Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат Особенности региона Восточная Сибирь, как многонационального в составе России. Деятельность национальных объединений и регуляция этой деятельности. Проблемы современной геополитики в рамках создающейся концепции устойчивого развития.
Информация:
Тип работы: Реферат.
Предмет: География.
Добавлен: 19.11.2006.
Год: 2006.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство образования РФ
Кафедра истории
Реферат
Национальные объединения Восточной Сибири
Красноярск 2006 Содержание
Введение………..3
1. Особенности региона Восточная Сибирь, как многонационального в составе России………4
2. Деятельность национальных объединений и регуляция этой деятельности………9
Заключение………14
Использованная литература……….15 Введение
Для России развитие восточных районов страны является насущной необходимостью, поскольку рядом с Китаем совершенно очевидной становится проблема возможной депопуляции российского населения. Масштабное освоение восточной части нашей страны должно решать не только экономические задачи государства, но и обеспечивать устойчивое развитие во всех направлениях (в социальном, в плане развития человеческого капитала). Нельзя забывать, что это нужно сделать еще и для того, чтобы удержать Зауралье в границах России.
Н.А.Нарочницкая, депутат Госдумы.
Процесс либерализации и формирования гражданского общества в России идет сложным путем реформаторских преобразований от абсолютной монархии, через революции и перевороты, жестокие жернова сталинского тоталитаризма, через идеологические и экономические кризисы до наших непростых дней. И в этом сложном процессе особое место занимал полиэтнический фактор, имеющий большое значение в установлении устойчивого мира и согласия в российском обществе.
Если коллективные права этнических общностей не ущемлены, если каждая этническая общность получает возможность сохранить свой язык, свою культуру и традиции, то есть в понятиях социальной этнопсихологии живет комфортно, то ее гражданское самосознание приобретает соответствующие аргументы, зарождающие гражданский патриотизм. И если обеспечивается культурное взаимопознание, то такое общество способно преодолеть самые сложные реформы, упрочить и усилить свое государство.
Несмотря на свою несомненную значимость, место народов Сибири в требует пристального внимания. Как бы то ни было, в трудах российских ученых, работающих над проблемами современной геополитики в рамках создающейся концепции устойчивого развития, особенно ученых Сибирского Отделения Российской Академии Наук, всё же можно встретить анализ сложившейся геополитической ситуации, в которой сибирский макрорегион занимает одно из важнейших мест. Кроме того, свои мнения относительно данной темы активно высказывают представители власти.
Учитывая тот факт, что интерес к проблемам устойчивого развития, а также современной геополитической ситуации России проявляется лишь со второй половины 90-х годов XX века, нельзя не отметить, что имеющихся на сегодняшний день исследований явно недостаточно для создания более или менее определенной картины.
1. Особенности региона Восточная Сибирь, как многонационального в составе России
Тенденции мирового экономического развития после многовекового доминирования Запада переместились в Азию. Это не просто рост экономики, а именно развитие. При этом речь идет даже не о странах, а о цивилизациях - Индии и Китае - с многомиллиардным населением. А рядом - Восток России, с ее огромным, малонаселенным пространством, с богатейшими природными запасами. И чтобы укрепить геополитические границы по всему периметру страны, особенно на Востоке, необходимо развивать пространство от Урала до Дальнего Востока. Это даст шанс России занять самостоятельное, независимое место в мировом масштабе, вернуть былой авторитет.
Н.А.Нарочницкая, депутат Госдумы.
Основополагающие принципы устойчивого развития -- баланс между природой и обществом (непосредственно -- экономикой), баланс внутри общества на современном этапе его развития (между отдельными странами и их регионами, между цивилизациями и крупными мировыми агломерациями), а также баланс между современным и будущим состоянием человечества (требование сохранить жизненные ресурсы природы для будущих поколений).
Региональный аспект устойчивого развития имеет двоякое значение. С одной стороны, сами глобальные проблемы существуют не «вообще», но лишь как единство общего и специфического применительно к тому или иному региону как отдельной целостности в рамках более сложного целого. Региональный подход может быть реализован на общемировом уровне, где выделяются индустриально развитые и, наоборот, отсталые регионы. Региональный подход может быть реализован и внутри отдельных стран, причем административное деление далеко не всегда соответствует дифференциации страны на «природно-социальные комплексы».
