Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат История формирования еврейского населения в Крыму. Общественная жизнь, традиции и обычаи: семейная жизнь, воспитание детей, одежда. История возникновения, форма и содержание религиозных праздников: Песах, Пурим, Рош-а-Шана, Ту би-шват, Шабат, Шавуот.
Информация:
Тип работы: Реферат.
Предмет: География.
Добавлен: 23.11.2008.
Год: 2008.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
13
ЕВРЕИ
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В
КРЫМУ
Хотя евреи - понятие не географическое, а этнографическое, само название "еврей" происходит от древнееврейского слова "иври", что в переводе означает "пришедший с другой стороны из-за реки". В Библии говорится, что праотец евреев Авраам пришел на дарованную Богом землю из-за реки Евфрат. История еврейского народа насчитывает более пяти тысячелетий.
Основная часть еврейских памятников Крыма относится к эпохе эллинистической культуры и найдена на территории Боспорского царства с центром в Пантикапее (Керчи). Это различные плиты с текстами. Наиболее интересными являются юридические акты об отпущении рабов на волю под опеку иудейской синагоги. В 1876 г. в окрестностях Керчи был раскопан участок еврейского кладбища, где найдены три обломанных известковых плиты с изображением меноры (семисвечника) и греческими надписями (III-IV вв. н.э.). На одной из найденных плит имя еврея Симона (конец II в. н.э.). Исследования, проведенные Эллой Исаковной Соломоник, доктором исторических наук, профессором, позволили выявить в Крыму еще один пункт еврейской диаспоры в Херсонесе. Одна из найденных здесь плит датируется II веком до н.э. На ней кроме изображения меноры имеются еще два рисунка: изогнутый рог (шофар), связанный с трубным гласом, который должен возвестить верующим о приходе мессии (на надгробных плитах он символизирует идею воскрешения мертвых) и пальмовая ветвь (лулав) как символ победы (на надгробных плитах символ победы над смертью). На многих еврейских памятниках надписи сделаны на греческом языке. Это объясняется тем, что разговорным языком евреев в античных городах был греческий. Только в синагоге служба шла на иврите. При раскопках одного из христианских храмов были обнаружены двуязычные греко-еврейские надписи и список имен членов религиозной общины.
О существовании в Херсонесе крупной еврейской общины сообщал путешественник и просветитель Константин, долго живший в общине и изучавший иврит. Он более известен как создатель славянской письменности Кирилл.
Число евреев в Крыму увеличилось после разрушения римлянами Иерусалима и массового переселения из Византии. Евреи чувствовали себя в Тавриде в безопасности. Хазары, принявшие иудаизм, способствовали расселению евреев на полуострове.
В XV веке община пополнилась беженцами из Литвы и Украины. Известный польский путешественник XVI в. Мартин Броневский указывал, что евреи жили во многих районах Тавриды: Инкермане (Инкерманце), Балаклаве (Ямбольце), Мангупе (Манкопе), Феодосии (Каффе), где занимались садоводством и торговлей. В период Крымского ханства евреи специальными ярлыками освобождались от налогов и охранялись от насилия. В конце XVIII в. положение еврейского народа ухудшилось, принятыми правительством России постановлениями были ограничены их права. Так, евреи не имели права селиться в Севастополе и иметь там заведения для отправления обрядов их веры.
После Крымской войны, учитывая участие евреев в военных действиях, отставным солдатам разрешили поселение в Севастополе для занятий ремеслами. Позже разрешение на проживание в городе получили и купцы всех разрядов, а в июне 1859 г. были отменены ограничения для всех остальных евреев. Закладывается и строится главная севастопольская синагога. Строятся они и в других городах Крыма.
