На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


научная работа Первые греческие поселения на территории Украины. Наиболее известные города-колонии: Ольбия и Пантикапей. Греческая улица в Одессе. Особенности реконструкции Греческой площади. Аркадия - часть полуострова Пелопоннес и блаженная страна для древних греков.

Информация:

Тип работы: научная работа. Предмет: Культурология. Добавлен: 28.02.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии и политологии
Индивидуальное учебно-исследовательское задание:
«Греческая культура в Украине»
Выполнила:



Харьков, 2007
ПЛАН

ВСТУПЛЕНИЕ
1. ПЕРВЫЕ ГРЕЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ.
2. НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ ГОРОДА-КОЛОНИИ
2.1 ОЛЬБИЯ
2.2 ПАНТИКАПЕЙ
3. ГРЕЧЕСКАЯ ОДЕССА
3.1 ГРЕЧЕСКАЯ УЛИЦА В ОДЕССЕ
3.2 ГРЕЧЕСКАЯ ПЛОЩАДЬ
3.3 МАРАЗЛИЕВСКАЯ УЛИЦА
3.4 АРКАДИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ

Народом, который не только, своими писаниями, вывел Украину на историческую арену, но и благотворно повлиял на ее культурно-политическое развитие, были греки. Ступив на украинскую землю они поменяли возможный ход истории, привнесли много нового в развитие украинской архитектуры, искусства и даже, в какой-то степени, жизни украинских людей.
Каждый день в современном русском и украинском языках мы употребляем множество слов греческого происхождения, когда-то позаимствованных нашими предками. Это не только названия различных предметов (таких, например, как театр, кино, музей), но и имена собственные, географические названия. Хоть мы и редко задумываемся над этим, в своем индивидуальном научно-исследовательском задании я хотела бы обратиться именно к связи между народом Украины и Греции, которые еще с давних времен пересекались в связи с историческими событиями. Я хочу рассмотреть то, какое наследство оставили греки на черноморском и азовском побережье Украины. Города, которые существовали ранее, существуют до сих пор, и на которых оставили глубокий отпечаток греческие колонисты.
1. ПЕРВЫЕ ГРЕЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ

