На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Творческий путь известного художника Ивана Константиновича Айвазовского. Детство художника в древнем крымском городе Феодосии. Годы учения Айвазовского в Петербурге, путешествия, семейная жизнь. Крымские виды на мольберте. Известные картины художника.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 31.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


10
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная
Школа № 26 имени А.С. Пушкина
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ РЕФЕРАТ
ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ НА ТЕМУ:
"И.К. АЙВАЗОВСКИЙ"


Ученицы 9 "А" класса
Калугиной Светланы
Андреевны
Учитель: Шкуратова Т.В.
Смоленск 2008
Содержание
    Введение
      Детство художника
      Петербургская академия художеств
      В Крыму
      Путешествия художника
      Айвазовский - семьянин
      Известнейшие картины художника
      "Приборы и материалы"
      Заключение
      Список литературы
      Приложения

Введение

Я очень люблю море! В шесть лет я влюбилась в него с первого взгляда. Наверное поэтому Иван Константинович Айвазовский - мой любимый художник. Такую тему своего реферата я выбрала, потому что мне она очень интересна. Я всегда хотела больше узнать о великом маринисте XIX века.

Моя главная задача - рассказать о жизни, творчестве и судьбе гениального художника. Понять, как рисовались те огромные и красивейшие картины: ледяная Балтика, теплое Черное море, холодные горы Антарктиды, Севастопольские штормы, а также сильнейший "Девятый вал".

В подготовке этого реферата мне больше всего помогли книга Н.Н. Новоуспенского "Айвазовский" и сборник "100 великих художников". Обе книги, как бы, превозносят Ивана Константиновича над другими художниками. Может это как-то неправильно, но я согласна с ними.

Детство художника

Айвазовский родился 17 (29) июля 1817 года на юге России, в Феодосии, древнем крымском городе. Его отец, армянин, поселивший в Крыму в самом начале XIX века, был сравнительно образованным человек, владевшим несколькими восточными языками. Небогатый торговец, он все же занимал некоторое положение в коммерческой жизни города. Но вспыхнувшая в 1812 году в Феодосии эпидемия чумы привела его к разорению, и, когда родился будущий художник, семья уже испытывала нужду. Имеются сведения, что Айвазовскому в детстве приходилось работать в кофейне, чтобы помочь родным. Однако именно тогда и началось для Айвазовского познание жизни. Феодосия к этому времени утратила значение крупного международного порта, но все же у её причалов стояли суда под флагами разных стран, а в портовых кофейнях звучала разноязычная речь. Слышались итальянские, греческие, турецкие, татарские, армянские напевы. Пестрым и многонациональным было и коренное население города. Мальчик жадно схватывал и удерживал в памяти многообразные впечатления. От природы музыкально одаренный, он исполнял на скрипке народные напевы. Некоторые из них Айвазовский впоследствии сообщил композитору Глинке, который использовал эти мелодии в своих сочинениях, например в опере "Руслан и Людмила".

Но более всего подростка влекло рисование. Иных возможностей не было, и он рисовал углем на белых стенах крымских домиков целые сцены. Эти рисунки заметил и оценил феодосийский градоначальник А.И. Казначеев. С его помощью мальчик поступил в симферопольскую гимназию, а затем, в 1833 году, в Петербургскую Академию художеств.

Петербургская академия художеств

Годы учения Айвазовского в Петербурге совпали со сложным и противоречивым периодом в истории России. Это была пора жестокой реакции, но и эпоха бурного расцвета русской культуры, наступившего после Отечественной войны 1812 года, время Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Белинского, Глинки, Брюллова. В Академии художеств тогда были еще сильны гражданственно-патриотические идеи искусства классицизма, но уже успешно развивались и новые романтические веяния.

В памяти художника навсегда остался грандиозный успех "Последнего дня Помпеи" К.П. Брюллова, знаменовавший триумф романтического направления в русской живописи. И картина, и личность Брюллова сыграли большую роль в становлении творчества Айвазовского. В духе романтизма воспитывал своих питомцев руководитель пейзажного класса Академии М.Н. Воробьев, учеником к которому был определен Айвазовский. "Романтические и реалистические тенденции в русском искусстве первой половины прошлого столетия тесно переплетались, причем нередко в творчестве одного мастера. Черты романтизма будут присутствовать и позднее в реалистическом искусстве, особенно в пейзаже". Н.Н.Новоуспенский «Айвазовский»: Альбом. Санкт - Петербург: Аврора, 2000, стр.14 Из этого видно, что романтическое отношение к миру Айвазовский живо воспринял и усвоил в годы учения. Но и в пору зрелости он оставался приверженцем романтизма, что не мешало его творчеству развиваться в реалистическом направлении.