Существо же проблемы на примере Восточной Сибири можно пояснить следующим образом. С одной стороны, региональный принцип как бы подталкивает решать проблему устойчивого развития дифференцированно по административным единицам -- по областям и краям. Однако само районирование в рамках регионального подхода к устойчивому развитию является именно проблемой, требующей специального обсуждения. Разумеется, нельзя игнорировать и сложившиеся административные формы районирования, следует только иметь в виду, что в рамках административного членения территорий не следует замыкаться.
Почему же концепция устойчивого развития может и непременно должна быть использована в решении задач дальнейшего развития нашего общества? Концепция устойчивого развития является предпочтительной уже потому, что в ней речь идет о смене конкурентного типа поведения на согласительный. Это дает возможность приобрести на Западе мощных союзников в лице подлинно демократических сил, в том числе -- левых демократов, «центристов» и разумных представителей «правого центра», которые в состоянии увидеть за корпоративными и иными частными интересами безотлагательную необходимость решения глобальных, общечеловеческих проблем.
Необходимость использования концепции устойчивого развития определяется следующим: принципы устойчивого развития, во-первых, дают возможность осмыслить проблемы современной России в общемировом контексте, во-вторых, дают возможность системно осмыслить собственные закономерности развития российского общества и, в-третьих, дают возможность решать местные, региональные проблемы с учетом общемирового и общероссийского контекста.
После II-ой мировой войны мир стал двухполюсным. Фактически в нем доминировали североамериканская капиталистическая и евразийская советская цивилизации, паритет которых по всем видам ресурсов обеспечивал в течение 4-х десятилетий приемлемый баланс в мире.
В настоящее время быстрыми темпами идет формирование новых полюсов: объединяющаяся Европа, быстро развивающаяся Юго-Восточная Азия, и, видимо, исламский мир. Своё место займет и Евразийский союз с участием России. Можно надеяться, что устойчивость многополярного мира станет выше.
В эпоху холодной войны Россия, а вместе с ней и все остальные осколки бывшего СССР - одного из двух «гегемонов» биполярности, вступают с ослабленных и оттого уязвимых в обозримом будущем позиций.
В рамках той или иной цивилизации, существующей в определенных территориальных рамках, можно выделить отдельные единицы - регионы, имеющие функциональное и зачастую жизненно важное значение для существования цивилизации. Регионы объединяются в макрорегионы в силу сходства тех или иных факторов их развития, а также общности интересов. Их исследование должно проходить с использованием цивилизационного подхода, помогающего понять характерные черты и тенденции развития социально-этнических общностей, в том числе сибирского макрорегиона - народов Сибири.
Несомненно, что сибирский макрорегион занимает особое положение в России. Сегодня это основная часть (две трети) территории Российской Федерации, на которой сосредоточены основные энергетические и сырьевые ресурсы страны.
В этнокультурном отношении Сибирь представляет из себя синтез многих народов. Большая часть аборигенов Сибири проживает на территории национально-государс венных образований, являющихся субъектами Российской Федерации, и активно становящихся субъектами международно-правовы отношений.
Экономические и культурные связи между народами Сибири традиционно ограничены преимущественно сырьевой направленностью экономики Сибири.
Таким образом, можно понять, что для сибирского макрорегиона, как и для всей России в целом, важны тенденции мирового развития, а именно, что будет в ближайшем будущем доминировать: монополярность (с полюсом силы в США), полицентризм (ЕЭС, США, Китай, Россия и др.), или новая биполярность (полюса силы в США с одной стороны и, например, в Китае с другой). Как бы то ни было, но при всех тенденциях развития политической ситуации в мире и при любой стратегии России макрорегион Сибири будет играть одну из важнейших, если не важнейшую, роль.
Действительно, геополитическое положение и сырьевые ресурсы Сибири способны повлиять на доминирование тех или иных тенденций общемирового развития - столкновения стран и регионов в борьбе за ресурсы или сотрудничества на основе тенденции устойчивого развития. К сожалению, большинство современных исследователей абстрагируются от этнического фактора, что ошибочно.
Согласно одной из концепций, российская цивилизация представляет из себя «мост» между Востоком и Западом, синтез цивилизаций. Эта позиция позволяет России достаточно свободно ориентировать свои международные связи в рамках геополитической стратегии, и в настоящее время достаточно плодотворной кажется возможная ориентация России на страны Азиатско-Тихоокеанско о региона.
