На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Его собенности. История развития и становления натюрморта. Методика работы над выполнением натюрморта в технике масло. Анализ уровня разработанности темы в теории и практике.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Культурология. Добавлен: 04.07.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


9
Министерство образования Ставропольского края
Ставропольский государственный педагогический институт
Факультет искусств
Кафедра изобразительного искусства
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: «ЖИВОПИСЬ. НАТЮРМОРТ. МАСЛО»
Студентки 3 курса группы И3И
отделения изобразительного
искусства и дизайна
______________________________
Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры изобразительного
искусства
_____________________________
Рецензент:
старший преподаватель
кафедры изобразительного
искусства
___________________________
Работа допущена к защите Дата защиты «___» _______2006 г.
«___» _______2006 г. Оценка «__________»
Зав. кафедрой __________

Ставрополь 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Натюрморт как жанр изобразительного искусства
1.1. Особенности натюрморта как вида изобразительного искусства. 6
1.2. История развития и становления натюрморта как вида изобразительного искусства 14
1.3. Методика работы над выполнением натюрморта в технике масло 24
1.4. Анализ уровня разработанности темы в теории и практике изобразительного искусства 28
ГЛАВА 2. Творческие работы: серия натюрмортов на тему
2.1. Общая характеристика творческих работ 29
2.2. Содержание творческих работ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач образования является всестороннее развитие личности ребенка, в том числе эстетическое воспитание подрастающего поколения. Эстетическое воспитание- это сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, овладевая различными видами художественной деятельности. Изобразительная деятельность - специфическое, образное познание действительности, которое может идти различными путями.
Одним из видов изобразительного искусства является натюрморт - «мертвая природа», изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу.
В данной дипломной работе мы постарались показать большие потенциальные возможности одного из самых выразительных жанров изобразительного искусства - натюрморта для формирования творческих способностей и художественного вкуса.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы заключается в необходимости включения в современный образовательный процесс данного жанра искусства, обоснования его значения для формирования творческой личности человека.
Необходимость научного рассмотрения и практической реализации проблемы создания натюрморта в технике масло обусловлено рядом противоречий:
- между пониманием важности натюрморта для художественного развития детей и недостаточным распространением современных художественных произведений данного вида на практике;
- между современными требованиями и интересом художников к применению техники масло в изображении объектов окружающего мира и традиционными темами и приемами преобладающими в художественных картинах;
- между современными требованиями к развитию школьников и реальным состояния проблемы обучения изображению натюрморта.
Данные противоречия и актуальность использования жанра натюрморт в современной художественной практике обусловили выбор темы нашего исследования.
Проблема нашего исследования формулируется следующим образом: каковы теоретические основы и практические возможности выполнения натюрморта в технике масло. Решение в художественно-творческих работах данной проблемы является целью исследования.
Объектом исследования является натюрморт как жанр изобразительного искусства.
Предметом исследования являются возможности масляной техники живописи, способствующие созданию выразительного образа натюрморта.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что художественная ценность созданных творческих работ и максимальный эффект воздействия их на реципиента зависит от:
- включения в содержание творческих работ объектов и их соответствующего колористического и образного решения;
- расширения арсенала традиционных техник и способов создания живописных произведений в жанре натюрморта, позволяющими использовать в работах многообразие полутонов и оттенков, фактуры красочного слоя;
- создания серии живописных работ, объединённых единой композиционной основой;
- подбора адекватных средств художественной выразительности, максимально отражающих первоначальный замысел художника.
Задачи исследования:
1) осуществить теоретический анализ изучаемой проблемы в искусствоведческой литературе;
2) разработать теоретические основы реализации возможностей живописи в технике масло;
3) обосновать и отобрать содержание, адекватные средства художественной выразительности для воплощения художественно-творческих работ;
4) создать серию композиций натюрморта по теме исследования.
1.1.ОСОБЕННОСТИ НАТЮРМОРТА КАК ВИДА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
В изобразительном искусстве натюрморт - ( от франц.) nature morte - «мертвая природа» принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельно значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины или портрета.
В отдельных случаях натюрморт приобретает настолько важное значение, что становится своеобразным композиционным центром картины.
В зависимости от задач, которые решает художник, меняется роль и место натюрморта в композиции.
Воздействие натюрморта на зрителя происходит по линии ассоциативных представлений и мыслей, возникающих при рассмотрении изобразительных предметов.
Таким образом, объединенные доступными средствами композиции вещи слагаются в изображении, в эмоционально насыщенный образ.
Художники, обращаются к натюрмортам как к средству характеристики создаваемого образа и при работе над портретом. В сюжетно- тематических картинах натюрморт имеет хотя и важное, но все же подчиненное значение.
