На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие государства. Предпосылки возникновения древнерусского государства. Момент возникновения Древнерусского государства. Образование древнерусского государства. Общественные отношения, связанные с рассмотрением возникновения древнерусского государства.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 18.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
Оглавление:
Введение…………………………………………………………..………...3
Основная часть:
1. Предпосылки возникновения древнерусского государства…..5
2. Образование древнерусского государства…………………....13
Заключение………………………………………………………….……23
Список использованной литературы…………………………………...24
Введение

Актуальность темы исследования

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание политических образований в феодальное государство восточных славян - Древнерусское государство. В литературе разными историками это событие датируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к 9 в.
Внимание к периоду становления раннего государства и права на Руси является сегодня вполне обоснованным с точки зрения государственно-правового подхода еще и потому, что институциализация политических и правовых структур проис-ходила здесь на протяжении длительного исторического перио-да, а условия, способы и механизмы властеотношений именно в этот период приобретали системообразующее значение.
На нынешнем этапе исследований государственно-правовой исто-рии созрела необходимость и сложились условия для перехода от изучения отдельных политических и правовых реалий Древ-ней Руси к их комплексному, системному анализу. Такому ана-лизу политико-правовой системы Древней Руси в отечествен-ной историко-правовой литературе формально посвящено ог-раниченное количество исследований. Но фактический объем работ, в которых так или иначе затрагиваются различные ас-пекты российского исторического государствоведения и право-ведения, очень широк.
Здесь следует назвать работы П.И. Беля-ева, М.Ф. Владимирского-Буданова, А.А. Горского, Б.Д. Греко-ва, И.Н. Данилевского, М.А. Дьяконова, А.А. Зимина, Н.М. Ка-рамзина, В.О. Ключевского, Н.Ф. Котляра, В.В. Мавродина, Е.А. Мельниковой, А.В. Назаренко, А.П. Новосельцева, В.Т. Пашуто, А.Е. Преснякова, О.М. Рапова, В.А. Рогова, Б.А. Рыбако-ва, А.Н. Сахарова, М.Б. Свердлова, В.И. Сергеевича, С.М. Соло-вьева, М.Н. Тихомирова, П.П. Толочко, А.П. Толочко, А.Н. Фи липпова, И.Я. Фроянова, Л.В. Черепнина, З.М. Черниловского, О.И. Чистякова, Б.Н. Чичерина, Я.Н. Щапова, С.В. Юшкова и др.
Многие фундаментальные положения изучаемой пробле-мы вплоть до настоящего времени продолжают оставаться дис-куссионными. В частности, не существует единого мнения от-носительно времени, характера и конкретно-исторических ус-ловий перехода восточно-славянского общества к государству.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении возникновения древнерусского государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть предпосылки возникновения древнерусского государства;
2. рассмотреть образование древнерусского государства.
Объект исследования - возникновение древнерусского государства.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением возникновения древнерусского государства.
Основная часть

1. Предпосылки возникновения древнерусского государства

Расположенное на великой Восточно-Европейской равнине Древнерусское государство с момента его образования являлось одним из крупнейших государств того времени и сыграло важ-ную роль в истории не только народов России, но и народов Центральной и Западной Европы.
Древнерусское государство образовалось в итоге длитель-ного процесса развития восточнославянских племен. Славянс-кие племена -- одно из важнейших этнических образований Европы.
Самые ранние известия письменных источников о славян-ских племенах относятся к 1--2 вв. н. э. (Тацит, Плиний, Птоле-мей). Под именем венедов славяне населяли тогда территории в бассейне реки Вислы и побережья Балтийского моря Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (9-12 вв.). М., 2001. С. 38..
Начиная с 6 в. источники о славянах становятся многооб-разными и достаточно содержательными. Это находится в пря-мой связи с той ролью, какую к тому времени начинают играть в Восточной Европе славянские племена и их борьба с Визан-тией, которая, так же как и Римская империя, но от Рождества Христова, вполне может считать себя родоначальницей всех последующих больших и малых имперских притязаний.
История не знает славянских нашествий, как и не знает имен тех народных вождей, которые, возбуждая у соплеменни-ков триумфальный восторг и заражая их идеей мирового гос-подства, оставили бы, подобно римским императорам, вели-кое, если с завоевательных позиций, и страшное, если обра-титься к людским страданиям, наследие отгремевших эпох.
