На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Основоположник башкирской литературы Мажит Гафури. Лирическая поэзия Мустая Карима. Газиз Альмухаметов, фольклорист-собиратель, исполнитель и композитор. Яркое и правдивое искусство художника Ахмата Лутфуллина. Симфонии, песни и романсы Рауфа Муртазина.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 18.11.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Мажит Гафури
(1880-1934)

В творчестве основоположника татарской и башкирской литератур, народного поэта Башкирии Мажита Гафури нашли своё яркое выражение основные узловые проблемы литературного движения в Башкирии и Татарии в первой трети XX века.
Сын сельского учителя, Мажит Гафури родился 20 июля 1880 года в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда (ныне Гафурийский район Башкортостана), с раннего детства его преследовали невзгоды жизни. Ученик медресе, тринадцатилетний Мажит почти одновременно лишается отца и матери, начинает скитаться в поисках заработка по Уралу. Будущий поэт пытается устроиться в медресе в Уфе и в больших селениях, обучает детей в родной деревне, работает чернорабочим на небольшом чугунном заводе. Новый, XX век Мажит встречает шакирдом (учеником) медресе Зайнуллы-ишана в Троицке. Здесь знакомится с произведениями татарской литературы. В это же время летом работает на золотых приисках татарских миллионеров Рамиевых, выезжает в казахские степи для обучения детей грамоте. Глубокое впечатление у Гафури оставляют казахские песни, творчество акынов, сказки и легенды казахского и родного народов. Здесь же в медресе зимой 1901 -- 1902 года Гафури сочиняет свое первое стихотворение «Шакирдам ишана» -- злую сатиру на затхлую атмосферу в медресе за что шакирды-фанатики жестоко избивают Мажита.
Первый сборник стихов Гафури «Сибирская железная дорога или Положение нации» выходит в 1904 году в Оренбурге. В том же году в Казани отдельной книгой издается первый рассказ писателя «Жизнь, прошедшая в нищете». Писатель одновременно выступает и как поэт, и как прозаик, продолжая работать в различных жанрах до конца своего творческого пути.
На литературную арену Гафури вступил как певец новой эпохи созидания, сближения разных народов. Уже в первом сборнике о Сибирской железной дороге основные две темы, пронизывают стихи поэта. Это, во-первых, воспевание нового времени, века прогресса и техники, обобщенного Хне Транссибирской магистрали, первая встреча с которой оставила у юного Гафури сильное впечатление. Вторая сквозная тема книги стихов - отсталость востока от европейского прогресса, забитость и невежество татар и башкир по сравнению с русским народом.
Гафури в стихах о Сибирской железной дороге поднимается до серьезных обобщений, воспевая созидательную силу могучей Родины - великой России:
Честь и слава России -- могучей стране,
Чьё дыханье слышу я в ночной тишине,
Где слова разыскать, чтоб о ней рассказать,
Чтоб достойною песней воспеть её мне?
(Перевод А. Ойслендера).
То, что воспитанный в религиозном медресе шакирд смог увидеть прогрессивные тенденции в жизни, сумел сказать похвальное слово своей многонациональной Родине -- России, было новым явлением в национальной литературе того периода.
Первое прозаическое произведение М. Гафури - рассказ «Жизнь, прошедшая в нищете» -- по своей теме и жизненному материалу явилось новым словом в татарской и башкирской литературе начала XX века. В литературу, до сих пор имевшую дело с героями из среды мулл, баев, торговцев и шакирдов, Гафури ввёл совершенно новых героев -- деревенских бедняков, ужасающей нищетой низведённых до самого дна жизни.
Несчастье героев рассказа -- деревенского батрака Нигматуллы в его жены Сарви - рисуется в трагикомических ситуациях, но смех этот - смех сквозь слёзы. Страшное социальное неравенство и беспросветная бедность в изображении Гафури выступают не только простым фоном повествования, но и как обобщённая типичная картина тогдашней действительности.
