На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Научные концепции типологизации культур и их значение в отражении сложности социокультурного процесса. Отличительные особенности древневосточного типа культуры, факторы его формирования и исторического развития на примере культуры Древнего Египта.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 16.05.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

1. Понятие «исторический тип культуры»

Типологизация культуры - это один из современных методов систематизации гуманитарного знания в области культурологии и истории. Метод основан на выявлении сходства и различия моделей строения и внутреннего содержания отдельно существующих культурных структур.
Под культурными структурами понимают внутреннее строение, взаимосвязь и взаиморасположение составных частей исторически сложившейся культуры как самостоятельной многофункциональной системы. В своем существе каждая конкретная исторически сложившаяся культурная структура представляет собой совокупность функционирующих в конкретном историческом типе цивилизации ценностей, потребностей, черт, свойств, характеристик, которые, реализуясь в деятельности людей, образуют само содержание культуры как единой системы. Таким образом, в культурной структуре находит выражение состояние культуры в определенный момент времени как многоуровневой и многосторонней системы, соединяющей в себе познавательно-преобразовательную, семитико-трансляционную, нормативно-регулятивную и ценностную функции.
В широком значении под типологией культуры понимается любая классификация фактов, явлений и сторон культуры по наличию или отсутствию какой-либо группы признаков или основных черт (например: религиозная - светская типы культур, древневосточная - античная типы культур, etc.). Создание типологии культур может осуществляться по самым разнообразным признакам:
- регионально-географический;
- социально-экономический;
- культурно-хозяйственный;
- историко-этнографический;
- этнолингвистический.
Таким образом, типологизация культур способна отразить все многообразие видов деятельности человека и сложность социокультурного процесса.
В большинстве случаев в основу для выявления типа культуры кладется то или иное философское учение или система взглядов на мир (например, теория Н.Я. Данилевского о культурно-исторических типах).
Одной из общепринятых научных концепций стала такая типологизация культур, которая была разработана на основе сравнительно - исторического метода исследования. При сравнительном изучении различных, генетически не связанных между собой культур, где вероятность их взаимодействия и взаимопроникновения мала, было выявлено, что эти культуры имеют черты сходства, которые были названы «историко-типологическими аналогиями или схождениями». Выявленные таким образом аналогии позволили усилить теорию диалога культур, происходящего по вектору культурная среда - человек. Таким образом культура еще раз предстала как открытая для человека целостность доступная пониманию в процессе познавательной и творческой деятельности человека. Более того, было еще раз убедительно показано, что культура не может существовать без человека, а человек без культуры. Осуществляя свой диалог с культурой в ее конкретном историческом типе, человек приобщается к наследию прошлого и осознает многообразие культурного развития своего времени. Именно через этот диалог человек обретает свое самосознание и понимает свое значение и место в историческом процессе.
2. Древневосточный тип культуры: отличительные особенности

В настоящей работе автор считает возможным употреблять термины «культура» и «цивилизация» как равнозначемые и взаимозаменяемые. Раскрытие значения данных терминов современной культурологией выходит за рамки указанной темы. Однако подобное использование этих терминов не противоречит общей культурологической традиции использования данной терминологии.
Термином «древневосточный тип культуры и цивилизации» характеризует одну из первых в истории человечества законченную форму цивилизации и культуры, которая сложилась в IV-III тысячелетии до н. э. В долинах рек Хуанхэ (Китай), Инд (Индия). Тигр и Евфрат (Месопотамия) и Нил (Египет).
Вместе с тем термин «Восточный тип культуры» - одно из ключевых понятий общемировой типологии культуры. В основу этого понятия заложено сопоставление западного (европейского) и восточного (азиатского) путей развития цивилизации. При таком рассмотрении понятия Запад и Восток предстают не как географические понятия, а прежде всего как понятия социокультурные, отражающие особый характер цивилизационного развития на протяжении значительного отрезка времени. Впервые противопоставление Запада и Востока было предпринято историками и философами Древней Греции.
