На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Урал как прародина Ариев, язык Авесты как праязык и Аркаимские раскопки. Памятники протогородской цивилизации бронзового века на Южном Урале. Результаты археологических раскопок и исследований. Пригоризонтная обсерватория и могильник города астрономии.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: География. Добавлен: 12.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Урал как прародина Ариев

Еще в 3 0 - 4 0 -х годах нашего столетия историками и лингвистами было установлено, что арийский этнос зародился на территории России и впоследствии распространился по всей Евразии, но обоснованного подтверждения этому до 1987 года не было найдено. Были отдельные археологические свидетельства, не связанные между собой. В 1987 году, в Караганской долине, вблизи города Магнитогорска найдено древнейшее поселение ариев -- Аркаим, которому около 5 тыс. лет. Позднее вследствие археологических раскопок было найдено еще около 20-ти аналогичных поселений, растянувшихся на 350 км вдоль Уральского хребта.
Во 2-3-м тысячелетии в Евразийский степях (на бывшей территории СССР) от Дуная до Китайской стены формируются две огромные культурные общности, аналогии которым неизвестны в других регионах того периода времени: Срубная --- на западе от Днепра до Урала и Андроновская -- на востоке от Урала до Енисея. Где-то в XIV - XVI веках до н.э. на этой территории произошло разделение ариев на ариев и индоариев и последующий уход части их с прародины через Евразийские степи в Среднюю Азию, далее они прошли к северу от Каспия, через Оке (Амударья) и Ексарат (Сырдарья) и вместе с иранскими ариями еще какое-то время жили на юге Средней Азии, в Афганистане и соседних районах. Затем разделились и индоарии -- создатели Вед постепенно продвигались в Индию, остальные -- в Иран через Мидию (возможно, что более раннее проникновение ариев в Иран происходило через Кавказ в Месопотамию), а некоторые из них двинулись в Среднюю Азию.
Как утверждают лингвисты и историки, индоиранские и иранские языки имеют основной корень -- язык Авесты. К этой ветви принадлежат также языки славянские, германские, кельтские, романские, греческий, армянский и др. Наличие общего языкового корня у всех языков указывает на их генетическое родство.
В частности, индоарийские и иранские языки представляли собой тогда единую группу (индоарийские, прежде всего авестийский и древнеперсидский -- с одной стороны, ведический и санскрит -- с другой).
Близкими у ариев Ирана и Индии являются также ритуал и обряды, культ огня и священного налитка хаомы. В Средней Азии потомки индоиранской ветви почитали божество хаомы и божество огня. Мужчины собирались в доме главного жреца и обращались к данным божествам. Жрец держал в руке барсом из тамариска, разливая священный сок из почитаемого растения - хаому (эфедра), которую пили с молоком. Этот напиток известен и современным сартам и такжикам-мусульманам, проживающим в предгорьях и горах, а также долинах, окружающих Ташкент и Фергану, Хаому гам по-прежнему готовят из девяти видов трав и как прежде запивают молоком
У ариев, иранцев и индоиранцев одним из главных богов был Митра. Авестийский герой и царь Йима, сын Вивахванта, соответствует ведическому царю Йаме, сыну Вивасванта
Общим для предков ариев - индийцев и иранцев является понятие '"Арта" -- правда, космический порядок и закон.
Как мы знаем, до прихода ариев на территории Ирана проживали племена хурритов, эламитов, халдов, касситов, гутнев, луллубеев. Индоарии мигрировали из Евразийских степей в Месопотамию и Иран.
По археологическим данным на Южном Урале была неизвестная цивилизация уже в XVIII веке до н.э. (предположительно -- древ-неарийская)
Андроновские памятники простираются на 3 тыс. км от западных склонов Уральских гор и левого берега реки Урал через весь Казахстан я Западную Сибирь до Енисея, далее через Среднюю Азию до правого берега реки Амударьи, То, что андроновская культура имеет отношение к индоариям. показали раскопки уникального по сохранности поселения вблизи местности Аркаим ( о нем будет рассказано в следующих номерах ), а также открытие в Волго-Донском регионе могильников, в которых захоронены воины-колесничии. В Подоньи (пос. Ливенцовка) обнаружен памятник наподобие Аркаиму полукруглый мыс высотой 20-21 м огорожен двойным полукольцом мощных каменных сооружений и окружен рвами. Стены представляют со бой два ряда панцирной кладки, жилые помещения, как и в Аркаиме, расположены между двумя стенами и имеют трапецевидную форму. Планировка Ливенцовки напоминает храмовый комплекс V века до н. э. в Хорезме, который историк С.П.Толстов (1948 г.) сопоставил с описанной в Авесте варой, построенной Иимой. Е
Еще недавно ученые считали, что бронзовый век на Южном Урале очень хорошо изучен. Поселения и могильники середины II - начала I тысячелетий до н.э. были объединены в Андроновскую культуру с низко развитым обществом. И только лингвисты утверждали, что корень единой языковой культуры у индоиранских народов надо искать на нашей территории. Но таким наследием, какое обнаружили на Урале мог бы гордиться любой народ...
Начало

