Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Факторы экономического могущества. Сущность консервативной модели развития. Экономика США на данном этапе. Бесспорный лидер капиталистического мира. Структурная перестройка промышленного производства. Эффективность хозяйства США.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: История. Добавлен: 05.02.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


15
Тема 38: Экономическое могущество США после Второй мировой войны.

1. Факторы экономического могущества.
2. Сущность консервативной модели развития.
3. Экономика США на данном этапе.
1. Соединенные Штаты Амери-ки закончили вторую мировую войну, будучи бесспорным лидером капиталистического мира. Еще до войны они рас-полагали огромнейшей экономической мощью и являлись самым богатым государством. Однако именно вторая ми-ровая война способствовала усилению могущества США, привела к их господству в послевоенном мире.
За годы войны национальный доход США удвоился, бо-лее чем вдвое возросло промышленное производство. В стране был создан хорошо отлаженный производственный механизм, опирающийся на емкий внутренний и междуна-родный рынки. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, сти-мулировали обновление основного капитала. Сумма воен-ных подрядов составила 175 млрд. дол., а чистая прибыль американских монополий -- 70 млрд. дол. Усилился процесс концентрации производства: количество крупных предприя-тий с числом рабочих свыше 10 тыс. увеличилось в 7 раз. Война ускорила процесс интенсификации сельского хо-зяйства: механизация и химизация производства стимулиро-вались огромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резко увеличить свои доходы.
Военные действия, а следовательно, и разрушения не коснулись территории США, и ресурсы страны с населени-ем почти в 150 млн. человек в несколько раз превосходили ресурсы других капиталистических государств. В результа-те после войны США давали 60 % промышленной продук-ции капиталистического мира. На их долю приходилось 50 % мировой добычи угля, 64 % -- нефти, 53 % -- выплав-ки стали, 17 % -- производства зерна, 63 % -- кукурузы. Со-единенные Штаты сосредоточили в своих руках 2/3 золото-го запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира.
Экономическое превосходство США базировалось на их финансовой мощи. На Бреттонвудской конференции 1944 г., учредившей систему золотого валютного стандар-та, за долларом была закреплена роль мировой конверти-руемой валюты, его золотое содержание определилось в 35 дол. за 1 унцию золота. Доллар стал расчетной и резер-вной денежной единицей, наравне с золотом он являлся га-рантом стоимости банкнот. Одновременно были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Международ-ный банк реконструкции и развития (МБРР), которые в значительной степени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал.
С окончанием войны перед страной встала проблема реконверсии, т.е. перевода экономики с военных на мир-ные рельсы. Она предполагала проведение военной демо-билизации и демонтаж системы чрезвычайного военного контроля и регулирования. Реконверсия проходила под контролем государства. В ноябре 1945 г. президент Г.Тру-мэн подписал закон, сокращавший налоги на 6 млрд. дол. Была ускорена продажа государственных военных заводов и запасов продовольствия частному бизнесу. С помощью правительства крупные корпорации в относительно корот-кий срок перевели военные предприятия на производство мирной продукции. Увеличился спрос на новейшее обору-дование, которое постепенно заменяло изношенное или ус-таревшее за годы кризиса и войны. Мелким и средним предпринимателям удалось воспользоваться ситуацией реконверсии и включиться в те сферы, где ранее им было трудно конкурировать с крупным бизнесом. Аналогичной была ситуация в сельском хозяйстве, где в 1945 -- 1947 гг. сохранялась благоприятная рыночная конъюнктура.
После второй мировой войны Соединенным Штатам удалось избежать кризиса реконверсии, подобного кризи-су 1920--1921 гг. Эта объяснялось тем, что в результате так называемого отлаженного спроса в стране имелось около 129 млрд. дол. ликвидных накоплений, готовых соз-дать стимул для производства товаров широкого потребле-ния и для капитального строительства.
