На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Основные этапы развития византийской культуры. Своеобразие византийского христианства. Взаимосвязь императорской власти и православной веры. Общие сведения о византийской культуре. Связь культуры Византии с культурой Древней Руси.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 11.09.2006. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


17
МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Финансово-экономический факультет
Заочное отделение
Специальность : финансы и кредит
Контрольная работа
(реферат)
по дисциплине Культурология.
Тема: Византийская культура и ее связь с культурой Древней Руси
Студентки 1-го курса,
Группы Фэк-05(6),
Шульц Дарьи Андреевны.
Москва.
2006 г.
План.

1. Введение …………………………………………………….3
2. Основные этапы развития византийской культуры…...3
3. Своеобразие византийского христианства……………..4
4. Взаимосвязь императорской власти и православной веры………………………………………………………………5
5. Общие сведения о византийской культуре
(Философия, историческая наука, литература, архитектура и изобразительное искусство, просвещение, математика и естественные науки)……………………………………………6
6. Связь культуры Византии с культурой Древней Руси
(Принятие христианства, культура)…………………………12
7. Заключение………………………………………………….17
8. Список литературы…………………………………………18
Введение.

Византия - это самобытная культурная целостность (330 - 1453), первая христианская империя. Византия располагалась на стыке трех континентов: Европа, Азия и Африка. Ее территория включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, часть Месопотамии и Армении, остров Кипр, Крит, опорные владения в Крыму (Херсонес), на Кавказе (в Грузии), некоторые области Аравии. Средиземное море было внутренним озером Византии.
Наибольших размеров территория Византии достигла в «золотой век» Юстиниана Великого, стремившегося возродить былую славу Древнего Рима, но в последующие века становилась всё меньше и меньше, потеряв огромные территории во время арабского нашествия. Земные пространства Византии в значительной части - горные и гористые области, изрезанные небольшими долинами. Разнообразный на большей части территории средиземноморский климат благоприятен для земледелия.
Византия была многонациональной империей, пестрой по этническому составу населения, которое составляли сирийцы, копты, фракийцы, иллирийцы, армяне, грузины, арабы, иудеи, греки, римляне. Не греки и не римляне играют главную роль после падения Западной Римской империи. Физической преемственностью между древними и средневековыми народами вообще не было. Иммиграция варваров в империю - существенная черта, отделяющая древность от средневековья. Постоянное и обильное пополнение провинций империи новыми народами вливало много новой крови в остатки старого населения, содействовало постепенному изменению самого физического типа древних народов.
Византийскую цивилизацию создавали все народы, жившие на ее территории, но это была по преимуществу грекоязычная культура. Греческий стал государственным языком Византии с конца 6-7 в., вытеснив из государственно-административных сфер латинский. Греческая культура составляла ее стержень, и собственные глубокие традиции сочетались с терпимостью к культуре инопленников, с готовностью использовать творческий опыт других народов.
Вместе с тем Преемственность в идеях и воззрениях, их иное «звучание» в новом духовном «ключе», тесная культурная связь между Древним миром и средними веками определили в значительной степени то обстоятельство, что византийская культура уже с самого начала стала своеобразной. Ей предстоял не выбор самой себя, а развитие и реализация изначально данных возможностей, вследствие чего в византийской культуре нельзя увидеть динамичную смену эпох, отличающихся друг от друга по своей глубинной идее. Все византийское тысячелетие нужно рассматривать как одну великую эпоху истории культуры, постижение которой не может не поражать своим единством.

