На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Восстановление хозяйства в СССР как основное направление деятельности системы потребительской кооперации в послевоенное время. Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства страны. Новые формы работы системы потребительской кооперации.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 12.07.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2

Тенденции развития потребительской кооперации в послевоенные годы

В послевоенные годы основным направлением деятельности системы потребительской кооперации продолжало оставаться начатое в 1943 г. восстановление хозяйства, особенно материально-технической базы системы потребительской кооперации, разрушенной войной. Продолжая ориентацию на постановление от 21 августа 1943 г. "О восстановлении народного хозяйства страны в районах, освобождённых от немецко-фашистской оккупации", система потребительской кооперации была нацелена на организацию питания сельских жителей, выпуск товаров народного потребления, обеспечение товарами и услугами населения. На региональном уровне в соответствии с постановлением был намечен ряд мероприятий по улучшению работы потребительской кооперации: "добиваться организации кооперативных мастерских по ремонту обуви и одежды, предметов домашнего обихода... организация при сельпо... бригады по лову рыбы... немедленно приступить к организации небольших кирпично-черепичных предприятий и гончарного производства при колхозах, сельпо или промышленной кооперации".

По окончании войны был выработан пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства страны. "Основная хозяйственно-политическая задача пятилетнего плана СССР на 1946-1950 г. г. состоит в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах", - докладывал Вознесенский на I сессии Верховного Совета СССР 15 марта 1946 г. "В пятилетнем плане имеется ввиду предусмотреть полное восстановление народного хозяйства районов СССР, подвергшихся немецкой оккупации, послевоенную перестройку народного хозяйства и дальнейшее развитие всех районов СССР, в результате чего должен быть значительно превзойден довоенный уровень развития народного хозяйства СССР". В соответствии с решениями правительства предполагалось расширить производство предметов широкого потребления, увеличить товарооборот, при этом постепенно перейдя с карточной системы распределения к свободной торговле.

Окончание войны способствовало постановке новых задач в деятельности потребительской кооперации и освободило ее от некоторых, свойственных системе в военные годы - необходимости обеспечения нужд фронта, а вскоре и распределения среди населения нормированных товаров. Правительство поддерживало развитие производственной и торговой деятельности предприятий потребительской кооперации.9 ноября 1946 г. было принято постановление "О развитии кооперативной торговли в городах и посёлках продовольственными и промышленными товарами, и об увеличении производства продовольствия и товаров широкого потребления кооперативными предприятиями", в котором были определены основные направления по деятельности кооперации в послевоенные годы. "Центросоюз должен развернуть торговлю не только в сельских местностях, но также в городах и рабочих поселках как промышленными, так и продовольственными товарами широкого потребления. Потребительской кооперации следует широко организовать производственную деятельность, переработку сельскохозяйственных продуктов, организовать пошивочные, сапожные, ремонтные мастерские, парикмахерские и мастерские по производству товаров широкого потребления. Развернуть на основе цен, складывающихся на рынке, закупку излишков сельскохозяйственных продуктов в деревне после выполнения государственных обязательств и организовать ими торговлю в городе".

Меры, принятые правительством, дали свои результаты. В 1945 году по стране было открыто около 25 тыс. магазинов и торговых палаток; в 1946 г. - 40 тыс., в 1947 г. - более 60 тыс. К концу 1947 г. в стране насчитывалось 256 магазинов и 89,3 тыс. палаток. Количество предприятий общественного питания возросло с 73,4 тыс. на конец 1945 г. до 82,1 тыс. к концу 1947 г. В 1950г. товарооборот кооперативных организаций по Сталинградской области составил (сельская местность) 838,5 млн. руб. (в 1940 г. - 488,3 млн. руб). Доля кооперативных организаций в товарообороте - 70%, по г. Сталинграду главенствующую роль занимала государственная торговля, товарооборот городской кооперации составил 33,6 млн. руб., или 2%. К концу послевоенной пятилетки спросом начинают пользоваться непродовольственные товары (как видно из приведенных выше диаграмм, в военные годы востребованность продовольственных товаров была значительно выше непродовольственных). В Сталинградской области в 1950 г. продовольственные товары занимали 57,5%, непродовольственные - 41,8%. Не только товарооборот характеризовал состояние системы потребительской кооперации Сталинградской области после войны. К 1948 году была полностью восстановлена вся довоенная производственная мощность хлебопекарен, 1950 г. была восстановлена основная масса разрушенных производственных и торговых предприятий. Были, конечно, в работе и значительные трудности. Так, успешно начавшийся 1946 год - первый послевоенный - был отмечен необычайно сильной засухой, которая охватила значительную территорию европейской части страны (такого стихийного бедствия не было с конца XIX века). В связи с неурожаем намеченная на 1946 год отмена карточек была перенесена на 1947 год, в то же время произошло существенное сокращение контингента снабжаемого хлебом населения, преимущественно, за счет сельских жителей, а также сокращение фондов коммерческой торговли хлебом. Однако централизованная система распределения товарных ресурсов позволила обеспечить на определенном, хотя и весьма низком, уровне снабжение социально незащищенных категорий населения.

