На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Взаимосвязь духовности с культурой. Особенности развития и возрождения культуры в России. Феномен науки, ее соотношение с культурой и обществом. Мораль и религия, разрешение религиозных противоречий в современном мире. Значение искусства и образования.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 15.06.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


32
Духовная жизнь общества
Культура и духовная жизнь
Духовную сферу общества обычно связывают с культурой. Однако понятие культура очень многозначно. В науке нет не только единого определения культуры, но даже и единого мнения о том, сколько таких определений существует. Как международный термин и общее понятие "культура" используется в большинстве европейских языков с XVIII века. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult-.
Отметим некоторые из значений:
- cultio - возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);
- cultor - воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;
- cultus - попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение, а также - вероисповедание.
Исходя из этих значений можно выделить несколько смысловых блоков понятия "культура":
· возделывание сырого продукта, обработка чего-то природного;
· стремление к какому-то идеалу, воспитание и привитие качеств, соответствующих этому идеалу;
· культовый, обрядовый аспект.
В самом широком значении слова культура - это различные виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты. В этом значении культура - это всё, что создано человечеством. Культура - это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, - там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке. Только усваивая (делая своим) богатство культуры индивид обретает человеческие качества и воспринимает обретённый культурный опыт как свой собственный мир, как богатство своего Я.
Культура - это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания. Культура представляет собой биологически ненаследуемую, созданную людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.
Исследователи выделяют десятки функций культуры в обществе. К основным функциям культуры относятся:
1) регулирующая функция (регулирование поведения человека, образцы поведения);
2) образовательно-воспитательная функция (уровень культуры личности определяется приобщением к культурному наследию, передача социального опыта);
3) интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества);
4) ценностная функция (формирование у человека определённой системы ценностей, мировоззрения).
Принято подразделять культуру на материальную и духовную.
Материальная культура - это предметный мир культуры, включающий в себя всё, что произведено человеком в процессе материального производства (это орудия труда, здания, оборудование и т.д.).
Духовная культура - это, прежде всего, идеи, выразившиеся в достижениях науки, произведениях искусства, литературы, человеческом мировоззрении, религии, философии, комплексе социальных норм и ценностей и т.д. Её ядром и носителем является система духовных ценностей.
Однако данное деление довольно условно. Например, здание какого-либо завода можно считать и предметом материальной культуры и произведением искусства, построенным в духе архитектуры конструктивизма.
Любой предмет материальной культуры создаётся на основе идеи, рождённой наукой, философией, общественной необходимостью (а это уже можно отнести к духовной культуре). Духовная культура нуждается в материальном посреднике: сама книга, в которой опубликовано то или иное литературное произведение, может быть отнесена к материальной культуре. Материальная культура опирается на культуру труда и производства, культуру потребителя и т.д. Существует экономическая культура, политическая, правовая, экологическая и т.д.
Поэтому духовная жизнь общества не тождественна широкому пониманию культуры. Под духовной жизнью общества обычно понимают область бытия, в которой объективная реальность даётся не в форме предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.
Центром и ядром духовной сферы является понятие духовности, неразрывно связанная с понятиями истины, добра и красоты. Эти категории рассматривают религия, мораль и искусство - то, что относится к прерогативе духовной культуры.
Формы и разновидности культуры различны. По степени распространённости принято делить культуру на мировую и национальную. Кроме того, у каждой демографической, социальной, профессиональной группы может выделяться собственная культура (её называют субкультурой). Это, например, городская субкультура, молодёжная субкультура и т.д. Однако ценности субкультуры, как правило, не противоречат доминирующей (господствующей) в обществе культуре. Если ценности субкультуры вступают в противоречие с ценностями общества, она превращается в контркультуру. Типичный пример контркультуры - культура хиппи, которая отрицала собственность, институт брака, политические структуры и социальную дифференциацию, моральные нормы общества и т.д.
В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков её уровень и кто является её потребителем, различают три формы - народную, элитарную и массовую культуру.