Благотворное влияние на Айвазовского оказало его сближение с передовыми представителями русской культуры: К.П. Брюлловым, М.И. Глинкой и другими художниками и литераторами.

В 1836 году молодой художник принял участие в плавании Балтийской эскадры, куда он был прикомандирован для изучения действий боевых кораблей. Осенью того же года на академической выставке были показаны работы Айвазовского. В этих ученических произведениях уже заметны черты выдающегося таланта и незаурядное для второго года обучения мастерство. "Картины Айвазовского…говорят без околичностей, что талант художника поведет его далеко. Изучение натуры откроет ему остальные сокровища, о которых теперь талант только догадывается…" Н.Н. Новоуспенский «Айвазовский»: Альбом. Санкт - Петербург: Аврора, 2000, стр.16 - писала "Художественная газета", отмечая "поэтическое дарование" художника. Одна из таких работ это "Большой рейд в Кронштадте". Не смотря на то, что передний план картины изображает человеческие фигуры, задний план построен смело и широко. Наполненные влагой облака будто уходят вдаль, и даже в застывших на этот момент волнах уловим специфический облик ледяной Балтики.

В октябре 1837 года Иван Константинович окончил академический курс и был удостоен Большой золотой медали, которая давала ему право на длительную заграничную поездку за счет Академии. Однако, учитывая особое дарование Айвазовского, Совет Академии принял необычное решение: художника на два лета отправили в Крым, где он должен был на натуре совершенствоваться в избранном жанре, писать виды крымских приморских городов, представляя ежегодно свои картины в Академию, а потом отправиться в Италию.

В Крыму

В Феодосии он сразу же оборудовал мастерскую и принялся за работу. Работоспособность Айвазовского всегда удивляла знавших его. Крымские виды один за другим начали появляться на мольберте художника. В них ясно ощущались живое наблюдение и романтическая увлеченность родной природой.

Сюжеты морских сражений, горделивая красота парусных кораблей стали близки Айвазовскому еще в годы учения. Этому способствовали и занятия в батальной мастерской Зауэвейда, и участие в учебном плавании Балтийского флота. Возможность вернуться к этим темам представилась Айвазовскому в Крыму. Начальник Кавказской береговой линии, герой 1812 года, генерал Н.Н. Раевский посетил Айвазовского и предложил ему принять участие в десантных операциях Черноморского флота. В 1839 году Айвазовский трижды ходил в плавание, участвовал в боях у абхазских берегов, много рисуя с натуры. В плавании он познакомился с М.П. Лазаревым, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым - будущими знаменитыми русскими флотоводцами. Русский военный флот принял его в свою семью и навсегда сохранил к нему высокое уважение как к художнику и человеку.

Летом 1840 года Айвазовский вернулся в Петербург и почти сразу отправился за границу в пенсионерскую поездку. В сентябре он был уже в Риме, а вскоре совершил путешествие и по другим городам Италии. Здесь он подружился с Н.В. Гоголем, познакомился с А.А. Ивановым и другими русскими художниками.

Айвазовский много и быстро пишет. Его картины систематически появляются на итальянских выставках и приносят молодому художнику необычайный успех. Его выдающееся мастерство и талант признавали крупнейшие художники того времени. Так, в 1842 году, находившийся в Италии знаменитый английский магистр Д. Тернер был настолько поражен картиной Айвазовского, что обратился к нему со стихотворным дифирамбом на итальянском языке: "…Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко могущественно, потому что вдохновляет гений". Н.Н. Новоуспенский «Айвазовский»: Альбом. Санкт - Петербург: Аврора, 2000, стр.19 У больших мастеров искусство Айвазовского вызывало уважение, некоторые же стали усиленно ему подражать. Итальянские картинные лавочки наполнялись многочисленными маринами, которых раньше здесь почти не писали. За время двухлетнего пребывания в Крыму Айвазовский написал ряд картин, среди которых были прекрасно исполненные вещи: "Лунная ночь", "Морской берег" и др.

Путешествия художника

Не меньший успех выпал на долю Айвазовского и в Париже, куда он в 1842 году поехал с разрешения Академии со своими картинами.

1844 году, на два года раньше намеченного срока, Айвазовский вернулся в Россию. За выдающиеся успехи в живописи ему было присуждено звание академика и поручен "обширный и сложный заказ" - написать все русские военные порты на Балтийском море. Военно-морское ведомство присудило ему почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира.