Некоторые из новых форм работы системы потребительской кооперации, освоенных в условиях военного времени, не потеряли своей актуальности и в последующие годы. На III Всесоюзном съезде потребительской кооперации (1948 г) были приняты решения о развитии торговли товарами широкого ассортимента, активного расширения собственного производства, расширения хлебопечения и общественного питания, заготовок и закупок сельхозпродуктов. На этом же съезде была определена цель работа сельских потребительских обществ - удовлетворение спроса тружеников села на товары, предметы и услуги.

В послевоенное время продолжала развиваться торговая, заготовительная, производственная деятельность потребительской кооперации. Меньшее распространение получила организация бытового обслуживания населения, снижается активность потребительских обществ в плане заготовки дикорастущих плодов и ягод, что было обусловлено меньшей востребованностью. Не находит дальнейшего развития организация подсобного хозяйства, лова рыбы - эти направления деятельности отходят, соответственно, совхозам и рыбхозам. В целом, потребительская кооперация, поддерживаемая государственными органами, довольно быстро наращивала обороты своей деятельности, достигнув наибольшего развития к концу 80-х гг. XX в. Торговая сеть на 1 января 1988 года была представлена 4449 магазинами, торговой площадью 250,8 тыс. м.; членов - пайщиков по Волгоградской области - 512,3 тыс. чел., что составляло 75% всего взрослого населения области. Довольно широко была развита продажа товаров, закупленных по договорным ценам, в магазинах "сельхозпродукты". Таких предприятий в области работало 379. Значительное развитие получило общественное питание. В 1988 году в области работало 512 предприятий общественного питания на 22223 места. Дальнейшее распространение получила организация заготовок. К 1 января 1989 г. в области работало 420 приемозаготовительных пунктов, 63 овощехранилища, емкостью 17,5 тыс. тонн, 2 фруктохранилища емкостью 1550 тонн. Система потребительской кооперации закупала мясо, птицу, кроликов, масло животное. (Функции по закупке скота и молока у населения были переданы хозяйствам агропрома). Производственная деятельность была представлена хлебопекарнями (на 1 января 1989 г. - 148 предприятий); колбасными цехами (41 цех); предприятиями по производству безалкогольных напитков (22) и консервными заводами (на 1 января 1989 г. по области их насчитывалось З). Развитие получило транспортное хозяйство потребительской кооперации (В 1988 г. - в системе насчитывалось 1971 автомобилей). Потребительская кооперация конца 80-х гг. имела довольно устойчивое положение, регулируемая государственными органами система обеспечивала четкую, хорошо налаженную работу отраслей деятельности. Уставный фонд системы потребительской кооперации Волгоградской области на 1 января 1989 г. определился в сумме 158,6 млн. руб., собственные оборотные средства составляли 95,4 млн. руб. Потребительская кооперация 70-80-х гг. являлась органичной частью агропромышленного комплекса, "принимала участие на всех стадиях воспроизводства его конечного продукта, но главным образом - в сфере обмена". Доводя товары непосредственно до потребителя, она служила связующим звеном между производством и потреблением. В 80-е годы доля потребительской кооперации в розничном товарообороте СССР составляла 27%, в обороте общественного питания - около 20%. Торговля играла доминирующую роль во всей деятельности потребительской кооперации. В структуре розничного товарооборота кооперативной торговли в конце 80-х годов наблюдалось изменение соотношения продовольственных и непродовольственных товаров в сторону увеличения доли последних, что говорит, в целом, о росте благосостояния сельского населения.

