Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат Панорама города, важнейшие исторические событие, особенности архитектурных памятников. Вологда в XV-XVI века, история строительства Кремля. Софийский собор памятник архитектуры XVI в. Вологда административный и торговый центр вологодской губернии.
Информация:
Тип работы: Реферат.
Предмет: География.
Добавлен: 23.01.2008.
Год: 2008.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
2 Муниципальное образовательное учреждение Среднеобразовательна школа №41
Реферат по технологии на тему: «Город восьми столетий»
Автор:
Иванова Яна
класс 11Г
Руководитель:
Вологда 2007 г. Содержание:
1. Введение 1.2Колокольня Софийского Собора - памятник XVII-XIX вв 2. Из глубины веков до наших дней. Панорама города, важнейшие исторические событие, особенности архитектурных памятников 2.1. Памятник 800-летия Вологды 2.2. Вологда в XV-XVI века, история строительства Кремля. Софийский собор - памятник архитектуры XVI в 2.3 Историкоархитектурны ансамбль Вологодского Кремля, бывшего архиерейского подворья; история и современность. Вологодский музей-заповедник 2.4 Вологда в памятниках архитектуры XVII в. (церковь Константина и Елены, Спасо-Всеградский собор, легенда о моровой язве) 2.5Памятники архитектуры XVII в. Церковь Варлаама Хутынского 2.6 Вологда - административный и торговый центр вологодской губернии. 272.7 «Такой город в России один»,- деревянное зодчество Вологды (дом Засецкого - памятник архитектуры XVIII в.). 2.8 Современный город - Вологда; день сегодняшний; знаменитые земляки и перспективы развития 3. Заключение. Библиография. Итоги экскурсии 1.Введение.
Вологда - один из древнейших городов России. Благословленная святыми и основателями монастырей, зело украшенная разных стилей храмами, деревянной архитектуры застройками и зелеными древонасаждениями. Вологда - на протяжении нескольких веков служившая исходным пунктом системы рек, открывающих пути в Западную Европу, в Зауралье и в Сибирь. Вологда - с признательностью вспоминаемая сотнями тысяч эвакуированных из блокадного Ленинграда и сотнями тысяч солдат четырех фронтов, лечившихся здесь в годы Великой Отечественной войны. Вологда - славная именами поэтов и прозаиков, иконописцев и художников, героев многих войн и ученых, прославивших своим трудами Россию.
Варлам Шаламов выделил четыре Вологды. Но она еще более многолика. Своя, родная и… Она омыта слезами привезенных и размещенных в Прилуцком монастыре ив иных храмах репрессированных крестьян и «врагов народа» из многих республик и областей для последующей отправки в леса Северного края. Она явилась одним из этапов трагического пути этих несчастных, часть из которых здесь и умерла, и зарыта в пригороде, в болоте…
И вот Вологда в конце ХХ века, на грани третьего тысячелетия нашей эры. Пройден путь в восемь с половиной веков… 1.3 Колокольня Софийского Собора - памятник XVII - XIXвв.
При соборе еще в середине XVII в. Была построена колокольня. Однако в XIX ее внешний облик сочли недостаточно внушительным, и в 1869 г. архитектор В.Н.Шильдкнехт перестроил ее. Она стала самым высоким сооружением в епархии. Мощным восьмигранный столп, углы которого подчеркнуты лопатками, а внизу усилены контрфорсами, заканчивается ярусом звона, прорезанным стрельчатыми арками. Над ними возвышается луковичной формы позолоченный купол на барабане. Колокольня масштабно соотносится с собором и окружающими постройками Архиерейского двора, не подавляя своими размерами, а как бы являясь своеобразным ориентиром. Декоративное убранство ее выдержано в псевдоготическом стиле, распространенном в эту эпоху. На колокольне сохранились колокола XVII-XIX вв., отлитых русских, голландскими и немецкими мастерами. У каждого колокола свое назначение: Большой, или Праздничный (1687 г.), Водовоз (1643 г.), Часовой (1627 г.), Большая Лебедь (1689 г.) и др.
