На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Первобытное общество на территории Беларуси. Происхождение этнонима белорусы. Появление на территории нынешней Беларуси славян. Кривичи, дреговичи, радимичи как основные прародители белорусов. Материально-духовная культура предков современных белорусов.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


План

1. Первобытное общество на территории Беларуси.
2. Появление на территории нынешней Беларуси славян. Кривичи, дреговичи, радимичи.
3. Происхождение этнонима «белорусы».
4. Материально-духовная культура предков современных белорусов.
1. Первобытное общество на территории Беларуси

Отправной ступенью в поступательном социально-экономическом развитии человеческого общества, как это принято считать, является первобытно-общинный строй. В нем обычно выделяют три основных этапа: первобытное человеческое стадо, формирование и расцвет родового общества (материнский род) и его разложение на отличающиеся друг от друга социальные группы.
Основываясь на материалах, из которых преимущественно изготавливались дошедшие до нас орудия труда, в исторической науке выделяют каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний. Ранний (нижний) датируется 2,2 млн. лет назад - 170 тыс. лет назад, средний (мустье) в Европе охватывает отрезок от 125-100 до 40 тыс. лет назад, поздний (верхний) датируется 40-35 до 10 тыс. лет назад. Каменный век по времени соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества.
Данные археологии и других наук свидетельствуют о том, что на территории Беларуси человек появился в промежутке от 100 до 40 тыс. лет тому назад, т.е. в среднем палеолите. Вещественные подтверждения этому найдены близ Светиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи Костюковичского и Обидовичи Быховского районов Могилевской области. Именно в это время люди (палеоантропы, или неандертальцы) овладевали способами добывания огня, изготавливали такие каменные орудия труда, как остроконечники, скребла, рубила. В конце среднего палеолита возникло родовое общество и завершилось формирование человека современного физического типа - неоантропа, или кроманьонца (по названию пещеры Кро-Маньон во Франции).
На территории Беларуси (около деревень Бердыж Чечерского района и Юровичи Калинковичского района) открыты позднепалеолитические стоянки человека, возраст которых 26-24 тыс. лет. Здесь найдены многочисленные кремневые орудия, а также кости мамонта, дикой лошади, быка, шерстистого носорога, бурого медведя, северного оленя. Люди жили материнско-родовой общиной, включавшей несколько десятков человек. Их поведение регулировалось волей коллектива, родовой моралью и обычаями. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством. Средства труда и ведения хозяйства также были общими.
На рубеже среднего и позднего палеолита появились начальные формы племен, состоявших из нескольких родов. Племена управлялись коллективно - старейшинами родов, из которых избирались племенные вожди Ученые полагают, что в позднем палеолите стали появляться духовные начала в жизни людей: искусство (до нас дошли скульптурные изображения женщин, животных, птиц, рыб), зародился танец, появились музыкальные инструменты.
В связи с резким похолоданием и наступлением ледника 22-14 тыс. лет назад люди отошли с территории нынешней Беларуси на Юг. После окончания ледниковой эпохи человек вновь возвратился сюда. В течение IX-V тысячелетий до н.э., с Юга, главным образом по бассейнам рек, происходило дальнейшее заселение нынешней территории Беларуси. Об этом свидетельствует более 100 стоянок того времени, открытых в бассейне Припяти, Поднепровье, Понеманье, а также в Подвинье. Люди этого времени употребляли каменные орудия труда - грубо обработанные топоры, резцы, скребки, скобели. Найдены также маленькие кремневые пластинки, которые использовались как вкладыши, части лезвий при изготовлении серпов и других режущих инструментов. Широкое распространение как орудие охоты получил лук.
Население в это время было немногочисленным, а условия жизни трудными. В приледниковой зоне климат был холодным, растительность - бедной, характерной для арктической тундры. Чтобы выжить, человек должен был уметь получать огонь, строить жилье, охотиться на крупных зверей. Тогда на территории Беларуси обитали мамонты, олени, дикие лошади, носороги, быки, зубры. На водоемах водилось множество птиц. Но по мере таяния последнего ледника климат становился более теплым. Территория покрывалась лесами.
