На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Американские и советские летчики-перегонщики. История создания трассы Аляска-Сибирь. Ленд-лиз - долг и аренда. Соглашение между США и СССР о принципах взаимопомощи в ведении войны. Первая Красноярская авиационная дивизия. Пятый перегоночный авиаполк.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 17.05.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


35
Содержание
I. Введение
II. Забытая трасса
1. История создания Алсиба
2. Помощь по ленд-лизу
3. Выбор трассы
4. Трасса Аляска-Сибирь
5. Пятый перегонночный полк
6. Тайна аэрокобры
III. Заключение
Введение

Самое тяжелое время для всей земной цивилизации в 20-м веке безусловно было с 1939 по 1945 год - Вторая Мировая война. Осталось множество эпизодов, событий, исторических фактов, имен и подвигов, о которых еще до сих пор никто не знает. Никто и в будущем не будет знать, если об этом сейчас нам не расскажут еще живые участники тех событий. Возьмем эпопею поставок и перегонок американских самолетов по трассе "Аляска - Сибирь" из Фербенкса через Аляску, Чукотку, Якутию, Восточную Сибирь в Красноярск по "ленд-лизу" с 1941 по 1945 годы. Эта тема была абсолютно засекречена по политическим соображениям в Советском Союзе до 1992 года и, кроме оставшихся еще живых участников перегонки, об этом никто не знал.
Поистине неоценимой для нас явилась помощь США в виде ленд-лиза - передачи взаймы военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья и продовольствия. Всего СССР получил материальных ресурсов на сумму 9,8 миллиардов долларов. Эти поставки, безусловно сыграли важную роль в разгроме общего врага.
Нас удивляет и возмущает, что тоталитарный режим проявил явную неблагодарность за оказанную нашей стране помощь. Мало того, создавалось искусственно негативное общественное мнение к ленд-лизу и все исторические материалы с ним связанные строго засекречивались, а участники и работники перегонки ставились властями вне закона... Однако времена меняются и настало время рассказать историческую правду о великом единении великих держав устами живых свидетелей и участников героической эпопеи.
Американские и советские летчики-перегонщики огибали в полете более половины земного шара. Их героизм, а так же титанический труд всех наземных специалистов с той и другой сторон, обеспечивших эти перелеты, беспримерный подвиг всех этих людей в период второй мировой войны с 1941 по 1945 годы не должны быть преданы забвению.
Официально переговоры по ленд-лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Рузвельт направил в Москву своего представителя А. Гарримана. 1 октября 1941 г. А. Гарриман подписал первый протокол о поставках в СССР на сумму 1 млрд. долларов на срок девять месяцев, но лишь 7 ноября 1941 года Президент США Рузвельт подписал документ о распространении ленд-лиза на СССР.
Трассе "Аляска-Сибирь" уже 60 лет. Между тем огромное количество фактов и событий ещё покрыты мраком неизвестности и грифом <секретно> на некоторых документах. Множество летчиков разбившихся по пути следования до сих пор не найдены и числятся в списках пропавших без вести, а некоторые не признаны государством вообще. Несмотря на это, у нас еще есть люди, которым небезразлична история своей страны, и которые знают и помнят, что в истории было такое событие, как открытие трассы "Аляска-Сибирь". Эти люди устраивают встречи ветеранов, по крупицам собирают исторические факты и свидетельства очевидцев, занимаются поиском и восстановлением самолетов того периода. Хочется надеется, что в будущем таких людей (особенно молодежи) станет гораздо больше.
В истории второй мировой войны остается множество эпизодов, событий, исторических фактов, имен и подвигов, о которых еще до сих пор, несмотря на давний срок, мало кто знает. Среди них находится эпопея поставок и перегонок американских самолетов по трассе Аляска - Сибирь из Фэрбенкса через Аляску, Чукотку, Якутию, Восточную Сибирь в Красноярск по ленд-лизу с 1942 по 1945 год. Эта тема была засекречена по политическим соображениям до 1994 года, да и сейчас множество документов по этой теме все ещё пылятся на полках архивов под грифом секретно.
