Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат История Валдайского Иверского монастыря, основание на месте с дурной славой. Вклад в развитие монастыря архимандрита Лаврентия. Строгость монастырского уклада, тяжелые испытания его насельников в советское время. Возвращение монастыря церкви в 1991 году.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 11.07.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


6

Валдайский Иверский монастырь

Уже в первые годы своего существования Валдайский Иверский монастырь мог назваться одним из богатейших русских монастырей. К нему были приписаны Валдайское озеро с островами, села Валдай, Боровичи, Вышний Волочек и другие, а также множество угодий и вотчин. В 1656 году, то есть буквально через несколько лет после основания обители, здесь освятили каменный собор. На освящение Патриарх Никон привез копию Иверской иконы Божией Матери, выполненную иконописцем афонского Иверского монастыря.

На Рождество 1657 года в Иверскую обитель должен был пожаловать царь - во всяком случае, Патриарх Никон приглашал его. Но государь не приехал. В 1658 году между ним и Патриархом началось, по слову летописца, "безсоветие", и царь так и не побывал в монастыре, об устроении которого он еще недавно заботился. Да и Никон в 1658 году приезжал сюда в последний раз. Прожив здесь три месяца, он уехал в Ново-Иерусалимский монастырь, где в добровольном изгнании томился восемь лет. В 1666 году Большой Церковный Собор осудил Патриарха и приговорил его к ссылке в отдаленный Ферапонтов монастырь.

Когда Никона постигла опала, все монастыри, основанные им (Ново-Иерусалимский, Валдайский Иверский и Онежский Крестный), признали созданными "не по уставам святых отцов". Богатые монастырские вотчины отошли в казну, а братию "расформировали" по другим обителям. Но в 1668 году это распоряжение отменили, и Иверский монастырь получил обратно все угодья и привилегии, когда-то дарованные ему.

В 1712 году Валдайский Иверский монастырь со всем его имуществом и угодьями приписали к строившемуся в Санкт-Петербурге Александро-Невскому монастырю (позже - Лавре). К 1730 году обитель вернула себе самостоятельность, но при этом оставила в ризницах столичного монастыря часть своего богатства: расшитые жемчугом священнические облачения, украшенные алмазами митры, четыре золотых напрестольных креста, - и это не считая двух колоколов и прочих, менее ценных, но не менее нужных в хозяйстве вещей.

Все эти лишения не помешали Валдайскому монастырю в 1764 году, при составлении штатов, оказаться в первом классе. В это время обитель владела 4275 десятинами пахотной земли и 7133 душами крестьян. Кроме того, были у нее подворья в Москве и Новгороде и пять приписных монастырей. И все же к концу XVIII века Иверская обитель, оставаясь второй по значению в Новгородской земле, пришла в упадок. Лишь в XIX столетии она несколько воспрянула в хозяйственном отношении.

В середине XIX века настоятелем монастыря стал архимандрит Лаврентий, оставивший добрую память по себе во всей округе. Ремонтируя и украшая монастырские постройки, он не забывал и о тех, кто жил за стенами монастыря. Всякого голодного он старался накормить, всякого холодного - одеть и обогреть. Устроив странноприимный дом при обители, где кормились буквально тысячи людей, он говорил братии: "Это наш долг перед Царицей Небесной". И в самом деле, ощущал себя не благотворителем, а вечным должником.

К началу XX века в Валдайском Иверском монастыре насчитывалось около 70 насельников. Жил он исключительно собственными доходами - от рыбной ловли, продажи молока, скота, овощей. Не последнюю статью дохода составляли регулярные крестные ходы с Иверской иконой Божией Матери, участие в которых принимали тысячи людей. Вообще, в новгородских пределах Иверская обитель была излюбленным местом паломничества благочестивых крестьян и городских жителей. На праздники сюда стекалось до 15 тысяч богомольцев.

Монастырский уклад был строг - настолько, что не всякий "чужой" монах мог выдержать его. А приходили на Валдай из других обителей многие, наслышавшись о благочестивой жизни здешних иноков.

Впереди насельников Иверского монастыря ждали тяжелые испытания. Уже начиная с января 1918 года новая власть постоянно грабила монастырь, реквизируя у него "излишки" то хлеба, го овощей, то скота. Около полугода монахи сносили визиты распоясавшихся "товарищей".15 июля, когда была объявлена очередная масштабная реквизиция "хлебных излишков", иноки ударили в набат. Монастырские колокола были очень хорошо слышны в городе, и жители Валдая, еще не оробелые перед Советской властью, вышли на улицы, захватили оружейный склад и ринулись к монастырю. С тревогой наблюдал с монастырского острова продотряд, как на противоположном берегу растет возмущенная - и вооруженная - толпа валдайцев.

По некотором размышлении продотрядовцы решили усмирить народ, предложив выйти к нему настоятелю, архимандриту Иосифу. Отец Иосиф, всеми силами души желая не допустить кровопролития, согласился. Уже возле берега лодки, в которых находился архимандрит вместе с отрядом экспроприаторов, были обстреляны валдайцами, не заметившими отца настоятеля. Случайная пуля, предназначавшаяся кому-то из большевиков, ранила архимандрита.

После ранения отца настоятеля Советская власть на некоторое время оставила монастырь в покое. Но уже осенью большевики опять явились на монастырский остров. Тогда они сняли драгоценную ризу с Иверской иконы Божией Матери, увезли всю старинную богослужебную утварь (церковные сосуды, напрестольные кресты, золотые и серебряные панагии). Однако время повального изъятия церковных ценностей еще не настало, и 1 января 1919 года по приказу комиссара Наркомпроса все вещи вернулись в обитель.

