На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Теоретические проблемы межэтнических отношений. Иммиграция и эволюция этнического состава США. Виды ассимиляционных процессов, которым подвергались иммигранты в США. Американский народ как новое этническое образование. Иммиграционная политика США.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 27.08.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


15

Этнический феномен

Прежде чем приступить к анализу проблемы, необходимо рассмотреть понятийно-терминологический аппарат, используемый американскими специалистами. Это представляется важным, поскольку на протяжении длительного времени в американской историографии наблюдается спор ученых относительно содержания многих этнических терминов. Директор Центра международных исследований Корнельского университета профессор М. Эсман, например, констатировал: "Отсутствие согласованных концепций, универсальной терминологии отражает современное состояние науки в данной области".

В целом до Второй мировой войны этническая терминология не получила заметного распространения в американской научной литературе; понятие "этнический" (ethnic) хотя и использовалось в специальных исследованиях, но в значении, которое закрепилось за ним в обиходном английском языке, т.е. "племенной", "языческий". Некоторые изменения в распространении этнической терминологии произошли в первое послевоенное десятилетие, когда она стала проникать на страницы отдельных справочных изданий. Но особенно заметно усилилось внимание к этнической проблематике и соответственно к ее теоретическим аспектам в 60-е годы; в научном обиходе оказался довольно значительный арсенал этнических терминов, отличавшихся пестротой не только содержательного характера, но и чисто "внешней". Это касается прежде всего категории "этническая общность", составляющей фундамент этнологической науки, а также терминов "ethnic group", "ethnic identity", "ethnic community", "ethnic unit". По мнению американских ученых, эти термины выступали как равнозначные, взаимозаменяемые. Широко использовался также термин "nation", который имел весьма различные оттенки и определения. Рассматривая историографию вопроса о теории нации, профессор политических наук Г. Исаакс заметил: "У каждого автора свой перечень частей, которые составляют нацию. Одним признаком больше, одним признаком меньше, все они включают общую культуру, историю, традицию, язык, религию; некоторые добавляют "расу", а также территорию, политику и экономику - элементы, которые в той или иной степени входят в состав того, что называется "нацией". При более внимательном изучении создается впечатление, что ни одну часть в отдельности нельзя рассматривать как единственно необходимую или обязательную для статуса нации, за исключением, вероятно, той или иной разновидности идеи общего прошлого и общей воли, которую упоминали ранее Милль и Ренан и которую до тех пор, как правило, включали во всякое определение нации в качестве составных элементов". Всегда существовала неясность относительно значения слов "nation" и "nationality", она осложнялась путаницей в употреблении этих слов, будь то со стороны официальных организаций, ученых, составителей словарей или в бытовой лексике.

Дальнейшее развитие исследования в области этнической проблематики получило толчок в американской науке в конце 60-х - 70-х годов, о чем свидетельствует проведение ряда конференций и издание значительного числа специальных монографий и сборников. Не случайно в это время появляются попытки классификации различных точек зрения по теоретическим аспектам.

По оценке специалиста по теоретическим проблемам межэтнических отношений Р. Шермерхорна, вышедшие работы условно можно отнести к следующим категориям: описательные, интерпретивные, классификационные, парадигматические или абстрактно-теоретические. Менялась методология науки. Появившиеся работы свидетельствовали о новом подходе к изучению проблемы межэтнических взаимоотношений в среде историков и социологов. Если раньше в американской историографии, за редким исключением, национальные процессы рассматривались с точки зрения ассимиляции и игнорировалась другая тенденция - стремление к этнической идентификации и сохранению в быту и культуре черт страны происхождения, то теперь уделялось внимание и тенденции обособления этнических групп и меньшинств, или иными словами, анализ явлений в национальном развитии происходил с учетом новейших тенденций в процессе ассимиляции. Историографической традиции, сформулированной в русле ассимиляционистского подхода, было противопоставлено представление об этнических феноменах в концепциях этнических процессов. Кроме того, стала проявляться тенденция к усложнению техники исследований, в первую очередь интенсивное применение математического моделирования. Все большее внимание стали уделять этнопсихологическим аспектам.

