На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Биография В.Г. Гниловского. Вклад в науку, воспитание молодого поколения, общественную жизнь края. Взгляды В.Г. Гниловского на геоморфологию юго-западной части Ставропольской возвышенности. Создание Атласа Ставропольского края.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: География. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Курсовая работа
Географическое наследие В.Г. Гниловского

Введение
Актуальность проблемы: в последние годы большое внимание научной общественностью уделяется культурному, историческому и природному наследию различных территорий России. Наследие рассматривается и как территория, и как памятники истории и культуры, и как информационный потенциал, запечатленный в трудах ученых. Это не столько перечень неких сведений и знаний, сколько совокупная память человечества, запечатленная в искусстве, литературе, научных трудах.
Информационное наследие до настоящего времени рассматривалось довольно редко. В нашем крае много замечательных людей, которые оставили о себе неизгладимую память. К числу таких людей следует отнести Владимира Георгиевича Гниловского, основателя школы Ставропольских физгеографов. Он проработал 44года в Ставропольском педагогическом институте, выпустив 8 поколений учителей, он подготовил тем самым более 10 тысяч специалистов географии, им было опубликовано 106 научных работ. Школьникам Владимир Георгиевич дал первые учебники географии Ставропольского края, Атлас Ставропольского края, научно-популярную книгу "Занимательное краеведение", учебные карты края.
Научное наследие В.Г. Гниловского хранится в фондах Ставропольского краеведческого музея имени Г.К. Праве и Г.Н. Прозрителева. Доведение мыслей и идей В.Г. Гниловского до широкой общественности края имеет особую актуальность, ибо он охватил широчайший круг проблем географии, истории, культуры, а также сделал ряд важнейших открытий в науке.
Объект исследования: научные и научно-популярные труды и фонды В.Г. Гниловского.
Предмет исследования: вклад Б.1 . 1 ниловского в информационное наследие края.
Цель исследования: изучение географического наследия В.Г. Гниловского.
Задачи:
ознакомиться с биографией В.Г. Гниловского, используя
фонды Ставропольского краеведческого музея и его
учеников.
прочитать и проанализировать статьи и работы В.Г.
Гниловского по разным разделам географической науки.
описать вклад В.Г. Гниловского в науку, воспитание
молодого поколения, общественную жизнь края.
Методы исследования:
интервьюирование родственников и знакомых В.Г.
Гниловского.
Реферирование работ В.Г. Гниловского и о нём.
описательный метод
картографирование
Практическая^ значимость: для ученых, занимающихся изучением природы Ставропольского края, обществ охраны природы и памятников истории и культуры, учителей, аспирантов, студентов, школьников, а также простых любителей и ценителей природы и культуры нашего края. .
Новизна работы: впервые были сделаны попытки анализа работ В.Г. Гниловского с выделением основных мыслей и идей, а также составлена карта экспедиций ученого и объектов, открытых и описанных в его трудах.
Глава 1
Теоретические вопросы и обзор литературы.
1.1 Понятие о наследии
Понятия и термины, связанные с проблематикой природного и культурного наследия, получили широкое распространение в отечественной научной литературе со времени ратификации Советским Союзом в 1988 г Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия, действующей с 1972 г. Изначально это не принесло принципиально нового в методологию охраны культурных и природных ценностей страны, которые рассматривались либо раздельно, либо при определяющем значении памятника культуры или природного феномена ^Кулешова 1990 г.). По мере распространения и расширения сферы использования термина «наследие», а также появления программ и проектов возникает проблема однозначной трактовкой и идентификации терминов (Кулешова 1994 г.).
Наследие можно рассматривать как информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах (работах) и необходимый человечеству для своего развития, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям. Востребуемость и сохраняемость - обязательные атрибуты позитивного информационного наследия.
