На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Теоретический анализ сущности и задач школьного краеведческого музея. Особенности образовательной деятельности музея (познавательной, творческой и социальной). Образовательная программа по краеведческой направленности: Школьный краеведческий музей.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: География. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Министерство образования и науки РФ
Департамент образования и науки Архангельской области
ГОУ СПО «Архангельский педагогический колледж»
Контрольная работа: «Основы краеведения»
«ШКОЛЬНЫЙ (СЕЛЬСКИЙ, ПОСЕЛКОВЫЙ) КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
Студентки 5 курса 52(1) группы
Новицкой Татьяны Александровны
Преподаватель: Г.А. Попова
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Школьный краеведческий музей
1.1 Теоретические аспекты образовательной деятельности музея
1.2 Школьный музей
1.3 Музей в образовании
Глава 2. Образовательная программа по краеведческой направленности: «Школьный краеведческий музей»
Литература
Приложение
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНЫЙ (СЕЛЬСКИЙ, ПОСЕЛКОВЫЙ) КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Музей (от греч. museion - дом муз) - учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализованных ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека.
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ
Образовательную деятельность современного музея следует рассматривать в трех аспектах - познавательном, творческом, социальном. Каждый из них, будучи в тесной взаимосвязи с другими, отражает определенное содержание музейной работы по данному направлению.
Познавательный аспект. В основе понятия «познавательный» лежит понятие «знание», определение содержания которого является фундаментальной проблемой для философии и науки с глубокой древности. В качестве примера сошлемся на античных философов. Так, Платон характеризовал знание через его противоположность «мнение», а Аристотель представлял его как «умение», то есть знание ремесла, языка, обряда и т.д., являющееся непременным условием пользования им.
Последовавшие за античностью эпохи обогатили понятие новым содержанием, в результате чего знание стало рассматриваться в двух аспектах - практическом и теоретическом. Каждый из названных аспектов включает в себя науку, технику, религию, культуру, то есть является элементом целостного культурно-исторического комплекса, важное место в котором занимает музей, ибо он принадлежит среде, формирующей практический опыт и теоретическое знание, ориентированное на формирование и развитие профессиональных музейных дисциплин. Здесь исследуются такие формы специфической деятельности человека, как собирание, хранение, изучение и популяризация памятников культуры, техники и природы.
Творческий аспект. Творчество является важнейшей составляющей любой деятельности человека. Знание тоже можно рассматривать как результат творческой деятельности человека, ибо оно помогает ему определить отношение к природе, обществу, и наконец, к самому себе. В условиях формирующегося информационного общества установка на ценность творческого развития личности не теряет своей актуальности.
Социальный аспект. Музей является частью среды и активно участвует в социализации человека с самого раннего его возраста, расширяя его восприятие окружающего мира. Приобщение к окружающему миру и обществу происходит в его среде в процессе передачи чувственного опыта, знаний, умений и ценностей от одного поколения к другому. Этот процесс вписывается в концепцию непрерывного образования (Г.И. Ильин), ибо его образовательным результатом является преобразование социокультурного опыта в собственные установки, ценности, ориентации, усвоение социальных норм, ролей и т.д.
Опыт развития образовательной деятельности музея в ХIХ и первой половине ХХ в. Условно позволяет выделить две группы музеев - профессиональные и собственно образовательные. К первой группе относятся музеи технического, естественнонаучного, этнографического, историко-краеведческого и искусствоведческого профилей. Ко второй - непрофессиональные музеи: педагогические, школьные и детские. Данная группа музеев имеет не только свою историю развития, но и занимает видное место в системе образовательных и социально-досуговых учреждений.
1.2 ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
Школьные музеи - относятся к группе музеев учебных заведений и музеев педагогического профиля. Создаются и функционируют в общеобразовательных школах всех типов и внешкольных учреждениях с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, развития познавательной и творческой активности учащихся, формирования у них навыков ценностно-ориентированного отношения к культурно-историческому наследию и приобщения к нему.