Красноярская воздушная трасса строилась и действовала в обстановке строжайшей секретности. Но и после войны почти полвека и сама трасса, история которой полна героических и трагических страниц, и ее мужественные летчики пребывали в незаслуженной безвестности. Главная причина - великое противостояние двух сверхдержав: СССР и США. В эпоху "холодной войны", в которую ввергли свои народы политики обеих стран, бывшие союзники по антигитлеровской коалиции превращались в вероятных противников. А раз так, всячески замалчивались или искажались история боевого содружества, размеры и значимость военной и экономической помощи Соединенных Штатов Советскому Союзу.
Ленд-лиз - это долг и аренда. То есть закон о передаче вооружений в аренду или взаймы, принятый, несмотря на сильное противодействие влиятельных сил в конгрессе, по инициативе президента США Франклина Делано Рузвельта. В такой форме Соединенные Штаты Америки помогали своим союзникам по антигитлеровской коалиции во второй мировой войне.
АЛСИБ был одним из мостов над этой пропастью.
Но ледяные ветры "холодной войны" порвали и живую нить АЛСИБа.
К чему привели эпоха конфронтации и политика ядерной дипломатии, можно судить по уровню жизни, достигнутому за послевоенные десятилетия по обе стороны Берингова пролива. Напомню в общем-то невеселый анекдот на эту тему:
Российский чукча кричит со своего берега Берингова пролива американскому эскимосу: "Нищие!" - "Почему?" - недоумевает тот. - "Аляску купить деньги нашли, а на Чукотку не хватило!"
АЛСИБ являл собой хороший пример сотрудничества двух великих народов в общей борьбе с фашизмом. Сейчас, когда, по образному выражению американских индейцев, топор "холодной войны" зарыт в землю, а приоритетами общественного развития стали не идеологические догмы и классовые постулаты, а общечеловеческие ценности, взаимовыгодное сотрудничество России и США не только возможно, но и необходимо. Вот, например, похоже, сделаны первые шаги в осуществлении грандиозного международного проекта XXI века - строительства железной дороги Аляска - Сибирь с тоннелем под Беринговым проливом: проведены первые изыскательские работы.
Заняться данной темой меня подтолкнуло не только налаживание отношений между Россией и США, но и то факт, что в Железногорске прошла весть о том, что у нас под боком лежат останки американских самолетов, потерпевших здесь крушение во время войны, до сих пор повергает в глубокое недоумение. Откуда, куда и для чего в глубоком тылу летали истребители, бомбардировщики, торпедоносцы.
В 1998 году на границе Усть-Кутского и Нижнеилимского районов, в верховьях реки Гандюха, охотники наткнулись на обломки самолета: крылья, пропеллер, приборная доска, бортовые пулеметы…Все было разметано на площади около 150 квадратных метров. Похоже, что самолет взорвался еще в воздухе. К месту трагических событий организовали несколько поисковых экспедиций. По хорошо сохранившимся надписям и номерам на осколках металла определили их принадлежность трехместному бомбардировщику А-20 «Бостон». Это значило, что самолет лежал здесь с военной поры. Позднее были найдены останки летчиков Ивана Заломина и Ивана Максимова, а на месте гибели установлен памятный крест с мемориальной надписью. В данной экспедиции принимал участие и мой отец Стройкин В.Ф. Эта экспедиция передала часть фрагментов самолёта и авиационный пулемёт на хранение в краеведческий музей.
Позже я узнал, что охотники нашли еще один американский самолёт в районе поселка Янгель. Планируется организовать экспедицию для поиска этого самолёта. И я надеюсь, что и мне удастся побывать на месте катастрофы данного самолёта.