Определяя наследие через информацию, следует отметить, что последняя подразумевает не только и не столько перечень неких знаний и сведений, а означает совокупную память человечества и природы обо всех явлениях материальной и духовной жизни, фиксирующую себя в многочисленных проявлениях жизни, - от кодировки генов и основных жизнеобеспечивающих процессов до выработки философских, нравственных, этических категорий и их физического воплощения в шедеврах искусства, красотах пейзажа, формах ландшафта, формах быта науки и пр.
Сохранение наследия вырастает в проблему, когда речь заходит о наиболее ценных и, одновременно, уязвимых его составляющих, когда возникает (реально или потенциально) угроза их исчезновения. Наследие ранжируемо и имеет ценностные градации (Кулешова 1994 г.). В общем случае наиболее ценно то, что наиболее информативно, а наиболее информативным зачастую является редкое. Корректировка этого общего правила происходит за счет историко-культурных, этнических, социальных особенностей стран и регионов.
И так особо ценным наследием можно считать совокупность объектов и явлений, несущих в себе уникальную, редкую информацию, качественным исключительным состоянием; редким сочетанием; исключительным влиянием на ход исторического процесса.
Как правило, вероятность утраты информационного наследия (документы, книги, черновики) может быть сопряжено с наиболее ценным, а значит и с наиболее уязвимым.
Основное отличие территориальных объектов наследия -- территорий наследия в том. Что они заключают в себе информацию, которая может быть сохраняема только в их пределах; ее носители неразрывно связаны. Проявляют себя и могут существовать только в границах конкретной территории и не подлежат перемещению. Территории наследия с редкими проявлениями, необходимыми человечеству для духовного и социального развития, обозначают как уникальные территории.
Информационный потенциал природной составляющей наследия заключен в ее гено, - ценно,- эко, -, геофонде; культурной составляющей - в этносах и их традициях, формах природопользования, языке фольклоре, искусстве, типах «кормящего ландшафта».
Влияние и организация охраны территорий особенно ценного наследия в значительной мере осуществляется по методологии методике создания особо охраняемых природных территорий, которые стали органической частью ресурсов наследия. В тоже время особо охраняемые территории входят в состав охраняемых природных территорий -- участков земель или водных пространств с высокой выраженностью экологически значимых (в том числе информационных - обязательный компонент особо охраняемой территории) функций, для сохранения уровня, значимости которых устанавливаются особые режим охраны и тип управления.
Под функцией территории понимается та роль, которую она выполняет в геосистемных (экосистемных) и социально-культурных процессах или другими словами, ее целевое назначение. Оно обусловлено выраженностью определенных свойств, ответственных за характеристику ценности территории.
В.Г. Гниловской изучал природу Ставропольского края и в своих работах заключил информацию о наследии края, как уникальной территории.
Традиционно употребляемый состав ценностных критериев для отбора природных территорий, нуждающихся в особой охране, может "быть сведен к категории редкости,*- Эти критерии -уникальность, разнообразие репрезентативность, сохранность. Уникальность не требует дополнительных объяснений. Категории разнообразия, репрезентативности, сохранности сопровождаются, как правило, определением «исключительное». Каждая природная территория характеризуется конкретными значениями этих показателей, и только их редкое качественное проявление может стать аргументом в пользу статуса территории.
Как показывает практика и проведенные научные исследования, выбор организационной формы охраны территорий зависит в первую очередь от сочетания выполняемых ею экологических, социо-экологических и социо-культурных функций. Каждая форма организации охраны имеет свой тип режима и тип управленческой структуры, подчиненные цели организации или функциональному назначению.
Структура управления включает соответствующие службы (дирекция, служба охраны, отдел управления ресурсами, научный отдел и т.д.), обеспечивающие соблюдение режима и выполнение целевого назначения избранной формы организации охраны.
Основной критерий принадлежности охраняемой территории к особо ценному наследию - это обязательное наличие в числе ведущих функций сохранения т б!ш, что возможно только при высокой информационной ценности (уникальности) объекта охраны.
