На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Порядок реализации и назначение пропаганды безопасности жизнедеятельности, ее содержание и направления деятельности. Разновидности пропаганды, их особенности и оценка эффективности. Современные технологии информирования, используемые сегодня в России.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Охрана труда. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


34
Введение

21 декабря 1994 года был принят закон, подписанный Президентом Российской Федерации Борисом Николаевичем Ельциным «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий,
Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. Для России, территория которой расположена в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик. Не случайно, именно в нашей стране практически впервые в мировой практике, была сформирована специальная структура - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу, бессменно возглавляющий «чрезвычайную» службу России с 1990 г.
Этот закон призвал Министерство образования нашей страны ввести на все ступени отечественного образования дисциплину «Безопасность жизнедеятельности», что повлекло за собой проблему подготовки кадров, обеспечивающих реализацию задач новой образовательной области.
Специалист по безопасности, выпускающийся на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности Волгоградского Государственного Педагогического Университета, призван вносить свой вклад в нелегкое дело обеспечения и сохранения безопасности личности, общества, государства.
Все знают телефон «01» - единый номером службы спасения на территории РФ. Всем известны такие номера телефонов, как «02», «03». А есть еще специалисты горгаза, водоканала, электросетей, теплосетей и т.д. Есть работники дорожной службы. И у них тоже свои номера телефонов. Человеку, попавшему в беду, порой трудно сообразить, какая именно пара цифр может стать для него спасительной. Пока собирается с мыслями - уходит время, которого, как известно, в чрезвычайных обстоятельствах в избытке не бывает. И знаний тоже мало….
1. Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности
Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности направлена на распространение информации, идей, художественных ценностей, данных о последних достижениях науки и техники в указанной области в целях формирования эмоциональных состояний, знаний и представлений. Через данные факторы оказывается влияние на жизненную позицию людей, социальных групп, общества, их поведение в различных ситуациях.
Различают устную, печатную, наглядную пропаганду, пропаганду через средства массовой информации и др.
Устная пропаганда проводится главным образом в форме публичных выступлений лекторов и пропагандистов по тематике безопасности жизнедеятельности перед различными группами населения с использованием таких форм, как лекции, семинары, конференции, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, викторины, научные консультации, встречи со специалистами.
Печатная пропаганда осуществляется путем публикации в периодических и других изданиях выступлений руководства МЧС России, авторитетных специалистов в области безопасности жизнедеятельности, ученых, представителей общественных организаций, а также издания пособий, брошюр, памяток по правилам поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Наглядная пропаганда находит свое выражение в организации стационарных и передвижных выставок, оборудовании комнат, классов, музеев, уголков, стендов с фотографиями спасателей, пожарных и т.п.
Существенное значение в пропаганде безопасности жизнедеятельности имеют культурно - просветительские учреждения (театры, музеи, выставки), деятельность которых направлена на освещении будней и героических свершений пожарных, спасателей, летчиков авиации МЧС России и др., средства массовой информации (печатные, теле и радиовещания) и в особенности современные информационно - коммуникационные технологии (через сайты и порталы, виртуальные семинары, обсуждения, переписку по электронной почте со специалистами).
2. Современные технологии информирования
Формирование культуры осуществляется в процессе обучения и воспитания, морально - психологической подготовки, пропаганды знаний, оперативного информирования. При этом применяются как традиционные способы, так и современные информационно - телекоммуникационные технологии.
Традиционные способы предусматривают прямое педагогическое воздействие на обучаемых или опосредованное воздействие с использованием учебно-наглядных пособий, технических средств обучения. Данные технологии достаточно отработаны на практике, однако, как показывает опыт, не вполне действенны в современных условиях.
Значительно большая эффективность (с точки зрения формирования культуры) у современных информационно - телекоммуникационных технологий. Программно - аппаратной базой их реализации являются компьютерные системы, локальные и глобальные компьютерные сети, технические средства массовой информации, телекоммуникаций, отображения видеоинформации и др. С их использованием информация представляется в виде мультимедийных продуктов, обучающих, игровых и тестирующих компьютерных программ, видеороликов, информационных сообщений, электронных плакатов.