Основные этапы развития Византийской культуры

1) 4 - середина 7 вв. - переходный от античной к средневековой культуре (протовизантийский период). Несмотря на кризис античного общества, в Византии еще сохраняются его основные элементы. Для этого периода характерны становление христианского богословия при сохранении достижений античной научной мысли, выработка христианских художественных идеалов. С именем Константина Великого связан поворот в религиозной политике, перенос столицы из Рима в Константинополь. Прозванием «Великий» Константин обязан возведению христианства в степень государственной религии. Внутреннее обращение его в христианство вызвано было, по преданию, знамением перед решительной битвой у Мильвиева моста. С конца 4 в. стали возникать монастыри. Церковь превратилась в богатую организацию, обладавшую многочисленными земными владениями. Духовенство освобождалось от уплаты налогов и повинностей. В результате борьбы различных течений в христианстве (арианства, несторианства и др.) господствующим в Византии стало православие. В «золотой век» Юстиниана Великого империя приобрела максимальные территориальные размеры. Время Ираклия связано с победой над Сасанидским Ираном и поражением в сражениях с арабами, потерей Египта, Сирии, Палестины. 2) Середина 7 - середина 9 вв. - культурный спад (хотя и не столь последовательный, как в Западной Европе), связанный с экономическим упадком, аграризацией городов, потерей Византией восточных провинций и крупных центров. В 8 - 1-й половине 9 вв. в Византии началось широкое религиозно-политическое движение - иконоборчество, использованное провинциальной знатью в своих интересах. 3) середина 9 - 12 вв. - культурный подъем, характеризующимся становлением античных традиций, систематизацией сохраненного культурного наследия, зарождением элементов рационализма, переходом от формального использования к усвоению античного наследия. Возросло влияние церкви. Византийская церковь, обычно покорная императорам, при патриархе Фотии стала отстаивать идею равноправия духовной и светской власти, призывала к активному осуществлению христианизации соседних народов с помощью церковных миссий; пытались ввести православие в Моравии, используя миссию Кирилла и Мефодия, провела христианизацию Болгарии. 4) 13 - сер. 15 вв. - период идейной реакции, обусловленной политическим и экономическим упадком Византии. В 1453 г. произошел захват Константинополя крестоносцами, и Византия оказалась в изоляции. При Палеологах в стране происходит падение государственной мощи при возрождении богословских, литературных, художественных сил. Историки Иоанн Кантакузин, Никифор Григора, богословы св. Григорий Палама, Николай Кавасила, философы Дмитрий и Прохор Кидонисы прославили византийскую культуру.
Своеобразие византийского христианства.

Византия - страна монастырей и монашества, семи Вселенских соборов, наиболее чтимых отцов и учителей церкви, родина христианской мистики св. Дионисия Ареопагита, Григория Паламы, Максима Исповедника. Византия знаменита как наставница славянского мира, оплот христианства против ислама, охранительница культуры от варварства. Византийская культура родилась из духа евангельского откровения, ей свойственны черты храма, жизнь которого освящена молитвами и тайнодействиями; она представляется как ценнейшая златотканая парча.
Сущность и сила христианского средневековья состояла в том, что жизнь не была отделена от религии.
Православие являлось основной стихией народной жизни, главным и определяющим фактором цельности державы ромеев. Священная цель сохранения чистоты православия пронизывала все сферы культуры византийского мира. Верность церкви составляла высшую доблесть для византийца, согрешающего, падающего, но всегда помнящего о своей духовной родине.
В отличие от римлян, самого политико-государственного народа в мире, создателя образцового права, византийцы - эллинизированные народы восточной половины империи - в соответствии со своим национальным характером, ярко выраженной мистической одаренностью, поняли христианство преимущественно как богооткровение, как путь ко спасению личности и ее духовному совершенствованию во Христе.
Символическим знаком начала исторического бытия Византии предстает перенос императором Константином Великим в 324 г. столицы на берега Босфора, на места древней мегарской колонии, города Византия, основанного еще в 660 г. до н. э. Распространенная в византиеведении формула гласит: «Византийская империя родилась с Константинополем и умерла вместе с ним». Дата рождения Византии - 11 мая 330 г. - день официального провозглашения Нового Рима (Константинополя) столицей. И 29 мая 1453 г. - последний день византийской империи, дата захвата Константинополя турками-османами.
