На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Общая характеристика основных видов упаковочных материалов для пищевой продукции. Основные положения и анализ санитарно-гигиенических требований к упаковочным материалам для продуктов питания. Особенности гигиенической оценки упаковочного материала.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Кулинария. Добавлен: 05.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКСПЕРТИЗЫ И ТОВАРОВЕДЕНИЯ
КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ
Специальность 351100 «Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров)»
Контрольная работа
по дисциплине: «Товароведение упаковочных материалов и тары»
Тема: «Санитарно-гигиенические требования к упаковочным материалам для пищевых продуктов».
План контрольной работы
1. Виды упаковочных материалов
2. Санитарно-гигиенические требования к упаковочным материалам для пищевой продукции
Использованная литература
1. Виды упаковочных материалов для пищевой продукции
К упаковочным материалам, предназначенным для контакта с продукцией этой группы, предъявляются наиболее жесткие требования. При выборе упаковочного материала для таких видов продукции в первую очередь следует обеспечить необходимый уровень санитарно-гигиенических характеристик. Обязательным условием применения упаковочного материала для указанной продукции должно быть наличие гигиенического сертификата, подтверждающего физиологическую безвредность упаковки для человека (ранее основанием для применения материала для этих целей было разрешение, выдаваемое Министерством здравоохранения).
В торговле, в целях предотвращения потерь массы продукции, сохранения ее качества, снижения нежелательных изменений химического состава и органолептических свойств используется различная упаковка продуктов питания. Она создает необходимые санитарные условия, предупреждающие загрязнение продуктов, обсеменение их микрофлорой, поражение вредителями. Кроме того, тара и различные материалы аналогичного назначения создают удобства при транспортировании, хранении и реализации. Они обязательно должны соответствовать специфическим требованиям с учетом свойств пищевого продукта, для которого предназначены, быть легкими и прочными, хорошо оберегать его от деформации.
Прочность особенно необходима для тары при длительных перевозках железнодорожным и автомобильным транспортом, так как отсутствие данных показателей может быть основной причиной резкого изменения качества и больших потерь массы. Используемый материал не должен вызывать снижения качества продуктов в результате попадания в них металлов, полимерных соединений, приобретения несвойственного запаха, вкуса или окраски, увлажнения и т.п. Упаковку продуктов питания делят на два вида: внешнюю и внутреннюю. Каждая из них имеет свое индивидуальное назначение.
Во внешней таре продукты перевозят и хранят; это ящики, контейнеры, бочки, мешки.
Внутренними являются коробки для сахара, чая, бутылки для напитков и т.д. Из вспомогательных материалов используют бумагу, гофрированный прессованный картон, древесную и бумажную стружку. В зависимости от материала, из которого изготовлена тара, она бывает деревянная, текстильная, стеклянная, металлическая, картонная, бумажная и из полимерных материалов.
Картонная и бумажная упаковка продуктов питания - это короба, крафт-мешки, пакеты, коробки. Их изготовляют из древесной массы или продукта переработки древесной массы - целлюлозы. Короба из гладкого и гофрированного картона емкостью до 40 кг, прессованные из бумажной массы емкостью до 32 кг распространены как более легкие, удобные и дешевые, по сравнению с деревянными ящиками. Они хорошо противостоят механическим воздействиям, а пропитанные парафином предохраняют продукцию от увлажнения. В них упаковывают кондитерские и макаронные изделия, рафинированный сахар, сыры, сливочное масло, маргарин и творог, яйца и пищевые концентраты, соль, фрукты.
Крафт-мешки вырабатывают из бумаги, содержащей до 10% лигнина. Данную упаковку продуктов питания применяют для короткорезаных макаронных изделий, баранок, сухарей. Они защищают товары от увлажнения, потери массы, загрязнения и заражения вредителями лучше, чем тканевые, но не обеспечивают газообмен. Бумажные однослойные пакеты, разные по прочности, емкостью до 3 кг используются для бакалейных и кондитерских товаров, плодов и овощей.
