На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Законы драматургии; особенности, отличия и общее сценария и пьесы. Сквозное действие и сверхзадача, роль и значение; авторство. События, их виды, психологические составляющие организации события. Событие в сценарно-режиссерской разработке представления.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 16.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


26
Архитектоника сценарно-режиссерской разработки представления
Структура работы

Введение
1. Законы драматургии
2. Особенности, отличия и общее сценария и пьесы
3. Сквозное действие и сверхзадача. Роль и значение. Авторство.
4. События, их виды. Психологические составляющие организации события
5. Событийный ряд, как отражение сквозного действия
6. Событие и событийный ряд в сценарно-режиссерской разработке представления
7. Замысел и его особенности при разработке представления
8. Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссерской разработки театрализованного представления
Заключение
Список использованной литературы
Введение

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса, необходимо определить понятия, являющиеся ключевыми для рассматриваемой темы. В данном случае наиболее важное понятие - архитектоника.
Архитектоника (от греч. architektonike -- строительное искусство) - 1) художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания; 2) общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей. Словарь иностранных слов. М., 1988, с. 55. Слова архитектоника, архитектура, архитектор являются родственными по происхождению. Таким образом, понятие «архитектоника» может быть использовано для тех областей, в которых есть определенная структура, строение.
Возьмем, к примеру, архитектонику в значении «построение художественного произведения». В данном случае чаще употребляется термин «композиция», причём в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам: композиция образа, сюжета, строфы и др. Понятие архитектоники включает в себя соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов, образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и принципы построения сюжета.
Архитектоника применительно к режиссуре - система работы над сценарно-режиссёрской разработкой представления; это совокупность необходимых элементов, иначе - ключевых понятий и законов построения, знание и применение на практике которых позволяет режиссёру реализовать намеченные цели и наилучшим способом воздействовать на сознание зрителей.
В трудах И.Г. Шароева встречается следующее сравнение: сравнение режиссёра с архитектором, инженером. Данное соотнесение неслучайно - архитектор, инженер, режиссер - по сути, строители. Первые два - создатели чего-то материального (скульптуры, дома, чертежа и т.д.), а режиссер - строитель сценического действа. Процесс «строительства» Шароев определяет следующим образом: «Инженер рисует себе чертёж, план будущего здания, по которому он и будет работать, чтобы его возвести. Так и режиссёр выстраивает себе схему будущего представления, по которой он будет двигаться». Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1986 с. 105. Схема, о которой говорит Шароев - это и есть архитектоника, или как он ее сам называет «архитектурный проект». Архитектоника таким образом - внутренняя конструкция, каркас, набор элементов, необходимых для создания сценарно-режиссёрской разработки представления.
Приёмы архитектоники составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп. Например, в пределах одного и того же литературного стиля приёмы архитектоники изменяются в зависимости от художественного жанра (роман, повесть, рассказ, поэма, драматическое произведение, лирическое стихотворение). Подобные метаморфозы наблюдаются с приемами архитектоники и в процессе сценарно-режиссерской разработки представления. Имеют огромное значение характер представления, его цель, задача, аудитория, для которой оно предназначается и многие другие важные моменты.
В основной части данной курсовой работы нам предстоит рассмотреть важнейшие элементы архитектоники сценарно-режиссёрской разработки.
1. Законы драматургии

Драма (греч. drama - действие) - один из основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой). Словарь литературоведческих терминов. М., 1974, с. 70. Драма принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Именно в этом и заключается специфика драмы как рода литературы. Белинский об этом писал так: «Драматическая поэзия не полна без сценического искусства: чтобы понять вполне лицо, мало знать, как оно действует, говорит, чувствует - надо видеть и слышать, как оно действует, говорит, чувствует». Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1., с. 351. Драма сформировалась на основе эволюции театрального искусства. Характерные особенности драмы: сюжетность, т. е. воспроизведение хода событий; драматическая напряжённость действия и его членение на сценические эпизоды; непрерывность цепи высказываний персонажей; отсутствие (или подчинённость) повествовательного начала. Основной закон, которым руководствуется драматургия - это закон гармонического единства: драма, как и всякое произведение искусства, должна быть цельным художественным образом. Первооснова драмы - конфликт. Конфликтность как специфическое отражение существенных противоречий действительности в сценарии массового театрализованного праздника, так же как и в драме, является фактором, определяющим и тематику, и идейный смысл, и сверхзадачу и т.д.
