На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Культура Приенисейского края в XVII веке: материальная и духовная культура. Культура Приенисейского края в XVIII-начале XIX века. Научное изучение Приенисейского края, его просвещение, архитектура, хозяйственно-культурные контакты народов края.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: География. Добавлен: 03.02.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


26
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)
Факультет: «Социального управления»
Специальность: «Социально-культурный сервис и туризм»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: История г. Красноярска и его культуры
Тема: «Культура Приенисейского края»

Выполнил: Студентка 1 курса,
5-6331/1-1 группы
Голышева А. В.
Проверил: Булак А. Г.
г. Красноярск, 2007 г.
Содержание.

I. Введение………………………………………………………………………... 2
II. 1. Культура Приенисейского края в XVII веке………………………………4
- материальная культура………………………………………………………….4
- духовная культура ………………………………………………………………6
2. Культура Приенисейского края в XVIII-начале XIX века………………….8
- научное изучение Приенисейского края…………………………………….12
- просвещение……………………………………………………………………18
- архитектура………………………………………………………….………….21
- хозяйственно-культурные контакты народов края………………………….23
III. Заключение…………………………………………………………………...24
IV. Литература…………………………………………………………………..26
Введение

Красноярск - один из старейших городов Сибири. Возник он в 1628 году как острог-крепость и сыграл важную роль опорного пункта русского освоения Южной и Восточной Сибири (см. рис. 1).
Огромные неизведанные пространства встретили людей, пришедших в Приенисейский край. И сейчас выражение «малая родина» тоже не слишком подходит нашему региону. Ведь он занимает огромную территорию площадью 2,34 млн. кв. км. На ней могли бы свободно разместиться несколько европейских государств. В Российской Федерации наш край относится к наиболее крупным административным районам.
Красноярский край расположен практически по средине страны. Именно здесь у озера Виви находится географический центр России. Кроме того, на территории края находится мыс Челюскин - крайняя северная точка материковой части России и всей Азии. Но не Красноярского края, потому что к нему еще относятся архипелаг Северная Земля, а так же острова Норденшельда, Вилькицкого, Сибирякова, Диксон и др.
Сейчас Красноярск - это крупнейший индустриальный и культурный город Восточной Сибири, который имеет богатую многовековую историю и культуру.
Моя тема называется «Культура Приенисейского края». Дадим определение слову «культура». Сам термин «культура» латинского происхождения и в переводе означает «возделывание, уход, обрабатывание». Понятие культура характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, что затрудняет создание универсального определения этого понятия. К настоящему времени определений понятия «культура» насчитывается несколько сотен. Одно из них: культура - это система ценностей, принятых людьми, социальные идеалы, устойчивые способы и приемы разносторонней деятельности человека. Несомненно, культура любой цивилизации, края, города всегда уникальна и интересна.
Знать же историю и культуру своего края или области, по моему мнению, должен каждый образованный человек. Ведь с каждым годом появляется что-то новое, обыденные для нас вещи уходят в историю, но разве мы, будучи детьми, играя в снежные городки или подлетая на качели, могли догадываться, что несколько тысяч лет назад наши земляки проделывали, то же самое, возможно даже на этом самом месте. Поэтому я и выбрала эту тему.
Наш край имеет огромную территорию, многовековую историю и культуру, красивейшую природу, ценнейшие ископаемые. Я люблю и горжусь своим краем! Думаю, мое мнение поддержат большинство земляков!
Культура Приенисейского края в XVII веке

Материальная и духовная культура русского населения Сибири развивалась как своеобразная часть общерусской культуры. Выходцы из всех районов страны стремились возродить на новом месте свой привычный хозяйственно-бытовой уклад жизни. Сибирские условия и время отобрали самое полезное и нужное. Ведущим стал северно-русский тип культуры, так как переселялись главным образом из Поморья (территории современных Архангельской и Вологодской областей). Заметно повлияли на культуру работа и жизнь бок о бок с коренным населением, смешанные браки.
Материальная культура