Уже то, что весь день гнувшие спину люди не могут съесть кашу из заработанной горсти зерна и остаются голодными, - само по себе маленькая трагедия. Рассказ Гафури заставляет поверить в бессмысленность и идиотизм изображаемой жизни, приводящей героев к грустной развязке: зимой, во время бурана, погибает пьяный Нигматулла, нёсший домой еду; Сарви выходит замуж за другого -- такого же бедняка Ахматгали, но и здесь её подстерегают несчастья, и она остаётся одинокой.
Первая русская революция 1905 -- 1907 годов стала новым этапом в творческой эволюции Гафури, встретившего эти исторические дни шакирдом в Казани. От всей души поэт приветствует долгожданную революцию, посвящает ей восторженный «Стих радости» (1905). Гафури как бы интуитивно понимает величие революционных перемен, называя эту пору временам «восхода солнца свободы», когда «подняты чаши весов» и встал вопрос о том, «которая из них под конец перетянет».
В стихах января 1906 года «Уныние» поэт уже обнаруживает новые представления о судьбе и задачах революции, выделяет «нашедших в себе силу» трудящихся, рабочий класс, которых он противопоставляет «пустозвонам», «сплошь безумным» буржуазным националистам. «Капля за каплей -- большой переполнен сосуд, время настало -- должен пролиться он», -- пишет поэт.
Повесть М. Гафури «Бедняки» (1907), потрясла читателей реалистическим изображением беспросветной жизни бедноты буржуазного города. В этой повести читатель с неумолимой последовательностью прослеживает трагические судьбы бедняков-подёнщиков, изо дня в день, несмотря на жесточайшие морозы, простаивающих на городской базарной площади в ожидании работы, которая дала бы хоть несколько грошей, необходимых для поддержания жизни их несчастных детей.
Перед глазами читателей шаг за шагом проходит безрадостная судьба бедняка Шарифа. Жизнь, полная унижений, изнурительного труда, голода и постоянного страха за детей, обрывается страшной смертью.
Трагичны судьбы жены Шарифа Бадри и её соседки Джамили. В этих образах Гафури продолжает тему тяжелой Доли татарских и башкирских женщин.
Особенно трагична судьба молодой женщины Джамили. Долгие дни проводит она в безуспешных поисках работы и уходит из жизни вместе со своим мертворождённым ребенком, который, по выражению Гафури, «словно не желал являться в этот мир, полный страданий...».
В произведениях «Голодный год, или Проданная девушка» (1906), «Дети -- сироты» (1907), писатель бросает вызов миру социального неравенства и несправедливости, воспевает высокую нравственность, и чистоту души простого труженика, его истинную человечность.
Однако общее поветрие реакции, взятие поэта под надзор полиции, конфискация его сборников стихов «Моя молодая жизнь» и «Любовь к нации» не могли не повлиять на Гафури подавляюще. Поэт мучительно ищет новые ценности, обращается к природе и интимной лирике.
Но и в годы реакции поэт много думал о народе, о простом труженике. В стихах 1908 -- 1909 годов «Богач и работник», «У богачей», «Нищий», «Жалею» поэт выступает обличителем социального неравенства. Лирический герой этих произведений как бы вобрал в своё сердце все страдания угнетенных. Всё более точно и резко определяет поэт свои симпатии, гордо заявляя: «Я там, где стонут бедняки» (1912). Идеал настоящего человека для Гафури среди тех, у которых «хотя и пятна в одежде, но нет пятен в душе». Вера в творческие силы народа привела Гафури к формированию своей идейно-эстетической программы, которую он изложил в стихотворении «Я и мой народ» (1912):
Лишь сделаю я шаг вперед,
Как тотчас оглянусь назад;
Желая знать, куда шагнул,
К народу обращаю взгляд.