По мнению В.Г. Костюка, несомненна выраженная социокультурная близость российской и азиатской цивилизаций, что может стать решающим фактором в принятии мировым сообществом концепции устойчивого развития. К тому же Российская и Азиатская цивилизация немыслима без Сибири, а Сибирь в свою очередь создает основную часть евразийского облика России. К сожалению, политическое поведение этносов Сибири в современных условиях анализируется крайне слабо и недооценивается на практике.
Следует выделить основные факторы такого поведения на основе имеющихся фактов политической жизни:
1.) вследствие российского экономического кризиса русское население Сибири ослабило экономические и культурные связи с остальной связью русского этноса. И хотя в основной своей массе оно не утратило общерусского самосознания, у некоторой его части наблюдается этнический сепаратизм. Идеология этого сепаратизма проявляется в политических движениях за Сибирскую Республику или новый вариант Дальне-Восточной Республики.
2.) центробежные тенденции внутри этноса не создают угрозы его целостности лишь в периоды социального, экономического или духовного подъема или стабильных общественных отношений. В период же кризиса, духовной смуты они требуют пристального внимания и своевременного регулирования со стороны национально-государс венной власти в плане обеспечения политической целостности этноса.
3.) реализация идей политического сепаратизма в Сибири создала бы угрозу существованию всего русского этноса, поскольку в мире есть силы, рассматривающие Россию как препятствие для собственного мирового господства и всеми способами поощряющие внутрирусский раскол по вере, по территории, по социальным признакам.
4.) аналогичные политическому сепаратизму русских в Сибири может иметь и реализация идеи Русской республики на территории всей России, что неизбежно вызовет раскол и сепаратистские устремления среди других этносов, особенно сибирских - территориально удаленных от центрально-европейск й части страны и в этнокультурном плане близких к Китаю или Монголии (Бурятия, Тува), и этот фактор оказал своё влияние на рост национально-сепарати тских тенденций в этих районах, следствием чего, в частности, стало начало массовой миграции русских из Тувы в начале 90-х годов.
Так или иначе, реализация этих идей неизбежно внесла бы раскол в российскую цивилизацию как объединение славян, тюрков, бурят-монголов, народов Севера. Если русские в Сибири оказались в ситуации ослабленных связей с остальными русскими, то тюркское население сибирского макрорегиона попало в зону пристального внимания зарубежных стран - в первую очередь США (основная зона интересов - республика Саха-Якутия) и Турции (деятельность в Хакассии и других тюркоязычных районах Сибири).
Основное воздействие со стороны зарубежных стран ведется на те группы населения, которые играют, или будет играть, значительную роль в этнополитике: студенчество, деловые круги и политическую элиту. Особой угрозы целостности России такая деятельность не несёт, однако следует учитывать объективную политическую борьбу государств за сферы влияния.
Народы Севера, являющиеся частью особой арктической цивилизации, в силу своей малочисленности не могут играть значительной роли в геополитических отношениях, однако из ни в коем случае нельзя игнорировать. Внутриполитическая стратегия России в отношении народов Севера сводится к формуле: «Ресурсы Севера в обмен на государственный патернализм и ограниченное самоуправление». Понятно, что эта формула не отражает всей полноты интересов народов Севера.
С целью защиты своих интересов политическая, научная и культурная элита северных народов сегодня объединилась в Ассоциацию народов Севера. Параллельно в рамках концепции устойчивого развития ведется проработка модели глобальной системы взаимосвязанной зоны сотрудничества, с целью создания общества, свободного от идеологических противопоставлений. По мнению лидеров народов Севера, сегодня у России нет четкой государственной политики по этому вопросу. Таким образом, сотрудничество с зарубежными странами - закономерный результат ее отсутствия, вследствие чего создается напряженность между русским этносом и этносами Севера, что проявляется в деятельности некоторых национально-ориентир ванных политических движений и фиксируется в социологических обследованиях межнациональных отношений в России.
В Сибири участвуют в объединениях также народы, имеющие собственную государственность за рубежом: этносы бывшего СССР, немцы, китайцы, корейцы и другие. В основном это деятельность национально-культурн х объединений и предпринимателей. и т.д.................