Как самостоятельный жанр искусства натюрморт обладает большими изобразительными воздействиями. В нем показывается не только внешняя материальная сущность предметов. Вместе с конкретным изображением вещей в натюрморте в образной форме могут быть переданы существенные стороны жизни, отражаться эпоха, важные исторические события.
В лучших своих проявлениях он становится действенным средством идейного и эстетического восприятия людей, формируя их вкусы, понятия, представления.
Другое назначение натюрморта - служить своеобразной творческой лабораторией, где художник ставит и решает различные профессиональные задачи, совершенствует мастерство.
Своеобразие работы над натюрмортом состоит в том, что его сложно ставить и писать в различных условиях; в помещении при дневном и искусственном освещении, на открытом воздухе.
В отличии от творческого натюрморта учебный имеет узкую строго направленную цель, способствовать активизации познавательной деятельности детей.
Как правило, безразличное отношение к материальному отрицательно сказывается не только на конечном результате, но и на ходе ведения рисунка. Необходимо, приступая к работе, давая детям натюрморт, знать не только изображение, но и технические возможности различных материалов.
Бумага. Согласно ГОСТУ бумага в зависимости от ее целевого назначения разделяется на классы и группы. Бумага ватман, полуватман, рисовальная и чертежно-рисовальная, каждая характеризуется определенной плотностью и фактурой верхнего слоя.
Белая бумага важна для акварельной живописи, для выполнения рисунков углем или сангиной можно использовать самую различную бумагу.
Цветную бумагу можно подготовить и самому.
Выбор различных графических материалов в работе над рисунком натюрморта должен быть обусловлен как степенью подготовленности рисовальщика, так и учебно-творческими задачами, решаемыми в конкретной натурной постановке.
Из всех графических изобразительных материалов карандаш более других дисциплинирует детей, простой карандаш позволяет тщательно прорабатывать как крупные, так и мелкие формы.
На начальной стадии обучения приемлемым является графически карандаш. Он хорошо ложится , держится и удаляется резинкой, что важно при исправлении ошибок. Существуют карандаши различной степени твердости и мягкости (твердый, мягкий, средний).
Для карандаша наиболее приемлемой является техника работы штрихом, которая заключается в обработке формы сравнительно короткими линиями различной толщины и силы тона.
Выразительность штриха, его изовозможности зависят от приема работы карандашом.
Немаловажные значения при работе карандашом имеет резинка. Хорошее качество резинки определяется ее мягкостью.
Среди всех рисовальных материалов обожженный древесный уголь является наиболее подвижным и выразительным материалом. Он позволяет быстро устанавливать в рисунке основные тональные отношения. Уголь также обладает достаточно большим тональным масштабом , что дает возможность добиваться в рисунке не только светотеневых нюансов, но и передавать воздействующую среду, материальность предметов, их живописные качества.
Прием - концом угольной палочки намечается абрис формы предмета.
Следующий этап- установление в рисунке больших тональных отношений. Снятие угля с бумаги и проработку света ведут размятым мякишем белого хлеба. Также применяется прессованный уголь, который дает более густой, бархатистого оттенка, тон.
Соус изготовляется в виде цилиндрических палочек, спрессованных из древесной сажи с добавлением растительного клея или глины. Рисовать соусом можно двумя способами. При « сухом» способе рисунок выполняется порошком натертого соуса растушкой. Сила тона темных мест достигается путем повторной прокладки соуса.
«Мокрый» способ заключается в следующем: натертый порошок соуса разводится водой до необходимой консистенции. Вначале раствором средней насыщенности кистью покрываются собственные и падающие тени. Затем слабым раствором покрываются большие части формы и окружающая среда. Затем приступают к детальной проработке предмета. Таким образом, способ работы «мокрым» соусом по-своему близок к технике работы акварелью (гризайль). Работать соусом можно и комбинированным способом.
Сангина - материал минерального происхождения. Искусственная сангина изготавливается из порошка окиси железа и специальной глины. Техника работы с ангиной близка к работе прессованным углем. При выполнении рисунков натюрморта принято работать комбинированным способом, сочетая ее с прессованным углем, «сухим» соусом.
Использование при рисовании угольных материалов, соуса и сангины дает возможность детям творчески подойти к решению образной характеристики натурной постановки.
Детям необходимо объяснить композиционные основы построения рисунка натюрморта. Формат является неотъемлемой частью композиционного решения, каждая натурная постановка требует определенного формата.