(Перевод П. Панченко)
Отдельные стихи поэта становились народными песнями, его поэзия завоевывала любовь все большего круга читателей.
В поисках героя-современника, борца за народное счастье, писатель обращается к народной поэзии, к героическому эпосу. Прикосновение это было плодотворным: в рассказы Гафури проникла романтическая струя, уходящая своими корнями в стихию народного устно-поэтического творчества. Побывав в 1909 году среди башкир, живущих в окрестностях большого озера Аслыкуль, Гафури записал и издал эпос «Заятуляк и Хыухылу». В варианте эпоса, записанном писателем, герои изображаются в возвышенно-романтическом плане. История любви земного джигита Заятуляка к подводной царевне Хыухылу привлекает высокой романтикой, герои эпоса разговаривают друг с другом возвышенно, стихами. Заятуляк -- герой справедливый, смелый. В целом, это сказание -- гимн любви, верности, отваге, преданности. Небольшие рассказы М. Гафури этой поры «На берегу Белой», «В лунную летнюю ночь», «Девушка-булгарка Айсылу» привлекают также поисками романтического героя, идеалом искренней любви и светлой мечты.
В повести-исповеди «Жизнь Хамита, или Лейла и моя жизнь» (1910) писатель делится своими раздумьями об окружающем мире, о времени, проблемах морали и бытия, семьи и любви. В этом произведении автор выдвигает свои педагогические и этические взгляды, выступает защитником равноправия женщин, ставит вопрос о традициях и взаимоотношении наций.
Мажит Гафури, уже имевший большой опыт творческой работы, писатель-борец, первую мировую войну воспринял как ненужное для народа кровопролитие, огромное бедствие. Первое стихотворение о войне он назвал «Безвременье», изобразив это бедствие как проклятье, фатальную неизбежность, посланную богом.
В стихотворении «Судьба» (1915), сравнивая тяжкую судьбу с необузданной стихией-морем, Гафури выражает веру в грядущие перемены в мире. «Всё ближе час решения судьбы народа», -- пишет он.
Братоубийственную сущность империалистической войны поэт раскрыл в стихотворении «Кто он?» (1915). Автор откровенно разговаривает с солдатом, которого заставили убивать такого же, как он сам. Для того чтобы избежать братоубийства автор призывает солдата «стать хозяином своей судьбы».
Осмысление действительности, осознание того, что человек должен надеяться только на свои силы, поэт выразил в знаменитом стихотворении «Видно, нет тебя, аллах!» (1915).
Уже одно сомнение в существовании аллаха было большой смелостью в условиях мусульманского фанатизма. Гафури идёт дальше, упрекая всевышнего в «недостойных его величия» делах, как передача «всего своего могущества золоту и серебру на земле», допущение «насилия сильных над слабыми», и, наконец, как бы бросает вызов аллаху, требуя вместо обещанных им наслаждений на том свете земных радостей сегодня.
Взрывная сила стихотворения Гафури вызвала бурю. Духовенство и богачи предавали Гафури анафеме в мечетях Уфы, Казани, Оренбурга.
Лирика Гафури многогранна. Поэт страстно воспевал добрые устремления и душевные порывы своего народа, величие и красоту родной природы, высказывая тем самым искреннюю любовь и верность своему народу.
Падение царизма, победу Февральской буржуазно-демократической революции Гафури назвал в своём стихотворении «Утром свободы». Теперь уже поэт во всю свою звонкую силу воспевает рабочий класс. «Красное знамя» -- так называлось стихотворение, ставшее песней -- гимном революции. Так называлась и книга стихов, изданная в 1917 году. Поэт -- восклицал:
Погляди вперед --
Красный флаг плывет,
С ним былую тьму
Победил народ.
С ним рабочий класс,
Правда только в нём!
Всей земле он стал
Путевым огнём.
(Перевод Д. Кедрина)
В первые годы Советской власти Мажит Гафури активно участвует в создании учебников для школ, в переводе произведений русских классиков.