Основные орудия труда вырабатывались из кремня, кости или дерева. Соплеменники, как правило, владели одинаковыми приемами труда, обработки материалов. Похожими были и формы орудий труда, типы построек, одежда. Поэтому на отдельных территориях археологи находят однотипные вещи, которые характеризуют материально-культурный уровень жившего здесь населения. Такую общность принято называть археологическими культурами. На территории Беларуси открыто пять культур, относящихся к рубежу мезолита и неолита: днепро-донецкая, верхнеднепровская, неманская, нарвенская и типовой гребенчато-ямочной керамики. Носителей той или иной культуры в определенной мере можно считать этническим сообществом.
С конца V - начала IV тысячелетия до Рождества Христова или до н.э. началась неолетическая эпоха, которая продолжалась более 2 тыс. лет. В Беларуси известно свыше 600 неолитических стоянок, обнаруженных главным образом в бассейнах Припяти, Сожа, Немана. Небольшие поселения состояли из наземных и полуземляночных жилищ, которые располагались вдоль рек, в поймах, на песчаных дюнах. Орудия труда продолжали совершенствоваться: появились шлифовка, сверление. Широко распространились топоры, долота, тесла. Изготавливалась глиняная посуда, что позволило человеку значительно улучшить приготовление пищи, разнообразить ее. Выдающимся достижением стало появление прядения и ткачества. Начали распространяться принципиально новые формы производственного хозяйствования - животноводчество и земледелие. Этот огромный хозяйственный переворот в истории человечества получил название неолитической революции. Поздненеолитические жители Беларуси разводили коров, овец, коз, свиней, а также лошадей. На небольших участках освобожденной (путем выжигания) от леса и кустарников земли выращивали преимущественно ячмень. В результате пополнялись запасы продовольствия, человек становился более независимым от природы. Одновременно менялась материальная и духовная культура, усложнялись взаимоотношения как между коллективами, так и отдельными людьми.
Наиболее интересными памятниками позднего неолита являются стоянки Кривянского торфяника в Сенненском и Бешенковичском районах. Здесь обнаружены многочисленные орудия труда, керамика, некоторые предметы культа - подвески из янтаря и зубов животных, изображения зверей и птиц. Найдена и небольшая деревянная фигурка человека. Уникальным памятником этого времени, единственным на востоке Европы, являются кремнедобывающие шахты около п. Красносельский Волковысского района, на побережье р. Россь. Из добытого сырья вырабатывались топоры, которые распространялись на всем северо-западе Беларуси. Красносельские мастера владели высокими навыками раскола, оббивки и ретушировки изделий из кремня.
Стоянки-селища новокаменного века отличаются большими размерами и многолюдностью. Об этом свидетельствуют толщина культурных слоев с черепками посуды, каменными изделиями, углями от костров, остатками деревянных жилищ. Любимыми местами поселений были надречные террасы, устья притоков, озерные берега, недалеко от проток. Те из них, которые в результате увлажнения климата оказались затопленными, а затем занесенными торфяными отложениями, представляют сейчас особую ценность для археологов: под торфом, в бескислородной среде хорошо сохраняются даже деревянные изделия.
В эпоху неолита различные регионы территории Беларуси развивались неравномерно. Земледелие и животноводство появились сначала на юге. Здесь же раньше стали пользоваться пришлифованными, а затем и полностью шлифованными топорами, жнивными ножами, трехгранными наконечниками стрел. На севере производственное хозяйство не получило такого размаха, как на юге. Здесь в большей мере было распространено собирательство, орудия труда вырабатывались из рога и кости, в том числе кинжалы, гарпуны, наконечники стрел, рыболовные крючки и т.п.
Археологические материалы неолита свидетельствуют об особенностях мировоззрения тогдашних людей, их художественных склонностях. Зависимость человека от леса и водной среды, которые являлись источниками существования человека, отразилась и на его представлениях. Существовал культ зверей и птиц. Об этом свидетельствуют находки костяных статуэток лосей, черепах, змей. уток. Культ уток, как и аистов, которых считали тотемами, сохранился среди белорусов и до новейших времен. Существовал и культ предков, которые трансформировались в духов-хранителей, а затем и в божества. Их скульптурные изображения вырезались из дерева и кости. Характерно, что все эти скульптуры изображали мужчин. И это понятно - именно от мужчины-охотника зависело благосостояние рода и даже его существование. Орнаментированные изделия, подвески из зубов животных и людей свидетельствуют, что ряду предметов придавался магический смысл. Многие из этих предметов отличаются высокими художественными достоинствами. Некоторые из них настолько совершенны, что могут считаться скульптурными портретами наших далеких предков.