Жиронепроницаемый пергамент, полученный обработкой бумаги крепкой серной кислотой, а также пергамин, изготовленные из разных видов целлюлозы, применяют для упаковки масла, маргарина, пищевых концентратов и продуктов, в которых необходимо сохранить ароматические вещества, - кофе, чая, пряностей. Кроме того, вырабатывают парафинированную упаковку продуктов питания (ее получают нанесением на бумагу тонкого слоя пищевого парафина) с полиэтиленовым покрытием или с полиэтиленовым парафиновым покрытием. Ее применяют для кондитерских изделий и творога. Бумага, обработанная с внешней стороны парафином, а с внутренней дублированная полиэтиленом, используется для тетра-и пюрпаков, в которые разливают молоко, сливки.
Упаковка полимерная
В связи с расширением торговли расфасованными продуктами, с каждым годом все шире применяется полимерная упаковка. К такой таре относятся ящики и пленки толщиной не более 250 мкм. Обязательным условием для них является их химическая стойкость и безвредность для организма. Это связано с тем, что они непосредственно соприкасаются с товаром.
Целлофан - прозрачная блестящая пленка толщиной 27 - 60 мкм, полученная из вискозы, которую производят из целлюлозы. Его применяют для изготовления колбасных оболочек, декоративной упаковки коробок с кондитерскими товарами, табачными изделиями. Лакированный целлофан - это полимерная упаковка для пряностей, кондитерских изделий, сухарей, печенья; мясных полуфабрикатов, сыров. Для уменьшения паропроницаемости, увеличения влагостойкости и улучшения свариваемости его дублируют с сополимерами.
Полиэтиленовые пленки толщиной 20 - 200 мкм применяют для многих товаров, за исключением богатых жиром продуктов. Такая полимерная упаковка служит вкладышем в ящиках и бочках. Этот материал дублируют с целлофаном, бумагой, картоном.
Пленки из полипропилена (продукта полимеризации пропилена -СН3СН = СН2) термостойки, поэтому их применяют для товаров, которые необходимо пастеризовать, стерилизовать или подогревать. Полистирол С6Н5СН = СН2, поливинилхлорид и его сополимеры, полиэтилентерефталат и другие материалы также используют в качестве полимерной упаковки. Это связано с тем, что они удовлетворяют всем необходимым гигиеническим, эстетическим и другим требованиям.
Потери при хранении и транспортировании весьма внушительны, особенно по сельскохозяйственной продукции. В этой связи проблема сохраняемости исключительно актуальна. Более полное доведение их до потребителя является важнейшей народнохозяйственной задачей. Хранение почти всегда сопровождается ухудшением качества, потерей массы, а иногда и развитием микробиологических процессов. Однако качество некоторых видов в начале хранения в полимерной упаковке может даже улучшаться, что наблюдается при дозревании яблок и груш зимних сортов, помидоров, бананов.
Полностью исключить снижение качества потери при хранении не возможно. Однако, использование технических и научных достижений в этой области, дальнейшее изучение проблемы позволит создать такие условия, при которых изменения пищевой ценности и потери будут минимальными. Пищевые продукты индивидуальны по составу, свойствам и тем изменениям, которые происходят в них, и потому хранение каждого из них в полимерной упаковке имеет свои особенности.
Упаковка бумажная
На выгодных условиях реализуется бумажная упаковка. Это битумированные и непропитанные мешки, которые поступает в торговую сеть с гигроскопическими сыпучими материалами, минеральными удобрениями, ядохимикатами. Температура этих материалов при затаривании не должна превышать 65°С.
Мешки битумированные (ГОСТ 2226-62) могут быть сшитыми или склеенными, с открытой или закрытой клапаном горловиной. В зависимости от целевого назначения данный вид бумажной упаковки может изготовляться трех видов:
1)состоящие из двух или трех слоев специальной бумаги и нескольких слоев непропитанной бумаги (БМ);
2) дублированные;
3) влагопрочные.
Готовые мешки должны иметь с боковых сторон по три сгиба, причем расстояние между внешними строчками должно быть не менее 8 см (± 1 см). Для сшивки должны применяться хлопчатобумажные нитки. Складки, дыры и надрывы в данном виде бумажной упаковки не допускаются. Мы предлагаем Вам продукцию, которая прошла строгий контроль качества и только после этого была допущена к реализации.