В научный лексикон прочно входило понятие "этничность" (ethnicity), которое, по мнению американского теоретика Г. Моргана, было трудно отличить от таких понятий, как раса и культура. Категория "этничность", введенная в американскую науку в 70-х годах, стала основополагающей и получила широкое хождение среди зарубежных исследователей национальных процессов. Что означает "этничность"? В определении содержания данной категории, как отмечают сами его приверженцы, нет единства. Авторитетный американский социолог Т. Парсонс писал, что "этничность" - это чрезвычайно неуловимая концепция, не поддающаяся точному определению". В коллективной монографии "Этничность и формирование нации: сравнительные, международные и исторические перспективы", опубликованной в 1974 г., сказано следующее: "Этничность можно определить как характерные отличительные, культурные или субкультурные черты, отличающие одну группу от другой". Некоторые авторы считают необходимым включить в определение "этничность" три основных элемента - группу, идентичность и общность истории. Для других "этничность" - это особый вид идеологии. В сборнике "Этничность", изданном в США в 1977 г., отмечалось: "Этничность может быть понята как религиозное, расовое, национальное, лингвистическое и географическое разнообразие в американском обществе". Отдельные авторы, используя данный термин, не дают ему никакого объяснения. В статье, специально посвященной концептуальному анализу, ее автор В. Исаев констатировал, что из рассмотренных им 65 работ, связанных с тем или иным аспектом этничности, только в 13 из них удалось обнаружить точное определение термина.

Наличие различных подходов к определению "этничности" отмечает и профессор Нью-Йоркского университета Л. Снайдер, выделяя, в частности, расовый и культурный подходы. Ряд американских исследователей отождествляют понятие "этничность" с такими понятиями, как "этническая группа", "этническая идентичность". Однако "классическим" определением признано определение, данное Т. Парсонсом в докладе "Некоторые теоретические рассуждения о природе и тенденциях изменения этничности", представленном им на конференции в Бруклине в 1972 г. Оно гласит: "Этничность - это главный центр групповой общности, организация людей в различные этнические группы с их солидарностью и лояльностью по отношению друг к другу".

Наряду с "этничностью" широко стали использоваться категории "этнический плюрализм", "культурный плюрализм". Синонимами становились термины "многокультурность" (multiculturalism) и "разнообразие" (diversity). Вводились в научный оборот понятия "межэтническая интеграция", а также "этнонационализм" и "этнорегионализм". Ведущий американский теоретик Ф. Риггс в данной связи писал, что "ученые, занятые исследованием проблемы этничности и национализма, часто жалуются на терминологическую неясность, мешающую работе. Более того, они оказываются в ситуации, когда возникает необходимость в новых концепциях, но нелегко найти согласие по тому или иному термину, который был бы необходим в исследовании". Со своей стороны, известный социолог Д. Белл призывал своих коллег "поддерживать хотя бы минимальное согласие по тем или иным дефинициям...".

Разнобой в понятийном аппарате характерен не только для американской историографии, но и для всей западной науки. Так, например, ученые Австралийского университета в попытке исследовать концептуальные и понятийные проблемы, касающиеся использования и взаимосвязей терминов "этничность", "этническая идентичность" и "этническая группа", отмечали, что "отсутствие концептуальной ясности этих терминов привело к тому, что исследователи по-разному используют их значение, а отсюда и разногласия по поводу того, почему этнические группы, этничность возникают, существуют и исчезают.

Теоретические дебаты относительно этнического феномена проходили и в последующие годы. В 80 - 90-х гг. теоретическим аспектам межэтнических отношений уделялось значительное место в работах американских ученых. В 1981 г. в рамках программы сравнительного исследования этничности и национальности, созданной при Школе международных исследований Вашингтонского университета, был впервые издан библиографический указатель основных теоретических работ и фундаментальных исследований по этническому взаимодействию в различных странах мира: Бельгии, Канаде, Югославии и др. В 1985 г. при содействии международного совета по социальной науке и комитета по концептуальному и терминологическому анализу при финансовой помощи ЮНЕСКО вышла в свет международная энциклопедия по социальным наукам. Издана она была под редакцией уже упоминавшегося американского специалиста по теоретическим вопросам этничности Ф. Риггса. Вопрос о терминологическом аппарате остается актуальным, о чем свидетельствует проведенное в июле 1990 г. в Ирландии заседание "круглого стола", инициатором которого выступил исследовательский комитет по политике и этничности при Международной политической ассоциации.

В 90-е годы в США был издан ряд работ, посвященных как положению этнических групп и меньшинств в США, так и анализу распада СССР, современному состоянию его бывших республик, а также дезинтеграции Югославии и Чехословакии, что сопровождалось изменением в терминологическом инструментарии. Дезинте-грационные процессы 90-х годов, писал Г. Герстл в статье "Сила наций", стимулировали интерес ученых к таким вопросам, как "возникновение, эволюция, упадок и смерть наций и заставили их заняться поисками альтернатив национальным формам социальной и политической организации. Стали вводиться новые термины такие как "транснационализм", "пограничные земли", "Атлантический мир" и др. Широкое употребление получило понятие "диаспора". Ряд ученых предлагают переосмыслить проблемы национализма и суверенитета и призывают к поиску новых методологических приемов в их исследовании. Очевидно, и в будущем будут идти дискуссии относительно понятийно-терминологического аппарата, предприниматься попытки теоретического осмысления сложных и динамичных современных процессов, уделяться особое внимание языку исследователя.

