На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат Причины возникновения пожаров в грузовых трюмах. Классификация опасных грузов и их характеристики. Средства тушения пожаров. Требование безопасности при обнаружении горения серы. Организация борьбы с пожаром на судне. Составление расписания по тревогам.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Охрана труда. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


19
Реферат
на тему:
«Пути локализации и прекращения пожара на сухогрузных судах, перевозящих серу газовую комовую»
Причины возникновения пожаров в грузовых трюмах - нарушение противопожарного режима при производстве погрузочно-разгрузочных работ, неисправности электроарматуры, нарушение правил производства огневых работ, самовозгорание груза. В загруженном трюме, как правило, возгорание груза обнаруживается не сразу. Доступ к очагу пожара, находящемуся в глубинных слоях, бывает, ограничен или вообще невозможен.
Если к очагу пожара имеется доступ, для тушения пожара используется водопожарная система или система пенотушения (с учетом физико-химических свойств груза). Если же доступ к очагу пожара затруднен, используется предусмотренная для данного трюма стационарная система объемного пожаротушения. Перед запуском системы производится полная герметизация трюма (кроме отверстий для выхода воздуха, закрываемых через 2 - 3 мин после запуска системы).
Необходимо вести наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков, охлаждать забортной водой переборки, палубы и другие конструкции, расположенные вблизи места пожара. Если повышение температуры вызывает опасность возгорания груза, находящегося вблизи переборки в смежном трюме, приходится прибегать к разгрузке этого трюма.
Если погасить пожар с помощью имеющихся средств невозможно, приходится прибегнуть к крайней мере - затоплению трюма. При этом нужно учитывать влияние принимаемой в трюм воды на плавучесть и остойчивость судна.
Классификация опасных грузов и их характеристики
* Класс 1 -- взрывчатые материалы (ВМ);
* Класс 2 -- газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
* Класс 3 -- легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
* Класс 4 -- легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
* Класс 5 -- окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
* Класс 6 -- ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
* Класс 7 -- радиоактивные материалы (РМ);
* Класс 8 -- едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);
* Класс 9 -- прочие опасные вещества;
КЛАСС 4 - легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые), способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения, в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании; подкласс 4.1 - легковоспламеняющиеся твердью вещества, способные легко воспламеняться от кратковременного воздействия внешних источников воспламенения (искры, пламени или трения) и активно гореть; подкласс 4.2 - самовоспламеняющиеся вещества, которые в обычных условиях транспортирования могут самопроизвольно нагреваться и воспламеняться; подкласс 4.3 - вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.
КЛАСС 5 - окисляющие вещества и органические пероксиды, которые способны легко выделять кислород, поддерживать горение, а также могут, в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами, вызвать самовоспламенение и взрыв; подкласс 5.1 - окисляющие вещества, которые сами по себе не горючи, но способствуют легкой воспламеняемости других веществ и выделяют кислород при горении, тем самым увеличивая интенсивность огня; подкласс 5.2 - органические пероксиды, которые в большинстве случаев горючи, могут действовать как окисляющие вещества и опасно взаимодействовать с другими веществами. Многие из них легко загораются и чувствительны к удару и трению.
КЛАСС 8 - едкие и коррозионные вещества, которые вызывают повреждениекожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, коррозию металлов и повреждения транспортных средств, сооружений или грузов, а также могут вызывать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами;
подкласс 8.1 - кислоты,
подкласс 8.2 - щелочи;
подкласс 8.3 - разные едкие и коррозионные вещества.
Сера комовая газовая - мелкодисперсное твёрдое вещество в виде порошка жёлтого цвета с редким включением кусков размером 20-150 мм. Взрывопожароопасное вещество, чрезвычайный пылеобразователь, что даёт основание отнести его по правилам МОПОГ-90 к ПН 6646, номер страницы МК МПОГ IMO - 4174, номер группы ООН - 1350. Основная опасность - легковоспламеняющееся твёрдое вещество, в обычных условиях нетоксичное, без дополнительного вида опасности.
