На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Изучение быта и нравов людей эпохи Ренессанса. Изучение работ гуманистов, как в Италии, так и в странах Северного Возрождения. Выделение общих черт учения гуманистов и претворение их в жизнь. Изучение быта стран Северного Возрождение и Итальянского.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 20.05.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


4
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Воронежский государственный технический университет
Кафедра философии
Курсовая работа

по культурологии
по теме: «Быт и нравы эпохи Возрождения».

Выполнил: студентка
группы СО-071
Мещерина Юлия Васильевна

Проверил: д-р философ. наук, проф. Курочкина Л.Я.
2008
Содержание
Введение……………………………………………………………..…3
I Общие черты
1.Гуманизм - общая ценность эпохи Возрождения…………………4
2.Быт………………………………………………………………….…6
2.1.Среда обитания горожанина……………………………….…...6
2.2.Дом…………………………………………………………...…..7
2.3.Меблировка дома……………………………………………..…9
2.4.Стол………………………………………………………………9
2.5.Правила застолья…………………………………………….…11
2.6.Одежда и мода……………………………………………….…12
II Специфические черты
1. Гуманизм…………………………………………………………….14.
1.1.Предпосылки…………………………………………………….14
1.2.Раннее Возрождение…………………………………………….15
1.3.Высокое Возрождение…………………………………………..18
1.4.Позднее Возрождение…………………………………………...19
1.5.Северное Возрождение……………………………………….…19
1.5.1.Германия…………………………………………...………...19
1.5.2.Нидерланды……………………………………...……..……20
1.5.3.Франция……………………………………………...…..…..21
2.Быт
2.1.Быт Италии в эпоху Возрождения………………………….…….23
2.2.Быт стран Северного Возрождения………………………………25
Заключение…………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………29
Приложение……………………………………………………………30
Введение

Эпоха Возрождения началась в Италии в XIII веке, затем в XV веке в неё вступили страны северной Европы, такие как Германия, Франция, Нидерланды. Этот период получил название Северного Возрождения.
В Средние века наблюдалось господство христианской идеологии. В эпоху Возрождения в центр мира переместился человек. На это огромное влияние оказал гуманизм. Главной задачей эпохи гуманисты считали создание «нового человека», чем они активно занимались. Учение гуманистов, безусловно, повлияло на сознание человека эпохи Ренессанса. Это отразилось в изменении нравов и быта. Наблюдались отличия Итальянского Возрождения от Северного.
Говоря об актуальности выбранной темы, следует отметить, что проблемы, характерные для эпохи Возрождения, возникают и в современном обществе: падение нравственности, преступность, стремление к роскоши и т.д.
Главной целью этой работы является изучение быта и нравов людей эпохи Ренессанса.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучение работ гуманистов, как в Италии, так и в странах Северного Возрождения
- выделение общих черт учения гуманистов и претворение их в жизнь
- изучение быта стран Северного Возрождение и Итальянского
- выделение и общих и специфических черт.
Для решения поставленных задач использовалась литература разных авторов таких, как Баткин, Брагина, Букхардт, Гуковский и др. Но наиболее подходящие к теме курсовой работы являются следующие работы:
- История культуры стран Западной Европы /Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; под ред. Л.М. Брагиной. -- М.: Высш.шк., 2001
- Брагина Л.М. Становление ренессансной культуры в Италии и её общеевропейское значение. История Европы.-- М.: Наука, 1993
- Букгард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения/Пер. с нем. С.Брилианта. - Смоленск: Русич, 2002

1.Гуманизм - общая ценность эпохи Возрождения

С эпохой Возрождения приходит новое видение человека, выдвигается предположение, что одна из причин трансформации средневековых представлений о человеке заключается в особенностях городской жизни, диктующих новые формы поведения, иные способы мышления.

В условиях интенсивной общественной жизни и деловой активности создается общая духовная атмосфера, в которой высоко ценились индивидуальность и незаурядность. На историческую авансцену выходит человек деятельный, энергичный, активный, обязанный своим положением не столько знатности предков, сколько собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человек начинает по-новому видеть себя и мир природы, изменяются его эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому.

Формируется новый общественный слой - гуманисты, - где отсутствовал сословный признак, где ценились прежде всего, индивидуальные способности. Представители новой светской интеллигенции - гуманисты - защищают в своих произведениях достоинство человека; утверждают ценность человека независимо от его общественного положения; обосновывают и оправдывают его стремление к богатству, славе, могуществу, светским званиям, наслаждению жизнью; привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам.

Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм») Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. -- М.:ООО Кирилл и Мефодий,2007.

В эпоху гуманизма возвращаются к жизни греческие и восточные учения, обращаются к магии и теургии, распространившимся в некоторых письменных источниках, которые приписывали античным богам и пророкам. Вновь начинают завоевывать позиции эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

Для философов гуманизма человек стал неким сплетением телесного и божественного начал. Качества Бога теперь принадлежали простому смертному. Человек стал венцом природы, все внимание уделялось ему. Прекрасное тело в духе греческих идеалов в сочетании с божественной душой -- вот цель, которую стремились достичь гуманисты. Своими действиями они пытались внедрить идеал человека.

Свои умозрения гуманисты старались воплотить на практике. Можно выделить несколько направлений практической деятельности гуманистов:

1.Воспитание и образование

2.Государственная деятельность

3.Искусство, творческая деятельность.

Воспитание и образование.

Организовывая научные кружки, академии, устраивая диспуты, читая лекции, выступая с докладами, гуманисты стремились приобщить к духовному богатству предыдущих поколений общество. Представители новой духовной общности, которых объединяла жажда познания, любовь к словесности, изучение studia humanitatis, преподавали в университетах Италии, становились воспитателями , наставниками детей правителей городов, создавали школы (в том числе и бесплатные для бедных). В этих и подобным им школах особое внимание уделялось процессу воспитанию, понимаемого как целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие человека. Целью педагогической деятельности преподавателей было воспитание человека, который воплощал бы в себе гуманистические идеалы.

Провозглашенное первыми гуманистами духовное раскрепощение личности тесно увязывалось ими с задачей построения новой культуры, освоения античного наследия, разработкой комплекса гуманитарных знаний, ориентированных на воспитание и образование человека, свободного от узкодогматического мировидения.

Государственная деятельность

Представители так называемого гражданского гуманизма -- Леонардо Бруни и Маттео Пальмиери -- утверждали идеал активной гражданской жизни и принципы республиканизма. В «Восхвалении города Флоренции», «Истории флорентийского народа», других сочинениях Леонардо Бруни (1370/74-1444) представляет республику на Арно как образец пополанской демократии, хотя и отмечает аристократические тенденции в её развитииБрагина Л.М. Становление ренессансной культуры в Италии и её общеевропейское значение. История Европы. От Средневековья к новому времени.-- М.: Наука,1993, - с.461. Он убежден, что лишь в условиях свободы, равенства и справедливости возможно осуществление идеала гуманистической этики -- формирование совершенного гражданина, который служит родной коммуне, гордиться ею, и обретает счастье в хозяйственном преуспеянии, процветании семьи и личной доблести. Свобода, равенство и справедливость означали здесь свободу от тирании. Под влиянием его идей сформировался гражданский гуманизм, главным центром которого на протяжении всего XV века оставалась Флоренция.

Искусство, творческая деятельность

Гуманизм оказал огромное влияние на всю культуру Возрождения. Гуманистический идеал гармоничного, наделенного талантом созидания, героизированного человека с особой полнотой отразился в ренессансном искусстве XV в. Живопись, ваяние, зодчество, вступившие уже в первые десятилетия XV в. на путь радикального преобразования, новаторства, творческих открытий, развивались в светском направлении. В архитектуре этого времени формируется новый тип здания -- городского жилища (палаццо), загородной резиденции (вилла), совершенствуются различные виды общественных сооружений.

Использование сложившейся на античной основе ордерной системы подчеркивало величественность зданий и в то же время соразмерность их человеку. В скульптуре переходят от готики к ренессансному стилю Гиберти (рис.1), Донателло (рис.2,3,4,5), Якопо делла Кверча (рис.6), братья Росселлино, Бенедетто да Майано, семья Делла Роббиа, Верроккио (рис.7,8). Живопись итальянского Возрождения складывалась прежде всего во Флоренции. Ее основоположником стал МазаччоЛосев А.Ф. Эстетика возрождения.-- М, 1997, - с.380 (рис.9,10,11,12). В его фресках в капелле Бранкаччи героизация образов неотделима от их жизненной реальности и пластической выразительности (фигуры изгнанных из рая Адама и Евы) (рис.13).

В искусстве и жизни проявлялся титанизм. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело (рис.14,15,16,17,18,19,20), и самого их творца поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи (рис.21,22,23,24,25) являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Гуманисты жаждали, стремились быть услышанными, излагая свое мнение, “проясняя” ситуацию, ибо человек XV века заблудился в самом себе, выпал из одной системы верований и пока не утвердился в другой.