Рубеж III-II тысячелетий до н.э. отождествляется с началом бронзового века. В это время появились медные и бронзовые топоры, наконечники копий, долота, ножи, шилья, различные украшения. Все эти изделия попадали на территорию Беларуси посредством обмена. Новая эпоха отличалась от предыдущих повсеместным распространением скотоводства и первобытного земледелия. Разводился крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи. Небольшие участки под посевы обрабатывались каменными и роговыми мотыгами. В начале бронзового века территория Беларуси вошла в ареал культур шнуровой керамики, затем - культур среднеднепровской, шнуровой керамики Полесья, висло-неманской, а также северо-белорусской.
Начала складываться общность родственных племен с близкими культурами производства предметов труда, однотипным образом жизни. При этом постепенно выделялись как роды, так и племена, которые больше, чем другие, выращивали скота, получали зерна, владели другими материальными ценностями, т.е. появилось имущественное неравенство. Накопление определенных излишков продуктов способствовало обмену. Во II тысячелетии до н.э. произошла замена материнско-родовых отношений патриархальными, материнского рода - отцовским. Мужчина занял господствующее положение, родство стало определяться по мужской линии. Основной общественно-хозяйственной ячейкой становится большая патриархальная семья (община), состоявшая из нескольких поколений ближайших родственников по отцу с их женами и детьми. С развитием земледелия получили распространение открытые селища - деревни, где жили несколько больших, а затем и малых семей. Общее число населения в бронзовом веке могло достигать от 50 до 75 тыс. человек (4, ч. 1, 27).
В 2000 - 1000 гг. до н.э. с Юга на будущие белорусские земли двигались индоевропейцы, предки современных европейских народов. Вступая в контакт с местным населением индоевропейцы, находившиеся на более высокой ступени социально-экономического развития (господствовали животноводство и земледелие, использовались металлические орудия, в то время как местное население занималось охотой, рыболовством, собирательством), занимали доминирующее положение, абсорбировали, ассимилировали его. Смешение, ассимиляция индоевропейцев и местного населении в бассейнах Немана, Западной Двины, Верхнего Приднепровья привели к образованию групп племен и народов, которые в научной литературе с середины XIX в. стали называться балтскими.
Индоевропейцы явились изобретателями колеса и колесного транспорта, занимались плужным земледелием. Они принесли с собой обычай похорон в курганах. Поклонялись солнцу и огню, который наделялся очищающей силой. Проявлением культа огня был и обычай посыпать тело умершего красной охрой, которая окрашивала затем и скелет. С индоевропейцами связывают способ нанесения орнамента на посуду при помощи шнура, накрученного на палочку. В связи с этим целая археологическая культура стала называться культурой шнуровой керамики. Ареал ее распространения охватывал значительные территории Европы, в том числе и Беларуси.
Железный век продолжался от VIII-VI вв. до н.э. до VIII в. н.э. В VII-VI вв. до н.э. наши предки уже научились получать железо из болотных руд. Орудия труда, оружие, предметы быта стали коваться из железа. Основой хозяйства племен в раннем железном веке стали земледелие и скотоводство (охота и рыболовство приобрели подсобное значение). Земледелие было подсечным, т.е. при подготовке к посеву на определенных участках подрубался, а затем выжигался лес. Боронование осуществлялось так называемой «суковаткой» - древнейшим орудием обработки почвы. Через 5-7 лет такой обработки земли урожай, как правило, резко снижался, участок забрасывался, и люди переходили на другой. В южных районах Беларуси, где почвы были более пригодны для земледелия, появились и более совершенные орудия труда. Одно из них - деревянное рало, сделанное целиком из дуба, обнаружено в торфянике близ дер. Каплановичи Клецкого района. В это время распространились такие виды ремесла, как литье из бронзы, обработка кости и рога животных. Повсеместными стали прядение и ткачество, о чем свидетельствуют многочисленные находки пряслиц.
С середины I тысячелетия до н.э. появляются укрепленные поселения, что свидетельствует о разложении первобытных отношений, о столкновениях между родами и племенами. Поселения стали огораживать стенами, вокруг них насыпать высокие оборонительные валы и выкапывать глубокие рвы. На территории Беларуси обнаружено свыше 1,2 тысячи так называемых городищ, т.е. остатков таких поселений. Особенно многочисленны они в восточной части Гомельщины.