Начиналось все весьма скромно. Летом 1987 года археологи Челябинского государственного университета проводили рутинные обследования археологических памятников в Большекараганской долине, что на юго-западе Челябинской области. Долину предполагалось затопить, чтобы устроить там обширное водохранилище для соседних совхозов. Строители торопили, и археологи в спешном порядке составляли для потомков карту древних памятников, чтобы никогда больше сюда не возвращаться. Но внимание исследователей привлекли валы, которые, как выяснилось, окружали поселение необычного типа - таких в степной зоне раньше не находили. Речь шла о круглом укрепленном поселении диаметром около 150 метров, которое включало десятки жилых помещений-полуземлянок с очагами, погребами, колодцами и металлургическими горнами. Весь этот комплекс, названный Аркаимом, относился - в это трудно было поверить! - к 17 - 16 вв. до н. э.
Спасение Аркаима представляется чудом и - случай такого рода едва ли еще где-нибудь отмечен за всю советскую историю. Ведь памятник был обречен - так о нем и говорили средства массовой информации. Уже была возведена подпорная дамба; оставалось лишь засыпать короткую перемычку - и вешние воды не оставили бы от Аркаима ни следа. Счет шел на месяцы, если не на недели, и казалось, что нет в мире силы, способной затормозить тяжеловесный маховик "планового хозяйства"...
Чудо, однако, было рукотворным. Многие еще помнят, как поднялись в защиту "уральской Трои" (сравнение, как выяснилось, лестное скорее для Трои) ученые, журналисты, творческая интеллигенция. Борьба за спасение Аркаима совпала по времени с крестовым походом общественности против чиновно-бюрократического произвола советской системы, система дышала на ладан - это и помогло. Идея-таки пала, но Аркаим остался...

Страна городов

Ставший уже знаменитостью, обросший легендами Аркаим. Известная всему ученому миру и давшая название археологической культуре Синташта; менее известное, но уже достаточно изученное Устье; обрастающие известностью по результатам последних раскопок Куйсак и Аланды - все это южно-уральская Страна городов. Научное именование этого сгустка укрепленных поселений XVIII-XVI веков до нашей эры - памятники протогородской цивилизации бронзового века на Южном Урале. Страна городов - название для общего обихода, лучше всего отвечающее сути челябинского феномена. Была уже в средневековье Гардарика, и все понимали, что это Страна городов - Русь.

Были ли Страны городов ровесницами и подобны ли челябинской? Наверняка были. Не из космоса же спустились они на Южный Урал в пору египетских пирамид. И спустя примерно полтора века, не в космос же улетели. И пришли они к нам, как и ушли, по земле. Находят остатки городов-крепостей, подобных Аркаиму и его соседям, за тысячи километров, но они, в основном, помоложе.