Наступление мирного времени повлекло за собой свер-тывание органов чрезвычайного регулирования. Однако это не означало уменьшения воздействия государства на эконо-мику, которое приняло другие формы. В 1946 г. был принят закон о занятости, который официально провозглашал от-ветственность государства за состояние экономики страны. Оно должно было обеспечить "максимальные" занятость, производство и покупательную способность". В соответ-ствии с законом при президенте США создавался Совет экономических консультантов (СЭК), обязанный следить за хо-зяйственным пульсом страны и представлять ежегодно док-лад президенту. Глава государства должен был в свою оче-редь направлять ежегодные экономические послания вместе с документами СЭК Конгрессу США. В докладах следовало анализировать состояние экономики и давать рекомендации как государственным органам, так и частным предпринима-телям. Конгресс учреждал Объединенный экономический комитет по изучению послания президента и составлению необходимых законодательных предложений.
Одной из проблем реконверсии стала быстро растущая инфляция. Она была вызвана ростом цен, который после-довал после отмены в конце 1946 г. государственного кон-троля над ценами и заработной платой. Пресечение ин-фляции президент назвал первостепенной задачей в эконо-мическом послании Конгрессу в январе 1948 г.
В этом же году экономика США, исчерпав стимулиру-ющее воздействие военной и послевоенной конъюнктуры, вступила в стадию экономического спада. В 1949 г. про-мышленное производство сократилось на 6 %. Безработица увеличилась с 2 млн. человек в 1948 г. до 3,4 млн. в 1949 г., что составило 5,5 % рабочей силы. Стремясь не допустить кризиса, республиканская администрация Трумэна пред-ложила программу реформ, получивших название "спра-ведливого курса". Она предусматривала повышение мини-мума заработной платы, строительство дешевого жилья для семей с низкими доходами, оказание помощи ферме-рам и финансовую поддержку штатам на цели образова-ния, введение системы медицинского страхования и др. Выполнение программы было направлено на расширение платежеспособного спроса, который рассматривался нео-кейнсианцами как один из "стабилизаторов" американской экономики. Некоторые меры были проведены в жизнь. Так, минимум заработной платы увеличился с 40 до 75 центов в час, возрос объем страховых пособий, система пенсионного обеспечения дополнительно охватила 10 млн. человек, был принят закон о строительстве 800 тыс. квар-тир для низко доходных семей в течение шести лет.
Смягчению послевоенной рецессии способствовали осу-ществление "плана Маршалла" и война в Корее. "План Маршалла", или программа возрождения Европы, был предложен государственным секретарем США Дж. Мар-шаллом в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947 г. Он предусматривал оказание помощи европейским государствам при условии использования ее для роста производства и финансовой стабилизации, сотрудничества с другими странами в снижении торговых барьеров, поставки в США дефицитных материалов, сохранения и поощрения частных американских инвестиций и предоставления еже-годных отчетов Конгрессу США. В "плане Маршалла" сог-ласились участвовать 16 европейских стран, в том числе Ве-ликобритания, Франция, Италия, Западная Германия и др. В течение четырех лет действия "плана Маршалла" Кон-гресс США выделил 13 млрд. дол., 2/3 из которых было ис-трачено на закупки американских товаров. Благодаря "пла-ну Маршалла" США избавились от излишков продукции, не находившей сбыта внутри страны, а также смогли увели-чить инвестиции в экономику европейских стран.
Стимулирующее воздействие на американскую экономи-ку оказала война в Корее, начавшаяся в январе 1950 г. За-кон о военном производстве, принятый в сентябре этого же года, расширял вмешательство федерального правительства в экономику и социальные отношения. Он давал президенту право устанавливать очередность решения производствен-ных проблем, распределять ресурсы, строить новые заводы, предоставлять налоговые льготы частному капиталу в целях поощрения военного производства, вводить контроль над ценами, заработной платой. В декабре 1950 г. в стране было введено чрезвычайное положение и уже в течение первого года войны в Корее численность вооруженных сил США увеличилась более чем в 2 раза, производство военных само-летов -- в 5 раз, танков, бронетранспортеров и других видов вооружения -- в 4,5 раза и т.д. Расходы на производство атомного и разработку термоядерного оружия в 1952 -- 1953 гг. составили 5 млрд. дол., что более чем в 3 раза превышало затраты предыдущих лет.