Каждый деятель Гуманизма воплощал или пытался воплотить свои теории в жизнь. Гуманисты не просто верили в обновленное счастливое интеллектуальное общество, но и пытались построить это общество своими силами, организуя школы и читая лекции, объясняя свои теории простым людям. Гуманизм охватывал практически все сферы жизни человека.

2.Быт

2.1.Среда обитания горожанина.

В эпоху Возрождения активно велось жилищное строительство - и в первую очередь, в городе и его округе. Спрос на жилье превышал предложение. Поэтому городские власти поощряли строительство.

Оживление строительства объяснялось не только потребностями в жилье, но и тем, что старые дома не удовлетворяли вкусам и запросам эпохи. Именитые горожане воздвигали новые великолепные дворцы, ради которых сносились целые кварталы, иногда под снос попадали не только ветхие дома.

Городская застройка в Европе носила хаотический характер. Из-за этого в городе были узкие улочки, часто заканчивающиеся тупиками, дома соприкасались друг с другом крышами. Однако при сносе старых кварталов городским властям предоставлялась возможность вносить элемент регулярности в планировку города. Тогда расширялись и выпрямлялись улицы, появлялись новые площади.

В городском строительстве эстетические представления переплетались с практическими соображениями. Наиболее грязные рынки и, как сейчас сказали мы, «экологически вредные производства» переносились на окраину города.

Города повсеместно в Европе оставались грязными. Мощеные улицы попадались редко. Водопроводами могли похвастаться жители лишь немногих городов. Фонтаны не только услаждали взор, но и являлись источником питьевой воды. Воду набирали также в реках, колодцах, цистернах, в которых часто обнаруживали дохлых кошек, собак, крыс. Канализация отсутствовала. Сточные канавы на улицах издавали зловоние и служили источником заразы. Помои и нечистоты выливались хозяйками прямо на головы зазевавшихся прохожих. Уборка улиц производилась крайне редко -- разве что после чумных эпидемий. Освещением в ночную и вечернюю пору служила обычно луна.

2.2.Дом

Преобладание каменного или деревянного строительства в доиндустриальную эпоху зависело, прежде всего, от природно-географических условий и местных традиций. В районах, где преобладало деревянное строительство, начинают строить дома из кирпича. Это означало прогресс в строительстве. Из кровельных материалов наиболее употребительными были черепица и гонт, хотя дома покрывали и соломой, особенно в деревнях. В городе соломенные крыши свидетельствовали о бедности и представляли большую опасность из-за легкой воспламеняемости. (Рис.30)

В Средиземноморье преобладали дома с плоскими крышами, к северу от Альп -- с островерхими. Дом выходил на улицу торцом, имевшим более двух-трех окон. Земля в городской черте стоила дорого, поэтому дома разрастались вверх (за счет этажей, антресолей, чердаков), вниз (полуподвалы и подвалы), вглубь (задние помещения и пристройки). Комнаты одного этажа могут находиться на разном уровне и соединятся узкими лесенками, коридорчиками. Дом рядового горожанина - ремесленника или купца - помимо жилых помещений включал в себя мастерскую и лавку. Тут же жили ученики и подмастерья. Каморки подмастерьев и слуг находились этажом выше, в мансарде. Чердаки служили складами. Кухни обычно располагались на первом или полуподвальном этаже, во многих семьях они служили и столовой. Нередко дома имели внутренний домик.

Городские дома богатых граждан отличались просторными и многочисленными помещениями. Например, палаццо XV века семейств Медичи, Строцци, Питти во Флоренции, дом Фуггеров в Аугсбурге. Дом делился на парадную, рассчитанную на визиты, открытую для постороннего взора часть, и более интимную -- для семьи, слуг. Пышный вестибюль соединялся с внутренним двориком, украшенным скульптурой, фронтонами, экзотическими растениями. На втором этаже находились залы для друзей и гостей. Этажом выше -- спальни детей, женщин, гардеробные, лоджии для хозяйственных нужд и отдыха, кладовые. Комнаты соединялись друг с другом. Уединиться было весьма сложно. В палаццо появляется новый тип помещения, предназначенный для уединения: небольшие кабинеты («студиоло»), но в XV веке он ещё не получил широкого распространения. В домах недоставало расчлененности пространство, что отражало не только состояние строительного искусства, но и определенную жизненную концепцию. Семейные праздники приобретали здесь общественную значимость и выходили за пределы дома, семьи. Для торжеств, например, свадеб, предназначались лоджии на первом этаже.