В 1927 году Мажит Гафури закончил популярнейшую в народе повесть «Черноликие» («Опозоренные») - одно из лучших своих произведений. В нём с большой силой и полнотой изображено рабское, полное трагизма положение простой деревенской женщины.
Свою героиню Галимэ Гафури в подзаголовке повести назвал «одной из миллионов жертв прошлого». Умная трудолюбивая и красивая девушка, она полюбила лучшего джигита своего села Закира. Она мечтает о будущем счастье вместе с ним, но завистники, а вместе с ними деревенский мулла и фанатические приверженцы религии ненавидят и их любовь, и их душевную чистоту. Оказалось достаточно одной только встречи Закира и Галимэ, одной их беседы, чтобы объявить их вероотступниками, величайшими грешниками, достойными самого сурового и навеки позорящего их наказания.
Особенно тяжким ударом для Галимэ было проклятие её отца -- человека, обманутого муллами, живущего в плену религиозных предрассудков. Фахри выгоняет Галимэ из дому. Её возлюбленный, искалеченный и опозоренный Закир, вынужден покинуть село. Галимэ не может вынести всего этого: несчастная девушка сходит с ума и гибнет.
В этой повести Гафури со всей беспощадностью срывает маски с мулл и их приспешников. Они предстают перед читателем во всей своей гнусности, лишенные чести и совести. Их мораль -- сплошная ложь, они заставляют людей лицемирить, творить несправедливость и губят всё чистое и правдивое.
Трагедия Галимэ не проходит бесследно и для окружающих. Пусть поздно и медленно, но глаза их раскрываются, и они утрачивают свою былую веру в коран и муллу. Фахри, отец Галимэ, на собственном горьком опыте понял, что несёт народу религиозный фанатизм.
Одна из лучших повестей Гафури -- «На золотых приисках поэта» (1929). Эта повесть автобиографична. В ней Гафури с большой реалистической силой рисует тяжёлую жизнь рабочих на золотых приисках крупнейших татарских капиталистов братьев Рамиевых, один из которых, Закир Рамиев, был поэтом и печатался под псевдонимом Дардеманд. В годы скитаний Мажит Гафури попал на этот прииск, работал в полутьме его низких шахт, добывая гроши для продолжения своего образования.
В повести «На золотых приисках поэта» Гафури создает целую галерею образов рабочих -- первых представителей рабочего класса из татар и башкир.
На золотых приисках поэта Дардеманда царит бесчеловечная эксплуатация. Жизнь рабочего ни во что не ставится, они работают в опасных для жизни условиях -- на шахтах, то и дело случаются обвалы. Один из героев повести, старик Садим, получает на шахте тяжелое увечье, а молодой рабочий, лишённый всякой помощи, умирает в грязном, зловонном бараке.
Повесть «На золотых приисках поэта» Мажита Гафури проникнута верой в силы народа, в его светлое будущее. Люди труда, их жизнь и мораль - противопоставлены жизни и человеконенавистнической морали богачей. Рабочие, несмотря на нужду и тяжкий быт, правдивы, чистосердечны, готовы помочь друг другу во всех невзгодах жизни.
Есть у Мажита Гафури и несколько детских рассказов -- «Рассказы о далёком прошлом», «Потерянный Актырнак», «Дикий гусь», «Батрак» и другие, пользующиеся большой любовью у детей.
Проза Мажита Гафури, как и его поэзия, многогранна, затрагивает различные стороны и этапы народной жизни. Его произведения, простые, искренние и задушевные, остаются в строю и сейчас, призывая нас так же любить свою Родину, как любил её Гафури, также трудиться во имя своего народа, как умел трудиться во имя его этот замечательный поэт и гражданин.
Творческое наследие Гафури, его произведения в различных жанрах и в наше время продолжают волновать умы и сердца, ибо поэт сумел сказать, своё слово о времени и о себе, о родном крае и родном народе.