Наряду с педагогическими широкое распространение имели школьные музеи. Появившись в большом количестве на рубеже ХIХ - ХХ вв., они были вызваны к жизни потребностью научить детей извлекать знания как из непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из предметов, собранных в школьном музее, представлявшем собой «необходимое собрание коллекций, приборов, картин и вообще всего того, что повседневно употребляется в школе, где введено наглядное преподавание…»(7;25). Такие музеи были принадлежностью школ низшей ступени, ориентировавших своих воспитанников на трудовую деятельность, и главным принципом их комплектования была полезность предмета для знакомства с действительностью. Не случайно предпочтение в школьных музеях отдавалось краеведческой тематике, а в собирании экспонатов принимала участие вся школа, что позволяло не только знакомить учащихся со спецификой жизни конкретной местности во всех ее проявлениях, но и наладить в школе творческие взаимоотношения между учителем и учащимися. Интерес к школьным музеям проявляли не только учителя, но и крупные ученые, деятели народного образования, создавшие пособия и руководства по организации таких музеев и ратовавшие за организацию методических центров на базе лучших музеев. В целях лучшего использования в учебном процессе наглядного материала они рекомендовали распределять коллекцию музея по разделам гуманитарного и естественнонаучного знания(5;52).
Тем самым школьный музей, во многом являясь сферой детского творческого труда, не только воспитывал у учащихся интерес к окружающему миру, но и формировал полезные навыки.
В советское время школьные музеи, утратив в основной своей массе былое назначение, превратились в формальное отражение истории школы и достижений ее руководства, хотя именно школьный музей должен быть отражением содержания и качества жизни коллектива, центром интегрированной в учебно-воспитательный процесс музейно-педагогической и краеведческой работы.
1.3 МУЗЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Историческое развитие музеев позволяет проследить их постоянную связь с наукой. В определенные исторические периоды музейные собрания становились основой для фундаментальных и прикладных исследований целого ряда областей науки, в музеях работали крупные ученые, делались важные для науки открытия, создавались фундаментальные труды. Использование музеев в целях образования и воспитания привело к возникновению музейной педагогики, которая объединяет в себе элементы и музееведения, и педагогики и дополняется социологическими и психологическими исследованиями. В 1982 году немецкий музеолог (музеевед) Клаус Шрейнер дал следующее определение понятию «музейная педагогика»: «Это общественно-научная специальная дисциплина, которая изучает содержание и принципы, а также методы специфического для музея процесса воспитания и образования». Безусловно, музейная педагогика -- смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. В современных исследованиях музейная педагогика -- это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. В связи с этим музейная педагогика позволяет:
-- изучать закономерности музейно-педагогического процесса и использование их в практике, возможности совершенствования педагогического руководства;
-- определять специфику педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы музейной аудитории, обосновывающую необходимость дифференцированного подхода к посетителям музея;
-- обобщать опыт воспитательной работы музеев и на этой основе вырабатывать и совершенствовать научно-методические рекомендации;
-- выявлять наиболее рациональные формы и методы совместной работы музеев с разными типами образовательных учреждений;
-- прогнозировать развитие музеев в плане реализации их педагогических возможностей.
В числе других проблем музейная педагогика занимается изучением психолого-педагогических проблем восприятия музейной формы коммуникации, специальные разделы музейной педагогики исследуют формы и методы работы с музейной аудиторией, определяют наиболее предпочтительное месторасположение музеев, их возможности в учебно-воспитательном процессе на всех уровнях образования, изучают проблемы музейной социологии. Таким образом, музейно-педагогические исследования носят интердисциплинарный характер и обогащают и музееведение, и педагогику, и психологию.
На сегодняшний день, безусловно, необходимо чётко различать понятия «музейная педагогика» и «культурно-образовательная деятельность в музее», поскольку первое обозначает новую научную дисциплину, тогда как второе -- традиционное для музея направление, которое входит в его компетенцию.
Говоря о возможностях музейной педагогики в процессе воспитания, кратко рассмотрим историю «взаимоотношений» школы и музея. Тесное и гармоничное взаимодействие музеев и образовательных учреждений началось в середине XIX века. С этого времени сменилось несколько моделей взаимоотношений между школой и музеем: «омузеивание школы» (ХIХ век), «школоцентристкая» модель (начало ХХ века), появление школьных краеведческих музеев и их ориентация на государственные музеи (50--60-е годы ХХ века), формирование сети школьных музеев разного профиля и модификация взаимоотношений школы с музеями государственными (60--90-е годы ХХ века).
Сейчас, говоря о музейной педагогике, о её возможностях в образовательном, воспитательном процессах, в первую очередь необходимо рассмотреть модель взаимодействия «школа -- школьный музей», поскольку целесообразнее использовать потенциал этого уникального учреждения (тем более что, как правило, он территориально выгодно расположен по отношению ко всем участникам образовательно-воспитательного процесса). Зарождение и развитие взаимоотношений «школа -- школьный музей» началось на рубеже XIX и XX веков и проходило в общеисторическом контексте.
