Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Курсовик Хозяйственное развитие Тульского края в XVII веке. Создание Белгородской засечной черты и воссоединение Украины с Россией. Создание и развитие тульской металлургии. Культура и быт XVII 1-ой половины XVIII века в Тульском крае. Зодчество. Искусство.
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: География.
Добавлен: 20.12.2008.
Год: 2008.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
13
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра «Истории и культурологии» Курсовая работа по дисциплине «Культурное наследие Тульского края» на тему: «Быт и занятия жителей русского города в XVII в. (по тульским материалам)».
1. Введение……….….. 3 2. Хозяйственное развитие Тульского края в XVII веке. ……….…5 3. Культура и быт XVII - 1-ой половины XVIII века в Тульском крае …11 4. Заключение ……….18 5. Список использованной литературы ……….………..19 6. Приложение ………20 Введение.
Тульская историография за всю историю её развития насчитывает пять обобщающих научных исследований монографического характера, посвящённых истории Тульского края и его центра города Тулы с древнейших времён: И.А.Афремов «Историческое обозрение Тульской губернии» (М.,1850); И.П.Сахаров «Достопамятности города Тулы и его губернии» // Труды Тульской губернской учёной архивной комиссии. Книга1. (Тула, 1915); профессор А.П.Рудаков «Очерки из истории города Тулы и Тульского края» (Тула, 1923); профессор В.Н. Ашурков «Страницы Тульской старины. Очерки по истории города Тулы 1146-1917» (Тула, 1988).
Тульская история XVII века после Смуты отличается широтой изображения. Все авторы, как главные, выделяют такие события: укрепление Засечной черты в 30-60-е годы, в том числе строительство земляного вала в Туле в 40-е годы; динамика строительства города с выделением информации о развитии Кузнечной слободы, сословном положении тульских кузнецов; работа городищенских железоделательных заводов. Но акценты и отдельные характеристики позволяют судить об индивидуальном подходе исследователей к событиям. Общую оценку тульской истории этого периода дали И.Ф.Афремов и А.П.Рудаков. Первый считал «романовский» XVII век в Туле временем цветущего состояния «фабрикации и гражданского благоустройства». А.П.Рудаков причислял Тулу конца XVII века к крупнейшим городам Московского государства с высоким уровнем торговли и промышленности.
Н.Е.Северный подчеркнул, что после Смуты Тульский край подчинился Москве «без колебаний». Все авторы, особенно А.П.Рудаков и В.Н.Ашурков, подробно описывали историю тульской Кузнечной слободы. Вслед за И.Ф.Афремовым, В.Н.Ашурков детально показал основные сословные привилегии и обязанности тульских купцов, динамику их численности и взаимоотношения с посадом. А.П.Рудаков рассматривал как параллельные процессы развитие казённого кузнечного дела и частного предпринимательства в Туле в этой области в XVII веке.
И.П.Сахаров, как и в определённой степени И.Ф.Афремов, выделял специальный раздел истории города Тулы XVII века - «гражданское состояние». В нём указывались подведомственность города, местные «присутственные места», функции и положение воевод. Отсутствие жалования «от короны» давало последним повод, по мнению И.П.Сахарова, к злоупотреблениям. В рукописи «История общественного образования Тульской губернии» он показал «гражданское устройство в городах» XVII века, которое он понимал как социальное положение разных сословий: дворян, детей боярских, духовенства, посадских, «самопальных кузнецов», ямщиков и гончаров. И.П.Сахаров в своём неизданном сочинении подробно рассуждал об истоках и развитии в XVII веке в городе Туле слободской жизни. Хозяйственное развитие Тульского края в XVII веке.
С созданием Белгородской засечной черты и воссоединением Украины с Россией наш край перестаёт быть пограничной окраиной, боевым лагерем и получает более благоприятные, чем прежде, возможности для хозяйственного развития. Усиленно распахивались местные плодородные земли. Значительно выросла численность населения, прежде всего за счёт переселенцев из более северных участков страны. Росла и феодальная эксплуатация крестьянства. Попадали в кабалу, становились крепостными и многие из тех, кто был до той поры свободным.
О росте числа крепостных крестьян в нашем крае в XVII в. красноречивые данные сохранились в тогдашних писцовых книгах. Так, например, по Тульскому уезду в 1628-1678 гг. насчитывалось крестьян:
1628г.