По Г. Рамазанову.

Мустай Карим
(1919 г.)
Известный дагестанский поэт Кайсын Кулиев писал: «Если бы я ничего не читал о Башкирии, кроме книг Мустая Карима, и не видел ни одного башкира, кроме Мустая, то и тогда я мог бы считать, что знаю Башкирию и ее народ». Наверное, это самая высокая оценка творчества поэта -- выразить думы, чаяния и самых дух народа может только большой художник.
Мустай Карим родился в 1919 году в ауле Кляш, на берегах прекрасной реки Демы. В своем роду писатель оказался лишь вторым грамотным человеком. Первым научился читать и писать старший брат Мустая, окончивший после революции начальную школу. А до того никто в большой семье не умел даже подписаться, как, впрочем, почти в любой другой крестьянской башкирской семье. «Вместо подписи ставили тамгу (метку), похожую не то на вилы, не то на куриную лапу, -- рассказывает писатель. -- Эта тамга была у нас вроде родового герба. Ее можно было видеть везде: и на меже земельных наделов, и на сбруе, и на крупе коня, даже на топорище».
Когда началась война, Мустай Карим только что окончил литературный факультет педагогического института. Он сразу ушёл на фронт. В армии был начальником связи и начальником штаба артиллерийского дивизиона. Противотанковый артдивизион действовал на самых ответственных передовых рубежах, все время вел жесточайшие сражения. Но и тогда, в боевой обстановке, и позже, лёжа с тяжелой раной в госпитале, Карим писал стихи. После госпиталя он стал корреспондентом фронтовых газет и оставался на фронте до последнего дня войны.
Писать и печататься Мустай Карим начал ещё до войны. Но настоящая известность пришла к нему с военными стихами.
Поэты-фронтовики! Как много говорят эти два слова! Люди, сражавшиеся за Родину, за спасение всего человечества -- и боевым оружием, и поэтическим словом. Люди, знавшие самый тяжкий и опасный труд войны и создавшие такую высокую, такую блистательную и, как хлеб, нужную поэзию! Стихи военных лет, запечатлевшие советского человека на войне, стали славой и непреходящей гордостью нашей литературы. В этой поэтической сокровищнице есть немалый вклад Мустая Карима.
За годы, прошедшие после войны, Мустай Карим много путешествовал и писал. Но по-прежнему чаще всего он обращается в своих стихах к отчему краю, к его людям. Когда художник или писатель особенно ярко и зримо рисует какую-либо область земли, он как бы дарит ее нам. Земля эта становится для нас родной. Мустай Карим дарит нам Башкирию. Её щедрые пашни и заливные луга, её горы, реки, озёра -- живут в его стихах многоцветно и свежо.
Я иду цветущею долиной
В свой аул из дальнего похода.
Землянику рву и пью горстями
Родников родных живую воду.
Говорят цветы мне:
«Здравствуй, здравствуй!»,
Легкие головки наклоняя...
Нет цветов таких на всей планете --
Я прошёл по ней, я это знаю!
Поэзия Мустая Карима задушевна и лирична. Но, как и в годы войны, она всегда на переднем крае, так как говорит о самом важном: о нравственном облике нашего современника, о его духовной жизни, о высоте помыслов, о доброте, о том, что делает человек для других, для своего народа. В поэтических размышлениях Карима отчетливо звучит чувство ответственности. В одном из своих стихотворений он прямо спрашивает себя: что ты дал времени своему? Ответ на этот вопрос для него -- важное мерило жизни и творчества.
Поэт любит людей. Борется за лучшее в них. И верит им. Проходя тот путь, что «зовется жизнью», он проверяет себя, глядя в глаза людей.
Я путь определяю не по звёздам,
А -- как по звёздам -- по глазам людей,
По радостным, печальным и серьёзным...