Константинополь - центр и око Вселенной, ни с чем не сравнимое (Григорий Богослов), высшая опора и сосредоточение православного мира. Само уникальное положение Константинополя, как бы соединяющего Европу, Азию и Африку в высшем духовном единстве, является ярчайшим символом православной веры. В христианской политической теории столица Византии стала единственной столицей всего восточно-христианского мира. Будущее империи оказалось навсегда связано с Востоком. Предвестием этого служит царствование последнего языческого императора Диоклетиана, сумевшего отвести Рим от близкой гибели, гениального и во многом загадочного правителя, перенесшего свою резиденцию в восточную область империи, в город Никомедию.
Взаимосвязь императорской власти и православной веры.
На переходе от античности к средневековью происходит разделение единой Римской империи на две неравные части. Первоначально империя, оставаясь единой, была разделена (395 г.) на две административные области, в соответствии с завещанием императора Феодосия Великого, между его сыновьями - Гонорием и Аркадием. В 410 г. Рим был взят готами, возглавляемыми Аларихом, в 451 г. подвергся осаде гуннов, которых привел «бич Божий» Аттила, в 455 г. Рим в течение двух недель был отдан на разграбление вандалам, возглавляемым королем Гейзерихом, а в 476 г. военачальник Одоакр, подняв мятеж, низложил последнего римского императора Ромула Августула. Византия жила после этого еще тысячу лет.
Крещение Византия в Константинополь ознаменовало поворот в религиозной политике, состоявший во впервые заключенном союзе между императорской властью и христианской верой. Первый и важнейший шаг к этому был сделан 1 сентября 313 г., когда соправители Константин и Лициний Августы провозгласили Миланский эдикт, даровавший христианам свободу исповедания веры. В память об этом событии отцы первого вселенского собора постановили начинать церковный год с 1 сентября. Две силы в своем единстве составляют формообразующий принцип византийской культуры - императорская власть и православная вера. Их взаимоотношения строятся на основе принципа «симфонии»: разделенного единства священства и царства, духовной и светской властей при превосходстве церковного канона над гражданским законом. Любовь византийцев к пышной церемониальности проявилась в наименованиях императора и внешних формах осуществления выражения почтения к его сану. Следует отметить, что византиец верен не личности, не особе государя, а его Божественному сану. Вследствие этого в Византии не могла возникнуть, не существовало феномена самозванца, ибо на престоле всегда тот, кто угоден Богу. Император назывался святым, сыном Божиим, владыкою всех христиан; его почитание выражалось в поклонении (наклонению головы до самой земли), в целовании руки, в славословии (многолетиях и хвалебных эпитетах). Вступление на престол сопровождалось церковным обрядом коронования. Чин коронования слагался постепенно. Первый раз церковный обряд коронования был совершен в 5 в., в 14 в. коронационный чин достиг высшей степени развития, церковная сторона приобрела в нем преимущественное значение.
Хотя в титул византийского императора входило наименование «святой», ибо само пребывание на престоле уже есть свидетельство богоизбранничества, почитание императоров как святых в Византии было связано и с их личной праведностью, определялось требованиями библейской традиции, прежде всего чудотворением. Из 116 византийских императоров как святые были прославлены только 14 (среди них Константин Великий, Юстиниан Великий, Феодора, Ирина и др.).
После того как император Константин Великий принял христианскую веру под свое покровительство, был пережит опыт, никогда не повторявшийся впоследствии и властно определивший средневековое сознание вообще и навсегда сформировавший византийское сознание. История признала Константина Великим, а Церковь - Святым и Равноапостольным. Современные историки сравнивают его с Петром Великим и Наполеоном.
Общие сведения о Византийской культуре.
Основу византийской культуры составляет ограниченное соединение римской императорской идеи, православной веры и греко-римского культурного наследия. В Византии не было столь глубокого разрыва между античностью и средневековьем, который был характерен для Запада. Византия вобрала в себя все знания, добытые в Древнем мире, явившись хранительницей античного наследия, творчески преобразовав его христианским духом.