Возникновение первых древневосточных культур и цивилизаций означало не столько переход человечества от одной эпохи культурного развития (первобытности) к другой, сколько появления в общем массиве первобытности культур нового типа, принципиально отличающихся от породившей их реальности. Первоначально древневосточные культуры, зародившиеся в первых городах - государствах, были всего лишь небольшими островками, подчас разделенные тысячами километров друг от друга, в огромном океане первобытности. Постепенно островки расширялись, пока не слились в единый массив, названный «Культура Древнего Востока» или «Древневосточная цивилизация».
В отличие от первобытности, культура Древнего Востока не была внутренне и внешне однородной. И все-таки древневосточные цивилизации, несмотря на свои региональные и национальные модификации, составили единый тип культуры, так как объединяются общими для все них чертами.
Восточный тип цивилизации основан на авторитарно-административной системе власти и утверждении абсолютистских, деспотичных форм правления, в то время как в западной цивилизации развиты демократические традиции организации общества и системы власти. Это различие вызвано утверждением в Восточном типе цивилизации общинных принципов организации жизни, которые, вместе с торжеством идей государственного единства ведет к утверждению безусловного авторитета коллектива, рода, семьи над отдельной личностью и к неразвитости принципов индивидуального и личностного начала. Ярким примером такого единства может быть культура Китаю, достигшая своей полноты и завершенности в учении Конфуция об организации общества как единой большой семьи во главе с отцом - императором. Отношения в таком обществе регулируются традиционными ритуализированными нормами и правилами.
Восточный тип цивилизации ориентирован на воспроизведение сложившихся структур и отношений, а также на традиционные ценности, образцы поведения, стереотипы и формы мышления. Поэтому для Восточного типа цивилизации столь характерно глубокое уважение к старейшинам, учителям, наставникам, обладающим большим жизненным опытом и мудростью. Высокой добродетелью на Востоке считается углубление в древние учения, в своей основной массе и подавляющем большинстве религиозно-философские и этические. Мышление в восточной культуре остается в пределах классических, «правильных» воззрений, знаний и канонов, передающихся из поколения в поколение, освященных традицией и временем.
Для Восточного типа культуры становится доминирующим целостный взгляд на мир, установка не на логически-рациональное, а прежде всего на духовно - интуитивное постижение и переживание единства и всеобщности Бога и мира, а человека как части этого мира. Поэтому в Восточном типе культуры философия, наука, религия и этика неотделимы от индивидуального опыта и понимания отдельного ученого и наставника. Восточная философская и научная культура характеризуется приверженностью не к теоретическому, понятийному, а к художественному, образному изложению мыслительного материала. В этом случае предпочтение отдается постижению духовного мира человека в его единстве с природой и Богом. На этой основе собственно наука в Восточном типе культуры долгое время носила прикладной, практический и рецептурный характер, что отчасти способствовало значительным успехам в области медицины, астрономии и геометрии.
Принципы единства мира и целостности его постижения оказали глубокое влияние на художественную культуру Востока, отличающуюся глубоким традиционализмом, стремлением к познанию гармонии и красоты бесконечной вселенной и духовных основ жизни.
Для религиозной культуры в Восточном типе цивилизации характерно превращение самой религии с четким противопоставлением Божественного и человеческого, духовного и материального, свободного и рабского из вероучения в сложнейший комплекс религиозно - философских, морально - нравственных и практически - житейских воззрений, сумма которых составляет миропонимание человека, живущего в культурной среде восточного типа. Это позволило немецкому социологу Максу Веберу (1864-1920) писать о характерной для Восточного тира культуры «общинной религиозности», необособленной от длительной совместной деятельности экономического и политического сообщества.
Развитие Восточного типа цивилизаций было теснейшим образом связано с такими массовыми и мировыми религиями, как даосизм, буддизм, индуизм, христианство и ислам.
Продуктивность Восточного типа цивилизаций проявилась в целом ряде открытий и свершений. Это крупнейшие для своего времени гидротехнические, оборонительные сооружения, оригинальные образцы дворцовой и храмовой архитектуры, обсерватории, компас, фарфор, компас, бумага, разборные шрифты для печати и первые печатные книги, школы практической медицины, непревзойденные шедевры скульптуры, живописи и поэзии, самобытная народная культура.
Восточная наука стояла у истоков античной, греческой науки и философии, которая стала основой для всей европейской культуры.