Высококачественный видеоряд, динамичные анимационные фрагменты, профессиональное дикторское сопровождение, мультимедийное представление информации - все это комплексно воздействует на органы чувств человека, вызывает интерес, влияет на его эмоционально - чувственную сферу, развивает устойчивые эмоциональные отношения к окружающему миру, подсознательно воздействует на мотивацию поступков. Кроме того, в условиях мощного деструктивного информационного воздействия на человека, огромного потока негативной информации об неотвратимых ужасах современного мира с использованием именно этих технологий возможно, сформировать у людей способность объективно оценивать уровень и характер угроз и опасностей, анализировать возможные последствия их реализации, повысить готовность противостояния им. По оценкам специалистов внедрение рассматриваемых технологий позволит почти вдвое сократить количество безвозвратных и санитарных потерь населения в опасных и чрезвычайных ситуациях за счет повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности.
3. Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН)

Очевидно, что для целенаправленной, с единых научно-методических позиций, комплексной деятельности по массовому внедрению этих технологий необходимо системное объединение кадровых, технических, программных, информационных и других ресурсов. Такое объединение ресурсов реализуется в настоящее время в Общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН), создаваемой на основании поручений Президента и Правительства Российской Федерации.
Основной целью создания ОКСИОН является повышение эффективности действий населения при чрезвычайных ситуациях за счет сокращения сроков гарантированного оповещения о ЧС, повышения оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении ЧС, оптимизации информационного воздействия, необходимого для привития норм безопасного поведения, скорейшей реабилитации пострадавшего населения в послекризисный период, а также увеличения эффективности мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей.
При выборе конкретной структуры ОКСИОН принимались во внимание параметры применяемых информационно - телекоммуникационных технологий. Так, указанные технологии предусматривают передачу информации одновременно для значительного числа людей или индивидуально (адресно), учитывая особенности отдельной личности, коллектива, социальной группы.
Одновременное информирование значительного числа людей может выполняться в местах их массового пребывания - торговых и спортивных сооружениях, культурно-развлекательных учреждениях, местах массового отдыха, транспортных сооружениях, административных зданиях, крупных объектах экономики. В этих местах информирование населения может осуществляться с использованием таких оконечных устройств коллективного пользования, как наружные наземные отдельно стоящие или размещаемые на зданиях и сооружениях светодиодные панели, внутренние навесные телевизионные плазменные и проекционные экраны, радиотрансляционные сети пассажирского транспорта, уличные информационные стенды, плакаты, щитовые и крышные установки, информационные сообщения на ограждениях объектов строительства и транспортных средствах наземного пассажирского транспорта (типа «бегущая строка»). С использованием указанного оборудования обеспечивается и обратная связь со специалистами, обслуживающим персоналом с использованием вызывных панелей голосовой связи, обзорных видеокамер с направленным микрофоном.
Адресное применение рассматриваемых технологий предусматривает доведение информации до людей вне зависимости от мест их нахождения с помощью различных типов оконечных устройств индивидуального пользования (мобильных телефонов, портативных компьютеров с беспроводным выходом в Интернет, теле и радиоприемников).
Для эффективной реализации этих технологий структура ОКСИОН должна включать:
- информационные центры федерального и регионального (местного) уровней;
- подсистему связи и передачи данных;
- подсистему массового информирования;
- подсистему сбора информации.
Информационные центры предназначены для формирования актуализированной информации, инициации процедур пропаганды в области безопасности жизнедеятельности, оповещения населения при угрозе и возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций, интерактивной связи с населением, сбора информации профилактического видео и аудионаблюдения, ее обработки и документирования.
Подсистема связи и передачи данных обеспечивает передачу информации между информационными центрами различного уровня, а также между информационными центрами и оконечным оборудованием ОКСИОН.