Например, примечательно, что свастика - “связанная с благом”, “лучшая удача” (санаскр.) - один из наиболее архаичных сакральных символов, встречающийся уже в верхнем палеолите у многих народов мира. Индия, древняя Русь, Китай, Египет и даже государство загадочных Майя в центральной Америке - вот неполная география этого символа. Свастику можно видеть на старых православных иконах. Свастика - символ Солнца, удачи, счастья, созидания (“правильная” свастика). И, соответственно, свастика противоположного направления символизирует тьму, разрушение, “ночное Солнце” у древних русичей. Как видно из древних орнаментов, в частности на арийских кувшинах, найденных в окрестностях Аркаима, применялись обе свастики. Это имеет глубокий смысл. День сменяет ночь, свет сменяет тьму, новое рождение сменяет смерть- и это естественный порядок вещей во Вселенной. Поэтому, в древности не было “плохих” и “хороших” свастик - они воспринимались в единстве. (как “Инь” и “Янь”, например).

Или, например, образное звание Аркаима - "дедушка Трои" - дано потому, что он старше воспетого Гомером града в Малой Азии на многие и многие века. Города, а вернее, протогорода бронзового века находят, но чтобы целая "страна" почти четырех тысячелетней давности... пока нет. А может, и не найдут больше такой.

Тысячелетия цивилизации не раз и не два рушили прошлое до основания, чтоб "новый мир построить", как в известном гимне. Возможно, без следа стерты остальные "страны аркаимов". Нашей просто очень повезло. Лишь полтора века назад здесь появились редкие селения. Пахать, сеять сплошняком, строить и прокладывать дороги повсеместно стали лишь в последние десятилетия - с целины. И то не вся наша Страна городов уцелела, а града в целости-сохранности, подобного Аркаиму, в ней пока никто не назовет.

Страна городов имеет четко очерченные границы. На севере - по Ую, на западе - по Уралу, на юге - в пограничье Челябинской и Оренбургской областей, на востоке, примерно по меридиану Троицка, - пограничье с Казахстаном. Возможно, на восток граница передвинется. Страна городов имеет "высоту" (вдоль восточных склонов Уральских гор) около 400 км и "ширину" (к востоку от реки Урал) 120-150 км.

На карту "страны" сегодня нанесено 20 точек городов, но их уже больше двадцати, селений же синташтинцев - многие десятки. Каждый град был центром округи, как бы сельского района, со многими, подобно современным, деревнями. Расстояния между двумя одновременно существовавшими центрами составляло 40-60 км.

"Города" удивительно схожи между собой. Обязательно обнесены стенами и рвами (кстати, довольно сложные фортификационные сооружения). В плане это овал, круг или прямоугольник, близкий к квадрату. "Овальных" городов шесть: Берсаут, Аланды, Исиней, Кизил... Столько же круглых, Аркаим из их числа. Больше всего "угловатых": Степное, Устье, Родники... Есть и такие, в плане которых, контуры укреплений накладываются друг на друга. К примеру, на аэрофотоснимках Степного и Куйсака проглядываются все три фигуры. Здесь трижды перестраивали укрепления. Считается, вначале они возводились по овалу, потом вкруговую, а на закате Страны городов - прямоугольником.

Сегодня наиболее распространено мнение, что "города" были духовными центрами, здесь жили и вершили обряды жрецы, сюда собирались на священные празднества соплеменники со всей округи. Площадь в центре города была их храмом под открытым небом. Крепости были гарнизонами воинов племени, под их защиту племя укрывалось при набегах врагов. Города были производственными комбинатами. Ремесленники жили под защитой не случайно: их умением дорожили, особо творцами металла и орудий из него. Есть мнение, что Страна городов возникла именно здесь из-за доступных и добротных медных руд. И крепости были поставлены для защиты рудников и металлургических "заводов". По соседству со знаменитой ныне действовали Магнитки бронзового века. Местный металл и орудия шли на "экспорт" далеко за пределы Южноуралья. Это доказывает, что некоторые однотипные металлические предметы чудесной выделки, находимые то где-нибудь на побережье Эгейского моря, то на Южном Урале и свидетельствующие о протяженности культурных связей, оказывается, кочевали караванными путями не «оттуда сюда», как всегда считалось, а «отсюда туда»…

Но особенно впечатляют металлургические "цеха" Синташты. Город-крепость перестраивался и разрастался, были перенесены стены и ров. Внутренний же заваливался почти исключительно отходами металлургического производства. Здесь найдено почти все, что сопутствует ему сегодня. Это позволило археологам не только представить, как плавили бронзу наши земляки, но и реконструировать древние плавильни и даже выплавить бронзу по их технологии. Процесс бронзоварения был совсем не прост.