Сейчас на колокольне устроена смотровая площадка, куда можно подняться и осмотреть окрестности. Перед нами в непосредственной близости оказываются могучие главы Софийского собора, скромно мерцающие серебром своих куполов. Они словно плывут над городом в холодном и неярком северном небе. Внизу неторопливо течет узкая тихая река с плавными поворотами, окаймленная пологими берегами. Соединение городских и сельских пейзажных черт придает Вологде особое очарование. Повсюду сквозь зеленные кроны деревьев виднеются главки церквей и их стройные белые колокольни; прекрасные виды открываются на Заречье и на Верхний и Нижний посады. Вдали на северо-востоке вырисовываются стены и башни Спасо-Прилуцкого монастыря. 2. Из глубины веков до наших дней. Панорама города, важнейшие исторические события, особенности архитектурных памятников.
2.1. Памятник 800-летия Вологды.
На Ленивой площадке - бывшем центре древнего города - установлен памятник в честь 800-летия города. Авторы его Т.П. и Г.П. Котаревы. В декоративном оформлении использованы детали древнерусского зодчества.
На массивный гранитный постамент водружен четырехгранный обелиск. По углам постамент обработан квадровым рустом, а на его гранях помещены бронзовые рельефы, в которых отображены события из истории Вологды. Сцены обрамлены мощными архивольтами. Небольшие килевидные арочки украшают обелиск внизу.
«ВОЛОГДА» - что означает это слово?
Вологодский поэт Александр Романов писал так: «Слово Вологда» произносится, как глубокий выдох. Протяжные звуки «о», соединенные нежным «а», придают ему запевное очарование. Так и слышатся поначалу понятные сердцу «волога», «влага», но последний твердый слог придает всему таинственность.
«Вологда» - что же все-таки значит? Говорят, на языке одного угро-финского, племени это - «светлая река». А вот поэт Александр Яшин написал свое знаменитое:
«Ты проедешь волок, еще
волок, да
Еще волок - будет город Вологда».
Итак, имеются две версии названия города. По одной - это перевод с угро-финского, по-другой - название происходит от русского слова «волок», так как в древности здесь проходил один из путей, по которому путешественники волокли свои суда по суши к реке Вологде.
С доисторических времен, когда этот край был покрыт дремучими лесами, его заселяли древние, видимо, угро-финские племена, жившие по берегам рек и озер. Причудливые каменные бабы, которые сегодня можно видеть во дворе Вологодского музея-заповедника, относятся, вероятно, еще к III-II тысячелетию до нашей эры. В последние годы археологи обнаружили на территории области немало «домиков мертвых» - ритуальных погребальных сооружений с предметами культа и быта. С V-VI века на территорию области приходят славяне. Археологические раскопки на территории древнейшей части города свидетельствуют, по существу, о его доисторическом существовании.
Но впервые летописное упоминание о Вологде относится к 1147 году это и принято считать годом основания города. Таким образом, Вологда, по летописи, является ровесницей Москвы и одним из древнейших городов русского Севера.
Вероятно, город основали новгородцы. Во всяком случае, по документам XIII века Вологда значится в составе новгородских земель. Но за город шла ожесточенная борьба новгородских, ростовских и затем московских князей, которые постепенно взяли верх.
В XIV столетии началась активная монастырская колонизация Севера. Многочисленные монастыри возникли и на Вологодчине: Спасо-Прилуцкий, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов и другие. Суровые испытания выпали на долю города в начале XVII в. во время польско-литовской интервенции. В 1608 г. Вологда и некоторые другие северные города принесли присягу Лжедмитрию. Однако вскоре, испытав на себе все тяготы произвола, чинившегося при новом порядке, население встало на сторону Москвы.