В функции подсистемы массового информирования входит оповещение населения об опасных и чрезвычайных ситуациях, его подготовка к действиям в этих условиях, а также его информирование в интересах социально - психологической реабилитации, включающей морально - психологическую поддержку, ослабление и снятие пост - кризисных психических осложнений, повышение морального уровня и возвращение к полноценной жизни в обществе.
Подсистемой сбора информации решаются задачи профилактического мониторинга прилегающих территорий, оперативного вызова экстренных служб, предупреждения вандальных действий в отношении оборудования.
В свою очередь ОКСИОН будет являться составной частью системы управления РСЧС, сопрягаться с органами повседневного управления (НЦУКС, ЕДДС) и обеспечивать информационную поддержку при выявлении ЧС, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Это позволит избежать дублирования функций управления защитными мероприятиями и значительного увеличения финансовых затрат.
Типовой сценарий функционирования ОКСИОН, в котором в качестве исходной выбрана крупная авария на ХОО, предусматривает следующие положения. При возникновении крупной аварии на ХОО на экране оператора регионального (местного) информационного центра появляется видеосигнал (надвигающееся облако АХОВ, возгорание и задымление, бегущих людей и т.п.). Оператор информационного центра доводит полученную информацию в ЕДДС (НЦУКС). Оператор ЕДДС (НЦУКС) оценивает сложившуюся обстановку и принимает решение на доведение информации в вышестоящую инстанцию и привлечение дополнительных сил и средств. Видеоинформация с места аварии из регионального (местного) информационного центра поступает в федеральный информационный центр и обрабатывается с целью поддержки принятия решения на привлечение дополнительных сил и средств. Параллельно оператор информационного центра осуществляет оповещение населения и доведение информации по правилам безопасного поведения, маршрутам эвакуации, наличию систем обеспечения безопасности, телефонам и местам нахождения служб обеспечения безопасности (пунктов охраны общественного порядка, спасательных служб, медицинских учреждений и т.п.). Сведения об обстановке в районе аварии поступают на оконечные устройства, расположенные вблизи указанного района. На них отображается информация о месте аварии, направлении движения облака АХОВ, путях, маршрутах обхода и объезда, правилах предупреждения воздействия возникших поражающих факторов. Из федерального информационного центра через региональный (местный) на оконечные устройства поступает информация в виде консультаций ведущих специалистов в области медицины, химической безопасности и др., а также уточненная информация по правилам действия при химическом заражении. По мере ликвидации ЧС система переходит в режим наблюдения.
Развертывание ОКСИОН на территории Российской Федерации в полном масштабе планируется поэтапно к 2010 году.
4. Порядок использования технических средств информации в местах массового пребывания людей
Для подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций рекомендуются к использованию следующие технические средства информации:
- наружные (располагаемые вне помещений) наземные отдельно стоящие светодиодные панели на собственной опоре (Г - образной или П - образной формы) размером экрана от 12 до 60 кв. м. и энергопотреблением до 30 кВт.;
- наружные (располагаемые вне помещений), размещаемые на зданиях и сооружениях светодиодные панели размером экрана до 12 кв. м.;
- внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные телевизионные плазменные панели (далее - плазменные панели);
- внутренние (располагаемые внутри помещений) телевизионные проекционные экраны (далее - проекционные экраны);
- радиотрансляционные сети пассажирского транспорта;
- информационные плакаты на ограждениях объектов строительства, транспортных средствах наземного пассажирского транспорта и остановочных павильонах;
- уличные информационные таблички, стенды, вывески, плакаты, перетяжки, щитовые и крышные установки и др.;
- иные современные технические средства.