Двуединство Римской империи и Православной Церкви - само себе мир. Римская империя, объединявшая все земли Средиземноморья, и впрямь была в некотором смысле миром.
Вселенская Римская империя (Византия) - земная, государственная рамка для священной истории. Для христианского сознания Византия - тот мир, который стоит под владычеством «князя мира сего», но который должен быть спасен и освящен.
Термин «Византия» возник уже после падения Римской империи примерно в 16 в., в среде итальянских гуманистов, предложивших деление истории на «древнюю», «среднюю» и «новую» и давших средневековью уничижительное в их глазах название - Византия (хотя Византий не средневековый, а античный город, переставший носить античное имя в год основания Константинополя - 324-й). Византийцы в своем самосознании были римляне - ромеи в византийском выговоре.
Во внутренней политической жизни Византии элемент дестабилизации пронизывает всю ее историю. Так, в период с 395 по 1453 гг. из 107 государей только 34 умерли своей смертью, пали на войне или стали жертвами случая, остальные погибли в результате дворцовых интриг и переворотов (Ш. Диль).
Вместе с тем история державы ромеев поражает своей законченной цельностью и внутренней ограниченностью, в основе которой верность византийцев высшему духовному православному идеалу.
Философия.
Важнейший признак византизма состоит в церковно-религиозном характере византийского просвещения, науки, искусства. Богословие было центральным предметом литературной деятельности. Богословские споры сотрясали империю, ибо это были споры об основаниях культуры и отражали потребность греческого мышления выразить христианскую истину языком философии. Центральный момент в развитии богословия 4 - 7 вв. - утверждение учения о троице и богочеловечности Христа (то и другое отсутствовало в Библии и было освящено церковью после упорной борьбы с арианством Арианство - течение в христианстве в 4-6 вв. его зачинатель - священник Арий из города Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской церкви о единосущности Бога-отца и Бога-сына (Христа); по учению Ария, Христос как творение Бога-отца - существо, ниже его стоящее. Арианство осуждено как ересь церковными соборами 325 г., 381 г., монофизитством Монофизитство - одно из течений в христианстве, возникшее в 5 в., признавшее наличие у Христа только одной божественной природы и отвергавшее представление о Христе-человеке., несторианством Несторианство - течение в христианстве, основано в Византии Несторием, константинопольским патриархом в 428-431, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии воспринял божественную природу. Осуждено как ересь на Эфесском соборе 431. Пользовалось значительным влиянием вплоть до 13 в. в Иране и от Ср. Азии до Китая. Несториане ныне имеются в Иране, Ираке, Сирии. и монофелитством Монофелиство - религиозно-богословское течение в христианстве, сложившееся в 7 в., согласно которому Христос имеет 2 природы - божественную и человеческую, но единую волю и одну энергию.). Признавая сущностное различие между «земным» и «небесным», христианство допускало возможность сверхъестественного (благодаря помощи богочеловека) преодоления этого раскола. В сфере космологии постепенно утверждалось библейское представление о творении. Антропология исходила из представления о человеке как центре мироздания и трактовала его как микрокосм, как миниатюрное отражение Вселенной. В этике центральное место занимала проблема спасения. Расходясь с западным богословием, византийская философия, особенно мистика, испытавшая сильное влияние неоплатонизма, исходила из возможности не столько корпоративного, сколько индивидуального спасения. В отличие от западных богословов, византийские философы, продолжая традиции александрийской школы, признавали важность античного культурного наследия.
Завершение становления византийского богословия совпадает с упадком городов в 7 в. Перед византийской философской мыслью встает задача не творческого развития христианского учения, а сохранение культурных ценностей в условиях напряженной политической и экономической ситуации.