У славянских племен не было ни триумфальной столицы, ни триумфальной дороги к ней, по которой въезжали бы поко-рители мира, ведя пленных и неся трофеи, то есть чужое богатство, отобранное для своих нужд. А что касается Третьего Рима (чем и ныне кое-кто пытается еще попрекнуть Москву), то, во-первых, это было всего лишь желание, а не воплощенная действительность, а во-вторых, желание, связанное, скорее, с византийскими привнесениями, чем с идеей доморощен-ной, тем более народной, которое потому и не могло при-житься на русской земле.
История не знает славянских нашествий, но зато в ней четко обозначены другие -- нашествия гуннов, аваров, пече-негов, половцев, татаро-монголов, наконец французов и нем-цев -- и это уже в наше, просвещенное время. Однако по злой ли воле судьбы, по исторической ли заданности воинствен-ными и агрессивными, как и прежде, считаются славяне, рус-ские, Россия, но никак не те народы и государства, на совес-ти которых кровь миллионов загубленных жизней, грабежи, жестокость, вандализм. Испанцы, англичане, французы, от-крыв и захватив для себя огромный континент и истребив или почти истребив жившие на нем племена и народы, видят в этом акте истории Божье провидение и, поставив себя во гла-ве миролюбивых сил планеты, готовы диктовать, да и дикту-ют мировому сообществу свою волю Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (9-12 вв.). М., 2001. С. 45..
Россия же распространила свое влияние на Сибирь, ко-торое сопровождалось не столько насилием, сколько тихой, мирной, бескровной, религиозной экспансией. Однако Рос-сия значится не иначе как в списках агрессоров и преступни-ков, и от нее все явственней требуют чуть ли не самоубий-ственного покаяния. А славянству, между прочим, есть что сказать и предъявить мировому сообществу. Ведь Россия, к примеру, только в 20 столетии дважды подвергалась эконо-мическому и духовному ограблению. Да и сегодня идет не при-крытое ничем ограбление от века будто бы воинственного, агрессивного, но отчего-то вдруг растерявшего весь свой аг-рессивный и воинственный пыл русского народа, России. Рус-ский человек, веками терпевший кабалу и насилие над собой, и сегодня в силу как раз своего исторического характера и в ущерб себе продолжает терпеть, страдать и молчать.
История славянства как общности, если без предвзятости посмотреть на нее, скорее наводит на мысль, что вовсе не от воинских доблестей и победоносных шествий по чужим землям, а от понятий «славный», «добросердечный», «сговорчи-вый», «миролюбивый», более склонный к самопожертвованию, чем на бесчеловечность по отношению к другим, на насилие и жестокость, -- от этих составляющих, характеризующих лишь дружелюбие по отношению к соседствующим народам, и про-исходит или, по крайней мере, должно было происходить наи-менование славян.
По византийским источникам установлено, что славяне в 6 в. занимали огромную территорию от Дуная до Вислы и де-лились на три большие группы: склавинов, антов и венедов. Первые обитали между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы, вторые -- в междуречье Днестра и Днепра, в нижнем их течении и в Причерноморье, третьи -- в бассейне Вислы. Исследователями высказано мнение, что указанные три группы в дальнейшем развитии дали три ветви славянства: юж-ную (склавины), западные (венеды) и восточную (анты). Одна-ко источники 6 в. не содержат еще указаний на какие-либо различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечая единство языка, единство обычаев и законов Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В трех книгах. - М., 1997. - С. 573..
Единство славян находило выражение в их общественном устройстве. Славяне в 6 в. переживали последнюю стадию раз-вития общинно-родового строя. Основой общественной орга-низации у славян стала патриархальная семейная община. Госу-дарства у славян в 6 в. еще не было. Наряду с народным собра-нием существовали племенные вожди или князья. Вожди сла-вянских племен принадлежали к зарождавшейся родоплемен-ной знати, выделявшейся по своему имущественному положе-нию из основной массы населения. В 6 в. племенная раздроб-ленность еще не была преодолена славянами. Однако тенденция к созданию более прочного единства у них уже имелась. Этому в немалой степени способствовала та обстановка постоянной вой-ны, которую вели славяне против Византии на протяжении почти всего 6 века. В ходе этой борьбы создавались союзы сла-вянских племен.
