на человеческий организм. Изотопы 89Sr, 90Sr, 91Sr, 92Sr, подпадающие под правила транспортировки радиоактивных веществ. Документы, определяющие общие нормы и правила транспортировки.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Охрана труда. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ



Предмет:
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ



РЕФЕРАТ
на тему :

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРАВИЛА И НОРМЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ СТРОНЦИЯ



Студентка I курса
группы _________


Санкт-Петербург 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание 1
Введение 2
I. Общая радиационная характеристика
изотопа стронция 90Sr по воздействию
на человеческий организм 5
II. Изотопы 89Sr, 90Sr, 91Sr, 92Sr, подпадающие под правила транспортировки радиоактивных веществ 6
III. Документы, определяющие общие нормы и правила транспортировки радиоактивных веществ 7
IV. Транспортные категории радиационных упаковок 10
V. Требования к изотопам стронция, перевозимым
различными видами транспорта 11
VI. Требования к упаковочным комплектам 14
Выводы 19
Список использованной литературы 21
ВВЕДЕНИЕ
Ежегодно в мире транспортируется около 10 млн. упаковок с радиоактивными веществами различного вида. В некоторых странах произошли аварии при перевозках радиоактивных веществ (РВ) авиационным, автомобильным, морским, железнодорожным транспортом. Так, только в США в 1971-1981 гг. произошло 108 аварий при перевозке РВ.
Обеспечение безопасности транспортирования РВ и изделий на их основе имеет большое значение в связи с наличием потенциального риска нанесения ущерба людям, окружающей среде и имуществу в процессе их перевозки, выполнения погрузочно-разгрузочных операций и промежуточного хранения.
Наличие такого риска обусловлено возможностью аварии транспортного или погрузочного средства, воздействием на упаковки разрушающих механических и тепловых нагрузок в процессе перевозки, которые могут привести к рассеянию РВ в окружающую среду и облучению персонала сверх установленных норм при нарушениях правил безопасного обращения с упаковками.
В качестве примера можно привести информацию, подготовленную в коммюнике Министерства экологии Германии по фактам загрязнения спецконтейнеров, в которых перевозилось РВ на перерабатывающий завод во Францию:
· в 1997 г. из 55 транспортов с немецких АЭС в 11 случаях зарегистрирована активность, превышающая 4 Бк на 1 см2 - допустимую норму;
· в шести случаях внутри железнодорожных вагонов обнаружены “горячие пятна” с максимальной активностью 13 400 Бк;
· еще в пяти вагонах на полу обнаружены загрязненные участки с поверхностной активностью 13000 Бк на 1 см2;
· в 1998 г. выявлены случаи загрязнения при перевозках из Германии:
· в двух случаях на полу железнодорожных вагонов обнаружены пятна с максимальной активностью 10000 Бк на 1 см2;
· в нескольких случаях обнаружено загрязнение контейнеров с ОЯТ с гораздо меньшей активностью? 20 Бк.
Конечно приведенные факты о превышении активности не представляют опасности для здоровья людей, но эти факты обнародованы и по ним приняты соответствующие меры, чтобы не допустить в дальнейшем подобные инциденты.
Показатель аварий и катастроф на транспорте (авиация, автотранспорт, железнодорожный транспорт, речной и морской транспорт) в России в 2-3 раза выше, чем в других промышленных странах. Так, например, в 1993 г. на железнодорожном транспорте России произошло 2047 аварийных происшествий и инцидентов при перевозке опасных грузов [14].
Аварийные ситуации, но уже при перевозке РВ происходят и на автомобильном транспорте. Например, происшедшая авария на Уральском электрохимическом комбинате (УЭХК г. Новоуральск). В 1994 г. при перевозке сернокислого урансодержащего раствора между объектами УЭХК, в результате чего на полотно дороги общего пользования было пролито около 1000 л радиоактивного раствора. Основной причиной аварии были грубые нарушения действующих в России правил перевозки ядерных материалов. [14].