1.Территорию Ставропольского края можно обозначить как территорию охраняемого наследия.
Понятие ценности ресурсов наследия всегда соотносится с вмещающей их территорией, то ценно (уникально) для отдельной области, может быть типичным (обыкновенным) для региона включающего эту область. Поэтому закономерна иерархия ресурсов наследия по значимости -- Всемирное, Федеральное, региональное и т.д.
В Ставропольском крае имеются объекты, достойные быть Всемирным наследием, но до сих пор не получившие этот статус. Большая часть описанных В.Г. Гниловским объектов природы
имеет Федеральное значение (Музей-заповедник КМЬ, гора Стрижамент, Сенгилеевское озеро).
Возникшее в недавнее время понятие «уникальная историческая территория» рассматривается как частный случай территории охраняемого наследия, возможно - как особая форма организации охраны, перспективность которой покажет практика. Ее ведущими функциями выступают: сохранение природных и культурных ценностей т з1ш; образование и воспитание через демонстрацию; возрождение исторических технологий (в том числе экологического природопользования); возрождение культурной традиции.
Рассмотренная здесь понятийно-терминологическая система не получила до сих пор должного отражения в действующем законодательстве. Она находится в стадии становления, апробирования, развития. В тоже время неоспорима актуальность ее внедрения в практику через законодательные акты, что будет способствовать осознанию важности и реальному сохранению единого природного и историко-культурного наследия страны.
1.2 Концепция наследия.
Важнейшей задачей, стоящей сегодня перед Институтом наследия, является разработка стратегии сохранения и эффективного использования наследия, отвечающего требованиям современного и будущего общества. В основе этой стратегии лежат три взаимосвязанных между собой концепции -- ноосферная, экологии культуры и культурного ландшафта. Именно эти концепции были положены в основу разработки методической базы сохранения наследия в контексте управления окружающей среды как разнообразной и устойчивой системой. В разработке этих концепций определяющую роль сыграли замечательные ученые В.И. Вернадский и Д.С. Лихачев (Веденин, 2000)
В.И. Вернадский развил учение о ноосфере как новом этапе развития Земли, связанном, прежде всего с научной и интеллектуальной деятельности человека.
Д.С. Лихачев - ученый, основной специальностью которого
была история древнерусской литературы. Д.С. Лихачев
рассматривал тему гуманитарного фактора становления среды
обитания человека во многих своих книгах, в том числе и в своих
поистине революционных исследованиях, посвященных семантике
садово-паркового искусства. Особое внимание оно уделял
духовному началу в формировании окружающей среды и ее
культурной составляющей. «Сохранение культурной среды --
задача не менее существенная, чем сохранение окружающей
природы. Если природа необходима человеку для его
биологической жизни, то культурная среда столь же необходима
для его «духовной оседлости», для его нравственной
самодисциплины и социальности» (Лихачев, 1983 г.). Эти
концепции как нельзя точно подходят к информационному наследию В.Г. Гниловского.
Д.С. Лихачев подчеркивает «нравственное значение и влияние воздействующей силы на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях». Для всех очевидным является процесс нарастания мощности культурного слоя, культурной среды. Д.С. Лихачев обращает внимание на обратный процесс. «Запас памятников культуры, запас культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с все прогрессирующей скоростью (Лихачев 1983 г.).
Именно это по Д.С. Лихачеву, является предопределяющим фактором особого отношения к культурному и природному наследию, делает необходимым ведение активной деятельности по сохранению наследия. Человек, по представлениям Лихачева, формирует особую нравственно-духовную сферу в оболочке Земли, которая определяет развитие всех других сфер и в то же время сама оказывается под сильным их воздействием. Здесь он близок к идеям В.И. Вернадского о ноосфере, в которой определяющей силой ландшафтоформирующих процессов становится мысль и труд. «В живом веществе создалась новая геологическая сила ума и техники, раньше на нашей планете небывалая, которая нам кажется беспредельной и, возможно в будущем выходящей за пределы планеты» (Вернадский 1989 г.). Уже в течение длительного времени интеллект становится силой, соизмеримой с геологическими и космическими процессами. Однако было бы абсолютно неверно сводить сущность человеческих деяний только к интеллекту и научной деятельности. Именно в этом заключается сущность экологии культуры, ее вклад в становлении современной концепции о сохранении окружающей среды. И об этом одним из первых сказал Д.С. Лихачев.
