На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Описание монастырей построенных по типу московского кремля, архитектура кремля. Из истории Московского Кремля. Новодевичий монастырь. Донской монастырь. Псковский Кремль. Ростовский Кремль.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: География. Добавлен: 07.04.2004. Сдан: 2004. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ).

Из истории Московского Кремля

В конце XV века, во времена правления Ивана Грозного, Москва из главного города одного из многочисленных государств превратилась в столицу новосозданного, огромного и сильного государства. «Лицом» этого государства, резиденцией митрополита Московского и самого великого князя призван был стать Кремль. Старая крепость, напоминавшая своим внешним видом о первых московских князьях, мало подходила для приёма в ней послов иностранных государств. Крепостная стена с заплатами на местах проломов; небольшие обветшалые соборы, своды которых нуждались в подпорках; тёмные хоромы великого князя - всё это в своей совокупности выглядело удручающе и, безусловно, нуждалось в ремонте и реконструкции, которая началась в 1472г. с возведения Успенского собора - главного храма Москвы. Белоснежный собор (напоминавший храмы Владимиро-Суздальской Руси) имел высокие гладкие стены, расчленённые на широкие вертикальные лопатки и украшенные поясом из небольших колонок и арочек. И снаружи и изнутри он выглядел как единый монолит. Узкие щелевидные окна располагались в два яруса. Входы в собор были обрамлены живописными порталами. К его восточной стороне, в соответствии с канонами устройства православного храма, примыкали 5 алтарных аспид. Венчали стены полукружия закомар, над которыми возвышалось мощное пятиглавие. Храмовые своды опирались на 6 стройных столбов (2 квадратных у входа в алтарь и 4 круглых). Все нововозведённые здания стояли на тех же местах, где и прежние, сохранив при себе свои исконные названия. Отстроенный заново, с учётом возросшей силы огневого боя, Кремль, получил нынешние размеры и превратился в первоклассную крепость, архитектура которой ярко отражала всю мощь Русского государства и отличалась своей красотой.

Несмотря на присущую тем временам строгость и крепостной характер архитектуры, Московский Кремль был достаточно изящным сооружением. Как и все русские кремли, он был застроен жилыми зданиями (дворами бояр). На Соборной площади, возвышаясь над другими зданиями, находилась центральная группа монументальных сооружений. В архитектурном ансамбле Кремля господствует мощная башня-колокольня «Иван Великий» - центральное высотное сооружение, выражавшее своим архитектурным образом величие государства. Эта колокольня представляла собой высокий стройный столп из двух поставленных один на другой восьмигранников и венчающей их главы. Грани были усиленны широкими лопатками. Каждый ярус завершался арочными проёмами, сквозь которые хорошо были видны колокола. Впоследствии, к колокольне были пристроены добавочные звонницы. Это никоем образом не ухудшило внешний вид башни, а лишь придало ей особую торжественность. Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавший не только не только над Кремлем, но и над всей Москвой, стал традиционным образцом для подобных высотных доминант и в других русских городах

Церковь Ризположения и Архангельский собор продолжают своей архитектурой традицию русских соборов и одновременно являют первый пример переработки классических ордеров. Высокий подклёт и обилие вертикальных линий в убранстве церкви Ризположения придаёт ей особую стройность. В какой-то мере она напоминает первоначальный облик Благовещенского собора, за тем лишь исключением, что является достаточно небольшой и одноглавой. Широкие лопатки делят строение на 3 части, причём центральная - намного выше и шире боковых. Ощущение устремлённости здания к небу подчёркивают килевидные закомары. По стенам тянется живописный фриз из орнамента и балясинок. Апсиды украшены тонкими полуколонками и арочками, килевидными, как и закомары, что усиливает чувство взлёта.

Мощный шестистолпный, пятиглавый Архангельский собор по своей конструкции и архитектуре являет пример традиционно русского храма, однако внешнее убранство собора выполнено на итальянский лад. Закомары храма украшены белокаменными раковинами, фасады - пилястрами с капителями (заменяющими лопатки), карнизами и высоким цоколем. С разных сторон собор украшен резными порталами в стиле итальянского возрождения (с север и запад), пристроенными галереями (юг, север, запад) и меньшими по размеру церквями. Снаружи стены собора делятся на два яруса горизонтальным поясом, что придаёт зданию вид двухэтажного. Центральный купол был позолочен, а боковые - покрыты серебром. Эта игра красок напоминает стоящее прямо над храмом солнце, окружённое с двух сторон светлыми облаками, что определённо несёт глубокий символический смысл.

