Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Значение ценностей для культуры и общества. Внешний контроль поведения человека в первобытном обществе и его смена на самоконтроль в гражданском обществе. Ценностные ориентации древних славян. Типы взаимодействия ценностей в древнерусской культуре.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 14.01.2010. Год: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


4
Реферат на тему: "История русской культуры"
на тему: "Ценностные ориентации народной русской культуры"

2010
Содержание
    Введение
      Значение ценностей для культуры и общества
      Ценностные ориентации древних славян
      Типы взаимодействия ценностей в древнерусской культуре
      Заключение
      Список литературы

Введение

Одной из главных потребностей первобытного человека была потребность осмыслить, систематизировать окружающий мир.

Недаром мифы самых разных народов о создании мира рисуют ситуацию до сотворения как ситуацию неразделенности, несистематизированности.

До этого не было ничего: ни земли, ни неба, ни света, ни тьмы, ни дня, ни ночи, ни жизни, ни смерти.

Творение предстает не только в виде создания чего-то нового в материальном смысле: света, земли, человека - но и (это очень важно) в виде появления ориентации.

Земля отделяется от неба, свет - от тьмы, день - от ночи, жизнь - от смерти. В результате мир не просто создается. Он упорядочивается. Каждая из сторон двухполюсной системы получает нравственную оценку (тьма - свет, зло - добро).

Тем самым миф о творении не только объясняет, как появился окружающий мир, но и определяет, как должен вести себя человек в этом мире, ориентирует его в мире.

Значение ценностей для культуры и общества

Для первобытного общества был характерен внешний контроль за поведением человека, поэтому как ему самому, так и его родственникам, соседям было важно точно знать, что хорошо и что плохо, как можно поступить и как нельзя.

Нечеткие, допускающие двоякое толкование нормы поведения только дезориентировали бы людей.

Такие гибкие, приспособленные к многообразию жизни нормы сделались возможными лишь тогда, когда внешний контроль сменился (в гражданском обществе) самоконтролем, самооценкой своего поведения человеком.

В древних культурах понятия "добро" и "зло" резко противопоставлены. Между ними невозможен компромисс. Они находятся в состоянии вечной борьбы, в которую включен весь мир.

Подобно тому, как понятия "добро" и "зло" образуют двоякую систему ценностей, так же соотносятся все основные представления о мире.

Можно сказать, что ели современная систематизация мира является логической, отыскивающей непротиворечивые отношения или диалектические связи, то первобытная систематизация мира была нравственной, этической, связывающей все с понятиями добра и зла.

Ценностные ориентации древних славян

В основе представлений славян о жизни лежало понятие судьбы. С ним связывались представления о счастье (доля) и несчастье (недоля), победе и поражении, достатке и недостатке (в хозяйственном смысле).

У прибалтийских славян каждое из этих проявлений судьбы имело собственного бога: Белобога, бога счастья, и Чернобога, бога несчастья. Характерно, что в понимании "судьбы" как "доли" отразились коллективистские, общинные взгляды славян, воспринимавших свою индивидуальную судьбу лишь как часть общей судьбы рода, племени.

Это близко к восточному представлению о роли индивида (по-японски "я" звучит как "моя часть", доля). В отличие от древних греков, веривших в предопределенность судьбы, славяне считали, что вопрос о судьбе можно перерешить.

Бог, наделяющий человека "долей", может быть умилостивлен в результате жертвоприношения. Решая судьбу человека, бог правит свой суд над ним.

В мифологии мы сталкиваемся с множеством божеств, обычно в женских образах, определяющих судьбу (Добрая Доля, Несчастная Доля, Лихая Доля, Злая Доля, Горе, Злосчастье, Лихо, Беда, Бессчастие, Злыдни и т.п.).

Столь же важным было противопоставление жизни и смерти, связанное с природными циклами (весна - зима, огонь - влага, солнце - луна, день - ночь).

Смерть выступала в виде важнейшей антиценности, объединяющей вокруг себя злые силы, во главе которых стоит Кощей Бессмертный, являющийся одним из воплощений смерти.

Добро и зло были связаны с ориентацией в пространстве. Мир делился на правую и левую части, счастливую и несчастливую. До сих пор принято, чтобы не сглазить, плевать через левое плечо - там стоит дьявол.

В связи с этим возникло представление о правде и кривде, правоте и неправоте, прямом и кривом пути.

Правое и левое ассоциировалось также с идеей верха и низа ("Правда живет у Бога, а кривда на земле"). Места верхние поэтому предпочитаются нижним, считаются святыми, на них располагаются идолы языческих богов, а затем христианские церкви.

В отличие от христианских представлений, четко отделивших небо, как место обитания Бога, от греховной Земли, в языческих представлениях небесное и земное осознавалось как мужское и женское.

Женское божество земли ("мать сыра - земля", "святая земля") было не менее важным предметом почитания, чем небесные боги (такие, как Перун). Землей клялись.

Зло обитало в подземном или подводном царстве, населенном нежитью и нечистью: умершими не своей смертью русалками, упырями, кикиморами и т.п.

С развитием общественных отношений ценности пространственной ориентации стали применяться для целей социальной ориентации. В связи с этим важно представлять себе священное значение, которое придавалось делению общества на "верхи" и "низы", положению царя "наверху" социальной лестницы.

Вместе с тем общественное положение не до конца характеризовало человека.

Кроме ряда верх - низ, существовал ряд право - лево, "правда - кривда", определяя насколько деятельность человека, соответствует архаическим, общинным представлениям о справедливости.

Сочетание общественного положения "наверху" с "неправдой" поведения воспринималось как кричащее противоречие, нарушение мирового порядка, требующее вмешательства общества.

Не менее важным было и долгое сохранение в сознании русских идей матери - земли, противостоявшей идее о греховности всего земного.

Важным было противопоставление своего и чужого, включавшее также представления о старшем и младшем, посвященном и непосвященном, священном и мирском и т.п.

Наиболее остро это противопоставление проявлялось в отделении единоплеменника и захватчика (кочевника, татарина, "поганого"), что впоследствии было осмысленно как п и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.