На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Изучение, выявление и прослеживание тенденций развития Древнегреческой и Древнеегипетской культур, их значение в человеческой жизнедеятельности, сходные и отличительные черты. Способы приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Культурология. Добавлен: 23.07.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


31
МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Уральское представительство

Контрольная работа
По дисциплине «Культурология»
На тему:
«ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ И ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРЫ; ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ»
Челябинск, 2009 г.
Содержание

    Введение
    3
    1. Древнеегипетская
    культура 5
    2. Древнегреческая культура
    17
    3. Общее в Древнеегипетской и Древнегреческой культуре и особенности
    25
    Заключение
    30
    Список литературы
    32

Введение

Актуальность данной темы состоит в том, что она затрагивает сущность и предназначение культуры: основные школы, концепции и направления в Древнегреческой и Древнеегипетской культурологии, историю мировой культуры, и т.д.

Целью данной работы является изучение, выявление и прослеживание тенденций развития Древнегреческой и Древнеегипетской культур, их роли в человеческой жизнедеятельности, а также способов приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры.

Задачей данной работы является изучение форм и типов культур, основных культурно-исторических центров, закономерности их функционирования и развития.

В работе использованы источники ведущих современных авторов, занимающихся данной проблематикой, которые освещают проблему культуры древних цивилизаций.

Изучая Древнеегипетскую и Древнегреческую культуры мы можем заметить, как культуры влияют на развитие друг друга. Также мы можем обнаружить влияние данных культур на зарождающуюся культуру древних славян. Мифы и легенды древней Греции оказали существенное влияние на русских писателей, таких как: Пушкин и Лермонтов.

В книге Бонар А. Греческая цивилизация от Антигоны до Сократа. Мы можем увидеть, что в Греции человек есть часть космоса: гармония, порядок, мера космоса реализуется в нем. Сократ и Аристотель исходили из необходимости соответствия красоты с человеком.

Изучив данную проблематику с использованием указанной литературы, я поставил себе еще одну задачу: найти общее в Древнегреческой и Древнеегипетской культурах, потому что они развивались и преобразовывались примерно в одно время и взаимное проникновение этих культур неизбежно, как неизбежно общение двух народов, живущих по соседству. А также найти отличия в этих культурах, так как абсолютно одинаковых культур не может быть.

1. Древнеегипетская культура

Притягательная оригинальность культуры, отразившей своеобразие истории Древнего Египта, несла на себе печать ранних классовых отношений, зародившихся и вызревших в регионе. Изолированность географического положения долины Нила, особый климат с безжалостным солнцем летом и благодатным теплом зимой, соседство губительной пустыни, мощь объединенных усилий людей создали неповторимый образ этой культуры.

Давно отмечены традиционализм и особый консерватизм всех сторон жизни древнеегипетского общества. Египтяне ценили неизменность привычному, бережно хранили раз содеянное. Но это не означает абсолютного игнорирования нового, творческих поисков. Соединение традиционного и новаторского получило своеобразное выражение в том, что само творчество воспринималось как совершенствование образцов. Подобное восприятие творчества было благодатной почвой для высочайшего мастерства и создания всевозможных канонов.

Наиболее почитаемыми были: бог солнца Ра, центр которого находился в Гелиополе; бог-творец Птах, центром культа был Мемфис; в Фивах почитался Амон. По мере политического возвышения Фив бог Амон становился общеегипетским и принимал функции бога Ра, с которым позднее и слился, получив двойное имя Амон-Ра и почитался как создатель мира и покровитель царской власти.

Огромное количество богов и богинь, перепутанность их функциональных обязанностей приводили к необходимости упорядочить пантеон и определить отношения между богами. Наибольшей популярностью пользовались две версии, созданные жрецами Гелиополя и Мемфиса.

Гелиопольская версия утверждала, что сначала существовал бог Нун - первобытный водный хаос, из него появился бог Атум (позднее ставший Ра). Бог Атум-Ра из себя создал пару богов - Шу (воздух) и его жену Тефиут (влажность), от них родился Геб (бог земли) и Нут (богиня неба), которые были родителями Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды.

По версии жрецов Мемфиса, прародителем и изначальным божеством был Птах, создавший при помощи слова мир богов и людей. Боги в дальнейшем группировались в семьи, состоящие из бога-отца, бога-матери, бога-сына: Осирис - Исида - Гор; Птах - Сохмет - Нефертум; Амон - Мут - Хонсу и т.д.

Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс (лев с человеческой головой), имеющий портретное сходство с фараоном. Власть фараона была абсолютной и всеобъемлющей, все его распоряжения принимали характер безусловного повеления. Фараон-бог имел свой культ: храмы, штат жрецов, особые жертвоприношения. Царь выполнял важнейшие религиозные обряды, имел право входить в святилище бога, а жрецы действовали как бы от его имени. Распространенный священный церемониал: падение на живот перед царем. целование земли у его ног, запрет произносить имя - все это оформляло культ фараона.

Концепция обоготворения царя стала широко распространяться с Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.), с установлением III династии, основателем которой был Джоссер. Это был период укрепления общеегипетского культа. Уже при фараонах I-II династий царские погребения отличались большей пышностью, чем захоронения номархов. Но и те, и другие представляли один и тот же вид мастабы. Теперь же, чтобы подчеркнуть прямую причастность фараона богу, его погребение получает принципиально иное решение - воздвигается пирамида. Первым был фараон Джоссер. Архитектор Имхотеп, который был обожествлен как сын бога Птаха, стал увеличивать надземную массу не по горизонтали, а по вертикали: усыпальница стала расти вверх. При пирамиде были построены заупокойный храм и маленькие храмы, где жрецы совершали церемонии в честь бога-человека - фараона. Номархи возводили свои усыпальницы рядом с пирамидой, но меньших размеров, архитектурно выражая свою преданность и подчиненность владыке. Наиболее величественные пирамиды были воздвигнуты фараонами IV династии: Хуфу (Хеопс по-гречески), Хафра, Менкаур.

Фараоны V династии ухе не воздвигали столь мощных, монументальных пирамид. Функция гробницы переносится на храм, теперь он символизирует мощь царской власти. Росписи храмов этой поры часто содержат сюжет: богиня кормит грудью фараона. Именно в это время возникают так называемые солнечные храмы, важнейшим элементом которых был обелиск - символ солнца, перед ним воздвигался огромный жертвенник. Концепция божественности фараона отныне обосновывается не гигантскими сооружениями погребального культа, а новыми, идеологическими средствами: идеей прямого происхождения фараона от верховного бога Ра, который объявлялся отцом царствующего фараона. Папирус Весткор содержит сказание о фараоне ГУ династии Хуфу. Здесь говорится, что жена одного из жрецов зачала от бога Ра и родила трех сыновей, основателей новой династии. Яркое свидетельство религиозной санкции смены династий. Эта традиция сохранялась и развивалась долго, и еще в эпоху Среднего царства (XI-XVIII вв. до н.э.) фараоны XII династии именовались «сын Ра от плоти его». Свое божественное происхождение фараоны стремились подчеркнуть и внешним видом: на голову царственного ребенка надевался специальный обруч, который деформировал голову, заставляя череп принимать удлиненную форм.

Важное место в духовной жизни Древнего Египта занимали погребальные культы, что являлось следствием своеобразного отношения древних египтян к жизни и смерти, и было связано с представлением о человеке. Человек представлял собой единство трех элементов: тела, души Ба, которая вылетала из тела в виде птицы и уносилась на небо в момент смерти тела, и Ка - своеобразного двойника человека, вида души, таинственным образом связанной с телом. Ка, по представлениям египтян, могла погибнуть от голода и жажды, если покойник не будет снабжен всем необходимым: Ка могут съесть чудовища, если его не охранят магические формулы. Смерть - это смерть только тела, остается жить имя. Ба и Ка. Жизнь после смерти аналогична жизни на земле, она - продолжение земной жизни - жизнь Ка, которая попадает на поля Налу, расположенные где-то на западе.

При повсеместном и абсолютном распространении таких представлений, они особенно в переломные эпохи истории Древнего Египта, размывались моментами сомнения и скептицизмаа. С наибольшей четкостью сомнения в возможности загробного существования выражены в «Песне арфиста» (перевод А.А. Ахматовой):

Следуй желаниям сердца,

Пока ты существуешь,

Надуши свою голову миррой,

Облачись в лучшие ткани,

Умасти себя чудеснейшими благовониями

Из жертв богов.

Умножай свое богатство…

Свершай дела свои на земле

По велению своего сердца,

Пока к тебе не придет тот день оплакивания.

Утомленный сердцем не слышит их криков и воплей,

Причитания никого не спасают от могилы.

А потому празднуй прекрасный день

И не изнуряй себя.

Видишь, никто не взял с собой своего достоянья.

Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.

«Песнь арфиста» - это не просто голос древнеегипетского вольнодумца, но и своеобразный гимн реальной жизни, воспевание радостей земного бытия.