К 1917 году в Крыму насчитывалось немногим более 52 тысяч евреев. Селились евреи в основном в городах Симферополе, Севастополе, Ялте, Керчи, Феодосии, Евпатории, небольшое количество - в селах Крыма.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
В Крыму евреи занимались различными ремеслами. Они были часовщиками, сапожниками, скорняками, портными. Особое место занимали ювелиры-художники, работы которых являлись образцом искусства. К сожалению, не сохранились изготовляемые в Крыму "Кетер-Тора" - корона, надеваемая на свиток Торы, "Бесамим" - традиционный сосуд для благовоний, который делался из серебра с позолотой и филигранью; традиционные свадебные кольца, золотое литье, эмаль.
Долгое время искусствоведы не рассматривали и не писали о еврейском народном искусстве, тогда как существовали центры в Литве, Белоруссии, на Украине, на юге России и в Крыму. Чрезвычайно интересными по своим художественным достоинствам были работы из бронзы, серебра, золота, декоративное искусство и каллиграфическое письмо. Эти высокохудожественные изделия еврейских мастеров практически не сохранились в Крыму. Увидеть их можно только на выставках в Западной Европе, в Прибалтике, в Киеве, Львове.
Земледелием в Крыму занималось небольшое количество евреев, так как им долгое время запрещалось заниматься хлебопашеством. Те, кто с огромным трудом приобретал земельные участки, успешно выращивали на них пшеницу, чеснок, фасоль, бахчевые культуры, держали скот.
Традиционным занятием считалась торговля. Не всем известно, что еврейское население облагалось двойной податью. Они платили подать, как все люди в России, но еще и за то, что были евреями! Только торговля с ее быстрым оборотом и прибылью позволяла евреям платить второй налог. В Крыму еврейское купечество совместно с купцами других национальностей объединялось в гильдии. В 1877 г. Севастополь стал торговым портом и через него за границу пошли продукты сельского хозяйства. Стали известны торговые дома Дрейфусов, Юровских, Глейзеров. Подобные торговые дома были в Керчи, Феодосии, в других городах Крыма.
Городское еврейское население по грамотности в Крыму уступало лишь немцам. Среди евреев было много известных врачей, адвокатов, аптекарей. Многие стали крупными учеными в России, на Западе, в Америке. В начале XX столетия своим виртуозным исполнением на международных конкурсах славились музыканты-евреи. ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ
В середине XIX в. еврейские традиции и обряды в Крыму и других губерниях России стали исчезать. Причиной этому послужило движение идеи еврейского просвещения. Молодых стали приобщать к светским знаниям наряду с религиозными. Для самых талантливых открылись двери гимназий, училищ, институтов и университетов. При этом сохранилась процентная система приема еврейских детей.
Тем не менее, еврейская община старалась сохранить обычаи и обряды, такие, как "обрезание", ритуальное требование к пище ("кошерное" и "трефное"), обряд совершеннолетия "бар-мицва". Еврейская община сумела на протяжении многих тысячелетий сохранить традиции народа, национальные обряды и праздники, благодаря тому и выжил еврейский народ.
Семейная жизнь евреев определялась законами Торы и традициями, восходящими к далекой древности. Библейское благословение "плодитесь и размножайтесь" было обязательной религиозной заповедью для евреев. Женились рано, юноши - в 18 лет, девушки - в 14 - 15 лет.
Для молодого человека, собиравшегося жениться, существовало 10 заповедей. Не одобрялась женитьба ради богатства, жениться советовалось на девушке из хорошего дома. "При выборе жены будь осторожен"; "Продай последнее, что имеешь, и женись на дочери ученого человека"; "Не бери жену из более богатого дома, чем твой"; "Я не желаю сапога, который слишком велик для моей ноги", "Радость сердца - жена", "Наследие Бога - сыновья". Так еврейских мальчиков заранее готовили к семейной жизни.
Девочка знала только одно - что ей надо научиться быть доброй и рачительной хозяйкой и, если даже отец в детстве сосватал ее, ей будет дано право сделать свой собственный выбор. Закон считал желательным, чтобы родители не торопились с обручением, пока дочь не решит, нравится ли ей жених.
