Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Контрольная История народностей и национальных культурных традиций в России. Глобальные демографические и экономические процессы - Россия и Кузбасс. Новые направления национальной политики. Необходимость учета национального фактора в службе деятельности милиции.
Информация:
Тип работы: Контрольная.
Предмет: География.
Добавлен: 10.04.2008.
Год: 2008.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
4 Содержание
Введение
1. История народностей и национальных культурных традиций
2. Глобальные демографические и экономические процессы. Россия и
Кузбасс
3. Новые направления национальной политики
4. Необходимость учета национального фактора в службе деятельности
милиции
Заключение
Список литературы Введение
Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.). При этом все они отличаются друг от друга как своей численностью, так и уровнем развития. Неравномерность социально-экономичес их, этнических и демографических процессов в развитии народов мира по-своему отразилась в политической карте мира. Все населяющие планету этнические общности входят в состав немногим более 200 государств. Поэтому большинство современных государств полиэтнично.
Вся эта пестрота этнической структуры закономерно порождает различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты в отношениях между народами. Одни из них носят затяжной характер и продолжаются уже несколько десятилетий, другие резко обострились в последние 10-15 лет. Практически все они являются межэтническими. Поэтому проблема этнических конфликтов актуальнейшей темой.
Цель работы:
§ рассмотреть этническую ситуацию в России.
Задачами работы являются:
§ изучить историю народностей и национальных культурных традиций;
§ выделить демографические процессы в России и Кузбассе;
§ проанализировать государственную и региональную национальную политику;
§ определить необходимость учета национального фактора в службе деятельности милиции. 1. История народностей и национальных культурных традиций
Россия исторически формировалась как государство мно-гонациональное. Еще в древности Киевская Русь изначально раз-вивалась как объединение славянских, финно-угорских и иных племен, что наложило отпечаток на всю дальнейшую историю, язык, культуру, межнациональные связи русских. Специфика пос-ледних во многом определилась религиозным выбором. Русское православие всегда отличалось достаточно терпимым отноше-нием к межнациональным бракам, расовому смешению, веками накапливало опыт мирного сосуществования с другими миро-выми религиями.
Разными путями оказались народы в составе России, при-чем далеко не всегда за счет захвата территорий, чаще - благо-даря стремлению самих этих народов стать под державную за-щиту могущественного российского престола.
Национальная политика царизма, как и любого многонацио-нального по составу государства мира, во многом была ориен-тирована на формирование унитарной политической и социаль-но-экономиче кой инфраструктуры, культурную ассимиляцию ма-лочисленных народов. Были и существенные особенности. В от-личие от европейских стран, правительство России достаточно редко проводило политику геноцида по отношению к народам, которые были присоединены насильственно (Кавказские войны XIX в., присоединение Средней Азии;. Почти все окраины вплоть до конца XIX в. сохраняли систему местного национального самоуправления и судопроизводства, традиционный образ жиз-ни, религию и культуру населения. С момента включения в со-став государства национальные меньшинства, вне зависимости от расовой принадлежности, хозяйственного уклада, религии, по-лучали равные с российским крестьянством права (статус под-данного, ясачного) и налоговые льготы. Национальная элита по-лучала статус российского дворянства России.
Само понятие "инородец", "иноверец" в дореволюционной историографии в большинстве случаев не носило налета уни-чижения для представителей малочисленных коренных народов. Объединение в рамках одной государственной структуры сотен национальностей, исключительно слабая изученность гигантских по площади районов Сибири и Севера, национального состава и этнической истории невольно предопределяли разграниче-ние народов по признаку родства ("иной род") или веры ("иная вера"). Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. - М.: Академия, 2000. - С. 64-65.
Интерес представляет и состав российской армии, где сто-летиями существование национальных воинских частей органич-но сочеталось с практикой освобождения от воинской повин-ности сибирских "инородцев" и народов Севера.
В области национальной политики дореволюционная Рос-сия накопила огромный опыт, в котором парадоксальным обра-зом межнациональное противостояние веками органически со-четалось с вполне зримым тяготением народов к единению.
Элементы политической борьбы на уровне национальных элит как в Центре, так и на местах несомненно присутствовали. Од-нако вражда между собственно народами не стала преоблада-ющей в российской истории. Более того, именно вхождение в состав Российской империи во многом способствовало исчез-новению межэтнических стычек и войн, объективно способствуя демографическому приросту населения вне зависимости от на-циональной принадлежности.
Дружба, сотрудничество народов России не являются пря-мым результатом политики интернационализма, осуществляе-мой правительством СССР. Их корни значительно глубже. Они рождены многовековой историей мирного сосуществования сотен народов. Этот феномен стал возможен, прежде всего бла-годаря приоритету духовно-нравственных ценностей над мате-риальными, которыми всегда отличалась российская действи-тельность. Татары, якуты, башкиры, мордва, карелы, кабардинцы, осетины, удмурты и многие десятки других народов -- это не случайный и тем более не чужеродный элемент российского бытия, а составная часть истории и культуры России.