Народная культура (англ. "фольклор" - народная культура) своими корнями уходит в прошлое, она базируется на системе ценностей, менталитете народа, отражает национальный характер. Её произведения создаются анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки. Эти произведения затем могут дописываться, изменяться такими же анонимными творцами в процессе коллективного творчества. Особенно это характерно для мифов, легенд, сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев. Интересным жанром современной народной культуры является анекдот (вы сами наблюдали, сколько разновидностей одного анекдота может существовать). К народной культуре можно отнести народный костюм, сценарий проведения различных празднеств и обрядов (свадьбы, крещение, похороны и т.д.). Народная культура традиционна, коллективна, глубока и инертна. К её истокам постоянно обращаются представители элитарной и массовой культуры.
Элитарная культура - это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Её ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства. Так, произведения абстракционистов в виде цветовых композиций сложны для восприятия человеком, не знакомым с законами живописи, символическими цветовыми образами. Девиз элитарной культуры "Искусство ради искусства". В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).
Массовая культура - это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Наибольший её размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется. подвержена моде и реагирует на любое новое событие. В ней много подражательного, стандартизированного, она черпает свои сюжеты в элитарной и народной культуре, но основана на стереотипах. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения.
В последние десятилетия синонимом массовой культуры стал термин "популярная культура" или "поп-культура". Положительными чертами массовой культуры является её демократичность, обращённость ко всем людям без различия классов, наций, имущественного положения. Однако, культивируя стереотипы стремления к власти, деньгам, популярности, секс-символам, "поп-культура" способствует нравственному упадку общества. Под воздействием механизма внушения человек перестаёт быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней.
Важную роль в дальнейшем развитии массовой культуры играют средства массовой информации.
Средства массовой информации
Газеты, журналы, радио, кино, телевидение, Интернет делают возможным быстро распространить любое произведение. Благодаря СМИ людям стали доступны многие произведения не только массовой, но и элитарной и народной культуры. Достижения, художественные приёмы, идеи элитарного искусства быстро перестают быть новаторскими и перенимаются "массовой культурой", повышая её уровень. В то же время "поп-культура", приносящая прибыль, даёт возможность оказывать поддержку творцам "элитарного искусства". Благодаря СМИ многие произведения народной культуры стали широко известны во всём мире.
В то же время коммерциализация культуры происходит под влиянием СМИ. Так, реклама стала неизбежным спутником культуры и даже превратилась в особый вид искусства.
В последнее время учёные говорят о вытеснении "книжной культуры" культурой экранной. Молодёжь знакомится с произведениями литературы не в подлиннике, а по экранизациям. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план. Компьютерные игры, система Интернет, телевидение подчиняют себе духовную жизнь молодёжи. С одной стороны это положительно, ибо появляется возможность свободного выхода личности в мир информации.
Для характеристики современных тенденций развития культуры учёные вводят понятие клиповая культура. Видеоклип - это синтез музыкального, зрительного восприятия, где образы меняются с поразительной быстротой. Быстрота, гибкость, реактивность характерны для клиповой культуры. Более популярными становятся небольшие произведения с несколькими параллельными линиями сюжета, с быстрой сменой образов. Потребителю некогда, время - деньги. Поэтому вместо эпических романов популярными становятся повести, рассказы, вместо многоактных пьес - небольшие новеллы. Клиповая культура отражает общую тенденцию постиндустриального общества к быстрым изменениям, к смене впечатлений и образов.
Всё это нашло своё отражение и в тенденциях духовной жизни современной России.
Тенденции духовной жизни современной России
Первая тенденция духовной жизни современной России ярко проявилась в последнее десятилетие - это интернационализация культуры. Исчезновение цензуры, демократизация жизни, усилившиеся контакты с другими странами, развитие Интернета - всё это привело к тому, что достижения мировой культуры стали доступны каждому россиянину. Гастроли мировых звёзд искусства, знакомство с новейшими событиями в области культуры оказывают положительное воздействие на духовную жизнь современной России. Однако одновременно распространяется и потребительское отношение к культуре, развивается индустрия развлечений, далёкая от духовности, русский язык засоряется массой иностранных слов. На экранах телевизоров - засилье низкопробных фильмов, пропагандирующих секс, насилие, культ денег.