Гляжу в глаза, чтобы с пути не сбиться,
Чтоб в песне не солгать, не ошибиться.
Поэт всегда стремится к простоте и естественности. Нет громких слов и в стихотворении «Белое и чёрное», но сколько смысла поэт вложил в эти строчки!
Цвет горя чёрен, чёрен, как земля,
Приходит, наши волосы беля.
Земля, она сама черным-черна,
Но белизну цветов поит она.
Коль одного тебя гнетёт беда,
Не говори, что вся земля седа.
(Перевод И. Снеговой)
Просто говорить о самых важных для человека вопросах, несомненно, может только человек, который сам ни раз задумывался, искал ответы на них. Как должен жить человек? Ответ мы находим в стихотворении «Так начинается жизнь»:
Полз мальчик на четвереньках,
Он был ещё очень мал.
С последней он сполз ступеньки,
Коснулся земли и... встал.
Как будто знал, что от века
Есть на земле закон:
Родившийся человеком
Не ползать по ней рожден!
На ноги став однажды,
Не упади, держись!..
Так начинает каждый
Трудное дело -- жизнь.
(Перевод И. Снеговой)
Каждый художник слова определяет цель своего творчества. О сути и характере своей работы поэт говорит в стихотворении «Разговор со своей песней»:
Коль каждый день моя строка
Даст людям каплю света,
Я заслужу наверняка
Быть в полный голос спетым.
(Перевод Е. Николаевской)
Многогранно творчество Мустая Карима, Весёлая комедия «Похищение девушки» написана им в 1957 году. Эта жизнерадостная комедия ситуаций, полная народного юмора. Но всё же ближе Мустаю Кариму жанр трагедии. И романтическая драма «Страна Айгуль» (1967) и трагедии «В ночь лунного затмения» (1963), «Салават» (1971), «Не бросай огонь, Прометей» посвящены одной теме -- поискам человека самого себя. В прологе к драме «Страна Айгуль» автор устами «постороннего человека» сам определяет основную мысль произведения: «Люди всегда в дороге. Они ищут счастье, удачу в мире, где не щадят их печали и сама смерть. Но пуще всего люди ищут самих себя...» А вот что сказал Мустай Карим об объединяющей идее своих трагедий: «Во всех трёх пьесах я пытался воплотить одну идею: раскрепощение человека, его духовное освобождение. В каждой из трагедий эта идея раскрывалась через характер героя по-разному: в пьесах «В ночь лунного затмения» -- в плане личном, «Салават» -- в национальном, «Не бросай огонь, Прометей» -- в общечеловеческом».
Народному поэту -- Башкирии Мустаю Кариму, писателю большого и своеобразного дарования, серьезно работающему во взрослой литературе -- в поэзии, прозе, драматургии, -- присуще пристальное внимание к детству, к тому возрасту, когда всё определяется в человеке -- взгляды, характер, отношение к людям, его судьба. Писатель чувствует незащищённость детства, способность чрезмерно остро переживать все события и впечатления, безудержно, взахлеб, радоваться и горевать. Он отчетливо видит также и те гилы, которыми держится и на которых растет душа ребен-
ка: тепло отчего дома, любовь к матери, к семье, верность мальчишеской дружбе, близость к родной природе -- все радости открывающего для себя мир сознания. И потому так светлы произведения Мустая Карима, написанные непосредственно для ребят. Даже повесть о детстве, опаленном войной, полна света и теплоты. И называется-то она светло -- «Радость нашего дома».
Эта повесть о том, как девочка, спасённая советским солдатом, растет в его семье, в далеком башкирском ауле. О дружбе двух детей, маленькой украинки Оксаны и ее названого брата Ямиля. И, конечно же, это повесть о великой дружбе народов нашей страны.
Среди других книг о военном детстве «Радость нашего дома» занимает своё и очень важное место. Она рассказывает о детстве, несмотря на все потери и тяготы войны, счастливом. О детстве, спасенном человеческой добротой.