Уже начиная с VIII в. греческие колонии начинают заселять побережье Черного и Азовского морей. Греки, покидавшие родные края из-за войн и междоусобиц, искали не только новые рынки сбыта для своей продукции, но и старались защитить и сохранить свою культуру и традиции. Приходят они к нам из городов коренной и малоазийской Греции, и, начиная от устья Днестра и заканчивая самыми дальними заливами Азовского моря (Меотидами), покрывают побережье сетью торговых городов-факторий. Самыми важными из них были: Тира - при устье Днестра, на руинах которой вырос украинский Белгород-днестровский (Аккерман), Ольбия (была основана ок. 645 г. до н.э.) при устье Буга (недалеко от современного Николаева), Херсонес на южно-западном и Теодосия (позже Каффа) на юго-восточном побережье Крыма (ныне Керчь) и множество других.
Тогда, когда полудикие степные орды врывались на наши земли, уничтожая все на своем пути, греческие колонисты пришли к нам с мирной веткой торговли и культуры. И хоть они и не удержались перед азиатскими степными набегами, но оставили после себя очень многое: не только в руинах своих колоний, но и в духовной культуре своих соседей и последователей.
Вывозя из Украины скот, рыбу, мед, воск, шерсть, хлеб, привозили сюда вино, оливы, материю, металлические предметы, разрисованную, металлическую и глиняную посуду, различную галантерею и даже надгробные памятники! Все это в корне меняло культуру и быт их соседей; одни становились «полугреками», другие передавали греческую культуру на далекий север и восток.
Чисто демократический лад и республиканское устройство, перенесенное греческими колонистами на побережье Черного моря, очень скоро стало пагубным в новых условиях их жизни. Достаточно сказать, что политическая сила и влияние греческих колоний не распространялись дальше, чем за пределы их городов. Проживая отдельно миниатюрными городами-государствами, греки не додумались создать хотя бы оборонительный союз своих колоний для отпора варваров, которые со всех сторон зарились на их добро. Один лишь Пантикапей, благодаря наполовину монархическому устройству, сумел организовать ряд греческих колоний над Азовским морем в союз, который долго сопротивлялся варварам, и даже расширил свое политическое влияние на колонии Крыма.
Остальные колонии очень скоро попали в опасную для культурной жизни зависимость от варваров, выплачивая им непосильные дани, а в некоторых случаях и признавая их власть. И, наконец, когда они уже ничего не могли сделать, поддались под опеку бoльшим милитарным государствам, не сторонясь даже персов, с которыми их родина вела войну не на жизнь, а насмерть. Поход персидского короля Дария на скифов в 513 г. до н.э. был последствием этой опеки греческих черноморских колоний персидской державой. Когда же коренная Греция сломила силу Персии, черноморские греки попали под охрану атенского морского союза, благодаря которому в V и VI в. начался расцвет высокой культуры и благосостояния. Но упадок Атен потянул за собой и упадок колоний: ни македонцы, ни понтийский король Митридат V, который, разбив скифов, заложил Босфорское Царство, уже не могли обеспечить их развития. Черноморские, греческие колонии уже отживали свой век. Не помогла им охрана организованной римским цесарем Траяном Дакии (106 г. н.э.). Все они превратились в руины под беспощадным напором степных орд, а некоторые, как Пантикапей стали столицами варварских государств.
Превратились в руины и перестали существовать, но влияние, которое было во время их существования и культурные достижения, оставленные последователям, не остались незамеченными; вся Европа до сих пор живет на огромном культурном наследии, оставленном древней Грецией.
Рассказ Геродота о скифском царе Скиле, который увлеченный культурой греческих колоний жил двойной жизнью - у себя дома жизнью скифа, а пребывая в Ольбии жизнью грека, очень убедителен. И, правда, полугреками становились все, кто столкнулся с греческими, черноморскими колониями. А как далеко распространялось их влияние, свидетельствуют современные раскопки: прекрасную греческую посуду откапывают не только на Черноморье, но и в окрестностях Киева, Харькова, Полтавы и даже в Галиччине.
2. НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ ГОРОДА-КОЛОНИИ

