Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Контрольная Жизнь и период раннего творчества первого алтайского художника Г.И. Гуркина. Работа под руководством И.И. Шишкина. Пейзажи с документально-познавательным началом. Рисунки Гуркина, выполненные карандашом или пером. Произведения монгольского периода.
Информация:
Тип работы: Контрольная.
Предмет: География.
Добавлен: 27.02.2010.
Год: 2010.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
25 Оглавление
Введение
Глава 1. Жизнь и период раннего творчества Г.И. Гуркина Глава 2. Период творческой зрелости Г.И. Гуркина Заключение Литература Приложение 1 Приложение 2
Введение
Живопись до конца 18 столетия на Алтае была представлена крестьянской стенной росписью, появившейся на территории Солонешенского, Залесовского районов, в центральной и южной частях Горного Алтая вместе с первыми переселенцами-старооб ядцами. Местные авторы вносили свой вклад в создание сибирской иконы, население хранило старинные духовные книги. Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Расцвет русского искусства во многом стал возможен потому, что художники, историки культуры, писатели, композиторы ясно осознали значение крестьянской домовой живописи, народного лубка, русской иконы, фольклора, народных ремесел, обрядов и праздников как основного источника, питающего разнообразие форм, направлений и глубину содержания профессионального искусства.
Значительный вклад в художественную жизнь Алтая - творческое наследие первых художников Алтая: Г.И. Гуркина, А.О. Никулина, А.Н. Борисова.
Прекраснейшие и величественнейшие виды природы вдохновляли художников еще в начале XIX века. Но только спустя 100 лет усилиями первого национального алтайского художника Г.И. Гуркина, барнаульца А.О. Никулина и приехавшего на Алтай в 1918 году А.Н. Борисова было положено начало подлинной художественной летописи Алтая, развивавшей многообразные традиции искусства России.
Первая треть ХХ века в художественной жизни Алтая - время ярких личностей и значимых событий. Заметное, порой выдающееся наследие в русском искусстве оставили мастера М.И. Курзин, В.В. Карев, Е.Л. Коровай, С.Р. Надольский.
Этот ряд продолжают художники с мировым именем: Д.Ф. Цаплин и А.Р. Эберлинг, работавшие на Алтае в годы Великой Отечественной войны.
Как и многие русские художники, Григорий Иванович Гуркин был певцом своей малой родины.
Целью данной контрольной работы является изучение художников Алтайского края. Цель работы предопределяет следующие задачи:
1) рассмотреть жизнь и период раннего творчества Г.И. Гуркина;
2) рассмотреть период творческой зрелости Г.И. Гуркина;
Данная тема хорошо освещена в литературе, например, у таких авторов как Снитко Л.И. "Первые художники Алтая", Белецкого А.Б. "Опыт и результаты обновления искусства Алтая (1954-1960 гг.)".
Каждый уважающий себя житель края должен знать, изучать свой край и народ с его бытом и его прошлым. Художники Алтая дали возможность каждому поколению открывать искусство заново, настолько оно богато чувствами, мыслями, ассоциациями.
Глава 1. Жизнь и период раннего творчества Г.И. Гуркина
Григорий Иванович Гуркин родился в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск) Бийского уезда Томской губернии в семье кустаря-алтайца из рода Чорос. Мальчиком Гуркин учился в миссионерской школе родного села, а в свободное время часто заходил в иконописную мастерскую, где с удовольствием выполнял мелкие поручения: растирал краски, помогал ученикам готовить доски.
Затем Гуркин переезжает в село Паспаул и работает там учителем. Однако его все более увлекает искусство. Он копирует репродукции из журнала "Нива", начинает рисовать с натуры. На Алтае единственным местом, где в то время Гуркин мог удовлетворить свое стремление, была большая иконописная мастерская в Бийске. Переехав в Бийск, Гуркин поступает в мастерскую к алтайцу Содотову, и уже через несколько месяцев ему самому поручают выполнение заказов. Помимо заказов молодой художник пробует писать самостоятельные вещи. К самым ранним из известных картин Гуркина относится "Камлание. Ночь жертвы" (1895). Это еще робко исполненное полотно: деревья сева напоминают кулисы, в заглаженной живописи чувствуются ремесленные навыки подмастерья иконописной мастерской. И все же в том, как переданы торжественность ночи, свет костра, алтайцы, смотрящие на пляску шамана, сказываются наблюдательность молодого автора, его стремление рассказать конкретно и точно о жизни родных мест.