В раскопах Аркаима не нашли драгоценностей, шедевров древнего искусства, неизвестной письменности, атомного реактора или космического корабля. Только черепки битой керамической посуды, кости домашних и диких животных, редкие каменные орудия и очень редкие - бронзовые. Но даже и этих обычных вещей на Аркаиме очень мало. Коллекция «артефактов» настолько бедна и невыразительна, что из нее не удается сделать приличествующую случаю музейную экспозицию.

Несмотря на это насыщенность культурного слоя материальными остатками невелика. Собрано 9 тысяч фрагментов керамики, изделий из кости и камня, орудий из металла (ножи с перехватом, серпы-струги, шилья, украшения), множество предметов, связанных с металлургией и металлообработкой: литейные формы, шлаки, сопла, молотки и наковальни.

Хозяйство населения Аркаима базировалось на пастушеском скотоводстве с элементами земледелия. 96 процентов палеозоологических находок составляют кости домашних животных: 60-65 % - крупного рогатого скота, 20-25 % - мелкого рогатого скота, 15 % - лошадей.

Теперь, через двенадцать лет после открытия, совершенно понятно, что главной ценностью потревоженных руин была и, видимо, останется КОНСТРУКЦИЯ сооружения.

Около полутора веков процветала в Южноуралье Страна городов. Потом синташтинцы ушли. Их место пусто не осталось, его заняли, судя по всему, родственные племена. Но ничего подобного здесь уже никогда не было. Разных мнений о том, кто такие были синташтинцы, почему и куда они ушли, немало. Не удивительно! Открытие и исследование Аркаима и Страны городов отнюдь не рядовые. "Должны рассматриваться как научное событие эпохального порядка", - считает авторитетный специалист по древним поселениям Евразии Н.Я.Мерперт. Добавить к его мнению нечего.

Более полутора десятков лет прошло с тех пор, как был открыт первый в Стране городов град Синташта. Впрочем, о том, что это целая "страна", догадались много позднее, когда открыли Аркаим и начали дешифровывать аэроснимки. С тех пор каждый год дарит новые открытия - или на раскопках, или в камеральном затишье при изучении материалов раскопок. Открыт новый град Коноплянка, открыта огромная чудская копь "Воровская яма"... Исключительно богатый материал дали раскопки этого места на Аландах.

«Столица» Аркаим

В сборнике "Аркаим. Исследования. Поиски. Открытия" собрана достаточно богатая информация - и о самом памятнике, каким он открылся археологам, поднявшим многовековые пласты почвы, и о собранных во время раскопок предметах материальной культуры, и об окрестных древних городищах (их много в Аркаимской долине - протоиранской "Стране городов"), и о физико-географических условиях заповедной зоны, и о своеобразии тамошней растительности (тоже, между прочим, предмет, достойный удивления), и даже об истории и быте живших в округе казаков. Однако чем внимательнее вчитываешься в тексты собранных здесь статей, тем больше ощущаешь как бы дыхание еще не раскрытых тайн, тем больше понимаешь, что не только скудостью сведений, просочившихся сквозь толщи тысячелетий, объясняется некий ореол мистики, который окружает древнее городище в южноуральской степи.

Собственно, археологи уже сегодня имеют достаточно полное представление о том, каким было поселение в долине Аркаим в пору своего расцвета, и результаты действительно впечатляют.

Прежде всего нужно подчеркнуть, что это крупное сооружение было не конгломератом разрозненных объектов, а цельной конструкцией.