Русские ставили рубленные одним топором избы на высоких жилых или хозяйственных подклетах. Нередко две ее жилые половины разделялись сквозными сенями. Устроенные в верхних венцах сруба небольшие слюдяные оконца, подклет и высокая крутая крыша придавали избе сходство с небольшим укреплением. В приполярных районах края жилые и хозяйственные постройки располагались в одну линию под одной крышей. Кроме таких жилых зимовьев ставились небольшие отъезжие зимовья с очагами из дикого камня. Жилой дом с хозяйственными постройками, окруженными высоким забором, составляли двор. Его обитателями чаще всего была большая неразделенная семья с женатыми сыновьями и братьями хозяина. Такой коллектив в 10--25 человек легче справлялся с трудностями первичного освоения края -- поднимать целину, расчищать лес под пашню, заниматься различными промыслами и ремеслами, нести повинности казне. В разработке новой пашни, строительстве и эксплуатации мельниц и солеварен, уборке урожая и в других занятиях несколько дворов объединяли свои усилия. Охотники и рыболовы нередко тоже вели промысел сообща. Не составлял исключения в этом отношении и кедровый промысел. Члены таких трудовых сообществ и артелей были пайщиками. Кто не имел своих средств, тот работал на доли пая (обычно за его треть) и считался покручеником того, кто вносил за него все необходимое для промысла. Населенный пункт с церковью назывался селом.
Села и деревни нашего края были малодворными. Только вокруг порубежного Красноярска располагались крупные укрепленные селения в несколько десятков дворов (например, Есаулово, Частоостровское и др.).
Материальный быт жителей края имел свои особенности. Чаще, чем в европейской России, они носили меховую одежду, шапки, обувь, рукавицы, хлопчатобумажные и шелковые рубахи, платки, сарафаны. Больше ели рыбы, дичи, меньше пользовались глиняной посудой. Интересные факты о бытовом укладе дает первое кладбище русских в Красноярске. Оказывается, первые красноярцы были не выше 165 см. Дети умирали в 3 раза чаще взрослых. По состоянию костей видно, что из болезней свирепствовали цинга, а также сифилис. Деформированные скелеты также свидетельствуют о непомерных физических нагрузках красноярцев.
Бытовой уклад жителей в XVII веке, нравственно-этические нормы поведения во многом определялись их происхождением, обстановкой военного лагеря, постоянным смертельным риском, преобладанием мужского населения, возможностями легкой наживы и иноплеменным окружением.
Казакам были присущи мужество, стойкость, сильно развитое чувство товарищества и собственного достоинства, непокорность, несдержанность в гневе, довольно легкое отношение к женщине и семейным обязанностям. Бывали даже случаи, когда казак, отправляясь на годовую службу либо в какую-нибудь «дальнюю посылку», сдавал за определенную плату свою жену в «кортом», то есть в аренду другому.
Духовная культура