Иммиграция и эволюция этнического состава США

Для исторического развития Соединенных Штатов Америки характерен постоянный, иногда ослабевающий, иногда интенсивный, но никогда не прекращающийся приток иммигрантов. Здесь представлены народы из самых различных стран и регионов. Наивысший подъем иммиграции приходится на период между 1820 - 1920 гг. - 37 млн человек. Интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства, наличие неосвоенных земель создавали в прошлом столетии самые благоприятные предпосылки для массовой иммиграции. Характерно, что уже к концу первой четверти ХХ столетия один из трех американцев был иммигрантом. США и сегодня продолжают быть лидирующей страной в мире по числу иммигрантов. По данным американских источников, США ежегодно принимают в 2 раза больше иммигрантов, чем все другие страны мира, вместе взятые, что составляет в среднем 650 тыс. человек. Только в 1992 г. сюда поселилось около 1 млн. иммигрантов. В 1994 г. - 804,4 тыс., причем из бывшего Советского Союза прибыло 63,4 тыс. человек. Как отмечают специалисты, если сохранить иммиграцию в том виде, в каком она существует сейчас, то к 2055 г. численность населения США достигнет 400.000.000 человек. Поэтому не удивительно, что на одной из телепередач, проходившей в 1990 г., в США, где ее участникам был задан вопрос: "Какая страна в следующем столетии по численности может превзойти Китай?" - был и такой ответ: "Соединенные Штаты".

Иммиграция всегда являлась главным источником пополнения рабочей силы в США, содействуя развитию внутреннего рынка труда и освоению богатых естественных ресурсов страны. Она оказала также непосредственное влияние на формирование американской нации, этнический состав населения и размещение, на историко-культурный облик американцев. "Почему американцы почти всегда задаются вопросом: кто они? - писал А. Манн, автор книги "Иммигранты в американской жизни". - Одна причина заключена в том, что с самого начала истории Соединенные Штаты считали себя нацией в процессе создания. Другая - в том, что в течение более чем трех столетий иммиграция постоянно меняет этнический состав народа Америки. Несомненно, эти люди продолжают спрашивать: "Что означает быть - становиться Американцем?"

Освоение североамериканского континента европейцами сопровождалось ввозом негров из Африки и Вест-Индии, а также покорением коренных его обитателей - индейцев, численность которых достигала в то время от 1 до 3 млн. человек. Военные столкновения с колонистами, частые межплеменные войны, вытеснение племен с занимаемой ими исконной земли, приобщение индейцев к европейской цивилизации, сопровождаемое разрушением их общественных порядков, вели к снижению численности аборигенов. К началу ХХ в. индейцев насчитывалось только 200 тыс. С 1900 г. их численность стала расти и достигла к 1980 г около 1 млн., половина из них проживала в городах. А в 1990 г. в США было 7 млн. 274 тыс. индейцев, включая эскимосов и алеутов.

Большинство колонистов и первых иммигрантов, поселившихся в Америке, прибыло из Северо-Западной Европы - Великобритании, Ирландии, Германии и т.д. За период с 1776 по 1820 г. из 22.240 поселенцев, прибывших в порты Америки, более половины являлись уроженцами Великобритании и Ирландии. В ходе экономического освоения территории США иммигранты и их потомки вступали во взаимодействие с коренным населением и афроамериканцами, потомками негров-невольников, некогда ввезенных из Африки или Вест-Индии. В результате двухсотлетних этнических процессов, в которых противоречиво переплетались интеграционные и разъединительные тенденции, в США в основных чертах сложилась американская нация. Она включила все пришлые этнические элементы в свою экономическую и социальную структуру, объединила их общим языком, но до сих пор имеет в своем составе нерастворенные (хотя и сильно изменившиеся в Америке) расово-этнические группы, которые можно считать не осколками зарубежных народов, не пережиточными явлениями, а структурными элементами современной американской нации.

В настоящее время имеются достаточно определенные представления об этнической структуре населения к моменту образования Соединенных Штатов. К 1775 г. предки почти половины колонистов являлись выходцами из Англии, около 30% поселенцев прибыли из Шотландии, Ирландии, Германии, Голландии, Франции и Португалии. На долю негров приходилось 20% всего населения.