Конфликт порождает драматизм. По мысли В. Г. Белинского, драматизм - важное свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, «когда заветное или страстно желаемое, требуя осуществления, находится под угрозой». Там же.
Театральный художник и режиссёр Николай Павлович Акимов сказал: «Если бы композитор каждый раз перед тем, как написать какую-нибудь фортепианную пьесу, решался реконструировать инструмент, он ничего не успел бы сделать». Данный творческий подход возможен в любой деятельности человека, несомненно, к режиссуре тоже. В этом высказывании заложена важная мысль. По отношению к режиссуре её можно обозначить так: режиссеру не следует терять время и уподобляться реконструктору, режиссер должен хорошо знать свой «инструмент» и умело им пользоваться. Немирович-Данченко писал об этом: «…уже накоплен громадный опыт в области различных театральных форм, методов, систем. В особенности громадный опыт в том, что делать не надо. Пора сделать вывод, что убедительно только то, что органически слито с пьесой».
В свете режиссуры массовых театрализованных представлений можно сказать так, что любое театрализованное представление должно подчиняться законам драматургии, нарушение которых чревато разрушением общей целостности, слитности, законченности - непременного условия художественного произведения.
Массовый праздник - это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие. Праздник таким образом - это не иллюстрация тех или иных фактов, а синтез художественного вымысла и действительности. Человек, присутствующий на массовом празднике, выступает сразу в двух качествах - как зритель и как участник действа. Фрагмент реальной действительности, затронутый в празднике, должен быть эстетически оформлен и художественно преобразован таким образом, чтобы зритель не остался равнодушным.
Специфика драматургии и режиссуры массового праздника заключается в том, что они представляют собой не только создание, реализацию театрализованного действа, но и организацию действия аудитории - и участников и зрителей праздника. И.М.Туманов делит всех участников театрализованного празднества на две основные группы: 1) непосредственные, активные участники (исполнители) и 2) пассивные участники (зрители). Туманов справедливо замечает, что пассивны зрители только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течение праздника, тема которого им близка и дорога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, что может быть выражено разными способами.
Такая особенность драматургии массового праздника, как связь с реальной действительностью, не исключает наличие художественного вымысла. Образность, благодаря которой реальный факт модифицируется и в измененном эстетическом виде преподносится зрителю - то, что делает массовый праздник явлением искусства.
В сценарии праздника, массового представления всегда присутствуют обобщенные образы героев прошлого, настоящего, будущего. Герой (пусть то обобщённый, или конкретный) массового театрализованного праздника всегда реален, и в этом проявляется документальность драматургии и режиссуры праздника. Сочетание двух линий - документальной публицистичности и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину.
2. Особенности, отличия и общее сценария и пьесы

Сценарий театрализованного праздника и пьесы - безусловно, не тождественны - они имеют свои отличительные признаки и характерные особенности. Однако между ними есть и нечто общее. Последовательно рассмотрим различия между данными понятиями.
Любой сценарий - явление драматургическое. Неотъемлемая и обязательная особенность драматургии - наличие конфликта, т.к. именно он является источником действия. Конфликт - столкновение сторон, мнений, сил, непорядок, некое разногласие. Конфликт в пьесе и в сценарии - главная сила, пружина, движущая развитие действия; основное средство раскрытия характеров. В выборе конфликта, характере его разрешения и осмысления реализуется позиция, концепция драматурга, художественная идея пьесы или сценария. В пьесе конфликт всегда явно выражен, он очевиден. Конфликт же в сценарии обнаружить сложнее - он может быть выражен имплицитно. Однако его наличие в сценарии - неоспоримо. Надо сказать, что попытки исключить конфликт из «перечня» обязательных элементов сценария театрализованного представления обречены на неудачу. Такие попытки возникают из-за непонимания природы драматургии.
Продолжая разговор о драматургии, необходимо сказать несколько слов о «праздничной драматургии». В сценарии праздника присутствуют элементы драматургии, в частности в его основе лежит действие, источником которого является конфликт. Также сценарий праздника подчиняется законам композиции. Однако здесь сценарий праздника и театрализованного представления, как пишет Д.Н. Аль «строится на иных началах, чем пьеса для театра или даже сценарий художественного игрового фильма. Его публицистическая задача обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении. Это ничуть не противоречит тому, что носителями крупномасштабных социальных конфликтов в сценариях массовых представлений выступают конкретные исторические герои, конкретные, порой хорошо известные зрителям люди». Аль Д.Н. Основы драматургии. Л., 1988, с 55. Таким образом, различие сценария и пьесы - в масштабности.
