На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Возрождение духовности, интеллигентности, нравственности главные задачи в работе библиотеки. Статус библиотеки и библиотечной профессии в обществе сегодня. Профессиональные требования к библиотекарю в настоящее время. Профессиональное обучение кадров.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 26.05.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


4

Орловский областной колледж искусств и культуры

Библиотечная профессия в современном мире
Курсовая работа
Студентки III курса
Библиотечного отделения
Савиновой Ю. Ю.
По предмету:
«Библиотековедение»
Преподаватель: Гришина Г.Н.
Орел, 2004
План
Введение
Статус библиотеки и библиотечной профессии в обществе сегодня
Профессиональные требования к библиотекарю в настоящее время
Профессиональное обучение кадров. Повышение квалификации библиотечных работников
Заключение
Список используемой литературы
Введение
«Да светит свет ваш
перед людьми,
чтобы они видели
ваши добрые дела…»
Евангелие от Матфея
5.16
«Я вижу, что не только вы
собрали книги, но и книги
собрали вас»
В.Б. Шкловский
В настоящее время в РФ насчитывается более 120 тысяч библиотек. Библиотека - это учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати и другими документами. Деятельность библиотек имеет огромное значение для жизни общества. Существуя многие сотни лет, сохраняя для человечества книги и другие документы, в которых зафиксировано все то, что человечество открыло за многие тысячелетия: человеческие знания, научные открытия, истина веры. Поэтому библиотека является самоценным, самодостаточным учреждением, выполняя свою особую роль в обществе. Ее принято называть фундаментом человеческой культуры, то есть той основой, базой, на которой развивается человечество. Это хранительницы документальной памяти всех людей. Библиотеки содействуют реализации прав каждого человека на образование пользования достижениями культуры, на отдых, досуг, на получение информации. Они способствуют развитию науки, прогрессу всего общества и каждого отдельного человека.
Сегодня работать в библиотеке труднее, чем раньше, но и намного интереснее. Библиотекари свободны в выборе содержания своей деятельности. Сейчас библиотека должна выжить и доказать, что она необходима обществу.
Библиотекарь - самая прекрасная профессия на земле. И если в работу вкладывать душу, то можно очень многого достичь. Библиотечная профессия находится в той точке человеческого бытия, в которой повседневно соприкасаются скупость и щедрость, прошлое, настоящее и будущее, мир книг и мир людей. Где одно переходит в другое, требуя больших усилий по соблюдению меры и равновесия.
Библиотекарь - это профессия, одной из основных функций которой является осуществление связи времен как в истории человечества, так и в истории самой науки.
Возрождение духовности, интеллигентности, нравственности - вот главные задачи в работе библиотеки сегодня. Библиотека врачует душевные раны, помогает справиться с недугами, поднимает на вершины духа.
2. Статус библиотеки и библиотечной профессии в обществе сегодня
В душе библиотекаря и в его деятельности органично соседствуют прошлое и настоящее. Она распространяет накопленное за годы, а то и за столетия, но вынужден постоянно держать руку на пульсе современной жизни, следить за быстро текущей действительностью, отвечать на ее требования. Последнее относится в какой-то мере к представителям всех профессий, обслуживающих сферу интеллектуальной и нравственной жизни, например, к людям, которые работают в школе, университете, других учебных заведениях. Но для того, чтобы они осознали сущность тех или иных общественных перемен, затем пересмотрели свои программы, написали новые учебники, разработали новые лекции, - для всего этого необходимо время. И граждане считают подобную затяжку правомерной, не подозревая, что названные процессы в значительной мере совершаются с помощью библиотеки, без чего все это заняло бы намного больше времени, а то бы и не состоялось.
Библиотекарю часто выпадает удел своего рода маргинала. Понятие это - от французского marginal или от латинского margo - «край», «граница», «то, что находится на стыке двух сред». А если речь идет о человеке, то - об оказавшемся вне определенного слоя, группы. И хотя понятие «маргинальный» употребляется больше в негативном смысле - по отношению к люмпенам, изгоям и им подобным, но используется и в позитивном, применительно к людям необычным, творчески преодолевающим установленные стереотипы, меняющим устоявшиеся принципы деятельности, в том числе и к тем, кому отвели весьма скромную роль и соответственно к ним относятся, а они постоянно делают нечто более значимое.