Осенью 1897 года Гуркин отправляется в Петербург. Столица встретила приехавшего неприветливо: двери художественных мастерских и студий не открылись перед алтайским художником-самоучкой Отчаявшись узнать что-то определенное, Гуркин все же решил попробовать последнюю возможность и добился аудиенции у вице-президента Академии художеств И.И. Толстого. Ему предложили показать работы И.И. Шишкину. Шишкин высоко оценил работы Гуркина. Гуркин не был принят в Академию художеств, но получил возможность работать под руководством И.И. Шишкина.
Зиму 1897-1898 года Гуркин занимается в мастерской Шишкина, где получает основные понятия о перспективе, композиции, светотени, технических приемах письма и рисунка. Под руководством Шишкина он сразу стал на "свою" дорогу и пошел по ней уверенно, быстро достигнув таких результатов, что еще на ученической скамье его алтайские этюды ничем не уступали работам профессора.
С Шишкиным начинающий художник проработал только зиму, но это время определило для него многое. После смерти учителя Гуркин возвращается на Алтай, где живет около года. В марте 1899 года художник снова в Петербурге. Он становится вольнопослушателем в мастерской профессора А.А. Киселева.
Произведения молодого художника уже в годы учебы становятся популярными также в среде знатоков и любителей искусства. Его этюды и рисунки экспонировались на Осенних академических выставках, устраивались персональные показы в Академии художеств и в Обществе поощрения художников. Г.И. Гуркин стал участником выставок передвижников. На выставке Академии художеств 1900 года появляются несколько его работ, в том числе "Река Катунь" и "Озеро Тайменье". А в 1903 году он стал экспонентом первой периодической выставки этюдов, рисунков, эскизов передвижников в Петербурге. Для этой вставки Гуркин выполнил ряд графических листов ("Дорога по реке Анос", "Глушь"). Известно, что уже в этот период произведения Г.И. Гуркина охотно приобретали коллекционеры и любители искусства. До сих пор его живописные пейзажи и рисунки украшают интерьеры квартир не только в Сибири. Благодаря мастерству автора этих работ слава о своеобразной красоте Алтая стала всеобщим достоянием.
В 1903 году Григорий Иванович поселился на левом берегу Катуни, в селе Анос. Места эти в среднем течении Катуни - красивейшие, живописные, будто специально созданы природой для глаза и кисти художника. Может быть, это и определило выбор Гуркина, а может быть, это мы сейчас видим его глазами уникальные картины природы.
Усадьба художника с домом, мастерской, садом и небольшим водопадом вскоре стала центром, где каждое лето бывали путешественники и ученые, художники и писатели. Здесь были созданы основные произведения. Окрестности Аноса и отдельные уголки усадьбы запечатлены в многочисленных этюдах. Но только в 1987 году в коллекцию музея поступило полотно, на котором усадьба художника под горой Ит-Кая, постройки, берег Катуни с аулами написаны целиком. Вид на них открывается как бы с высоты горы либо с высоты птичьего полета. Картина "С. Анос" (1909) экспонировалась на первой персональной выставке Г.И. Гуркина в Барнауле в 1911 году в Народном доме 5. Выставка называлась "Алтай в картинах, этюдах и рисунках".
Более 70 лет картина и два этюда "Алтайцы. Юрта" (Приложение 1) и "Катунь при устье Чемала" бережно хранились в семье как память об Аносе, художнике, его воспевшем, и матери - Татьяне Акимовне. Все эти произведения подарены музею ее дочерью Лидией Андреевной Шпренгерт. Благодаря поистине бесценному и бескорыстному дару мы глазами художника можем взглянуть ныне на те места, где прошли лучшие годы его жизни и творчества. Особенно много в дореволюционные годы в Аносе бывало томичей. В первом университетском городе Сибири сформировалась научная художественная интеллигенция, в среде которой высоко ценили и поддерживали талант и творческие стремления художника. Именно в Томске зимой 1907-1908 гг. состоялась "Неделя Гуркина" - первая его персональная выставка, имевшая на редкость большой общественный резонанс.
После очередного приезда в Петербург в ноябре 1904 года Гуркину вместе с другим вольнослушателем мастерской А.А. Киселева К. Свищевским было разрешено советом профессоров представить картину на соискание звания художника. Однако последующие события помешали этому. Надвигалась революция 1905 года. Не прошла она бесследно и для Академии художеств. Студенты приняли участие в революционном движении. С февраля 1905 года и вплоть до 1906 года занятия в Академии художеств прекращаются. Закрытие Академии и отказ в стипендии ставят Гуркина в безвыходное положение. Он уезжает на родину.
Гуркин вырос приверженцем пейзажа-картины, где господствует документально-познав тельное начало. Один из первых алтайцев, осознавший всю важность просвещения, он был увлечен возможностями искусства в изображении и познании природы. Уже в ранний период творчества определяется ведущий жанр его произведений - жанр пейзажа.
