На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Архитектурный ансамбль древнего Кремля. Кремль. Спасская башня. Тайницкая башня. Башня Сююмбеки. Благовещенский собор. Влияние на архитектуру Казани русской и татарской культур.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 02.11.2002. Сдан: 2002. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


23
ПЛАН.
    Введение 3
    1. Архитектурный ансамбль древнего Кремля 5
      1.1. Кремль 5
      1.2. Спасская башня 6
      1.3. Тайницкая башня 8
      1.4. Башня Сююмбеки 9
      1.5. Благовещенский собор 18
    2. Влияние на архитектуру Казани русской и татарской культур 19
    Заключение 22
    Литература 23

Введение

Удивительную власть имеют над человеком архитектурные памятники прошлого. Уже самим фактом существования на том месте, где были созданы, они утверждают убедитель-ность и достоверность исторических событий, связывают воедино века прошедшие с сегод-няшним днем. Безмолвные свидетели прошло-го, они -- яркие письмена каменной летописи нашей Родины.

Не потому ли так много говорят сердцу сооружения Казанского кремля? Не потому ли идет о них слава, как об одном из замеча-тельных архитектурных ансамблей Поволжья?

Живописно, широко и раздольно раски-нулся Казанский кремль на высоком холме, с двух сторон окруженном водой. Издалека видны его белые стены, башни, церкви. Ве-щественным символом Казани вонзается в небо краснокирпичная башня Сююмбеки.

История архитектуры Тата-рии до настоящего времени ос-тается одной из мало исследо-ванных областей науки. Осо-бенно, это касается памятников рядовой городской застройки XVIII - начала XX b.

В результате многочисленных войн были разрушены практически все архитектурные соору-жения Булгарии и Казанского ханства. До нас дошли лишь самые скудные сведения о монументальных средневековых постройках и немногочисленные руины, которые и до настояще-го времени не изучены в доста-точной степени специалистами. Все это не позволяло исследо-вателям зодчества уверенно су-дить о чертах культовой архи-тектуры средневекового По-волжья и связно представить себе этапы развития на протяжении последних пяти веков.

Целью данной работы является анализ архитектуры древнего кремля города Казани.

Перед нами ставятся следующие задачи:

- дать краткое описание казанскому кремлю;

- дать описание башням кремля: Спасской, Тайницкой, Башне Сююмбеки;

- дать описание Благовещенскому собору;

- выявить влияние различных культур на архитектуру Казани.

В данной работе мы использовали литературу по данной тематике. Интересна книга Бобченко Т. Казань. Здесь дается краткое описание не только Кремля, но и всех основных достопримечательностей Казани: мечети, университет, пощади Казани, а также подробно изложена Казань литературная.

В книге Халитова Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII- начала XIX в. рассказано о традициях татарской и русской архитектуры и их взаимосвязи. Проанализированы архитектурно-планировочные особенности культовых зданий города. Рассмотрено влияние бытового уклада, социальных процессов и исторических событий на формирование архитектуры Казани. Выявлены национальные и интернациональные особенности.

В книге Ханзафарова Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность) подробно автор остановился на башне Сююмбеки. Здесь описывается история возникновения башни, автор предлагает несколько вариантов раскопок.

1. Архитектурный ансамбль древнего Кремля

1.1. Кремль

Побывав в кремле, мы несомненно испы-таем эстетическое воздействие его величе-ственной и строгой архитектуры. Кремлевский холм -- колыбель Казани. От-сюда начинался ее рост, отсюда она шагнула далеко вширь11 Бобченко Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань. - Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1970. - с.124.

.

В начале XVI века кремль был пример-но вдвое меньше современного и лежал в северной части холма. Стены до девяти мет-ров толщиной опоясывали крепость, а в 1530 года и примыкающий к ней посад. Рубились они из цельных дубовых бревен, с заполнением из утрамбованной глины и камня. “Град же Казань тверд бяше паче меры, подобен ка-менной горе, стена дубовая рубленая и в целых древесах, а в городне сыпан ил да хрящ”,-- говорится в “Казанской истории” -- сочинении XVI века. Въездные башни -- их было четыре -- также были дубовыми, рублеными.