Вторая тенденция - это возрастание интереса к национальной культуре. Возрождаются забытые народные традиции, расширяется сфера применения всех языков многонациональной России, возрос интерес к религии. Возвращение к истокам народной культуры несомненно положительно, но идеализация далёкого прошлого приносит и негативные последствия в виде националистических идей, нетерпимости к другой культуре, стремления к изоляционизму, неприятию всего нового.
Обе названные тенденции обозначились на фоне кризисной ситуации, сложившейся в России в 90-х г.г. XX века. Экономическое и материально-техническое обеспечение культуры упало до критической отметки. Многие очаги культуры (театры, картинные галереи, клубы, студии детского и юношеского творчества и т.д.) были закрыты из-за финансовых трудностей. Началась коммерциализация культуры, что снижает её уровень и в конечном итоге сказывается на культурном уровне народа.
Недофинансирование науки привело к "утечке мозгов": наиболее талантливые молодые учёные вынуждены продолжать свои исследования за рубежом. Там же проживают ныне и многие известные актёры, композиторы, писатели, спортсмены.
При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Упадок морали, ожесточённость, рост преступности и насилия являются показателями кризиса духовной культуры в современной России.
Скорейших реформ требует и система образования. Однако на пути реформаторства важно помнить о том, что культура развивается на основе новаторства, но при обязательном сохранении предшествующего развития.
Обозначенные тенденции духовной жизни России характерны и для развития национальных культур в Российской Федерации. Так, в Чувашской Республике в 1991 году был принят закон, обеспечивший дальнейшее развитие чувашского языка. В последние годы были созданы условия для возрождения национальных культур всех народов, населяющих Россию - чувашей, русских, мордвы, татар и т.д. Возрос интерес к традиционной чувашской религии, возрождаются национальные праздники, была издана Чувашская энциклопедия и т.д. Однако возрождение чувашской культуры не должно мешать развитию других национальных культур. К сожалению, из-за недостаточного финансирования не все мероприятия, предусмотренные Законом, были осуществлены.
Важную роль в возрождении культуры и образования в Чувашской Республике играет Чувашский государственный университет. Следуя заветам чувашского просветителя И. Я. Ульянова ректор университета Л. П. Кураков выдвинул лозунг "Превратить Чувашию в один из высокообразованных субъектов Российской Федерации". С целью повышения среди чувашей числа людей с высшим образованием Чувашский государственный университет стал открывать филиалы, учебно-консультационные пункты в сельских районах республики. Таким образом был создан университетский комплекс, отдельные подразделения которого действуют сейчас в 24 районах Чувашии. Студенты из сельской местности и малых городов ныне составляют более 50% общей численности студентов ЧГУ. В то же время увеличился в 2 раза выпуск специалистов с высшим образованием. Это непосредственно отражается на росте роли науки в республике.
Наука как часть культуры
Наука является многогранным общественным явлением. Это важнейшая составная часть духовной жизни общества. Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теории, законов) и основанные на результатах научных исследований.
Наука и общество по-разному соотносились в отдельные периоды исторического развития. В одни исторические эпохи наука не оказывала существенного влияния на жизнь общества, ею занимались отдельные исследователи-энтузиасты, затраты на поддержание научной деятельности были минимальными. На других этапах роль науки резко возрастает, как и средства, выделяемые обществом на её развитие. Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определённое воздействие общества:
1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований (так называемый социальный заказ), который общество даёт учёным (например, найти способы лечения СПИДа, обнаружить новые альтернативные виды энергии, решить экологические проблемы и т.д.).
2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые выделяются на развитие науки. Так, сокращение финансирования фундаментальных наук в Российской Федерации может привести к кризису и в прикладных науках. Престиж науки, статус учёного в обществе также напрямую влияют на развитие науки. Низкая зарплата, социальная незащищённость учёных приводит к оттоку талантливой молодёжи из науки в другие сферы производства.
Наука не только система знаний, но и вид духовного производства. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. К результатам духовного производства можно отнести научные теории и идеи. Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни - экономической, политической, социальной. Создаваемые в рамках науки новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.
Некоторые исследователи считают, что развитие науки происходит не путём плавного наращивания новых знаний на старые, а через периодические коренные изменения и смену ведущих представлений, т.е. через периодически происходящие научные революции.