В этом плане можно говорить о формировании на ее терри-тории историко-культурной общности, когда судьбы народов были неразрывно связаны с судьбой отечества, их объединяю-щего. Можно привести массу примеров самоотверженного слу-жения чести, достоинству и благополучию России представите-лей всех российских национальностей, проявлений общности их духа, психологии и ориентации. Поэтому право служить России, называться ее гражданином (подданным) давным-давно опре-делялось и определяется не национальной принадлежностью человека, а его человеческими качествами, его готовностью слу-жить делу, служить Родине, не отказываясь при этом от своей национальной истории и культуры. Да этого отказа от него и не требовалось.
Современная Россия имеет вполне реальный шанс насле-довать традиции и опыт межнационального сотрудничества и дружбы, и его нельзя упускать. Только использовав его, можно подчинить созидательный потенциал всех народов благополу-чию и возрождению страны.
Здесь стоит вспомнить и те периоды истории, когда русские не составляли подавляющего большинства населения. И рос-сийская история дает достаточно много ярких примеров.
Стихийные миграционные передвижения русского населе-ния уже с XV в., а особенно со второй половины XVI в. (когда политические обстоятельства переставали им препятствовать), приводили к изменению национального состава страны. В XVI-XVII вв. Русское государство вобрало в себя огромные простран-ства и многие народы. Только в состав сибирской России вош-ли крупные этносы, составляющие национальную мозаику Се-верной Азии: обские угры и северные самодийцы (31,6 тыс.), северные тунгусы (36,2 тыс.), юкагиры и северо-восточные па-леоазиаты с эскимосами (34,7 тыс.). В границах Русского госу-дарства находились также северные тюркоязычные (49,7 тыс.) и монголоязычные (37, 2 тыс.) группы населения, часть манчжуров и южных тунгусов. Некоторые группы населения Сибири в это время откочевали или были насильственно уведены южными соседями в сопредельные районы. Но были и такие группы, которые сознательно приходили на государственные земли и входили в состав государства.
По своим масштабам переселение в Сибирь в XVII в. было настолько массовым, что представляло собой особую страницу не только российской, но и мировой истории. В результате при-соединения к России, ряд сибирских народов попали в условия более развитых феодальных отношений. Переселенец, прежде всего северорусский крестьянин - промышленник и пахарь, пе-ревалив через Урал, конечно, не думал о задачах государства. Само же государство не могло не опираться на переселенца. Для переселенца разгром Сибирского ханства (XVI в.) представ-лялся всего лишь одним из эпизодов вековой борьбы с "тата-рами". А возможность перебраться в Сибирь - делом сложным и многотрудным в освоении новых угодий. В результате миг-рационных перемещений русского населения на вновь осваива-емых им землях прослеживалось его сплошное или локальное расселение. Многонациональный Кузбасс (История, практика) / Департамент национальной политики и общественных отношений Кемеровской области. - Кемерово, 2003. - С. 23-25.
Образование районов со сложным этническим составом было явлением постоянным и исторически обусловленным на Восточноевропейской равнине, на Урале и в сибирских просто-рах. Определенное влияние на этнические процессы в Запад-ной Сибири оказали города, центры 20 сибирских уездов, много-численные крепости (остроги) и ясачные зимовья, основанные русскими служилыми людьми в процессе присоединения си-бирской территории к России. Русские промышленные люди, жившие менее компактно, сыграли тем не менее огромную роль в освоении обширных пространств Сибири.
Русское население Сибири по своей численности стало пре-обладать над коренным только в конце XVII в. По официальным данным 1710 г., в Сибири насчитывалось в округленных цифрах 314 тыс. русских переселенцев обоего пола, которые на 100 тыс. превосходили местное население. Из переселенцев 248 тыс. проживало в Западной и 66 тыс. - в Восточной Сибири.
Появление русских на огромных просторах Сибири существенно изменило этнографическую карту и этнические процессы в сре-де самого коренного населения. Изменение системы расселе-ния, консолидация бурятских, якутских племен стали возможны только благодаря тому, что прекратились межродовые и меж-племенные столкновения, что были определены границы наро-дов и государств в целом. Стоит отметить очень существенный момент, который не все-гда учитывается историками. Для коренного жителя Сибири лю-бой пришелец, говорящий на русском, или пришедший с рус-скими, рассматривался как русский. Однако миграция за Урал охватила не только русское население. В Сибирь продвинулись народы Поволжья (татары, башкиры, чуваши) и Севера (коми). Сюда же царское правительство высылало группы военноплен-ных (поляков, шведов, литовцев, украинцев и др). Все это спо-собствовало формированию исключительно яркой националь-ной и культурной мозаики населения Сибири. Присоединение Сибири к Русскому государству не только имело огромное значение для дальнейшего социального и эко-номического развития народов этого региона, но и определило место России в мире. Государство, распространившее свою юрисдикцию на огромную территорию от границ на западе до Тихого океана, уже к середине XVII в. превратилось в "евро-азиатское". Двуглавый орел стал символом государственной по-литики, на многие века определив ориентацию государства не только на Запад, но и на Восток.