«Нельзя видеть в библиотекаре простого помощника ученого. Библиотекарь - сам ученый. Но только он работает не над одной и при том своей темой, а над многими чужими темами. Это ученый, целиком отдающий себя другим» - так говорил Д.С. Лихачев.
В настоящее время библиотекарь освободился от выполнения идеологических задач и от общенациональных духовных идеалов, но появились и проблемы - обилие совершенно новых по содержанию источников информации, дорогих и зачастую недоступных библиотекам, сложности с комплектованием, материальные трудности.
Наша культура за годы демократических преобразований оказалась в сложном положении. Библиотеки не исключение. Что же произошло с ними за эти годы? - Одни стали богаче, другие - беднее, третьи оказались совсем на обочине жизни. те библиотеки, которые сумели в нее встроиться, активно модернизируются - компьютеры, Интернет, электронная почта, евроремонты, стажировки сотрудников за границей, свобода деятельности. Но за последние годы потеряно много хорошего, что было сформировано прежним обществом. Кто сегодня может себе позволить работать в библиотеке?. Люди, которые держаться за это место, потому что в их городе высокая безработица, поскольку пусть 400 - 500 р., но все-таки платят. Либо люди, которые существуют за счет других членов семьи. Так не может продолжаться. Хотя сеть публичных библиотек сохранена, но тысячи сельских библиотек годами не получают новой литературы. Причем это не библиотечная катастрофа, а социальная. Если люди не имеют доступа к новым знаниям, могут ли они строить новое общество, понимать его закономерности, контекст времени?
Потерялась такая важная библиотечная услуга, как межбиблиотечный абонемент. МБА - атрибут богатой страны, где библиотекам выделяют средства не только на покупку книг, но и на их пересылку. К счастью, эта потеря начинает компенсироваться новой формой передачи информации, которая в библиотечном мире называется электронной почтой. Это возможно сейчас не только в элитных библиотеках, но и в районных. И это приобретает все более массовый характер.
В крупных библиотеках уже работают над созданием глобальной электронной библиотеки будущего с тем, чтобы вся литература, созданная человечеством, стала доступна каждому в Интернете.
Беда в том, что власть и те, кто руководит распределением ресурсов, в большинстве случаев не понимают, зачем давать деньги библиотекам.
Сегодня библиотечные работники - массовая профессия, но и практически самая социально-уязвимая, т.к. из многочисленных некоммерческих организаций культуры библиотека, пожалуй, самая некоммерческая и по сути является «заложницей» несовершенства нынешних «рыночных отношений». Потому, что библиотеки, в отличие от некоторых других учреждений культуры, невозможно перевести в режим самовыживания, и без политики государственного протекционизма они не смогут существовать. Кадрам библиотеки, их социальному положению с статусу угрожают 3 вещи: самый низкий в бюджетной среде уровень зарплаты, перепрофилирование библиотек или помещений библиотек под коммерческие организации в ходе «дикой» приватизации, резкое ухудшение условий труда в связи со «старением», а в ряде случаев разрушением материально-технической базы.
Библиотекарь профессионал: какой же он сегодня?
Положение в сфере библиотечного образования весьма тревожное. Общество, разрываемое внутренними противоречиями, не в состоянии оказать сколько-нибудь серьезную помощь, поэтому приходится прибегать к единственно верному в этой ситуации методу врачевания - «помоги себе сам».
Действительно, кого из библиотекарей не волнует судьба библиотек, будущее библиотечной профессии, образования? Последние 10 лет не смолкают разговоры специалистов о падении престижа библиотечной профессии. Но одними словами ничего не изменишь: если миллион раз сказать о кризисе в библиотечном деле, он не станет менее глубоким. Так почему же библиотечная стезя мало кого привлекает в наши дни?
Сотрудники библиотек объясняют отрицательное отношение к их труду обилием рутинных операций, низким уровнем автоматизации и механизации, невысокой (впрочем, как и у остальных работников сферы культуры) по сравнению с другими отраслями народного хозяйства заработной платой.
Но есть и иные причины. Например, преобладание в печати негативной информации о библиотеках: пожары, затопления фондов, аварийные состояния зданий, отсутствие необходимых средств на приобретение литературы и оплату персонала и т.п. не вызывает симпатии и облик библиотекаря в большинстве художественных произведений, в фильмах и спектаклях. Чаще всего даже в представлении больших писателей - это немодно одетая, некрасивая дама со странностями. Известно, что престиж профессии создается людьми, к ней причастными, но мало кто знает, что библиотекарями были такие писатели и ученые, как И.В. Гете, И.А. Крылов, В.В. Стасов, Н.В. Лобачевский и др. никто не задумывается о том, что поскольку в библиотеках работают преимущественно женщины, налицо дискриминация в оплате женского труда.