Крепости и монастыри, построенные по типу Кремля

Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу и созвучные Кремлю по своему силуэту, со временем стали композиционными центрами окраин Москвы. Кремли других городов, как и в Москве, следовали в своих планах рельефу местности, а на ровных местах имели правильные прямоугольные планы. Крепостные стены ставились выше и толще. Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкина хвоста примененные итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились и в кремлях Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали декорироваться лопатками и горизонтальными тягами, а бойницы - наличниками.
Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV - XV вв. с монументальностью соборов XVI в. В каменных церквях-башнях ведущими стали формы, присущие камню, - ярусы закомар и кокошники вокруг прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом или же башни с куполами окружали центральную, крытую шатром башню. Преобладание вертикалей наделяло ликующей динамичностью устремленную в высь композицию храма, как бы вырастающего из окружающего его открытых "гульбищ", а нарядный декор придавал сооружению праздничную торжественность
В храмах конца XV и XVI вв. применение так называемого крестчатого свода, опиравшегося на стены, избавляло интерьер от опорных столбов и позволяло разнообразить фасады, которые получали то трехлопастное, то имитирующее закомары завершение, то увенчивались ярусами кокошников. Наряду с этим продолжали строить четырехстолпные пятикупольные храмы, иногда с галереями и приделами. Каменные одностолпные трапезные и жилые монастырские постройки XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные простым карнизом или пояском узорной кладки В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и внешней торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны привели к росту старых городов и возникновению новых на юге и востоке. Развитие старых городов шло в рамках уже сложившейся планировки, а в новых городах-крепостях пытались внести регулярность в планировку улиц и форму кварталов. В связи с развитием артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами. На юге и в Сибири строились и деревянные стены с земляной засыпкой, имевшие башни с навесным боем и низкими шатровыми крышами. Каменные стены среднерусских монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства, становились более нарядными. Планы монастырей стали регулярнее. Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских сооружений. При этом больше думали о выразительности силуэта и нарядности убранства, чем об улучшении оборонительных качеств.
Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к компактности и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в селе Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве. Дворцы церковных владык включали церковь, а иногда, состоя из ряда зданий, окружались стеной с башнями и имели вид кремля или монастыря. В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного "узорочья" фасадов к четко размещенному на них ордерному убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом "узорочные" церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников и навеянные жилой архитектурой
карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробным декором, живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают многосрубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество светского начала и утрачивая монументальную ясность композиции.

Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь был основан великим князем Василием III в 1524 году в честь взятия Смоленска. Монастырь явился частью южного оборонительного пояса Москвы. Цари, а также бояре проявляли большую заинтересованность в Новодевичьем монастыре, оказывали материальную и правовую поддержку. Этот особый интерес царей и бояр вызывался тем, что монахинями его были, как правило, представительницы высшей феодальной знати, царские и боярские родственницы в их числе члены семьи Ивана Грозного. Послушницами монастыря были Ирина - жена царя Федора Иоановича, Софья - сестра Петра I. В конце XVII века монастырь был обнесен кирпичной стеной с 12 башнями и двумя надвратными церквами. В основе своей планировочной структуры монастырь имеет пятигранник. Центральное место, и в архитектурном, и в идейном плане, занимает монастырский храм. Доминируя над всеми остальными сооружениями, он рассматривался как «земное небо или как око Божье». Тема большого храма с обширным внутренним пространством, обладающим особой «светлостью и звонностью» с начала XVI в. все чаще стала звучать в монастырской архитектуре. Пятиглавый Смоленский собор, построенный в 1524-1525 годах по образцу Успенского собора в Кремле - центр всего монастырского архитектурного ансамбля. Строителем его предполагают Алевиза Фрязина, но собор был возобновлен в царствование Бориса Годунова. В этом соборе три придела, которые все относятся к концу XVII и началу XVIII столетия. В нем погребены царица Евдокия Федоровна, царевна Софья, Евдокия и Екатерина, дочери царя Алексея Михайловича, а под главным алтарем - одиннадцатимесячная царевна Анна, дочь Ивана Грозного. Кроме того, в монастыре находятся следующие церкви: трапезная, напоминающая своей постройкой такие же церкви в Богоявленском монастыре и в Троицкой лавре. Главный престол в честь Успения Божьей Матери освящен в 1687 году. Больничная во имя св. Амвросия Медисланского. Трехъярусная церковь Преображения над передними воротами, красивой постройки, освящена в 1688 году. Церковь Покрова Божьей Матери над задними воротами, построенная в XVII веке. Ко всем этим церквям принадлежит пятиярусная колокольня, чрезвычайно красивая, построенная в XVII столетии. Эта колокольня достигала высоты 72 метров и имела 15 колоколов. В нижнем ярусе ее находится придел во имя преподобных Варлаама и Иоасафа, царевичей индийских. Между колоколами самый старый 1551 года, вылитый при Иване Грозном и митрополите Макарии.