Сразу после помолвки родители жениха и невесты заключали письменный договор. Это юридический документ, в котором указывались размеры приданого и время свадьбы. Непременным условием было то, что родители жениха и невесты после свадьбы должны предложить молодым и кров, и стол в течение двух лет. В договоре оговаривалось, что если одна из сторон нарушит его без уважительной причины, то нарушившие платят штраф. Договор можно было расторгнуть, но если жених посылал подарки, и их принимали, то договор становился законом. "Ктуба" - брачный договор - определял обязанности жениха и размеры приданого с каждой стороны.
Как правило, свадьбы игрались осенью. В назначенный день, когда родные и близкие сопровождали жениха и невесту, играл еврейский оркестр: скрипка, лютня, цимбала и бубны. Гости находились в синагоге или на площади возле нее. Жених и невеста становились под свадебный балдахин. Жених одевал невесте кольцо и произносил традиционные слова: "Этим кольцом посвящаешься ты мне согласно вере и закону Моисея и Израиля". Раввин читал "Ктубу", а затем он или кантор пел семь свадебных благословений. Жениху давали в руки стакан, и он разбивал его в память разрушенного Иерусалимского храма. Так заканчивалась религиозная часть свадебного обряда.
Далее свадьба носила светский характер. Пели о женихе, о невесте, о матерях. Невеста исполняла танец с платком, с ней танцевали только мужчины. На второй и третий день молодожены приглашались в гости. А дальше шли будни. Особенностью семейной жизни была ее замкнутость, что и определяло ее чистоту и крепость. Нарушение супружеской жизни немедленно вызывало суровое осуждение общины.
Одеждой евреи не отличались от местного населения. В разные исторические периоды они носили греческие, византийские, генуэзские одежды. К середине XIX в. по одежде можно было определить, из каких мест России, Украины, Белоруссии, Польши, Германии прибыли беженцы. Иногда встречались люди, одетые в лапсердак с цицисами, в ермолке, в шапке с меховой опушкой, в широкополых шляпах, в широких длиннополых турецких кафтанах, схожих по покрою с рясами. Это были очень религиозные общинники. Такая одежда во второй половине XIX века практически исчезает, т.к. носившие ее подвергались крупным штрафам. РЕЛИГИЯ
Песах
Евреи говорят: "Недаром вся наша жизнь или освящение, или унижение имени Божьего на Земле". Великий праздник исторического Исхода евреев из Египта и возрождения природы подтверждает эту философскую мысль. Праздник называется Песах 14 Нисана (Пасха, март-апрель). Песах в переводе с иврита - "проходить мимо, миновать". По библейской легенде, смерть миновала евреев в ту ночь, когда гибли первенцы Египта.
Песах - это праздник, в который евреи отмечают одно из наиболее значительных событий своей истории - освобождение из египетского рабства. Вот уже более трех тысяч лет, каждую весну, евреи всего мира как бы заново проходят путь от рабства к свободе, делая каждый шаг этого путешествия частью своей собственной жизни.
По заповеди, на Песах запрещено употреблять квасной хлеб, изделия из злаков: пшеницы, ячменя, овса и проса. Один из наиболее известных пасхальных обычаев - есть мацу на протяжении семи дней. Маца готовится из муки и воды, без соли (опресняк). Маца - символ свободы и в то же время напоминание, что евреи были рабами.
К празднику готовились за 10-15 дней. В более зажиточных домах пасхальная (каширная) посуда хранилась отдельно и использовалась только на Пасху. Бедные семьи "кашировали" к празднику свою обычную посуду: мыли, чистили, кипятили. Главным событием этого уникального торжества является семейная трапеза, называемая "Седер". Она проводится в первые два вечера праздника. Тщательно разработанный ритуал состоит из 15 этапов. Его кульминацией являются ответы на четыре вопроса (по сути, это один вопрос: "Чем отличается эта ночь от друг и т.д.................