В 500-200 гг. до н.э. на территории Беларуси сложились такие племенные объединения, как ятвяги и дайнова (на западе Беларуси), лотва (на севере), голядь и латыгола (на востоке). С запада на территорию Брестской области переселились позднелужицкие племена восточнопоморской культуры. Некоторые исследователи считают их первыми славянами на Беларуси. Все эти группы племен отличались как материальной культурой, так и ритуалами погребений. Южную Беларусь заселяли племена милоградской и поморской культур. В средней и северной частях была распространена культура штриховой керамики и днепро-двинская, сменившиеся затем банцеровской культурой (от Банцеровского городища под Минском) и колочинской (от д. Колочин Речицкого района). Милоградская культура (от д. Милоград Речицкого района) представлена городищами, грунтовыми и курганными могильниками, которые в народе называют копцами, или волотовками. Об экономических отношениях и быте милоградцев свидетельствуют найденные копья и стрелы с железными наконечниками, железные топоры, серпы, ножи и даже бритвы. Восточнопоморской культуре присуща разнообразная керамика, в том числе кувшины с ушками, посуда в виде ваз. Материальная и духовная культура славянских племен - предков белорусов, как свидетельствует археология, мало отличались друг от друга. Различия заметны только в украшениях, которые, кстати, свидетельствуют о довольно высоких эстетических вкусах древних белорусов. Это видно хотя бы из того, как украшали себя женщины: виски - своеобразными кольцами, шею - бусами и гривнами, руки - браслетами и перстнями. Изготавливались эти украшения из меди, бронзы, железа, серебра, золота, янтаря, сердолика, аметиста, цветного стекла.
В ряде случаев население различных культур смешивалось, или одна культура вклинивалась в другую.
На рубеже новой эры в Поднепровье, в соответствующих районах Гомельской, Могилевской, Минской областей сложилась зарубинецкая культура. Умерших зарубинцы сжигали, останки ссыпали в погребальные (глубиной до 0,7 м) ямы, куда ставили горшки и миски, а также клали орудия труда, оружие, украшения, в том числе и бронзовые фибулы (застежки для верхней одежды). Будучи земледельцами и скотоводами, представители этой культуры умели плавить цветные металлы, отливать необходимые изделия. Захоронения свидетельствуют об имевшем место имущественном неравенстве.
В западных районах Белорусского Полесья во II-IV вв. н.э. жило население, материальная культура которого отличалась от зарубинецкой. Средняя и северная части Беларуси, как и соседние области, были заселены балтскими (лето-литовскими) племенами днепро-двинской культуры.
2. Появление на территории нынешней Беларуси славян. Кривичи, дреговичи, радимичи

Историки и географы периода античности (I тыс. лет до н.э. - 476 г, н.э.) по-разному называют племена, имевшие отношение к той части Ойкумены, где сейчас находится Беларусь. Самый важный источник, в котором говорится о жителях нынешних белорусских земель времен античности, - это четвертая книга Геродотовой «Истории». Никто из авторов этого времени не сообщает о древних жителях нашей земли так подробно, как это сделал «отец истории». Позже на месте Геродотовых скифов, андрофагов, невров стали упоминаться сарматы, бастарды, потом венеды, фены, затем готы. Начиная с VI в. письменные источники уже сообщают о славянах. Они являлись частью древнего индоевропейского единства, в которое входили также германские, балтийские, романские, кельтские, иранские, индийские («арийские») и др. народы.
Практически неизученным остается «праславянский» период, т.е. период древнего единого славянства. Лишь археология, сравнительное языкознание дают нам некоторые смутные представления о том, где обитали «первославяне», каковы пути их перемещений. Исследователи полагают, что в далекое доисторическое время произошло так называемое раннее «расселение славян». Из их общности выделились три большие группы: западные славяне - поляки, словаки, чехи; южные - болгары, сербы, хорваты; И восточные - предки современных русских, украинцев и белорусов. Постепенно они расселялись по местам, ставшим исходными в их исторической жизни. Современные ученые считают, что прародина славян, ведущих свое начало от индоевропейцев, находилась между Одером и Днепром.