Но главным достоянием Аркаима является сама конструкция, исследования которой показали в ней очень сложную и точную геометрию всех строений. Фундамента как такого в нашем понимании там нет. Вся конструкция держалась на столбовых опорах и срубах. Котлован для помещений и формирования бровок - как основа для будущих стен. Стеновые фундаменты сопряжены с рядами опорных столбов. Сама постройка развивалась в высоту, имела сплошные стены и потолок, галереи и мостовые надстройки второго этажа. Конструкция цельная, общей площадью около 20 тыс. кв. м. Центры городов были расположены друг от друга на расстоянии 40-70 км. Сельскохозяйственные угодья одного города занимали площадь радиусом около 25-30 км от поселения.

План поселения: два вписанных одно в другое мощнейших кольца оборонительных стен. Внешняя стена обнесена рвом глубиной 1,5-2,5 м. Две кольцевые улицы жилищ. припавших изнутри к стене, а в центре строения - площадка в форме немного сплюснутого круга диаметром 25-27 м. Точка сборки всех сооружений находится именно в центре на площади в цитадели. Сюда к этой точке были обращены все осевые линии зданий, улицы и выжды из жилищ. Эта же площадь, по мнению археологов, являлась главной и на ней проводились все богослужения, т. е. она была своеобразным храмом под открытым небом. Как мы знаем, древнейшие религиозные обряды наших предков не знали храмов. Они появились после того, как арии разделились.

Площадь ориентирована на северо-восток. Вся площадка окружена узкой канавкой. Археологи пишут, что в Аркаиме поражает не богатство материальной культуры, а ее духовность. Даже цвета облицовочных материалов были эстетически значимы.

Внешняя стена диаметром 150 м, толщиной 4-5 м, состояла из бревенчатых кистей, забитых грунтом с добавлением извести, с наружной стороны стена облицована сырцовыми блоками (необожженный кирпич) со дна рва и строго вертикально до верхнего среза (5-6 м).

Внутренняя стена, также вертикальная, была, вероятно, диаметром 85 м. Кольца жилищ разделены радиальными стенами. Стены были общими для каждых двух соседних помещений. Возле внешней стены -35 жилищ, возле внутренней - 25.

Археологи отмечают достаточно сложную и продуманную планировку жилищ и кольцевых улиц шириною 5,5-6 м. Дома улиц были отгорожены от деревянной мостовой забором. Все вместе очень хитроумная ловушка дня уничтожения непрошеных гостей.

По середине улицы (под мостовой) проходил ровик глубиной 1,2-1,5 м, при ширине 1,5 м. Примерно через каждые 30 м на дне ровика прослеживаются глубокие ямы (составная часть хорошо продуманной ливневой канализации), которые пробивали глину и доходили до природного слоя гравия. Не вся дождевая вода сбрасывалась с кровли домов в этот ровик, часть воды уходила в специальные отстойники.

Поселок имел четыре входа. Конструкции входов также сложны и хитроумны. Они ориентированы на восток-северо-восток, восток-юго-восток, север-северо-восток, юг-юго-запад. Конструкция северо-западного входа очень сложна (он был ложным).

Обводная стена и ров делали прогиб, обращенный внутрь поселка, около 7-8 м, и на участке, где был наибольший излом, ров не прерывался, а становился гораздо шире и глубже. С другой стороны (со стороны поселка) сохранился мощный фундамент башни. Археологи предполагают, что это нацвраг ная башня.

Подлинный, а не ложный вход оказался с торца западного отрезка оборонительной стены, где стена и ров резко поворачивали на юго-восток. Вход был шириной 2,5-3 м. Юго-восточный вход совпадал совходом в коридор. Это был хитрый туннель в виде лабиринта, проложенного внутри стены, пройдя который, можно попасть на открытую площадку у основания предвратной башни. Эта площадка только с одной стороны была открыта и направлена к проходу, который вел на круговую улицу. Если вдруг противник попадал на эту площадку, а жители всегда на ночь (в случае опасности) убирали деревянные настилы мостовой, враг, естественно, добравшись до улицы, попадал не на площадь, а в ловчую яму А вот сами жители благодаря такой конструкции были в очень выгодном положении, так как в углу одного из западных жилищ была хорошо замаскированная щель, через которую жители попадали в тыл к врагам. Такие щели были в каждом секторе в двух угловых жилищах.