Внутри кремля возвышался богатый хан-ский дворец, пять каменных мечетей гробницы-усыпальницы. Главная мечеть Кул-Шериф была украшена 8 высокими и многоярусными минаретами. Здесь же -- деревянные дома татарской знати, караульные помещения, службы. Сохранилось описание ханской Ка-зани, сделанное князем Курбским: “А от тое реки (от Казанки), около места ров копан, зело глубокий, аж до озера Поганого, еже лежит подле самую Казань реку; а от Казань реки гора так высока, иже оком возрити прикро; на ней же град стоит и палаты царские и мечети зело высокие, мурованные (каменные), иде же их умершие цари клались чис-лом памятимися пять их”.

Четырехугольные в плане мечети, пере-крытые куполами, минареты, орнаментиро-ванные сложной вязью узоров,-- все эти со-оружения украшали кремль.

Деревянные стены и башни старого крем-ля в значительной степени были разрушены при штурме города в 1552 году. Иван Гроз-ный, отлично понимая выгодность располо-жения Казани и ее значение для охраны Восточных границ Руси, решил заново от-строить кремль, сделать его неприступной крепостью.

"Строили казанскую каменную крепость знаменитые псковские мастера -- лучшие зодчие и строители того времени. Имя Постника Яковлева, выдающегося архитектора XVI века, прославлено постройкой знаменитого собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве, Успенского собора в Свияжске, Благовещенского собора в Казан-ском кремле11 Бобченко Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань. - Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1970. - с.124.

.

Весной 1556 года началось строительство. Территория кремля была увеличена на 120 метров в длину, общая же планировка не из-менилась. Строительный материал был неда-леко --"белый известняк выламывался на противоположном берегу Волги. Первоначаль-но из прочного волжского камня соорудили только часть стен -- южный участок со Спас-ской башней в центре и северный, примы-кающий к Тайницким воротам. Остальные стены долгое время оставались деревянными, дубовыми, и только в XVII веке были заменены кирпичными.

Стены кремля представляют собой до-вольно сложное военно-инженерное сооружение. В сочетании с башнями и рвами они надежно служили целям защиты. Толщина их местами равна шести метрам. В нижней части стен, с внутренней стороны раньше были устроены ниши-стрельницы с бойницами для пушек и специальные камеры, в которых хранились пopox, ядра, бочки со смолой, песок и груды камней.

1.2. Спасская башня

Важную роль в системе оборонных соору-жений кремля играли башни. В XVII веке их было 13. До наших дней сохранилось 8 ба-шен, 5 из них когда-то имели ворота, ведущие в кремль. В настоящее время есть только две проездные башни -- Спасская и Тайницкая. Их архитектурно-художественный облик что костью подчинен функциональному назначе-нию: массивность, монументальность, строгость линий, почти полное отсутствие декорировки более всего отвечают военно-крепостным сооружениям11 Бобченко Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань. - Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1970. - с.126.

.

Наибольший интерес в художественном отношении представляет, несомненно, Спас-ская башня. Первоначально она была двухъ-ярусной постройкой почти кубической формы. Стены ее, возведенные из известняка, были перекрыты деревянной крышей с небольшой дозорной вышкой на ней. Над проездными воротами в специальной нише выставлялась икона с изображением Христа-Спасителя. От-сюда и возникло ее название.
В XVII веке башня была надстроена. Два яруса искусно найденных в пропорциях восьмериков и шатровые покрытия придали ей нарядный ряд. Высота башни. 44 метра. Чтобы затруднить доступ в кремль, башня имела не сквозной, как сейчас, а коленчатый проезд. Двойной ряд крепких дубовых во-рот, окованных железом, дополнялся желез-ной решеткой, опускавшейся сверху в случае опасности. До сих пор сохранились штыри от ворот и пазы в стенах, по которым ходила решетка. Проходившая по верху второго яру-са площадка и два ряда бойниц в стенах позволяли надежно оборонять башню.
Нижние ярусы башни не имеют почти никаких украшении, а верхние, построенные в то время, когда башня уже начала утрачивать свое военно-оборонительное значение, несут обильный декор. Здесь и пилястры, украшаю-щие углы нижнего восьмерика, и четырех угольные впадинки на парапете второго яруса и так называемый поребрик, и, наконец, фронтончики, оформляющие верхний ярус.
В XVIII веке над Спасской башней были остановлены необычные часы: их циферблат вращался вокруг неподвижной стрелки. В настоящее время работают электрические часы. Колокол отбивает время -- часовые и полу-часовые удары. Недавно к часам Спасской, башни подключена специальная аппаратура, сконструированная студенческим конструкторским бюро “Прометей”. Ночью, во время боя часов, башня озаряется сполохами малинового цвета.
Южную стену, центром которой является Спасская башня, с двух сторон фланкируют юго-восточная и юго-западная круглые баш-ни. Их первоначальный облик можно легко представить, если мысленно откинуть верхнее шатровое покрытие. Завершались башни ров-ной площадкой, окруженной зубчатым пара-петом.