Деревенские дома были грубее, проще, архаичнее и консервативнее городских. Обычно состояли из одного жилого помещения, служившего горницей, кухней и спальней. Помещения для скота и хозяйственных нужд находились под одной крышей с жилым (Италия, Франция, Северная Германия) или обособленно от него (Южная Германия, Австрия). Появились дома смешанного типа - виллы.

Значительно большее внимание начинает уделяться устройству интерьера. Пол первого этажа покрывают каменными или керамическими плитами. Пол второго или последующих этажей настилали досками. Паркет оставался большой роскошью даже во дворцах. В эпоху Возрождения существовал обычай посыпать пол первого этажа травами. Это находило одобрение у врачей. В дальнейшем на смену растительному покрытию приходят ковры или соломенные циновки.

Особое внимание уделялось стенам. Их расписывали, подражая античным образам. Появились обойные ткани. Они изготовлялись из бархата, шелка, атласа, камчатой ткани, парчи, тисненой ткани, иногда позолоченной. Из Фландрии стала распространяться мода на гобелены. Сюжетами для них служили сцены из античной и библейской мифологии, исторические события. Большой популярностью пользовались тканевые шпалеры. Немногие могли себе позволить подобную роскошь.

Имелись более дешевые обои. Материалом для них служили грубые рубчатые ткани. В XV веке появились бумажные обои. Спрос на них стал повсеместным.

Серьезную проблему составляло освещение. Окна по-прежнему были небольшими, потому что была не решена проблема, чем их покрывать. Со временем позаимствовали у церкви одноцветное стекло. Стоили такие окна очень дорого и не решали проблему освещения, хотя в дом пришло больше света и тепла. Источниками искусственного освещения служили факелы, масляные светильники, лучина, восковые -- а чаще сальные, сильно коптившие -- свечи, огонь камина и очага. Появляются стеклянные абажуры. Такое освещение затрудняло поддержание чистоты, как дома, так одежды и тела.

Тепло давали кухонный очаг, камин, печи, жаровни. Камины были доступны далеко не всем. В эпоху Возрождения камины превращались в настоящие произведения искусства, богато украшенные скульптурой, барельефами, фресками. Дымоход у камина был устроен так, что из-за сильной тяги забирал много тепла. Этот недостаток пытались компенсировать использованием жаровни. Нередко обогревалась одна только спальня. Обитатели дома ходили тепло одетыми, даже в меха, часто простужались.

Водопровод, как и канализация, в домах отсутствовали. В это время вместо умывания по утрам даже в высших слоях общества было принято обтираться мокрым полотенцем. Общественные бани с XVI века становятся более редкими. Исследователи объясняют это боязнью сифилиса или острой критикой со стороны церкви. В домашних условиях мылись в кадках, ушатах, тазах -- обычно на кухне, где устраивались парильни. Ванные комнаты появились в XVI веке. Туалет со сливом воды появился в Англии в конце XVI века. Туалеты не были правилом даже в королевских дворах.

Несмотря на имевшиеся усовершенствования, удобства внедрялись в быт весьма медленно. В эпоху Ренессанса более заметными были успехи в области меблировки жилища.

2.3.Меблировка дома

Консерватизм был свойственен мебели в домах скромного достатка. Обстановке уделялось значительно больше внимания, чем раньше в домах и скромного достатка, и в богатых. Выросло число предметов мебели. Она украшается скульптурой, резьбой, живописью, различной обивкой. В мебели обнаруживается тяга к античным образам. Изобретение станка для выработки фанеры способствовало распространению техники фанеровки и деревянной инкрустации. Помимо деревянной, была популярна инкрустация из серебра и слоновой кости.

Мебель расставлялась вдоль стен. Главным предметом мебели была кровать. У богатых она была высокой, с приступкой, с пышными, украшенными скульптурой, резьбой или живописью изголовьем, балдахином или задергивающимися занавесками. На изголовье любили помещать образ Богоматери. Балдахин был предназначен для защиты от насекомых, но в его складках скапливались клопы и блохи, что угрожало здоровью. Кровать застилалась суконным покрывалом или стеганым одеялом. Кровать была очень широкой: на ней помещалась вся семья, иногда на ней спали оставшиеся на ночлег гости. В бедных домах спали на полу или на нарах. Слуги спали на соломе.

После кровати самым важным предметом мебели был сундук. В XV веке появились сундуки меньших размеров - кассета, сундучки для хранения шкатулок, кошельков, парфюмерии. Сундуки богато украшались росписью, рельефами, обивались серебром.