Опросы общественного мнения показывают, что профессия библиотекаря считается социально значимой, но не престижной, виной чему - просчеты в социально-культурной политике государства, незнание людьми конкретики специальности библиотекаря-библиографа. Общество практически ничего не делает для того, чтобы заинтересовать своих граждан социально важными профессиями.
Безусловно, сказывается и следующее обстоятельство: хотя библиотечная деятельность, как и всякая другая, требует специальных разносторонних знаний и подготовки, приобретаемых в вузе, бытует суждение, что в библиотеке можно успешно работать, не имея таковых. Необязательность профильного образования - фактор, снижающий престиж профессии. Необходимо закрепить положение, согласно которому специалист с высшим небиблиотечным образованием обязан освоить основы библиотечного дела. Условия для этого есть6и курсы при крупных библиотеках или заочные отделения институтов культуры. Можно принимать в библиотеки специалистов других отраслей, но они должны получать равную с профессионалами зарплату только после соответствующей переподготовки.
В большинстве сотрудников библиотек мало профессионалов. В целом по России менее 17% библиотекарей имеют высшее специальное образование. В ведущих библиотеках страны их число колеблется от 10% (ВГБИЛ) до 40% (Библиотека Российской Академии наук). Это подтверждают и другие авторы, отмечая, что благодаря доплате за знание иностранных языков непрофессионалы имеют более высокие оклады.
Нельзя не сказать и о негативной роли низкой культуры библиотечного труда (системе его организации, уровне оснащенности библиотек, степени искусности работника, зависящей от квалификации, профессионального мастерства, созданных в учреждении условий).
Библиотекари все еще надеются, что с улучшением материально-технической базы библиотек возрастет престиж их профессии. Конечно, плохо оснащенные, не имеющие финансовых средств библиотекари и институты культуры выглядят архаично и вряд ли могут успешно выполнять свои информационные функции.
В информационной отсталости нашего общества повинны не только библиотеки, они сами страдают из-за этого.
Культура труда включает профессиональное общение библиотекаря с читателем. Как правило, российский библиотекарь выдает книги молча, показывая всем своим видом, что он занят и ему недосуг заниматься читателем. А вот в Швеции, Германии, США культура общения неизмеримо выше, там стараются сделать библиотеку «своей» для читателя, а не отпугивают его.
Профессиональная замкнутость (нечего сказать?), высокомерие и снобизм (не о чем разговаривать?) ведут к тому, что стереотип образа библиотеки и библиотекаря в обществе, пожалуй, эволюционирует от библиотекаря - хранителя знаний, просветителя, руководителя чтения к библиотекарю --выдавателю книг, а он сам расценивается как представитель профессии второго сорта.
Так как же повысить престиж библиотечной профессии? Некоторые видят выход в увеличении библиотекарям заработной платы. Бесспорно, зарплата является выразителем общественной оценки труда библиотекаря, но ее рост не решит всех проблем, не снимет существующих в библиотечной среде противоречий.
Одним из главных является изменение профессионального сознания библиотекарей. Воссоздание особой атмосферы духовности, которая была присуща библиотекам в конце XIX - начале XX вв. Сегодняшние библиотекари обижаются на недостаточно уважительное отношение в ним общества, недооценку их труда. Но, с другой стороны, они свободны от чувства верности своей профессии, не хотят, чтобы собственные дети пошли по их стопам, не читают специальную литературу, не анализируют свою деятельность, зашорены, боятся отступить от регламента. Библиотекари с большим стажем полагают, что ситуацию пока не изменить, ибо она результат перемен в обществе, повлиять на ход которых библиотекари не в состоянии. Однако, находясь в одинаково неблагоприятных условиях, библиотекари ведут себя по-разному: одни, не пытаясь что-либо предпринять, взывают о помощи, покорно ждут лучших перемен, другие, надеясь только на свои силы, стремятся не выживать, а интересно жить.