1.3. Тайницкая башня

От Спасской башни влево по бульвару вдоль стен кремля можно выйти к Тайницкой башне, оформляющей северный въезд в кремль. Свое название она получила от баш-ни, существовавшей в ханской Казани, под которой был потайной ход к источнику питье-вой воды. При осаде Казани башня была взорвана, а построенная на ее месте каменная башня стала называться Тайницкой.

Тайницкая башня представляет собой массивный двухступенчатый четырехуголь-ник, по верху первого яруса которого прохо-дит круговая терраса, окруженная каменным парапетом. Башня более других выражает дух древности. Ее масштабы, сохранившийся коленчатый проезд, темные сумрачные сво-ды -- все это живо доносит до нас дыхание XVI века11 Бобченко Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань. - Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1970. - с.128.

.

С крепостной стены у Тайницкой башни открывается великолепная панорама на реку Казанку и заречные районы. Наше внима-ние несомненно привлечет необычный памятник, возвышающийся на островке посреди Казанки. Это памятник воинам, павшим при штурме и взятии Казани войсками Ивана Грозного. Памятник был сооружен в 1823 году по проекту архитектора Н. Ф. Алферова. Массивная пирамида высотой более 20 метров имеет со всех четырех сторон порталы, выполненные в дорическом стиле.

Центральная часть внутреннего помеще-ния занимала церковь, в углах пирамиды -- четыре кельи для священника и служителей. Каменная лестница ведет в склеп, расположенный под центральной частью памятника.

Памятник, сложенный из белого известняка, вскоре стал разрушаться. В 1830--1832 го-дах его реконструировал П. Г. Пятницкий. Пирамида была обшита железом, укреплены стены, своды подземелья и переоформлен ин-терьер.

1.4. Башня Сююмбеки

Нa крутом спуске холма возвышается башня Сююмбеки--одно из лучших архитек-турных сооружений XVII века11 Халитов Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII-начала XIX в. - М.: Стройиздат, 1991. - с.82.

.

Башня Сююмбеки -- стройное семиярус-ное здание из красного обожженного кир-пича, Ее высота 58 метров, площадь основания 140 квадратных метров. Строилась она на забитых в землю дубовых сваях, часть которых с течением времени опустилась. По-этому башня отклонилась от вертикальной оси примерно на 169 сантиметров. В 1914 году при реставрации башня была по первому яру-су стянута железной полосой, которая значи-тельно ухудшила ее вид.

Первые три яруса башни четырехуголь-ники, верхние--восьмигранники, заканчиваю-щиеся дозорной вышкой с высоким шатровым шпилем. Нижний ярус прорезан высоким арочным проемом.

Четверики имеют по верху обходные, тер-расы, окруженные узорчатым парапетом. За-падная и восточная стены первого яруса украшены четырьмя полуколонками с капителями в виде консолей с вертикальными рядами ступенчатых выступов.

Нижний парапет украшен ширинками, парапет второго яруса -- вертикальными впа-динками с валиком внутри, парапет третьего---очень простыми прямоугольными углубления-ми. Под карнизами всех трех четвериков идет зубчатый поясок. Интересны и сами карнизы, сложенные из рядов кирпичей, на-висающих друг над другом,-- такая декора-тивная обработка, имеющаяся еще в булгарских зданиях, встречается и на татарских ме-четях11 Ханзафаров Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность). - Казань: ФИКЕР, 2001. - с.32.

.

Интересно, что композиция башни, состоя-щая из четвериков и восьмериков, имеет некоторые аналогии с Черной палатой "в Бул-гарах.