Шкафы для одежды ещё не изобрели, зато появились посудные шкафы и секретеры. Они богато инкрустировались.

Столы и стулья сохраняли утвердившиеся ранее формы.

Зеркала, часы, подсвечники, канделябры, декоративные вазы, сосуды и множество других полезных и бесполезных вещей были призваны украсить и сделать более удобной и приятной домашнюю жизнь.

Обстановка крестьянского дома оставалась крайне скудной и удовлетворяла лишь элементарным потребностям. Мебель была очень грубой и тяжелой, изготовлялась обычно хозяином дома. Конструктивные недостатки крестьянской мебели старались возместить резьбой, иногда росписью по дереву -- очень традиционными.

2.4.Стол

XVI - начало XVII века кардинально не изменили питания по сравнению с XIV - XV вв. Западная Европа еще не освободилась от страха перед голодом. Были велики различия в питании «верхов» и «низов» общества, крестьян и горожан.

Еда была довольно однообразной. Около 60% рациона занимали углеводы: хлеб, лепешки, разные каши, супы. Главными злаками являлись пшеница и рожь. Хлеб бедняков отличался от хлеба богачей. У последних хлеб был пшеничный. Крестьяне почти не знали вкуса пшеничного хлеба. Их уделом были ржаной хлеб из муки плохого помола, просеянной, с добавлением рисовой муки, которой гнушались состоятельные.

Важное дополнение к зерну составляли бобовые: бобы, горох, чечевица. Из гороха даже выпекали хлеб. С горохом и бобами обычно готовили тушеное мясо.

Благодаря арабам европейцы познакомились с цитрусовыми: апельсинами, лимонами. Из Египта пришел миндаль, с Востока - абрикосы. В Европе появились тыква, кабачки, мексиканский огурец, сладкий картофель, фасоль, томаты, перец, кукуруза, картофель.

Пресную пищу в большом количестве приправляли чесноком и луком. В качестве приправы широко использовали сельдерей, укроп, порей, кориандр.

Из жиров на юге Европы больше распространены растительные, на севере -- животного происхождения. В Средиземноморской Европе потребляли мяса меньше, чем в Северной. В Центральной и Восточной ели больше говядины и свинины; в Англии, Испании, Южной Франции и Италии -- баранины. Мясной рацион пополнялся за счет дичи, домашней птицы. Горожане ели мяса больше, чем крестьяне. Также ели рыбу.

Долгое время Европа была ограничена в сладком, так как сахар появился лишь с арабами и стоил очень дорого, поэтому был доступен лишь состоятельным слоям общества.

Из напитков первое место традиционно занимало виноградное вино. К его потреблению вынуждало плохое качество воды. Вино давали даже детям. Высокой репутацией пользовались кипрские, рейнские, мозельские, токайские вина, мальвазия, позже -- портвейн, мадера, херес, малага. На юге предпочитали натуральные вина, на севере Европы, в более прохладном климате -- крепленые; а со временем пристрастились к водке и спирту, которые долгое время относились к лекарствам. Истинно народным напитком, особенно к северу от Альп, было пиво, хотя от хорошего пива не отказывались также богачи и знать. В Северной Франции конкуренцию пиву составил сидр. Сидр пользовался успехом преимущественно у простонародья.

Кофе и чай проникают в Европу лишь в первой половине XVII века. Шоколад нашел своих приверженцев. Ему приписывались целебные свойства, как средству против дизентерии, холеры, бессонницы, ревматизма. Однако и побаивались. Во Франции в XVII веке распространились слухи, что от шоколада на свет появляются чернокожие дети.

Главным достоинством еды в средние века было сытность и изобилие. В праздник обязательно нужно было наесться так, чтобы потом в голодные дни было что вспомнить. Хотя состоятельным людям не приходилось опасаться голода, их стол не отличался изысканностью.

Эпоха Ренессанса внесла заметные изменения в европейскую кухню. На смену необузданному обжорству приходит изысканно, тонко представленное изобилие.

К мясным блюдам, как и прежде, приготовлялись самые разнообразные соусы со всевозможными приправами, не жалели дорогих восточных специй: мускатного ореха, корицы, имбиря, гвоздики, перца, европейского шафрана и др. Употребление специй считалось престижным.

Появляются новые рецепты. Вместе с рецептами растет число перемен блюд.

В XV веке в Италии кондитерские изделия приготовляли ещё аптекари. Это были торты, пирожные, лепешки, карамель и др.