Сибиряки как часть русского народа формировались из вольных переселенцев и землепроходцев. В большинстве своем это были люди предприимчивые, смелые, энергичные, любознательные. Такими же были многие ссыльные. Их число в Сибири в «бунташном» XVII столетии все возрастало. Особенно заметно это было в Красноярске, куда присылали обычно в наказание как сибирских казаков, посадских и крестьян, так и русских, украинских и донских казаков, стрельцов, приказных людей, пленных поляков, «литвинов», немцев и даже французов.
Грамотность в городе, как и во всем крае, была несколько выше общероссийского уровня. Немало грамотных людей обучали детей на дому. На красноярском и енисейском рынках пользовались спросом бумага, богослужебные и «учительные» книги. Из сочинений историко-географического характера горожанам были известны «Хождения Трифона Коробейникова и Василия Гагары», повести о Мамаевом побоище, Темир-Аксаке (Тамерлане) и взятии Царьграда. Читалась и местная литература, например, написанная, по всей вероятности, в Томске «Повесть о Таре и Тюмене». Есть сведения, что в Красноярске, как в Енисейске и Туруханске, велась летопись.
Любили на берегах Енисея былины, исторические песни о взятии Казани, о Ермаке и Степане Разине. Очень популярны были «потешные действа» народных певцов и актеров-скоморохов. По выражению церковников, по вечерам устраивались «бесовские игры», во время которых «рядились в хари», пели песни, плясали и «в ладони били». В середине века тобольский архиепископ жаловался в Москву, что в Сибири «умножилось всякого беззакония, в том числе... скоморошества и всяких игр бесовских и кулачново бою и на качелях качаютца и иных всяких неподобных дел умножилось много».
Красноярцы увлекались шахматами, лыжным катанием с гор, «шаром и мечем и бабками и городками и шахардою и свайкою», борьбой, конными скачками. Зимой, особенно в святочные праздники и на масленицу, любимым развлечением было катание на коровьих шкурах или на деревянных катках со специальных ледяных горок и просто с крутых берегов рек.
Жители края обладали развитым практическим кругозором. Казаки и промышленники прекрасно знали географию, растительный и животный мир края и соседних крупных районов, племенной состав, язык и обычаи сибирских народов. Составленные землепроходцами многочисленные сказки и чертежи «незнаемых» ранее мест содержат ценнейшие сведения по истории Сибири того далекого XVII в. (см. рис. 4). На счету у русских первожителей много выдающихся географических открытий. Так, Хабаров, Атласов, Поярков, Москвитин Бекетов и многие другие знаменитые землепроходцы были енисейскими и красноярскими казаками.
Из богатейшей кладовой природы использовали каменный уголь, слюду, графит, железные руды глину. В лечебных целях широко применяли волчью траву, зверобой, сосновую хвою, черемшу, девясильник, березовые почки, малину, шиповник, белену, «лиственную губу». От южных соседей узнали о лечебных свойствах ревеня.
Приенисейском крае XVII в., его прекрасной природе и людях, их обычаях и нравах писали многие выдающиеся ученые, и первые писатели того времени. Это и один из вождей русского раскола, писатель-борец протопоп Аввакум, и ученый-путешественник, молдаванин Спафарий Милеску, и иностранцы на русской службе Избрант Идее, Адам Бранд. Так, Спафарий писал боярину А. Матвееву об Енисейском уезде в 1675 г.: «Енисейская страна вельми хороша, будто Волоская земля. А река Енисей, будто Дунай, самая веселая и великая. И дал бог изобилие всякое, хлеба много и детев и иное всякое довольство и многолюдство».
Культура Приенисейского края в XVIII-начале XIX века