При всей важности погребальных культов в Древнем Египте нельзя полагать, что древние египтяне не чувствовали, не осознавали и не воспевали реальную земную жизнь, которая для них была наполнена многими ценностями и удовольствиями. Об этом красноречиво свидетельствует древнеегипетская лирика, для которой характерно воспевание земной человеческой любви (перевод К.Д. Бальмонта):

Едва она руки разнимет,

Едва она друга обнимет,

Как будто в Арабиия,

Плывет благовоний струя.

Ее поцелую,

Мне губы протянет она, -

И весь я ликую,

И пьян без вина.

Час наступил приготовить постель,

Тонким ее устелю полотном.

Сладкий любовный вкусим мы хмель,

Сладко вдвоем.

Оптимизму автора «Песни арфиста», жизнелюбию древнеегипетской лирики оппонирует анонимный автор «Беседы разочарованного со своею душой». Герой последнего произведения испытывает чувство подавленности и одиночества, он высказывает свое понимание человеческого существования, для которого характерно господство несправедливости. Он понимает, что его духовный дискомфорт, душевные смуты - следствие нравственных страданий, вызванных неправедной жизнью. В произведении отчетливо звучит идея о высшей справедливости, которая, однако, может быть достигнута лишь за границами видимого мира:

Кому мне открыться сегодня?

Зло наводнило землю.

Нет ему ни конца, ни края.

Мне смерть представляется ныне

Исцеленьем больного,

Исходом из плена страданья.

Мне смерть представляется ныне

Торной дорогой,

Возвращеньем домой из похода…

Мне смерть представляется ныне

Домом родным

После долгих лет заточенья.

Вера в загробную жизнь, несмотря на отдельные всплески скепсиса, была характерна для всей истории культуры Древнего Египта. Загробная жизнь воспринималась как продолжение земной; она безостановочно продолжала эту жизнь с ее заботами, мирными и часто радостными делами. Будущая жизнь, с точки зрения древних египтян, зависела от двух условий: тело должно быть сохранено и душа Ка должна получить все необходимое для жизни.

Стремление уготовить умершему вечную жизнь нашло выражение в способе погребения тела. В древние времена тело завертывали в шкуры, рогожу, ткани, позднее стали укладывать его в деревянные гробы, которые помещали в каменные саркофаги; над могилой ставили кирпичные, позднее каменные надгробия. Стремление сохранить тело вело к искусству мумификации, о котором поведал еще Геродот. Умершего бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь клали священный амулет - фигурку жука-скарабея. На скарабее было написало заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против него на суде Осириса. В Древнем Египте зародилась вера в загробное воздаяние. Еще в эпоху VI династии (XXV в. до н.э.) появляются тексты о суде над душой, В подземном царстве душу встречал шакал Анубис, который взвешивал сердце на весах, а душа исповедовалась перед Осирисом: «Я не творил неправедно против людей, я не убивал своих ближних, не заставлял рабов моих голодать, не был виновником бедности нищих, не развратничал». Вера в загробное воздаяние наполняла религиозную жизнь мыслью, что загробное существование определяется нравственным поведением человека на земле.

Духовная и религиозная жизнь Древнего Египта знает удивительный период, связанный с деятельностью фараона Аменхотепа Г/. В конце Среднего царства Египет был захвачен гиксосами. Силы, боровшиеся против захватчиков, группировались вокруг Фив. В 1578 г. до н.э. Яхмос успешно изгнал гиксосов, положив начало новому объединению Египта. Его преемник Тутмос Ш (1525-1473 гг. до н.э.) успешными завоеваниями способствовал созданию Египетской мировой державы. Борьба шла под знаменами Амона - главного бога Фив. В связи с этим возросло могущество фивских жрецов. Храм Амона в Фивах был одним из богатейших: десятки рабов, тысячи голов скота, тысячи гектаров земли, огромные сокровища и драгоценности. В честь Амона в Карнаке и Луксоре были построены храмы, поражающие размером и роскошью.

Однако нарастало противоречие между фиванским жречеством и служилой знатью, между жречеством и центральной властью. Для разрешения возникшего напряжения фараон Аменхотеп IV осуществил крутую религиозно-политическую реформу, преследующую цель уничтожения политической оппозиции. Личность Аменхотепа IV уникальна, его называют первой индивидуальностью в человеческой истории, его духовный мир был противоречив, а судьба трагична. Он смелый разрушитель традиции, и в то же время ее сторонник, решительный реформатор, строгий монотеист, доходящий порой до фанатизма, пророк и поэт, и в то же время властный диктатор. Он предпринял невиданное до этого дело - восстал против многотысячелетней традиции.