Жилища- крупные трапецевидные, от 16 до 22 м и площадью от 100 до 180 кв. м со стенами из двух параллельных радов столбов, обшиты плахами и расположены друг от друга почти на метр

Стоит отметить, что Аркаим был построен полностью из дерева и кирпича, спрессованного из соломы, грунта и навоза. Огромные пятиметровые стены состояли из деревянных срубов, заполнявшихся кладкой грунтового кирпича. Причем при раскопках было видно, что кирпичи, которым облицовывали внешние стены имели разный цвет.

Археологи пришли к единому мнению, решив, что Аркаим строился не одним коллективом мастеров, а каждый отрезок стены, примыкающей к дому, а также ливневой канализации и участка круговой улицы строился семьей, которая должна была жить в этом жилище. Стена одного дома являлась стеной другого, т.е. таким образом определяла предыдущую и последующую единицы постройки, как спицы в колесе. Все это объединялось в сектора, которые были связаны между собой и центральной площадью и каждый из секторов имел свою независимую систему обороны.

Каждое жилище примыкало одним торцом к внешней или внутренней стене, и выходило на главную кольцевую улицу или центральную площадь. В импровизированной прихожей был специальный сток для воды, который уходил в канаву под главной улицей. Древние арии были обеспечены канализацией!

Мало того, в каждом жилище был колодец, печь и небольшое куполообразное хранилище. Из колодца, над уровнем воды ответвлялись две земляных трубы. Одна вела в печь, другая в куполообразное хранилище. Зачем? Все гениальное просто. Все мы знаем, что из колодца, если в него заглянуть, всегда “тянет” прохладным воздухом. Так вот в арийской печке этот прохладный воздух, проходя по земляной трубе, создавал тягу такой силы, что она позволяла плавить бронзу без использования мехов! Такая печь была в каждом жилище, и древним кузнецам оставалось только оттачивать мастерство, соревнуясь в своем искусстве! Другая земляная труба, ведущая в хранилище, обеспечивала в нем пониженную температуру, по сравнению с окружающим воздухом. Своего рода холодильник! Молоко, например, здесь хранилось дольше.

На поселении археологическими раскопами исследовано 29 жилищ: 17 во внешнем и 12 во внутреннем круге. Геофизическими методами установлено, что всего во внешнем круге было 35 жилищ, во внутреннем - 25 (19 - больших и 6 небольших, встроенных между основными жилищами в процессе роста населения).

Аркаим и снаружи был красив - идеально круглый город с выделяющимися привратными башнями, горящими огнями и красиво оформленным “фасадом”. Наверняка это был какой-нибудь сакральный узор, несущий Смысл. Ибо все в Аркаиме проникнуто Смыслом.

Теперь - даже на основании столь скупого словесного эскиза - можно судить, сколь упорядоченная, разумно организованная жизнь большого сообщества людей протекала когда-то внутри этих стен.

Однако очевидная сложность социальной организации людей, выстроивших для себя тысячелетия назад такое чудо инженерно-строительного искусства, - это далеко не все, что обнаруживает взгляд специалиста, созерцающего сегодня контуры древнего протогорода: сама геометрия постройки таит в себе загадки.

