Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Начало научной разработки вопроса о происхождении славян в XIX веке. Общая характеристика древних славян. Сущность формирования трех этнических групп в VI − VII вв. Характеристика хозяйственного и общественного строя восточных, южных и западных слав

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: История. Добавлен: 02.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Содержание
    Введение 2
    1. Хозяйственный и общественный строй древних славян 4
      1.1. Общая характеристика древних славян 4
      1.2. Хозяйственный и общественный строй восточных славян 7
      1.3. Хозяйственный и общественный строй западных славян 14
      1.4. Хозяйственный и общественный строй южных славян 16
    Заключение 19
    Литература 20
    Введение
    Славянские народы разделяется на три группы:
    1. Восточные славяне ? это русские, белорусы и украинцы.
    2. Западные славяне ? это поляки, чехи, словаки, лужичане.
    3. Южные славяне - это болгары, македонцы, сербы, хорваты, словены.
    Вопрос о происхождении славян был поставлен еще в средние века. Согласно «Баварской хронике» (XIII век), предками славян были древние ираноязычные народы - скифы, сарматы и аланы.
    Начало научной разработки вопроса о происхождении славян относится к первой половине XIX в. Исследования этого времени показали принадлежность славянских языков к индоевропейской языковой семье. На этом основании было высказано предположение о существовании индоевропейской общности, которая включала в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев.
    Российский ученый А. Шахматов считал, что эта индоевропейская общность сложилась в бассейне Балтийского моря. По мнению чешского историка Л. Нидерле, в начале II тыс. до н.э. индоевропейская общность распалась. Из нее выделилась балто-славянская общность, которая в I тыс. до н.э. разделилась на балтскую и славянскую. А. Шахматов полагал, что вначале эту общность покинули ушедшие на юг предки индоиранцев и фракийцев, а затем от балтов отделились славяне, расселившиеся во II в. н.э., после ухода германцев с Вислы, на остальной территории Восточной Европы.
    Есть и другие мнения о прародине славян. Еще в «Повести временных лет» (XII в.) монахом Киево-Печерского монастыря Нестором была высказана мысль о том, что первоначально территорией расселения славян были Дунай и Балканы, а затем Прикарпатье, Днепр и Ладога. В XIX в. чешский ученый П. Ша-фарик, проанализировав сведения о славянах у античных авторов и готского историка Иордана, выдвинул гипотезу, согласно которой прародиной славянских народов было Прикарпатье.
    В XX в. американские исследователи Г. Трегер и X. Смит высказали предположение, что первоначально существовала древнеевропейская общность, которая во II тыс. до н.э. распалась на предков южных, западных (кельты и романские народы) и северных европейцев (германцы, балты и славяне). В I тыс. до н.э. из североевропейской общности выделились вначале германцы, а затем балты и славяне. Отечественный ученый Л. Гумилев считал, что в этом процессе имело место не только разделение славян с германцами, но и их соединение с германоязычными русами, и что это произошло в ходе заселения славянами Поднепровья и района озера Ильмень.
    В VI?VII вв. происходит постепенное формирование трех этнических групп ? западных, южных и восточных славян. К этому времени относится упоминание в византийских источниках об антах, под которыми одни ученые подразумевают всех восточных славян, а другие ? лишь юго-западную их часть, наиболее часто вступавшую в контакт с Византией. Некоторые исследователи считают, что слово «анты» тюркского происхождения и переводится как «союзник». Другие полагают, что это иранское слово и переводится как «край».
    В работе «Хозяйственный и общественный строй древних славян» дана характеристика трех этнических групп древних славян ? западных, южных и восточных.
    1. Хозяйственный и общественный строй древних славян
    1.1. Общая характеристика древних славян
    Слово «славяне» упоминается византийскими писателями довольно часть в VI в.н.э. Но они были известны римским и греко-римским авторам гораздо раньше. Известия о славянах у древних авторов почти одновременны с известиями о древних германцах. Так, Тацит, Плиний и Птолемей не раз упоминали о венедах (или венетах), живших в бассейне Вислы и далее к востоку, вплоть до Балтийского моря на севере и до Карпат и Дуная на юге. С VI в. у византийских писателей для этих племён появляется название «славинов» или «склавинов». Одновременно с этим появляются известия о родственных им племенах, живущих в Причерноморье, а также по Днепру и Днестру. Эти племена обозначаются общим названием «антов».