Колокольня и звонница - были одним из обязательных сооружений в монастырском комплексе. Колокольный звон - один из важнейших атрибутов средневековой культуры - в монастырском быту имел особое значение. Тембр и характер звона, зависящие от подбора колоколов, служили отличительным признаком каждого монастыря. Подчинение монастырских ансамблей центру (Москве) подчёркнуто расположением колокольни под звоном у контролируемой монастырём дороги. Это была самая первостепенная функция колоколен всех монастырей. С завершением строительства колокольни, в монастыре закончился период интенсивного каменного строительства и сформировался архитектурный ансамбль в стиле «русского барокко».

Донской монастырь

Свою историю монастырь начинает с возведения на его территории первой, тогда ещё маленькой церквушки. Со временем её достраивали и перестраивали, придавая ей более «модный» вид. Эта церковь, самый старый храм монастыря, носит вполне адекватное своему статусу название - Старого собора. Он представляет собой бесстолпный храм-памятник, своим планом напоминающий более древние храмы Руси. В более позднее время к нему были пристроены два боковых придела, трапезной и колокольни, закрывающие ныне до половины фасады собора и порталы на южной, северной и западной сторонах. Ранее окна были более узкими, с сандриками над ними. Фасады здания расчленены лопатками на три вертикальных деления, переходят в завершающую его трехступенчатую пирамиду из кокошников, венчаемую стройным барабаном. Не только лопатки, членящие стены храма и трех частного пониженного алтаря, но и весьма остроумный прием размещения уменьшающихся кверху кокошников одного над другим, а не «вперебежку», усиливают устремленность архитектурной формы к своему завершению. Вытянутая вверх аркатура барабана - последний штрих перед вертикалью креста. Перспективные порталы также имеют подчеркнутую вертикальную направленностью.

Изящный по рисунку антаблемент, отделяющий четверик от верха собора, подчинен общему вертикальному построению объема. Его широкий пояс раскрепован над лопатками (точнее, пилястрами), так же как и антаблемент алтаря и белокаменный цоколь, сохранившийся, впрочем, только лишь на алтарных выступах.

Упругое движение форм здания внутри ощутимо не меньше. Лопаткам на фасадах соответствуют выступы на внутренних стенах. Эти выступы под сводами соединены арками и создают оригинальную для ХVI века «жесткую» конструкцию, несущую свод, в котором ясно видны ступени уменьшающихся в пролете арок, соответствующих среднему ряду кокошников на фасадах. Это - один из элементов своеобразного сочетания крещатого и ступенчатого сводов и одновременно декоративный прием, направляющий взор к залитому светом барабану - центру внутренней композиции. Барабан словно вырастает из свода - переход к его круглому отверстию решен без обычных для русского зодчества парусов.

Малый собор Донского монастыря стоит в ряду построек своего времени как воплощение того нового, что было накоплено зодчеством ХV - ХVI веков в преддверии бурного роста светских черт в церковной архитектуре на протяжении ХVI века.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.