2.1 ОЛЬБИЯ

На правом берегу Буга недалеко от его устья возле села Парутина до наших дней сохранились руины Ольбии, которую основали переселенцы из греческого Милета в Малой Азии. Ученые, работая с ольбийскими раскопками с 1902 г. смогли восстановить целую историю, - даже жизнь и быт той колонии на протяжении ее существования. На запад и север от Ольбии в урочище «Сто могил» раскопано кладбище и в его могилах найдена греческая посуда во всех ее образцах, от чернофигурных ваз до краснолаковых и стеклянных изделий римского типа. Раскопано семь культурных шаров Ольбии, из которых становится ясным, что она неоднократно сгорала и разрушалась; после чего заново восстанавливалась, нередко используя старые материалы.
В самый древний период в Ольбии процветала ионская культура, по которой сохранились архитектурные памятники, глиняные (терракотовые) женские статуэтки, маски, мраморные статуи, вазы и другая керамика, привезенная сюда из Милета, острова Родоса и Навкротиса. В следующие несколько веков ионскую культуру Ольбии сменяет аттицкая, эллинистическая и Греко-римская.
Древняя Ольбия сразу была обведена только рвом, а потом вокруг нее построили частокол и башни. Все-таки они не защищали ее от налетов соседей. Сначала она была разрушена готами, потом вновь восстановлена скифами, так как являлась для них важной стратегической базой, как для военных целей, так и для торговли.
Со времен упадка сохранился очень интересный рассказ про Ольбию, записанный философом-путешественником Дионом Хризостоном.
Тогдашняя Ольбия была намного меньше, чем изначально, а вместо могущественных башен и частокола была обведена невысокой и слабой оградой. Все свидетельствовало об упадке: так как не греки теперь влияли на варвар, а варвары на греков. Атаман Ольбийской крепости Калистрат был одет по-скифски, а ольбийцы не говорили чисто на греческом языке, а использовали какой-то варварский жаргон. Тем не менее они гордились своим Гомером, его Илиадой, и ее героем. Дион находился в Ольбии как раз в тот момент, когда после одного из скифских налетов, ольбийцы готовились к следующему. Но насколько греки оставались собой и перед смертельной опасностью, свидетельствует то, что вместо того, чтобы волноваться перед недалеким боем, они попросили Диона поговорить с ними о … философии. «Мы любим Гомера, некоторые любят и Платона, и ты не удивляйся, что такой гражданин, похожий на варвара, как я, читал Платона. Не говори нам про политику, но про божественную философию.»
Как мы видим, тяжело было грекам, творцам и философам с рождения противостоять варварам, которые мало интересовались философскими учениями, а произведения греческого искусства покупали и грабили, не понимая их стоимости.
Но пока Ольбия была могущественной торговой колонией, у нее была и своя пристань, и базары, на которых выставлялись на продажу и на обмен привозные товары; в ней был свой водопровод и ряд храмов, театр, гимназия (площадка для гимнастических упражнений - ипподром - спортивная площадка) и целая сеть торговых факторий вдоль черноморского побережья.
За все время существования Ольбии в ней действовал демократический принцип: законодательным было народное собрание (элексия), исполняющее - коллегия старейшин. Военными делами заведовала коллегия «стратегов».
2.2 ПАНТИКАПЕЙ

Другая выдающаяся греческая колония - Пантикапей. Она была основана в VI в. до н.э. на месте староукраинского Корчева, теперешней Керчи. По описанию географа Страбона построена на горбе, заселенном вокруг на шесть километров и пристань с восточной стороны, на которой было 30 кораблей. В ней был также акрополь, возможно, что на горе, которую теперь называют Митридатовой. Пантикапей был столицей первого Босфорского Царства. В низинной округе Пантикапея, которая была плодородной, были села, в которых с большим успехом развивалось хлеборобство. Поэтому на монетах Босфорского Царства мы видим колос, как символ хлеберобства и рыбу, которая после хлеба была важнейшим «экспортным» продуктом колоний.
В отличие от демократической Ольбии Пантикапей был наполовину монархическим. Став во главе союза Азовских колоний Пантикапей стал столицей Босфорского царства, из варварских наемников создал сильную армию, расширил свое влияние на ряд соседних варварских племен и греческих колоний, от гор Таврии до Танаиса (Дона) и Кавказа.
Как и в Ольбии, в Пантикапее найдено несколько монументальных гробниц с разрисованными внутри стенами и кладами в посуде и ювелирных украшениях. Также сохранилось множество руин домов, храмов; статуй и портретов. Одни были привезены из коренной Греции, другие созданы на месте (на них отразилось влияние местности, присутствовал варварский вкус и предпочтения). Могилы со времен Босфорского царства (самые интересные из них: Кулебская возле Керчи, Юз-Оба, Артюховская Семи Братьев) как и катакомбы и склепы заново открыли нам весь ритуальный мир древнегреческих похорон, объясняя не только верования греков в загробную жизнь, но и их повседневные привычки и обычаи. Влияя своей культурой на варвар, они набрались кое-чего и от них. Варварскому влиянию следует приписать то, что скромность коренной Греции сменяется в черноморских колониях варварской показательностью, главными объектами становятся золото и самоцветы.
3. ГРЕЧЕСКАЯ ОДЕССА