Значительная часть библиотекарей озабочена днем настоящим: несвоевременной выплатой зарплаты, отсутствием средств на комплектование, почтовые расходы и т.д. Они боятся заглянуть в завтра. А между тем… Что же останется потомкам? Во что превращаются библиотеки, оправдывая свое желание выжить? Их помещения сдают в аренду. В их стенах торгуют чем придется, бизнесмены теснят библиотекарей и читателей, создавая дополнительную напряженность в нашей и без того нервной жизни. эти процессы нельзя считать нормальными. Больно, если у библиотекарей они вызывают чувство эйфории, иллюзию благоприятных изменений.
Библиотека должна оставаться величественным храмом знаний и культуры, а не превращаться в базар. Арендаторы и торговцы не помогут ей выжить, они скорее напоминают лису из русской народной сказки, которая выгнала доброго зайчика из его избушки. Вряд ли общество, видя, какого рода «маркетингом» занимаются библиотеки, проникнется к ним любовью и заботой, думается, наоборот - постарается максимально отстраниться от решения их проблем. Подобный «маркетинг» - не та соломинка, за которую нужно хвататься.
Распространено мнение, что библиотеки идут на такие шаги от отчаяния, от безысходности. Но нужны ли деяния, откровенно подрывающие авторитет профессии? По-человечески можно понять библиотекарей, которые, ссылаясь на бедность своих учреждений, в рабочее время бегают по магазинам, приторговывают, занимаются своими делами. Однако долго так жить нельзя, потому что все это ускоряет профессиональную деградацию библиотекарей. Нужна новая философия библиотечного дела, позволяющая быстрее найти свою социальную нишу в обществе. В меняющейся с каждым днем ситуации надежда на «госпожу удачу» наивна. Современному обществу необходимы новые библиотека, библиотекарь и читатель.
Хотя, как теперь выяснилось, наш «самый читающий в мире народ» очень мало информирован о библиотеках. Тем не менее, более половины читателей убеждены, что библиотеки должны изменить свои функции. Отражая в какой-то мере общее негативное отношение к жизни вообще, это говорит о внутренней неудовлетворенности абонентов библиотек деятельностью последних.
Какой же он, сегодняшний библиотекарь? Как ведет себя в современных условиях: приспосабливается сам или «перестраивает мир под себя»? Безусловно, в библиотеках есть активная часть коллектива, понимающая, что зарабатывать нужно не деньги, а престиж, каждодневно доказывая обществу свою необходимость.
Думается, главная беда наших библиотек состоит в утрате связи с читателем, а, значит, где-то и с обществом. Эффективно работающей можно признать только ту библиотеку, где установлен взаимообогащающий диалог между библиотекой и ее пользователями. Исследования последних лет, проведенные ГПНТБ СО РАН в рамках темы «Место библиотеки в социально-культурной среде», были направлены именно на выяснение взаимодействия библиотеки и общества, изучения о ней мнения читателей.
Что же породило отчуждение библиотеки от общества? Более 70 лет государство поддерживало библиотеки, что привело к утрате мим активных позиций. Сейчас библиотекам предложено ориентироваться на собственные силы, к чему они совершенно не готовы, не имеют надлежащих условий. Кроме того, библиотекарь, как и раньше, не стремится к равноправному диалогу с читателем, а продолжает властвовать над ним, испытывая при этом дискомфорт, полагая, что последний гораздо чаще, чем он сам, бывает неправ.
Третья причина - царящая в нашем обществе неопределенность. Если библиотеки потеряют контроль за ситуацией, они станут объектом манипуляции властей предержащих. Социальная пассивность библиотекарей вызвана страхом перед трудностями и отсутствием стабильных экономических гарантий.
Иной раз складывается впечатление (а может, так и есть на самом деле?), будто библиотекари сидят и ждут указаний. Несмотря на семь лет перестройки, политическая адаптация библиотекарей не завершена, а профессиональное сознание размыто. Библиотекари настолько привыкли к руководству «сверху», что и сейчас могут легко попасть под власть новых идеологов культуры. Многие сотрудники библиотек, утрачивая профессиональные интересы, рассматривают свободу лишь применительно к своей личности, не улавливая демократический смысл перемен. Библиотекарей мало заботят общемировые тенденции развития библиотечного дела, а сотрудничество с зарубежными партнерами расценивается как дополнительный источник средств существования.
Нужно использовать зарубежный опыт подготовки библиотечных кадров. Но хочется добавить, что в нашей стране есть немало наработок, которые полезны коллегам из других государств. Надо добиваться равноценного партнерства. Например, открывает иностранная фирма в российской библиотеке свое представительство или издательство, соответственно и мы организуем аналогичную службу за рубежом. Надо быть в курсе дел, знать специфику работы зарубежных библиотек, чтобы понять, может ли американский образец библиотечного образования прижиться на российской земле. Возможно для этого нужны соответствующие общественные (материальные и моральные) условия, механическая же смена вывесок и названий ничего не даст.