В это же время рабочие монастыря образовали (скорее всего, по наущению "товарищей сверху") рабочий комитет и отобрали у монахов ключи от всех кладовых и амбаров. Отныне хлеб насельникам выдавали члены комитета, а настоятель не имел права предпринимать какие бы то ни было действия без ведома пролетарского начальства. С декабря 1918 года комитетчики заставили молодых монахов и послушников работать на лесозаготовках в пользу государства. Старым и убогим тоже нашлось дело: они должны были трудиться на водокачке и в кухне.

В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, устав которой был зарегистрирован в соответствии с советскими правилами. Несмотря на то, что монашеская коммуна существовала на законных основаниях, власти не преминули ограбить ее, изъяв из ризницы все, что представляло хоть какую-нибудь ценность, а из амбаров - все запасы продовольствия. Кроме того, были "освидетельствованы" мощи св. Иакова Боровичского: их подвергли публичному вскрытию, дабы разоблачить "ложь церковников" относительно нетленности мощей. Подобные акции большевики проводили повсеместно.

Спустя восемь лет после регистрации Иверской трудовой артели ее "обследовал" Наркомзем и выявил, что артель "слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой". Этого было достаточно для того, чтобы снять коммуну с регистрации и очистить территорию "бывшего. монастыря" от монашествующих (от "нетрудового элемента", как говорили советские чиновники).

После разгона трудовой артели в монастыре сначала находился музей, затем здания монастыря передали мастерским. Впоследствии хозяева менялись: во время войны в обители размещался госпиталь, лотом - дом ветеранов-инвалидов и, наконец, лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 1970-е на живописном острове решили сделать базу отдыха.

Передан Церкви Валдайский Иверский монастырь был в 1991 году.

Как и некоторые другие монастыри, Валдайский Иверский был основан на месте, которое почиталось в народе "худым". Но молитвы основателя и братии обратили худое место в святое.

За Валдайским озером, которое избрал Патриарх Никон для строительства Иверского монастыря, издавна велась дурная слава. В глухих лесах вокруг еще скрывались древние капища, а жизнь здешних простолюдинов была пронизана языческими суевериями. О самом же озере местные жители рассказывали и вовсе несусветное: будто временами над озерной гладью поднимаются нечистые духи, принимая вид отвратительных чудовищ. О том же говорили и строители, присланные на остров посреди озера для возведения здесь монастыря. Неизвестно, то ли "у страха глаза велики", то ли действительно место это было чем-то нехорошо, но только Патриарх решил бороться с нечистью и бесовскими страхованиями кардинально. В один из своих приездов в Иверский монастырь он вышел на берег озера вместе со всем причтом, отслужил молебен и погрузил на его дно Евангелие с крестом. После чего назвал озеро Святым.

Имя "Святое" за озером не прижилось. Его по-прежнему называют Валдайским. Но в официальном названии монастыря оно осталось - правда, не заменяя собой другого, древнейшего, имени озера, но лишь дополняя его: Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь.

После столь необычного освящения вод над озером - точнее, над островом, где строился монастырь, - было необыкновенное видение. "Столп огнен, - писал Патриарх Никон царю Алексею Михайловичу, - явися от земли до небеси, и от того огненного столпа окрест свет блиста велик зело; версты по три и по пяти и по десяти и по двадцати и более, яко во дне святитеся всему". Это видение, равно как явление святителя Филиппа, о котором мы упоминали в предыдущих разделах, укрепило Никона в убеждении, что возведение обители на Валдае угодно Богу.

Интересно, что Валдайский монастырь не был первым монастырем, основанным на месте с дурной славой. Например, когда прп. Варлаам Ху-тынский пришел на Хутынь (то есть именно на "худое, злое место") ради подвига отшельничества, его стращали тем, что здесь водятся несметные полчища нечистых духов. Но преподобный не испугался, и со временем на "худом месте" выросла одна из самых значительных обителей северо-западной Руси - Варлаамо-Хутынский монастырь, распространивший свет христианского просвещения на много верст окрест. То же самое произошло постепенно и с Валдайской обителью: она стала основным богомольем, центром духовного притяжения не только для валдайцев, но и для жителей более отдаленных городов и весей.

Последующие чудесные события, происходившие в Валдайском Ивер-ском монастыре, связаны главным образом с Иверской иконой Божией Матери. Самое известное из них, приводимое ныне почти во всех источниках, посвященных монастырю, - прекращение эпидемии холеры в 1848 году. Эпидемия 1848 года была одной из тяжелейших. По широте распространения и смертности она оставила далеко позади холеру 1831 года, знаменитую тем, что именно она "обеспечила" Пушкину Болдинскую осень. Тогда холерой заболели три с половиной тысячи человек, из них умерли - 885 человек. В 1848 году этой страшной болезнью заразилось уже гораздо больше людей - 1 724000 человек. Умерли из них 690 000 человек. Эпидемия свирепствовала и в Валдае. Но после того как с крестным ходом Иверскую икону Божией Матери обнесли вокруг города, эпидемия прекратилась. В память об этом событии Св. Синод утвердил ежегодный крестный ход из Иверского монастыря вокруг Валдая и совершение молебнов с 28 июля по 7 августа (даты даны по старому стилю).

Чудом можно назвать и относительно недавнее событие, связанное уже с другим, не столь старым, списком Иверской иконы, находящимся ныне в Валдайском монастыре (икона Богородицы, принесенная с Афона, бесследно исчезла после закрытия обители). В 1993 году в Иверск и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.