Важным стало не только чем накормит гостей, но и как подать приготовленное блюда. Большое распространение получили так называемы «показные блюда». Из различных, зачастую несъедобных материалов, изготовлялись фигуры реальных и фантастических животных и птиц, замки, башни, пирамиды, которые служили вместилищем различных кушаний, особенно паштетов. Нюрнбергский кондитер Ганс Шнейдер в конце XVI века изобрел огромный паштет, во внутрь которого прятали кроликов, зайцев, белок, мелких птиц. В торжественный момент паштет открывался и вся живность к потехе гостей разбегалась и разлеталась из него в разные стороны. Однако в целом в XVI веке скорее прослеживается тенденция к замене «показных» блюд настоящими История культуры стран Западной Европы / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. -- М.: Высш.шк., 2001. -- с.436-437.

2.5.Правила застолья

В эпоху Возрождения еще большее, чем прежде, значение приобретали не только кухня, но и само застолье: сервировка стола, порядок подачи блюд, правила поведения за столом, манеры, застольные развлечения, общение.

Столовая посуда обогатилась новыми предметами и стала зна-чительно изящнее. Разнообразные судки объединялись под общим названием «нефы». Встречались судки в форме сундуков, башен, зданий. Они предназ-начались для пряностей, вин, столовых приборов. Генрих III Фран-цузский в один из таких нефов клан перчатки и веер, Сосуды для вина назывались «фонтаном», имели различную форму и обязательно краны внизу. Подставками для блюд служили треножники. Почетное место на столах занимали солонки и конфетницы из драгоценных металлов, камня, хрусталя, стекла, фаянса. В Венском художественно-историческом музее хранится знаменитая солонка, выполненная для Франциска I Бенвенуто Челлини.(рис.32)

Тарелки, блюда и сосуды для питья делались металлическими: у королей и знати -- из серебра, позолоченного серебра, а иногда из золота. Увеличился спрос на оловянную посуду, которую научились обрабатывать и украшать не хуже золотой и се-ребряной. Но особенно важным изменением можно считать рас-пространение с XV в. фаянсовой посуды, секрет изготовления ко-торой открыли в итальянском го-роде Фаэнце. Больше стало посуды из стекла -- одноцветно-го и цветного.

Нож по-прежнему оставался главным орудием за столом. Большими ножами нарезали мясо на общих блюдах, с которых каждый брал для себя кусок своим ножом или руками. И хотя в лучших домах подавали салфетки и почти после каждого блюда гостей и хозяев обносили посудой с ароматизированной водой для мытья рук, скатерти приходилось менять не один раз в течение обеда. Почтенная публика не стеснялась вытирать о них руки. Столовой ложкой стремились обеспечить уже каждого из сидя-щих за столом. Но случались дома, в которых ложек не хватало на всех -- и гости или приносили ложку с собой, или как в старину твердую пищу брали руками, а в соус или похлебку погружали свой кусок хлеба. Вилка прижилась раньше всего у итальянцев.

Пользование вилками нескольки-ми гостями при дворе французского короля Генриха II послужило предметом грубого высмеивания. Не лучше обстояло дело с бока-лами и тарелками. Все еще бытовал обычай ставить одну тарелку для двух гостей. Но случалось, что суп продолжали черпать своей ложкой из супницы.

Банкеты. Интерьер по этому случаю специально оформлялся. Стены зала или лоджии увешивались тканями и гобеленами, богатым шитьем, цветами и лавровыми гирляндами, увитыми лентами. Гирляндами украшали стены и обрамляли семейные гербы.

В зале ставили три стола в форме буквы «П», оставляя в середине пространство, как для разносчиков блюд, так и для увеселений.

Гости рассаживались с внешней стороны стола -- иногда по-парно дамы с кавалерами, иногда отдельно. За главным столом располагались хозяин дома и высокие гости. В ожидании трапезы присутствовавшие пили легкое вино, закусывали его сухими фруктами, слушали музыку.

Главная идея, которую преследовали устроители пышных засто-лий, -- показать великолепие, богатство семьи, ее власть. От бан-кета могла зависеть судьба предстоящего брака, имеющего цель объединить процветающие семьи, или судьба делового соглашения и т.п. Богатство и могущество демонстрировались не только перед, равными себе, но и перед простолюдинами. Для этого было как раз удобно устраивать пышные пиры в лоджии. Мелкий люд мог не только поглазеть на великолепие власть имущих, но и приобщиться к нему. Можно было послушать веселую музыку, потанцевать, принять участие в театральной постановке. Но самое главное -- «на дармовщинку» выпить и закусить, ибо было принято раздавать бедным оставшуюся еду.