Поиск путей совершенствования библиотечного образования в нашей стране не прекращается; библиотекари надеются, что они скоро будут найдены.
Составить портрет библиотекаря - профессионала завтрашнего дня возможно только на основе анализа реальной социокультурной ситуации и определения места библиотек в обществе. В этом убеждает многолетний опыт изучения библиотечной профессии в ГПНТБ СО РАН. За 20 лет опубликовано более 100 статей, выпущены два сборника научных трудов (1989 и 1992г.), зарегистрированы два научных отчета во ВНТИЦентре, издано несколько препринтов, проведены региональные и всероссийские конференции.
В 1975 - 1978 гг. в рамках темы «Соответствие кадровых ресурсов уровню и характеру развития библиотечно-библиографических процессов в библиотеке» создавались профессиограммы отдельных специальностей, рассматривалось соблюдение руководителями принципов научной организации труда; методом «делового портрета» оценивалась работа управленческого корпуса и специалистов библиотек. В программу НИР «Совершенствование профессиональной структуры кадров» (1981 - 1985 гг.) были включены следующие вопросы: психологический климат в библиотеке; удовлетворенность трудом у библиотекарей высшей квалификации4 соответствие содержания библиотечного обучения в вузах культуры нуждам практики; анализ зарубежного и отечественного опыта подготовки библиотечных кадров; формирование у населения установки на приобретение библиотечной профессии; адаптация молодых специалистов.
Социально-психологические аспекты управления кадрами научных библиотек (влияние различных факторов на работу в коллективе4 организационная и социально-психологическая структуры управления им в нашей стране и за рубежом, функции и подготовка руководителей) стали предметом исследования в 1986 - 1988 гг. Еще одна тема - «Научная библиотека: проблемы и организации управления» (1988 - 1995 гг.) предполагает разработку методики оценки труда и профессионально-деловых качеств специалистов и руководителей; проведение сравнительного анализа должностных инструкций нескольких отделов; пересмотр системы повышения квалификации; подготовку резерва руководителей на курсах и составление соответствующих документов; создание эффективной системы непрерывного библиотечного образования. При библиотеке был открыт филиал кафедры специальных дисциплин Кемеровского института культуры. В 1995 г. будет завершена НИР, начатая в 1992 г., «Место библиотеки в современной социальной сфере региона» (роль и функции библиотек в современном обществе; отношение реальных и потенциальных пользователей к библиотеке как один из факторов ее престижа; вопросы профессионального библиотечного общения; качество работы отделов библиотеки, «выходящих» непосредственно на читателя).
К сожалению, в нашей среде нет налаженной системы информирования библиотек о важнейших научно-исследовательских темах и ресурсах.
Ненужно «разрывать» вопросы организации и содержания обучения, т.е. сначала продумать, как учить. а затем, чему учить. Чтобы устранить имеющиеся противоречия в системе «библиотека - вуз - наука», решать эти проблемы надо в тесном единстве. Чем объяснить, что на протяжении последних лет сохраняется несоответствие между потребностью в специалистах и количеством выпускников: число профессионалов растет, а потребность в них не только не снижается, но даже увеличивается. Происходит 2вымывание» профессионального слоя библиотекарей. Так, в ГПНТБ СО РАН в 1985 г. было 148 сотрудников с высшим и средним библиотечным образованием, в 1990 г. - 140 чел., в 1994 г. - 113 чел. В то же время в процентном отношении становится больше лиц с небиблиотечным образованием. Поэтому небезынтересно узнать, сколько лет в среднем выпускники вузов работают по специальности (например, за рубежом установлено, что для женщин этот срок составляет в среднем четыре года), куда они уходят и почему? Ответ прост. Разочарование в профессии начинается еще в стенах института и завершается уже в библиотеке. Значит, новому библиотекарю нужна иная библиотека.
