На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная История возникновения искусства иконописи, икона - живой художественный организм, искусство иконописи. Вековое развитие иконописи. Духовная и художественная значимость русской иконописи общепризнанна, и слава её давно перешагнула границы нашей страны.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Культурология. Добавлен: 17.05.2004. Сдан: 2004. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Ижевский государственный технический университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культурология»

Выполнил: студент гр. ВВ - 11

факультета МиМ

Корепанов А. А.

Проверил: Сорокина М. В.

2002 год

Содержание

стр.

Введение ……………………………………………………….. 3

1. История возникновения искусства иконописи …………... 4

Икона - живой художественный организм ………………. 5

3. Искусство иконописи ……………………………………… 8

4. Вековое развитие иконописи ……………………………… 11

Заключение ……………………………………………………. 14

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ
Древнерусская иконопись - выдающееся явление мирового искусства, часть
драгоценнейшего наследия нашей национальной культуры, одно из ярчайших сви-
детельств духовного и художественного гения России.
Начиная с X века - времени принятия Русью христианства в качестве государ-
ственной религии - тысячи храмов столетие за столетием украшались драгоцен-
ными мозаиками, стенными росписями и иконами с изображениями религиозных
сюжетов на темы истории жизни Христа, Богоматери, апостолов и многочислен-
ных последователей христианского учения - проповедников, аскетов - монахов и
мучеников за веру. Древнейшие центры искусства - Киев, Владимир, Новгород,
Псков, Тверь, Москва - оставили нам бесконечное разнообразие местных памят-
ников живописи XI-XV веков, главным образом икон, порой весьма различных
по стилю, но всегда единых как по содержанию, так и по своим идейным основам.
Это внутреннее их единство постепенно, параллельно с объединением Русского
государства под эгидой Москвы, привело в XVI-XVII веках к сложению целостно-
го национального художественного канона, воплотившегося в древнерусской ико-
не, канона, традиция которого в значительной степени продолжала сохраняться и
позднее - в XVIII-XIX веках, став с начала ХХ столетия объектом многочислен-
ных исследований, предпринятых историками культуры Древней Руси. Именно в
результате их общих усилий необычайное художественное богатство образной си-
стемы иконы, её эстетическая ценность и изначально заложенный в ней общечело-
веческий идеал красоты и высокого гуманизма стали достоянием современности.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА ИКОНОПИСИ

Искусство древнерусской иконописи восходит к культурной традиции Ви-
зантии, к той традиции, где на протяжении столетий (в основном приблизительно
с V по Х века) гармонично сплавились художественные достижения раннесредне-
векового Запада и Востока, эстетические ценности поздней античности (эллиниз-
ма) и малоазийской национальных культур (Египта, Сирии, Палестины), Закавка-
зья и сасанидского Ирана.
Впитав в себя и творчески переработав это богатейшее византийское насле-
дие, Русь органично вошла в европейскую средневековую культуру, отбросив, од-
нако, - в силу личного духовного миро чувствия - всё чуждое её национальным
устремлениям: порой излишнюю репрезентативность имперского византинизма,
несколько холодноватую “отстранённость” образов византийского искусства, а
нередко и чисто внешне понимаемую им «пренебесную» красоту «горнего» мира.
На смену всему этому приходит система собственных эстетических ценнос-
тей: большая свобода иконографического канона, большая теплота иконописных
образов и - что, быть может, важнее всего - гораздо большая обращённость ис-
кусства к «дольней» (иначе говоря - вполне земной) человеческой жизни, к
духовно свободной человеческой личности.
2. ИКОНА - ЖИВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОРГАНИЗМ

Нигде и никогда икона не играла такой большой роли, как в России. Иконы
здесь издавна были непременной принадлежностью каждого здания - и храмово-
го, и общественно - гражданского, и просто жилого дома.
Икона (от греческого «эйкон» - образ, изображение) совершенно не похожа
на обычную картину. В иконе передаётся отнюдь не то, что художник видит обыч-
но своими глазами, а то, что он усматривает в реальной действительности, так
сказать, «духовными очами», «внутренним» взором, - прежде всего глубинные
«первосущности» вещей, «первооснову» всего бытия - то, что в античной филосо-
фии называлось «эйдосами», или «идеями», а средневековые христианские мысли-
тели именовали «первообразами», или «прототипами» всего вещественного ма-
териального мира, в том числе и каждого человеческого индивида. Иконопись по-
этому - сакрально - ритуальное искусство, призванное возводить «внутренний»
духовный взор каждого зрителя от образа к первообразу, от художественной реа-
льности изображения - например, вполне «земного», признанного «святым» ас-
кета - к запредельному (или, как говорили в древности, к «небесному») смыслу -
«прототипу» этого изображения. Отсюда в иконах преобладание иконографичес-
ких «типов», идеализирующая условность формообразующих элементов, необыч-
ность пространственно - временных связей, неизменность и своеобразная непре-
ложность строгого набора самих композиций в виде более или менее постоянных
иконографических схем. Отсюда же и сама столь часто непривычная для совре-
менного глаза система средств художественной выразительности: это и обострён-
ная графичность, линеарность стиля, это и своего рода плоскостная «ковровость»
композиций со специфическим характером «вывернутой» перспективы, это и яв-
ная идеограмматичность отдельных образов, это, наконец, и часто применяемый в
иконописи как бы «обратный» принцип художественной передачи в иконе свое-
го рода «сверхдвижения» (столь характерного для динамики духовной жизни,
особенно при создании гиперболизированных образов «святых») через некий
«сверхпокой», внешне выражаемый в подчёркнутой статичности фигур, в отсу-
тствии глубины пространства и в своеобразной неподвижности, как бы «застылос-
ти» всех форм духовно «преображенного» в плоскости иконы «тварного» мира.
Однако, несмотря на всю свою каноническую кодифицированность, икона
всегда остаётся живым художественным организмом, отражающим изменения ис-
торической жизни нации, все нюансы мирочувствия и мировосприятия художни-
ков той или иной эпохи и даже того или иного района. Почти в любом случае
можно указать на причастность иконы к той или иной местной школе живописи -
новгородской, псковской, тверской, ростово - суздальской, московской - в зависи-
мости от того, к каким художественным центрам России тяготели мастера - ико-
нописцы; точно так же среди икон легко определить и памятники, созданные ху-
дожниками, принадлежащими к кругу наиболее прославленных иконописцев
Древней Руси - Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова.
Древнерусские иконы писались на дереве по меловому грунту темперой -
минеральными и растительными красками на яичной эмульсии - и покрывались
затем для усиления цвета и предохранения красочного слоя слоем тонкой прозра-
чной масляной плёнки - олифой. При написании фонов икон и нимбов вокруг го-
лов святых использовали светлые золотисто --жёлтые краски или же тончайшие
листки чистого золота, которые должны были символизировать духовное сверх-
пространство или «небо» запредельного божественного мира. При этом и в самом
написании иконы, и даже в её естественных природных материалах древнерусс-
ким мастером неизменно усматривался внутренний мистический смысл, отражав-
шийся в актах специального молитвенного освящения и очищения всего творчес-
кого процесса - освящались и краски, и даже вода для их разведения.
Непременным условием творчества ставилась и необходимость личной ду-
ховной чистоты самого иконописца, ибо только такой мастер, как считалось на
Руси, был способен передать в иконе всю безмерность и красоту умозрительного
мира сакральных ценностей.
Таким образом, как сам художник, так и создаваемые им произведения явля-
лись носителями глубоко нравственных идей и понятий, столетиями возвышав-
ших душу народа среди всех бед и разрух, войн и насилия, столь характерных для
эпохи средневековья.
ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ

Искусство иконописи - особое искусство, чаще всего анонимное (мастера, как
правило, не подписывали своих имён на иконах), в которых в силу его традици-
онности и жёсткой канонизированности личность художника могла раскрыться в
основном за счёт нюансировки и акцентирования или отдельных элементов обще-
принятой эстетической системы, где был абсолютно недопустим произвольный
полёт фантазии иконописца. Индивидуализировать это искусство было чрезвычай-
но трудно, и тем не менее, как показало многовековое развитие древнерусской
живописи, истинному таланту, истинному художественному творчеству иконопи-
сный канон отнюдь не служил помехой в раскры и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.