За время войны в Корее в промышленность США было инвестировано до 30 млрд. дол., т.е. больше, чем за всю вторую мировую войну. Ускорилась амортизация новых промышленных предприятий и оборудования. В полную собственность монополий перешло в 2,5 раза больше пред-приятий, чем в первые послевоенные годы, хотя новые за-воды строились в расчете на смешанное военное и граж-данское производство в основном на государственные средства. В связи с войной в Корее объем промышленности в 1953 г. увеличился по сравнению с 1958 г. на 37 %; рас-ширилась занятость, повысились заработки за счет увели-чения основных ставок и сверхурочных работ.
Несмотря на благоприятную экономическую конъюн-ктуру, война в Корее, принесшая США 54 тыс. погибших и 103 тыс. раненых, была непопулярна в стране. Она пре-допределила поражение демократов на выборах 1952 г. Президентом страны стал герой второй мировой войны ге-нерал Д.Эйзенхауэр, с которым широкие массы связыва-ли надежды на прекращение корейской авантюры. В июле 1953 г. война в Корее была прекращена.
Республиканская администрация придерживалась кур-са на умеренное государственное вмешательство в эконо-мику, опираясь на монетаристскую политику. Весной 1953 г. были отменены все меры экономического контроля, вве-денные трумэновской администрацией. Для преодоления экономического спада 1953 -- 1954 гг. правительство при-бегло к финансовым рычагам регулирования: был пони-жен обязательный уровень резервов в банках ФРС с целью поощрения выхода денежных средств на рынок; была сок-ращена с 3 до 1,75 % учетная ставка для облегчения досту-па к кредиту; правительство выбросило на рынок часть ва-лютных запасов для активизации бизнеса. В целях стиму-лирования инвестиций были сокращены налоги на корпо-рации и личные доходы. Еще более мобильно эти рычаги применялись в период третьей послевоенной рецессии 1957-1958 гг.
Вместе с тем для правительства Эйзенхауэра было оче-видно, что для поддержания расширенного воспроизвод-ства и сохранения мира в стране необходимы мероприятия в социальной сфере. Была принята программа широкомас-штабного дорожного и жилищного строительства, в соот-ветствии с которой к 1960 г. было проложено 7,5 тыс. миль шоссейных дорог. В 1955 г. был принят закон о строи-тельстве 45 тыс. квартир и домов для малоимущих семей. Однако осуществление социальных программ в эти годы не вышло за рамки крайне необходимого.
Таким образом, в течение первого послевоенного деся-тилетия Соединенные Штаты сохранили и упрочили свои позиции в капиталистической экономике. Усилилась роль государства в регулировании хозяйственной жизни стра-ны, что особенно проявилось в период реконверсии и пос-левоенных циклических спадов производства. Вместе с тем подстегивающим фактором экономического роста ста-новятся рост военных расходов, милитаризация хозяйства, осуществляемая в условиях соперничества великих дер-жав и "холодной войны".
В 1978 г. Картер предложил антиинфляционную прог-рамму. Одним из ее главных компонентов стала идея "доб-ровольных ограничений", согласно которой частный бизнес должен был воздерживаться от повышения цен на продук-цию, а профсоюзы -- от борьбы за увеличение заработной платы для рабочих. Другим звеном антиинфляционной по-литики стало сокращение расходов федерального прави-тельства. Была заморожена заработная плата государствен-ных служащих, сократились ассигнования на социальные нужды. Правительственная политика содействовала некото-рому росту производства в США: с 1977 г. до середины 1979 г. среднегодовые темпы валового национального продукта составили 4 %, безработица в стране сократилась до 5,8 % рабочей силы. Однако улучшение экономической конъюн-ктуры не сопровождалось понижением уровня инфляции.
Антиинфляционной политике администрации Картера противоречил стремительный рост военных расходов. Бы-ли санкционированы новые крупные военные программы (межконтинентальные ракеты MX, крылатые ракеты, стратегический бомбардировщик "Стеле" и др.), что выз-вало опасный виток гонки вооружений. Военные расходы возросли к 1980 г. в реальном исчислении на 5 %.