Немецкими, чешскими, словацкими, польскими, русскими, украинскими и. естественно, белорусскими археологами уже достаточно полно изучена так называемая пражская археологическая культура, которая является, безусловно, раннеславянской. В VI в. н.э. ее носители населяли территорию между Эльбой, Средним Дунаем и Верхним-Средним Днепром. В этот регион входило и белорусское Полесье. В VI-VIII вв. н.э. славянские племена жили на юго-западе и юге Беларуси. Массовое расселение славян на всей территории Беларуси происходило, по мнению некоторых ученых, в VIII-X вв. (4, ч. 1, 33; 16, 18). В это же время здесь сложились раннефеодальные союзоплеменные этнополитические объединения кривичей, дреговичей, радимичей, частично северян, древлян, волынян. Летописные свидетельства и археологические данные позволяют определить, что кривичи занимали Подвинье и Верхнее Поднепровье. Дреговичи заселяли земли севернее Припяти до линии Заславль - Логойск - Борисов. На востоке их территория простиралась до Днепра, на западе - до Выгоновских болот. Радимичи жили в бассейне р. Сож до левого берега Днепра. Центрами этих надплеменных предгосударственных образований были соответственно Полоцк, Туров и. возможно, Гомель.
Длительное время этногенез белорусов объяснялся как слияние, в основном, кривичей и радимичей. Однако изучение проблемы показывает, что происхождение белорусов - процесс более сложный и противоречивый. Спор историков, этнографов и других ученых об этническом происхождении белорусов сводится, в основном, к вопросу: «чистые» славяне белорусы или они являются «помесью» славян с балтами. Известный историк М. Довнар-Запольский считал, что «паводле сваіх гістарычных і этна-графічных асобнасцей беларусы становяць найбольш чыстае славянскае племя, захававшае і зьверхны выгляд славяніна, і шмат адзнак яго псіхікі і быту» (6, 18). Похожие взгляды высказывали белорусские историки В. Ластовский и В. Игнатовский. Однако уже с конца XIX в. публиковались свидетельства того, что этногенетический состав белорусов включает в себя значительный балтский субстрат (основу). В течение XX в. археология, этнография, лингвистика, топонимика, антропология и др. науки накопили данные, свидетельствующие о том, что за две тысячи лет до прихода славян территория Беларуси была заселена балтскими племенами. Около VI в. н.э. на эти земли медленно и мирно стали продвигаться славяне. Новых поселенцев привлекала богатая лесами равнинная земля, лежащая в среднем на высоте 160 метров над уровнем моря. Десятки тысяч рек создавали широко разветвленную сеть сообщения. Днепр открывал путь на юг, к Черному морю и Византии, а Двина и Неман обеспечивали доступ к Балтийскому морю. Через верховья Днепра и Двины открывалась связь с Волгой и далее с Каспийским морем. Удобными для жизни были и берега многих тысяч озер.
Мелкие сообщества балтов в верхнем Поднепровье не имели ни политической, ни военной организации. Поэтому славяне, оттесняя их, успешно продвигались в эти земли. Одновременно осуществлялась ассимиляция, абсорбация той части восточных или днепровских балтов, которая не отходила на север, ближе к берегам моря. В западной части территории Беларуси в результате межэтнических контактов возникали смешанные балто-славянские группы. В IХ-ХI вв. славяно-балтская граница проходила по линии Гродно - Лида - Ивье - Вилейка - Мядель - Браслав.
Сейчас большинство ученых считает, что предками белорусов в равной мере являются как славяне, расселившиеся во второй половине первого тысячелетия н.э. в верхнем Поднепровье и Подвинье, так и местное население, жившее здесь перед славянской колонизацией, и которое говорило на диалекте балтской языковой группы (9, 6). Безусловно, что балтское население, жившее здесь до прихода славян, в значительной мере было причастно к этногенезу белорусов. В пользу этого говорят, с одной стороны, объективно неизбежное естественное смешивание пришельцев с местным населением в процессе длительных межэтнических контактов и, с другой - наличие во многих археологических памятниках как славянских, так и балтских артефактов. Ко времени колонизации славянами нынешней белорусской территории относятся погребальные курганы с восточной ориентацией умерших, т.е. по балтской традиции, хотя славяне хоронили покойников головой на запад.
Неизвестно, насколько мирным было сосуществование двух этносов, но в ряде балтских городищ VII-VIII вв. зафиксированы следы больших пожаров. Это может свидетельствовать, скорее всего, об имевших место столкновениях славян с балтами.
В культурно-социальном отношении население территории Беларуси в это время не было однородным. Об этом свидетельствуют различные памятники материальной культуры южной, центральной и северной ее частей. Разделение населения на ярко выраженные социальные слои и группы произошло в VII-IХ вв. Причем характерной особенностью этого процесса было то, что от первобытно-общинного строя восточные славяне через военную демократию перешли непосредственно к феодализму, минуя рабовладельческий строй. Хотя наиболее архаичной формой эксплуатации у них, как и у других народов, было рабство, но оно не стало основой производственных отношений.