I. Забытая трасса

1. История создания трассы

Ровно через два дня после нападения фашистской Германии на Советский Союз, 24 июня 1941 года, президент США Ф. Рузвельт высказался за поддержку СССР, как морально, так и материально. Уже 29 июня нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов телеграммой дает поручение послу СССР в Соединенных Штатах К.А. Уманскому: "Вам следует теперь пойти к Рузвельту или Уэллесу и поставить перед ним вопрос о возможности оказания Советскому Союзу помощи следующими поставками: 1) самолеты-истребители одномоторные - 3 тысячи; 2) самолеты-бомбардировщики - 3 тысячи...". Через три дня Уманский в обстоятельной телеграмме на имя Сталина излагал содержание беседы с президентом США, состоявшейся 1 августа 1941: "Рузвельт... сообщил, что нам предоставляются 200 истребителей Р-40... Обещал выяснить и протолкнуть вопрос о доставке самолетов. Он подчеркнул, что на основании опыта американских и английских летчиков, Р-40 не любит плохих аэродромов, имеет тенденцию капотировать, поэтому важно знать, имеются ли посадочные возможности по восточносибирскому маршруту, предупредив, что истребитель должен совершать перегоны не более чем 600-700 км".
И тут открывается довольно интересное обстоятельство, подтверждаемое и другими документами, - инициатива о перегонке самолетов через Аляску и Сибирь принадлежала вовсе не СССР, а американской стороне.
Ускорил события Перл-Харбор, когда японцы 7 декабря 1941 года вдрызг разнесли эту американскую военно-морскую базу на Гавайях. Соединенные Штаты Америки объявили войну Японии и вступили в войну с ее союзником Германией. Конгресс принял закон о лед-лизе. И 11 июня 1942 года в Вашингтоне новый посол Советского Союза в Соединенных Штатах Максим Максимович Литвинов*** (одновременно замнаркоминдел ****) и государственный секретарь США Корделл Хэлл подписали "Соглашение между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии" (соглашение о ленд-лизе). .
БОЛЬШОЙ ДОГОВОР О ЛЕНД-ЛИЗЕ С РОССИЕЙ
Соглашение между Соединенными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик о принципах взаимопомощи в ведении войны против агрессоров.
Принимая во внимание, что правительства Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик провозглашают, что они осуществляют сотрудничество вместе со всеми народами, разделяющими их стремления, с целью создания основ справедливого и прочного мира во всем мире, обеспечивающего законность и порядок для них самих и для всех народов;
Принимая во внимание, что правительства Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик, подписав декларацию Объединенных Наций 1 января 1942 г., признали общие цели и принципы совместной декларации, известной как Атлантическая хартия, принятой 14 августа 1941 г. президентом Соединенных Штатов Америки и премьер-министром Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, принципы, которые были приняты правительством Союза Советских Социалистических Республик 24 сентября 1941 г.;
Принимая во внимание, что, в соответствии с Законом от 11 марта 1941 г., президент Соединенных Штатов Америки провозгласил оборону Союза Советских Социалистических Республик от агрессии жизненно важной для безопасности Соединенных Штатов Америки;
Принимая во внимание, что Соединенные Штаты Америки оказывали и продолжают оказывать Союзу Советских Социалистических Республик помощь в отражении агрессии;
Принимая во внимание, что признано целесообразным, чтобы вопрос об окончательных условиях и сроках, в пределах которых правительство Союза Советских Социалистических Республик получает указанную помощь, а также о благах, которые Соединенные Штаты Америки получают взамен, был отсрочен до выяснения (полного) объема военной помощи и до того времени, когда развитие событий определит указанные окончательные условия и сроки, а также характер указанных благ, во взаимных интересах Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик, а также в интересах установления и сохранения мира во всем мире;
Принимая во внимание обоюдное желание правительств Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик заключить предварительный договор о предоставлении военной помощи и относительно определенных положений, которые следует принять в расчет при определении вышеуказанных сроков и условий, с тем чтобы такой был согласован во всех аспектах, и все законные требования, условия и формальности, которые может потребоваться выполнить и осуществить до подписания этого договора в Соединенных Штатах Америки либо в Союзе Советских Социалистических Республик, были бы должным образом выполнены и осуществлены;
Мы, нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные соответствующими правительствами, договорились о нижеследующем.
Статья I
Правительство Соединенных Штатов Америки обязуется продолжать предоставлять правительству Союза Советских Социалистических Республик такого рода оборонные материалы, оборонные услуги и оборонную информацию, предоставить которые сочтет необходимым президент Соединенных Штатов Америки.