Инфляция стала подлинным бичом американской эконо-мики. Если в 1977 г. ее среднегодовой уровень составлял 6,5 %, то в 1979 гг. -- почти 13 %. От инфляции больше все-го страдали беднота, пенсионеры и лица с фиксированными доходами. Стремясь противостоять инфляции, они скупали товары, в которых не нуждались, опасаясь нового повыше-ния цен. Это еще более повысило спрос, а за ним последовал очередной рост цен. Вместе с тем началось как бы "бегство от денег". Богатые американцы вкладывали деньги в недви-жимость, товары длительного пользования, произведения искусства, предметы роскоши. Стремительно возросли про-центные ставки, поскольку заимодавцы требовали увеличе-ния сумм с учетом инфляции. Для оказания поддержки низ-кооплачиваемым работникам Конгресс принял решение о повышении минимума заработной платы. Выплаты по соци-альному страхованию исчислялись на основе индекса про-житочного минимума. Следовательно, с ростом цен автоматически росли и выплаты по социальному страхованию. Ма-лоимущие и пенсионеры получили сиюминутное облегчение своего положения, однако их возросшая покупательная спо-собность вызвала дальнейший рост цен. Инфляционная спираль раскручивалась все больше и больше, и рост цен ка-зался безостановочным.
В этих условиях ФРС резко повысила в октябре 1979 г. учетные ставки с целью ужесточения условий кредита и ограничения денежной массы в стране. Такая жесткая фи-нансовая политика на какое-то время понизила уровень инфляции, но одновременно вызвала экономический спад, особенно в автомобилестроении и жилищном строительс-тве. К январю 1980 г. уровень инфляции достиг сверхвы-сокой отметки -- 18 %, среднегодовой индекс потреби-тельских цен возрос до 13,5 %. Оказалась недостижимой и главная цель экономической политики демократов -- сба-лансировать бюджет. В 1981 г. бюджетный дефицит соста-вил 59,6 млрд дол.
К концу 70-х гг. обнажились и другие проблемы амери-канской экономики. Углубился структурный кризис ряда отраслей. Доля США в совокупном промышленном произ-водстве капиталистического мира сократилась с 42 % в 1960 г. до 36,7 % в 1980 г. Уменьшился удельный вес США в общем объеме экспорта капиталистических стран с 18 % в 1960 г. до 13 % в 1980 г. Обострилась конкурентная борь-ба с западноевропейскими и японскими монополиями как на международных, так и на внутреннем рынках США. Замедление темпов экономического роста привело к тому, что в 1980 г. уровень ВНП на душу населения США был ниже, чем в Германии, Англии и Франции, и лишь на 15 % превышал японский.
Таким образом, администрация Картера не смогла решить ни одну из острых проблем 70-х гг. Его президен-тство американские историки назвали "бесцветным", а са-мого президента -- "автором грандиозных программ, ни одну из которых он не смог довести до конца".
2. Экономические трудности 70-х гг. поставили под сомнение правильность системы государственного регулирования ры-ночной экономики, вызвали пересмотр теоретических посы-лок и практики государственной экономической политики США. Кейнсианская концепция была заменена консерва-тивным вариантом государственного регулирования, который на практике осуществлялся в годы правления республи-канской администрации президента Р.Рейгана (1981 -- 1988 гг.) и получил название "рейганомики".
"Рейганомика" явилась лишь одним из вариантов нео-консервативной политики, которая на протяжении 80 -- начала 90-х гг. применялась во всех развитых капиталис-тических странах. Неоконсерватизм стал ответом на ухуд-шение условий капиталистического воспроизводства и, как следствие, выдвижение на первый план задач рационали-зации производства, его структурной и технологической перестройки, усиление интернационализации капитала. Например, внедрение новых технологий требовало более гибкого государственного регулирования, что проявилось в накоплении больших средств для их инвестирования в передовые отрасли, переквалификации рабочей силы, но-вого подхода к решению экологических и социальных проблем. Большей свободы рук в новых условиях требова-ли и НТК и растущий немонополизированный секторы экономики, интересы которых государство должно было учитывать в своей экономической политике.
Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:
1) сокращение налогов на корпорации и личных подо-ходных налогов;
2) ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;
3) дерегулирование предпринимательской деятельности;
4) проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции.
Осуществление программы Рейгана столкнулось с серьезными трудностями. В 1980--198 и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.