Так, в "Анисинском бору" (1903), "Папоротниках", "Сосне Аската" (обе 1906 г), картине "Оттепель. Весна в бору" (1900-е гг.) изображены глухие уголки леса, контрасты затененного первого плана с прорывами света на дальних планах. Здесь же применен такой композиционный прием, как срез мощных стволов сосен верхним краем картины. Он напоминает композиции И.И. Шишкина. Наиболее значительна из работ Гуркина "Оттепель. Весна в бору", живо, эмоционально передающая состояние весенней природы. В ряде полотен художника, особенно посвященных горным рекам, есть черты, сближающие его с Киселевым, картинам которого свойственны коричневатая общая гамма и суховатая законченность. Желтоватостью общего тона отличаются картины Гуркина "Катунь. Морозное утро" (1903) и некоторые другие.
В ранних работах Гуркина заметно стремление к законченности, еще наивно понятной. Равновесие композиции выражено у него через симметричность изображенного: кулисы деревьев или скал по сторонам, центр акцентируется рекой. Однако вскоре у Гуркина появляются работы с чертами своеобразия. Таков этюд "Катунь весной" (1903) с опалово-зеленым тоном мутной реки, лиловыми пятнами кустов на берегу, с выразительной пластикой несколько сдвинутого вправо массива гор.
Много работал художник и в графике. Это его подлинная творческая лаборатория. Среди множества рисунков Гуркина, выполненных обычно карандашом или пером, есть листы, представляющие собой самые первые его шаги в искусстве, и листы, раскрывающие замыслы, которые так и не были осуществлены в живописи. В графике алтайского художника очень непосредственно проявилась основная черта его творчества - готовность учиться у природы, наблюдать окружающее, фиксировать и осмысливать увиденное. Работы, созданные на основе наблюдений, - лучшее в графическом наследии Гуркина. Менее удавались ему образы фантастические.
Рисунки художника, относящиеся к периоду ученичества, отличаются конкретностью изображения, интересом к деталям и тщательностью исполнения.
Первая персональная выставка Гуркина была открыта в Томске в 1907-1908 годах, вторая - в Томске в 1910 году и в этом же году ее увидели в Иркутске, а затем в Красноярске. В 1911 году персональная выставка художника прошла в Барнауле, а в 1915 - опять в Томске.
Крепнут связи Гуркина с учеными, писателями, художниками сибирской столицы, чей живой интерес и озабоченность судьбой малого народа совпадали с устремлениями алтайского просветителя.
Глава 2. Период творческой зрелости Г.И. Гуркина
Успех окрылил художника, он с головой уходит в работу.
В сентябре - ноябре 1921 года им были выполнены рисунки тувинских партизан, портреты С. Кочетова, А. Квитного, героев и руководителей партизанского движения в Туве.
Со второй половины 1921 года до возвращения на родину осенью 1925 года Г.И. Гуркин живет и работает в Атамановке (ныне село Кочетово) и в Кызыле. В селе Атамановке находился штаб партизанского отряда, а 14 августа 1921 года здесь была провозглашена Тувинская Народная Республика. В Туву художник из Монголии перебирается с отрядом руководителя партизанского движения С. Кочетова.
Произведения монгольского периода Г.И. Гуркина - это в основном рисунки карандашом с натуры, эскизы композиций. Судя по ним, художника особенно привлекает жизнь и быт монголов, их древние памятники, национальная одежда и типы людей. Особенно часто встречаются изображения юрты, сцены кочевий, жизнь животноводов на высокогорных пастбищах. Вероятно, эти зарисовки и впечатления послужили основой известного полотна художника "Кочевье в горах". По теме, свежести и звучности цвета картине близок небольшой этюд "Уланком. Юрта". Точно указана дата его написания - 3 июня 1920 года. Созданный в тревожное, неспокойное время, этюд воспринимается как мечта о мирной счастливой жизни, как утверждение вечных, непреходящих ее ценностей: голубое небо, горы, зеленые луга, чистый воздух, ласковое солнце, мать и дети. В картине "Кочевье в горах" эта мысль получает развитие и усложняется, пожалуй, даже драматизируется. Картина величественна, несмотря на то, что в основе ее лежит жанровый мотив. Она обладает огромным пространственным охватом. Мысль о гармонии человека и природы лежит в ее основе, как и в этюде "Уланком. Юрта". Однако при внимательном вглядывании в людей, в их позы, лица не покидает чувство беспокойства, тревоги, неведомой опасности. Идиллическое, жизнерадостное настроение этюда, где запечатлен счастливый миг мира и души художника, при более глубоком анализе в картине уступило место и более сложному восприятию мира, в котором солнце и тень соседствуют.
