На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Культурно-исторический процесс мировой истории и цикло-волновой подход к его анализу. Система культуры. Ценностные ориентиры. Социокультурные типы общества. Эмпирическое постижение мира. Нарастание кризисных тенденций в мировой рыночной экономике.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 18.08.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


7
ВОЛНОВАЯ ДИНАМИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Социальная ситуация рубежа 20-21 столетий высветила проблему динамики культуры, которая переживает острый кризис, порожденный переходом общества от индустриального к постиндустриальному развитию. Цикло-волновой подход к анализу культурно-исторического процесса позволяет решить ряд методологических и теоретических проблем социальной философии. В частности, проблемы динамики общественных отношений, наличия определенного ритма истории, повторяемости форм экономической и политической и культурной жизни социума. Понятие «культура» в статье рассматривается, как открытая самоорганизующаяся система «значений, норм и ценностей» социальной жизни. С другой стороны, это же понятие обозначается как синтез «исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения) обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях». Совмещение этих двух подходов позволяет, на наш взгляд, осмыслить ряд феноменов социокультурной реальности, изменения в которой «могут иметь множество векторов, причем векторов со слабо фиксируемыми пространственно-временными координатами».
Продолжатель философской школы русской циклизма Н.А. Бердяев (1884-1948) считал, что любые социальные системы переживают «период зарождения, детства, возмужалости, высшего расцвета и, наконец, период старости, дряхлости, отцветания и смерти». Подобный цикл - это процесс утончения, а затем, иссякания творческих сил культуры. Следовательно, Бердяев признает цикличность развития культурно-исторического процесса как периодическую смену подъемов и спадов человеческой активности.
Немецкий философ и социолог О. Шпенглер (1880-1936) в работе «Закат Европы» развивает теорию циклической динамики великих культур создаваемых этносами. Культуры обладают уникальностью, имея «свою собственную форму и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования, и, наконец, собственная смерть», проходя цикл эволюции примерно в 1000 лет. При этом внутри каждой культуры процесс смены периодов ее развития обнаруживает определенного рода ритмичность, нелинейность, которая выражается в последовательности множества кризисов, потрясений, взлетов и падений. Очень важным для понимания концепции Шпенглера является его указание на существование помимо 1000-летнего цикла различных внутренних, менее масштабных повторяющихся ритмов (50-летнего, 70-летнего, 300-летнего и т. д.), что говорит о множественности ритмических колебаний общества, влияющих на культурно-исторический процесс. Большой заслугой Шпенглера явилась попытка проследить механизм перехода культуры в стадию цивилизации. Так, на нисходящей стадии развития, культуры в результате окостенения и омертвления превращаются в цивилизации, представляющие собой «искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей». Цивилизация предполагает стандартизацию жизни общества. Таким образом, несмотря на ошибочное представление Шпенглера о цикле развития общества от культуры к цивилизации и понимание последней как упадка культуры есть важнейший шаг не только в развитии циклической концепции, но и складывания предпосылок для формирования цикло-волнового подхода к пониманию культурно-цивилизационного процесса мировой истории. Дело в том, что он раскрыл здесь внутрицивилизационный механизм социума как проявления динамики самой культуры.