В соответствии с этими идеями, на основе концепций ноосферы, экологии культуры и культурного ландшафта, формируются и новые подходы к сохранению наследия. Среди возможных подходов, предопределяющих принципиально новое отношение к наследию, следует выделить следующее:
- генетический - наследие как носитель исторической памяти,
определяющей сохранение самобытности национальной или
региональной культуры;
- экологический подход - наследие как основа устойчивого
развития
общества и биосферы;
- географический подход - наследие как основа сохранения
культурного и природного разнообразия мира, страны,
некоторых регионов, этносов, групп населения).
В основе этих подходов лежит представление о наследии как фундаментальной категории, определяющей возможность формирования самобытного, устойчивого и разнообразного культурно-ландшафтного пространства.
Тем самым предопределяется конструктивная роль при формировании экономической и социальной политики государства, его поведение на мировой арене. Естественно, что это должно быть осознано и людьми, находящимися во главе государства. В соответствии с новым взглядом на роль наследия как одного из важнейших средообразующих факторов должна измениться и политика в области сохранения культурного и природного наследия.
Приоритетными областями деятельности органов охраны наследия и субъектов, связанных с использованием наследия, должны стать национальные и региональные комплексные программы
управления культурным и природным наследием, раскрывающие возможности включения наследия в современные системы управления культурными, социально-экономическими и экологическими процессами развития.
В соответствии с принципиальными позициями строится научная деятельность Института Наследия, его участие в управлении культурным и природным наследием. Именно в этом контексте, возможно, его эффективное участие в развитии концепции культуры, в разработке стратегии и тактики ноосферной организации окружающей среды и, что самое главное, это позволит рассматривать сферу сохранения наследия в соотношении с охраной окружающей среды и устойчивым развитием.
1.3 Современные проблемы сохранения наследия
Современное состояние наследия у специалистов и общества чувство глубокой тревоги. Это связано со многими причинами. Однако главная причина, на наш взгляд, заключается в недооценке места и роли наследия в жизни страны и государства.
Для определения этого, явно ненормального положения, возникает необходимость формирования нового представления о наследии и о его месте в жизни современного общества.
Необходим переход от узкого понимания наследия, сводящегося чаще всего к памятнику, к более широкому представлению о нем. Краткое определение наследия звучит следующим образам: -система материальных и интеллектуально-духовных ценностей, созданных и сбереженных предыдущими поколениями и представляющими исключительную важность для сохранения культурного и природного генофонда Земли и для ее дальнейшего развития.
Таким образом, наследие -- это не только отдельные
архитектурные или иторико-мемориальные объекты,
археологические памятники, градостроительные или садово-парковые ансамбли, не только художественные исторические ценности; наследием являются и целостные урбанизированные, руральные или малоизмененные природные территории. Нередко занимающие большие площади, уникальные природные памятники, редкие виды животных и растений, эстетические и духовные ценности, запечатленные в книгах, изделиях прикладного искусства, обычаях и обрядах, традиционные формы хозяйствования и природопользования. То есть все то, что отражает историю развития природы и культуры; признается ценным в научном и религиозно-духовном, экологическом,
эстетическом и просветительском отношении и рассматривается как национальное достояние (Веденин,2000)
Необходимо признание фундаментального значения наследия в жизни современного общества страны.