Основным занятием славян являлось земледелие, ставшее уже повсеместно пашенным. Обработка земли велась с помо-щью тягловой силы орудиями плужного типа, возделывался широкий круг зерновых культур: пшеница, рожь, зернобобо-вые и волокнистые культуры. Подсека и перелог, игравшие еще большую роль, особенно в северных районах, начинали вытес-няться двух- и трехпольной системой с паровым клином. Боль-шое значение в хозяйстве славянина имело животноводство. Охота и рыболовство были распространены повсеместно.
Распространение пашенного земледелия на всей террито-рии расселения славян означало огромный прогресс по сравне-нию с подсечной системой, бытовавшей прежде Мавродина Р.М. Киевская Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы). Л., 1983..
Другим важным показателем роста производительных сил у восточных славян было развитие ремесла. В некоторых славян-ских поселках обнаружены десятки домниц, в которых выплав-лялось железо. Раскопки показывают, что в славянских домах занимались прядением, выделывали меха, кожи, производили посуду. Несомненно, часть произведенного продукта шла на об-мен.
Ремесленное производство создало предпосылки для воз-никновения городов как центров ремесла. К началу X в. некото-рые славянские города-укрепления, такие как Киев, Черни-гов, Смоленск, Новгород, превратились в центры ремесленно-го производства.
Вместе с тем 7--9 вв. явились временем развития вне-шних экономических связей восточных славян со странами Во-стока, Византией, а также со странами Прибалтики. Великий Волжский торговый путь связал землю восточных славян с пле-менами Среднего Поволжья и дальше -- через Хвалынское (Кас-пийское) море -- с Востоком. Днепровский путь связал восточ-ных славян с Византией. А к концу 9 в. как Волжский торговый путь, так и днепровский путь «из варяг в греки» получили свое продолжение на север вплоть до Прибалтики, превратившись тем самым в торговые пути общеевропейского значения.
По археологическим данным, существенной чертой обще-ственного строя славян 8--9 вв. является наличие уже по-всеместно сельской или территориальной общины как союза индивидуальных хозяев (малых семей), в собственности кото-рых находятся жилище, орудия труда, продукт труда обраба-тываемый участок земли. Небольшой размер жилища на 4--5 человек, размещение и размер хозяйственных построек, неболь-шой запас продуктов -- все это свидетельствует об индивиду-альном характере хозяйства славян. Об этом же говорит факт сбора дани у славян с «дыма», то есть дома. Исходя из последующего развития крестьянской общины, можно предположить в славянской общине 8--9 вв. нали-чие коллективной собственности на землю, в известных случа-ях -- коллективный труд и пережитки родового строя в быту, в правосознании и идеологии.
Частная собственность и основанный на ней индивиду-альный труд с неизбежностью вели к имущественному, а зна-чит, и социальному неравенству. Выделение из общины иму-щественной верхушки свидетельствовало об образовании эко-номически сильной группы, которая стремилась ослабить роль народного собрания и передать власть своим представителям.
Этот процесс нашел свое выражение в появлении к концу 9 -- началу 10 в. богатых славянских погребений наряду с бед-ными, обнаруженных археологами в крупнейших славянских городах, и в образовании на территории славянских поселений обособленных укреплений -- замков, где жили выделившиеся из общины представители экономически могущественной вер-хушки. Все эти явления отразились в замечательном памятнике древнерусского права -- Древнейшей Русской Правде, запи-санной в 11 в. при Ярославе Мудром, но в своей основе относя-щейся к кануну образования Древнерусского государства.
Древнейшая Русская Правда рисует нам, несомненно, об-щество правящего слоя и остального населения, еще не осво-бодившееся до конца от оболочки родового строя. Существует еще такой важнейший институт родового строя, как кровная месть и круговая порука. Но родовые связи уже начинают заме-няться связями территориальными. Основная общественная орга-низация, с которой имеет дело Древнейшая Правда, -- это «мир», территориальная сельская община (слово «мир» сохра-нило в русском языке значение территориальной сельской об-щины вплоть до 20 в.). Однако население этих «миров» уже перестало быть однородным по своему социальному составу Цечоев В.К., Власов В.И., Степанов О.В. История отечественного государства и права. - М., 2003. - С. 283..