При взрывах пыли и горении комовой серы выделяются ядовитые, сильно раздражающие и удушающие газы - сернистый газ (SO2), угарный газ (СО), сероводород (H2S) и другие серосодержащие вещества в чрезвычайно высоких концентрациях. При попадании серы в расплавленном состоянии (t = +190ОC) на кожные покровы может быть сильный ожёг из-за прилипания к коже. Категория токсической опасности - 4класс (малоопасное вещество), ПДКр.з. пыли - 6 мг/м3, ОБУВа.в - 0,07мг/м3. Согласно классификации Л.М. Шафрана и Е.П. Белоброва (1990) комовая сера по пылеобразующим и токсикологическим критериям может быть отнесена к “Высокоопасному навалочному грузу”.
Сера гранулированная - твёрдое вещество в виде однородных гранул жёлто зеленоватого цвета размером 1,0-5,0 мм, составляющих более 98,9% всей массы груза. Слабый пылеобразователь, не вызывает взрывов пыли по типу вспышки и горения серы и, следовательно, не выделяет высокотоксичные летучие компоненты пиролиза. Гигиенические и токсические критерии гранулированной серы как химического вещества такие же, как и у комовой серы. По классификации Л.М. Шафрана и Е.П. Белоброва гранулированная сера по пылеобразующему и токсическому критериям относится к “Малоопасному навалочному грузу”. Следует отметить, что комовая и гранулированная сера не являются загрязнителями морской среды.
Тонкоизмельченная сера склонна к химическому самовозгоранию в присутствии влаги, при контакте с окислителями, а также в смеси с углем, жирами, маслами. Сера образует взрывчатые смеси с нитратами, хлоратами и перхлоратами. Самовозгорается при контакте с хлорной известью.
Причина возгорания:
Пылеобразование в трюме судна вызывается другими причинами. При сбрасывании многотонного груза с высоты 5-15 и более метров падающая масса серы, встречаясь с воздухом трюма, активно выделяет большое количество пыли, тем самым, увеличивая её концентрацию в трюме. В момент столкновения падающей массы серы с грузом в трюме её кинетическая энергия превращает наиболее мелкодисперсную часть груза в ещё более мощный поток мельчайшей пыли, которая увеличивает взрыва и пожара опасность атмосферы трюма.
Условия оседания пыли серы, и её распределение в трюме судна являются главным объяснением формирования очагов пожара серы после взрыва пыли. При этом горение пыли серы на вертикальных поверхностях трюма характерно отличаются от горения пыли на поверхности груза. С учётом специфического плавления серы при горении под действием сил тяжести горящего потока происходит стекание расплавленной серы вниз и в стороны и как следствие - распространение на большой поверхности переборок трюма. Достигая мест соединения потока расплавленной серы с грузом серы в трюме на границе "переборка - груз", процесс горения серы резко увеличивается, переводя очаговое возгорание серы в пожар серы по "ковровому типу". В период горения пыли серы на переборках в трюме отмечались также случаи растекания серы по подволоку трюма и падение капель расплавленной серы вниз.
Средства тушения:
Распыленная вода, воздушно-механическая пена.
Система водораспыления используется в машинных помещениях и их шахтах, в фонарных, малярных, других производственных помещениях, где применяется жидкое топливо и другие воспламеняющиеся жидкости, а также в трюмах, в которых перевозится сера. Распылители помещаются под подволоком защищаемого помещения. Они питаются водой либо от независимого насоса, автоматически включающегося при падении давления в системе, либо от водопожарной магистрали.
Система водяных завес применяется в дополнение к другим системам пожаротушения на судах с горизонтальным способом погрузки, а также в районах установки дверей общественных помещений, имеющих большую площадь остекления. Водяная завеса достаточной толщины создается распылителями щелевого типа, в которые подается вода от пожарной магистрали. В указанных случаях водяные завесы применяются вместо огнестойких конструкций, установка которых невозможна.