Штурмы и разграбления города случались в 1434ти 1450 годах. С одним из этих страшных событий исследователи связывают происхождение, по-видимому, «самой вологодской» легенды, повторявшейся в народе в разных вариантах более 400 лет. Мы имеем в виду легенду о белоризцах - людях в белых «ризах» (одежде): «Однажды в зимнее время неожиданно подошло к Вологде большое войско и к ночи окружило крепость. Вел войско князь Дмитрий Шемяка. В городе не оказалось ни воевод, ни воинов. Стены города были слабы, мало было людей для обороны от врага. Горожане в страхе ожидали наступления утра. Трое жителей города этой ночью видели одинаковый сон - будто осветился весь город, когда подошел к нему святой покровитель Вологды Димитрий Прилуцкий. От «убогого дома» (места захоронения неизвестных и погибших насильственной смертью) подошли к нему два белоризца - человека в белых светящихся одеждах. Димитрий и белоризцы помолились о спасении города от гибели и стали укреплять бревнами все четыре городские стены. Когда работа была закончена, белоризца стали невидимы. Утром с Божьей помощью горожане отбили нападение неприятеля, бросая со стен камни. Войско много дней вокруг Вологды, но не нападало больше и затем отошло к городу Галичу, где многие воины его погибли. Так Бог наказал их за неправую войну на русской христианской земле. 2.2. Вологда в XV-XVI веках, история строительства Кремля. Софийский собор - памятник архитектуры XVI в.
Много трагического видела Вологда. Ее брали в 1435 году войска мятежного князя Василия Косого. Потом сюда сослали пленного и ослепленного князя Василия II, которому Вологда была отдана в вотчину. Затем город был разорен отрядами «вора» Дмитрия Шемяки. Все же в конце концов Василий Темный утвердился на княжеском престоле, и город, несколько раз переходивший из рук в руки, был отдан младшему сыну великого князя Андрею. Кончились смутные, кровавые времена.
Вологда стала столицей удельного княжества. Правда, Вологодское княжество при князе Андрее Меньшом (1462-1481) просуществовало недолго. Сам князь часто жил в Москве. И правление его княжества велось с полного согласия Ивана III. Но была все-таки Вологда столицей удела, роль ее возрастала. В то время заложили первый и дивный храм на Севере - Спасо-Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере. Прекрасный памятник, возвышавшийся среди вод озера в тридцатые годы, был варварски взорван уже в советское время, в тридцатые года.
После смерти князя Андрея Вологда окончательно отошла к Москве, к великокняжеским владением.
К этому времени город играет видную роль в стратегическом и, особенно, торговом отношении как начальный пункт важных водных путей: Сухона, Шексна, Двина. В городе хранилась часть «государственной казны». Сюда же Иван III ссылал наиболее для себя опасных и именитых пленников.
Важные страницы в истории города связаны с царем Иванов Грозным. Вологда одной из первых была зачислена в число опричных городов, пользовавшихся особыми привилегиями. Иван Грозный часто бывал в Вологде, пробыв здесь согласно летописи, «три лета и пять месяцев». Существует даже версия, что царь собирался сделать наш город столицей государства. Во всяком случае, по приказу царя в городе развернулось грандиозное строительство каменного детинца - кремля и собора.
Вологодский кремль (название это не точно, оно появилось в XIX в.) - это только часть бывшего грозненского кремля-детинца, но лучшая его часть.
Действительно, Вологодский кремль очень красив и живописен. Он не принадлежит к широко известным, стилистически выдержанным русским ансамблям, хотя некоторые их постройки и отделены друг от друга многими веками.
Под названием «Вологодский кремль» подразумевают обычно бывший Архиерейский дом, должно быть, главным образом благодаря его высоким крепостным стенам, и неразрывно связанные с этими стенами меньший (Воскресенский) собор и колокольню.