Непропитанные мешки (ГОСТ 2227 - 51) по конструкции разделяются на несколько видов: открытые и закрытые (с клапаном для механической засыпки материалов). Выпускаются шестислойные, пятислойные, четырехслойные открытые и закрытые виды бумажной упаковки, а также трехслойные, двухслойные и только открытые изделия. По длине и ширине они бывают следующих размеров (в см):
Пластиковая упаковка
В настоящее время выпускается очень красивая и надежная упаковка из пластика. Сегодня она достаточно популярна, поэтому и ассортимент ее чрезвычайно разнообразен. Важным показателем, который следует иметь в виду при оценке эстетических достоинств тары, является удобство пользования для покупателя и реализатора. Это, в данном случае, следует рассматривать всесторонне.
Если продавцу магазина среди множества коробок трудно быстро найти тот или иной товар, то причина этого - плохая упаковка из пластика. Если для того, чтобы ее открыть, нужен особый навык, умение или просто физическая сила, то повинна в этом тоже неправильно изготовленная тара. Поэтому очень важно, чтобы все виды данных изделий проходили предварительное испытание на прочность, гигиеничность, практичность и другие параметры.
Информативность и выразительность - следующий важный показатель. Наша пищевая промышленность выпускает, например, богатый ассортимент различной продукции. Но покупатель далеко не всегда может определить по коробке, что это за товар. Да и как это сделать, если он видит совсем не то, что хотелось бы. Правильно ли это? Конечно, упаковка из пластика должна быть привлекательной, но принцип «красота неотделима от пользы» и здесь должен найти отражение.
Если же форма коробки ничего не говорит о содержимом, т. е. нужная информация о товаре отсутствует, то покупатель вынужден обращаться с вопросами к продавцу. Разве не станет подарочная упаковка из пластика по-своему красивой и в то же время удобной, если на ней каким-либо современным способом будет отражено ее содержимое? Хорошей формы коробка, лаконичное, запоминающееся изображение или броское название - этого уже достаточно.
Итак, оценка эстетического уровня упаковки из пластика тесно связана с удобством пользования в широком смысле этого слова - потребительским комфортом как для покупателя и продавца. Еще одним важным показателем ее качества является техническая целесообразность. Качество тары нельзя существенно повысить, не внеся изменений в ее конструирование. Экономя на этом, сфера торговли несет большие издержки из-за ее нерациональности.
Упаковочная пленка
Сегодня в торговой сети в основном используется пленка упаковочная. Она не только обеспечивает сохранность товара, но и выразительность формы. Это очень экономичный материал, который и стоит дешево и полноценно выполняет свои эксплуатационные функции. Обычно он выпускается в прозрачном виде, но в настоящее время производители стали экспериментировать и красочные расцветки, да еще и с нанесением рисунка.
В том, что покупатель приобретает только привлекательный товар, нет ничего удивительного. Никому не хочется тратить деньги на продукцию, производители которой не позаботились о ее эстетичном внешнем виде. Пленка упаковочная позволяет покупателям визуально оценить все достоинства приобретаемых изделий. Это очень удобно и не занимает много времени.
Большое значение для повышения потребительского уровня имеют использованное сырье и технология ее производства. Самое главное, чтобы в ее состав не входили опасные для здоровья человека ингредиенты. В первую очередь необходимо проверить материал на токсичность. Мы предлагаем Вашему вниманию экологически чистую пленку упаковочную, которую можно использовать даже для пищевых продуктов.
Очень часто пыль, микроорганизмы и другие негативные воздействия причиняют товарам непоправимый вред. Применение пленки упаковочной позволяет не только сохранить качество продукции, но и значительно продлить их срок годности. Она отличается высоким уровнем водостойкости и газонепроницаемости, создает надежный барьер от микробов. Это придает ей дополнительные преимущества перед другими видами.
2. Санитарно-гигиенические требования к упаковочным материалам для продуктов питания
Санитарно-гигиенические требования, включают следующие положения:
- в состав упаковочного материала не должны входить высокотоксичные вещества, обладающие кумулятивными свойствами и специфическим действием на организм (канцерогенность, мутагенность, аллергенность и др.);
- упаковочный материал не должен изменять органолептические и физиологические свойства продукции, а также выделять вредные вещества в количествах, превышающих допустимые с гигиенической точки зрения уровни миграции.
В процессе санитарно-гигиенического исследования, проводимого специально сертифицированными для этой цели организациями, определяется, какие соединения и в каких количествах переходят (мигрируют) из упаковочного материала в контактирующую с ним пищевую или др. продукцию, потребляемую человеком.