Система водяного орошения используется для защиты шахт выходов из машинных помещений. Насосы и источники энергии должны находиться вне защищаемого помещения. Пуск системы должен осуществляться извне помещения или автоматически при недопустимом повышении температуры.
Система пенотушения использует в качестве огнетушащего вещества воздушно-механическую пену - ячеистую систему, состоящую из мелких пузырьков воздуха, разделенных тонкими прослойками воды. Для образования пузырьков служит пенообразователь - вещество, облегчающее вспенивание жидкости и придающее пленкам устойчивость.
Пенообразователь затрудняет отток жидкости из пленок, препятствует слипанию пузырьков.
Воздушно-механическая пена, покрывая горящую поверхность, преграждает доступ воздуха в зону горения, препятствует испарению в нее горящего вещества и распространению тепла из зоны горения. Пена охлаждает горящий материал и защищает от возгорания, не горящие поверхности горючих веществ. Раствор пенообразователя, обладая высокой смачивающей способностью, проникает вглубь волокнистых и других плохо смачиваемых материалов и прекращает тление.
Кратностью пены называется отношение объема пены к объему ее жидкой фазы. Различают пены низкой кратности (около 10:1), средней кратности (между 50:1 и 150:1) и высокой кратности (около 1000:1). Расход пенообразователя для получения воздушно-механической пены составляет 4% к объему расходуемой воды.
Пенообразователи низкой и средней кратности работают на морской воде, высокой кратности - на пресной воде.
Система пенотушения обычно включает в себя емкости для хранения пенообразователь, смеситель, в котором образуется раствор пенообразователя с водой, воздушно-пенный генератор (с широким соплом) или воздушно-пенный ствол, магистральные и распределительные трубопроводы.
Пена низкой кратности используется при тушении пожаров в грузовых танках с нефтепродуктами. Пена подается с помощью лафетных стволов и переносных пеногенераторов или воздушно-пенных стволов на всю площадь палубы грузовых танков или непосредственно в танки. Пена средней кратности используется для тушения сухогрузных и рефрижераторных трюмов, фонарных и малярных помещений. Пена высокой кратности применяется для тушения пожаров в машинных помещениях, в грузовых помещениях с горизонтальным способом погрузки.
В системе порошкового тушения используются порошки углекислой соды, поташа, графита, квасцов и т.п. Порошок распыляется струей азота или другого инертного газа. Система порошкового тушения включает в себя станции, в которых размещаются резервуары с порошком и баллоны с газом-носителем, посты тушения с ручными стволами либо лафетными стволами, трубопроводы и арматуру для пуска системы и подачи порошка к стволам.
Обнаружение горения серы является трудной проблемой. Пламя сложно обнаружить человеческим глазом или видеокамерой, спектр голубого пламени лежит в основном в ультрафиолетовом диапазоне. Горение происходит при низкой температуре. Для обнаружения горения тепловым извещателем необходимо размещать его непосредственно близко к сере. Пламя серы не излучает в инфракрасном диапазоне. Таким образом оно не будет обнаружено распространными инфракрасными извещателями. Ими будут обнаруживаться лишь вторичные возгорания. Пламя серы не выделяет паров воды. Таким образом, детекторы ультрафиолетовых извещателей пламени, использующие соединения никеля не будут работать.
Для эффективного обнаружения пламени рекомендуется использовать ультрафиолетовые извещатели с детекторами на основе молибдена. Они имеют спектральный диапазон чувствительности 1850...2650 ангстрем, который подходит для обнаружения горения серы.
Требования безопасности
Сера горюча. Взвешенная в воздухе пыль пожара взрывоопасна. Нижний концентрационный предел распространения пламени (воспламенения) - 17 г/м3; температура самовоспламенения - 190 °С по ГОСТ 12.1.041.
Выделяющийся из жидкой серы сероводород взрывается при объемной концентрации от 4,3 до 45 %; температура самовоспламенения - 260 °С.