С самого начала своего царствования он стал выдвигать на первое место второстепенное божество, бога солнечного диска Атона. Уже на шестом году правления Аменхотеп IV провозгласил Атона верховным божеством всего Египта, а сам фараон был объявлен сыном Атона. Свое имя Аменхотеп (Амон доволен) фараон сменил на Эхнатон (Угодный Атону). Фараон покинул столицу Фивы и поселился в новой столице, которая была построена по его приказу и называлась Ахетатон (Горизонт Атона).

Атон, в отличие от традиционных богов Египта, имел новые черты. Он потерял антропоморфный характер. Эхнатон не позволял делать изображения Атона, поскольку подлинный бог не имеет формы. Символом Атона был солнечный диск с лучами-руками. Атон был провозглашен единственным божеством, лишенным супруги и преемников. Атон выступая в виде бога-творца, создателя мира и человека, другие боги были восприняты как проявления единого божества Атона. Изменился и характер богослужения, отныне оно проходило не в храме перед статуями богов, а под открытым небом. В честь бога Атона Эхнатон создал гимн, в котором было выражено новое представление о божестве:

Великолепно твое появление на горизонте,

Воплощенный Атон, животворец!…

Нет числа разноликим созданьям твоим.

Многообразье их скрыто от глаз человека.

Ты - единый творец, равного нет божества.

В единстве своем нераздельном ты сотворил

Все, что ступает ногами по тверди земной,

Все, что на крыльях парит в поднебесье.

Тобой предназначено каждому смертному место его.

После смерти Аменхотепа IV все вернулось на круги своя. Столица Ахетатон была покинута, Аменхотеп IV был объявлен еретиком, его попытка установления монотеизма в Древнем Египте последствий не имела. Но она не исчезла бесследно в истории человечества. И, быть может, не без его решительной, смелой попытки идея единого бога утвердилась в древнееврейской культуре.

Религиозное сознание древнеегипетского общества определяло особенности других феноменов культуры. Давно отмечена органическая связь древнеегипетской архитектуры и скульптуры с религиозным культом; в художественных формах выражалась идея неограниченного могущества бога-фараона. Два типа сооружений в связи с этим разрабатывались древнеегипетскими зодчими и скульпторами. Во-первых, это монументальные гробницы, посвященные богу-человеку - фараону, пирамиды, и во-вторых, жилище бога - храм.

До сегодняшних дней сохранились развалины храмов в честь бога Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Они поражают и восхищают гигантскими размерами и удивительно органической вписанностью в окружающую местность, продуманностью композиции и роскошью отделки. Эти храмы представляют сложный комплекс обширных помещений, огромных дворов и множества аллей и переходов, а также колоссальных по размерам статуй божеств.

Особый тип храмового комплекса - скальные храмы, вырубленные в толще скал, самый известный из них посвящен Рамсесу II в Абу-Симбеле. Большими художественными достоинствами отличалась и светская архитектура - царские дворцы-резиденции. Монументальность, изысканность отделки интерьера, сложная организация внутреннего пространства - особенности резиденции Эхнатона в его новой столице Ахетатон.

Изумительная гармония архитектуры и скульптуры - еще одна черта художественного развития Древнего Египта. Высокими художественными достоинствами отличается разработка древнеегипетскими ваятелями типажа земного владыки. Уже в начале III тыс. до н.э. складывается канон художественной трактовки фараона: он изображался сидящим на троне, бесстрастен, величав и спокоен, являя огромную физическую силу. В эпоху Среднего царства идея холодного величия фараона преодолевается стремлением передать индивидуальные черты.

В наибольшей степени индивидуализм и психологическая проработка персонажа характерны для скульптурных портретов вельмож и простолюдинов. Высочайшего расцвета в умении передавать внутренний мир персонажа искусство скульптуры достигло в период Нового царства, во время правления Эхнатона. Скульптурные изображения фараона, его жены Нефертити, членов семьи отличаются реализмом и глубоким психологизмом.

Древние египтяне создали своеобразную и сложную систему письменности, с помощью которой могли выражать не только нужды производства и торговли, но и сложные образы, чувства, эмоции. Египетская письменность - иероглифика. В IV тыс. до н.э. были сделаны первые литературные записи, представляющие собою обработанные сказки, дидактические поучения, религиозные тексты, поэтические произведения. Наиболее полно в древнеегипетской литературе представлен дидактический жанр поучений и пророчеств. Одним из ранних образцов поучений является «Поучение Птахотепа»; известны поучения, в которых излагались правила управления государством, например, «Поучение фараона Аменемхета I», в «Поучении Ахтоя, сына Дуауфа» говорилось о преимуществах должности писца. Подробное изложение правил житейской морали находится в «Поучении Ани» и «Поучении Аменемопе». Популярностью пользовались пророчества мудрецов, которые предсказывали наступления бедствий, если не будут соблюдаться нормы, установленные богами.