С переходом на рыночный путь развития система потребительской кооперации пережила глубокий кризис. Отсутствие законодательной базы, применимой к новым условиям и ряд других объективных и субъективных причин содействовали значительному сокращению объемов производственной и торговой деятельности, заготовительная же практически перестала существовать, не использовалась организация бытового обслуживания и другие отрасли деятельности. Либерализация цен и отсутствие системы индексации денежных средств обесценили собственные оборотные средства кооперативных организаций. Резко возросли налоговые платежи, цены и тарифы на электроэнергию, топливо, коммунальные услуги, транспорт. Эти объективные факторы привели к убыточности основных отраслей деятельности потребительской кооперации. К 1995 году кооперация осталась без собственных оборотных средств, к началу 1998 г. образовался их дефицит. Убыточными явились основные отрасли кооперативной деятельности - торговля, общественное питание. Заготовительная деятельность практически прекратила свое существование. Несколько лучшее положение в сфере производства, однако масштабы производственной деятельности недостаточны для того, чтобы оказать существенное влияние на экономические результаты всей системы.

Во второй половине 90-х гг. XX в. начинается процесс осмысления глубины кризиса экономики потребительской кооперации России и попытки реформирования в плане диверсификации деятельности организаций потребительской кооперации с целью повышения их конкурентоспособности, стабилизации финансового состояния и выхода из кризиса. Согласимся с мнением И.Д. Барчука, утверждающим, что "диверсификационным развитием в новых направлениях деятельности является сохранение кооперативных принципов и ценностей, но при этом развитие коммерческого предпринимательства как основу финансовой стабилизации". В то же время нельзя не учитывать основные направления развития, указанные В.В. Кашириным, в числе которых: открытие кооперативного банка, содействие правительства в процессе формирования кооперацией своей собственности, участие первичных кооперативов в распределении общей кооперативной прибыли, выплате налогов, создании общественных фондов и др. В то же время нельзя согласиться с выводом исследователя о необходимости "минимизации количества членов кооператива", ведь известно, что кооператив - организация массовая, существующая, преимущественно, за счет средств пайщиков и для удовлетворения их потребностей.

Современное состояние потребительской кооперации Волгоградской области представлено следующими цифрами: в 2000 году в системе облпотребсоюза числилось 88 сельских и районных потребительских обществ, членами состояло 250 тыс. пайщиков. Система потребительской кооперации обслуживала 500 тыс. жителей, или 20% населения области, работало 1553 магазина, торговой площадью 142 тыс. м, 82 предприятия общественного питания на 3973 посадочных места, 68 хлебозаводов и пекарен мощностью 235 тонн в сутки, 26 цехов по производству колбасных изделий мощностью 20 тонн за смену, 13 цехов по производству безалкогольных напитков, 26 овощекартофелехранилищ емкостью 6,5 тыс. тонн, 4 фруктохранилища на 250 тонн, 6 квасильно-засолочных пунктов емкостью 640 тонн. Как видим, за 10 лет в системе потребительской кооперации Волгоградской области осталось лишь 35% от общего числа магазинов, 16% предприятий общественного питания, 41% овощекартофелехранилищ, 50% производственных предприятий; информация о приемозаготовительных пунктах не представлена, а ведь в 1989 году их в области работало 420. В настоящее время как руководящий орган системы потребительской кооперации - Центросоюз, так и правительство России понимают необходимость развития потребительской кооперации как системы, способной предоставить социальную защиту своим членам в условиях нестабильных рыночных отношений, ведь потребительская кооперация остается основной торгующей организацией в сельской местности. "Интерес государства к сотрудничеству обусловлен тем, что оно признает важную роль, которую сыграла и играет сейчас потребительская кооперация в решении социально-экономических задач российского общества, особенно в сельской местности". При этом необходимо обратиться к опыту деятельности потребительской кооперации в наиболее сложные этапы жизни и деятельности страны. Широко пропагандируемое в настоящее время выполнение кооперацией социальной миссии, а не увеличения экономических показателей традиционно было доминирующим в ее деятельности. В этом отношении показателен опыт ведения кооперативного хозяйства в годы Великой Отечественной войны.

Современные направления развития кооперации видятся большинству ученых, как и практических работников (Ермакова В.Ф., Барчука И.Д., Ващенко А.Н. и др.) в диверсификации направлений деятельности, и, в то же время, объединения всех направлений в едином центре. Обращает на себя внимание, что предложенный в программе развития "магазин - центр кооперативного участка" предполагает развитие всех тех различных форм деятельности, которые получили свое развитие в годы войны. Это и развитие различных форм надомничества (выпечка хлеба в крестьянских печах, сушка фруктов), развитие заготовительной деятельности по всем возможным формам и направлениям (например, сбор и заготовка грибов и лекарственных растений), восстановление забыт и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.