Плодотворными для Г.И. Гуркина были и четыре года пребывания в Тувинской Народной Республике. Поразительное разнообразие тем, аспектов жизни республики и, конечно, ее природа волновали воображение, и нашли воплощение в рисунках и целом ряде живописных работ. Если в живописи по-прежнему преобладает пейзаж, то рисунки запечатлели многие стороны жизни тувинцев. В Монголии и Туве в графических работах, как в записной книжке писателя, накапливались образы, типы людей, опыт работы над портретом и жанровой композицией. По преимуществу пейзажист в дореволюционное время, Г.И. Гуркин большую часть рисунков 20-30-х годов посвящает многофигурной композиции. В зарисовках 1923 года он неоднократно обращается к темам "Революционный съезд тувинцев", "Первое мая 1923 года", "Жизнь в Урянхае". В рисунках присутствует то ощущение праздника на многолюдном народном собрании, то тишина раздумья, когда собравшиеся на съезд слушают оратора. Для решения многофигурных сцен художник часто использует круговую композицию, исследуя ее возможности для создания жанровых произведений. К ней прибегает он и в одном из эскизов к задуманной большой картине, посвященной древнему празднику тувинцев - "Улу-Наир". Автор назвал эскиз "На празднике предков". К теме народного праздника с разнообразными спортивными состязаниями особенно много было сделано рисунков. Судя по ним, художника из всех событий праздника увлекала борьба на поясах. Он рисует типы тувинцев, национальную одежду и ее детали, фигуры полуобнаженных борцов. Отличительной особенностью набросков, зарисовок и эскизов этой темы является стремление к передаче движения. Динамизм, напряжение борьбы достигаются, прежде всего, размещением фигур в пространстве листа, разнообразием их ракурсов. Для Гуркина эти рисунки были новым завоеванием не только в плане тематического расширения творчества, но и в плане пластических находок, в развитии возможностей хоровой народной картины.
В период пребывания в Тувинской республике Гуркин выполнил ряд важных заказов правительства.
"Пейзаж. Озеро" (1924) - настоящее очарование природы, чудо умиротворения ее красотой, разумной гармоничной жизнью неба, озера, гор, растений. Пронзительная красота природы, особенно остро прочувствованная в эти трудные для художника годы переоценки, осознания своего места в жизни.
"Горное озеро. Весна" (1923) - очень характерный пейзаж 20-х годов. Озеро, как в чаше, лежит среди гор, а оправой для него служит разнообразие проявления жизни - деревья, травы, цветы. Удивительна красота и богатство зеленого цвета: от темного, густого до изумрудного и совсем светлого в дальних склонах гор. Красочный слой в этой работе, как обычно у Гуркина, очень тонок, бережными любовными касаниями кисти написаны все детали.
В названных пейзажах художника, как и во многих других работах послереволюционного периода, чувствуются поиски автора: в темпераментности, большей пастозности мазка, в звучности и контрастах цвета воплотить жизнеутверждающий мажорный образ природы. Порой не покидает от пейзажа чувство веселого перезвона красок, весеннего их разговора.
Одной из любимых тем в творчестве Гуркина была тема горной реки. Опоэтизированная в эпосе алтайцев Катунь воспета художником с любовью в целом ряде прекрасных полотен. В Туве Г.И. Гуркин неоднократно пишет Енисей, выделяется небольшая работа "Енисей возле города Кызыл". В рисунках "Плот лоцмана Чевашева", "Плот Елисеева" обращают на себя внимание развевающиеся над тяжелогружеными плотами флаги. Обстоятельно зарисовывает в них художник лица, одежду, зачастую записывает имя, возраст, местность. На основании этой значительной части графического наследия можно говорить о серьезном интересе Г.И. Гуркина к образу человека, к проявлению в каждой отдельной личности национального и общечеловеческого.
В творчестве Г.И. Гуркина немало и живописных портретов. В 1983 году коллекцию произведений Г.И. Гуркина пополнил "Портрет П.Н. Губанова". В 20-е годы П.Н. Губанов работал в Туве горным техником, был хорошо знаком с художником. Долгие годы портрет сохранялся как семейная реликвия. В мае 1923 года Павел Николаевич специально позировал для него художнику. Поразительное впечатление вызывают мастерски написанные глаза. Живые, умные, немного грустные, они в упор смотрят на зрителя. Не все совершенно в работе. В ней, может быть, нет свободы и раскованности профессионального мастерства, как в пейзажах, но художник создал запоминающийся, выразительный образ человека, своего современника.
Необходимо особо подчеркнуть, что никогда из т и т.д.................