XVIII век стал решающим для населения 13 британских колоний. В результате освободительной войны народ добился национальной независимости и 4 июля 1776 г. был объявлен днем создания нового государства - Соединенных Штатов Америки, провозглашена его независимость от британской короны. Завоевание политической независимости, возникновение государства, явившись результатом образования американского народа с его экономическими, социальными, политическими, культурными и иными характеристиками и потребностями, оказали мощное обратное влияние на этнические процессы, преобразовав прежнюю общность в нацию и воздействуя на все стороны ее жизни.

Принято считать, что сложившийся ко второй половине XIX века этнический состав является ядром американской нации. Доминирующая роль в новом государстве была отведена англосаксонским правовым нормам и протестантской морали, а господствующую роль занял УОСП (WASP - аббревиатура слов White-Anglo-Saxon-Protestant - "белый англосаксонский протестант").

Образование независимого самостоятельного государства послужило мощным толчком для экономического развития и поставило со всей остротой проблему рабочей силы. Иммиграционная политика молодого государства всячески поощряла иммиграцию. Молодыми лидерами республики ясно осознавалось, что приток новых поселенцев жизненно необходим. Так, на Конвенте в Филадельфии, где принималась Конституция США, активно обсуждался вопрос об иммиграции. Там, в частности отмечалось, что иммигранты внесли весомый вклад в богатство нации, особо подчеркивалась их роль в развитии агрикультуры и искусства. С целью привлечь больше иммигрантов в 1787 г. Конгресс США гарантировал на северо-западных территориях религиозную свободу, а в последствии, и особенно с начала XIX в., из числа иммигрантов за рубежом назначались специальные агенты по вербовке переселенцев в США, создавались различные учреждения. Официальная политика штатов и федерального правительства исходила из того, что "иностранная иммиграция, которая в прошлом содействовала умножению богатства, развитию ресурсов и мощи страны, должна поощряться".

Иммиграция из Европы продолжалась до конца XIX столетия. Об этом констатирует и американский исследователь М. Линд. Пик этой иммиграции пришелся на середину столетия, когда страна находилась накануне гражданской войны 1861 - 1866 гг. и заканчивался промышленный переворот. Кроме того, благожелательная политика американского государства в вопросах иммиграции, а также более высокий жизненный уровень здесь по сравнению с европейскими странами, наличие пустующих земель на Западе и открытие золота в Калифорнии (1848 г) вызвали значительную иммиграцию в США из Европы. Революции 1848 - 1849 гг. европейских стран также обусловили иммиграционные потоки в США. Эту иммиграцию американские ученые назвали "второй революцией".

"Отталкивающим" и "притягивающим" факторами для иммигрантов были промышленный переворот, сопровождаемый массовым разорением мелких производителей, аграрное перенаселение, неурожаи, голод, политические потрясения, а также поиски возможностей для личной инициативы, высокий уровень жизни и творческого труда. До конца XIX в. иммигранты прибывали в США преимущественно из стран Западной и Северной Европы - Англии, Ирландии, Шотландии, Франции, Германии, Бельгии, Скандинавских стран. Это была так называемая "старая" иммиграция, так она именуется в отечественной и зарубежной исторической литературе.

Приехав в новую страну, иммигранты подвергались ассимиляции как в сфере экономической, так и культурной, бытовой, языковой. Развивая свою этническую общность - американских норвежцев, американских немцев и т.д., иммигранты не столько продолжали традиции прежней родины, сколько создавали новое этническое образование - американский народ. Основу ассимиляционного процесса составляла ассимиляция экономическая и социальная (структурная ассимиляция), на базе которой развивались все другие виды ассимиляционных процессов: культурная, языковая, бытовая, вплоть до смешанных браков.

Иммиграция из Европы вплоть до середины XIX в. не подвергалась почти никакому регулированию со стороны государства (исключение составляли азиатские национальности). Она не только не ограничивалась, но и всемерно поощрялась. Соединенные Штаты Америки, как федерация, складывались не по национальному принципу, хотя надежды у ряда народов создать "Новую Германию", "Новую Голландию", "Новую Ирландию" были. Препятствовала этому в большей степени сознательная государственная политика. Свободные земли, пока они имелись в США, стихийно очень быстро занимались людьми из различных национальностей, в том числе американскими старожилами. На этих землях перемешались разные элементы старожильческого и нового американского населения, которые заселяли и возникавшие там новые города. Все развитие США, как сельскохозяйственное, так и промышленное, весь урбанистический склад жизни, преобладавший в этой стране, были связаны со стихийным и быстрым смешением этнически разнородного населения.< и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.