Следующий аспект, в котором намечается различие сценария и пьесы - воздействие на эмоциональное сознание зрителя. Праздник по своей природе - нечто позитивное. Именно поэтому, просмотр театрализованного праздника вызывает по большей части положительные эмоции (безусловно, не во всех случаях, эмоции только положительны - это зависит от характера праздника, его тематики). Пьеса воздействует на психоэмоциональную сферу сознания человека сильнее, в том плане, что может вызвать большее количество самых разных эмоциональных проявлений. Драматургия праздника - это драматургия плаката, она не имеет такого широкого набора психологических нюансировок. Явность, открытость, выраженность идейной позиции массового театрализованного действа предполагает монументальную плакатность. Это отнюдь не означает, что сценарий лишен психологического содержания (об этом уже говорилось выше).
Едва ли не самым существенным различием между сценарием и пьесой является различие в актуальности, временной принадлежности. Любые произведения искусства (к которым мы относим и пьесу) - универсальны, рассчитаны на использование во времени. Сценарий же праздника по своей природе «однодневен», «сиюминутен». Это происходит потому, что сценарий максимально приближен к реальной ситуации, к определённому моменту действительности. Он всегда ориентирован на конкретное время и место действия, на конкретную аудиторию. Таким образом, сценарий, в отличие от пьесы, актуален только здесь и сейчас. Драматургия праздника - драматургия сегодняшнего дня, сила которой в органическом единстве с жизнью человека, в неразрывной связи с реальной ситуацией. Предмет данной драматургии - жизнь реальной человеческой общности, и сила такой драматургии в максимальной конкретизации. Драматургия же пьесы в корне иная.
Существенное отличие театрализованного праздника от пьесы заключается в том, что драматургия праздника обязательно включает в себя импровизационный характер. Сценарий иными словами в какой-то степени, рассчитан на импровизационные моменты, т.к. праздник - это жизнь. Более того, опыт показывает, что самые яркие эмоционально запоминающиеся моменты любого праздника - это именно моменты импровизационного, неожиданного характера, когда находит свое выражение в праздничном ощущении непосредственная «живая жизнь». Однако стоит заметить, что одно из главных правил сценариста-режиссера гласит: «Импровизация должна быть предугадана и хорошо подготовлена». При создании сценария праздника обязательно продумывается возможность наличия импровизационных моментов с участием самодеятельных исполнителей, активных зрителей.
Список отличий сценария от пьесы продолжают различия в особенностях сюжета и композиции. В сценарии связь в его сюжете всегда смысловая, а не событийная, как в пьесе. То есть сюжет понимается не как система событий, а как система мыслей и идей, раскрывающая содержание. В пьесе композиция - момент, определяющий структуру событий действенно развивающегося сюжета; момент чрезвычайно важный, но обусловленный другими существенными элементами формы. В сценарии театрализованного представления, ввиду ослабления функции сюжета, композиция берет на себя роль главного организатора художественно-документального материала, ее функция становится определяющей.
Сценарий праздника и театрализованного представления создаётся по законам драматургии, но отличен от неё по многим параметрам. В частности он не имеет литературной ценности, тогда как пьеса - это литература в прямом смысле этого слова, имеющая ценность даже вне реализации. Сценарий же праздника имеет ценность лишь реализованный.
Отличие режиссуры театрализованного представления от театральной режиссуры, состоит в особом «взаимодействии средств, которые они объединяют», это отличие обуславливается: во-первых, «специфическими функциями и различным способом существования» этих средств, во-вторых, «местом и их значением внутри каждой из систем». Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба. М., 1988, с. 117, 118. Сценарист и создатель пьесы мыслят по-разному. Различие это можно показать на примере использования выразительных средств. Драматург при создании пьесы не задумывается об «украшении» пьесы. Украшение - это уже дело постановщика пьесы. Именно постановщик, стремясь придать спектаклю большую выразительность и усилить его смысловое значение, может прибегнуть к использованию каких-либо дополнительных «выразительных средств», таких как стихи, песни, танцы, пантомимы и т.д., которых изначально в тексте пьесы не было. Т.е. «украшение» пьесы происходит уже в процессе её постановки на сцене. Ситуация со сценарием иная. Сценарист «украшает», наполняет свой сценарий выразительными средствами сразу - в процессе его создания. Причем, данные выразительные средства приобретают значение средств выражения заложенных автором сценария смыслов. Они становятся значимыми структурными элементами сценария (в пьесе они являются дополнениями к словесному выражению смыслов).