1646г.
1678г.
Крестьян светских феодалов
3539
9940
14523
Крестьян духовенства
347
874
2565
Среди вотчинников, владевших землями и крестьянами в нашем крае, оказывается, уже в начале XVII в. был и сам царь Борис Годунов. В Белёвском уезде ему принадлежало село и 12 деревень с 342 дворами крестьян и холопов. Изданный им в 1602 г. указ, разрешавший переход крестьян от мелких и средних землевладельцев к крупным, был, таким образом, выгоден и ему самому как крупному феодалу. После смерти царя Бориса его вотчиной завладел новый царствующий крупный феодал - Василий Шуйский.
Царские вотчины в XVII в., которыми ведал Тайный приказ, были в нашем крае и при царе Алексее Михайловиче: это «государева десятинная пашня» (в Дедиловом уезде, в Богородицком и Дедилове - на краю Дикого поля). В Богородицком уезде десятинные и крестьянские поля составляли во второй половине XVII в. 46 тысяч «четей», т.е. более 100 тысяч гектаров земли. Крестьян же, приписанных к этой вотчине, насчитывалось 622 двора., что по тогдашним меркам оказывалось недостаточно для обработки таких земельных площадей. Попытки привлечь к этой работе служилых людей из «окольных дворов» к успеху не приводили, так как они в большинстве своём её саботировали. С трудностями проходило и переселение сюда крестьян из других царских вотчин.
Для организации казённого пашенного хозяйства в районах, близких к военной окраине страны, изыскивались подходящие земли. Воевода, назначенный в Дедилов в 1659 г. получил наказ: «Будучи на Дедилове, рассмотреть порозжих и угожих земель и сенных покосов и рыбных ловель и всяких угодей, и обыскать, где б мочно поселить крестьян 200 семей дворами» и «на угодной порозжей земле посеять яровова хлеба 200 десятин нынешним летом…»
Если в Дедилове это, пусть и с немалыми трудностями, сделать удалось, хотя и не полностью, то в Венёве подобный замысел царских властей оказался неосуществимым. Видимо, уже не оставалось здесь «порозжих» земель, на всех были «испомещены» служилые люди.
После уменьшения опасности разорительных набегов «крымских воинских людей» с 30-х годов XVII в. заметно усиливается освоение земель южнее Тульской засечной черты. Под защитой лесов и укреплённых городов здесь развиваются хозяйства старых и новых вотчинников и помещиков, беззастенчиво усиливавших эксплуатацию зависимых от них крестьян. В писцовых книгах Тульского уезда 1678г. часты пометы о том, что крестьяне из местных деревень переведены их владельцами в Дедиловский, Соловский, Чернский уезды. Нередки пометы: «дворы пусты», «крестьяне бежали в прошлых годах и ныне в бегах», «бежали с семьями», «отданы в приданое», «взяты за скудостью на вотчинный двор», «достались по разделу», «умре». За каждой такой пометой - жизненные судьбы и беды местных крестьян. О некоторых крестьянах записано: «живут в Туле на кузнечной работе», «один в Веневе в пушкарях», «один мельник вопче с братом», «живёт в дворниках на монастырском дворе», «на Туле на посаде на оброке», «у найму у посадского человека», «кормится по миру…»
Наибольшее число крепостных душ по переписи 1678 г. числилось тогда (без дворцовых крестьян) в уездах: Каширском - 27,5 тысячи, Белевском - 27 тысяч, Тульском - 17 тысяч, Алексинском - 16 тысяч, Крапивенском, иначе Соловском - 12,5 тысячи. Сравнительно небольшое число крепостного населения записано было тогда в Чернском уезде - пять тысяч, Одоевском - четыре с половиной тысячи, Ефремовском - одна тысяча.
В Ефремовском уезде, тогда сравнительно недавно учреждённом, было самое большое число так называемых «однодворцев» - мелкопоместных служилых людей. В 1662-1663 гг. их насчитывалось 1344 человека, в 1672г. - 2050 человек. Уже во второй половине XVII в., продолжая формально принадлежать к правящему классу, такие «дворяне» и «дети боярские», не имеющие крепостных, фактически слились с эксплуатируемым классом, стали облагаться налогами, составили в дальнейшем одну из групп государственных крестьян.