Статья II
Правительство Союза Советских Социалистических Республик обязуется продолжать вносить свой вклад в укрепление обороны Соединенных Штатов Америки, предоставляя для этого материалы, услуги и информацию в зависимости от своих возможностей.
Статья III
Правительство Союза Советских Социалистических Республик обязуется без согласия президента Соединенных Штатов Америки не предоставлять права на распоряжение или в собственность какие-либо оборонные материалы или оборонную информацию, полученные на основании Закона, принятого Конгрессом Соединенных Штатов Америки 11 марта 1941 г., и не допускать их использования никем, кроме военных или гражданских служащих или агентов правительства Союза Советских Социалистических Республик.
Статья IV
Если, в результате передачи правительству Союза Советских Социалистических Республик каких-либо оборонных материалов или оборонной информации, возникнет необходимость произвести операции по оплате, с тем, чтобы полностью защитить права гражданина Соединенных Штатов Америки, обладающего преимущественными правами на таковые оборонные материалы или информацию, то правительство Союза Советских Социалистических Республик обязуется произвести такие операции, если это сочтет необходимым президент Соединенных Штатов Америки.
Статья V
Правительство Союза Советских Социалистических Республик обязуется возвратить Соединенным Штатам Америки по окончании чрезвычайных нынешних обстоятельств, согласно решению президента Соединенных Штатов Америки, те оборонные материалы, полученные согласно настоящему договору, которые не были разрушены, утрачены или полностью использованы и которые президент сочтет полезными для обороны Соединенных Штатов Америки или Западного полушария или могущими иным способом принести пользу Соединенным Штатам Америки.
Статья VI
При окончательном определении тех благ, которые правительство Союза Советских Социалистических Республик должно предоставить Соединенным Штатам Америки, следует полностью учесть всю собственность, помощь, услуги или иные блага или иные виды возмещения (considerations), предоставленные правительством Союза Советских Социалистических Республик после 11 марта 1941 г. и приняты или признаны (таковыми) президентом от имени Соединенных Штатов Америки.
Статья VII
При окончательном определении благ, которые правительство Союза Советских Социалистических Республик предоставит Соединенным Штатам Америки в обмен на помощь, полученную по Закону от 11 марта 1941 г., соответствующие сроки и условия должны быть такими, чтобы не стать препятствием в торговле между двумя странами, но должны способствовать взаимовыгодным экономическим взаимоотношениям между ними и улучшению экономических взаимоотношений во всем мире. С этой целью должны быть выработаны совместные действия Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик, открытые для участия всех других стран, разделяющих эти стремления, и направленные на расширение, с помощью соответствующих международных и внутренних мер, производства, использования, обмена и потребления товаров, представляющих собой материальную основу свободы и благосостояния всех народов, на уничтожение всех форм дискриминации в международной торговле, на снижение тарифов и уменьшение иных торговых барьеров, и в целом -- на достижение всех экономических целей, сформулированных в Совместной декларации президента Соединенных Штатов Америки и премьер-министра Великобритании от 14 августа 1941 г., основные принципы которой были приняты правительством Союза Советских Социалистических Республик 24 сентября 1941 года.
Сразу же, когда это будет удобно, должны быть начаты переговоры между нашими двумя правительствами, с тем, чтобы определить, в свете господствующих экономических условий, наилучшие средства для достижения вышеуказанных целей, как с помощью их собственных согласованных действий, так и стараясь привлечь к сотрудничеству другие правительства, разделяющие эти стремления.
Статья VIII
Данный договор вступает в силу с настоящей даты. Он будет оставаться в силе до даты, которая должна быть согласована обоими правительствами.
Подписано и скреплено печатями в Вашингтоне, в 2-х экземплярах, сего одиннадцатого дня июня 1942 г.
За правительство Соединенных Штатов Америки Корделл Холл, Секретарь Госдепартамента Соединенных Штатов Америки
За правительство Союза Советских Социалистических Республик Максим Литвинов, Посол Союза Советских Социалистических Республик в Вашингтоне. Народное хозяйство в СССР в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г. , страница 66
2. Помощь по ленд-лизу

Поистине неоценимой для нас явилась помощь США в виде ленд-лиза - передачи взаймы военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья и продовольствия. Всего СССР получил материальных ресурсов на сумму 9,8 миллиардов долларов. Эти поставки, безусловно сыграли важную роль в разгроме общего врага.