Древнеегипетская литература отличается поразительным многообразием жанров, богатством тем и мотивов, удивительными художественными образами и глубочайшим символизмом. Все это делает ее одним из самых удивительных достижений Древнего мира.

В системе египетской культуры важное место занимали научные знания. Особых успехов древние египтяне достигли в математике, астрономии и медицине.

Древние египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо. Они дали звездным объединениям имена животных, составили точные каталоги звезд, изобрели водяные и солнечные часы. Особенностью древнеегипетской астрономии был ее рациональный характер, полное отсутствие элементов астрологии, которые были характерны для ассиро-вавилонской цивилизации.

Египтяне создали близкую к десятичной систему счисления, научились производить сложение и вычитание, умножение и деление и другие арифметические действия. Сохранилось два папируса, которые свидетельствуют о высоком уровне математического знания. Высоким искусством славились египетские врачеватели. Обычай мумификации трупов способствовал изучению анатомии человеческого тела, углублению медицинского знания.

Характерной особенностью древнеегипетской культуры является составление энциклопедий. Известно имя составителя древнейшей египетской энциклопедии: это был писец Аменепопе, сын Аменомопе, он составил свой труд в конце Нового царства.

Культура древних египтян вошла в сокровищницу мировой культуры как ее органическая часть и не потеряла своего значения для современной истории.

2. Древнегреческая культура

Территориально античный мир - это древняя Греция, древний Рим и эллинистические государства. По времени античный мир существовал с конца II в. до н.э. вплоть до падения Рима в 476 г. н.э.

Как база античной древнегреческой культуры рассматривается крито-микенская, или эгейская культура (открытая А. Эвансом и Т. Шлиманом), существовавшая с середины III тысячелетия до н.э. и погибшая в результате природной катастрофы, а главное, нашествия варварских племен греков-дорийцев в X1I-X вв. до н.э. После этого исчезли крупные центры крито-микенской культуры (Кносс, Пилос, Микены, Троя и др.), дворцы ее царей, и общество было отброшено назад к ступени разложения патриархального рода. Нашествие дорийцев было связано с резким культурным упадком, но с VIII в. до н.э. начинается быстрое развитие уже древнегреческой культуры. С конца VIII в. до н.э. на территории Древней Греции из примитивных раннеклассовых государств и союзов формируется новая форма государственности - полис. Процесс становления полиса охватывал 300 лет. Это бурный, противоречивый процесс, наполненный войнами, мятежами, изгнаниями, борьбой демоса против аристократии.

Это и время колонизации древними греками районов Причерноморья. Северной Африки, юга нынешней Франции. Малой Азии. Наиболее энергичная часть полиса переселялась в колонии, сохраняя культурные, торговые связи с метрополией, т.е. с городом-матерью. Это способствовало усилению товарно-денежного обращения. Греки широко применяли железные орудия, что позволило создать интенсивное земледелие, садоводство и с помощью труда одной семьи, а не общины, как на Востоке, возделывать участки земли. Виноградарство, оливковые деревья и ремесло - три источника богатства Древней Греции.

Начиная с VI в. до н.э. в Греции распространилось покупное рабовладение, и прекратился процесс закабаления своих сограждан. Долговое рабство отменяется. В Афинах это произошло в результате реформ Солона в VI в. до н.э. Важнейшим следствием этого явилась консолидация граждан полиса, особенно граждан одного дома, то есть территориальной общины.

Все эти процессы привели к становлению общества нового типа - античного общества.

Античное общество состояло из сравнительно небольших по площади государств, вполне самостоятельных, но вступающих в союзы. Большинство жителей полисов оставалось земледельцами и. соответственно, главной отраслью хозяйства было земледелие, основанное на индивидуальном труде крестьянина. Размеры античного рабства были невелики. Многие жители городов занимались ремеслом, морским промыслом, торговлей. Таким обратом, преобладало мелкое хозяйство. Наряду с этим в античной Греции появляются и крупные хозяйства с использованием рабского труда: рудники, крупные мастерские. Следовательно, на первом месте в Древней Греции стояло мелкое товарное производство; на втором - рабовладельческий уклад; на третьем - наемный труд (в строительстве, морском деле): на четвертом - эксплуатация илотов в Спарте.

Античная форма собственности имела двойств и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.