Примером такой революции является научная революция XVII века. Её представителями были Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, Р. Декарт, Ф. Бэкон, Дж. Локк и др. С этого времени научная мысль приобретает черты объективного экспериментально подтверждённого знания, а с другой - само машинное производство становится стимулом развития науки, одновременно создавая для неё необходимую материальную базу. Роль науки постоянно повышается.
Особенности современной науки заключаются в том, что функции науки в обществе усложнились. Культурно-мировоззренческая функция науки заключается в том, что современная наука стала определяющим фактором в решении вопросов первостепенной мировоззренческой значимости.
Наука стала непосредственной производительной силой общества. Она предопределила появление новых отраслей материального производства (химической, радиотехнической, электронной, атомной промышленности и т.д.). В то же время некоторые проблемы, возникающие в ходе развития техники, становятся предметом научного исследования и даже дают начало новым научным дисциплинам.
Наука становится катализатором процесса непрерывного совершенствования производства. Сегодня у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна функция - она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления им. Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.
Развитие современной науки определяется двумя процессами - дифференциацией и интеграцией наук. Возросший объём информации, углубление знаний привело к появлению отдельных наук в рамках традиционных наук. Эта дифференциация наук, например, привела к тому, что в рамках одной только математики сейчас развиваются десятки направлений, претендующих на звание отдельной науки (теория функций комплексного переменного, аналитическая геометрия, теория множеств, математическая логика, функциональный анализ, дискретная математика и т.д.).
Одновременно развивается интеграция наук. Для решения новых сложных задач необходимо строить систему знаний, привлекая её элементы из различных научных дисциплин. Например, специалистам по искусственному интеллекту приходится использовать теории и методы математики, лингвистики, психологии и ряда других наук.
Интеграция знаний способствует появлению новых наук, находящихся на стыке знаний (математическая лингвистика, математическая статистика, математическая физика и т.д.). Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знаний тесно связаны. Вопросы первостепенной мировоззренческой значимости, касающиеся структуры материи, строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека решаются теперь не в сфере мифологического и религиозного сознания, а с помощью научного познания.
Выделяют два уровня научного познания. Эмпирический уровень - это описание предметов и явлений, получение эмпирического факта. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которой раскрывается сущность познаваемых объектов.
Основными методами научного познания являются метод наблюдения, метод эмпирического описания, метод эксперимента, метод гипотезы и формирование научной теории.
В условиях научно-технической революции роль науки резко возрастает. Наука становится постоянным источником новых идей, указывающих пути развития материального производства. Она превращается в непосредственную производительную силу. Открытия в области атомной и молекулярной структуры вещества создали предпосылки для производства новых материалов; успехи химии позволили создать вещества с заданными свойствами; изучение электрических явлений в твёрдых телах и газах послужило основой возникновения электроники; исследование структуры атомного ядра открыло путь к использованию атомной энергии; благодаря развитию математики были созданы средства автоматизации производства и управления, развитие микроэлектроники привело к созданию компьютера. В свою очередь компьютерная революция привела к резкому увеличению потока информации, что стало толчком к дальнейшему развитию науки.
Безграничные возможности современной науки сделали особо актуальными проблемы научной этики. С помощью науки можно благоустраивать пустыни, но можно и превращать в пустыню цветущие сады. Исследования в области атомной физики привели к созданию ядерного оружия, которое может привести к гибели человечества. Развитие генной инженерии вплотную подошло к возможности клонирования человека. Но к каким последствиям для человечества это может привести? Поэтому проблема свободы научного поиска и социальной ответственности учёного должна разрешаться с позиций общечеловеческих требований и запретов. Недаром многие страны мира наложили мораторий на исследование проблем клонирования человека. Наука должна подчиняться требованиям морали.
Мораль
Мораль (от лат. - нравы) - это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. В морали находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
В русском языке понятием, соответствующими морали, выступает слово "нравственность". Наука, изучающая мораль, называется этика (от греч. - характер, мода). Слова "моральный", "нравственный", "этический" обычно выступают синонимами. Существуют несколько функций морали (воспитательная, познавательная, мотивационная, прогностическая). Однако основная функция морали - регулятивная.
Мораль - это регулятор социального поведения, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью моральных норм.