Важное место в композиционном решении рисунка натюрморта занимает величина изображения группы предметов в целом по отношению к плоскости выбранного формата. При решении этой важной задачи со стороны дошкольников должно быть активное отношение не только к изображаемым предметам, но и к среде.
В основу изучения рисунка натюрморта должен быть положен принцип систематичности и последовательности обучения. Ребят нужно подготавливать к сложным натюрмортам. Базой для решения подобных типов натюрмортов должны быть простые постановки. Каждая натурная постановка заключает в себе конкретные целевые установки. Такой подход к выбору и содержанию натюрморта как задания обеспечивает активность дошкольников в процессе работы. Руководствуются принципом рисования от простого к сложному.
Различают следующие типы натюрмортных постановок:
1. Постановка из гипсовых геометрических тел. Как правило из одного - двух предметов.
2. Натюрморты из предметов быта, близких по форме к геометрическим телам. Служит закреплением знаний по изучению конструктивного строения форм и решения объема средствами светотени. Выбирают предметы быта нейтрального цвета с четко выраженной формой.
3. Постановки из предметов быта различной формы, цвета и материальности. Первые постановки следует составлять из одного - двух предметов. Чтобы ребенок имел возможность сосредоточить внимание на главном, не следует в первые постановки включать предметы с большим количеством мелких деталей: фон должен быть простым.
4. Натюрморт в интерьере. Изображение натюрморта с частью интерьера ставит воспитанника перед проблемой решения глубокого пространства.
Последовательность в работе над рисунком натюрморта.
Процесс рисования - сложный комплекс мыслительной и практической деятельности. Зрительное восприятие натуры, как правило, является целостным. При выполнении рисунка натюрморта количество этапов определяется сложностью натюрмортной постановки, однако основными этапами принято считать:
1 композиционное размещение изображения всей группы и отдельных предметов на плоски листа.
2. конструктивное решение формы предметов с учетом их пространственного положения.
3. светотеневое решение большой формы и установление основных тональных отношений.
4 детальная проработка фона тоном.
5.обобщающий этап работы нал завершением рисунка.
В основу первого этапа должен быть положен наиболее удачный предварительный эскиз. Определяется месторасположение изображения на листе, установление основных пропорций величин.
Второй этап начинается с конструктивного построения отдельных предметов, уточнение пропорций и характер форм. После построения больших форм переходит к работе над более мелкими деталями.
Третий этап связан с выявлением большой формы при помощи светотени, установление основных тональных отношений между предметами, фоном. Этому этапу уделяется самое серьезное внимание.
Четвертый этап связан с тщательной проработкой формы каждого предмета, выявление светотеневых оттенков.
Пятый этап должен быть направлен на установление целостности изображения.
Натюрморт может выполняться наряду с графическими материалами, также и живописными.
Живопись натюрморта.
Реалистическое изображение не является зеркальным отражением природы. Цель его - создание художественного образа, верно передающего смысл и содержание явления природы и жизни. Живопись, как и рисунок, базируется на строго определенных закономерностях построения реалистической формы. Обучение живописи - путь изучения способов, приемов и средств построения живописной формы цвета. К факторам, влияющим на изменение цвета, относятся световоздушная среда, цветовое окружение, источники освещения.
У дошкольников нужно развивать способность видеть предметы в окружающей среде, смотреть на натюрморт как на гармоническую группу предметов, имеющие рефлексные и пространственные связи. Единственный метод, позволяющий успешно создавать зрительный образ натуры - это метод отношений. Процесс развития зрительного восприятия идет параллельно с накоплением знаний и умений.
Цвета подразделяются на ахроматические цвета (белые и черные). Они различаются по светлоте. Все цветные краски называются хроматическими. Цвета могут быть либо теплыми, либо холодными. Также при работе с натюрмортом мы сталкиваемся с явлением - контраст. Всякий ахроматический цвет в окружении более темного светлеет, в окружении более светлого темнеет. Это светлотный контраст. Изменение цветового тона в зависимости от рядом находящегося цвета называется цветовым контрастом.
Цветовой тон - это признак цветности, по которому один цвет отличается от другого. Светлота - отличие по светлоте, насыщенность - степень выраженности того или иного цветового тона. Полутон - промежуточная часть формы между светом и тенью.
Работа над натюрмортом выполняется различными живописными материалами. Одним из таких материалов является акварель.
Акварельная живопись: акварель - водяные краски, от французского aguarell, от латинского agua - вода. Бывает твердая - в плитках, полумягкая в чашечках, мягкая - в тюбиках. Основное свойство акварели - прозрачность красящегося слоя. Это свойство следует учитывать и при наложении одного цвета на другой.