Сера относится к 4-му классу опасности (ГОСТ 12.1.005). Сера вызывает воспаление слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей, раздражение кожных покровов, заболевание желудочно-кишечного тракта; кумулятивными свойствами не обладает.
Сероводород - яд, сильно действующий на центральную нервную систему.
Сернистый ангидрид, который образуется при горении серы, вызывает раздражение слизистых оболочек носа и верхних дыхательных путей.
Предельно допустимые массовые концентрации в воздухе рабочей зоны: серы - 6 мг/м3; сернистого ангидрида - 10 мг/м3; сероводорода - 10 мг/м3.
Организация борьбы с пожаром
Общесудовая тревога. Любой член экипажа, обнаруживший признаки пожара на судне или почувствовавший запах дыма, гари, нагревания переборок и конструкций, обязан сообщить об этом вахтенному помощнику капитана. Наиболее оперативным способом сообщения на современных судах является включение ручного извещателя в системе обнаружения пожара. Как указывалось ранее, при нажатии кнопки ручного извещателя на приемной станции в центральном противопожарном посту включается звуковая и световая сигнализация. Как правило, после проверки причины срабатывания извещателя, вахтенный помощник объявляет общесудовую тревогу. Согласно Конвенции СОЛАС-74 общесудовая тревога (general alarm) подается в виде семи или более коротких и одного длинного звукового сигнала. Впоследствии экипаж оповещается, например, о пожаре в определенном районе. Этот, сигнал может дублироваться частыми ударами в судовой колокол. При оповещении по трансляционной сети учебной пожарной тревоги объявляют о том, что тревога учебная. Стоящие рядом в порту или на заводе суда дублируют тревогу и с помощью вахтенных матросов выясняют у вахтенного помощника аварийного судна, какая требуется помощь, и впоследствии предоставляют ее. С момента дублирования тревоги экипажи стоящих рядом судов прокладывают пожарные рукава, готовят пожарные насосы.
Суда, стоящие лагом к аварийному судну или рядом с ним, усиливают надзор с целью предотвращения распространения пожара на них. Эти суда должны быть готовыми к отходу от аварийного судна.
Связь. Связь с центральным противопожарным постом должна быть установлена на судне с помощью всех доступных видов связи, например по телефону, или с помощью посыльного. Связь между центральным противопожарным постом и командирами аварийных партий (групп) удобна с помощью двухсторонней радиосвязи, которая, благодаря наличию на судах большого количества электрических кабелей, обеспечивается из любого судового помещения. Телефонная связь не всегда возможна из-за повреждения телефонных линий. Необходимо иметь в виду и то, что борьба с огнем может вестись в задымленных помещениях с использованием изолирующих аппаратов и поэтому реально существует необходимость временного выхода командира аварийной партии из зоны задымления для передачи сообщения на мостик.
При стоянке в порту, на судоремонтном заводе вахтенный помощник обязан иметь номера телефонов, знать способы связи с местными пожарными командами (портовыми, городскими), а также иметь возможность связаться с администрацией порта, капитаном судна и старшим помощником.
Схемы противопожарной защиты (Fire control plan). На всех судах для руководства лиц командного состава должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения с четким обозначением постов управления для каждой палубы, различные пожарные секции, выгороженные перекрытиями классов А, В, включая элементы систем сигнализации обнаружения пожара, спринклерной установки, средств пожаротушения, путей доступа к различным отсекам, палубам и т.д., а также вентиляционной системы, включая расположение постов управления. Вентиляторами и заслонок, а также нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию. Эти сведения могут быть представлены в виде буклетов, находящихся у каждого лица командного состава. Один экземпляр должен храниться в доступном месте на судне. Такие схемы и буклеты должны составляться на языке государства флага и, если этот язык не является английским или французским, то они должны быть составлены на одном из этих языков. Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легкодоступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению судовых средств, установок тушения и ограничения распространения пожара.
На всех судах второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащищенном укрытии, расположенном снаружи рубки.
Место сбора (Muster sta и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.