Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат История развития фаянсового завода в г. Конаково Тверской области с даты основани до наших дней (основание завода, достижения, национализация и обновление ассортимента, послевоенное восстановление и дальнейшее развитие).

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: География. Добавлен: 18.03.2005. Сдан: 2005. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Агентство по образованию
ГОУ ВПО «Тверской государственный университет»
Центр специальной подготовки
Реферат по спецкурсу «История Тверского края»
на тему:
«Конаковский фаянс: история и современность»
Выполнил: слушатель I курса
специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Клюева О.С.
Проверил: Колесова Е.В.
Тверь 2005
    Содержание
    Введение 2
    1809-1870 гг: основание завода и его первые владельцы.
    3
    1870-1918 гг: новый владелец и новые достижения.
    5
    1918-1945 гг: национализация и обновление ассортимента.
    7
    1945- наши дни: восстановление и дальнейшее развитие.
    10
    Заключение
    16
    Литература
    17

Введение

В Древней Руси уже в X веке с помощью гончарного круга изготовлялись различные чаши, ковши, корчаги, украшенные геометрическим узором. В XI веке стала применяться роспись с применением глазури и эмали. После татаро-монгольского нашествия русская керамика возродилась уже в XIV-XV веках. В керамике XVI века стало применяться «морение» и лощение, а с XVII века появились плоскорельефные изображения. В XVIII веке наряду с гончарными ремесленными изделиями стала выпускаться посуда из майолики с росписью по сырой эмали, в частности на московской фабрике А. К. Гребенщикова, основанной в 1724 году. Было налажено производство изразцов -- сначала рельефных, затем гладких с росписью. В 1744 году в Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, на которой через три года Д. И. Виноградовым было начато производство русского фарфора. Во второй половине XVIII века высокого художественного уровня достигла гжельская керамика благодаря своим майоликовым квасникам, тарелкам, игрушкам с многоцветной росписью по белой поливе.

Русский фаянс представлял собой белый опак (непрозрачный фарфор) с росписью печатными рисунками, с рельефами и цветными глазурями. Одним из старейших российских фаянсовых заводов является расположенный в сосновом бору, неподалеку от Волги, Конаковский фаянсовый завод.

1809-1870 гг: основание завода и его первые владельцы.

В первой половине XIX века, когда в селе Домкино Корчевского уезда Тверской губернии был основан фаянсовый, ныне Конаковский, завод, в России усиливался кризис крепостнической системы: развивались товарно-денежные отношения, росла промышленность, в том числе и фарфорофаянсовая.

Один из зачинателей русской фаянсовой промышленности - Андрей Ауэрбах - в 1811 году пишет: «Как выделываемый мною фаянс по доброте своей заменяет иностранный, а к тому ж по деятельности моей удалось изобресть все потребные для оного материалы в самом отечестве, то и потребно дабы в чужие земли деньги не уходили... высочайше запретить ввоз таковой посуды, подобно как запрещены привозы зеркал, бумаги и пр., от такого запрещения фабрика моя не токмо будет в состоянии распространиться, но и многие другие охотники заведутся в государстве иметь сию необходимую посуду».

В 1826 году создается Мануфактурный Совет, а с 1829 года начинаются регулярно проводиться мануфактурные выставки, на которых фаянсу отводится видная роль. Его достоинства и недостатки подробно обсуждались, лучшие фаянсовые заводы получали награды. Русские изделия из фаянса постоянно сравнивались с английскими, которые в то время считались самыми лучшими в Европе.

Перед молодой фаянсовой промышленностью стояла сложная задача - победить на внутреннем рынке привозной фаянс и по технологическим показателям и по эстетическим качествам.

В таких, с одной стороны, благоприятных, а с другой - сложных, конкурентных условиях возник в августе 1809 года в селе Домкино Тверской губернии один из интереснейших русских фаянсовых заводов, который вскоре занял ведущее место в отечественном керамическом деле.

Первые шаги завода связаны с именем аптекаря из Богемии Фридриха Христиана Бриннера, арендовавшего землю у помещика Ф.А. Головачева и пригласившего с известного фарфорового завода Гарднера мастера по составлению масс Рейнера и гончара-точильщика Кобоцкого.

Однако вскоре Бриннер "почувствовал себя не способным к дальнейшему распространению оной" и 9 июня 1810 года продал свою фабрику Андрею Яковлевичу Ауэрбаху - лифляндскому провизору и своему бывшему мастеру Рейнеру. В сентябре 1810 года единоличным владельцем фаянсовой фабрики становится А.Я. Ауэрбах, человек деловой и энергичный, который с первых же дней проводит ряд мер по укреплению предприятия.

Успешное развитие завода затормозилось в период Отечественной войны 1812 года.

Однако уже в 1815 году фабрика в селе Домкино Корчевского уезда оправилась и значительно окрепла.