Наследие несет в себе множество общественных функций:
Наследие как духовный и интеллектуальный потенциал нации, страны, определяющий ее место среди великих мировых держав (великие имена, замечательные памятники, известные во всем мире научные, музыкальные и балетные школы).
Наследие, как основа устойчивого развития страны, обеспечивающие эффективную адаптацию обществом инноваций и препятствующие возникновению дестабилизирующих процессов и т.д.
Современная концепция наследия должна базироваться на следующих принципах:
Главная роль наследия - сохранение и приумножение разнообразия и самобытности культурных и природных ландшафтов страны, региона.
Переход к системному, комплексному рассмотрению наследия, когда основное внимание должно будет уделяться сохранению всей историко-культурной и природной среды.
Признание тесной связи и единства между культурой и природой, что предполагает тесное взаимодействие между объектами культурного наследия и природной среды, а природных объектов - с традиционной культурой, с традиционными формами природопользования.
Основным объектом охраны становится территория, включающая все разнообразие расположенных на ней памятников, сохранившихся до наших дней традиционных форм социокультурной, духовной, хозяйственной деятельности,
традиционную культуру природопользования и сложившуюся систему расселения.
Охрана наследия должна рассматриваться как часть социально-экономической, социокультурной и экологической деятельности.
Наиболее актуальные проблемы в сфере сохранения на сегодняшний день: ( Веденин, 1997)
1 .Создание правовой и экономической базы сохранения наследия, отвечающего современным требованиям.
Принятие Федерального Закона об охране памятников истории и культуры с учетом его доработки, заработка новых законопроектов, касающихся охраны иных объектов культурного наследия (художественных промыслов, фольклора, музеев-заповедников), включение положений об охране наследия в другие законодательные и нормативные акты (о природных территориях, местного самоуправления, уголовный кодекс и т.д.). Соотношение Федеральных законов с множеством региональных законов и других нормативных актов.
2. Создание единого информационного пространства о культурном и природном наследии Россия.
В настоящее время вся информация разбросана по разным учреждениям и ведомствам, не, в полной степени отражает реальность, обрывочна, хранится на разных носителях; преимущественно бумажных, очень медленно обновляется, не может использоваться для полноценного анализа и мониторинга. В разных регионах и учреждениях разрабатываются свои собственные базы данных, нередко не сопоставимые друг с другом. Концепция информатизации отрасли охраны до сих пор ориентировалась на формирование централизованной системы информатизации, с организацией мощного депозитария, а не на организации гибкой сети, где главным звеном стали бы регионы и
научные институты, ведущие работу по соору и научному описанию наследия.
Важной проблемой, решение которой необходимо для формирования полноценной информационной системы о наследии России, является ее картографическое обеспечение. В настоящее время в институте наследия ведется работа по созданию атласа культурного и природного наследия. При этом атлас задуман как некая геоинформационная система поиска объектов наследия, базирующаяся на использовании картографических материалов, построенных с учетом разнообразия масштабов и специфики различных регионов России.
3. Разработка комплексных региональных программ охраны и использования культурного и природного наследия.
Главная особенность этих программ - тесная связь с решением социально-экономических и социокультурных задач развития региона.
Одна из насущнейших задач такого рода программ - доказать, что наследие должно рассматриваться местными администрациями как один из важнейших ресурсов, определяющих экономическое и социальное благосостояние населения региона. Комплексные программы наследия должны включать:
- оценку историко-культурного и природного потенциала
региона и сложившейся к настоящему времени экономической,
социокультурной и экологической ситуации;
культурно-ландшафтное районирование региона с выделением
особо охраняемых историко-культурных и природных территорий;
анализ системы расселения с учетом возможностей сохранения
и развития исторических городов, поселков и сел;
- анализ хозяйственной структуры региона и места в ней
традиционных видов и форм деятельности;
характеристику туристко-рекреационной инфраструктуры и
перспектив ее развития;
оценку возможностей организации новых рабочих мест на
основе возрождения традиционных промыслов;
определение списка инновационных видов хозяйственной
деятельности, развитие которых возможно осуществить в регионе
без ущерба для населения и традиционных видов и форм
деятельности;
- разработка образовательных программ с учетом региональной
специфики культурных традиций, объектов наследия и природной
среды;
разработка культурных программ, обеспечивающих полноценную жизнь населения, их вхождение в общероссийское и культурное мировое пространство, а также доступность и сохранение живой традиционной культуры региона, его отдельных поселений и народов;
- разработка программ реставрационных работ и рекультивации,
ценных историко-культурных и природных ландшафтов.