Производство самолетов в 1943 году по сравнению с 1942 увеличилось на 38%, боеприпасов то 35 до 90%. Был налажен выпуске новых истребителей ЛА - 5, Як - 9 и Як - 7, штурмовиков Ил - 2 и бомбардировщиков Ил - 42. В 1943 году выпуск этих машин составлял бомбардировщиков: Ил-2М (36 136 шт.), Ил-10 (1050 шт.); истребителей: Ла-5 ФН (1000шт.), Як-3 (4 848 шт.), Як-9П (16 769 шт.), Як - 7б (6339 шт.).
Итого в действующей армии к 1943 году находилось: 103 тыс. орудий и минометов, 9918 танков и САУ.
На 1 января 1943 года в Красной Армии было всего 22,2 тыс. самолетов из них:
бомбардировщики
штурмовики
истребители
5,3 тыс.
5 тыс.
11,9 тыс.
В течение 1943 года на вооружение поступило:
5,1 тыс.
11 тыс.
17 тыс.
Всего: 33,1 тыс. самолетов
Боевые потери машин за 1943 год составили:
1,7 тыс.
3,9 тыс.
5,7 тыс.
Всего за 1943 год потеряно 11,2 тыс. самолетов, что составляет 33,9%
Тем не менее, промышленность не могла полностью обеспечить армию техникой в том числе самолетами.
Поистине неоценимой для нас явилась помощь США в виде ленд-лиза - передачи взаймы военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья и продовольствия. Всего СССР получил материальных ресурсов на сумму 9,8 миллиардов долларов. Эти поставки, безусловно сыграли важную роль в разгроме общего врага.
Основной поток поставок боевой техники из США, Англии и Канады пришелся на 1943 - 44 г.
Объем поставок по договору ленд - лиза в определенной степени зависел от успеха боевых действий Красной армии на фронтах. Подготовка к одному из основных сражений этого периода - Курской дуге (5 июля - 23 августа 1943 года) - обусловила рост поставок в первой половине этого года.
Так, например, по данным отчетов о работе воздушной трассы Аляска - Сибирь, за 7 месяцев 1942 - 1943 года (с сентября по апрель) в Красноярский аэропорт было сдано 338 самолетов; из них: Доклад о работе воздушной трассы ВВС КА с начала организации по первую половину 1943 года. (РГАЭ Ф.9527 Оп.5 Д.185 Л. 59)
Тип самолета
Количество
Бомбардировщиков Б-25
37шт.
Бомбардировщиков А-20
105 шт.
Истребителей Р - 40
38 шт.
Истребителей Р - 39
158 шт.
И только за август 1943 года в Красноярск доставили 210 машин; из них: Боевой и численный состав вооруженных сил СССР в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годы. (статистический сборник №7). 1 июня 1943.
Тип самолета
Количество
Истребителей Р- 39
103 шт.
Бомбардировщик А - 20
84 шт
Бомбардировщиков - Б - 25
7 шт.
Транспортных - Си - 47
16 шт.
Так, из числа всех импортных истребителей - 3395 самолетов, находившихся на 1 мая 1945г. в наших ВВС (без ПВО), на фронте было 934 самолета, то есть 27,5%, а по отношению ко всем истребителям фронтовой авиации - 12,8%; импортных бомбардировщиков соответственно 1461 и 943 самолета, что составляет 64,5%, а по отношению к количеству бомбардировщиков фронтовой авиации (без ночных бомбардировщиков По-2 и старых типов) - 23,2%. А в тылу:
- из числа всех импортных истребителей было 69,6%, а по отношению ко всем истребителям, находившимся в тылу - 26,1%;
- из числа всех импортных бомбардировщиков было 27,7%, а по отношению ко всем импортным бомбардировщикам, находившимся в тылу (без наших старых типов) - 14,5%.