С действующими лицами повести «Таганок», с мальчишками аула Беркутный, мы знакомимся в тихий вечерний час, в самом начале летних каникул, когда впереди так много свободного времени. Вот сидят они на вершине горы над аулом и слушают удивительные истории старого пастуха Шарифуллы. Овцы бродят по склонам, пощипывая траву. Внизу блестят два озера с романтичными названиями: Щит-озеро и Меч-озеро. Вокруг, как гигантские зеленые волны, вздымаются Уральские горы.
И первое чувство, с которым мы, читатели, вступаем в новый для нас мир -- это ощущение красоты Башкирии. Обаяние её мощной и в то же время мягкой природы становится как бы ключом к повести «Таганок». Действительно, природа играет тут большую роль. Действие начинается с того, что у ребят как раз в тот вечер, когда мы знакомимся с ними, возникает мечта: спасти погибающее горное озеро. Для осуществления этой мечты и был создан в глубокой тайне отряд «Таганок». И сразу же начались его приключения.
Приключений много. И смешных и серьезных. Вся повесть живая, веселая. Хотя порой и приходится поволноваться за мальчишек. Ребята эти совершают порой необдуманные поступки и попадают из-за них в беду. Но что поделаешь? Зато они прямые, честные, смелые. И мы верим автору, что вырастут они настоящими джигитами и сделают для людей немало хорошего.
Да впрочем, они уже на наших глазах вырастают, становятся серьезней и умней. Ну вот хотя бы один пример. В начале нашего знакомства Габдулла не видит ничего дурного в том, чтобы нацепить на грудь боевую медаль отца и покрасоваться перед приятелями. Но проходит время, Габдулла сам проявил отвагу, спас от разъяренного быка девочку-малышку. Может быть, теперь у него больше права на медаль? Нет, мальчик думает уже иначе. «Слава отца не переходит к сыну, даже и на один день. Слава -- это не шапка», -- говорит он.
Да, слава не переходит. Но мужество отцов может перейти к сыновьям -- вот как считают теперь члены отряда. А такое убеждение просто, ни с того ни с сего не приходит. Оно появляется, когда человек взрослеет.
Творчество Мустая Карима наполнено стремлением сделать людей лучше, любовью к своему родному краю и народам, населяющим его.
По Н. Ильиной.
Альмухаметов Газиз Салихович
(1895--1937)

Жизнь его была подобна подвигу. Родился в бедной семье в деревне Мурапталово в 1895 г. Отец его батрачил, батрачили и пятеро братьев Газиза. В один из дней уехал из отчего дома на заработки вместе со старшим братом и он. Их путь лежал в Ташкент.
Мальчик на чужбине очень скучает по родной деревне, по родным и эти чувства, переживания передает в своих любимых песнях. С детства он знал их великое множество. Проникновенное пение Газиза восхищает местных любителей музыки из башкир и татар. Они начинают приглашать юного певца в разные концерты, проводимые в ташкентских парках. Уже через несколько лет известность Газиза Альмухаметова как профессионального певца выходит за пределы Средней Азии. Она достигает Сибири, Татарстана и Башкортостана. Таким было начало. А дальше... Дальше был стремительный взлет его славы. Гастроли в Поволжье, Сибири, Казахстане, Азербайджане... Талантливый юноша не удовлетворяется только концертной деятельностью. Он живо интересуется фольклором восточных народов, башкирскими и татарскими народными песнями, их историей, легендами. Собирает песни, записывает легенды. Постепенно становится фольклористом-собирателем и исполнителем. Но и этого ему было недостаточно. После гастролей в Баку и участия в музыкальном спектакле на сцене Азербайджанского театра оперы и балета он увлекается идеей создания оперы, основанной на народных мелодиях-- башкирских и татарских. И осуществляет эту идею -- пишет либретто, подбирает музыку. Так появились эскизы оперы «Сания». В том же году Газиз едет в Казань, где вместе с более опытными музыкантами Султаном Габяши и Василием Виноградовым продолжает работать над «Санией». Для того времени это был очень смелый шаг -- писать первую в истории двух народов оперу, когда ни в Казани, ни в Уфе даже не было оперных театров.