Преобразования Петра I в области культуры слабо затронули Сибирь. Только воеводская администрация облачилась в треуголки, форменные кафтаны, надела парики, а во времена бироновщины прицепила пудренные мукой косы. Правда, все чаще стали мелькать на улицах городов мундиры гарнизонных солдат и отставных военных чинов, а с 1782 года -- введенные Екатериной II чиновничьи вицмундиры. Однако простому сибирскому люду еще Петр I разрешил ходить в обычном платье, только бороды многие довольно быстро сбрили, а большое количество медных знаков об уплате пошлины за право их ношения так и осталось лежать многими десятилетиями в воеводских канцеляриях.
Всех, кто бывал в то время на берегах Енисея, поражало гостеприимство и широкое хлебосольство жителей, их гордость, развитое чувство собственного достоинства, свободное, даже вольное обращение с местными властями. От других сибиряков они, по мнению путешественников, отли-чались особенной непокорностью и несдержанностью в гневе, а также неумеренным потреблением крепких напитков. Они часто «лаяли» воевод и даже могли поднять на них руку. По всей Сибири их называли «бунтовщиками», которые любят жаловаться на воевод.
Практицизм и житейская сметка причудливо уживались с самыми темными суевериями: вырви, открыто днем траву «волчий корень» -- гром грянет, искупайся в рождественской проруби -- будешь, здоров и богат.
Вообще, религиозное чувство у населения было развито слабо. Даже церковь могла превратиться в место, где пили вино и на кулаках сводили счеты между собой.
Обычные народные увеселения распространились еще более, поскольку правительство Петра I распорядилось их не преследовать. Большой популярностью, особенно у женщин, пользовались качели в виде крепкой доски, положенной серединой на довольно высокую подставку, до уровня которой и даже выше поочередно взлетали качающиеся.
«Во дворе моего хозяина, как и в соседних дворах [Енисейска] женщины качались на досках. Примерно на высоте в два фута [около 60 см] от земли была сделана подпорка, на которую была положена доска в 18--20 футов. На каждый конец становилась женщина. Они начали тихо качаться, потом движения становились все сильнее, так что, в конце концов, одна подбрасывала другую вверх на 5 футов, но каждая безошибочно, с выпрямленным туловищем и сомкнутыми ногами возвращалась на свой конец доски и подталкивала другую так же высоко и еще выше себя. Эта игра вначале показалась мне очень опасной. Я спросил солдата, который меня караулил, что это должно означать. Он сказал мне, что это масленичная игра и при-нята во всей стране. В это время, когда девушкам разрешают пока-зываться в публичных местах, только и можно рассматривать русских красоток».
В масленичные дни красноярцы катались с ледяных горок на шкурах, ходили стенка на стенку в кулачные бои, устраивали традиционную военизированную игру «Взятие снежного городка», которая дожила до конца XIX века и запечатлена на картине В. И. Сурикова (см. рис. 5).
Вот как эту игру описал в своих записках И. Г. Гмелин: «Вечером служивые устроили праздничную борьбу. На поле построили две стены из снега, связанные сверху поперечиной также из снега. Это строение должно было представлять собой крепость, вокруг которой стояли служивые с очень длинными палками, а другие служивые верхом должны были эту крепость взять. Невозможно описать, в какой суматохе все это происходило. Крепость никогда не атаковывало более двух-трех всадников, а чаще всего лишь один. Бешеным галопом мчался всадник к крепости, но его встречали ударами, сбивали с лошади и крепко отделывали. Всадники пришли в ярость от того, что не могли взять крепость, и хотели пустить в ход против ее защитников стрелы, но воевода не разрешил это сделать, и крепость осталась в руках ее первых владельцев. Отсюда, в частности, можно сделать вывод, что служивые при случае могут совершать ратные подвиги».
Родина гениального художника В. И. Сурикова в то время славилась своими иконописцами. Продукция Прокопия Вородулина, Ильи Агапитова и Ивана Белозерова была известна во всей Восточной Сибири. Работы дальнего родственника В. И. Сурикова М. Г. Хоэяинова, как пишет сибирский историк П. А, Словцов, даже получили в начале XIX века поощрительный отзыв от Российской академии художеств.
В XVIII столетии красноярцев интересовали музыка и хоровое пение. Так, в начале 1723 года Д. Г. Мессершмидт присутствовал на музыкальном концерте в доме красноярского воеводы Щетнева, где музыканты из местных горожан играли на скрипке, свирели и пели хором, а также читали стихи и «божественные песни о рождении бога», поскольку был второй день рождества. Это одно из самых ранних свидетельств о частных концертах в Сибири.
Впервые появляется и широко распространяется увлечение всех жителей Приенисейского края «вертепным действом», то есть народным театром кукол. На бу-мажном барабане, который вращался от теплого воздуха свечи, спрятанной в нижней части специального двухъярусного ящика, зрители видели раскрашенных кукол. Обычно представляли пьесу «Смерть царя Ирода». Появление кукол сопровождалось словесным комментарием и хоровым пением. Традиционно действие заканчивалось похоронами царя Ирода. Однако сибиряки переделали конец пьесы, и дочь царя стала исполнять веселый танец с женихом-генералом. В 1762 году ученики латинской школы пели «канты», разыгрывали школьные драмы и хором исполняли сатиру своего учителя на «иноземца» полицмейстера.
Крашенинников, описав увиденный им в Енисейске вертеп, заметил, что монастырские служители, «которые оной вертеп носят, партес преизрядно поют». Звучали партесное пение и музыка в частных домах. Одно из самых ранних для Сибири свидетельств об этом относится к первой четверти XVIII в.
«На второй день Рождества я был в гостях у воеводы. В отдельной комнате собралось больше 60 мужчин, женщины собирались у его жены в другой комнате. У воеводы была музыка (камерная) -- 8 или 9 музыкантов, которые играли на свирелях (дудках). Каждый из них брал свой аккорд... Присутствовало 3 или 4 вокалиста из крестьян... Среди других развлечений звучали стихи и божественные песни о рождении бога, которые пели в паузах между выпивками».
Научное изучение Приенисейского края