Касаясь перевозки РВ, содержащих изотопы стронция можно говорить о том, что наиболее распространенным случаем транспортировки изотопов стронция является случай транспортировки отработанного ядерного топлива (ОЯТ), в состав которого обычно входит от 2 до 30% различных химических соединений стронция 89Sr, 90Sr, 91Sr, 92Sr. В качестве примера пагубного воздействия этих изотопов на человеческий организм рассмотрим изотоп 90Sr.
I. ОБЩАЯ РАДИАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗОТОПА СТРОНЦИЯ 90Sr ПО ВОЗДЕЙСТВИЮ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ
Стронций 90Sr - серебристый кальциеподобный металл, покрытый оксидной оболочкой, плохо вступает в реакцию, включаясь в метаболизм экосистемы по мере формирования сложных Са - Fe - Al - Sr - комплексов. Естественное содержание стабильного изотопа в почве, костных тканях, среде достигает 3,7 х 10-2 %, в морской воде, мышечных тканях 7,6 х 10-4 %. Биологические функции не выявлены; не токсичен, может замещать кальций. Радиоактивный изотоп в естественной среде отсутствует. Радиационные характеристики приведены в таблице 1.
Таблица 1
Период
полураспада
Всасываемость,
%
Место накопления в организме
Время 2-х кратного снижения активности в организме
Среднее значение излучателей,
МЭВ
Средняя фоновая нагрузка,
сЗв (мбэр)
б
в
г
29,1 года
5
все тело, скелет
5700 сут
-
0,2-0,9
(1,1 в костной ткани)
-
Фоновое содержание в среде 0,045 Ки/км
В случаях попадания изотопа в окружающую среду поступление стронция в организм зависит от степени и характера включенности метаболита в почвенные органические структуры, продукты питания и колеблется от 5 до 30%, при большем проникновении в детский организм. Независимо от пути поступления излучатель накапливается в скелете (в мягких тканях содержится не более 1%). Выводится из организма крайне плохо, что ведет к постоянному накоплению дозы при хроническом поступлении стронция в организм. В отличие от естественных б-активных аналогов (урана, тория и др.) стронций является эффективным в-излучателем, что меняет спектр радиационного воздействия, в том числе и на гонады, эндокринные железы, красный костный мозг и головной мозг. Накапливаемые дозы (фон) колеблется в пределах (до 0,2 х 10-6 мкКи/г в костях при дозах порядка 4.5 х 10-2 мЗв/год) [ 1 ].
II. ИЗОТОПЫ 89Sr, 90Sr, 91Sr, 92Sr, ПОДПАДАЮЩИЕ ПОД ПРАВИЛА ТРАНСПОРТИРОВКИ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Действие правил МАГАТЭ, о которых речь пойдет ниже, распространяются на перевозку РВ с г- излучением и в-излучением. Под эти правила, как в-излучатели, подпадают и изотопы стронция:
1) удельной активностью больше74 Бк/г;
2) суммарной активностью превышающей в 10 раз МЗА, указанную для радионуклидов стронция:
89Sr 1+ 06 Бк 1 + 03 Бк/г;
90Sr 1+ 04 Бк 1 + 02 Бк/г;
91Sr 1+ 05 Бк 1 + 01 Бк/г;
92Sr 1+ 06 Бк 1 + 01 Бк/г.
При транспортировке, хранении и упаковке радиоактивные вещества подразделяют условно на три группы (вида):
- радиоактивные вещества, при распаде которых наряду с в - или б - испускается и г - излучение;
- радиоизотопные источники нейтронов или нейтронов и г - излучения;
- радиоактивные вещества, излучающие в - или б - частицы.