Для упрощения испытаний, как правило, исследуют не конкретные пищевые продукты, а искусственные модельные среды, имитирующие свойства того или иного реального пищевого продукта).
Наименование продукта
Модельные растворы
Мясо, рыба свежая
Дистиллированная вода, 0,3%-ный раствор молочной кислоты
Мясо, рыба соленая и копченая
Дистиллированная вода, 0,5%-ный раствор молочной кислоты
Молоко, молочные продукты и молочные консервы
Дистиллированная вода, 0,3%-ный раствор молочной кислоты, 3%-ный раствор молочной кислоты
Колбаса вареная, мясные, рыбные и овощные консервы, маринованные и квашеные овощи, пасты и др.
Дистиллированная вода, 2%-ный раствор уксусной кислоты, содержащий 2% поваренной соли; нерафинированное подсолнечное масло
Фрукты, ягоды, фруктовые и овощные соки, безалкогольные напитки, пиво
Дистиллированная вода, 2%-ный раствор лимонной кислоты
Алкогольные напитки, вина
Дистиллированная вода, 20%-ный раствор этилового спирта, 2%-ный раствор лимонной кислоты
Водки, коньяки
Дистиллированная вода, 40%-ный раствор этилового спирта
Спирт пищевой, ликеры, ром
Дистиллированная вода, 96%-ный раствор этилового спирта
Готовые блюда и горячие напитки (чай, кофе, молоко и др.)
Дистиллированная вода, 1%-ный раствор уксусной кислоты
Для жирных продуктов используют в качестве модельных сред гептан, диэтиловый эфир, циклогексан, ацетон, парафиновое масло, какао-масло, синтетические полиглицериды.
Органами здравоохранения России регламентируются как предельно допустимая величина суммарной (интегральной) миграции в модельные среды (50-60 мг/кг продукта), так и нормативы миграции отдельных наиболее токсичных соединений (тяжелых металлов, органических растворителей, мономеров и других компонентов упаковочных материалов, красителей и др.).
В комплекс гигиенической оценки упаковочного материала входят органолептические, санитарно-химические и токсикологические исследования. Органолептическая оценка (запах, привкус) проводится комиссией на закрытой дегустации по трехбалльной системе (от 0 до 3):
0 -лучшая оценка;
1 - допустимая оценка;
2 и 3 - недопустимые или допустимые с ограничением.
Наличие ярко выраженных дефектов материала, а также постороннего запаха является причиной отказа от применения материала в непосредственном контакте с пищевым продуктом. Санитарно-химические исследования проводят путем определения компонентов упаковочного материала в вытяжках, получаемых при экспозиции (выдержке) образцов исследуемого материала в модельной среде при определенных температурно-временных условиях.
В приготовленных вытяжках химическими методами определяют количества веществ, входящих в рецептуру материала (для полимерной упаковки - мономер, пластификатор, стабилизатор, краситель, наполнитель и др. добавки), а также содержание тяжелых металлов (свинца, цинка, меди, мышьяка и др.). Токсикологические исследования проводятся на живых объектах (микроорганизмы, насекомые, крысы, кролики, морские свинки, обезьяны и др. животные) и заключаются в скармливании подопытным животным вытяжек из исследуемого материала, а также введении под кожу или в желудок животного компонентов экстракта с последующим изучением биологического действия вводимых веществ на живой организм.
В зависимости от результатов этих исследований устанавливают основной гигиенический критерий материала - допустимое количество миграции (ДКМ) веществ из упаковочного материала в продукт или модельную среду, соответствие которому должно гарантировать безопасность для здоровья людей при неограниченно продолжительном приеме человеком упакованной продукции.
Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям подтверждается Гигиеническим Сертификатом на упаковочный материал (товар).
В Сертификате должны быть указаны: наименование товара с указанием товарных кодов производителя, название фирмы-производителя и держателя Сертификата, перечень документов о качестве товара, предоставленных производителем, заключение Органа здравоохранения, выдающего Сертификат, дата выдачи Сертификата и срок его действия. В заключении должны быть перечислены области применения и условия использования товара, которые были подтверждены в результате испытаний. Это особенно важно в случаях, когда упаковочный материал используется для контакта с продуктом питания, температура которого намного выше комнатной или когда продукт имеет жировую природу.
Следует подчеркнуть, что в пр и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.