    Анты и племена, жившие к северу от них по верхнему Днепру, Западной Двине, верхней Оке и Волге, ? это восточнославянские племена.
    К концу VI в. славяне занимали уже огромную территорию от Лабы (Эльбы) до Дона, Оки и верхней Волги и от Балтийского поморья до среднего и нижнего Дуная и до Чёрного моря. В VI и VII вв. славяне продвинулись на Балканский полуостров. Расселяясь на запад и юг и смешиваясь с местным населением, венеды дали начало западным и южным славянам. Так, в состав западного славянства вошли жившие к востоку от Эльбы многочисленные племена лугиев. В областях к югу от Дуная славяне ассимилировали жившие там племена иллирийцев и фракийцев. Косминский А.Е. История средних веков. - М.: Издательство «Просвещение», 2007.
    С общественным строем и бытом славян нас знакомят главным образом восточноримские (византийские) писатели, в первую очередь историки VI в. ? Прокопий Кесарийский, Агафий Миринейский, Иоанн Эфесский, и военный трактат конца VI ? начала VII в., так называемый «Стратегикон» Псевдо-Маврикия. Особенно ценными являются сведения, содержащиеся в III книге «Готской войны» Прожигая. Немало интересных сведений о славянах имеется у готского писателя VI в. Иордана. По данным источников, земледелие у славянских племён было издавна основной отраслью хозяйства; наряду с земледелием славяне занимались и скотоводством. Известное значение в хозяйственной жизни славян имели также рыболовство, охота и бортничество. Псевдо-Маврикий прямо указывает на наличие у славян многочисленных стад скота и большого количества «плодов земли», «в особенности ячменя и проса». О занятии славян земледелием говорят и другие источники.
    Археологические находки советских учёных показывают, что славянам издавна был известен плуг с железным лемехом. У славян были искусные кузнецы, ювелиры, изготовлявшие бронзовые украшения с эмалью, гончары, делавшие красивую глиняную посуду.
    Основной хозяйственной единицей у славян была домашняя община, которая впоследствии у южных славян называлась «задругой».
    Задруга представляла собой единый хозяйственный организм, состоявший иногда из нескольких десятков человек, живущих вместе и владеющих всем имуществом сообща. Энгельс указывает, что эта патриархальная домашняя община с общим землевладением и совместной обработкой земли была необходимой «переходной ступенью, из которой развилась сельская община, или марка, с обработкой земли отдельными семьями и с первоначально периодическим, а затем окончательным разделом пахотной земли и лугов» Наряду с домашней общиной у славян распространяется и соседская община. Несколько общин образовывали племя. Каждое племя занимало особый округ, который у южных и западных славян носил название «жупы». Семенов В.Ф. История средних веков. - М.: Издательство «Просвещение», 2007.
    Прокопий даёт нам представление об общественном строе древних славян. «Эти племена, славяне и анты, ? говорит он, ? не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим». Однако тот же Прокопий и другие историки говорят о выделении у славян аристократической верхушки общества, родовой знати, о появлении у них князей, стоявших во главе отдельных племён или союза нескольких племён. Но власть князей была ограничена народным собранием ? вечем. Первобытно-общинный строй был для славян VI ? VII вв. уже пройденным этапом, и они теперь подходили к истокам своей государственности. Источники говорят о наличии у славян в этот период рабства, однако рабство носило ещё патриархальный характер. По словам византийских писателей, славяне не держали военнопленных в вечном рабстве, а по истечении известного срока отпускали их за выкуп на свободу или же предоставляли им право «оставаться, где они находятся, на положении свободных и друзей». Таким образом, в это время у славянских племён, находившихся на стадии военной демократии, начинается процесс классообразования и складывания государства.