В это время на фабрике работают 119 вольнонаемных рабочих (настоящих мастеров 2, учеников 26, живописцев 14, кузнец 1, чернорабочих 56, приказчиков 2, женского пола чернорабочих 18).

Десятилетие своего существования фабрика встречает определенными успехами. Материальная база его значительно окрепла. В 1819 году состояла из "33 хотя и деревянных, но огромных корпусов для разных мастерских с машинами, инструментами и прочим". В 1824 году Ауэрбах сообщает: "... Как на фабрике моей, так и в Московской лавке и у Макария находится с лишком на 60 тысяч рублей товара".

В 1820-ых годах ассортимент изготовляемых на заводе Ауэрбаха товаров был весьма разнообразным. Завод производил посуду столовую, чайную, сервизную, а также дюжинами штучные изделия (кружки, блюда, чайники и др.) и скульптуру. Фаянс расписывается от руки, украшается модными в то время печатными рисунками, а порою остается просто белым.

В 1820-1830-ых годах посуду на заводе Ауэрбаха часто украшают полихромными растительными мотивами, в которых при всей их простоте и колористической собранности чувствуется любовное отношение к цвету. Эти скромные, неброские орнаменты, написанные легким, быстрым мазком, полны неповторимой прелести. Они свидетельствуют об искренности художника, его увлеченности работой и радостном мировосприятии.

В 1830-1850-ых годах формы изделий на заводе претерпели некоторые изменения. Наряду со старыми простыми круглыми тарелками появляются новые, с волнистыми краями, утерявшие четкое очертание круга. Чашки, соусники, суповые чаши стали более приземестыми. Такие изменения в формах были данью времени, когда после ясного и приподнятого стиля высокого классицизма в России появляется увлечение рококо, готикой.

В последнее десятилетие существования завода Ауэрбаха (т.е. с 1860 по 1870 год) положение его, кажущееся при беглом взгляде вполне благополучном, в действительности сильно пошатнулось. В конце 1850-х годов владелец был вынужден неоднократно закладывать и перезакладывать все имение в Московский опекунский совет и продать принадлежавшие ему земли во Владимирской губернии.

В 1870 году завод Ауэрбаха был продан «королю русского фарфора» Матвею Сидоровичу Кузнецову - яркой, колоритной личности, типичной для периода развития капитализма в России.

1870-1918 гг: новый владелец и новые достижения.

Приобретя в 1870 году предприятие Ауэрбаха в Тверской губернии, которое с этого времени стало именоваться Тверской фабрикой, М.С. Кузнецов присоединил его к имевшимся у него заводам в Дулеве Владимирской губернии, основанному в 1832 году, и в Риге (основан в 1843 году). К этому времени кузнецовские предприятия были уже заметными в России. В 1864 году на них работала одна тысяча человек, а товару было продано на 700000 рублей.

В 1889 году учреждается "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова" с правлением в г. Москве (основной капитал в 3 млн. руб. сер.). В 1903 году Товарищество имеет 8 фабрик, расположенных в разных местностях России и производящих фарфор, фаянс, полуфаянс, майолику и строительные предметы; отдельные разработки глиняных залежей: в Черниговской, Херсонской и Екатеринославской губерниях; 15 постоянных торговых мест в различных местностях Российской империи и 12 ярмарок.

Будучи наиболее мощным изготовителем отечественного фарфора и фаянса, кузнецовская фирма была экспонентом на многих крупным отечественных и зарубежных выставках. В течение всего времени своего существования фирма систематически, каждые год-два, удостаивалась высоких наград, в том числе права употребления государственного герба, о котором в циркуляре Московского губернатора говорилось: "Изображение государственного герба является самою высокою выставочной наградою, которая имеет особую ценность не только в глазах фабрикантов и торговцев, но и в глазах громадной массы потребителей, весьма часто по своей неосведомленности судящих о качестве изделий не по внутреннему их достоинству, а по внешним знакам их отличий на вывесках, этикетках и проч.".

Назовем некоторые выставки, на которых кузнецовская фирма удостаивалась наград. На Московской политехнической выставке в 1872 году и Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве 1882 года заводы Кузнецова получают право употреблять на своих изделиях и вывесках государственный герб. На Всемирной выставке в Париже 1889 года Товарищество М.С. Кузнецова награждено Большой золотой медалью, а на Всемирной выставке в Чикаго 1893 года - бронзовой медалью, которая считалась высшей наградой на этой выставке. В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Товариществу М.С. Кузнецова снова вручается право употребления государственного герба. В 1900 году на очень помпезной Всемирной выставке в Париже Товарищество получает высшую награду, а сам Кузнецов - орден Почетного легиона от французского правительства.