В историю освоения Сибири XIX век и предреволюционный период XX века вошли особой страничкой. Связано это было с целенаправленной переселенческой политикой Российского го-сударства, не имеющего исторических прецедентов в мировой истории как по масштабам переселения, так и по сложности решаемых управленческих задач.
Освоение и развитие Сибири в прошлом всегда предъявля-ло особые требования к ее жителям. Здесь выжить и успешно работать всегда могли только сильные духом, трудолюбивые люди, умеющие учиться и жить в мире с коренным населением. В те-чение XIX в., с открытием к переселению сначала Амурской и Приморской областей (с 1861 г.), а с 1865 г. и кабинетских земель Алтая (куда входила и южная часть Кузбасса) в Сибирь переселились сотни тысяч крестьян из черноземных губерний. Крестьяне уходили из мест, где в прошлом были сильны крепост-нические пережитки. Продав все свое имущество, проходили ты-сячи километров для того, чтобы на новом месте начать свою жизнь с новой страницы. Не все могли адаптироваться к новым условиям, часть возвращалась. В Сибири оставались только те, кто в течение нескольких лет, отработав по найму у старожилов, могли поднять свое хозяйство.
Межнациональные отношения в предреволю-ционный период были далеко не гармоничными, что и сказалось на раскладке социальных сил в гражданской войне. Во многом основными причинами межнациональных конфликтов являлась слабость государственных структур в Сибири, не способных взять под полный контроль социально-экономичес ие процессы и хищ-ническую деятельность представителей крупного капитала.
Стоит особо отметить, что многие современные проблемы развития капиталистических отношений как в Сибири, так и в Кузбассе, имеют прямые аналогии с дореволюционным перио-дом. История нас учит, чем это в конечном счете завершилось. Сибиряки, несмотря на высокий уровень благосостояния (в срав-нении с крестьянами европейской части России), активно при-нимали участие в революционном движении начала XX в. Одна-ко и не поддержали программ сепаратистов, направленных на раскол Российского государства.
Еще один урок истории заключается в том, что грамотная миграционная политика определяет социально-экономичес ое развитие региона. В результате столыпинских реформ начала XX века только чуть более половины русского этноса сохрани-лось на своей этнической территории. В Сибири, Средней Азии, Казахстане, Поволжье, Кавказе, Урале проживало 44,6% русских. Незначительная часть - за пределами России. В целом в Рос-сии, по данным переписи 1897г., русский язык назвали родным 47% населения, на другие языки приходилось: 19 процентов - украинский, 5% - белорусский, остальные языки считал родным меньший процент населения. Вместе с украинцами и белору-сами русские составляли 71% населения России. Именно бла-годаря миграции десятков народов, при преобладающей роли русских переселенцев, Сибирь к началу XX в. окончательно пре-вратилась из колонизуемой сырьевой окраины в один из наибо-лее динамично развивающихся регионов России.
Значение сырьевых ресурсов Сибири для мировой эконо-мики уже определилось в XIX - начале XX вв. Однако значимость нашего региона несоизмеримо возросла в годы советской вла-сти, определившей курс на индустриализацию Кузбасса и его активное включение в программы социально-экономичес ого развития страны. Каждый регион Сибири имеет свои территориальные осо-бенности, характеризующиеся различными природно-климати-чес ими условиями и национальной спецификой проживающе-го населения. Кузбасс отличается тем, что является наиболее населенным, урбанизированным и промышленно развитым райо-ном. Для него характерен исключительно сложный этнический состав и во многом драматичная история формирования судеб его жителей. Фактически история Кузбасса как региона, во мно-гом определяющего судьбы России, началась в послереволюцион-ный период. Сочетание этих факторов влияет на состояние и развитие народов Кузбасса, накладывает специфический отпе-чаток на национально-культурн ю сферу жизни людей. Многонациональный Кузбасс (История, практика) / Департамент национальной политики и общественных отношений Кемеровской области. - Кемерово, 2003. - С. 26-27.
С Октябрьской революции и гражданской войны в нашем регионе начался качественно новый этап развития. Руководство страны взяло курс на индустриализацию, создание второй пос-ле Донбасса угольно-металлургичес ой базы. Идея В. И. Лени-на о связи уральского металла и кузнецкого угля нашла свое практическое применение в создании Урало-Кузнецкого комби-ната. Повышенный интерес к кузнецкому углю проявился в годы первых пятилеток. Здесь планировалось построить десятки шахт, заводов, фабрик.