Отдельным пунктом своего научно-исследовательского задания я выделю то, что сделали греки для Одессы. Этот город знают во всем мире благодаря ее неординарным людям, историческим событиям, коснувшимся ее в Великую Отечественную войну, а также необычной архитектуре и происхождению. Греки в истории Одессы -- тема обширная и интересная.
Легенд по поводу названия города предостаточно, но подлинный факт один: имя порта «Одесса» впервые письменно, без пояснений, назвала в своем рескрипте 1795 года Екатерина II. Определенный греческий привкус в созвучии «Одесса», конечно, имеется. Производное от него «одессика» (им обозначается все то, что написано об Одессе) в 1913 году ввел в обиход А.М.Дерибас. Несколько поколений одесских краеведов -- журналисты, писатели, ученые -- тратили годы своей жизни, чтобы обогатить «одессику».
3.1 ГРЕЧЕСКАЯ УЛИЦА В ОДЕССЕ

На одной из круч, нависших над морем, на рубеже XVIII-XIX веков был построен комплекс зданий под названием «Карантин», по-французски «сорок один»,так как именно столько требовалось времени, чтобы распознать, больны ли люди, прибывшие в Одессу морем и поселенные изолированно от горожан, какой-нибудь хворью, могущей вызвать эпидемию в городе. К 1845 году, за почти полувековую историю существования, Карантин Одессы был признан лучшим в Европе и сыграл свою кордонную роль в сокращении числа страшных эпидемий чумы и холеры, которые поражали Одессу.
От Карантинного мола по глубокой Карантинной балке пролегла Карантинная улица, над которой перебросили несколько мостов, соединивших их исторический центр города с его прибрежной частью, отсеченной оврагом. Самым интересным по техническому решению был пятиарочный Строгановский мост, завершенный в 1863 году усилиями архитектора Ф.В.Гонсиоровского. Мост назвали в честь новороссийского губернатора А.Г.Строганова, отмечавшего в том году 50-летие своей службы на благо Отечеству и Одессе. Имевший в длину 110 метров, Строгановский мост висел над Карантинным и Польским спусками и состоял, по сути, из двух мостов, стык которых спрятали под земляной насыпью и мостовой. Его низкая каменная ограда побуждала к суициду отчаявшихся одесситов, и по требованию властей она была заменена ажурной чугунной решеткой, сохранившейся и поныне, в то время как остальные детали моста были заменены потом железобетонными конструкциями. Строгановский мост еще знаменит и тем, что в 1910 году по нему прошел первый и Одессе трамвай, пущенный бельгийцами. Это видел и описал живший во флигеле двора дома № 12 на Греческой улице писатель Юрий Олеша. Строгановский мост -- это часть Греческой улицы, и потому рассказа о нем -- начало рассказа о ней.
Раньше улицы городов назывались по именам владельцев домом, названиям храмов и монастырей, по профессии или национальности людей, кучно селившихся уличными рядами.
Разумеется, на Греческой улице, рождавшейся вместе с Одессой, жили в первую очередь греческие поселенцы. Уже в первые годы существования Одессы сюда двинулись разноплеменные потоки людей (и среди них -- греки), бегущих от всякой неволи -- крепостной, национальной, религиозной. Их не пугала необжитость края, его засушливость и пустынность. Отчаявшиеся и нищие разноязычные народы шли сюда, в Причерноморье, чтобы ощутить себя свободными, возделывать землю, торговать и во что бы то ни стало встать на ноги - разбогатеть. Среди приезжих, пустивших корни в Одессе, были работники и авантюристы, люди точного расчета и фантазеры, оседлые и бродяги по призванию. Кого только ни приняла юная Одесса!
Со временем образовался мощный пласт российской военной и чиновничьей бюрократии, оппозицией к которой стала одесская интеллигенция, пополняемая ссылаемыми в Одессу за вольномыслие столичными дворянами и проезжавшими через нее знаменитыми людьми из всего путешествующего мира.
Культура Одессы двести лет строилась на особой, интернациональной, основе: русские, украинцы, греки, евреи, немцы, болгары, албанцы (арнауты), поляки, итальянцы, французы. Они сложили Одессу, и она любила каждый народ, ее составляющий.
Гре и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.