Новый толчок для осмысления волновой динамики культуры был дан А.Д. Тойнби (1889-1975). В противовес О. Шпенглеру, который говорит о великих культурах, английский историк разрабатывает идею о великих цивилизациях как о динамических структурах этносов. Они составляют основу исторического процесса, проходя стадии генезиса, роста, надлома и распада, т. е. повторяют определенный цикл развития. Цивилизации, как отмечает А. Тойнби, возникли в результате Вызова, который может быть как природным, так и человеческим, на который общество дает Ответ. «Так, в нильской долине ответом стал генезис египетской цивилизации, в долине Тигра и Евфрата - шумерской, в долине Инда и его бывшего притока - так называемой индской культуры...». Однако Тойнби выходит за рамки собственно циклической концепции. Он отмечает, что «наличие периодически повторяющихся движений в процессе роста цивилизаций ни в коей мере не предполагает, что сам процесс, включающий в себя эти движения, принадлежит к тому же циклическому порядку, что и сами эти движения». Причем «большое движение, порождаемое монотонно поднимающимися и опускающимися крыльями, есть движение не повторяющееся, а прогрессивное». Циклическое развитие цивилизаций способствует выходу в развитии общества на новый уровень, свидетельством чему служит смена трех поколений цивилизаций. Это первичные цивилизации (вышедшие из архаичных обществ), цивилизационные общества второго поколения и цивилизации, связанные с универсальной (мировой) религией. Церковь высших религий (зороастризм, буддизм, христианство, и ислам) играет, по Тойнби, роль куколки, которая впитывает в себя энергию гибнущих цивилизаций. «Поток психической энергии, который не находил себе пути в заблокированных или разрушенных каналах разлагающейся цивилизации, теперь начинает распространяться по вновь образовавшимся каналам церкви». В дальнейшем «церковь-куколка облучала этой энергией завязь новой цивилизации прежде, чем произвести ее на свет.
Важное значение для понимания динамики культуры имеет попытка Тойнби выявить социальные силы, определяющие вектор и направление культурно-исторического процесса. Главную роль в развитии цивилизаций он отводит творческому меньшинству или элите. Хотя концепция Тойнби и допускает предопределенность в развитии цивилизаций, он, тем не менее, подчеркивает значение поступков людей, которые могут вывести цивилизацию из заданного круга. Вместе с тем ошибки правящей элиты при решении тех или иных задач цивилизационного развития порождают застой, и даже гибель общества, прерывая поступательное его развитие и направляя его в сторону циклического движения. Подобное обстоятельство, учитывающее роль социального выбора дает основание считать циклическую концепцию Тойнби не классической, а переходной к волнообразному пониманию исторического процесса.
Анализ показывает, что цикличность в понимании культурного развития допускает воспроизведение некоторых элементов прежней социальной системы (общества, этноса, культуры или цивилизации), а также повторение определенной последовательности исторических событий. Но такое повторение первоначального состояния социума есть качественно иной (низкий или высокий) его уровень. Эволюция циклических представлений исторического движения общества в сторону признания его разомкнутости дает основание утверждать, что этот методологический прием служил основой для формирования цикло-волнового понимания динамики общества. Главным достижением данного подхода к осмыслению исторической действительности стала возможность представить цикл как первооснову непрерывного волнового культурно-исторического процесса. В то же время, его сторонники явно недооценили поступательный момент развития, переводящий социум в новый режим функционирования.
Глубокие идеи по проблеме волновой динамики культуры были разработаны русско-американским философом и социологом П.А. Сорокиным (1889-1968). С точки зрения ученого, любое общество - социокультурная система, которую можно понять только благодаря присутствию в ней «значений, норм и ценностей», выступающих, как культурные качества. Наличие своеобразных ценностных ориентиров позволяют говорить об особых социокультурных типах общества, которые логично рассматривать и как отдельные этапы его эволюции. Сорокин выделяет три типа общественных суперсистем: идеациональный, основанный на интуиции и духовной истине, идеалистический, включающий в себя чувства и интуицию, а также чувственный, когда мировоззренческие установки опираются на эмпирическое постижение мира и рациональную истину. Любая из культурных суперсистем «обладает свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением, своей религией и образцом «святости», собственными представлениями правого и недолжного, собственными формами изящной словесности и искусства, своими нравами, законами, кодексом поведения, своими доминирующими формами социальных отношений, собственной экономической и политической организацией, наконец, собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением». Причем, ни одна из суперсистем не является совершенной, из-за ограниченности творческих возможностей развития, что определяет их неизбежную смену. «Ни одна система не заключает в себе всю истину, так же как ни одна другая не является целиком ошибочной»
Переходы от одного типа к другому он описывает с помощью понятия «флуктуации культур» (колебания, постепенное отклонение, медленное изменение), что фактически означает волнообразное движение культурных суперсистем. Вместо стабильной поступательной тенденции развития культуры «мы свидетельствуем ряд колебаний от одной доминирующей системы к другой». Источник развития культуры, можно обнаружить в том, что любому обществу присущи признаки всех трех социокультурных типов, «один из которых доминирует в ту или иную эпоху». Данное обстоятельство побуждает суперсистемные типы к противоборству, давая импульсы развитию культуры. Подобные трансформационные процессы являются следствием неравновесной идейно-ценностной среды. «Точками роста» такой среды могут выступить религиозные и философские учения, которые появляются в критические периоды истории и предлагают варианты выхода из социального тупика. Центрами распространения ценностей становятся - монастыри, школы, университеты и т. д.
