На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Исторические особенности формирования Византийской империи, их влияние на культуру Византии. Христианство как доминанта художественной культуры. Художественная система Византии: архитектура, изобразительное искусство, иконопись, музыка, литература, театр.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Культурология. Добавлен: 07.11.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛИАЛ ТюмГУ В Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: Культурология

На тему: «Византийское искусство»

Выполнила:

Студентка I курса ОСО

Специальность ГМУ

Наумова Е.Н.

Проверила:

Павлова М.А.

г. Новый Уренгой

2009г.

Содержание:

1. Введение

2. Исторические особенности формирования Византийской империи, их влияние на культуру Византии

3. Христианство как доминанта художественной культуры Византии

4. Художественная система Византии

4.1 Архитектура

4.2 Изобразительное искусство

4.3 Иконопись

4.4 Музыка

4.5 Театр

4.6 Литература

5. Заключение

Литература

1. Введение

В истории мировой художественной культуры Византия сыграла выдающуюся роль. Время существования этого государства примерно совпадает с хронологическими рамками Средневековья. И именно византийская культура во многом определила развитие художественной культуры в Европе Средних веков. Не осталась в стороне от этого процесса и русская земля. «Нам не следует бояться признания огромной роли Византии в образовании славянской культуры -- посредницы и отдельных национальных культур славян,-- писал Д.С. Лихачев.-- Славянские народы не были провинциальными самоучками, ограниченными своими местными интересами. Через Византию и другие страны они дышали воздухом мировой культуры»1.

2. Исторические особенности формирования византийской империи, их влияние на культуру Византии

Византия образовалась в 395 году в результате распада огромной Римской империи, переживавшей глубокий внутренний кризис, на две обособленные части. Случилось это в год смерти императора Феодосия Великого, разделившего между двумя сыновьями Западную и Восточную Римскую империю как самостоятельные владения. В состав новой, Византийской империи первоначально вошли Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, острова Эгейского моря, Палестина, Египет, Киренаика, Кипр, Крит, части Месопотамии и Армении, некоторые районы

Аравии, земли в Крыму и на Кавказе.

Еще раньше, в 330 году, из Рима, терявшего роль центра империи, столица была перенесена далеко на восток, где на берегу Босфора располагался древний греческий город-колония Византий. Отсюда и пошло название Византия. Новая же столица, в честь своего основателя, римского императора Константина, была названа «городом Константина» -- Константинополем.

Византийская империя просуществовала чуть более тысячи лет, создав свою особую культуру, сыгравшую такую роль в развитии культуры общемировой, переоценить которую невозможно.

В 1453 году, когда турками-османами был взят Константинополь, Византия прекратила свое существование, но ее культура нашла мощное продолжение и в Западной Европе и особенно в России.

Каковы же специфические особенности византийской культуры, и чем они порождены?

Прежде всего -- это уникальная в истории человечества встреча Востока и Запада, их долгий союз, давший жизнь целому ряду новых, молодых культур. Византийская культура органично объединила греко-римскую античную культуру и культуру восточную, создав на этой основе прочный сплав, далеких друг от друга традиций, знаний, навыков, мировоззрений и обычаев. И все это вместе стало основой для развития самобытной культуры и прекрасного искусства.

Другая важная особенность состояла в том, что идеи первоначального христианства, облеченные в форму православия, были подхвачены Византией и стали основой единения ее многонационального населения, превратившись в доминанту византийской культуры.

Нельзя не отметить, что рубеж, с которого начиналась собственно византийская культура, был очень высоким. Ведь именно она явилась наследницей и преемницей античной культуры. Византийцы называли свое государство Ромейским (римским) царством, Константинополь -- «Новым Римом», своего императора считали законным наследником римских цесарей. И действительно, когда в 476 году под натиском варваров пала Западная Римская империя, знаки императорского достоинства были отосланы в Константинополь.