К числу наиболее часто перевозимых веществ, содержащих изотопы стронция и включаемых в перечни опасных, обычно относят:
- стронция арсенит № ООН 1691, класс опасности 6,1;
- стронция диоксид № ООН 1509, класс опасности 5,1;
- стронция нитрат № ООН 1507, класс опасности 5,1;
- стронция пероксид № ООН 1509, класс опасности 5,1;
- стронция перхлорат № ООН 1508, класс опасности 5,1;
- стронция сплавы пирофорик № ООН 1383, класс опасности 4,2;
- стронция фосфат № ООН 2013, класс опасности 4,3;
- стронция арсенит № ООН, класс опасности 6,1;
- стронция хлорат № ООН 1506, класс опасности 5,1.
III. ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОБЩИЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ТРАНСПОРТИРОВКИ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Транспортирование радиоактивных материалов (РМ) и изделий на их основе регламентируется общероссийскими и отраслевыми нормами и правилами, а также международными (межгосударственными) соглашениями.
Главной целью такой регламентации является предотвращение в максимально возможной мере несчастных случаев с людьми, повреждения имущества, транспортных средств и других грузов посредством установления норм безопасности, обеспечивающих приемлемый уровень контроля за радиационной и ядерной опасностью при перевозках РМ.
Изложенные в этих документах нормы и правила безопасности охватывают все операции и условия (в т.ч. и аварийные), связанные с транспортированием РМ, включая классификацию РМ, проектирование, изготовление, испытания и техническое обслуживание транспортных упаковочных контейнеров (ТУК), подготовку, отправку, обработку, перевозку, транзитное хранение упаковок и их приемку грузополучателем.
Вся нормативная документация по перевозкам РМ условно может быть разделена на три группы:
- нормативная документация, включенная в перечень Госатомнадзора Российской Федерации П-01-01-98 и являющаяся обязательной при осуществлении надзора за транспортированием РМ;
- отраслевые правила транспортных ведомств, осуществляющих перевозки РМ и
- международные соглашения и правила безопасной перевозки, имеющие на территории России рекомендательный характер.
Основным документом, устанавливающим требования к перевозкам РМ за рубежом, являются «Правила безопасной перевозки радиоактивных веществ МАГАТЭ» [ 3 ]. Эти правила впервые были изданы в 1961 г. и в них регулярно вносятся поправки и усовершенствования с учетом прогресса в радиологической защите и в развитии транспортных средств и методов. Последнее всеобъемлющее пересмотренное издание правил транспортировки было опубликовано в 1996 г.
В России в настоящее время, на основе этих правил МАГАТЕ, действуют правила безопасности при транспортировании радиоактивных веществ и ядерных материалов - ПБТРВ-93 и ОПБЗ-93.
Перевозка, перегрузка и выгрузка РМ являются видами работ с этими веществами и производятся в строгом соответствии с требованиями НРБ [15] и ОСПОРБ. В развитие этих норм и правил с учетом рекомендаций МАГАТЭ были введены в действие «Правила безопасности при транспортировании радиоактивных веществ» (ПБТРВ-73) и «Основные правила безопасности и физической защиты при перевозке ядерных материалов» (ОПБЗ-83), являясь обязательными для учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих отгрузку, перевозку, погрузочно-разгрузочные работы и хранение РМ или ядерных материалов (ЯМ) [2].
Действие указанных правил распространяются на перевозку РВ с г- излучением и в-излучением. Под эти правила, как в-излучатели, подпадают и изотопы стронция:
3) удельной активностью больше74 Бк/г;
4) суммарной активностью превышающей в 10 раз МЗА, указанную для радионуклидов стронция:
89Sr 1+ 06 Бк 1 + 03 Бк/г;
90Sr 1+ 04 Бк 1 + 02 Бк/г;
91Sr 1+ 05 Бк 1 + 01 Бк/г;
92Sr 1+ 06 Бк 1 + 01 Бк/г.