Каковы же пути выхода из кризиса? Каждой библиотеке предстоит переосмыслить собственную роль и функции с учетом социально-экономической и культурной ситуации в регионе и продумать соответствующую ей концепцию развития своего учреждения как открытой системы. Для этого важно выяснить точку зрения на положение библиотеки в обществе не только библиотечных теоретиков и практиков, но и реальных и потенциальных пользователей. Конечно, изменение организационных структур - тернистый и нелегкий путь. Еще Н. Макиавелли заметил: «…А надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Кто бы ни выступал с подобным начинанием , его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые. Холодность же эта объясняется отчасти страхом перед противником, отчасти недоверчивостью людей, которые на самом деле не верят в новое, пока оно не закреплено продолжительным опытом». И все же библиотеки должны стать гибкими, динамичными системами, оставаясь консервативными в той мере, в какой это диктуется их природной сущностью.
3. Профессиональные требования к библиотекарю в настоящее время
Библиотечная профессия - не такова, какой ее обычно представляют, она - не для слабых душой.
Отсутствие престижности, расхожее представление о библиотекарях, как о глубоко интровертных, «не от мира сего» личностях, - с этим приходится бороться профессиональным объединениям библиотекарей в разных странах. Специфика библиотечной работы остается загадкой для общественного сознания в целом.
Библиотекарь - это специалист, имеющий специальное библиотечное образование, который занимается организацией библиотечных фондов, библиотечным обслуживанием пользователей. Библиотекарь - это связующее звено между информацией и пользователями.
Функция современного библиотекаря, работающего в условиях информационно насыщенного общества в том, чтобы создать условия, организовать информационную среду библиотеки так, чтобы с наибольшей экономией умственных сил и времени пользователя, читателя, она интериоризировалась (т.е. была глубинно усвоена) им. Библиотекарь. В первую очередь, организатор доступа к информации, знанию пользователей библиотеки, населению. Обеспечивая доступ к информации, знанию, организуя информационную комфортность библиотечной среды, библиотекарь содействует просвещению. Библиотекари представляют собой профессию, непосредственно призванную к защите интеллектуальной свободы и свободы доступа к информации. На них возложена особая обязанность обеспечивать свободный поток информации и идей в настоящем и будущем поколениях.
Библиотека - необходимый элемент гражданского общества, т.к. призвана обеспечивать документированную форму межпоколенной и этической связи индивидуальных сознаний. И библиотекарь в меру своей интеллектуальности становится либо проводником, либо фильтром в этой важнейшей форме человеческого общения.
Библиотекари призваны не только сохранять культурные ценности, но и продвигать, сближать профессиональные сознания с обыденными.
Проблема библиотечной профессии в том, что уровень интеллектуальной культуры российских библиотекарей вызывает серьезную озабоченность общественности. Так, в ходе всесоюзного исследования «Библиотечная профессия: современное состояние и перспективы», проведенного в 1986 - 1991 гг., установлено, что лишь сравнительно небольшую часть работников библиотек склонна к инновационному мышлению, является инициатором новых начинаний, адекватно реагирует на изменения в обществе, способна к освоению новейших информационных технологий. Процесс активного вхождения молодых специалистов в профессиональную жизнь затягивается на многие годы. Не случайно, видимо, пик трудовой активности приходится главным образом на зрелый и предпенсионный возраст. Под интеллектуальной культурой библиотекаря понимается условное соединение таких профессионально-значимых качеств, как: широкая эрудиция, базирующаяся на историко-культурном фундаменте, профессиональная компетентность, основанная на необходимом запасе общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков, методологическая оснащенность, гибкость и адаптивность мышления, обуславливающая инновационность профессионального поведения и способность пониманию условности имеющихся теоретических знаний и получению нового знания, приобретению новых практических умений и навыков.
Библиотекарь должен не только рекомендовать читателю интересные новинки в соответствии с жанровыми и тематическими предпочтениями каждого, но и ставить перед собой задачи приобщить читателей к высоким образцам изящной словесности, помочь ему проникнуть в ткань сложного текста.
Библиотечная профессия является одной из самых интересных и увлекательных в том отношении, что каждый день приносит знакомство с новыми книгами, свежими номерами газет и журналов, новыми людьми, возникают неповторимые конкретные ситуации.
Служа другим - растешь и сам. Академик Д. Лихачев назвал библиотекаря ученым, который работает не над одной «своей» темой, а над многими «чужими» темами. Это ученый, целиком отдающий себя другим.
Профессия библиотекаря требует активной позиции, связи с жизнью. Все, что делается в стране, - это кровное дело библиотекарей.