Семьи, объединенные уже общностью хозяйственной жизни, образовывали сельскую (соседскую) или территориальную общину. У восточных славян она называлась «вервью» или «миром». Развивалась техника земледелия. Близ д. Хотомель Столинского района найдено относящееся к этому времени усовершенствованное орудие для рыхления земли. Это рало с полозом, в котором впереди наральника устанавливался железный резак. Кроме проса, пшеницы, ячменя, конопли, гороха наши предки стали культивировать озимую рожь. Это положило начало новому, более прогрессивному этапу в земледелии - паровой системе земледелия. В крестьянских хозяйствах были лошади, крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, домашняя птица. Помимо земледельцев община объединяла кузнецов, гончаров, кожевников. Члены общины были связаны взаимной ответственностью (так называемой круговой порукой) за уплату дани, за преступления и т.п. Более усложненными становились духовно-нравственные представления.
3. Происхождение этнонима «белорусы»

В конце I тыс. н.э. начали складываться условия образования восточно-славянской, или древнерусской, народности. Постоянное укрепление политических и экономических связей между славянскими племенными объединениями и союзами, проживавшими на территории Западной, Северо-Восточной и Южной Руси, вело к постепенному сглаживанию ряда отличий и появлению общих черт, способствовавших образованию нового этнического сообщества с единым языком, территорией, культурой и этническим самосознанием. Вместе с тем народность, как справедливо подчеркивает ряд ученых, - это не только этническое, но и историческое сообщество людей с характерными признаками деления на классы, и где существует государственность (5, 219). Эти условия также имели место в Древнерусском государстве. Однако процесс развития и укрепления суперэтнической целостности - древнерусской народности прервался уже в первой половине XII в. в связи с начавшейся политической, государственной дестабилизацией и распадом Киевской Руси как единого государства на ряд самостоятельных удельных княжеств. К XIV в. древнерусская этническая традиция сошла на нет.
Это во многом предопределило ускорение формирования белорусского, украинского и русского народов. Становление белорусского этноса заняло исторически длительный период и прошло через ряд этапов, отличавшихся различной степенью зрелости его признаков. В IХ-Х вв. на территории нынешней Беларуси дальнейшее развитие получили своеобразные формы предгосударственной организации общества - княжения. Кривичи, дреговичи, радимичи были не столько родоплеменными, сколько такими территориально-политическими образованиями. Это способствовало еще более прочному объединению, консолидации уже исторически сложившихся устойчивых групп людей, характеризовавшихся единым происхождением, ярко выраженной общностью языка, культуры, быта, социально-психического склада, традиций, обычаев и нравов.
Наименование «белорусы», как и название нашей страны, происходит от термина «Белая Русь», который в течение ХII-ХV столетий использовался применительно к разным восточнославянским землям. Исторические документы на этот счет свидетельствуют, что в XII в. термин «Белая Русь» употреблялся применительно к Владимиро-Суздальскому княжеству. В XII-XIV вв. это название использовалось для обозначения Московских, Смоленских и Псковских земель. В ХV-ХVI вв. авторы многих зарубежных хроник и географических карт Белой Русью называли нынешние восточно-белорусские земли, а также Новгородские, Псковские, Черниговские, Киевские и Волынские земли.
Относительно территории Беларуси этот термин стал закрепляться с XIV в., хотя есть основания полагать, что под названием «Белая Русь» наша земля была известна и в ХIII в. Известный славист, академик В. Ламанский считал, что название «Белая Русь»... более древнее, чем Ольгердово время и даже Гедиминово, что она существовала в конце и даже половине ХIIIв. (80, 21). Это подтверждает опубликованный в 1979г. не известный ранее источник - рукопись XIII в., хранившаяся в Дублинском университете (Ирландия). В ней содержится сообщение о Белой Руси, где проповедовал католический монах - миссионер. Географический контекст записи позволяет сделать вывод, что под Белой Русью автор понимал соседнюю с прибалтийским регионом часть Руси - Западную Русь.
Значение слова «белая» в названии «Белая Русь» в разное время объяснялось по-разному: красотой здешних земель, множеством снега, как вольная и независимая, в том числе и от татаро-монголов, преимущественно белым цветом одежды населения, светлыми волосами и глазами жителей, Некоторые исследователи связывали название «Белая Русь» с христианской, чистой, в отличие от язычес и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.