Сейчас такие программы или их основные положения разработаны для Калужской области и ряда ее регионов, некоторых районов Тверской области, группы регионов Пермской области, Ялуторовска Тюменской области и т.д.
4. Формирование системы историко-культурных и природных территорий России.
Ограниченность видов и форм охраняемых территорий, связанных с сохранением культурного и природного наследия. Это положение относится, прежде всего, к историко-культурным территориям, где реальная работа по охране территориальных объектов, да и то, с большими трудностями, идет лишь в рамках музеев-заповедников.
Между тем современные музеи-заповедники -- это сложные многопрофильные учреждения, решающие наряду с чисто музейными задачами и множество других задач, в том числе вопросы землепользования, сельского и лесного хозяйства, социальные проблемы. Вообще проблемы взаимоотношения с местным населением является одной из важнейших при организации особо охраняемых территорий, как историко-культурных, так и природных.
5. Внедрение фактора наследия в систему мониторинга.
необходимо осознание роли наследия как факторов, определяющих стабильность среды обитания, понимание того, что многие природные и культурные компоненты окружающей среды характеризуются рядом свойств, определяющих не только формирование и сохранение условий для нормального существования человечества, но и их высокую степень самоценности;
необходима разработка методологии и методов экологического мониторинга и их внедрение в систему охраны наследия. Система экологического мониторинга архитектурного памятника, для примера, включает: учет воздействий на состояние памятника загрязнений воды и воздуха, повышение или понижения грунтовых вод, роста вибраций, связанных с интенсивным движением транспорта и т.д.
Особое положение занимает внедрение социологического мониторинга, как части более широкого экологического мониторинга: -Опросы населения помогают определить место наследия в менталитете современного человека, сформировать портрет населения исторического города, выявить степень активности этого населения участвовать в сохранении наследия (Веденин, 1997).
1.4 Обзор литературы.
1.4.1. Теоретические вопросы.
Литература о наследии представлена работами: Веденина (1994, 1997, 2000 гг.), Кулешовой (1994,1997 гг.), Мазурова (1994 г.). А так же трудами: Набиевой (1994 г.) и Шульгина (1994 г.), Лихачева (1983 г.) и Вернадского (1899 г.). В трудах этих ученых разработаны концепции выявления, изучения, сохранения наследия, феноменология наследия, экологический мониторинг культурного и природного наследия.
1.4.2. Работы В.Г. Гниловского
В.Г. Гниловским с 1933 по 1978 гг. опубликовано 106 научных работ. О природе, истории и культуре Ставропольского края, в том числе по географии, по методике преподавания географии, а также ряд научно-популярных изданий (книг, статей), в Большой Советской энциклопедии, журналах, газетах. (1946,1949, 1950, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1960, 1964, 1966, 1971, 1972, 1974, 1976,).
1.4.3. Литература о В.Г. Гниловском и его трудах представлена
работами Клопова (1952,1956),Савельевой (1988,2001), Госданкера
(1968), Скрипчинского (1988).
Глава 2
Жизнь и творческий путь В.Г. Гниловского.