Фактически на протяжении всего периода Средневековья Константинополь оставался первым городом христианского и мусульманского мира. В XII в. о нем писали: «Город из городов, светоч вселенной, слава мира, матерь церквей, основа веры, покровитель наук и искусств, отечества и очаг красоты»2.

Как для народов мусульманского, так и для христианского мира Константинополь долгое время оставался средоточием и недосягаемым образцом архитектуры, живописи, философии, теологии, науки, музыкального искусства. Это способствовало распространению влияния византийской культуры на культуры многих народов.

Тысячелетняя история Византии знала подъемы и спады, победы и поражения, в результате чего изменялись границы империи и пределы распространения ее культуры. Временем наибольшего процветания Византии и ее внешнего могущества стала эпоха императора Юстиниана (527--565 гг.). Принципы правления этого властителя формулируются как «единое государство, единый закон, единая религия».

Что означали эти принципы применительно к Византии?

В огромную империю ромеев входили разнородные в хозяйственном и культурном отношении области, многие города, в том числе такие крупнейшие культурные центры, как Александрия (в Египте), Антиохия и Дамаск (в Сирии), Эдеса (в Месопотамии), Тир и Бейрут (в Финикии), Эфес, Смирна, Никея (в Малой Азии), Иерусалим (в Палестине), Фессалония и Коринф (в европейской части). Но высшим судьей, военачальником, вершителем судеб всех своих подданных был император. Он олицетворял гармонию и порядок в многоликом государстве.

Культ императорской власти, представление об империи как о наиболее совершенном государственном устройстве, пришли в Византию и с Востока, и с Запада. С одной стороны -- восточные деспотии, с другой -- римская имперская идея, провозглашавшая государство высшей и незыблемой ценностью.

Две эти составляющие представлений византийцев о наиболее совершенном государственном устройстве при общности своей основы имели и существенное различие. Восточный деспот -- хозяин государства, римский владыка и сам должен подчиняться законам. «Единый закон» -- принцип правления, пришедший с Запада и усвоенный Византией. Не случайно именно в Византии сохранили и записали Римское право, благодаря чему оно сохранилось до наших дней.

На его основе в правление Юстиниана была осуществлена грандиозная работа по составлению Свода гражданского права, в который, в частности, вошли: Кодекс Юстиниана -- собрание римских законов и указов римских императоров, и Новеллы -- сборник законов самого Юстиниана. Позднее Свод гражданского права сыграл важнейшую роль в становлении права всех стран европейской культуры.

Центром управления страной был Константинополь. Здесь рассматривались жалобы на решения провинциальных судов, здесь же создавались списки налогов, отсюда рассылались сборщики податей. А во главе всей системы централизованного управления государством стоял император.

Однако централизации управления и единодержавия было недостаточно для полного обеспечения государственного единства. Требовалось нравственное, духовное объединение населения Византии, пестрого по этническому составу, образу жизни, роду занятий, культуре, религиозным верованиям и обрядам. Основой этого мог стать принцип «единства религии». Такой опорой византийской государственности стало христианство в его восточной, православной форме.

3. Христианство как доминанта художественной культуры Византии

Христианство в Византии утвердилось не сразу. Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Еще более длительным было утверждение христианства как государственной религии. На обширной территории Византийской империи существовало много религиозных и религиозно-философских школ и большое количество верований, от которых люди отказывались с трудом. И не редко, будучи вынужденными, принять новую религию, сохраняли старую. Это в обыденной жизни. А на теоретическом уровне шла напряженная умственная работа. Культура мысли в ранней Византии была очень высокой.

Одной из самых глубоких философских теорий была философия неоплатонизма (Афинская школа), представленная утонченной диалектикой Прокла и Дамаскина, обогащенная исканиями Псевдо-Дионисия Ареопагита. Это была элитарная философия, развивавшая идею эманации (творения, созидания, перетекания) из духовного начала всего материального мира. Такая сложная философия была недоступна и неизвестна народу. Тем не менее, стремясь утвердить единую веру, Юстиниан I в 529 г. закрыл Афинскую школу. Он же осудил (проклял) другие религиозно-философские течения, что не только понизило теоретический уровень, существовавший в империи, но и отрезало христианскую мысль от некоторых ее истоков.