Таким образом, относительное количество импортных бомбардировщиков на фронте (23,2%) больше относительного количества импортных истребителей (12,8%) в 1,8 раза. В тылу же, естественно, наоборот: импортных истребителей (26,1%) больше импортных бомбардировщиков (14,5%) в 1,8 раза.
Эти данные еще раз подтверждают отмеченную нами ранее оценку командованием советских ВВС импортным самолетам.
Поставки самолетов по ленд-лизу в СССР в 1941-1945 годах приведены в аналитических исследованиях, составленным на базе архивов Главного штаба ВВС РФ Игорем Петровичем Лебедевым, бывшим с октября 1943 года по октябрь 1945 года военным представителем правительственной закупочной комиссии СССР в США.
На базе архивных материалов Лебедевым И.П. был проведен сравнительный анализ поставок в СССР по ленд-лизу фронтовых, боевых самолетов с количеством аналогичных машин, изготовленных советской авиационной промышленностью.
Типы самолетов
Поставлено в 1941-1945 гг.
Истребители: Р-40 "Томагаук" ("Tomahawk") Р-40 "Китихаук" ("Kittyhawk") Р-39 "Аэрокобра" ("Airacobra") Р-63 "Кингкобра" ("Kingcobra") Р-47 "Тандерболт" ("Thunderbolt")
247 1887 4952 2400 195
Итого истребителей :
9681
Бомбардировщики: А-20 "Бостон" ("Boston") В-25 "Митчелл" ("Mitchell")
2771 861
Итого бомбардировщиков:
3632
Прочие типы самолетов:
813
Всего самолетов из США:
14126
Истребители из Великобритании: "Спитфайер" ("Spitfire") "Харрикейн" ("Hurricane")
4171
Всего поставлено по ленд-лизу
18297
Кроме того, для обеспечения боевой работы самолетов по ленд-лизу поставлялись авиационные двигатели (более 15 тысяч), вооружение, боеприпасы, авиационное горючее, запасные части к самолетам и другой технике и прочее авиационно-техническое имущество, без которого невозможна была бы нормальная эксплуатация всех поступавших по ленд-лизу средств. Перечень основных авиационных заводов США, с которых поступали самолеты в СССР по ленд-лизу: Р-39 и Р-63 - фирма “Белл” (Буффало), Р-40 - фирма “Куртисс” (Нью-Йорк), Р-47 - фирма “Рипаблик” (Лонг Айленд, вблизи Нью-Йорка), А-20 - фирма “Дуглас” (Санта-Моника - Лос-Анджелес - Талса - Оклахома-Сити), Б-25 - фирма “Норт Америкен” (Канзас-Сити), летающая лодка-амфибия “Каталина” - фирма “Консолидейтед” (Элизабет-Сити - Новый Орлеан), С-47 “Дуглас” - фирма “Дуглас” (Санта-Моника - Талса - Оклахома-Сити), С-46 “Куртисс” - фирма “Куртисс” (Нью-Йорк). На базе архивных материалов Лебедевым И.П. был проведен анализ-сравнение поставок в СССР по ленд-лизу фронтовых боевых самолетов с количеством аналогичных машин, изготовленных советской авиационной промышленностью.
Типы самолетов
Изготовлено в СССР
Поставки по ленд-лизу из США
Истребители
59602
9681
Бомбардировщики
17877
3632
Итого
77479
13313
Данные показывают, поставки по ленд-лизу составляли: по фронтовым истребителям 16% от произведенных советской авиационной промышленностью, по фронтовым бомбардировщикам 20% от произведенных в СССР. Если же произвести подсчет по фронтовым, боевым самолетам с учетом 4171 истребителя, полученных из Великобритании, то 17484 самолета, поступившие по ленд-лизу, от 77479 фронтовых истребителей и бомбардировщиков, изготовленных советской промышленностью, составят 23%.
Таким образом, почти КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ истребитель и бомбардировщик, поступившие в годы Великой Отечественной войны в действующий состав ВВС СССР, были англо-американского производства.
Некоторые выводы
Наша страна по уровню экономического и научно-технического развития накануне войны еще отставала от Германии.