Таково соотношение сценария праздника и пьесы.
Завершая разговор о сценарии и пьесе, хочется привести высказывание Тынянова: «неизвестно, что такое сценарий, и, поэтому трудно говорить о том, каким ему нужно быть. Разумеется, можно взять с полки любую книгу - даже библиографический указатель - и разбить ее на кадры. Еще легче вспомнить какую-нибудь из шедших уже картин и применить ее к современным обстоятельствам». Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. с. 320
3. Сквозное действие и сверхзадача. Роль и значение. Авторство

Понятия «сквозное действие» и «сверхзадача» - одни из самых важных аспектов эстетических принципов Станиславского. Станиславский в своих трудах раскрывает суть различных элементов сценического творчества, изучение которых необходимо для наиболее ясного понимания метода действенного анализа пьесы и роли. Но понятия «сквозное действие» и «сверхзадача» являются наиболее часто употребляемыми. Сам Станиславский о сверхзадаче и сквозном действии в своей книге «Работа актёра над собой», в которой он даёт подробнейшее описание понятий, объясняет их практическую необходимость и значение в режиссуре, актерском мастерстве, писал следующее: «Сверхзадача и сквозное действие - главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы. Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление) и выполнение его (действие) создают творческий процесс переживания». К.С. Станиславский. Работа актёра над собой. М.,1956. Ч.1, с.360
Станиславский говорил, что подобно тому, как из зерна вырастает растение, так точно из отдельной мысли и чувства писателя вырастает его произведение. Мысли, чувства, мечты писателя, наполняющие его жизнь, волнующие его сердце, толкают его на путь творчества. Они становятся основой пьесы, ради них писатель пишет свое литературное произведение. Весь его жизненный опыт, радости и горести, перенесенные им самим, становятся основой драматургического произведения, ради них он берется за перо. Главной задачей актеров и режиссеров является, с точки зрения Станиславского, умение передать на сцене те мысли и чувства писателя, во имя которых он написал пьесу.
Константин Сергеевич пишет: «Условимся же на будущее время называть эту основную, главную, всеобъемлющую цель, притягивающую к себе все без исключения задачи, вызывающую творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто-роли, сверхзадачей произведения писателя»; «Без субъективных переживаний творящего она (сверхзадача) суха, мертва. Необходимо искать откликов в душе артиста, для того чтобы и сверхзадача, и роль сделались живыми, трепещущими, сияющими всеми красками подлинной человеческой жизни». Там же
Таким образом, определение сверхзадачи - это глубокое проникновение в духовный мир писателя, в его замысел, в те побудительные причины, которые двигали пером автора.
Сверхзадача по Станиславскому должна быть «сознательной», идущей от ума, от творческой мысли актера, эмоциональной, возбуждающей всю его человеческую природу и, наконец, волевой, идущей от его «душевного и физического существа». Сверхзадача должна пробудить творческое воображение артиста, возбудить веру, возбудить всю его психическую жизнь.
Причем у сверхзадачи есть особенность - одна и та же верно определенная сверхзадача, обязательная для всех исполнителей, пробудит у каждого исполнителя свое отношение, свои индивидуальные отклики в душе. Очень важно при поисках сверхзадачи наличие её точного определения, меткости в ее наименовании, выражения её наиболее действенными словами, так как часто неправильное обозначение сверхзадачи может повести исполнителей по ложному пути. В труде Станиславского достаточно много примеров подобных «ложных» ситуаций.
Необходимо, чтобы определение сверхзадачи давало смысл и направление работе, чтобы сверхзадача бралась из самой гущи пьесы, из самых глубоких ее тайников. Сверхзадача толкнула автора на создание своего произведения - она же и должна направить творчество исполнителей. Фундаментальным понятием метода является сверхзадача - то есть идея произведения, обращенная в сегодняшнее время, то, во имя чего ставится сегодня спектакль. Постижению сверхзадачи помогает проникновение в сверх-сверхзадачу автора, в его мировоззрение.
Путь воплощения сверхзадачи - сквозное действие - это та реальная, конкретная борьба, происходящая на глазах зрителей, в результате которой утверждается сверхзадача. Для артиста сквозное действие является прямым продолжением линий стремления двигателей психической жизни, берущих свое начало от ума, воли и чувства творящего артиста. Не будь сквозного действия, все куски и задачи пьесы, все пред и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.