Солидной экономической базой располагало в то время в Тульском крае и феодальное духовенство. Наиболее крупными «душевладельцами» крепостных в нашем крае были в конце XVII в. монастыри и церкви Белевского уезда - почти две тысячи крепостных душ, Каширского - свыше полутора тысяч, Тульского - около полутора тысяч, Лихвинского - тысяча триста. В их хозяйствах работало немало и «мастеровых всяких людей». Так, по переписи 1678 г., в патриаршей домовой вотчине Венева-монастыря в с.Богоявленском таких мастеров числилось 27 человек - хлебники, повара, рыболовы, пивовары, конюхи, садовники, кузнецы, плотники, портные, бочарники, овчинники. Работали они «из денежного и хлебного жалования».
Особую заботу крепостники в рясах проявляли о розыске и «водворении» в их владения бежавших от них крепостных крестьян (см. приложение 1.). Им удалось добиваться в связи с этим специальных царских грамот с предписаниями местным воеводам не принимать беглых и возвращать их по принадлежности «безволокитно». Такова, например, грамота 1682 г. царя Фёдора Алексеевича относительно беглых крестьян Никольского Венева-монастыря. В ней говорится и о причинах массового бегства: «…Многие крестьяне и крестьянские дети с женами и детьми и со всеми крестьянскими животы от скудости и от хлебного недороду, покиня тягловые свои жереби, бежали в разные стороны, и ныне де живут в тех городах…»
Местные города из прежних военных крепостей, опорных пунктов засечной черты, в эти годы всё больше становятся не только административными центрами уездов и селениями служилых людей, но и торгово-ремесленными центрами. Складывается и растёт посадское население городов. По переписи 1678 г., например, посадских людей в Туле и Белёве было уже больше тысячи, в Венёве - более 400, в Одоеве - за 300 и т.д.
О характере торговли, да и местных ремёсел в городах XVII в. можно в какой-то мере судить по названиям «рядов» на тогдашнем тульском рынке у стен кремля: москательный, старый и новый соляной, железный, мясной, серебряный, рыбный, харчевенный, горшечный, мелочный, калачный, квасной.
Некоторые купцы вели крупную торговлю, имея в Туле до 17 лавок. Разбогатевшие перебирались в Москву, и их Тульские лавки в конце XVII в. в ряде случаев пустовали. Торговали на тульском рынке и «московитяне» - московские купцы. Большинство же посадских, ремесленников жили крайне бедно. Из-за несостоятельности они «не тянули тягла», то есть не могли нести положенных податей. И в переписных книгах тех лет можно встретить записи: «скитаются меж дворов», «питаютца по миру» и т.п.
Были и предприимчивые и влиятельные посадские люди, которые получали от государства на откуп такие «оброчные» статьи доходов, как взаимные платы за перевоз через реку или переход по мосту, рыбные ловли, помол на мельнице, кабаки, бани.
Особым ремесленным сословием, имевшим ряд привилегий, были казённые купцы - тульские оружейники. Они выполняли заказы правительства, обеспечивая изготовление к концу XVII в. до двух тысяч пищалей в год. А потому царское правительство и предоставляло им льготы, которых не имели даже именитые посадские люди: освобождение от тягла, от постоев на их дворах, право первоочерёдной покупки железа и угля на местном рынке, свободной продажи оружия посторонним людям, прада, «опричь воровских», т.е. политически неблагонадёжных (см.приложение 2.). Тульские оружейники во многом были неподотчётны и неподсудны местным властям. Управлялись они выборными цеховыми старостами, отвечавшими за качество и своевременность выполнения государственных заказов и имевшими право наказывать провинившихся оружейникоа вплоть до битья плетьми и батогами.
Неравенство тульских посадских людей с казёнными кузнецами, прежде всего в отношении тягла - государственных платежей и повинностей - вело к многолетней борьбе, в том числе и за земли в зареченской части города. Царский указ 1694 г. закрепил особые права и обязанности казённых кузнецов-оружейников и даже предписал в дальнейшем «посадских людей и беломестцев (выходцев из «белых» - льготных - слобод) из той их казённой кузнецкой слободы выслать вон…»
Из дошедших до нас челобитных посадских на оружейников видно, что среди казённых кузнецов в ту пору выделялись «пожиточные люди», которые сами не занимались оружейной работой, а поставляли в казну ружья, «покупаючи у своей братии, у скудных людей, которые тем оружейным делом кормятся». И в то же время жаловались посадские на конкурентов, эти «пожиточные» из оружейников «владеют многими лавками и торговыми промыслами промышляют».