Высокое педагогическое мастерство - профессиональная черта библиотекаря. Как педагог, он должен прежде всего любить людей, помогать читателям выработать систему знаний, дифференцированно походить к различным категориям читателей, учитывать особенности их информационных запросов, помогать ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате, доходчиво объяснять и проверять качество усвоения материала. А это требует от специалиста такта и вместе с тем настойчивости.
Людям этой профессии свойственны чуткость, отзывчивость, вежливость, внимательность. Принцип «Все для читателя» - основной для библиотекаря. Но если библиотекарь человек равнодушный, если в процессе общения с читателем у него возникают чувство раздражения, скука, апатия, значит, профессия выбрана ошибочно.
Для настоящего библиотекаря читатель - это не статистическая единица, а человек с индивидуальными особенностями и запросами.
Специфической чертой библиотечного специалиста является знание книги. Он должен воспринимать книгу в ее взаимосвязях, а главное - представлять, кому она предназначена. Потому библиотекарь должен постоянно работать над собой. Систематическое, организованное, последовательное чтение является профессиональной чертой библиотечного работника. Профессия требует и развития организаторских качеств. Библиотекарю необходимо знать основы управления, прогнозирования.
Сегодня работа с читателями предъявляет к специалисту определенные коммуникативные требования: контактности, общительности, эмоциональности, умения понимать и слушать, находить нужный тон в разговоре. Работа на абонементе, в читальном зале позволяет проявить эти качества.
Какими же этическими чертами должен обладать библиотекарь, работающий на абонементе, и что он должен знать? В первую очередь он должен пропагандировать лучшую литературу, находить подход к каждому читателю, понимать его запросы и интересы, уметь рассказать о книгах, давать сравнительный анализ источников. Кроме того, работник абонемента должен проводить различные массовые мероприятия; хорошо ориентироваться в потоке литературы; оперативно вести библиографические разыскания; знать фонды и каталоги; организовывать информационную работу; проводить библиографические обзоры, дни информатора; устраивать выставки-просмотры.
Чтобы все это делать, специалисту необходимо методами агитационно-пропагандистской, справочно-библиографической и информационной работы; методами изучения читателей (индивидуальной и массовой работы с ними); методологией библиотековедческих исследований; техническими средствами.
Одной из важных форм индивидуальной работы является беседа: о правилах пользования библиотекой, о каталогах, о новых поступлениях и т.д. Библиотекарь должен первым начать беседу или незаметно побудить читателя сделать это, т.е. выступить в роли психолога, постараться понять психологию читателя. Следует оперативно и доброжелательно откликнуться на запросы читателя; выбирать применительно к каждому из них действенный способ влияния.
Личность человека, есть культура, общая эрудиция, умение хорошо излагать свои мысли, вести дискуссию… Часто эти черты библиотекаря оказывают решающее воздействие на интересы читателей, способствуют более глубокому восприятию смысла общения.
Контакт с читателем должен быть неформальным, доверительным. Не случайно за советом в выборе книг читатель предпочитает обращаться к одному и тому же библиотекарю. Положительное отношение к специалисту возникает не только потому, что он хорошо ориентируется в фонде, но и из-за его доброжелательности, способности непринужденно и увлекательно вести беседы, охотно помогать в выборе книг. поэтому настоящему библиотекарю свойственно сопереживание, осознание индивидуальной неповторимости другого человека. Даже выбор литературы должен соответствовать настроению читателя. Дать читателю книгу, необходимую именно ему в нужный момент, - вот задача библиотекаря. Порой нужны и советы, и рекомендации. Поэтому требуется определенная степень близости и взаимопонимания с читателем.
Как этого добиваться? По-разному. Можно поговорить о книге, а затем о здоровье близких и родных. Главное, чтобы человек почувствовал, что он тебе не безразличен. И тогда начинается воспитание книгой.
Проблемы культуры общения особенно значимы, ибо контакты с людьми разных возрастов, вкусов, профессий должны занимать большую часть времени библиотекаря. Так, например, в разговоре с подготовленным читателем требуется быстрая реакция. К людям старшего возраста лучше обратиться по имени-отчеству.
Очень важен доверительный стиль, взаимопонимание. Не новость для библиотекарей, что в «часы пик» устаешь и не всегда контролируешь свои эмоции. Поэтому необходимо формировать у себя навыки кртического анализа психологических ситуаций, возникающих в библиотечной повседневности.
Общение с читателем - это обмен информацией. Не многие знают, что 40 % информации передается интонацией речи. А многие ли помн и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.