В зимние месяцы 1844 - 1845 годов Айвазовский выполнил правительственный заказ и создал еще ряд замечательных марин. Весной 1845 года Айвазовский отправился с адмиралом Литке в путешествие к берегам Малой Азии и островам Греческого архипелага. Во время этого плавания он сделал большое количество рисунков карандашом, служивших ему в течение многих лет материалом для создания картин, которые он всегда писал в мастерской. По окончании путешествия Айвазовский задержался в Крыму, приступив к постройке в Феодосии, на берегу моря, большой художественной мастерской и дома, который с этого времени стал местом постоянного его жительства.

В течение своей долгой жизни Айвазовский много путешествовал: несколько раз побывал в Италии, Париже и других европейских городах, посетил Кавказ, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а в 1898 году совершил далекое путешествие в Америку. Во время морских плаваний он обогащал свои наблюдения, а в его папках накапливались рисунки. Но где бы ни был Айвазовский, его всегда влекло к родным берегам Черного моря.

В Феодосии жизнь Айвазовского протекала спокойно, без каких-либо ярких событий. Он много работал. Зимой обычно уезжал в Петербург, где устраивал выставки своих произведений. Но, несмотря на, казалось бы, замкнутый, уединенный образ жизни в Феодосии, Айвазовский сохранял близость со многими выдающимися деятелями русской культуры.

Айвазовский - семьянин

В 1848 году Айвазовский женился. В один из приездов в Петербург он был представлен весьма знатной вдове, имевшей двух дочерей "на выданье". Девушки пожелали учиться живописи у знаменитого художника. Через некоторое время вдова стала замечать, что художник слишком прилежен в занятиях, часто засиживается в ее доме. Вдова уже гадала, какой из дочерей художник отдаст предпочтение. Все это, однако, разрешилось самым неожиданным образом: Айвазовский женился на гувернантке - Юлии Яковлевне Гревс, дочери штабс-доктора, находившегося на русской службе.

После женитьбы Айвазовский писал в одном из писем: "Теперь я спешу сказать Вам…о моем счастии. Правда, я женился, как истинный артист, то есть влюбился как никогда. В две недели все было кончено. Теперь, после восьми месяцев, говорю Вам, что я так счастлив, что…я никогда не воображал половину этого счастья. Лучшие мои картины те, которые написаны по вдохновению, так я и женился…Когда встретимся с Вами, тогда увидите всех счастливцев, и тогда выскажу остальной восторг" 100 великих художников. - М.:Вече, 2004..

Через год после свадьбы рождается дочь Елена, в 1851 году - Мария, а в 1858 году - Иоанна (Жанна).

Известнейшие картины художника

1. "Чесменский бой"

Живопись Айвазовского 40 - 50-х годов отмечена сильным воздействием романтических традиций Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве, но и на самом понимании искусства и на мировосприятии Айвазовского. Наиболее ярко это отразилось в одной из ранних батальных картин - "Чесменский бой", написанной им в 1848 году и посвященной выдающемуся морскому сражению.

В 1770 году после Чесменского боя Орлов в своем донесении в Адмиралтейство-коллегию писал: "Честь Всероссийскому флоту. С 25 по 26 июня неприятельский военный флот (мы) атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили... а сами стали быть во всем Архипелаге господствующими... ". junior.ru/students/gallery/gallery_aivazovski/ Пафос этого донесения, гордость выдающимся подвигом русских моряков, радость достигнутой победы прекрасно передал Айвазовский в своей картине. При первом взгляде на картину нас охватывает чувство радостного волнения, как от праздничного зрелища - блестящего фейерверка. И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. Бой изображен в ночное время. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них - в момент взрыва. Охваченные огнем и дымом, в воздух летят обломки корабля, превратившегося в огромный пылающий костер. А сбоку, на переднем плане, темным силуэтом высится флагман русского флота, к которому, салютуя, подходит шлюпка с командой лейтенанта Ильина, взорвавшего свой брандер среди турецкой флотилии. А если подойти к картине совсем близко, то на воде видны обломки турецких судов с группами матросов, взывающих о помощи, и другие детали.

Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи, и эти черты его искусства особенно проявлялись, когда он писал полные героического пафоса морские баталии; в них была слышна та "музыка боя", без которой батальная картина лишена эмоционального воздействия.

2. "Девятый вал"

Еще сильнее романтические черты сказались в картине "Девятый вал", написанной Айвазовским в 1850 году. Айвазовский изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и Громадный "Девятый вал", готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасения на обломках мачт.