Это потребовало от нашей промышленности, по сравнению с промышленностью Германии, больших дополнительных затрат сил, средств и времени на научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки, постройку опытных образцов боевых самолетов нового типа, их испытания и доводку, а также перестройку производства на авиазаводах, подготовку кадров и освоение выпуска этих самолетов, переучивание личного состава частей ВВС и т.д.
А если учесть и то, что в период войны количество самолетов истребительной авиации советских ВВС значительно превосходило количество истребителей люфтваффе, о чем мы говорили ранее, то наши дополнительные затраты сил и материальных средств еще больше возрастут. (Помимо самолетов, моторов, вооружения, оборудования были нужны дополнительные аэродромы, ремонтные предприятия, различные склады, подъездные пути, производство и транспортировка боеприпасов, топ-ливно-смазочных материалов, запасных моторов, воздушных винтов и других агрегатов, обучение и содержание большего числа личного состава ВВС и т.д.).
Эти потери с колоссальными материальными и людскими потерями, вызванные войной, экономика Советского Союза выдержала. Советский народ победил.
О первопричине победы хорошо сказал Г.К. Жуков в книге "Воспоминания и размышления": "Развитая индустрия, колхозный строй, всеобщая грамотность, единство и сплоченность наций, материально-духовная система социалистического государства, высочайший патриотизм народа, руководство ленинской партии, готовой слить воедино фронт и тыл, - это была могучая основа обороноспособности гигантской страны, первопричиной той грандиозной победы, которую мы одержали в борьбе с фашизмом".
Боевой и численный состав вооруженных сил СССР в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годы. (статистический сборник №7). 1 июня 1943.
3. Выбор трассы

Самолеты прибывали в СССР по трем основным маршрутам: через Мурманск и Архангельск (с сентября 1941 г. по июнь 1945 г.), через Ирак-Иран-Азербайджан (с января 1942 г. по февраль 1945 г., отдельные машины - до июля 1945 г.) и по Красноярской трассе (ALSIB) через Аляску и Сибирь (с сентября 1942 г. по сентябрь 1945 г.). Последний вариант являлся наиболее массовым.
Но еще раньше огромная боевая активность немецких кораблей, подводных лодок и самолетов-амфибий, базировавшихся в Северной Норвегии, заставляла американцев и англичан задерживать транспортные конвои с грузами для СССР через Северную Атлантику в Архангельский и Мурманский порты и еще больше настаивать на восточносибирском авиационном маршруте, который, по их мнению, был безопаснее и быстрее. Из телеграммы М.М. Литвинова - В.М. Молотову от 14 апреля 1942 года: "...Ваш приезд нужен Рузвельту, чтобы укрепить его внутри страны... Он (Рузвельт) поставит опять все те же вопросы, на которые он через меня не получил ответа, как, например, о посылке нам бомбардировщиков через Камчатку, установление воздушной линии через Аляску - Камчатку..."
Другой маршрут авиалинии между США и СССР мог бы проходить через Аляску и Сибирь. Почему бы не организовать функционирование обеих линий.
Сталин спрашивает, думали ли американцы об организации авиалинии по маршруту Канада - Исландия - Англия - Мурманск? ... было бы хорошо подумать об этом маршруте. Путь через Сибирь очень долгий. Путь через Басру короче. Погода на пути через Сибирь, начиная от Хабаровска и до Москвы, подвержена сильным переменам, вследствие чего в доставке грузов самолетами возникают задержки до двух недель... Путь через Сибирь только кажется ближним. Нам надо помочь в европейской части СССР.
Стендли отвечает, что он уверен, что маршрут через Канаду - Гренландию и Исландию рассматривался в США, но его сочли, вероятно, малоосуществимым из-за плохой погоды в Атлантике. Американские эксперты тщательно рассмотрели возможности организации авиалинии по маршруту Аляска - Сибирь в связи с поставками военных самолетов в СССР. В США подготовлены воздушные линии до Нома в Аляске, и если бы подобный аэродром был бы предоставлен в Сибири, то бомбардировщики можно было бы поставлять прямо на германский фронт по этой линии... Советские летчики могли бы пилотировать американские самолеты из Нома или Фербен и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.