Популярность кузнецовской продукции у покупателей, множество наград, которых удостаивалась фирма, должны быть отнесены за счет великолепного технического исполнения изделий, необыкновенно быстрой перестройки производства на модные "стили".

В музее завода можно увидеть созданные в то время жанровые статуэтки: «Отставной солдат с балалайкой», «Дед с внуком», «Прачка», «Бондарь», - скульптурные миниатюры на сюжеты картин известных русских художников. Некоторые из лучших образцов как выдающиеся произведения искусства экспонируются в Государственном Историческом музее в Москве, Русском музее в Санкт-Петербурге, Музее керамики в Кусково.

1918-1945 гг: национализация и обновление ассортимента.

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР 28 июня 1918 г. в числе других крупных промышленных предприятий была национализирована Кузнецовская фабрика в Тверской губернии.

Ко времени национализации Тверская фабрика находилась в тяжелом состоянии. Съезд рабочих и служащих совместно с администрацией фабрик Товарищества М.С. Кузнецова, состоявшийся в июне 1918 г., отметил катастрофическое финансовое положение предприятия. На всех фабриках Товарищества ощущался острый недостаток в сырье, красителях, топливе; из-за невозможности пользоваться железнодорожным и водным транспортом склады фабрик затоваривались невывезенной готовой продукцией; рабочим не выплачивалась зарплата.

После ликвидации интервенции и окончания гражданской войны в стране началось быстрое восстановление народного хозяйства, развернулось социалистическое строительство. Это были годы массового колхозного движения и бурного роста промышленности - годы первой и второй пятилеток.

Оживилась работа и на керамических предприятиях. Стеклофарфортрест, в состав которого вошла и Тверская фабрика, стремился наладить производственный процесс на подведомственных ему заводах. Очень важным был переход всех фарфоровых и фаянсовых фабрик на отечественные красители и сырье. Центральная лаборатория на Дулевском заводе должна была снабжать все фабрики красителями, жидким золотом и деколями.

В первые годы после революции художники должны были предложить новую посуду. При создании новых образцов для массовой продукции следовало отойти от старых форм и мещанских рисунков на фаянсе и фарфоре. Так появилась новая форма декора на посуде - агитфаянс. На заводе создается художественная лаборатория, организатором и первым руководителем которой был И.Г. Фрих-Хар, известный художник-керамист.

Первым шагом в обновлении массовой посуды было проведение ревизии всех изготовляющихся форм, решительное сокращение их количества в производстве. В 1930-х годах "из фарфора вместо выпускавшихся в начале революции 300-350 фасонов и размеров вырабатывается 100-120, фаянс с 300 фасонов и размеров переведен на 70-75. Стандартизацией форм Союзстеклофарфора предложено еще более значительное сокращение ассортимента: по фарфору до 40-45 фасонов и величин по чайной и столько же по столовой посуде, по фаянсу до 30 и по стеклу до 35 форм и величин".

Для улучшения деятельности фабрики проводится целый ряд мероприятий, постепенно нормализуется работа цехов, увеличивается количество рабочих. Так, в 1923 г. на фабрике работает 1590 человек, в 1924 - 1825, а в 1926 - 2394 человека. Большую роль в укреплении производственного процесса сыграло сооружение тепловой электростанции мощностью 650 лошадиных сил. Это дало возможность электрифицировать некоторые технологические процессы, наладить вентиляцию в цехах, в рабочем поселке загорелся свет.

В 1924 г. Тверской фабрике было присвоено имя М.И. Калинина. Она стала называться "Тверская фарфорово-фаянсовая фабрика имени М.С. Калинина в Кузнецове". К 1928 г. производительность фабрики уже значительно возросла. За год выпущено 17 миллионов 734 тысячи штук, что превысило выпуск 1913 г.

В 1929 г. на фабрике им. М.И. Калинина было решено прекратить изготовление фарфора и полуфаянса, специализировав ее исключительно на фаянсовых и майоликовых изделиях.

Начало 1930-х годов ознаменовано важным событием для завода имени М.И. Калинина: 26 февраля 1930 г. постановлением ЦИК Союза ССР рабочий поселок Кузнецово был переименован в поселок Конаково. Этим именем поселок был назван в память о живописце Кузнецовского завода Порфирии Петровиче Конакове. Таким образом, с 1931 г. фаянсовая фабрика стала называться: "Конаковская фаянсовая фабрика имени М.И. Калинина", a c 1937 - "Конаковский фаянсовый завод имени М.И. Калинина".

В первой половине 1930-х годов на Конаковской фаянсовой фабрике многие трудности еще не были окончательно ликвидированы. 1930 г. оказался очень тяжелым из-за нехватки сырья и топлива. Количество рабочих сократилось до 2110 человек, план был выполнен лишь на 93,98 %, что составило 27400 тысяч штук.

По-настоящему положение н и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.