Христианство сложилось из многих философских теорий и Религиозных учений. В нем нашли свое место иудаизм, манихейство, неоплатонизм, философия Филона Александрийского, римского стойка Сенеки и некоторых других. От иудаизма в христианство пришла вера в единого Бога, в мессию (спасителя); десять заповедей, которые по преданию Бог начертал на скрижалях и передал Моисею, стали основой десяти заповедей Нагорной проповеди Христа. От манихейства в христианство пришел аскетизм, отречение от земных радостей, идея мученичества. Неоплатонизм привнес идею приоритета духовного над материальным, земным. Философия стоиков -- решение морально-этических проблем: утверждение, что при правильном понимании и восприятии действительности, при достойном образе жизни человек достигает атараксии -- спокойствия и невозмутимости духа.

В трудах религиозных философов того времени -- Василия Кесарийского, Григория Нисского, Григория Назианзина -- идеи раннего христианства сочетаются с неоплатонической философией.

Христианство стало носителем новой этики, нового понимания человека и его места в мире. В античном обществе достоинство человека определялось его родовой честью, выполнением долга, богатством и полисным статусом. Многое выше человеческой жизни: боги, смеясь вершат судьбы людей и народов, а герои, выполняя их волю, бесстрашно идут на смерть. В христианстве высшие ценности -- сам человек, любовь к другому человеку, к ближнему, такому же, как ты, человеку.

Античная философия такой любви не знала. Она признавала любовь чувственную и любовь божественную как безличную космическую силу, но не знали любви к ближнему, не знала сострадания. А в христианстве -- «Бог есть любовь».

Милосердная, всепоглощающая, всеобъемлющая любовь -- идеал христианского гуманизма.

Эти проблемы рассматриваются в трудах Григория Нисского и Псевдо-Дионисия. Речь идет о духовной любви, высшим проявлением которой является блаженство, душевный покой, обретаемый любовью к Христу.

В понимании возможностей достижения такого состояния были и мистически утонченные формы. Идея блаженства, духовного наслаждения является важнейшим стимулом духовной жизни «во Христе». Аскетический образ жизни вне мира и земных радостей, умозрительное созерцание дают высшее духовное блаженство, по учению исихастов. Основоположники исихазма Григорий Палама и Григорий Синаит считали «умное делание» идеальным средством для ухода от мирской суеты, «забвения низших и тайное видение высших».

Христианство привлекает и еще одной своей особенностью: оно считает всех людей равными перед Богом. Для Бога нет ни эллина, ни иудея, ни плебея, ни патриция, ни раба, ни рабовладельца, ни мужчины, ни женщины -- все равны перед Ним. Это особенно привлекало порабощенных, угнетенных, униженных, давая им возможность чувствовать себя такими же людьми, как и другие, в то, а числе и более преуспевающими в жизни.

Сам человек слаб, греховен, раздираем противоречиями. Христианство выявляет мучительное раздвоение внутри человека. Не земной жизнью не заканчивается человеческое бытие. Есть еще и другая жизнь, и человек верит в нее, зная, что никогда не поздно раскаяться в содеянном, спасти свою грешную душу и заслужить вечное блаженство.

Такая религия не могла не привлечь и своим отношением к человеку, и вселяемой в него надеждой на спасение. В этом тоже причина утверждения, распространения христианства и его жизненности.

Но свою каноническую форму христианство приняло не сразу. В IV--V вв. проходили постоянные богословские споры, вследствие которых появилось большое количество сект и ересей. Становление христианства идет в борьбе с «ересями» -- своеобразным неканоническим толкованием различных религиозных догм. Причин для появления «ересей» было не мало. Они рождались из приверженности людей к сложившимся традициям, неприятия эллинистической культуры или новых христианских доктрин. Центром ересей становилась сельская местность.