Именно из таких «пожиточных», прижимистых хозяев, выделились к концу XVII в. в Туле такие известные предприниматели , как выходец из тульского села Павшины Демид Антуфьев и особенно его сын Никита Демидов.
Добыча руды, производство железа и различных железных изделий в Тульском крае - традиция очень давняя. Но в XVII в. здесь впервые в России рождается промышленное производство - металлургическая и железоделательная промышленность.
Создание и развитие тульской металлургии в XVII в. способствовало изысканию и добыче железной руды, известняка, песка, глин, упорядочиванию использования местных лесов, развитию в Тульском крае металлообработки и оружейного дела.
Продукция Тульских и Каширских заводов XVII в. была весьма разнообразной. Прежде всего, это оружие и военное снаряжение: пушки, ядра, гранаты, пищали, бердыши, стволы, клинки, а также лопаты, кирки, топоры, мотыги и пр.Изготовлялись здесь тогда прутовое железо, «доски» кованые к дверям, тонкие кованые доски на кровлю (кровельное железо другими словами), сохи с палицами, замки, ступы, железные хлебомолотные мельницы, железо на гвозди, на оковы железные к телегам, железные части для такелаж, якоря, гири, высовые веретена, ломы, молоты, болты, цепи, кольца, петли, ручки, обручи, ушки и языки к колоколам, решетки, засовы, замки и др.
Местные заводы XVII в. были крепостными мануфактурами с использованием труда крепостных крестьян и работных людей. В то же время привлекался и наёмный труд, особенно, в основном, в производственном процессе получения металла и его обработки. Культура и быт XVII - первой половины XVIII века в Тульском крае.
Особенности административного деления. Города, уезды и волости Тульского края в XVII в. еще не были объединены административно. Они относились к разным «краям».
К разным епархиям - церковным округам - относились тогда и местные церкви и монастыри. Тула, Алексин, Венёв, Дедилов, Епифань, Гремяче с уездами до 1622 г. числились за Рязанской епархией, а потом перешли в ведение Коломенской епархии. Белёв, Чернь, Лихвин, Новосиль находились в ведении епархии Крутицкой - в Москве.
Разной и непостоянной была в эти годы и подчинённость тех или других групп местного населения государственным ведомствам.
В разных губерниях оказались местные города и уезды при первоначальном размежевании России на губернии в 1708-м и 1719гг. Несомненно, все это сказывалось на соответствующих экономических, социальных, культурных отношениях и связях, а, следовательно, и местных особенностях культуры и быта.
Зодчество. Основным строительным материалом в те времена в нашем крае было, как и встарь, дерево. Ясно, что от таких построек того времени немного осталось и следов на местности, нечасты и кратки обычно упоминания о них в известных письменных источниках.
Деревянными были, кроме Тульского кремля, и местные крепости - «города». Так, по дошедшим до нас описаниям первой четверти XVIII в. эти местные городские укрепления представляли собой или «город рубленой», то есть сооруженный из деревянных срубов (в Алексине, Дедилове, Черни, Ефремове, Одоеве), или «город острог стоячей», то есть огороженный, обычно по насыпи, стеной из вкопанных в землю заостренных вверху бревен (в Крапивне, Епифане, Веневе). В Белеве в этой описи упомянуты и «город деревянной» и «острог», но с примечанием: «токмо оной город згорел». Сгорел к тому времени и «город» в Одоеве, да и в Туле, где, кроме каменного кремля, был ещё «около того города другой город по земляному валу деревянной», от него, как отмечалось в описи, «ныне после пожару осталась половина».
Трудоёмких и дорогостоящих каменных зданий в Тульском крае, постоянно подвергавшихся почти до конца XVII в. вражеским набегам, в те времена возродилось мало.
Замечено, что если на карту области нанесены дошедшие до нас памятники зодчества второй половины XVII в., то все они расположены либо к северу от Тульских засек, либо непосредственно под их защитой. Стоят они порознь, в отдалённых друг от друга городах и сёлах. Только в Белёве сохранилось целое созвездие: ансамбль Спасо-Преображенског монаст и т.д.................