Башня Сююмбеки является своеобразной архитектурной эмблемой Казани. Ее силуэт изображается на значках-сувенирах, украша-ет обложки книг и альбомов, посвященных истории города.

"Башня Сююмбеки" -- семиярусная, что означает собой семь сводов небес, олицетворяющих семиступенчатость рая. В стенах -- че-тырехугольные ниши. Можно было бы ука-зать и на многие при-знаки, свойственные зиккуратам. Мы ог-раничимся анализом отдельных символов, раскрывающих, культовое значение "Башни Сююмбеки".
Одной из таких деталей, имеющих важное символичес-кое значение, явля-ется железная сетка-украшение, осыпанная звездами. Она до насто-ящего времени никем не исследована.
Железная сетка-украшение на воротах! Она может рассказать о многом. Она и свидетель, и доказательство. Эта сетка-решетка была поставлена одновременно с воз-ведением Башни. Из каких помыслов и для чего?
Сетка-решетка располагается в самом нижнем ярусе башни-зиккурата. Следовательно, она не могла быть сделана позже, даже если предположить, что верхние ярусы были возведены в другое время. Исследование металла сетки с помощью современных приборов дало бы нам новые сведения.
Железная сетка "Башни Сююмбеки" никак не мог-ла быть предназначена для оборонительных и вообще для военных целей хотя бы потому, что сквозь нее могли свободно пройти не только стрелы и пули, но и пушечные ядра. Кроме того, не требовалось особых усилий, чтобы сломать прутья этой решетки, отличав-шейся к тому же солидной величиной -- несколько метров по окружности.
Железная решетка украшена звездами, каждая из которых имеет по восемь "крылышек". Концы всех "крылышек" согнуты только в одну сторону, что оз-начает вращение звезд вокруг своей оси. Свод первого яруса башни имеет форму купола, продолжением ко-торого представляется "звездчатая" решетка.
Входим под "звез-дный" купол. Оказавшись за сеткой-решеткой мы всту-паем в "Страну Вечности". Однако над выходом из арки Башни такого оформления нет. Возможно, что через "звездчатые" ворота мы входим в "Страну звезд". Если так, то "звездная вуаль" будет выполнять роль занавеса, за которым открывается "Страна Вечности". Иначе говоря, "Звездчатые ворота" служат границей "Страны негаснущих звезд", переступив которую ока-зываешься на "том свете". Очень важным является то, что "Башня Сююмбеки" с северной и южной стороны имеет боковые двери.
Эта традиция (дверь с северной стороны) прослежи-вается и в других памятниках булгар-татар. Такая зако-номерность сохраняется в мавзолеях (склепах) древнего Булгара11 Ханзафаров Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность). - Казань: ФИКЕР, 2001. - с.39.
.
Значит, древние мавзолеи и зиккураты строились с четким соблюдением определенных религиозных ка-нонов и обычаев. Одним из таких канонов, непремен-но, являлось расположение двери со стороны "Страны звезд", с северной стороны.
Входящий в эту дверь тоже как бы ока-зывается в "Стране звезд". В этом смысле символика звезд "Черной палаты" совпадает с символикой звезд "Башни Сююмбеки".
Эти башни и Булгарские мавзолеи имеют квадрат-ные основания, что тоже символично.
"Квадрат, один из распространенных мифологичес-ких символов. Мифопоэтическое использование квад-рата акцентирует его особенности как геометрической фигуры. Из самого широкого круга мифопоэтических источников-церемониалов гадания при выборе места в архаических строительных ритуалах (например, у хеттов, индийцев, римлян), "сонников" и сборников примет (от Древнего Востока и до Мартына Задеки), пифагорейско-орфических текстов, средневековой "семантической" геометрии, в которой свойства гео-метрических фигур соотносились с "добродетелями", геральдики и этикета и т. п., выявляется связь квадра-та с такими отправляющимися от геометрической спе-цифики квадрата идеями, как число четыре, абсолютное, равенство, простота, прямота, единообразие, порядок, правота, истина, справедливость, мудрость, честь, земля. Квадрат или четырехугольник (в более общем вариан-те), как и соотносимый с ними круг, образуют гори-зонтальную плоскость схемы древа мирового, при этом особенно выделяются углы и середины сторон, обо-значающие четыре или восемь основных направлений".
Исход и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.