Богословы расходились в определении места Христа в Троице (тринитарные споры), в выяснении природы Христа (христологические споры) и в других, имеющих религиозно-философское значение вопросах.

Была здесь и более глубокая причина: в этих спорах решался вопрос о приоритете, о главенстве между западной и восточной церквами -- римской и константинопольской.

Эти споры и противоречия обострились в IX--X вв. В них по-прежнему выражалась борьба за главенство, но были и богословские причины. В 1054 г. произошел окончательный разрыв между христианскими церквами, который существует и до сих пор.

За западной (римской) церковью закрепилось название «католическая» («вселенская»), за восточной -- «православная» («ортодоксальная»).

Еще ранее, в VIII--IX вв., Византию потрясла борьба иконоборцев с иконопочитателями. Иконоборцы, основываясь на одной из заповедей -- не сотвори себе кумира -- и на легенде об отказе Христа запечатлеть свой лик, не только отвергали иконы, но и уничтожали их. В ходе этой борьбы большой урон был нанесен искусству.

В 572 г. издается императорский указ против иконопочитателей, по которому в храмах замазываются фрески и мозаики и уничтожаются иконы.

Борьба эта длится долго. В какой-то период иконопочитание было восстановлено, потом вновь запрещено и окончательно восстановилось только в 843 году.

Постепенно христианство принимает свои канонические формы и утверждается в Византии как господствующая религия.

4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ВИЗАНТИИ

Византийская художественная система развивалась на основе всей совокупности духовной культуры. Опираясь на античные представления о сути прекрасного, она трансформировала их в духе христианского вероучения. В результате рождалась новая эстетика -- эстетика, соответствующая нравственным запросам и эмоциональному восприятию средневекового человека.

Говоря о Средневековье, мы вспоминаем его грозные замки, романтичных рыцарей, сражавшихся и побеждавших на турнирах в честь прекрасных дам, всесильные монашеские ордена, окруженные мистикой и тайной.

И это совсем иные картины, чем те, что представляются современному человеку, если речь пойдет о древних греках или римлянах с их бесстрашными героями и богами-олимпийцами, непостоянными, веселящимися или гневными, спорящими друг с другом, влюбляющимися в земных женщин и азартно вмешивающимися в людские дела. Иное в Византии.

4.1 Архитектура

Христианское миросозерцание, постепенно овладевая умами и душами людей, меняло самого человека, его видение мира. Одной из фундаментальных идей Средневековья стала идея союза -- «симфония» -- христианской церкви и «христианской империи». Византия уже в ранний период своего расцвета следовала этой доктрине. В византийской художественной системе новое мировоззрение нашло блестящее выражение в архитектуре. И прежде всего -- в создании главного собора империи, собора св. Софии в Константинополе.

«Храм храмов» был воздвигнут по повелению императора Юстиниана. Возведение собора длилось пять лет -- с 532 по 537 год. В самом посвящении храма Софии -- «Премудрости божьей» усматривается отражение политики императора, направленной на укрепление власти и всей государственной системы, на ее разумное устройство. В содержательный образ храма «Премудрости» вкладывался целый комплекс идей, связанных с целесообразным жизнеустройством. София олицетворяла градохранительницу и мудрую устроительницу «дома». Именно «дом» в широком смысле -- от человеческого жилища до мироустройства -- являлся символом библейской Премудрости.

Перед зодчими, приступавшими к созданию собора св. Софии, была поставлена задача выразить в архитектурных формах «непостижимость и неизреченность» христианского восприятия вселенной и воплотить идею централизации и могущества империи. Знаменитые архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета с этой задачей великолепно справились, создав непревзойденный шедевр византийского творчества в храмовом строительстве.

Архитекторы сумели соединить в этом храме чистоту, строгость, монументальность античной архитектуры с достижениями зодчества Востока -- Ирана, Сирии и Малой Азии. Впервые здесь была реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. Сбылась мечта архитекторов Востока и Запада перекрыть сферическим куполом огромное центрическое пространство.