А стоящий на высоком берегу реки Вологды, вне архиерейских стен, но рядом с ними, Софийский собор - древнейшее здание города - оказывается вне кремля? Именно Софийский собор прежде и больше всего привлекает внимание посетителей кремля - привлекает своей суровой, величавой красотой и монументальностью. В давно исчезнувшем настоящем кремле Ивана Грозного он появился намного раньше каменного двора архиереев, а теперь бесспорно главенствует над всем центральным городским ансамблем - Вологодским кремлем.
У московского и вологодского соборов есть общие архитектурные черты, в особенности это относится к шестистолпным планам. Однако между этими двумя храмами имеются отличия. Облик вологодской Софии с ее предельно скупым декором ближе к памятникам Новгорода, чем Москвы: отсутствуют аркатуры, бусины портиков и другие архитектурные элементы, столь характерные для фасадов московского Успенского собора. Различны в обоих храмах и формы несущих столбов.
Даже среди богатырски мощных соборов XVI века вологодский храм выделяется монументальностью своих форм, почти лишенных декора. План его имеет вид прямоугольника с сильно выступающими полукружиями алтарных апсид. Цоколь очень простой формы образован валиком и двумя уступами в его нижней части. Между апсидами алтаря с обеих сторон поставлены полуколонки с простейшими завершениями. Расположены в два яруса окна четверика сделаны с воронками, без всяких профилировок; нижние окна - высокие, верхние - небольшие. Все окна - четверика и алтаря - узкие, почти одинаковой ширины. С севера и юга в собор ведут ничем не прикрытые перспективные порталы. У западного, главного входа перед порталом стоит большое сводчатое двухарочное крыльцо с белокаменной гирькой. Вытянутые пилястры с заменяющими капители импостами поддерживают большие закомарные обрамления. Покрытия шестистолпного Софийского собора может служить классическим примером русской крестовокупольной системы. Над закомарами возвышаются мощные барабаны с огромными маковицами. Аркатуры отсутствуют не только на соборных стенах, нет их и на барабанах глав. Маковицы завершаются тонко выполненными крестами оригинальной, так называемой «процветшей» формы.
Внутреннее помещение вологодского собора силою своего художественного воздействия на зрителя также превосходит интерьеры многих соборов XVI века. Такому впечатлению в первую очередь способствует прекрасная живопись , украшающая внутренние стены, своды, столбы. Она выполнена ярославцем Дмитрием Плехановым «с товарищи». Первоначально восточная пара столбов соединялась со стенами каменной алтарной перегородкой. В настоящее время алтарь отделяется от основного храма сооруженным в XVIII веке иконостасом, расчлененным на пять ярусов, с граненым выступом посередине. Этот грандиозный иконостас внес в интерьер собора чуждую ему ноту классицизма XVIII-XIX веков. К средней паре столбов с восточной стороны прислонены деревянные клиросы. С западной стороны каждого из четырех столбов поставлены киоты одинакового с иконостасом стиля.
Имена художников артели - а их было 30 человек - сохранились в летописной надписи, охватывающей внизу три стены собора. Каждый член артели был ответственным за определенную часть работы. Композиционные построения основных сцен «знаменил», то есть прорисовывал контуры, главный мастер - Дмитрий Плеханов. Ему же порой приходилось самому и определять их колорит. 2.3. Историко-архитектурный ансамбль Вологодского Кремля бывшего архиерейского подворья; история и современность. Вологодский музей-заповедник.
Спустившись с колокольни, перейдем к осмотру Архиерейского двора. Под этим названием подразумеваются постройки на дворе вологодских архиепископов. В настоящее время в этих зданиях размещается областной краеведческий музей. Вход устроен между колокольней и Воскресенским собором, встроенными непосредственно в ограду. Вся территория условно подразделяется на три части. Главный двор, открывающийся сразу при входе, обозначен П-образно расположенными служебными корпусами, крестовой палатой с церковью Рождества и палатами Иосифа Золот и т.д.................