Древнейшая Правда ярко отразила появление внутри сла-вянских «миров» привилегированного слоя. Основное внима-ние она уделяет защите интересов «мужей» -- термин, которым в Древнейшей Правде обозначена социальная верхушка обще-ства славян. «Муж» тесно связан с общиной. Он живет «в своем миру». Но в противоположность рядовым общинникам «муж» не является человеком труда -- земледельцем. Это преимущественно военный человек. Живет «муж» в «хоромах», окруженный многочисленной «челядью», которая работает на него.
Основную массу «челяди» составляют рабы, хотя в ее составе все больше появляется и нерабов из числа общинников, которые, разорившись, потеряли свою свободу и попали в зависимость от богатых «мужей». «Хоромы» были не только жилищем «му-жей», но и центром владений земель, лугов и различных уго-дий, на которые накладывал свою руку «муж», захватывая их у общины и превращая в свою наследственную частную собствен-ность -- «отчину» (термин, от которого произошло слово «вот-чина» -- обозначение феодальной земельной собственности в России). Вместе с ростом экономического богатства росла и политическая мощь «мужей». Возникновение имущественного неравенства у славян шло одновременно с образованием государства.
Из византийских источников можно заключить, что у антов 6 в. государства еще не было, их князья являлись военны-ми предводителями, не нарушавшими прерогатив и прав на-родных собраний, их войска составлялись из всего вооруженно-го народа. Дружина у князей еще отсутствовала. Военная добыча в основном доставалась воинам: ценности и пленные делились, а завоеванная земля заселялась победителями.
В процессе дальнейшего развития славянских племен в 7--9 вв. на Восточно-Европейской равнине постепенно из-жились элементы народоправства. Выделившаяся верхушка из славянской общины -- «мужи» (по терминологии Древнейшей Русской Правды), захватила в свои руки органы племенного самоуправления. Группируясь вокруг племенного князя, «мужи» составляли его вооруженную дружину, с помощью которой князь мог уже противопоставить свою власть пережиточным органам родового самоуправления и использовать их в интере-сах народившихся господ. Нормы обычного права, сложивши-еся в общине, изменились применительно к новым условиям. Защита складывающейся феодальной собственности -- глав-ная цель этих изменений. Рядовой общинник, ведущий свое мелкое хозяйство, потерял черты воина и стал земледельцем. Война являлась делом князя и дружины. Так в ходе длительно-го развития складывались отдельные элементы государствен-ного аппарата.
В целом имеющиеся источники (Русская летопись, арабс-кие источники) делят славянские племена на две группы: юж-ную, состоявшую из полян, северян и вятичей, и северную, состоявшую из словен, кривичей и включавшую в себя ряд не-славянских племен. Эти два союза славянских племен явились ядром складывавшегося Древнерусского государства.
2. Образование древнерусского государства

Последний этап создания Древнерусского государства ис-точники связывают с образованием «Руси», «Русской земли», и народами, создающими это государство, -- «русами» или «ро-сами».
Известия о «Руси» и «русах», или «росах», появляются в различных источниках начиная с 6 века. Еще более много-численны свидетельства источников о Руси и русах 8--9 веков. В IX в. русы выступают уже как мощная сила, обладаю-щая политической организацией, возглавляемой князьями; они получают широкую известность далеко за пределами своего обитания. Свидетельства источников позволяют определить и место обитания русов в 6--9 веках. Это -- район среднего течения Днепра и его притока -- реки Роси. При впадении реки Роси в Днепр на высоком неприступном берегу стоял главный город русов -- Родня. Эту область издревле называли Русью, или Русской землей. Позднее, когда первенствующее положение в союзе племен Приднепровья заняли поляне, наи-менование Русь, Русская земля было перенесено на более широкую область с центром в Киеве, а затем усвоено и Древ-нерусским государством Цечоев В.К., Власов В.И., Степанов О.В. История отечественного государства и права. - М., 2003. - С. 285..
В Древнерусское Киевское государство вошли кроме сла-вян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этни-чески неоднородным. Однако основу его составляла древне-русская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов -- русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих наро-дов в отдельности. Однако разработанная в конце 19 в. таки-ми выдающимися профессорами Львовского университета, как М.П. Дра и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.