Для размещения технических средств информации рекомендуются следующие места (участки):
основные выезды, въезды в город, пересечение основных городских магистралей;
аэропорты - два участка под светодиодные панели на площади (подъезде к нему) перед каждым аэровокзалом и четыре и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри каждого аэровокзала;
железнодорожные вокзалы - два участка под светодиодные панели на площади перед каждым вокзалом (или внутривокзальной площади) и четыре и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри каждого вокзала;
гипермаркеты (торговые центры) с общей площадью помещений более 10 тыс. кв. м. - два участка под светодиодные панели на прилегающей к каждому гипермаркету территории, шесть и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри гипермаркета;
станции метрополитена - два места под плазменные панели или проекционные экраны для каждой станции метрополитена в зависимости от типа, размеров станции метрополитена и количества выходов;
центральные площади городов - два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
городские стадионы - два участка перед стадионом для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
городские рынки - два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
городские автовокзалы - два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей, четыре и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри каждого автовокзала;
городские пляжи - два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей;
городские парки - два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
пассажирский транспорт - одно и более места по возможности «бегущей строкой» в вагоне (салоне);
ограждения объектов строительства, транспортные средства наземного пассажирского транспорта и остановочные павильоны;
иные места массового пребывания людей.
Технические средства информации рекомендуется оснащать:
- системой пожаротушения и системой аварийного отключения от сети электропитания;
- табло с указанием (идентификацией) эксплуатирующей организации, видимым с земли;
- плоскостями изображения, обеспечивающими их видимость с максимально возможных расстояний по направлениям наиболее плотных (интенсивных) людских потоков.
Технические средства информации не рекомендуется устанавливать в местах, где их размещение и эксплуатация может наносить ущерб природному комплексу, иметь сходство по внешнему виду, изображению, звуковому эффекту с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, ухудшать их видимость, снижать безопасность движения, мешать проходу пешеходов, уменьшать габариты инженерных сооружений, создавать впечатление нахождения на дороге пешеходов, транспортных средств, животных, других предметов, а также создавать помехи для прохода пешеходов и механизированной уборки улиц и тротуаров.
Технические средства информации не рекомендуется устанавливать:
- на одной опоре с дорожными знаками, светофорами и в створе с ними;
- на аварийно-опасных участках дорог, на железнодорожных переездах, в тоннелях и ближе 50 м от них по ходу движения;
- в виде отдельно стоящих конструкций над проезжей частью;
- на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;
- на расстоянии менее 100 м от технических средств информации до указателей направлений;
- ближе 5 м от края технического средства информации до края проезжей части.
Технические средства информации должны соответствовать установленным техническим требованиям.
Опоры технических средств информации рекомендуется производить из материалов, обеспечивающих высокий уровень безопасности при наездах, и достаточную устойчивость при ветровой нагрузке и эксплуатации.
Территориальные органы МЧС России, МВД России и ФСБ России осуществляют функции методического руководства и контроля (в пределах своей компетенции) за использованием технических средств информации для решения вопросов по обучению населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного его оперативного информирования о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций.
Технические средства информации в местах массового пребывания людей, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, рекомендуются для использования в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного его оповещения и оперативного информирования о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций.
Организации, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей, осуществляют установку и (или) предоставление участков для установки технических средств информации, а также предоставление имеющихся технических средств информации и выделение времени для размещения соответствующей информации по согласованию с территориальными органами МЧС России, МВД России и ФСБ России.
Целью создания ОКСИОН является совершенствование информирования и оповещения населения об угрозе возникновения кризисных ситуаций, повышение эффективности подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.
5. Задачи, возлагающиеся на ОКСИОН
На ОКСИОН возлагается решение следующих основных задач:
сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях;
повышение оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;
повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего в результате ЧС населения;
повышение эффективности мониторинга за радиационной и химической обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.
ОКСИОН является составной частью системы управления РСЧС, сопрягается с органами повседневного управления: Национальный центр управления в кризисных ситуациях (далее - НЦУКС), объединенная система оперативно-диспетчерского управления в ЧС (далее - ОСОДУ), единая дежурно-диспетчерская служба (далее - ЕДДС) и обеспечивать информационную поддержку при выявлении чрезвычайных ситуаций, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Это позволяет избегать дублирования функций управления мероприятиями по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и значительного увеличения финансовых затрат.