В акварели используется два способа работы:
Лессировка - наложение одного прозрачного слоя краски на другой, при этом первый слой просушивается.
Алла прима - все цвета берутся сразу нужной силы, каждая цветовая деталь начинается и заканчивается в один прием. Также называется «работа по сырому».
Высветление насыщенного тон происходит путем разбавления акварели водой. Живопись акварели построена на том техническом приеме, что сначала на бумагу наносят светлые тона красок, оставляя блики не закрытыми, затем постепенно вводят насыщенные цвета.
Следующим живописным материалом является гуашь - французское слово gouache - непрозрачные акварельные краски. Гуашь по технологии производства близка к мягким сортам акварели, а отличается от нее непрозрачностью. Обладает хорошим кроющим свойством. Благодаря этому можно наносить один цвет на другой. Высветление цвета достигается путем добавления белил. Получение производных цветов осуществляется предварительным смешиванием красок на палитре. После высыхания гуашевые краски светлеют. Знакомство с техникой гуаши следует начинать с натюрморта, в котором ясно намечены цветовые отношения.
Существуют различные виды натюрмортов:
1. натюрморт из гипсовых геометрических тел.
2. натюрморт из предметов быта, простых по форме.
3. натюрморт из предметов быта, простых по форме в цвете.
4. натюрморт из предметов, близких по цвету.
5. натюрморт из предметов контрастных по цвету.
6. натюрморт из темных предметов.
7. натюрморт из белых предметов.
8. натюрморт в интерьере.
9. натюрморт на пленэре.
Таким образом, натюрморт как вид изобразительного искусства имеет свои особенности. В обучении старших дошкольников искусству натюрморта, для более доступного, систематичного понимания ими этого вопроса, необходимо применять специальные методы и приемы обучения, которые разрабатывались многими педагогами ранее, и развиваются и обновляются и в настоящее время.
1.2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ НАТЮРМОРТА КАК ВИДА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Богат и значителен реалистический опыт, накопленный в жанре натюрморта, воздействующего на зрителя в результате ассоциативных чувств, представлений и мыслей, возникающих при восприятии правдиво изображенных предметов натуры. Достоверное изображение предметов, передача их красоты, неповторимых живописных качеств - основное условие создания полноценного художественного образа в этом жанре.
Искусство натюрморта имеет свою историю свои традиции. Оно знает периоды расцвета и периоды спада. Его развитие тесно связано с общим поступательным движением изобразительного искусства. Большое влияние на него оказывали крупнейшие мастера живописи. Это влияние шло по линии общего воздействия на характер и стилевые особенности натюрморта. Так, близкие творческие контакты с П.Рубенсом наложили яркую печать на все творчество Снейдерса ф., определив, вместе с тем, и его стилевые особенности - сочную, декоративно подчеркнутую живопись. Снейдерса часто называют «Рубенсом в натюрморте».
Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии в начале XVIII в. Знаменитые голландские натюрморты передают радость быта: рассматривая их, кажется, ощущаешь вкус реальных плодов, напитков. Художники изображали самые обычные вещи, но это было красиво и поэтично. Одни любили натюрморты скромные, другие писали на огромных холстах.
Наиболее распространенным и популярным натюрморт был в голландском искусстве на рубеже XVI - XVII в., где он достиг своего наивысшего расцвета в творчестве таких художников, как П.Клас, Г.Виллем, А.Бейерен, И.Фейт, произведения которых украшают многие крупнейшие музеи мира. Творчество этих мастеров развивалось под благотворительным влиянием искусства эпохи Возрождения.
Методы и приемы изображения, разрабатываемые в жанре сюжетно-тематической картины, портрета, переносились в область натюрморта. Именно здесь вырабатывается основной тип натюрморта с четким трехплановым членением пространства, с ясно выраженным композиционным центром.
По классической схеме построения центр композиции картины помещается на среднем плане; передний план заполняется дополнительными мелкими предметами, служащими вводом в изображение. Роль третьего плана выполняет фон, который надлежало писать в виде нейтрального пространства.
Разрабатываемые в голландском искусстве художественные принципы во многом предопредели дальнейшее развитие натюрморта. Его основными качествами были: реализм, тонкость наблюдения жизни, умение подметить и передать эстетическую ценность.
Для создания своих произведений художники избирали предметы, используемые в повседневном быту, однако составляли их с большим вкусом, стремясь достичь гармонии и изящества всей группы.
Излюбленными мотивами изображения у голландских мастеров были «завтраки» с небольшим набором предметов. С большим мастерством и изяществом передавался материал предметов - стекло, металл, керамика. В проработке формы использовались приемы многослойной живописи- прописи, лессировки, позволяющие добиваться предметной убедительности изображения.