Времяпрепровождение за столом в компании становилось обычаем, широко распространившимся во всех слоях общества. Тавер-ны, трактиры, постоялые дворы отвлекали посетителей о; монотонности домашней жизни.

Названные формы общения, как бы они не отличались друг от друга, свидетельствуют о том, что общество преодолевало былую относительную замкнутость и становилось более открытым и ком-муникативным.

2.6. Одежда и мода

Изменения в одежде в XIV - XVI вв. прослеживаются сильнее, чем за многие столетия до этого.

Индивидуализируется костюм. Более чувствительным к веяниям и запросам эпохи был город-ской костюм. В середине XIV в. в одежде произошло серьезнейшее изменение, повлиявшее на всю последующую историю костюма: она стала уже и короче, что на первых порах вызывало резкое неприятие со стороны моралистов.

Основные предметы одежды у мужчин и женщин состояли из нижнего и верхнего платья, плаща, головного убора, обуви. Муж-чины носили также штаны или те предметы одежды, которые постепенно превратились в штаны. Нижнее белье еще не было известно. Его до некоторой степени заменяли рубашки, но и их даже в гардеробе знати было весьма мало. Спали нагишом. Дамские панталоны появились ближе к концу XVI в., и первыми их начали носить куртизанки--из гигиенических соображений и для красоты. Мужское нижнее белье появилось позже женского. Отсутствие нижнего белья способствовало кожным заболеваниям, которые отступили лишь в XVIII в.

Верхняя одежда укорачивалась, удлинялась, обу-живалась то сверху, то снизу; на ней делались разрезы и вырезы, позволявшие увидеть богато украшенное нижнее платье. Однако основной тенденцией было обуживание платья сверху до талии, что давало тогдашним «законодателям моды» широчайшие возможно-сти для комбинирования и придания покрою, в частности, женского платья, немалой пикантности и даже соблазнительности. Декольте становилось временами очень глубоким и его приверженцы часто не находили нужным прикрывать его даже тонкой и богато укра-шенной орнаментом и кружевом отделкой нижнего платья.

Со временем верхняя одежда обогатилась кофтами (котта) и жакетами, куртками, жилетами и длинными безрукавками (сюрко), кафтанами, различными накидками. Дамское платье дополнилось шлейфом. Для большего тепла на верхнее платье надевали плащ -- пожалуй, наиболее консервативный из всех предметов одежды.

Цельные штаны появились уже в XIV в. Они напоминали собою скорее современные колготы. Для прочности к ним подшивали кожаные подошвы, заменявшие одновременно обувь. Мужские штаны обогатились новой деталью -- гульфиком.

Пуговицы, известные еще в древности, но забытые в эпоху варварства, приблизительно с XII-- XIV вв. снова появляются на одежде. Они изготовлялись из дерева, камня, металла, ткани. Пуговицы не только делали ношение одежды более удобным, но и украшали ее. Носили тесьмы, шнурки, ленты, пряжки, пояса.

Осваивалось производство шелковых тканей. Появились ткани в «полоску», «клеточку», «горошек» и т.п.

В моде Возрождения отразились эстетические идеалы эпохи. В XV в. в Италии одежда подчеркивала стройность и хрупкость, удлиненность пропорций тела. В период Высокого Возрождения одежда стала более тяжелой, широкой и короткой. Ее отличали пышные рукава, складки, декольте, формы, тяготевшие к квадрату. Этим акцентировалась мужественность, зрелость, красота здорового тела, которое не стеснялись показать и зрительно усилить одеждой. Среди украшений высоко ценились массивные нагрудные золотые цепи, которые носили одинаково мужчины и женщины. Важными аксессуарами стали веер, перчатки и носовой платок. Последнему еще долго не было суждено превратиться в предмет гигиены. Из головных уборов явное предпочтение отдавалось беретам. Однако у женщин очень широко распространился обычай ходить с непокры-той головой. Поэтому большое внимание уделялось прическам, различным головным украшениям: цветам, венкам, диадемам, сет-кам. У итальянских женщин большой популярностью пользовались накладные волосы. Идеалом считались блондинки с высоким чис-тым челом.

Женщины не жалели здоровья, проводя целые дни под палящим южным солнцем, чтобы осветлить волосы. Для придания лбу нуж-ной высоты волосы над ним выбривались.