Транспортирование стронция активностью меньше, чем указано, производится в производственно-технической таре, исключающей распространение вещества в окружающую среду, при этом мощность эквивалентной дозы излучений на поверхности тары не должна превышать 3 мкЗв/ч. На внешней поверхности тары не должно быть радиоактивного поверхностного загрязнения, а на внутреннюю поверхность наносится знак радиационной опасности. При соблюдении перечисленных требований такие упаковки перевозятся всеми видами транспорта и почтовой связи и хранятся на общих складах как обычный груз.
Условия транспортирования ОЯТ по погрузке и разгрузке регламентированы ОПБЗ-83 и «Правилами безопасной перевозки отработанного ядерного топлива от атомных электростанций стран-членов СЭВ. Часть 1. Перевозка железнодорожным транспортом», 1978 г. Конструкция транспортных упаковочных комплектов для ОЯТ должна удовлетворять ГОСТ 20.39.30.77, а также разделам 2 и 3 ОПБЗ-83 «Требования безопасности к упаковочным комплектам» и «Испытания упаковочных комплектов».
Для обеспечения безопасности населения при транспортировании РВ и безопасных условий труда персонала при погрузочно-разгрузочных операциях, а также в период сопровождения груза биологическая защита ТУК должна быть такова, чтобы мощность эквивалентной дозы г-, n-излучений в любой точке внешней поверхности транспортного средства, загруженного РВ, которое помимо изотопов стронция, может включать также и другие изотопы, излучающие г-, n-потоки, как это имеет место в случае ОЯТ, не превышала 2 мЗв/ч, а на расстоянии 2 м от вертикальных (боковых и торцевых) поверхностей вагона-контейнера - 0,1 мЗв/ч.
IV. ТРАНСПОРТНЫЕ КАТЕГОРИИ РАДИАЦИОННЫХ УПАКОВОК
В зависимости от мощности эквивалентной дозы излучения на поверхности или на расстоянии 1 м от поверхности радиационные упаковки разделяют на транспортные категории табл. 4.1
Таблица 4.1
Категории упаковок
Этикетка транспортных категорий
Мощность дозы в любой точке наружной упаковки,
мЗв/ч (мбэр/ч)
Транспортный индекс
I
Белая с одной красной полосой
5 х 10-3 (0,5)
не учитывается
II
Желтая с двумя красными полосами
0,5 (50)
1
III
Желтая с тремя красными полосами
2,0 (200)
10
VI
Желтая с четырьмя полосами
10,0 (1000)
50
Поскольку безопасность перевозки РВ в значительной мере определяется качеством упаковочных комплектов, последние должны соответствовать следующим основным требованиям:
a) предотвращать распространение радиоактивных веществ в окружающую среду в условиях перевозки с возможными аварийными случаями;
b) ослаблять мощность дозы до уровня указанного в таблице 4.1.
V. ТРЕБОВАНИЯ К ИЗОТОПАМ СТРОНЦИЯ, ПЕРЕВОЗИМЫМ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА
Транспортировка источников излучения внутри помещений, на территории учреждений должна производится в контейнерах на специальных транспортных устройствах.
При перевозке РВ всеми видами транспорта необходимо:
1) помещать РВ в упаковки, обеспечивающие защиту лиц, постоянно занятых приемкой, разгрузкой, хранением, выдачей, погрузкой и транспортировкой упаковок и отдельных лиц из населения от облучения свыше ПД или свыше контрольных доз, установленных администрацией;
2) принимать необходимые меры для предотвращения загрязнения РВ упаковки, транспортных средств и перевозимых с этими веществами обычных грузов свыше ДУЗА, указанных в таблице 5.1
Таблица 5.1
Объект загрязнения
Вид загрязнения
снимаемое
(нефиксированное)
неснимаемое
(фиксированное)
б-активные радионуклиды
в-активные радионуклиды
б-активные радионуклиды
в-активные радионуклиды
Наружная поверхность охранной тары контейнера
не допускается
не допускается
не допускается
200
Наружная поверхность вагона-контейнера
не допускается
не допускается
не допускается
200
Внутренняя поверхность охранной тары контейнера
1,0
100
не допускается
2000


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.