Михаил Пселл положил начало новому отношению к античному наследию как к целостному явлению, а не как к сумме сведений. Его последователи (Иоанн Итал, Сотирих), опираясь на формальную логику, поставили под сомнение ряд богословских доктрин. Возрастает интерес к прикладным знаниям, особенно медицинским.
Противостояние эллинской философии и церковного опыта обратилось в плодотворный синтез, творцами которого стали греческие отцы церкви со 2 по 15 вв.: Игнатий Антиохийский, Ириней Лионский, Афанасий Александрийский, великие капподокийцы (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Фотий Великий). Вершина в развитии греческого богословия приходится на 14 в. и связана с именем Григория Паламы, Нила Константинопольского, Николая Кавасилы. В Восточном Предании богословие и мистика отнюдь не противопоставляются, а поддерживают и дополняют друг друга. Первое невозможно без второй. «Мистический опыт есть личностное проявление общей веры. Богословие есть общее выражение того, что может быть опытно познано каждым». Лосский Н. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 125.
Византийская философия оказала большое влияние на средневековую схоластику, итальянское Возрождение и на философскую мысль в славянских странах Грузии, Армении.
Историческая наука.
Большое распространение получили и исторические сочинения: история и хронография были очень популярны.
В византийской исторической науке 4-сер. 7 вв. были еще сильны античные традиции, господствовало языческое мировоззрение. Вместе с тем уже в 4 в. создается новое направление в историографии, представленное Евсевием Кесарийским, который рассматривал историю человечества не как результат совокупных человеческих усилий, а как теологический процесс. В конце 6-10 вв. основной жанр исторических сочинений - всемирно-историческая хроника, предметом которой являлась глобальная история человечества, подаваемая с откровенной дидактичностью. В середине 11-12 вв. историческая наука переживала подъем, стали преобладать исторические сочинения, написанные современниками событий, повествующие о коротком периоде времени; изложение стало эмоционально окрашенным, публицистичным. В их сочинениях уже нет теологического объяснения событий: бог не выступает как непосредственный двигатель истории, историю творят человеческие страсти. С 13 в. историческая наука переживала упадок, ее главным сюжетом стали богословские дискуссии. Последний подъем византийской историографии приходится на конец истории Византии, когда трагическое восприятие действительности породило «релятивистский» подход к пониманию исторического процесса, движущая сила которого усматривалась не в направляющей воле божьей, а в «тихе» - судьбе или случае.
Литература.
Литература Византии опиралась на тысячелетние традиции древнегреческой литературы, на всем протяжении истории Византии сохранявшей значение образца. Вместе с тем уже ранневизантийской литературе присущи новые художественные принципы, тематика и жанры, выработанные частично под влиянием раннехристианских и восточных традиций. Это новое отвечало общим принципам византийского мировоззрения и выражалось в ощущении автором собственной ничтожности и личной ответственности перед богом, в оценочном восприятии действительности; в центре внимания уже не мученик и борец, а аскет-праведник; метафора уступает место символу, логической связи - ассоциациям, стереотипам, упрощенной лексике.
Поэзия развивалась преимущественно на церковной почве, отражая потребности богослужения. В 6 в. Роман Сладкопевец создал жанр кондака (по-греч. «палочка», так как рукопись гимна наворачивалась на палочку) - поэма, состоящая из вступления и 20-30 строф (тропарей), завершавшихся одинаковым рефреном. Содержание литургической поэзии основывалось на преданиях Ветхого и Нового завета и на житиях святых. Это был величайший церковный поэт всех времен. Песнетворческое наследие оставили патриархи Сергий и Софроний, преп. Максим Исповедник. В конце 7 в. возникает новая форма религиозного творчества : канон - песнопение, состоявшее из нескольких самостоятельных песен; «Великий канон» Андрея Критского насчитывает 250 строф, отличается многословием и растянутостью, стремлением автора вместить в одно сочинение все богатство его знаний. Крупнейшие авторы - Иоанн Дамаскин, Косьма Иерусалимский.