Почему - круг? Связано ли это с символическим характером мышления древних? Если да, то о чем говорит эта символика, кому и зачем адресовано заключенное в ней сообщение? Вот какие, в частности, ассоциации вызвал план Аркаима у его первоисследователей Г. Б. Здановича и И. М. Батаниной: "Такая планировка близка принципу Мандалы - одного из основных сакральных символов буддийской философии. Само слово "мандала" переводится как "круг", "диск", "круговой". В "Ригведе", где оно впервые встречается, слово имеет множество значений: "колесо", "кольцо", "страна", "пространство", "общество", "собрание"... Универсальна интерпретация Мандалы как модели Вселенной, "карты космоса", при этом Вселенная моделируется и изображается в плане с помощью круга, квадрата или их сочетания. Аркаим и его жилища, где стена одного дома является стеной другого, вероятно, отражают "круг времени", в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую".

В "Стране городов" поражает не богатство материальной культуры - поражает ее удивительная духовность. Это особый мир, где духовностью насыщено все - от поселенческой и погребальной архитектуры до скульптурных изображений, выполненных из камня"...

Вот в этом ключе и развертывается исследование К. К. Быструшкина.

Рельеф материка обнаруживает яркую, точную и сложную геометрию. Нет никаких сомнений в том, что здесь мы имеем дело с результатами предварительного проектирования, который был вынесен строителями в натуру. Не может быть и речи о том, что Аркаим строился в несколько этапов, по мере необходимости, когда к уже готовой части пристраиваются новые кварталы. Нет, он строился разом, и ясно, что проектным работам предшествовали тщательные проектные изыскания в плане инженерной гидрогеологии и свойств грунтов. Бесспорно, заранее были подробно вычислены объемы земляных работ и необходимой для строительства древесины (тысячи стволов хвойных и лиственных деревьев!).

Могильник Аркаим

Могильник Аркаим расположен на левом берегу реки Большая Караганка, в 1-1,5 км к Северо-востоку от поселения Аркаим.

Исследовано 5 курганов.

Господствующее положение в могильнике занимают крупные, диаметром 17-19 м, могильные поля, объединяющие 12-20 ям.

Своеобразие погребальной архитектуры определяют глубокие - до 3,5 м - могильные ямы с обширными полыми погребальными камерами, уступами, несколькими деревянными перекрытиями. Сверху ямы были перекрыты индивидуальными грунтовыми насыпными конструкциями, либо ложно-сводчатыми куполами из глинобитных блоков. Захоронения в ямах одиночные, парные, групповые; трупоположение на боку, в слабо- или средне-скорченном положении.

Антропологический тип погребенных - протоевропеоидный.

Погребения сопровождаются богатым инвентарем, особенно в центральных ямах: бронзовые листовидные ножи, топоры-тесла, долота, шилья, гарпун, наконечник копья, др. изделия из бронзы, наконечники стрел из камня и кости, каменная булава, принадлежности конской упряжи, украшения и т.д.

В керамических комплексах доминируют остро-реберные горшки, украшенные геометрическим орнаментом.

Многочисленны остатки жертвенных животных (лошадь, крупны и мелкий рогатый скот, собака).

Исследованы также могильные поля, объединяющие по 7-8 могильных ям со сравнительно бедным погребальным инвентарем.

Пригоризонтная обсерватория

Слово "обсерватория", естественно, известно всем: так называетс научное учреждение, размещенное в здании особой конструкции и оборудованное специальными инструментами для систематических наблюдений - астрономических, метеорологических, магнитных и сейсмических.

Древний мир знал обсерватории особого рода - таких сейчас не строят. Их называют дневными астрономическими, или пригоризонтными, обсерваториями Солнца и полной Луны. Они не были оборудованы сложными приборами, которых тогда просто не существовало, однако на них тем не менее производились очень точные наблюдения; высока точность была отличительной чертой такого рода сооружений.

Как же они были устроены? Попытаюсь вкратце разъяснить "физику процесса".

Горизонт - единственное место на небе, где Солнце можно наблюдать незащищенным глазом. Более того, на Солнце у горизонта можно смотреть и в объектив теодолита без фильтра. В годы активного Солнца именно у горизонта хорошо видны пятна на Солнце, их можно считать, наблюдать за их движением по диску и видеть угол наклона оси вращающегося светила. И все это можно наблюдать даже невооруженным глазом.