В первой половине XVIII в. было начато научное изучение природы края, жизни и быта его населения. Так, спутник Д. Г. Мессершмидта шведский капитан Ф. И. Табберт (позже -- Страленберг) составил первую карту Приенисейского края на математической основе. Особенно много сделал сухопутный отряд Второй Камчатской экспедиции, в состав которого входили академики Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин, студент С.П. Крашенинников и др. Ученые работали на территории края несколько лет (1734--1735, 1739--1741) и оставили огромный разнообразный материал по всем основным отраслям научных знаний.
20 января 1735 года они анатомировали и описали привезенных из Саян еще неизвестных науке мускусных маленьких оленей -- «зверя кабаргу». С первого по пятое февраля ученые обследовали находящиеся в 48 верстах от Красноярска Бирюсинскую и Овсянскую пещеры, а также срисовали и описали наскальные рисунки первобытных людей на «писаном камне», лежащем в пяти верстах от деревни Бирюсинской.
С. П. Крашенинников в своем «Дорожном журнале» сделал яркие зарисовки жизни и быта качинских подгорных татар, жителей Красноярска, Енисейска и других городов Сибири.
В эти же годы, до 1743 г., в северных районах края работали члены морского отряда Второй Камчатской экспедиции. Лейтенант Д. Овцын прошел в 1737 г. Северным Ледовитым океаном из устья Оби в устье Енисея. Его преемник, штурман Ф. Минин, описал и занес на карту низовья Енисея и западное побережье Таймыра. Лейтенант X. Лаптев организовал сухопутное научное обследование почти неизвестного науке полуострова Таймыр. Он вместе с подштурманом Д. Стерлеговым, геодезистом Н. Чекиным и штурманом С. Челюскиным в 1740--1742 гг. впервые в мире выполнил подробную съемку таймырского побережья. В мае 1742 г. С. Челюскин достиг самой северной точки Азии. В наше время там воздвигнут памятник, а имена героических моряков навечно остались на географической карте края (мыс Стерлегова, полуостров Минина, мыс Челюскин, бухта Прончищевой, мыс Лаптева).
Благодаря срединному в Сибири положению на перекрестке путей сообщения и разнообразнейшей флоре и фауне бассейна Енисея, Красноярск был опорным пунктом многих научных экспедиций XVIII века. Руководитель первой в истории Сибири научной экспедиции доктор медицины Мессершмидт (1685--1735), принятый на русскую службу лично Петром I, прожил в Красноярске с 24 февраля по 12 мая 1722 года, затем после поездки по Чулыму и Минусинскому краю -- с 5 октября того же года по 8 мая 1723 года.
Его экспедиция собрала обширные и ценные сведения о метеоусловиях Красноярска. В путевой дневник ежедневно заносились данные о погоде, силе и направлении ветра, колебаниях температуры. В ясные погожие мартовские дни 1723 года ученый вместе со своим помощником, взятым из Тобольска пленным шведским капитаном Ф. И. Таббертом-Страленбергом, трижды определял широту и долготу города. Это первое в науке определение астрономического положения Красноярска было сравнительно точным. Увлекающийся картографией Табберт в то же время составил первую на математической основе карту бассейна Енисея. Многое успела сделать экспедиция Мессершмидта в изучении флоры и фауны окрестностей Красноярска и всего края. Отовсюду в Красноярск для «господина доктора» присылали образцы минералов, шкуры различных диких зверей, убитых птиц, редкие и лечебные травы.
В Красноярске были написаны многие страницы книг Мессершмидта «Орнитология» и «Описание в Сибири трех царств природы». Довольно широко общаясь с горожанами, ученый собрал интереснейший материал о жизни тогда и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.