С середины 9 в. начинается новая полоса накопления литературных традиций. Создаются литературоведческие своды («Мириобиблон» Фотия - первый опыт критико-библиографической литературы, охватывавший около 280 книг), словари (Свида). Симеон Метафраст составил свод византийских житий, расположив их по дням церковного календаря.
С 11 в. ведущие жанры ранней византийской литературы приходят в упадок, окостеневают. Появляются воинский эпос и эротический роман, подражавший античному, но вместе с тем претендовавший на аллегорическое выражение христианских идей.
Захват Константинополя крестоносцами (1204) практически покончили с «предренессансными» явлениями в литературе Византии. Поздневизантийскую литературу отличает компилятивность, в ней господствует богословская полемика. Внедряются фольклорные элементы, подражания западному рыцарскому роману. Возможно, под западным влиянием в Византии в 14-15 вв. появляются театральные действия на библейские сюжеты, например о юношах в «пещи огненной». Только накануне падения империи и особенно после этого события возникает литература, пронизанная сознанием трагичности ситуации и ответственности, хотя и ищущая обычно разрешения всех проблем во «всесильной» античности.
Лучшие произведения литературы Византии оказали большое влияние на болгарскую, древнерусскую, сербскую, грузинскую, армянскую литературы. Отдельные памятники были известны и на Западе.
Архитектура и изобразительное искусство.
Самобытные черты византийского искусства представлены в архитектуре, музыке, изобразительном творчестве, литературе и христианской историографии. Уже в «золотой век» Юстиниана Великого был создан собор св. Софии, свод гражданского права, мозаика Равенны.
Искусство Византии в целом имеет ортодоксально-христианский, вероучительный характер. По своей внутренней сути оно есть свободное аскетическое послушание. Средневековый художественный реализм онтологичен, ибо выявляет высшую духовную красоту, вечные законы, которыми управляется мир. Церковное византийское искусство можно рассматривать как «динамику в статике», «неподвижное движение любви». Единый художественный стиль одухотворяет все византийское тысячелетие. В Византийском искусстве объединены в единую художественную систему утонченный спиритуализм и пышная зрелищность.
Константинопольская Святая София - это чудо византийского искусства. Великая Церковь - вселенский символ Боговоплощения. Храм был построен в 6 в. малоазийскими зодчими Анфимием и Исидором. Его огромный купол возведен на 4 столбах с помощью парусов. По продольной оси здания давление купола принимают на себя сложные системы и колоннад. Массивные опорные столбы при этом маскируются от зрителя, а 40 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект - чаша купола кажется легко парящей над храмом. Храм Св. Софии воплощает в своем архитектурно-художественном образе представления о вечных и непостижимых «сверхчеловеческих» началах. Из 2 основных типов средневекового храма - базиликального и купольно-центрического - второй утвердился в Византии. Однако Константинопольская София - пример редкого и блестящего соединения обоих типов храма.
Для Византии характерна так называемая «полосатая архитектура»: оформление наружных стен сводилось к горизонтальным полосам, возникающим благодаря рельефной кирпичной кладке либо чередованию слоев кирпича-плинфы и белого раствора.
В скульптуре имеют место преимущественно декоративные рельефы на кости и рельефы на саркофагах. Искусство скульптуры приходит к острой экспрессии, разрушающей античную пластичную форму; со временем в византийском искусстве почти исчезает круглая пластика. Наиболее прочно античные мотивы сохраняются в изделиях художественного ремесла (изделия из камня, кости, металла).
В середине 9 -12 вв., в период расцвета искусства Византии, окончательно утверждается крестово-купольный тип храма, с куполом на барабане, устойчиво укрепленном на опорах, от которых крестообразно расходятся 4 свода. В дальнейшем архитектура Византии лишь развивает варианты этого типа, не открывая более ничего принципиально нового.
Главные формы византийской живописи - мо и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.