Основными направлениями деятельности при решении указанных задач, являются:
разработка и совершенствование концептуальных системных, нормативных, правовых и организационных основ ОКСИОН;
формирование нормативной правовой базы для создания, развертывания и эксплуатации ОКСИОН;
создание научно-методической основы и внедрение инновационных технологий информирования, оповещения и подготовки населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и террористических акций;
выбор, развитие, совершенствование и внедрение передовых информационных технологий и программного обеспечения в интересах массового и индивидуального информирования и оповещения населения;
формирование организационных принципов и идеологии использования ОКСИОН в различные условиях;
разработка структуры и требований к компонентам ОКСИОН;
техническое и рабочее проектирование ОКСИОН, разработка проектно-сметной и эксплуатационной документации;
разработка системы информационного обеспечения ОКСИОН;
организация работы по подготовке информационных материалов;
поэтапное развертывание и эксплуатация ОКСИОН на территории субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций.
Информационные центры
Информационные центры являются одними из основных элементов системы управления различными типами оконечных устройств.
С возникновением (угрозой возникновения) кризисной ситуации из информационного центра осуществляется управление терминальными комплексами, входящими в зону его ответственности, для трансляции оперативных информационных материалов.
В отдельных случаях Информационным центром может осуществляться мониторинг проведения мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и тушении пожаров, в зоне его ответственности.
Информационные центры выполняют следующие основные функции:
планирование информационных операций и управление трансляциями видеоинформации на терминальных комплексах ОКСИОН;
управление системами видеонаблюдения и контроля;
сбор и документирование информации видеонаблюдения и контроля;
телеметрический контроль и диагностика состояния нижестоящих подчиненных структурных компонентов ОКСИОН;
управление сетью передачи данных, мониторинг эксплуатационных параметров;
контроль работоспособности функционирования системы.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к информационному центру, он должен состоять из:
вещательного центра, который осуществляет подготовку информации для терминальных комплексов ОКСИОН в требуемых форматах данных;
центра сбора и обработки информации, который предназначен для сбора по определенным критериям визуальной и телеметрической информации, ее обработки по заданным алгоритмам и представления в виде адекватных визуальных образов;
сети внутренней видеоконференцсвязи с задачей - аудио- и видеосвязи между ФИЦ, МРИЦ, РИЦ и МИЦ, а также МКИОН;
центра управления сетью передачи данных, который решает задачи поддержки работоспособности сети, объединяющей элементы ОКСИОН;
систем гарантированного электропитания, кондиционирования и климат-контроля, обеспечения охраны, пожарной безопасности, водоснабжения, канализации и др.
Создание программно-технических комплексов информационных центров проводится по модульному принципу, на основе существующих прикладных платформ. При этом осуществляются необходимые доработки использующихся стандартных программ, а также их комплексирование в программные блоки и модули.
Отладка и тестирование отдельных программных блоков и модулей, а также комплекса программного обеспечения Информационного центра в целом осуществляется на базе опытной зоны ОКСИОН, которая соответствует определенному типу информационного центра.
В информационных центрах предусмотрены технические интерфейсы с системами отображения информации и информирования населения другой ведомственной принадлежности и иных форм собственности, а именно:
системами информирования и оповещения других государственных органов;
системами информирования и / или оповещения государственных и частных предприятий и организаций, в том числе зрелищно-спортивных, торговых и транспортных;
электронными средствами массовой информации;
операторами связи, в том числе фиксированной и мобильной, а также Интернет провайдерами и др.
Информационные центры должны обеспечивать:
планирование информационных операций и управление трансляциями на терминальных комплексах ОКСИОН в зоне ответственности;
локализацию видео, аудио, графических и текстовых материалов, полученных от вышестоящих информационных центров;
управление подсистемами наблюдения и сбора информации, радиационного и химического контроля, звукового сопровождения и информационной безопасности, подчиненных информационному центру терминальных комплексов;
сбор и документирование информации видеонаблюдения и контроля;
взаимодействие с территориальными ЦУКС на основе регламентов;
телеметрический контроль и диагностика состояния нижестоящих подчиненных структурных компонентов ОКСИОН;
управ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.