Владимир Георгиевич Гниловской родился 14 июня 1907 года в городе Ставрополе в семье учителя. В 1924 году он окончил школу П-ой ступени и поступил в Ленинградский педагогический институт им. А.И. Терцина. В 1928 году В.Г. Гниловской окончил экономгеографическую секцию экономического отделения этого института и был направлен на работу в город Златоуст Уральской области. Здесь он проработал четыре года в качестве преподавателя географии, заведующего учебной частью рабфака и научного сотрудника местного музея. В течение последнего года исполнял обязанности доцента в Златоустовском институте
С 1932 по 1934 год вновь в Ставрополе, исполнял обязанности доцента в педагогическом институте, а в 1934 году был направлен в Арзамасский учительский институт, где заведовал кафедрой географии. Спустя год, Ставропольский педагогический институт приглашает В.Г. Гниловского заведующим кафедрой географии, а затем он стал деканом географического факультета.
В октябре 1941 года В.Г. Гниловской был призван в Советскую Армию и направлен на фронт в саперные части. Он строил оборонительные сооружения, . защищал Орджоникидзе, Грозный, Георгиевск, воевал в Донбассе, а затем освобождал Ставрополье от немецких захватчиков.
За боевые заслуги в Великой Отечественной войне В.Г. Гниловской получил 8 военных наград. В 1943 году по заданию штаба фронта он приехал восстанавливать разрушенный немецко-фашисткими захватчиками родной Ставрополь. (Савельева В.В.,1988)
С 1944 по 1951 год он работал старшим преподавателем
Ставропольского суворовского училища и заведовал кафедрой географии. В1952 году он был принят в члены КПСС. Уволившись в запас, он возвращается в Ставропольский пединститут.
Еще до войны Владимир Георгиевич начал работать над
кандидатской диссертацией. Она называлась "Особенности
геоморфологии юго-западной части Ставропольской возвышенности". Тысячи километров были пройдены автором, описаны горы, долины, балки, установлены закономерности, объяснены явления и процессы (Приложение 1).
23 мая 1952 года в институте географии АН СССР успешно прошла защита диссертации, за которую ему была присуждена ученая степень кандидата географических наук. В 1952 году В.Г. Гниловской был утвержден в звании доцента по кафедре физическая география.
С 6 мая 1961 года по 25 мая 1975 года он заведовал кафедрой физической географии и геологии Ставропольского педагогического института, а затем до последних дней продолжил работать в должности доцента этой же кафедры. Он первым начал подготовку для своей кафедры. Его студенты становились его аспирантами, он помогал соискателям собирать, публиковать научные материалы. Он безотказно редактировал все работы всех сотрудников кафедры. Видел при этом суть вопроса и безжалостно "обрубал все цветистые ветви", "чтобы оставить гладкий ствол", как он определял свои задачи, свой редакторской правки. При этом поражало его чувство и знание русского языка. Свои работы он переписывал несколько раз, и требовал тщательной обработки каждой мысли у своих учеников.
Владимир Георгиевич до последних дней был примером для всех в подготовке учебного процесса. Более 40 лет читал он
лекции, и каждый день, к каждой лекции готовился заново, тщательно подбирал иллюстрации, в лекциях приводил примеры из своего богатейшего опыта, живо и образно описывал явления природы, умел изобразить графически на доске формы рельефа, показать динамику процессов. Ход его изложения отличался логикой, законченностью каждой мысли, студенты любили его лекции и знали его предмет.
Помимо педагогической деятельности Владимир Георгиевич проводил огромную общественную работу. В 1946 году он организовал Ставропольское краеведческое общество, и в течение многих лет был его постоянным председателем и его главой Ставропольских краеведов. Позднее на основе краеведческого общества в 1954 году он создал Ставропольский отдел Географического общества СССР и был его первым председателем, возглавляя его 20 лет. В 1986 году он организовал Ставропольское краевое отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и также стал его первым председателем. Он был избран членом центрального совета ВООПИК.