    Для общих предприятий славянские племена объединялись под предводительством выбранного князя. Уже в IV в. у антов был большой союз племён, во главе которого стоял князь Бож. Один византийский писатель говорит: «Так как у них много князей и они между собой несогласны, то выгодно некоторых из них привлечь на свою сторону или посредством обещаний или богатыми подарками, в особенности тех, которые по соседству с нами имеют сношения с другими, чтобы они не соединились вместе и не поступили под начальство одного».
    Вооружение славян первоначально было довольно примитивным. Каждый воин был вооружён двумя дротиками, иногда щитом; были у них и луки со стрелами, смазанными ядом. Любимой тактикой славян было заманивать врагов в леса и болота и там истреблять их внезапными нападениями. Но византийские писатели указывают, что славяне скоро превзошли римскую военную технику, научились осаждать и брать укреплённые города. В своих маленьких лодках-однодревках они смело пускались в отдалённые морские походы. Чернобаев М.В. История средних веков. Учебник для вузов. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007.
    Славяне издавна были знакомы с земледелием, которое было их основным занятием. Археологические данные свидетельствуют о наличии у них обширных зерновых запасов, особых кладовых зерна.
    По Маврикию, славяне особенно много сеяли ячменя и проса, уже в первые столетия нашей эры разводили домашний скот; им были известны и различные домашние ремесла.
    У славян, живших в районе Вислы и Верхнего Днепра, большую роль, кроме земледелия и скотоводства, играли рыболовство и лесное хозяйство (звероловство, бортничество).
    В славянской религии особенно ярко отразились два момента, характерные для первобытных земледельческих народов: обожествление сил природы ? славяне обоготворяли небо, солнце, гром, молнию (бог неба ? Сварог, бог грома и молнии ? Перун, богиня Жива, олицетворявшая плодородие), горы, деревья, воды (водяной, русалки) ? и поклонение предкам (домовой, шур, или чур). Выделившегося в особый класс жречества у славян еще не было. Кулаков А.Е. Религии мира: Пособие для учащихся. - М.: АСТ, 2007.
    1.2. Хозяйственный и общественный строй восточных славян
    География расселения восточно-славянских племен во второй половине I тыс. н.э. нашла отражение в «Повести временных лет». В VI?VIII вв. восточные славяне для защиты от внешней угрозы объединяются в территориальные союзы племен: поляне (средний и верхний Днепр); кривичи (бассейн Западной Двины); словене (Ильмень, Волхов); дреговичи (Полесье между Припятью и Березиной); вятичи (верховья Оки); северяне (Десна, Сейм, Сулла); радимичи (между Сожем и Ипутыо); древляне (Тетерев, Уж); дулебы (Волынь); хорваты (Карпаты); уличи и тиверцы (Буг, устье Дуная). Кислицин С.А. История России в вопросах и ответах. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007.
    Политической основой союзов восточно-славянских племен являлись институты «военной демократии». Во главе этих союзов стояли князья, выполнявшие управленческие и военные функции, опираясь на дружину, профессиональное «воинское братство», в котором князь был «первым среди равных». Княжеская власть («вождество») еще носила потестарный (догосу-дарственный) характер. Она была не столько привилегией и авторитарно-властным господством, сколько обязанностью и авторитетно-властным полномочием. Наряду с князем и дружиной большую роль в управлении играли вече (народное собрание) и совет старейшин.
    Восточные славяне жили по берегам рек в поселках, обнесенных земляным валом и состоящих из нескольких жилищ, полуземлянок с глиняной или каменной печью без дымохода. Поселки составляли соседскую общину, основой которой были социально-экономические связи. Поселки-общины располагались «гнездами» и были удалены друг от друга на десятки километров.
    Основным занятием восточных славян было земледелие: в лесной части ? подсечно-огневое, в лесостепной ? переложное. В качестве сельскохозяйственных орудий широко использовались деревянная соха и рало с железным наконечником. Важной отраслью хозяйственной деятельности восточных славян являлось скотоводство, о чем свидетельствует, в частности, такой факт: долгое время слово «скот» в древнерусском языке означало также «деньги». Большое значение имели охота, рыболовство, бортничество.