Горизонт - особое место в поле зрения человека: обращенный к нему взгляд претерпевает искажение линейной перспективы. Наше восприятие как бы увеличивает все предметы, близкие к горизонту и находящиеся на горизонте; Луна и Солнце выглядят вблизи горизонта большими, чем в более высоких точках небесного свода, и причина тому - вовсе не оптические эффекты, обусловленные состоянием атмосферы (эффекты эти есть, но они проявляются совсем иначе - например, сплющиванием и дрожанием нижнего края светила), а причинами психо-физиологическими. Попросту говоря, особым устройством человеческого мозга. Еще Аристотель знал об этом. И эта истина прекрасно подтверждается инструментальными измерениями. Рисунок горизонта с натуры будет очень сильно отличатьс от фотографии: рисунок более рельефен, и на нем больше деталей. Это свойство человеческого восприятия диктует особые условия археоастрономических наблюдений: работать нужно не с фотографией или, скажем, видеозаписью, а обязательно "на натуре" - там же и так же, как работали древние коллеги.

Процедура восхода (и захода) дневного светила длится в наших широтах около 4,5 минуты и занимает на спокойном, ровном горизонте около одного градуса его дуги. Важные моменты наблюдения - появление первого луча, то есть самой верхней точки солнечного диска, и отрыв полностью взошедшего диска от горизонта. Не просто решить, какую из этих двух точек предпочитали древние астрономы. Теоретически не просто, а практически предпочтение нижнего края для того, кто этим пробовал заниматься, не вызывает сомнений. (Тем очевиднее предпочтительность этой точки, если дело касается наблюдений лунного диска.)

Если строго с одного и того же места наблюдать восходы и заходы Солнца, отмечаясь по нижнему краю диска (назовем самый момент отрыва диска от горизонта или касания его "событием"), то легко обнаруживается, что каждое утро и каждый вечер событие совершается в разных точках горизонта. В течение года точка события перемещается по горизонту сначала в одну, потом в обратную сторону, однако в пределах одного и того же сектора. Начав наблюдения весной, в марте, мы увидим, что Солнце восходит почти точно на востоке, но день ото дн точка события все более перемещаетс влево, то есть к северу, и довольно быстро: каждое утро почти на диаметр диска. Чтобы убедиться в этом, нужно поставить на горизонте вешки, отмечающие место события.

Движение точки события к северу будет происходить всю весну, но суточный ход постепенно уменьшится и к началу календарного лета, в июне, достигнет едва заметной величины в одну минуту дуги. В период, близкий к 22 июня, суточный ход события сократится до полминуты дуги, после чего движение точки событи пойдет в обратном направлении. Этот момент называется летним солнцестоянием; слово это и сейчас в ходу, а между тем пришло оно в обиходный язык из практики пригоризонтной астрономии.

Движение точки события к югу длится все лето, и суточный ход его увеличиваетс к сентябрю вновь до размера диска. А после прохождения момента осеннего равноденствия (21 сентября; в это время точка события оказывается точно на востоке) ход снова замедляется, пока не остановится вовсе в начале зимы, 21 декабря: наступит зимнее солнцестояние. Отсюда движение снова пойдет к северу и к весне достигнет точки востока... Так было и так будет всегда.

Строгая повторяемость этого процесса была замечена древними астрономами и взята, что называется, на вооружение. Точки летнего (на северо-востоке) и зимнего (на юго-востоке) солнцестояния, ввиду их строгой фиксированности, имели особенно большое практическое значение. Прежде всего - для точной ориентации в пространстве. В языке древних греков даже были географические термины, означавшие направления на летний восход солнца и на зимний восход солнца.

Важность крайних точек событии определяется и потребностью в точном календаре. Дело в том, что наблюдение за событиями на горизонте - единственный реальный и доступный дл древних астрономов способ определить продолжительность года. Даже для ведени календаря с суточной точностью им нужны были пригоризонтные обсерватории, дающие возможность фиксировать с предельной для невооруженного глаза точностью астрономически значимые события.

Число отчетливо фиксируемых астроном и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.