Трудно переоценить все инициативы и труд Владимира Георгиевича в различных областях общественной жизни Ставрополья. Следует отметить в первую очередь: активное участие в работе общества "Знание" в качестве заместителя председателя общества охраны природы в составе президиума Краевого Совета. В подготовке материалов для руководящих организаций по памятникам природы, истории и культуры, - заказников и других резерватов,- - защита Тебердинского заповедника в период, когда его существование было поставлено под угрозу, участие в инициативных группах ученых Ставрополья, приведших к созданию Архызского отдела Тебердинского заповедника и Ставропольского ботанического сада.
Нельзя переоценить и деятельность Гниловского по оказанию постоянной научно-методической и организационной помощи Ставропольскому музею краеведения, в работе которого он принимал участие с дней своей юности до последних дней жизни. Она выражалась как в конкретных повседневных делах, так и в руководстве работой музейно-краеведческого совета.
В.Г. Ггниловской состоял членом научно- технического Совета Северо-Кавказского отделения производственного и научно-исследовательского института по геоинженерным изысканиям в строительстве. Гниловской придавал большое значение изданию трудов Ставропольских ученых. В 1949 году по его инициативе Ставропольским краеведческим музеем и обществом краеведения было начато издание "Материалов по изучению Ставропольского края", в выпусках которого собраны статьи посвященные природе, истории, экономике и другим сторонам жизни нашего края.
Владимир Георгиевич был одним из самых активных членов редакционной коллегии, способствовал подготовке и получению наиболее ценных и актуальных материалов, лично редактировал значительную часть статей и проводил огромную работу технического характера, обеспечившую высокое качество создания. Во всех этих выпусках он выступил и как автор, опубликовав в них 21 статью.
Помимо того Владимиром Георгиевичем были организованны и другие издания, посвященные изучению природы Ставропольского края (Выпуски 11 и 18 трудов естественно-географического факультета Ставропольского педагогического института) четыре сборника "Северный Кавказ" (1969, 1973, 1974, и 1977 гг.) кафедры физгеографии Ставропольского пединститута.
Одной из вершин его научно-издательской и просветительской деятельности явилась выдающаяся книга "Занимательное
краеведение" выдержавшая два издания и получившая премию ни Всесоюзном конкурсе на лучшую научно-художественную и научно-популярную книгу для детей.
Эта книга стала своего рода краеведческой энциклопедией Ставропольского края. Непревзойденный знаток, тонкий наблюдатель и ценитель природы, Владимир Георгиевич был вдумчивым педагогом и опытным методистом, к тому же он умел хорошим литературным языком увлекательно рассказать о своем крае.
"Занимательное краеведение" - целостное произведение, связанное единым научным содержанием, одной формой изложения, проникнутое любовью к природе и читателю, с которым автор ненавязчиво делится своими знаниями, своим отношением к природе и жизни. Гордостью за свои просторы проникнуты все материалы книги.
Автор дарит нам поэтический образ величайшей вершины Европы - Эльбруса, заставлял любого жителя края поискать на южной части горизонта "облака, поразившие взоры" А.С. Пушкину. Сколько живописных панорам, таких как Пятигорская, Ставропольская, Тебердинская и Домбайская описано в книге! Здесь же указываются точки, откуда они хорошо просматриваются, как к ним добраться. А сколько замечательных, неповторимых памятников природы открыл нам автор! Это Томузловские чудовища - "Лягушка", "Слон", "Ящерица", причудливые ветвистые концепции горы Куцай, грязевый вулкан и кладбище насекомых Сенгилеевской котловины, подземные зоологические музеи Косякинского, Беломечетского, Георгиевского песчаных карьеров, вечная мерзлота на горе Развалка и много, много других (Приложение 1)
В книге увлекательно, опираясь на исторические факты, рассказано о подземных богатствах края - голубом топливе, черном золоте, минеральных водах, полиметаллических и металлических рудах.
Главное назначение книги -- привлечь молодое поколение к изучению своего края, к изыска и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.