    К этому времени у восточных славян уже в качестве профессиональных занятий выделились ремесло и торговля. Их центрами стали города, укрепленные поселения, возникшие в племенных центрах или вдоль важнейших водных торговых путей, например, «из варяг в греки».
    Интеграция территориально-племенных союзов восточных славян во главе с «городами-государствами» постепенно привела к возникновению в середине IX века нескольких геополитических центров, среди которых выделялись на юге поляне (с центром в Киеве) и на северо-западе словене (с центром вначале в Ладоге, а затем в Новгороде). Объединение этих центров привело к образованию такой новой организационной формы жизни общества, как Древнерусское государство с центром в Киеве. Громов Ф.Д. Киевская Русь. - М.: АСТ, 2007.
    В IX ? начале XII в. во главе Древнерусского государства стоял великий князь, в облике которого постепенно утрачивались черты военного вождя. Князь становился светским правителем, принимая активное участие в разработке законодательных актов, становлении княжеского суда, организации торговли.
    Князь правил вместе с дружиной, в которой большую роль играла дружинная гвардия из наемников, вначале варягов, а затем, в киевский период, ? племенного объединения «черных клобуков», остатков тюркских кочевников (печенегов, торков, берендеев, осевших на реке Рось).
    Отношения между князем и дружинниками носили вассальный (лично зависимый) характер, однако в отличие от Западной Европы на Руси они не оформлялись юридическими актами. Эти отношения во многом еще были патриархальными: князь был «первым среди равных», наравне со всеми участвовал в пирах, делил тяготы военных походов.
    Государственные функции, которые выполнял князь, были несложными: он ходил на полюдье и собирал дань, судил население, отражал с дружиной нападение врагов, участвовал в военных походах, заключал международные договоры. Дружина, во всем помогавшая князю, проживала на княжеском дворе (гриднице) на полном его содержании. Она состояла из старших и младших дружинников. Старшие назывались боярами («мужами»). Из них назначались наиболее важные чины княжеской администрации. Приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, без которого князь не принимал ни одного решения. Шевелев В.Н. История Отечества. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007.
    В период расцвета Древней Руси (конец X ? первая половина XI в.) в руках великого князя как «главы всей земли русской» была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Эта власть целиком принадлежала киевской династии, то есть на Руси существовал родовой сюзеренитет (верховное право княжеского рода). В Киеве сидел князь-отец, его дети и родственники являлись князьями-наместниками в подвластных великому князю русских землях. После смерти великого князя власть по обычаю, введенному князем Владимиром, должна была переходить по старшинству: от брата к брату. Однако на практике генеалогическое старшинство зачастую уходило на второй план, в борьбе за великокняжеский престол верх брали политические амбиции, стремление передать престол не брату, а сыну, что сопровождалось постоянными распрями внутри княжеского дома. Со второй половины XI века для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики стали созывались съезды князей.
    В Древнерусском государстве еще не было четкого разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами управления. Слабо были развиты законодательство и суд, широкое распространение имело обычное право, на которое опирались князья в практике управления и судопроизводства.
    В суде преобладал обвинительный процесс, который применялся и к гражданским, и к уголовным делам. Он характеризовался активностью сторон, каждая из них старалась доказать свою правоту. Главную роль в судебном разбирательстве играли показания свидетелей и «суд божий» (испытание огнем или водой), а в некоторых делах ? поединок («поле») и присяга («крестное целование»). Князья, их посадники и тиуны (должностные лица) выполняли функции посредников в судебном процессе, взимая за это определенную сумму («виру» ? штраф за убийство, «продажу» ? штраф за другие виды преступлений). Громов Ф.Д. Киевская Русь. - М.: АСТ, 2007.
    В Древнерусском государстве продолжало действовать народное вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан, на котором решались вопросы войны и мира и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.