Анализируя цикличность культурных суперсистем, П. Сорокин отмечал периоды господства идеациональной (VI-XII в.), идеалистической (XIII-XV в.) и сенситивной (XVI-XIX в.) культур. Это обстоятельство позволяет их рассматривать «как единый более обширный культурно-исторический период». Таким образом, можно выделить волновой суперцикл развития суперсистем в 1200 лет, который окончился в истории Западной Европы к началу 20 века, после чего общество вступило в тяжелый 200-летний переходный период к новому суперциклу. Соответствующая культурная динамика предполагает смену способа функционирования общества в зависимости от стадии волнового суперцикла, что можно представить в виде следующей модели.
На восходящей стадии очередная система культуры охватывает лишь незначительную часть общества, которая активна и динамична, что приводит к утверждению ее ценностных ориентиров в обществе. Так, например, в период своего восхождения идеациональная культура средневекового зодчества IX-XII веков «создала наиболее великолепные культурные образцы во всех секторах западной культуры». В серединной точке волнового процесса господствующая система культуры стремится к закреплению основополагающих принципов своего существования. Для идеациональной культуры это был период XII-XIII веков - расцвет схоластики. Чувственная суперсистема проходила этот период в XVIII «веке Просвещения».
Выявляя причины культурного упадка с позиций цикло-волнового подхода можно отметить, что на нисходящей стадии, ведущая суперсистема занимает монопольные позиции, а это обстоятельство, по мнению Сорокина, способствует вытеснению других ценностных ориентаций на периферию общественного сознания. В результате, доля «ложных истин» в ней возрастает. По «мере распространения «вширь», захватывая все большее количество приверженцев, она растрачивает запас «энергетических сил», становится все более инертной, деградирует до формальности. Так закат средневековой культуры связан с разрушением идеациональной системы культуры. «Он начался в конце XII века, когда появился зародыш нового - совершенно отличного - основного принципа заключающегося в том, что объективная истина и ее смысл чувственны». Аналогичная фаза чувственной культуры в Европе соотносится с началом 20 века, когда проявился ее системный кризис, связанный с борьбой между «деструктивными силами умирающего чувственного строя и созидательными силами возникающего интегрального социокультурного строя». Конфликт между ценностями различных людей и групп становится непримиримым, что «неизбежно порождают борьбу особой интенсивности, отмеченную широчайшей интенсивностью форм». В этих условиях старые ценности не в состоянии играть роль интегрирующего и структурирующего начала. Когда созидательные силы суперсистемы исчерпаны, она становятся либо мертвой, либо изменяется «в новую форму, которая открывает новые возможности и ценности.
Рассмотренный нами механизм волновой динамики суперсистем отличается неравномерностью своего проявления - 600-летним периодом идеациональной, 300-летним периодами идеалистической и 300-летним периодом сенситивной культуры. Причем, на восходящую и нисходящую фазы идеалистической культуры тратится в среднем по 300 лет, а на аналогичные фазы идеалистической и сенситивной - по 150 лет. Длительное развертывание идеациональной культуры можно объяснить трудностями формирования в общественном сознании основополагающих идей, которые станут ведущими ориентирами действия социальных субъектов в течение данного суперцикла. Как отмечает В.Д. Жукотский, в 20 веке завершается начавшийся в веке XVII большой исторический цикл «Между этими столетиями лежит драматическая эпоха секуляризации культуры, которая обозначается как индустриальная цивилизация».
В настоящее время, представление о циклической динамике культуры активно развивает Ю.В. Яковец. Он считает, что развитие культуры полициклично, т. к. друг на друга накладываются волны разной длительности и глубины. Наиболее длительные из них - тысячелетние а также полуторатыс и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.