План св. Софии представляет собой слегка вытянутый прямоугольник, в центре которого мощными устоями выделен квадрат. Основу храма составляет трехнефная базилика. Устои являются главными вехами, отделяющими центральный неф от боковых.

Боковые нефы были перекрыты цилиндрическими и крестовыми сводами, над более широким и высоким центральным нефом поднимался огромный купол, диаметр которого составлял 31,5 м. Именно купол и в конструктивном и в художественном отношении был наиболее примечательной частью собора. Он был возведен на четырех столбах при помощи парусов -- треугольных изогнутых сводов, напоминающих надутые паруса: между столбами переброшены арки, на верхние точки которых опирается основание купола, а в промежутках между этими четырьмя точками тяжесть свода принимают на себя паруса, своими нижними углами упирающиеся в столбы.

С двух сторон к куполу примыкает сложная система постепенно повышающихся полукуполов. Над восточной, алтарной, частью храма и западной, где располагался вход в него, поднимались малые полукупола. Значительный распор, который развивал первоначально более плоский купол храма, передавался на два больших полукупола, расположенных на продольной оси здания.

Таким образом, была создана соподчиненность объемов храма. В закономерности их нарастания к куполу, вознесенному на огромную высоту, художественно воплощалась иерархия, проповедуемая Церковью как основа мироустройства.

София Константинопольская поражала современников своими размерами (длина храма 77 м), гармонией форм, рациональной организацией объемно-пространственной структуры. Все вместе это рождало ассоциации с мудростью и силой императора, с могуществом управляемого им государства, с его правом на единодержавие.

Собор св. Софии был воздвигнут на площади около императорского дворца. К этому центру Константинополя сходились все главные городские улицы. Неподалеку, за дворцовыми зданиями, Мраморное море переходило в Босфор и бухту Золотой Рог -- морской путь и главную пристань. Поэтому сама по себе площадь воспринималась как центр подвластного византийцам мира. Местоположение придавало собору особую значимость, и, наоборот, собор возвеличивал Константинополь. Окруженный с трех сторон подступающими к его стенам постройками, собор поднимался над ними, и его мощный купол был виден издалека с улиц столицы.

Городской ансамбль Константинополя сложился уже в первой половине V в. Тогда же был построен Большой императорский дворец. Судя по описанию современников, его основные сооружения уступами спускались в сторону Мраморного моря, красуясь своими террасами и аркадами. Среди многочисленных ворот, ведущих в город, выделялись своей красотой главные -- знаменитые Золотые ворота. В эпоху Юстиниана, в VI в., светское строительство активно продолжалось, во многом, еще сохраняя дух античности.

Тем важнее были новшества, появившиеся в храмовом строительстве. Каждая деталь храма Софии Константинопольской, каждый новый аспект его внешнего вида и внутреннего пространства были призваны явить миру образ вселенной таким, каким его родило сознание того времени. Если внешний вид храма был строг и даже аскетичен, то его внутреннее строение и убранство поражали великолепием. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота и драгоценной утвари, сияние множества лампад создавали иллюзию беспредельности пространства собора, превращали его в подобие макрокосмоса, символически приближали к образу Вселенной. Не случайно возвратившиеся из Царьграда послы древнерусского князя сказали о Софии: «Не знаем, где мы были, то ли на небе, то ли на земле».

Подобное восприятие достигалось целым арсеналом конструктивных и художественных средств. Простые византийцы допускались в собор через двери, ведущие в боковые нефы. При взгляде через колоннаду на центральный неф они невольно воспринимали его в контрасте с невысоким пространством боковых помещений. В центре храма возвышался огромный амвон -- сложное сооружение из серебра и драгоценных камней, в котором разворачивалось литургическое служение. Оно должно было символизировать историю вселенной в христианской интерпретации, а центральное помещение храма -- служить идеальной моделью ойкумены.