В 20-е годы XX века основным источником рабочего класса Кузбасса явля-лось сибирское крестьянство. Более 66 тыс. человек выехало в то время из деревень на строительство индустриальных объек-тов. Незначительное пополнение рабочего класса Кузбасса в эти годы проходило за счет организационного набора (оргнабора) и партийно-комсомольск го призыва, оставшегося во многом без ответа. Так, для развернутого строительства шахт и заводов в одном только г. Кемерово необходимо было 180 тыс. рабочих. В реальности насчитывалось лишь 30 тыс. человек. Планы пер-вой пятилетки в Кузбассе находились под угрозой срыва, так как численность населения у нас к 20-м годам составляла всего 200 тыс. человек. Решить кадровую проблему своими силами реги-он не смог.
Если в начале 20-х годов на территории Кузбасса прожива-ло около 200 тыс. человек, то в конце 30-х годов насчитывалось уже более одного миллиона. В конце 20-30 гг. в Кузбасс пошел огромный поток спецконтин-гента - раскулаченных, депортированных, осужденных по 58 ста-тье. Раскулаченных крестьян семьями (более 600 тыс. чел. - в среднем по 5 чел. в семье) свозили сюда из соседних террито-рий - Алтая, Томской, Новосибирской областей и т. д. Предста-вителей депортированных народов (немцев, поляков, жителей Прибалтики) вывозили из европейской части России.
Национальный состав Кузбасса пополнился и в послевоен-ный период крымскими татарами, народами Северного Кавказа, украинцами, народами прибалтийских государств. В большин-стве своем после освобождения со спецпоселения эти люди оставались жить в Кузбассе. Их трагические судьбы помогли создать особый тип межнациональных отношений. Для них было характерно настороженное отношение к политике центра, взаи-моуважение, чувство локтя, взаимовыручка, сочувствие, умение со-переживать и многие другие качества, которых порой так не достает современному молодому поколению. Не только слож-ные климатические условия, но и единство судеб кузбассовцев помогли воспитать в нашем народе чувство межнациональной и религиозной терпимости, теплоты и доверия друг другу, чувство достоинства и гордости за Кузбасс. 2. Глобальные демографическиеи экономические процессы. Россия и Кузбасс
В третьем тысячелетии Россия находится на начальном этапе глобальных социальных изменений. Экономика нашего ре-гиона связана тысячами нитей с экономикой не только сопре-дельных областей, стран СНГ, но и десятков зарубежных стран. Эта связь обуславливает то, что изменения в мировой экономи-ке, политике, социальные и национальные потрясения объектив-но влияют, а в ближайшее десятилетие будут еще больше вли-ять на жизнь людей.
Сен-тябрьские события в США и целый ряд трагедий, которые пере-жила Российская Федерация, когда в результате национализма, сепаратизма, террористических актов страна потеряла десятки тысяч жизней, когда сотни тысяч превратились в мигрантов, те-ряя дома и имущество, не являлись неожиданными для серьез-ных аналитиков. Это события одного порядка. И спровоцирова-ны они демографическими и политическими процессами.
Человечество стоит на пороге исключительно сложных стратегических задач, пути разрешения которых во многом не ясны и спорны. Уже в конце 70-80-х гг. ведущие ученые мира начали бить тревогу о том, что гигантские социальные и политические изменения последних десятилетий XX в. кардинально преобра-жают мир в целом. Социальная общность десятков стран мира начала распа-даться. Распад проявляется в разных формах: политических кри-зисах и сменах правительств, форм государственных устройств и политических режимов, смене идеологий, банкротствах круп-ных монополий, выступлениях "антиглобалистов" и создании международных террористических организаций. Отчасти это - результат исключительно высоких темпов экономического рос-та европейских стран и США. Отчасти - переориентации десят-ков наций мира на самоопределение и самостоятельность в попытке достичь более высокого уровня. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. - М.: Академия, 2000. - С. 214.
Россияне столкнулись с этой проблемой в 90-х гг. XX в. Распад Советского Союза и образование Содружества Незави-симых Государств (СНГ), несомненно, явление мирового поряд-ка, спровоцировавшее углубление мирового кризиса. На ги-гантском пространстве, охватывающем территории бывших стран социалистического лагеря, произошло изменение форм государственного устройства и политических режимов. Произо-шел раскол постсоветского общества по имущественным, идео-логическим и мировоззренческим позициям. Укрепились пози-ции мировых религий и национальных движений, преобразую-щих повседневную жизнь десятков миллионов жителей не менее активно, чем экономическая, политическая, культурная экспансия стран Европы и т.д.................