В 1925 г. в Казани состоялась премьера «Сании». Большой успех окрылил авторский коллектив. За первой оперой последовала вторая -- «Эшсе». Обе оперы получили большой отклик: партитура «Сании» и фотографии авторов и исполнителей экспонировались на Международной выставке во Франкфурте-на-Майне, а «Эшсе» была показана летом 1930г. в Москве на Всесоюзной олимпиаде национальных театров.
За год до этого события Газиз Альмухаметов первым в нашей республике был удостоен почётного звания «Народный артист Башкирской АССР». И вот он окончательно переезжает на родину, где начинается бурная и многогранная деятельность талантливого музыканта. Вслед за своим другом в Уфу приезжает и Султан Габяши.
В Уфе Газиз Альмухаметов выступает с концертами, пишет музыку, развивает бурную деятельность по созданию Башкирской национальной студии при Московской консерватории. В поисках одарённых певцов он выезжает в районы республики.
В своих концертных поездках и экспедициях по сбору фольклора Газиз Салихович продолжал поиски новых талантов для оперной студии, становясь наставником многих будущих мастеров, певцов, музыкантов, композиторов. Среди них Бану Бадеева, Хабир Галимов, Габдрахман Хабибул-лин, Загир Исмагилов, Хусаин Ахметов, Зайтуна Ильбаева, Ульяна Калинина-Сыртланова, Асма Шаймуратова, Марьям Габдрахманова, Муслима Мусина. Окончив башкирскую студию при Московской государственной консерватории, каждый из них внёс свою лепту в развитие музыкального искусства, культуры родной республики.
Творческое начало было очень сильно в Альмухаметове. Он не ограничивал свой репертуар народными песнями, классическими романсами и ариями, а создавал также собственные оригинальные вещи. Его баллада «Зловещий ветер» -- одно из первых сочинений в этом жанре в башкирской и татарской музыке. Своеобразна песня «На смерть Маяковского», очень популярна била лирика: «Лодки», «Пишу песни», «На берегу Агидели».
В 1933 г. Газиз Салихович издал книжку по проблемам музыкального воспитания трудящихся. Это была серьезная работа о музыкальной культуре Башкортостана, написанная на родном языке.
Газиз Альмухаметов прекрасно знал музыкальный фольклор многих народов, но предпочтение отдавал родной башкирской песне. «Урал», «Буранбай», «Сибай», «Таштугай», «Зульхизя», «Шауракэй» -- эти и многие другие песни были в его репертуаре.
Он постоянно думал о будущем и заранее готовил национальный репертуар для оперного театра. Заказаны были новые оперы С. Габяши, А. Ключареву. Переводились на башкирский язык итальянские -- «Тайный брак» Чимарозы и «Прекрасная мельничиха» Паизиелло.
Оперный театр в Башкирии был самой светлой и большой мечтой, которую он лелеял много лет. Ей суждено было сбыться, но за полгода до открытия театра Газиза Сали-ховича не стало... Он был арестован и расстрелян. И в застенках НКВД Газиз Альмухаметов проявил свои лучшие человеческие качества. Он пел песни для других заключённых, которые, прильнув к решёткам своих камер, на миг забывали о том, где они находятся и что их ожидает в будущем, -- настолько увлекало их пение.
Песню, равно как и душу, истребить нельзя. Он вернулся к нам песней -- этот яркий и сильный человек, -- выдающийся сын башкирского народа. Вернулся навсегда.
По Э. Давыдовой.
Ахмат Лутфуллин
(1928 г.)



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.