Грандиозный по размерам подкупольный зал воспринимался именно как образ мироздания. Конструктивные задачи были решены таким образом, что пространство храма казалось безмерным. Более того, стены и перекрытия как бы утрачивали свою материальность, создавалось впечатление хрупкости материальной оболочкой здания и его стен. Эффект достигался за счет облицовки поверхностей цветным мрамором, использования световых эффектов. Кроме того, стены представлялись ажурными и просвечивающими, так как были прорезаны аркадами и окнами.

Освещение центрального зала нарастало по мере подъема вверх от приглушенного свечения нижнего яруса к яркому сплетению солнечных лучей, которые падали сквозь многочисленные окна у основания полукуполов. В этом потоке света главный купол, облицованный изнутри голубой мозаикой с золотым крестом в центре, воспринимался как явившееся чудо. Сорок окон у его основания создавали иллюзию светового кольца. Не случайно у современников рождалась мысль, что купол подвешен к небу на золотой цепи. Тем самым окончательно достигалась иная, чем в античности, ориентация архитектурного сооружения3.

В VIII--IX вв. в византийском храмовом строительстве начинает главенствовать крестовокуполъный тип храма. Купол на барабане был более устремлен ввысь, чем относительно более низкие и плоские купола предшествующего времени. Он опирался на четыре свободно стоящие опоры. От подкупольного пространства крестообразно, ориентируясь по сторонам света, расходились «рукава» равноконечного «греческого» креста -- прямоугольные помещения, перекрытые сводами, как правило, цилиндрическими. Все пространство храма, от северной до южной стены, от главного входа до алтарной части было связано воедино и подчинено центральному куполу.

В крестокупольных постройках отсутствовали прямолинейные перекрытия, наличествовали лишь арки, купола, своды. Это (как и в соборе св. Софии) создавало эффект «свисающей» архитектуры. Поскольку каждое культовое сооружение в период Средневековья отражало целый комплекс общественных идей, выражавшихся с помощью христианских символов, то и эта особенность крестово-купольного храма имела определенное толкование. Пространственная ориентация, выражавшая одновременно движение вверх, к куполу и от купола, как центральной точки, вниз, символизировала идею библейской мистической «лестницы», по которой совершается общение земли и неба.

Наружный вид храмов терял аскетизм и суровость, так как объемы зданий приобрели большую расчлененность и, группируясь вокруг главного купола, повышались к центру. Большое значение стали придавать обработке стен с внешней стороны.

Характерной постройкой этого периода считалась пятиглавая церковь «Неа» (Новая) в Константинополе, возведенная при императоре Василии I и освященная в 881 году.

В XI--XII вв. общая тенденция развития церковной архитектуры заключалась в постепенном изменении пропорций, нарастании вертикализма. Устремленность силуэта храма ввысь придавала архитектуре новый эмоциональный характер.

Уменьшались размеры храмов, так как строились по преимуществу монастырские или приходские церкви, рассчитанные на небольшое число молящихся. Появились частные молельни богатых семейств.

В это же время византийский архитектурный стиль начал триумфальное шествие на дальних окраинах империи. Сложилось несколько локальных школ, успешно применяющих и развивающих достижения византийской архитектуры. Повсеместно увеличивалось значение вертикальных линий и членений фасада, что изменяло силуэт храма. Стремясь украсить внешний вид храма, строители все чаще прибегали к использованию узорной кирпичной кладки. В Греции, например, при сохранении некоторой архаичности форм (нерасчлененность плоскости фасада, традиционные формы небольших храмов) с ростом влияния нового стиля все шире использовали узорный кирпичный декор и полихромную пластику. В XIII--XV вв. территория Византийской империи все больше сокращается. Время правления династии Палеологов (1261--1453) -- последнее в истории Византии. Созданные в этот период памятники культуры -- это памятники византийской провинции, а не столицы. Собор св. Софии в Константинополе остался непревзойденным шедевром. Недаром он всегда выполнял роль главной святыни Византии. В течение веков внешний облик Софии сильно изменился. Завладевшие Константинополем в XV в. турки пристроили к церкви минареты и превратили ее в мечеть.

4.2 И и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.