Мораль зародилась еще в первобытном обществе и первоначально была тесно связана с религией. Недаром один из постулатов христианства "не делай другим того, чего себе не пожелаешь" называют "золотым правилом" морали.
Мораль изменяется в зависимости от условий существования общества. Политическая и правовая форма сознания зародилась позже моральной и связана со становлением государства. Право и мораль тесно связаны. Право также является регулятором поведения человека. Однако сфера применения морали шире права. Правовые нормы фиксируются государством, и санкции за их нарушение налагаются государственными органами. Источником моральных норм является само общество. Можно систематизировать нормы морали и создать некий "моральный кодекс", однако записать все нормы морали невозможно. Они живут в общественном мнении и получают отражение в различных произведениях литературы и искусства.
Наказание за нарушение моральных норм - это общественное порицание и осуждение. В отличие от правовых санкций моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. При этом важное значение для общественного мнения имеет мотивация поступка. Например, с точки зрения права любая кража наказуема, с точки зрения морали кража куска хлеба для голодного ребенка может быть оправдана общественным мнением.
Высшей духовной ценностью и категорией морали является добро. Добро - это то, что общество считает нравственным, достойным подражания; это положительное содействие потребностям людей; все, что способствует развитию и совершенствованию общества. Зло имеет противоположное значение. Это все безнравственное, достойное осуждения, ведущее к регрессу общества.
Связаны с категориями добра и зла категории справедливости и несправедливости. Справедливость - это требование соответствия между должным и реальным, между ценностью чего-либо и его оценкой, между правами и обязанностями человека, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.
Категории морали определяют высшие духовные ценности. К таким ценностям можно отнести истину, как правильное отражение действительности в мысли, знание, открывающее для человека возможность удовлетворения потребностей. При этом моральное понимание истины ближе не к ее философскому определению, а к русскому слову "правда".
Категория красоты связана с понятием "совершенство", т.е. того, что в наибольшей степени отвечает потребностям людей.
Высшие духовные ценности - это некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом испытаний. Каждую культуру можно представить себе как набор конкретных, разделяемых большинством ее представителей ценностей. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл человеческой жизни. Они определяют моральный идеал общества как представление о нравственном совершенстве.
Моральный идеал менялся в различные эпохи и у разных народов в зависимости от изменения высших духовных ценностей. Так, истиной в средневековье представлялись религиозные догматы. В Советском Союзе, где господствующей являлась классовая мораль, добром представлялся поступок Павлика Морозова, предавшего своего отца. От эпохи к эпохе менялись идеалы красоты, и Даная с картины Рубенса вряд ли победит на современном конкурсе красоты.
Таким образом, моральные нормы формируются в зависимости от категорий морали, которые, являясь высшими духовными ценностями, определяют моральный идеал, господствующий в обществе.
В процессе социализации человека формируется его моральное сознание, связанное с нравственной оценкой любой деятельности. Так, моральные нормы определяют поведение человека во всех областях жизнедеятельности. Существует экологическая этика, этика ученого, этика потребителя, этика производства и т.д.
Важно, чтобы требования общественной морали стали убеждением, составной частью самосознания, жизненной позицией человека. В этом важную роль играют такие качества, как долг, достоинство, честь. Но особое значение имеет формирование в каждом человеке способности самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Важнейшей формой самоконтроля является совесть. Совесть - это самооценка совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом, выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль и самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности. Совесть связана с внутренней убежденностью в том, что является добром и злом. Однако понятие добра абстрактно, оно меняется в связи с изменением исторических условий, и очень часто в конкретных жизненных ситуациях трудно определить, хорош или плох тот или иной поступок.
Каждый человек в своей жизни стоит перед моральным выбором. Этот моральный выбор заключается в определении высших моральных ценностей и следовании им и моральному идеалу. Однако в связи с происходящей в современном обществе переоценкой ценностей человек вынужден сам решать, что является добром, справедливостью, долгом в конкретной ситуации. Например, скрывать от человека то, что он неизлечимо болен - это добро или зло? Наказание террористов путем бомбежек Афганистана - это справедливо или нет? Является ли долгом выполнение общественных обязанностей или лучше посвятить свободное время развлечениям? Таким образом, каждый человек вынужден делать свой моральный и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.