Другой важной особенностью голландского натюрморта следует считать то, что художники сумели наполнить его смысловым содержанием. В любом натюрморте этих мастеров раскрывается неразрывная связь человека с окружающим миром. Во всем этом проявляется здоровое оптимистическое восприятие жизни, искреннее желание показать, как щедра природа, как трудолюбив и талантлив человек.
Наиболее полно это радостное ощущение жизни проявилось в творчестве Ф. Снейдерса. Он пишет большие монументальные полотна, предназначенные для парадных дворцовых помещений. Широко известны его картины «Рыбная», «Фруктовая», «Овощная». Строгая продуманность композиции в работах художника сочетается с декоративностью живописи, насыщенностью колорита. Это уже не скромные «завтраки», которые пишут А.Бейерен или П.Класс, а произведения, созданные воображением и фантазией художника. Так же, как и в других картинах голландских художников, в натюрмортах Снейдера большое внимание уделено проработке рисунка и передаче материальности предмета. Однако при тщательности проработки формы он не утрачивает цельность художественного образа. До сих пор натюрморты Снейдерса радуют нас реалистичным изображением.
В XVII в. Складываются главные черты натюрмортного жанра. В нем работают такие видные мастера живописи, как Рембрант, Сурбаран, Переда. Всех их объединяет общее стремление - показать гармонию мира вещей, окружающих человека, красоту их форм и материала. Сформулированные в практической деятельности художников задачи искусства натюрморта существовали и в дальнейшем, но решение их не повторяло прошлого опыта, а осуществлялось новыми средствами в соответствии с новыми требованиями времени.
Значительный вклад в развитие натюрморта внес французский художник XVII в Ж.-Б. Шарден, вошедший в историю мировой живописи как мастер бытовой жанровой картины. Свои натюрморты он пишет с предметов скромного домашнего обихода, привнося в них большую одухотворенность и простоту композиции. Замечательными образцами этого типа натюрморта являются «Медный бак», « Натюрморт с коробкой, трубкой и кувшином».
Простота и классическая ясность композиции отличает и натюрморты, объединенные под общим названием «Атрибуты искусства». Характерным для живописи Шардена является совершенство и разнообразие приемов, используемых для передачи материала предметов в их неразрывной связи со световоздушной средой. Развивая принципы реалистического искусства, Шарден вместе с тонким колористическим видением натуры внес в натюрморт и ту особую одухотворенность, которая составляет отличительную особенность искусства этого мастера.
Но не всегда и не у всех художников задача раскрытия социального содержания жизни посредством «говорящих вещей» была главной в создании произведения. Менялись вкусы, эстетические представления, менялось и отношение к окружающей действительности. Художники стали подмечать в окружающей жизни иные качества материального мира. Важной проблемой становится среда, в которой находится предмет, передача света, воздуха, образа природы.
Начиная с середины XIX в. Сильное влияние на судьбы искусства стал оказывать импрессионизм. Старым академическим традициям, которые к этому времени выродились в крайне условные формы салонного искусства, импрессионисты противопоставили свое понимание живописи. К. Моне, А.Сислей и другие художники обратились в своем творчестве непосредственно к работе над природными мотивами, ставили и решали проблему создания живописного изображения спектрально чистым красками. Их главной заботой было воспроизведение на картине быстро меняющегося состояния природы; сам же предмет изображения с его объективными свойствами утратил былое значение, как бы растворился в световоздушной среде.
Живописная система импрессионизма, получившая наиболее полное развитие в пейзаже, неизбежно затрагивала и область натюрморта. И здесь художники, увлеченные идеей цвета и света, стремились передать не сами свойства предмета, а мимолетную игру световых и цветовых пятен на его поверхности. Этим объясняется резкое снижение интереса к содержательной стороне искусства, к объективной оценке действительности.
Надо отметить безусловно положительную роль, которую сыграл импрессионизм в искусстве. За счет обогащения цветовой палитры художники значительно расширили свои живописные возможности, активно используя в создании художественного произведения цвет, его изобразительные и психологические свойства.
Однако развитие жанра натюрморта следует видеть не в русле общего движения импрессионизма, а скорее на пути преодоления его узких мест, связанных, в частности, с разрушением объемной формы. Известной реакцией на разрушение формы импрессионистами явилось искусство П.Сезанна, много работавшего как в области пейзажа, так и в области натюрморта.
Испытав в начале пути сильное влияние импрессионистов, Сезанн пришел к логическому отрицанию их метода. В создаваемых им многочисленных натюрмортах зрелого периода, он стремился найти пути и средс и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.