Зритель сразу может представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки. Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер. Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. Она написана самыми яркими красками палитры. Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового и лилового цветов в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым в воде. Яркая, мажорная красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.

Эта картина нашла широкий отклик у общественности в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.

"Образ бушующей морской стихии захватил воображение многих русских поэтов. Ярко отражено это в стихах Е.А. Баратынского. Готовность к борьбе и вера в конечную победу человека звучат в его взволнованных строках:

Так ныне, океан, я жажду бурь твоих - Волнуйся, восставай на каменные грани, Он веселит меня, твой грозный, дикий рев, Как зов давно желанной брани, Как мощного врага мне чем-то лестный гнев... " junior.ru/students/gallery/gallery_aivazovski/

Айвазовский сумел воплотить в маринистической живописи чувства и мысли, волновавшие передовых людей его времени, и придать глубокий смысл и значимость своему искусству.

У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. "Живописец, только копирующий природу, - говорил он, - становится ее рабом... Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры... Художник должен запоминать их... Сюжет картины слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью..."

Сопоставление методов работы художника и поэта здесь не случайно - на формирование творчества Айвазовского большое влияние оказала поэзия А.С. Пушкина, поэтому часто перед картинами Айвазовского в нашей памяти возникают пушкинские строфы. Творческое воображение Айвазовского в процессе работы не было ничем стеснено. Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые художнику-маринисту. Помимо поэтического склада мышления он был одарен исключительной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютной точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя, с изумлявшей многих современников легкостью.

Очень хорошо передал свои впечатления о работе Айвазовского над большим полотном публицист В.С. Кривенко: "По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица можно было смело сказать, что такой труд - истинное наслаждение". Это, конечно, было возможно благодаря глубокому знанию разнообразных технических приемов, какими пользовался Айвазовский.

У Айвазовского был большой творческий опыт и поэтому, когда он писал свои картины, на его пути не вставали трудности технического порядка, и его живописные образы возникали на холсте во всей цельности и свежести первоначального художественного замысла. Для него не существовало секретов, каким приемом передать движение волны, ее прозрачность, как изобразить легкую, разбегающуюся сеть спадающей пены на изгибах волн. Он так искусно передавал раскат волны на песчаном берегу, что зритель воочию ощущал прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Айвазовский знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы. Он глубоко постиг различные состояния воздушной среды, движение облаков и туч. Все это помогало ему блестяще воплощать свои живописные замыслы и создавать яркие, артистически выполненные произведения.

Пятидесятые годы - годы Крымской войны. Как только до Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела. Вскоре в Севастополе были выставлены две картины Айвазовского, изображающие Синопский бой ночью и днем. Выставку посетил адмирал Нахимов. Высоко оценив труд Айвазовского, особенно ночной бой, он сказал: "Картина чрезвычайно верно сделана". Н.Н. Новоуспенский «Айвазовский»: Альбом. Санкт - Петербург: Аврора, 2000, стр.36 Много раз в дальнейшем возвращался Айвазовский к изображению морских сражений. Его батальные картины стали летописью подвигов русского военно-морского флота.

3. Украинские пейзажи

Айвазовский обладал живым, отзывчивым умом, и в его творчестве можно встретить картины на самые разнообразные темы. Среди них - изображения природы Украины, он смолоду полюбил беспредельные украинские степи и вдохновенно изображал их в своих произведениях ["Чумацкий обоз" (1868), "Украинский пейзаж" (1868) и других], близко подойдя при этом к пейзажу мастеров русского идейного реализма. В этой привязанности к Украине сыграла свою роль близость Айвазовского к Гоголю, Шевченко, Штернбергу.

4. Расцвет творчества художника

Шестидесятые и семидесятые годы принято считать периодом расцвета творческого дарования Айвазовского. В эти годы он создал ряд замечательных полотен. "Буря " (1872), "Буря на Северном море" (1865) относятся к наиболее поэтическим картинам Айвазовского.

Изображая широкие просторы моря и неба, художник передавал природу в живом движении, в бесконечной изменчивости форм: то в виде ласковых, спокойных штилей, то в образе грозной, разбушевавшейся стихии. Чутьем художника он постиг скрытые ритмы движения морской волны и с неподражаемым мастерством умел их передать в образах увлекательных и поэтических.

1867 год связан с крупным событием, имевшим большое общественно-политическое значение, - восстанием жителей острова Крит, находившегося в вассальном владении султана. Это был второй (при жизни Айвазовского) подъем ос и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.