Подводя итог по данному разделу, следует отметить, что быт европейских стран существенно изменился по сравнению со средневековьем. Нововведения хоть и возникали, но вводились медленно. Например, туалет, канализация, нижнее белье и так далее. Наиболее быстро развивались внешние стороны быта: меблировка жилища, одежда. Эпоха Возрождения - это эпоха Великих географических открытий, поэтому в системе питания наблюдались изменения. Были привезены из разных стран продукты (сладкий картофель, цитрусовые и т.д.), но далеко не все сразу же вошли в рацион европейцев.

1.Гуманизм

1.1.Предпосылки

Культура Возрождения возникла раньше других стран в Италии. Она достигла здесь блестящего расцвета в первые десятилетия XVI века, а зародилась в XIV веке. Её зарождение и быстрое поступательное развитие в XV веке обусловлено историческими особенностями страны. В это время Италия достигла очень высокого уровня развития по сравнению с другими странами Европы. Свободные города Италии обрели экономическую мощь. Независимые города Северной и Центральной Италии, богатые и процветающие, чрезвычайно активные экономически и политически, стали главной базой складывания новой, ренессансной культуры, светской по своей общей направленности.

Немаловажное значение имело то обстоятельство, что в Италии не сложились четко оформленные сословия. Эта особенность способствовала созданию особого климата: здесь ценилась свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчивость, которые открывали путь к социальному и экономическому преуспеванию.

В Италии была широкая система образования -- от начальных и средних школ до многочисленных университетов. В отличие от других стран они рано оказались открытыми для преподавания дисциплин, расширявших рамки традиционного гуманитарного образования. Немалую роль сыграла в Италии тесная историческая связь её культуры с римской цивилизацией -- не следует забывать о многочисленных сохранившихся в стране памятниках древности. Новое отношение к античному наследию стало здесь проблемой воскрешения традиций предков.

На мировоззренческие ориентиры ренессансной культуры Италии повлиял и психологический климат городской жизни, изменившийся в менталитете различных слоев общества. В ориентированной на светские дела купеческой морали стали преобладать новые максимы -- идеал активности человека, энергичных личных усилий, без которых нельзя было добиться профессионального успеха, а это шаг за шагом уводило от церковной аскетической этики, резко осуждавшей стяжательство, стремление к накопительству. В жизненный обиход давно уже переселившейся в город знати входило торгово-финансовое предпринимательство, порождавшее практический рационализм, расчетливость, новое отношение к богатству. Стремление нобилей играть ведущую роль в городской политике активизировало не только личные амбиции в сфере власти, но и патриотические настроения -- служение государству на административном поприще оттесняло на второй план военную доблесть. Основная масса пополанства и представители традиционных интеллектуальных профессий ратовали за сохранение социального мира и процветание города-государства. Низовая городская среда была наиболее консервативна, именно в ней прочно сохранялись традиции народной средневековой культуры, которая оказала определенное воздействие на культуру Ренессанса.

Формирование новой культуры стало делом, прежде всего гуманистической интеллигенции, по своему происхождению и социальному положению весьма пестрой и разнородной. Идеи, выдвигавшиеся гуманистами трудно характеризовать как «буржуазные» или «раннебуржуазные». В культуре итальянского Возрождения сложилось ядро единого нового мировоззрения, специфические черты которого определяют его «ренессансность». Оно было порождено новыми потребностями самой жизни, как и поставленная гуманистами задача достижения более высокого уровня образования для достаточно широкого слоя общества.

1.2.Рождение гуманизма. Раннее Возрождение. Треченто.

Эпоху Возрождения нередко начинают с Данте, в котором гуманисты видели своего предшественника, однако большинство ученых считают зачинателем Ренессанса Петрарку. В его творчестве наметился решительный поворот от схоластической традиции и аскетических идеалов средневековья к новой культуре, обращенной к проблемам земного бытия человека, утверждающей высокую ценность его творческих сил и способностей.

Самым знаменитым произведением Петрарки является «Книга песен» («Концоньере»). С этого произведения начинается поэзия Возрождения, воспевающая красоту земной женщины, облагораживающую силу любви к ней, даже если эта любовь остается неразделенной.

Основной идеей творчества Петрарки, знаменовавшей новое отношение к античной культуре, стала «любовь к древним», реабилитация языческой литературы, особенно поэзии, и возвеличение её как носительницы мудрости, открывающей путь к постижению истины. В представлении Петрарки идеалы христианства и увлечение Цицероном не противостоят друг другу, а, напротив, мир христианства может лишь обогатить себя, осваивая культурное наследие древних, красоту речи и мудрость языческой поэзии. Петрарка заложил ос и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.