Выделившись из безбрежного океана первобытности, древневосточные цивилизации ощутимо резко заявили о своем существовании. Размах и масштабы его деятельности свидетельствуют о ранее не виданной мощи и великолепии. Слишком легко и просто было бы заключить, что этот прорыв был всего лишь следствием роста производительных сил, начавшегося в эпоху неолита. Разумеется, производительные силы древневосточных цивилизаций заметно обогнали первобытность. Но не они лежат в основе древневосточных культур. Наверное, самым впечатляющим примером были бы пирамиды Древнего Египта. Их сооружение велось в эпоху Древнего Царства. В другие же периоды истории Древнего Египта, когда рост производительных сил стал еще более значительным, по сравнению в первобытностью и периодом Древнего Царства, древнеегипетская культура более не возвратится к этим гигантским сооружениям. Они навсегда останутся достоянием Древнего Царства.
Получается, что относительно скромные и неразвитые производительные силы Древнего Египта не просто позволили создать нечто, не имеющего даже отдаленного подобия в первобытной культуре. Скорее их сооружение шло наперекор развитию производительных сил. Они не принесли никакой общественной пользы, их сооружение было затратное для экономики. Но также невозможно себе представить, что их строители работали на «голом» принуждении и насилии со стороны государства. Уже одна точность и тщательность обработки и укладки блоков предполагает нечто иное, чем отбывание непонятной и никому не нужной повинности под постоянными ударами хлыста. За их сооружениями стояла какая-то внутренняя необходимость, понятная их строителям, необходимость, которую они пытались выразить, сооружая столь величественные памятники, которых испугалось даже время. Это «нечто» было тем новым, чего не знала первобытная культура, что было чуждо мировоззрению первобытного человека. Именно это «нечто» и стало той скрепой, что позволяет объединить разрозненные древневосточные культуры и цивилизации в один массив под названием «Древневосточный тип культуры».
В целом на фоне доминирующего развития в XVI-XIX веках западного европейского типа цивилизации и культуры, ее экспортирования во все уголки земного шара восточный тип культуры оценивается как отмеченный преимущественно высоким религиозными и философскими порывами. Пьер Тейяр де Шарден отмечает, что Восточный тип цивилизации и культуры как «невероятно рафинированные цивилизации» своими духовными и мистическими веяниями «освежили» и «прояснили человеческую атмосферу». Поэтому культурные достижения Восточного типа цивилизаций стали неотъемлемым достоянием всей мировой цивилизации.
Особое значение имеет изучение Восточного типа цивилизации для понимания развития истории и культуры России. Россия объединила в своей культуре элементы типично западного и типично восточного цивилизационного типа и поэтому ее нередко именуют Евразией.
3. Культура Древнего Египта как пример древневосточного типа культуры

Древнеегипетская цивилизация, вышедшая из многотысячелетней толщи первобытности, была одной из великих древневосточных культур. Мир древнеегипетской культуры, как и мир всей древневосточной цивилизации - это мир преодоления первобытного мифрологизма, это магический космос, в котором человек чувствует себя подчиненной частью. Но он обожествляет уже не только природные стихии, как это делал первобытный человек, он обожествляет уже и поднявшееся над ним государство, которое мыслится как продолжение божественной гармонии мироздания. Древнеегипетская культура проявила в себе все характерные черты древневосточной культуры в целом: авториторно-административную систему власти во главе с божественным фараоном, общинный принцип организации жизни, торжество идеи государственного единства над личностью, традиционализм, целостный взгляд на мир. И все эти черты нашли свое отражение в памятниках искусствах, которыми восторгается человечество уже несколько веков.
Все эти черты культуры Древнего Египта во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного способа выживания в данных исторических и географических условиях. На заре древнеегипетской культуры, в VI-V тысячелетии до нашей эры, в условиях глобального потепления, когда пустыни северной Африки начали расти и происходило сокращение кормовой базы, племена «протоегиптян» были вытеснены более сильными племенами в долину реки Нил. Новые природные условия, постоянная борьба за выживание и необходимость коллективного труда над строительством оросительных систем привели к возникновению высокоразвитой египетской цивилизации. Возникло деспотическое царство и человеку потребовалось объяснить и оправдать новую социальную реальность, без которой он не мог бы выжить и которое ста и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.