Можно выделить следующие основные этапы истории создания и развития школьного музея:
1. С начала своего возникновения на рубеже XIX--XX веков и до конца 1920-х годов школьный музей создается исходя из потребностей школы в наглядном преподавании, он активно включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни. Он является плодом общих усилий, совместного творчества учащего и учащегося, которые вместе занимаются собиранием или изготовлением пособий.
2. В 1930-х и 1940-х годах, в связи с развитием школьного краеведения и ориентированием школы на реализацию идей политехнизации, музей наглядных пособий превращался в краеведческий. В результате чего в школе конца 1930-х -- начала 1940-х годов стали открываться комплексные музеи краеведения. С 1950-х годов начинается процесс формирования сети школьных музеев, давший импульс созданию школьных музеев практически всех профилей.
3. К середине 1980-х годов в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев -- четыре с половиной тысячи. В количественном отношении они стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны. В среде школьных музеев появляются музеи-лидеры, которые формируют облик школьного музея этого времени и оказывают влияние на остальные.
4. Однако в 1990-х годах школьные музеи переживают известный кризис и подвергаются модификациям, связанным с коренными изменениями в общественной и экономической жизни страны. Часть музеев приходит в упадок либо закрывается, что объясняется сменой идеологических приоритетов (вследствие чего некоторые музеи, прежде всего военно-исторического профиля, теряют актуальность), слабой преемственностью в работе руководителей (на смену энтузиастам 1970--1980-х годов не всегда приходят новые кадры), материальными трудностями и отсутствием правового статуса у школьного музея.
Но некоторым школьным музеям тогда удалось не только «выжить» в условиях нового времени, отразить его требования и тенденции, но и продолжить активную деятельность, сохраниться именно как школьный музей.
Это стало возможным во многом благодаря следующим основополагающим принципам:
-- школьный музей служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги школы, совет содействия и прочие), являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (специалисты-музеологи ) для другой (аудитория);
-- школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через различные собрания и другие формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся. Подобная связь также существует между школой и музеями других типов, но она не является столь тесной и интенсивной;
-- школьный музей более чем какой-либо другой включен в жизнь местного сообщества. «Качество жизни» школьного музея непосредственным образом зависит от местной администрации (включая учебный округ района и методический центр руководства работой музея), а так же близлежащих предприятий и учреждений, местных средств массовой информации и, наконец, жителей района (в том числе и родителей учащихся, проживающих на данной территории).
В настоящий момент актуализация школьного музея как открытой системы связана с четким осознанием следующих позиций:
1) термин «школьный» должен определять не местонахождение, а специфику музея. Он нужен школе в той степени, в какой оказывается не церемониальным залом, куда приглашают почетных гостей или где проводят торжественные линейки, а побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Так было в период зарождения школьного музея в России, таковыми должны остаться критерии оценки его деятельности и сегодня;
2) школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением;
3) школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова «поиск», «открытие», «творчество». Это музей, который создается детьми и одновременно для детей;
4) его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности -- всех учащихся, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).
Говоря о потенциале музейной педагогики в воспитательном процессе, необходимо вспомнить, что процесс воспитания -- обоюдный. И чаще всего его эффективность и результативность прямо пропорционально зависят от уровня профессионализма педагога, воспитателя. В связи с этим необходимо отметить, что одной из задач музейной педагогики является подготовка и повышение квалификации как непосредственно музейных педагогов и педагогического состава, привлекаемого к работе в музее, так и всего педагогического коллектива.
Кроме этого, школьный музей должен выполнять свои основные функции -- научно-документальную, охранную, исследовательскую, образовательную, и должен являться центром научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности всего коллектива образовательного учреждения.
Прежде всего, музей образовательного учреждения -- это школьный центр повышения квалификации и даже в некоторых случаях переподготовки, где педагоги разных специальностей в процессе повышения квалификации и переподготовки смогут оглянуться на «старое», чтобы увидеть перспективы своего роста. Во-первых, практически во всех школьных музеях существует раздел «История школы», где, естественно, хранится (или экспонируется) информация о лучших учителях, об их достижениях и педагогических находках. А что лучше «хорошо забытого старого»? Во-вторых, в школьном музее хранятся материалы, которые будут полезны учителю при подготовке ана и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.